Основы государственного права Республики Грузия
Конституция Грузии; правовой статус личности;
Современная Грузия расположена на границе между Европой и Азией, в центральной части Кавказа.
Нынешняя территория Грузии составляет 69,7 тыс. кв. км, население - около 5 млн. человек, из которых около двух третей - грузины, а остальное население составляют абхазы, азербайджанцы, армяне, греки, евреи, осетины, русские и др.
К числу первых конституционных документов следует отнести Акт Независимости Грузии, принятый Национальным Собранием 26 мая 1918 г. Значение этого Акта заключается в том, что он не только декларировал образование суверенной Грузинской Демократической Республики, но и определил политические и правовые основы вновь создаваемого государства. Будучи по сути своей учредительным, конституционным документом, Акт Независимости Грузии от 26 мая 1918 г. был положен в основу будущей конституции, над проектом которой работы продолжались около двух лет. 21 февраля 1921 г. Учредительное Собрание утвердило первую Конституцию первой Грузинской Республики. Исследователи отмечают высокий уровень этого политико-правового документа.
Разработчики Конституции 1921 г. учли как опыт конституционного развития различных стран мира, так и исторические, демографические, культурные и другие особенности, свойственные грузинской действительности. Примечательны упоминания о монархии, престолонаследии, а также форма правления (республика без главы государства - его функции распределены между однопалатным парламентом и премьер-министром, заслуживают внимания отдельные главы о социальных и экономических правах, о правах национальных меньшинств, об автономии и др.
Трудно сказать, как бы работала эта в некотором смысле романтическая Конституция. Спустя четыре дня после ее принятия, т. е. 25 февраля 1921 г., 11-ая Красная Армия вошла в Грузию, власть была узурпирована, страна стала "советской" и "социалистической", а действие (так реально и не заработавшей) первой грузинской Конституции по решению убывающего в эмиграцию законного правительства Грузии было приостановлено.
В Грузинской Советской Социалистической Республике было принято 4 конституции - 2 марта 1922 г., 4 апреля 1927 г., 13 февраля 1937 г. и 15 апреля 1978 г.
В феврале - марте 1993 г. Парламент Республики Грузия принял Постановление о создании Государственной Конституционной комиссии, избрал ее председателем Э. А. Шеварднадзе Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет, в принципе, традиционную, классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т. д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав, 109 статей. Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены последовательными буквами грузинского алфавита.
Конституция состоит из следующих структурных частей: Преамбула; Глава первая. Общие положения; Глава вторая. Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека; Глава третья. Парламент Грузии; Глава четвертая. Президент Грузии; Глава пятая. Судебная власть; Глава шестая. Государственные финансы и контроль; Глава седьмая. Оборона государства; Глава восьмая. Пересмотр конституции; Глава девятая. Переходные положения.
Заметно отсутствие в Конституции глав о государственно-территориальном и административно-территориальном устройстве, а также местном управлении и самоуправлении. Разработчики и учредители Основного Закона не "забыли" про эти важнейшие конституционные сегменты. На стадии разработки в различных модификациях предлагались оба классических варианта (унитарное и федеративное государство) государственно-территориального устройства, а вопрос о местном самоуправлении, подобно Конституции 1921 г., предполагалось отрегулировать в отдельной главе.
2. Президент Грузии: порядок избрания, компетенция, основания и порядок прекращения полномочий; Правительство Грузии: состав, порядок формирования, ответственность, ответственность; государственные финансы и контроль;
Провозглашение прав и свобод еще не означает, что они осуществляются на деле.
Общеизвестно, чтобы обеспечить перевод социальных возможностей (прав и свобод), содержащихся в конституции, в конкретные правоотношения, необходима совокупность принципов, факторов, условий, обеспечивающих эффективную их реализацию. Иными словами, необходима система гарантий. Конкретные гарантии прав и свобод содержатся в определенных статьях Основного Закона и в текущем законодательстве.
Среди институциональных гарантий прав человека и гражданина наибольшие надежды возлагаются на органы судебной власти - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, прокуратуру-
Специальным конституционным органом по надзору за защитой прав и свобод является избираемый Парламентом Народный Защитник Грузии. Грузинский омбудсман вправе выявлять факты нарушения прав и свобод личности, информировать об этом соответствующие органы и требовать их устранения. Создание препятствий деятельности Народного Защитника карается по закону.
Члены Государственной Конституционной комиссии, которые разрабатывали проект Конституции, и члены Парламента, которые принимали Конституцию, хорошо представляли себе среду, в которой она (Конституция) начнет действовать. При слабости таких элементов политической системы, как партийная система, сектор неправительственных организаций, профсоюзы, средства массовой информации, отсутствии так называемого класса собственников, при недостаточном уровне политической и правовой культуры необходимо было найти такой оптимальный баланс разделения властей, который обеспечил бы столь необходимое для тяжелейшего переходного периода эффективное государственное регулирование и в то же время не допустил бы возникновения авторитарного режима. Члены Конституционной комиссии и парламентарии испытывали на себе груз тоталитарного режима и очевидные пороки двухлетнего нахождения у власти партии 3. Гамсахурдия. Принималась во внимание и практика государственного строительства в постсоветских странах, и экспертная помощь западных специалистов.
В итоге принцип разделения властей реализован в Конституции в системе, которая свойственна президентским республикам. Впрочем, от прежнего, "французского" варианта кое-что осталось (например, институт государственного министра, законодательная инициатива Президента и др.). Если к этому добавить другие конституционные нормы, внесение которых было обусловлено конъюнктурно-политическими целями, можно утверждать, что грузинская Конституция закрепила оригинальную модель разделения властей, в основе которой лежит система сдержек и противовесов. В системе центральных государственных органов Парламенту отводится особое место. Оно предопределяется тем, что он утверждается непосредственным источником государственной власти - народом. Видимо, можно утверждать, что от степени демократических начал формирования Парламента во многом зависит степень его легитимности, а следовательно, и характер его отношений с другими ветвями власти.
В Конституции регулирование начинается с Парламента, затем идут институты Президента и судебной власти. Надо полагать, приоритеты здесь расставлены не случайно.
Конституция не содержит перечня полномочий Парламента, и в известной степени его можно отнести к тем высшим законодательным органам, которые обладают абсолютно неопределенной компетенцией. Это будет верно по отношению к законотворчеству, в котором для Парламента нет запретных тем, однако в отношении других сфер деятельности его возможности достаточно ограничены.
Парламент Грузии обладает достаточными правомочиями по формированию государственного механизма: только с его согласия Президент назначает министров, послов и иных дипломатических представителей Грузии; по представлению Президента избирает Председателя и судей Верховного Суда, а также членов Совета Национального банка Грузии, назначает Генерального прокурора и Председателя Палаты Контроля; по своей инициативе избирает трех членов Конституционного Суда и Народного Защитника Грузии, есть институт контрассигнации.
Президент имеет ряд полномочий по формированию органов государства, что в немалой степени способствует реализации его конституционной функции - обеспечить деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. В частности, ему принадлежит решающая роль в формировании Правительства; он назначает и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Грузии; на основе дискреционного правомочия Президент назначает членов Совета Национальной Безопасности, назначает и освобождает от должности руководителей правительственных и государственных подведомственных учреждений; Президент назначает трех членов Конституционного Суда Грузии; Президент представляет для утверждения, избрания или назначения Парламентом кандидатуры Председателя и членов Верховного Суда, Генерального прокурора, членов Совета Национального банка Грузии, Председателя Палаты Контроля, Народного Защитника Грузии.
Не менее значимыми являются полномочия Президента Грузии в законодательной сфере, во взаимоотношениях с Парламентом.
3.Судебная власть: система, статус судей; конституционный контроль; местное самоуправление; правовой статус Абхазской и аджарской автономных республик; законодательный процесс.
Деятельность всех ветвей государственной власти служит достижению этих целей, но особо значимой является деятельность судебной власти. Строго регламентированная процессуальная форма деятельности, исключающая отрицательные свойства политического или бюрократического разрешения конфликтов в обществе, особый порядок формирования органов судебной власти, предусматривающий особые требования к ее представителям, особый статус и особые социальные гарантии их независимости делают предпочтительной судебную форму защиты прав и свобод личности. Именно поэтому декларируется в п. 1 ст. 42 Конституции: "Каждый человек имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод."
Пожалуй, ни в одном из разделов Конституции 1995 г. нет столь существенных новаций, как в главе пятой ("Судебная власть"), еще более впечатляющей является осуществляемая на основе Конституции судебная реформа.
Судебную власть в Грузии осуществляют Конституционный Суд Грузии и суды общей юрисдикции. Учреждением судебной власти является прокуратура. В период работы над проектом Основного Закона созданию органа конституционного контроля придавалось столь большое значение, что в "Переходных положениях" был закреплен предельный срок принятия Органического закона о Конституционном Суде - до 1 февраля 1996 года. Законодатели неукоснительно придерживались этого императива.