Конспект лекций по предмету "История государства и права зарубежных стран"


Французский абсолютизм. Реформы Сюлли и Ришелье

Французский абсолютизм. Реформы Сюлли и Ришелье
Королевская власть уже в период правления Франциска I (1515-1547) достигла своего могущества. Этот король не разу не созывал Генеральные штаты. Юристы, окружавшие короля утверждали, что его воля есть закон для поданных и его власть никем не должна ограничиваться. В XVI в. король Генрих IV получил возможность полностью починить себе католическую церковь во Франции. В 1516 г. по Болонскому конкордату, король Генрих IV получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой, а в 1598 г. был издан Нантский эдикт, ставивший цель примирить католиков и гугенотов. Католичество восстанавливалось во Франции и признавалось государственной религией. Католическому духовенству возвращались его земли. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, собирать церковные съезды. Это был первый эдикт веротерпимости в Западной Европе. Гугенотское дворянство стало отходить от политической оппозиции и возвращалось обратно в католицизм. Гугенотам было оставлено 200 крепостей на юге и юго-западе. Они получили право иметь при короле представителей, а также собирать особые политические совещания. В результате гражданских войн гугеноты юга Франции получили значительную самостоятельность.
При Генрихе IV значительно укрепилась экономическая база абсолютизма. Он сумел подобрать себе умных и энергичных помощников, таких как Сюлли, который был назначен министром финансов. Сюлли поставил задачу восстановить экономику страны, в частности сельское хозяйство. Он считал земледелие истинным достоянием Франции. «Земледелие - это истинные рудники и перуанские сокровища Франции». По его настоянию правительство частично снизило налоги с крестьян, освободило от уплаты недоимок, накопившихся во время гражданских войн, запретило продавать скот и орудия труда крестьян за долги, что облегчило положение французского крестьянства и способствовало подъему сельского хозяйства. Был упорядочен сбор налогов, организовано осушение болот, поощрялось распространение новых сельскохозяйственных культур, таких, как кукуруза, свекла. Правительство поощряло развитие шелководства. Экономическая политика государства была направлена на поддержку промышленности и торговли и заключалась в протекционизме. Были созданы крупные государственные мануфактуры и поощрялись частные предприятия, которым раздавались привилегии и субсидии. Мануфактуры были рассчитаны на производство предметов роскоши - шелковых и бархатных тканей, гобеленов, сафьяна, позолоченной кожи для обоев, стеклянных и ювелирных изделий, дорогих кружев, мебели, украшений. Высокое качество французской продукции и ее художественные достоинства обеспечивали широкий сбыт товаров в стране и за ее пределами. В эту пору было положено начало вековой монополии Франции на мировом рынке в области производства предметов роскоши. При содействии правительства французские купцы вновь добились лучших условий торговли в Леванте и Испании. Франция начала проводить колониальную политику. Восстановление сильной королевской власти и экономическая политика Генриха IV отвечала интересам французской буржуазии и среднего дворянства. Буржуазия оказывала поддержку королевскому абсолютизму.
После смерти Генриха IV престол Франции перешел девятилетнему Людовику XIII, регентшей при нем стала королева мать Мария Медичи. Воспользовавшись слабостью правительства, вельможи и принцы снова выступили против абсолютизма и потребовали созыва Генеральных штатов. Но надежды на то, что штаты поддержат знать в ее выступлении против королевской власти не оправдались. Третье сословие, представленное провинциальными чиновниками, уже получившими дворянство, и богатыми горожанами, поддержало правительство и отклонило требование знати, добившейся передачи власти в руки аристократии. Между сословиями возникли трения. Генеральные штаты были распущены и не собирались более до 1789 г. на заседаниях штатов выдвинулся энергичный и талантливый епископ Арман Жан дю Плесси (Ришелье), который был приглашен на службу в королевский совет. В 1622 г. он по представлению королевы получил от папы титул кардинала. С 1624 по 1642 г. Ришелье занимал пост первого министра Людовика XIII и был фактически руководителем государства.
Ришелье много сделал для укрепления абсолютизма. Его идеалом было могущественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми подданными, включая дворянство. В своем политическом завещании он писал: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью - могущество государства…». Будучи католиком и кардиналом Ришелье интересы государства ставил выше интересов церкви. Ришелье не собирался отменять сословные и имущественные привилегии дворянства, но требовал, чтобы дворяне служили королю и подчинялись государственным законам. В «Политическом завещании» он писал, что «главный нерв государства - это дворяне, подчинившиеся королю». Ришелье приказал срыть многочисленные замки феодалов, если они не имели стратегического значения, запретил дуэли.
Ришелье начал наступление на политическую независимость гугенотов Опорой гугенотов была крепость Ла-Рошель, которая была взята в 1628 г. После этого Ришелье перестал считаться с Нантским эдиктом. В 1629 г. он издал «Эдикт милости». За гугенотами сохранялась только свобода вероисповедания, но были отобраны крепости, их войска расформированы, закрыты особые судебные палаты.
При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых выполнял обязанности первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных должности. Старые государственные должности ликвидируются или теряют свое значение и превращаются в простые синекуры.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение, начиная с Кольбера (1665 г.), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контроле финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро. В 1661 г. Людовик XIV создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.
Управление на местах отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 г. посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, в как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 г., а затем собрание нотаблей протестовали против действий интендантов. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были достаточно широки. Они осуществляли контроль над фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к сельскому хозяйству, промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием. Могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в суде бальяжа или сенешальства. Централизация коснулась и городского самоуправления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры престали избираться, а назначались королевской администрацией.
В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии и регулярного королевского флота. При Людовике XIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения. Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, нередко из деклассированных элементов, лишних людей, быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.