Гипотеза о существовании этого чина подтверждается чрезвычайно архаичным армянским литургическим материалом, близким к Халдейской Церкви. Ещё в 1960 г. его исследовал католический литургист о. Матеус и доказал, что древнейшая всенощная состояла из 2 частей: хваления и Евхаристии.
Перед Евхаристией пели библейские песни: Моисея ("Исход") и 3 отроков ("Даниил") и читали Евангелие.
Более того: похожий предъевхаристический чин до сих пор сохранился у армян в субботу вечером (в современном армянском Часослове называется "Жеманик").
В Православной Церкви эти архаические черты более всего проявляются в нашей Вечерне Великой Субботы. Как вы помните, она у нас служится в пятницу днём вместо Литургии (которой в пятницу не положено) и завершается выносом Плащаницы.
Итак, привлекая параллельный материал (т.е. Эфиопскую версию "Апостольского Предания" и "Testamentum"), мы можем реконструировать следующее чинопоследование:
· Вход епископа и диаконов.
· Приветствие епископа: "Слава Господу" или "Господь с вами";
· Ответ: "И со духом твоим".
· Молитва епископа.
· Ответ людей: "Тебе хвалим, Тебе благословим и молим ти ся... Аминь".
· Пение библейских песен и псалмов (вперемежку).
· Предъевхаристический чин:
· — "Благодать Господа нашего со всеми вами" — "И со духом твоим";
· — "Восхвалим Господа!" — "Достойно и праведно есть";
· — "Горе имеем сердца!" — "Имамы ко Господу".
· Епископская молитва.
· Чтение Священного Писания (Ветхого Завета).
· Проповедь.
· Отпуст оглашенных.
· Слово к верным и молитва о них (или ектенья).
· Анафора.
Вот — этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня. А сформировались они в современном виде только к началу IX века.