Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Основы государственного права Республики Армения

Основы государственного права Республики Армения
Конституция Армении, основы конституционного строя; основы правового статуса личности;
Первая Конституция независимого армянского государства закрепляет суверенитет народа, закрепляет нормы избирательного права, основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе права на очередные выборы, механизм реализации власти. Конституция - это первое необходимое условие существования суверенного демократического социального и правового государства, основанного на господстве права и отрицании произвола власти.
Новая Конституция Республики Армения, принятая 5 июля 1995 г., - четвертая по счету в истории Армении. До нее принимались Конституции Армянской ССР 1922, 1937 и 1978 гг.
Конституционная реформа, развернувшаяся в Республике, завершилась принятием ее Верховным Советом Конституционного закона от 27 марта 1995 г. и Закона Республики Армения от 4 апреля 1995 г. "О выборах депутатов Национального Собрания Республики Армения". Тем самым была создана устойчивая нормативно-правовая база для нового Основного Закона Армении.
Вопрос о принятии новой Конституции был поставлен сразу же после провозглашения независимости Армении. По решению Верховного Совета Республики Армения 5 ноября 1990 г. была образована Конституционная комиссия для разработки текста Конституции. В состав комиссии вошли специалисты в области права, политические и государственные деятели, депутаты - всего 20 человек. Возглавил Конституционную комиссию Председатель Верховного Совета Левон Тер-Петросян.
Неоднозначное отношение к конституционным процессам, что выразилось не только в широкой полемике по поводу концепции нового Основного Закона, в частности, по проблемам формы правления Республики Армения (президентская или парламентская республика), способа принятия Конституции, но и в появлении альтернативных проектов вне Конституционной комиссии.
24 июня 1993 г. Конституционная комиссия одобрила первый вариант проекта Конституции Республики Армения и вынесла его на всенародное обсуждение, которое длилось 9 месяцев. Было внесено более тысячи предложений и замечаний по проекту. Все они были систематизированы и учтены при доработке проекта Конституции.
20 апреля 1994 г. Конституционная комиссия одобрила доработанный вариант проекта и вынесла его на обсуждение Верховного Совета Республики Армения. Были представлены и другие проекты Конституции, отличавшиеся трактовкой изб. прав и предмета изб. права. На внеочередном заседании 16 июля 1994 г. Верховный Совет принял постановление "О расширении состава Конституционной комиссии Верховного Совета Республики Армения". В состав Конституционной комиссии было включено по одному представителю от общественно-политических организаций, имеющих места в парламенте и не участвующих в Конституционной комиссии, и от авторов альтернативных проектов. В расширенном составе Комиссия работала с 30 июня 1994 г. по 13 апреля 1995 г. За основу был принят официальный проект (в кругах широкой общественности он получил такое название), который был доработан и представлен на рассмотрение Верховного Совета.
В мае 1995 г. проект Конституции был детально рассмотрен на сессии Верховного Совета. Прошли длительные парламентские дебаты, по проекту было внесено много замечаний и дополнений, обсужденных на дополнительных заседаниях Конституционной комиссии. Согласованный текст проекта еще раз был рассмотрен Верховным Советом Республики Армения.
И, наконец, 12 мая 1995 г. Верховный Совет принял историческое постановление "О проекте Конституции Республики Армения". Основываясь на ст. 2 Конституционного закона от 27 марта 1995 г. и руководствуясь ст. 13 Закона Республики Армения "О референдуме Республики Армения", Верховный Совет постановил:
1. Одобрить проект Конституции Республики Армения, представленный Конституционной комиссией Верховного Совета Республики Армения.
2.Президент республики; законодательная власть; законодательный процесс; Правительство Армении;
Организация государственной власти - важнейший объект конституционного регулирования. Конституция Армении закладывает такое соотношение законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором принцип разделения властей получает свое реальное воплощение. Статья 5 Конституции закрепляет принцип разделения властей, при котором все власти в государстве действуют самостоятельно и в то же время уравновешивают друг друга и взаимодействуют. Ведь это принцип не столько разделения ветвей власти, сколько установления взаимозависимости между ними. Никаких всевластных органов в Конституции Армении не предусмотрено.
Особенно важным представляется конституционное регулирование вопросов взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Разработчики Конституции стремились найти баланс между ними.
Конституция закрепляет систему разделения властей, сочетающую сильный профессиональный парламент и Президента - главу государства, избранного всенародным голосованием. В Конституции дается комплексная конституционная регламентация всей вертикали президентской власти сверху донизу, усилена гарантия невозможности абсолютизации президентской власти, закреплены многие нормы изб. права и даже их структура, и в то же время исключена возможность оказания на процесс ее реализации какого-либо давления.
Парламент (Национальное Собрание) согласно Конституции выступает как представительный орган, осуществляющий законодательную власть и иные полномочия, установленные Конституцией (ст. 62).
По Конституции в Республике Армения никакой другой орган не может осуществлять законодательную власть, она никому не передается. Следует сказать, что в целях законодательного обеспечения программы деятельности Правительства Национальное Собрание может уполномочить Правительство на принятие имеющих силу закона постановлений, которые действуют в течение установленного Национальным Собранием срока и не могут противоречить законам. Эти постановления подписывает Президент Республики (ст. 78).
Национальное Собрание является важнейшим звеном в системе разделения властей. Обладая исключительным правом издания и изменения законов, оно на основе Конституции определяет рамки, в которых действуют исполнительная и судебная власти. Рычагами его воздействия на исполнительную власть являются также утверждение и контроль за исполнением государственного бюджета, участие в организации управления экономикой и социально-культурной сферой, смещение Правительства (вотум недоверия), контрольные функции (право депутатов обращаться с вопросами к Правительству, парламентские расследования, слушания в постоянных комиссиях и т. д.).
В Конституции заложены предпосылки того, что Национальное Собрание будет принимать качественные законы и обеспечит эффективный контроль за их реализацией.
Нормы, посвященные Национальному Собранию, сформулированы так, чтобы исчерпывающим образом определить его конституционные полномочия как единственного законодательного органа государства.
В рамках своей компетенции Правительство представляет в предусмотренном ст. 74 Конституции порядке на одобрение Национального Собрания программы своей деятельности; представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет парламенту; управляет государственной собственностью; обеспечивает осуществление единой финансово-экономической, кредитной и налоговой государственной политики; обеспечивает также осуществление государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы. Правительство обеспечивает осуществление обороны, национальной безопасности и внешней политики Республики, принимает меры по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.
3. Судебная власть, Совет правосудия; состав, компетенция, конституционный контроль; территориальное управление и местное самоуправление.
Судебная власть в соответствии с Конституцией - одна из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной власти. Согласно Конституции (ст. 91) правосудие в Республике осуществляют только суды - в соответствии с Конституцией и законами. Предусмотрено также осуществление правосудия в установленных законом случаях с участием присяжных. Судами общей юрисдикции являются суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный Суд Республики Армения. По Конституции, в Республике действуют также хозяйственный, военный и иные предусмотренные законом суды. Запрещается создание чрезвычайных судов. В соответствии со ст. 94 Конституции гарантом судебных органов является Президент Республики. Он возглавляет Совет правосудия. Министр юстиции и Генеральный прокурор являются заместителями Председателя Совета. В состав Совета входят также четырнадцать членов, назначенных Президентом Республики на пятилетний срок, двое из которых - ученые-юристы, девять - судьи, трое - прокуроры. По три члена Совета правосудия назначаются из судей судов первой инстанции, апелляционных судов и Кассационного Суда. Общие собрания судей тайным голосованием выдвигают по три кандидатуры на каждое место. Кандидатуры прокуроров - членов Совета правосудия выдвигает Генеральный прокурор.
Совет правосудия является совещательным органом. Он составляет по предложению Министра юстиции и Генерального прокурора и представляет на утверждение Президента Республики ежегодные списки должностной пригодности и служебного продвижения судей и прокуроров, на основании которых производятся назначения, а также выполняет и другие функции, установленные Конституцией (ст. 95). Порядок деятельности Совета правосудия устанавливается Законом "О Совете правосудия", принятым Национальным Собранием 14 ноября 1995 г.
Хотя гл. 6 Конституции прямо не закрепляет Конституционный Суд как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, это вытекает из анализа содержания этой главы. Очевидно, что гл. 6 Конституции необходимо дополнить положением о высшем назначении Конституционного Суда.
Основной Закон принципиально по-иному, чем Конституция 1978 г., регулирует главные вопросы соотношения государственной власти и местного самоуправления, разделения властей в системе местного самоуправления, роль самого населения в осуществлении некоторых функций и полномочий местного самоуправления и определении структуры его органов, наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Нельзя не отметить, что система норм о местном самоуправлении в Конституции 1995 г. абсолютно свободна от каких-либо рудиментов конституционного регулирования местных Советов как органов государственной власти, что было свойственно предшествующим конституциям. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что согласно Конституции Армении функции местного самоуправления могут осуществляться непосредственно населением либо органами и должностными лицами, приобретшими свой статус в результате их выбора населением, или избранными населением представительными органами местного самоуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.