Показатели затрат на технологические инновации занимают центральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив инновационного развития.
Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны). В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты.
Текущие затраты, осуществляемые главным образом за счет себестоимости продукции (работ, услуг), включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, т. е. относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) - годовые затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внесением технологических инноваций. Они состоят из затрат на приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, а также сооружений, земельных участков и объектов природопользования, необходимых для инновационной деятельности.
Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются различные группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной стратегии предприятий.
В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются:
затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи);
затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
затраты на приобретение новых технологий (патентных и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, товарных знаков, инжиниринговых и консультационных услуг) у сторонних предприятий, организаций, частных лиц;
затраты на приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;
затраты на производственное проектирование, другие виды работ по подготовке производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства либо передачи (при этом их следует отличать от проектно-конструкторских работ, учитываемых в составе научных исследований и разработок и относящихся к формированию начальной концепции проекта по созданию новых продуктов или технологических процессов), пробное производство и испытания;
затраты на обучение, подготовку и переподготовку персонала в связи с внедрением технологических инноваций (внедрением новых продуктов и услуг, работой по новым технологиям и на новом оборудовании);
затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продуктов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на развертывание дистрибьюторских сетей распространения инновационной продукции или услуг);
прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).
Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух классов инноваций - продуктовых и процессных.
При группировке затрат на технологические инновации по источникам финансирования предусматривается их упрощенная типология по сравнению с принятой для научных исследований и разработок. Так, в их составе рассматриваются собственные средства предприятий, средства федерального бюджета и бюджетов территорий, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. В дополнение из состава общих затрат на технологические инновации выделяются осуществленные с привлечением кредитов и займов, в том числе на льготных условиях.
Сделка по приобретению либо передаче технологии может осуществляться как в пределах одной страны, так и являться международной операцией, когда технология передается через национальные границы из одной страны в другую. При этом возможны различные коммерческие и некоммерческие формы реализации таких сделок. Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с выделением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим формам приобретения (передачи):
права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
результаты исследований и разработок;
ноу-хау, соглашения на передачу технологий;
покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология передается в укомплектованном виде);
целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов;
другие (например, покупка (продажа) предприятия либо его части, вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия, лизинг, получение технологий в составе предоставленных инвестиций либо через организацию совместных предприятий и т. п.).
Указанные показатели дополняются сведениями о совместных проектах по выполнению исследований и разработок (в том числе с зарубежными партнерами), а также об источниках информации для осуществления инноваций. В числе последних рассматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, научные организации и т. п.) либо общедоступная информация (патентная, научно-техническая литература, стандарты, конференции, выставки и иные рекламные мероприятия).