18
Министерство Образования.
Кемеровский Технологический Институт Пищевой Промышленности.
В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:
Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы.
Не забывать демонстрировать на деле общность интересов.
Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
Соблюдать принятые на себя обязательства.
Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
На оптимизацию звена логистической цепи «закупка» влияют не только внешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.
Развитие новых отраслей экономики и все более разнообразные предложения товаров на рынках промышленно развитых стран Запада усложняют функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробно информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительного размера издержек, изменений в собственной программе сбыта, использование технического прогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения, перечня типов рынка и приведенных ниже вопросов относительно их.
Если потребности на основе заказов не могут быть определены, тогда используют метод определения потребностей на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза - прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.
Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требующее длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного потребления, требуемые к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Способствуют резкому снижению производственных запасов регулярные поставки таких материалов, которые доставляются потребителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период. Фирмы осуществляют также конъюнктурные и спекулятивные закупки товаров.
Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства используются различные виды расчетов:
Простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);
Калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);
Постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).
Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов МТС. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы разгрузки в случае смешанных сообщений.
Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Снабженческая деятельность имеет однозначную цель - обеспечить эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения, по возможности до минимума, объема запасов. Тем не менее было бы неправильно считать, что отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в производящих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.
Глава 2.
Планирование закупок.
2.1 Служба закупок.
В соответствии с компетенцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потока в пределах самой службы снабжения.
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:
Что купить;
Сколько купить;
У кого купить;
На каких условиях закупать.
Кроме того, необходимо выполнить работы:
Заключить договор;
Проконтролировать исполнение договора;
Организовать доставку;
Организовать складирование.
Что, сколько и у кого купить - это задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.
Существует 2 основных варианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.
Рис. 2.1
На рисунке 2.1 показан вариант организационной структуры предприятия с распределением задач между различными функциональными подразделениями. Как видно, задачи что закупать и сколько закупать решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются работы по складированию закупленных предметов труда.
Задачи у кого и на каких условиях закупать решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т.е. заключаются договоры, контролируется их исполнение. В результате фун6кция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Другой вариант, представленный на рисунке 2,2, предполагает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.
Рис. 2.2
2.2 Анализ, определение потребностей и расчет закупаемых материалов.
.
Логистика закупок, является первой логистической подсистемой, представляющей собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих изделий и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающих согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
Анализ определение потребностей, расчет количества заказанных материалов;
Определение метода закупок;
Согласование цены и заключение договора;
Установления наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
Организация размещения товара на складе.
Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизацией складских запасов.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
Какие материалы требуются;
Количество материала, которое понадобится для производства продукта;
Время, когда они понадобятся;
Возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
Требуемые площади складских помещений;
Издержки на закупки;
Возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии;
Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом.
Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц за неделю 1000/52=19 единиц.
Потребности материалом можно рассчитать, исследуя определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о независимом спросе, который рассчитывается при помощи методики МРР-1. Принцип ее прост: исходная точка - это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.
Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывается:
Наличный запас;
Плюс заказанные материалы и уже запланированное собственное производство;
Минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ.
На основе данных расчетов определяю время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукции.
Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребности в конечном продукте.
Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний. Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся колебаний спроса на конечный продукт.
Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода:
Прогноз на новый период = Прогноз на предшествующий период + АХ(фактическое потребление в предшествующем периоде -
прогноз на предшествующий период)
Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого фактора «а», значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше «а», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов и метод более подходит для оценки фактического потребления.
В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах как-то: детерминированный, стохастический и эвристический.
Первый используется, когда известны определенные период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Второй - когда основой для расчета является математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы имеют свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от: профиля фирмы, возможностей заказчика, типа изделий, наличия и вида складов и системы контроля запасов.
2.3 Определение метода закупок.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.
Основными методами закупок являются:
Оптовой закупки;
Регулярной закупки мелкими партиями;
Закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.
Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течении определенного периода.
Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары.
Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
Полный перечень товаров;
Количество товара, имеющегося на складе;
Требуемое количество товара.
Преимущество: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
Количество не устанавливается, а определяется приблизительно;
Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
Оплачивается только поставленное количество товара;
По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупки определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток этого метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков.
Глава 3.
Оформление и получение заказа.
3.1 Выбор поставщика.
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги и письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Проведение тендера включает следующие этапы:
Реклама.
Разработка тендерной документации.
Публикация тендерной документации.
Приемка и вскрытие тендерных предложений.
Оценка тендерных предложений.
Подтверждение квалификации участников торгов.
Предложение и присуждение контракта.
Организация Конкурсных торгов - сложная и многоплановая работа.
Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры меду поставщиком и потребителем.
В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано 2 способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (оферты). В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты: наименование товара; количество и качества товара; цену; условия и срок поставки; условия платежа; характеристику тары и упаковки; порядок приемки-сдачи.
Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа равноценно отказу покупателя от поставки.
Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных покупателей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.
При втором способе организации письменных переговоров - инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получения оферты. В запросе указывается все необходимые реквизиты, кроме цены, которая появится в ответном предложении.
Оценка предложений, поступивших к потенциальном потребителю может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура.
3.2 Основные требования, предъявляемые к поставщику.
Имеется 2 основных критерия выбора поставщиков (1)стоимость приобретения продукции или услуги и (2) качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков поставки и т.д. надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Кроме основных критериев существует еще ряд дополнительных: удаленность поставщиков от потребителей; риск забастовок у поставщика; наличие у поставщика резервных мощностей и др.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников информации. Ими могут быть например: собственные расследования; местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов; банки и финансовые институты; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации; информационные агентства; государственные источники.
В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:
Нельзя ограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
Как минимум 1 из используемых источников должен быть независимым.
Окончательный выбор поставщиков производится лицом, принимающим решение, и может быть полностью формализован.
3.3 Документальное оформление заказа.
В условиях рыночной экономики использование большинством фирм сложившихся ранее документов во многих случаях уже не удовлетворяет современным требованиям. Относительно ведения документации по закупкам руководителям соответствующих целесообразно разработать стандартные бланки, в которых рекомендуется включить:
Название документа.
В целях выделения бланка заказа среди других документов необходимо обозначить его словами «Заказ» или «заказ на поставку».
Порядковый номер.
Порядковый номер используется в документах, прилагаемых к копии заказа. Кроме этого, номер поможет быстро отыскать нужный документ.
Название и адрес компании.
Эти сведение информируют поставщика о том, с кем ему предстоит иметь дело, куда поставлять товар и куда посылать счет.
Ответственность за заказ.
В бланке заказа указывается должностное лицо, с которым поставщик может выяснить все вопросы, связанные с заказом. Желательно, чтобы им был человек, стоящий у истоков заказа. Это поможет поставщику при необходимости найти конкретного человека для решения своих проблем.
Дату, наименование и адрес поставщика.
Сроки поставки и количество поставляемых товаров.
Описание товаров.
Адрес поставки.
В случая когда адрес поставки отличается от основного адреса фирмы, названного в бланке заказа.
Цену.
Расчеиный счет.
Зарубежные фирмы, кроме самых мелких, используют, как правило, 4 экземпляра заказа. Для облегчения работы они окрашены в разные цвета.
Экземпляр 1 (белый) - отправляется поставщику.
Экземпляр 2 (розовый) - отправляется в финансовый отдел, подтверждает передачу заказа и является основанием для оплаты счета.
Экземпляр 3 (голубой) - оправляется в отдел МТС. По нему отдел проверяет соответствие количества и качества товара, означенных в бланке заказов и транспортной накладной, и уведомляет отдел закупок и финансовый отдел о совершившейся поставке.
Экземпляр 4 (зеленый) - отправляется для контроля и используется при необходимости разрешения конфликтных ситуаций с поставщиками.
После того как отдел МТС подтвердил получение товаров, зеленый экземпляр сдается а архив.
3.4 Получение и кодирование поставляемой продукции.
Важное значение в реализации плана закупок имеют приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества товара.
Приемка продукции. В первую очередь необходимо удостовериться, что получен товар: нужного качества; в нужном количестве; от своего поставщика; в обусловленное время; за оговоренную.
В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует позаботится о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемке товара были расположены как можно ближе друг к другу и не далеко от производственных помещений.
Во избежании скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада составляют график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Такие меры позволяют не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта.
Документальное оформление поставок.
Для правильного выполнения операций, связанных с поставками товаров, необходимо внимательно работать с документами, их отражающими.
Копия заказов должна быть направлена в подразделение потребитель для проверки на соответствие уведомлениям о поставке товара. При проверке используются спецификации (описание товара).
Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке.
Сопроводительное письмо обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены именно для этой фирмы.
Документ поставщика применяется, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы.
Подтверждение получения поставки используют для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета.
В книге регистрации товаров указывается: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки и дается краткое описание товара.
3.5 Проверка качества и количества полученной продукции.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:
Дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
Остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
Судебные иски;
Потеря доверия потребителей своей продукции из-за поставок недоброкачественных материалов.
Применение на практике меры по обеспечению качества применяемых товаров могут быть классифицированы следующим образом:
Методы приемки парий |
Методы приемочного контроля |
|
А. Сплошной контроль Б. Выборочный контроль приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам непрерывный выборочный контроль по качественным признакам. Приемочный выборочный контроль по качественным признакам с пропуском партии. Приемочный выборочный контроль по качественным признакам. Ревизионный выборочный контроль. |
А. Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества. Б. Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров. В. Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика. Г. Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков. |
Заключение.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Функции закупочной логистики:
Определить необходимое количество сырья и материалов для производства продукции;
Определить что закупать;
Сколько закупать;
Как закупать;
Выбрать поставщика;
Оформить заказ на поставку;
Проконтролировать выполнение заказа;
Разместить материалы на сладе.
Все эти функции по разному осуществляются на производстве. Количество материалов, дата начала поставок, и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании. Например, одни предприятия закупают сырье большими партиями для того, чтобы сгладить сезонные колебания в поставках, а другие - не большими партиями чтобы свести к минимуму издержки связанные со складирование.
Особенно важными являются вопросы что купить, сколько купит и у кого купить В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись. На сегодняшний день эти вопросы стоят особенно остро в ситуации нестабильной экономики. Некоторые предприятия предпочитают убытки от складирования сырья, чем от задержек с его поставкой или по другим нарушения контракта. В ситуации когда все друг другу должны и никто не платит говорить о нормальном функционировании предприятия сложно. Но даже в таких условиях логистика в нашей стране развивается.
Список использованной литературы.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - 2-е изд. - М.: «Маркетинг», 1999.
Рахилькин А.В. Логистика фирмы. - Новосибирск, 1997.
Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: «ИНФРА-М», 1997.
Лекции по логистике Харлампенкова Е.И.
! | Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать. |
Конспект | Экологическое нормирование |
Конспект | Методы изучения семьи |
Конспект | Кристаллические решетки |
Конспект | Исполнение уголовных наказаний в зарубежных государствах. |
Конспект | Правовые системы (семьи) современности |