Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Они могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде модели (кривой, графика). Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).
Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию: Y d =C + I + G + NX, где
C – потребительские расходы домохозяйства;
I – инвестиционные расходы частного сектора;
G - государственные закупки;
NX – чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Кривая совокупного спроса АD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:
1. «Эффект процентной ставки». Повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
2 «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.
3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.
Совокупное предложение - это сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен (в стоимостном выражении). Иными словами, это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.
Кривая совокупного предложения, AS (от англ. аggregate supply), показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
AS может быть приравнено к величине ВНП или к величине ВВП.
AS = ВНП = ВВП
На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).
AS = зарплата + рента + процент + прибыль.
Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.
Помимо уровня цен на объем национального производства оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относится: изменение объема применяемых ресурсов, изменение производительности ресурсов и изменение налогов и субсидий.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать. В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие. Рассмотрим варианты отклонения.
1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
2. - не изменяя объема производства, повысить цены;
- расширить выпуск продукции.
Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.
3.Допустим, что совокупный спрос меньше совокупного предложения: AD < AS. Здесь также возможны два варианта: сократить производство и оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и продавать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достигнута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.