Теоретико-методологические предпосылки практических решений проблемы личности в правоохранительных органах
Чтобы успешно на деле решить проблему личности сотрудника правоохранительных органов, надо как минимум научно достоверно подходить к ней. Принципиально важен изначальный поход к пониманию психологии личности, осуществляющей деятельность в рамках организации, как производной единства психики, деятельности и организационных условий в правоохранительном органе. Он реализуется в организационно-деятельностной концепции (A. M. Столяренко, 1982), опирающейся на ряд теоретико-методологических положений.
Психология личности целостна, системна (принцип целостности, системности). Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов или функций, которые бы совершались сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда - элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой поставленной целью и системообразующими свойствами личности. Они всегда элементы целостного внутреннего мира личности, всегда личностно окрашенные, личностно определяемые. Их проявления в деятельности, действиях, поступках всегда личностно опосредованы и санкционированы. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законность и другие качества - не изолированные, расположенные рядышком, а проявления системности личности, которая не сводится к их арифметической сумме. Поэтому нельзя понять психологию личности, не определив ее системные свойства, не поняв ее как единое целое, как особую, своеобразную жизнь со своими приоритетами. Невозможно и формировать личность по частям, или сначала учить, а потом развивать, или одному руководить, а другому воспитывать, на одних мероприятиях учить, а на других воспитывать. С личностью надо работать системно.
Психология личности структурна и иерархична (принцип структурности и иерархичности). Любая система - не хаотическое скопление элементов, а их внутренняя организация со структурой, группировками элементов, находящихся в определенном соподчинении. Во внутреннем мире личности выделяются три основные психологические сферы (подструктуры, подсистемы, группировки психологических элементов): направленности, операциональная и модуляционная.
Сфера направленности (потребностно-мотивационная) включает в себя все побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. Психологические компоненты этой сферы определяют избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них психологические компоненты других психологических сфер, влияя на степень, характер и способ использования возможностей личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, приоритетная роль в психологии личности.
Сфера операциональная включает психологические элементы, играющие роль способов и средств достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность - не только то, что она делает, но к как делает. В этой сфере есть две группы своеобразных компонентов: морально-деловые и профессионально-деловые. Личность для делового достижения своих целей использует и моральные средства (долг, ответственность, честность, порядочность, трудолюбие, коллективизм, дружбу, солидарность или противоположные им отношения-средства), и профессиональные (организованность, упорство, смелость, навыки, умения, способности и др.).
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на другие сферы личности и их проявления. Это обнаруживается в разной силе, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности проявлений других психологических особенностей, в том числе относящихся к сферам направленности и операциональной. В иерархии сфер модуляционная (психофизиологическая) сфера - низшая, обслуживающая другие.
Такая структура личности и взаимоотношения ее сфер выступают основой ряда практически значимых выводов:
- изучая личность, надо обязательно изучать все ее сферы. Недопустимо делать заключения, например, о пригодности кандидата к работе в правоохранительных органах на основе изучения только (или преимущественно) психофизиологической сферы или какой-то другой;
- оценивая какую-то психологическую особенность личности, следует четко представлять, к какой из сфер она относится, что доминирует над ней и на что она сама влияет;
- интегрально оценивая личность по всей совокупности сфер, осуществляя отбор, оказывая помощь, надо отдавать предпочтение оценке особенностей первых двух сфер и особенно первой - сферы направленности;
- развивая личность профессионала правоохранительных органов, необходимо воздействовать на все сферы личности, учитывая приоритет первой и второй.
Психология личности в любом возрасте при всей ее устойчивости непрерывно меняется (принцип развития). В мире нет ничего неизменного, и психология человека не составляет исключения. Другой вопрос - что меняется, в какой степени, с какой скоростью, с какими трудностями. С возрастом сформированные предшествующей жизнью психологические особенности личности меняются медленнее, труднее, но все же меняются. Качества, относящиеся к сфере направленности, как показывают исследования и опыт, более стабильны и менее коррелируемы в сравнении с показателями операциональной сферы. Доказано также, что особо низкие показатели многих профессионально-значимых качеств в ходе целенаправленной и эффективной в психологическом плане работы с сотрудником могут (при отсутствии патологии) относительно быстро выводиться на средний уровень развития. Поэтому психолого-педагогический нигилизм в работе с персоналом в целом не оправдан и вреден. Реальные изменения у работающих в правоохранительных органах будут происходить и без нас, если мы откажемся от целенаправленных и рассчитанных на регулирование психологического развития личности воздействий, и далеко не всегда они будут положительными. Один из важнейших практических выводов из этого: надо не только отбирать людей на работу в органы правоохраны, но и непрерывно и компетентно в психолого-педагогическом отношении способствовать их развитию.
Сущность личности, ее основные психологические особенности обусловлены в решающей степени прижизненно, социально, а не врожденно и биологически (принцип социальной обусловленности). Человек является личностью не потому, что он ест, пьет, дышит, испытывает боль, удовлетворяет половые потребности, а потому, что обладает сознанием и самосознанием, чувством достоинства и совестью, способностью мыслить абстрактно, отвлеченно, планировать и предвидеть, избирать линию своей жизни, отдавать себе отчет о собственном поведении, ставить перед собой одни жизненные цели и отказываться от других, выбирать одни способы достижения целей и не прибегать к аморальными противозаконным, осуществлять самоконтроль и самоуправление или стать «перекати-полем» - поддаваясь низменным соблазнам, быть человечным и доброжелательным по отношению к людям или глухим к их бедам и запросам и т. п. Всякий человек обладает, бесспорно, биологическими особенностями, но они не составляют сущности его личности. Поэтому и развивать личность сотрудника надо прежде всего социально. От этого в решающей степени будет зависеть и успех ее в жизни и правоохранительной деятельности.
Поведение сотрудника, его поступки психологически определяются взаимодействием свойств, качеств, психического состояния, в котором он находится в данное время, и пониманием им конкретной жизненной ситуации (принцип взаимосвязи психологии личности и деятельности). Уже в предыдущих двух положениях просматривается большая динамичность психологии личности. Динамичны и ее проявления в поступках, действиях, деятельности под влиянием условий конкретной жизненной или служебной ситуации, особенностей понимания ее, отношения к ней, решаемых задач, включенности в их решение, от психического состояния личности, виктимности другого человека и др.
Есть две фундаментальные психологические закономерности: внешние причины действуют через внутренние условия и внутренние причины действуют через внешние условия. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно, и о личности, как закрытой системе, психология которой детерминирована только изнутри.
Б. Ф. Ломовым справедливо отмечена ограниченность анализа системы «субъект-объект» и недопустимость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе общественных отношений, вне «пересечения» ею при этом системы социально-психологических «линий», т. е. вне социально-психологического контекста. Поэтому поступки и действия одной и той же личности могут различаться в разных ситуациях по уровню социальной, нравственной зрелости, профессионализму и др. Ошибочно потому же и мнение, что поступки и действия человека всегда и однозначно определяются его качествами (как и противоположное - «поведение человека целиком определяется обстоятельствами»).
Важнейший практический вывод: работа с персоналом, помимо отбора и руководства развитием личности, должна обязательно предусматривать психологическое руководство - непрерывное и эффективное, предупреждающее срывы и направленное на помощь ей.
Последняя из закономерностей, о которой целесообразно сказать в контексте рассуждений, такова: есть две основные группы фактов, в решающей степени детерминирующих развитие личности, находящихся во взаимосвязи, - ее собственная активность и окружающие условия. Активность - универсальный закон развития всего живого. Окружающему миру, природе, человек сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяетсвою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Данные современной науки подтверждают и углубляют представление о роли деятельности как развивающего и формирующего личность и ее особенности фактора. Качества личности - в значительной степени интегральный продукт тех деятельностей, которыми она занималась до сегодняшнего дня, а ее нынешняя активность - главный фактор происходящих в ней изменений. Что активно, то и развивается. Чтобы развить физическую силу, надо нагружать мышцы; чтобы развить память, надо упражняться в запоминании; чтобы стать умным, надо решать задачи, от которых «трещит» голова. Окружающие условия активизируют определенные мысли, намерения, отношения, поступки, стимулируют одни и сдерживают другие и через это влияют на развитие психологии личности. Деятельность сотрудника правоохранительных органов и условия, в которых она протекает, - мощные двигатели непрерывного развития каждого. Однако их действие не однозначно и в решающей степени зависит от позиции личности, ее собственных намерений, усилий, активности.
Понятно, что личность сотрудника всегда продукт не только 1) прошлого, но и 2) актуального настоящего и даже 3) предвосхищаемого будущего (ожидаемые личностью изменения ее жизнедеятельности). Поэтому, регулируя второе и третье (в правоохранительной деятельности отношение каждого сотрудника к ее целям, задачам, способам осуществления, проявлению собственных возможностей, степень проявляемой целеустремленности, добросовестности, увлеченности, волевых усилий), совершенствуя социально-психологические, организационные и материальные условия, ориентируя сотрудника на перспективы успешного самоутверждения и саморазвития, мы вооружаемся эффективными средствами и способами профессионального личностного роста.