Есть деление потребительского рынка на его сегменты, основываясь на возрасте самих потребителей. Согласно этого принципа сегментирования можно выделить следующие потребительские сегменты: школьники, студенты, сениоры, пенсионеры.
Потребности школьных групп (возраст до 16 лет) можно определить как:
■ максимальная безопасность в поездке;
■ наличие сопровождающего от туроператора и педагога на протяжении всего маршрута;
■ дешевизна путешествий;
■ организованная экскурсионная программа и детский досуг (спортивные игры, конкурсы, мероприятия);
■ инклюзив-туры или заказные пакеты (при отдельных группах школьников);
■ питание по системе полного пансиона на протяжении всего маршрута.
Особенности возможностей туроператора, деятельность которого ориентирована на школьные группы:
■ активная работа со школами, педагогами;
■ знание систем льгот и скидок для детей и детских групп;
■ повышенная ответственность оператора за жизнь и здоровье детей;
■ активное сотрудничество и связи с детскими лагерями, базами отдыха, санаториями.
Студенты, молодежь (возрастная группа потребителей от 17 до 28 лет) имеют следующие туристические потребности:
■ приобретение групповых или индивидуальных туров;
■ приоритет познавательных, спортивных, развлекательных направлений;
■ выбор любых недорогих средств размещения (гостиницы, хостелы, базы отдыха);
■ возможность приобретения туров без питания и с минимальным набором дополнительных услуг;
■ время отдыха может не совпадать с туристическим сезоном.
Требования к возможностям туристического оператора ограничиваются:
■ активной работой с вузами;
■ осведомленностью о возможных скидках и льготах молодежи и студентам;
■ опытом организации групповых поездок;
■ наличием квалифицированного персонала, готового стать сопровождающими групповых молодежных поездок;
■ активной работой и наличием связей с хостелами, разнообразными недорогими средствами размещения;
■ практикой работы с Международными студенческими картами.
Сениоры — люди зрелого возраста (28—50 лет) требуют:
■ организации групповых или индивидуальных туров;
■ приоритетными целями путешествий являются отдых, отдых + лечение, познавательные туры;
■ качественного размещения (комфортабельные номера), питание, организованный досуг;
■ время поездок подвержено сезонным колебаниям (поскольку сениоры связаны работой и отдыхают, в основном, во время отпусков);
■ возможности для отдыха с детьми.
Возможности туристического оператора в этом случае должны отвечать следующим требованиям:
■ солидный и внушающий доверие офис и компетентный персонал;
■ широкий ассортимент предлагаемых отелей и программ.
Наконец, четвертым сегментом согласно сегментированию по возрастному принципу, являются пенсионеры, люди старше 50 лет.
Их туристические потребности:
■ в основном, индивидуальный отдых;
■ приоритетными направлениями являются отдых, отдых + лечение;
■ заинтересованы в ненасыщенных программах, предлагающих много свободного времени и времени для отдыха и сна в туре;
■ предпочитают качественный и недорогой отдых;
■ поездки несезонны (пенсионеры не работают и предпочитают дешево отдыхать в межсезонье).
Требования к возможностям туристического оператора:
■ отзывчивый и терпеливый персонал;
■ внушение доверия клиентам и компетентность;
■ знание особенностей оздоровительных туров и направлений;
■ особенности страхования туристов.