Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
Отнесение вопроса о расторжении брака к ведению органов загса, т.е. рассмотрение его в административном порядке, по общему правилу, зависит от совокупности следующих условий:
наличие взаимного согласия обоих супругов на расторжение брака;
отсутствие у супругов общих несовершеннолетних детей.
В этом случае роль органов записи актов гражданского состояния сводится только к проверке наличия указанных условий и простой регистрации развода. При этом следует отметить, что они не вправе выяснять и проверять причины расторжения брака.
Наличие согласия на развод обоих супругов должно быть выражено вполне определенно в письменной форме путем подачи либо совместного заявления об этом, либо двух раздельных заявлений, если по уважительной причине один из супругов не может явиться в орган загса для подачи совместного заявления.
Отсутствие общих несовершеннолетних детей должно быть подтверждено соответствующими документами (паспортами). Следует обратить внимание на то, что законодатель специально в соответствующей статье акцентирует внимание на том, что у супругов не должно быть общих несовершеннолетних детей. Это означает, что наличие не общих несовершеннолетних детей (например, если один из супругов имеет несовершеннолетних ребенка или детей, родителем или усыновителем которых не является другой супруг) не препятствует расторжению брака в органах загса. Однако при этом встает вопрос, каких детей признавать общими? Это касается как детей, усыновленных обоими супругами, так и детей одного из супругов, усыновленных другим супругом.
При установлении указанных выше двух условий и при подтверждении их соответствующими документами орган загса расторгает брак. Однако если до регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния один из супругов, подавших заявление, изменит свое первоначальное решение, расторжение возможно только в судебном порядке.
Правило ст. 19 СК носит императивный характер. Однако в соответствии с п. 2 ст. 21 СК если один из супругов, несмотря на отсутствне у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса, то брак расторгается в судебном порядке. Имеются в виду случаи, когда один из супругов отказывается от подачи совместного заявления либо отдельного заявления, если он не имеет возможности лично явиться в орган загса для подачи совместного заявления, уклоняется от явки в соответствующий орган для государственной регистрации развода и др. (ст. 33 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 2 постановления Пленума № 15 Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»).
Кроме общего правила, ст. 19 СК предусматривает исключительный порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей.
Это допускается, если другой супруг:
признан судом безвестно отсутствующим;
признан судом недееспособным;
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
В этих случаях роль органов загса сводится к проверке наличия указанных в законе обстоятельств.
Признание одного из супругов безвестно отсутствующим должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда об этом, для чего в органы загса достаточно представить копию соответствующего судебного решения.
Признание одного из супругов недееспособным также должно быть подтверждено копией соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. От признания лица недееспособным следует отличать признание лица ограниченно дееспособным, которое не служит основанием применения правила ст. 19 СК. По искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц брак расторгается в общем порядке (п. 3 постановления № 15 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).
Осуждение лица за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет подтверждается вступившим в законную силу приговором суда по соответствующему уголовному делу, копия которого должна быть предъявлена в орган загса. Соответственно, если приговор еще не вступил в законную силу, то расторжение брака через органы загса не допускается.
Следует обратить внимание на то, что законодатель не ограничивает право другого супруга обратиться с соответствующим заявлением какими-либо сроками с момента осуждения второго супруга. Данный исключительный порядок расторжения брака при наличии указанных обстоятельств, предусматривается только для супруга, оставшегося на свободе. Так, если вопрос о расторжении брака ставится супругом, осужденным судом к лишению свободы на срок свыше трех лет, то брак расторгается по общему правилу, т.е. в суде общей юрисдикции. Если оба супруга лишены свободы на срок свыше трех лет, то брак также расторгается в судебном порядке.
Согласие супруга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, на расторжение брака не требуется. Однако его все равно следует известить о поступлении в загс заявления о разводе.
Учитывая, что брак может быть расторгнут через органы загса только при условии осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок свыше трех лет, то упрощенный порядок развода не допускается в случае осуждения на срок три года или менее трех лет.
Некоторые авторы высказывают мнение, что нельзя расторгать брак через органы загса, если супруг, осужденный на срок свыше трех лет, на момент подачи заявления другой стороной является условно-досрочно освобожденным (ст. 79 УК); освобожден от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК); освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК); освобожден от наказания вследствие амнистии или помилования[2]. В отношении этого следует отметить, что семейное законодательство связывает возможность расторжения брака через загс по заявлению супруга, оставшегося на свободе, только в связи с самим фактом осуждения к лишению свободы на срок свыше трех лет без каких-либо оговорок.
В отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье, действующее семейное законодательство не связывает возможность использования такого упрощенного порядка расторжения брака с отсутствием споров о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споров о детях. Данные споры рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах загса по заявлению одного из супругов (ст. 20 СК).
Таким образом, если выражаться иными словами, то административный порядок расторжения брака можно смело назвать регистрационным.
Расторжение брака и выдача свидетельства об этом производятся органами записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи соответствующего заявления (п. 3 ст. 19 СК). По сравнению с ранее действовавшим законодательством указанный срок сокращен.
Порядок регистрации расторжения брака органами загса, а также выдачи об этом свидетельства определяется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния». Он является общим для регистрации всех актов гражданского состояния.
За государственную регистрацию расторжения брака, в том числе и за выдачу свидетельства об этом, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 4 Закона «О государственной пошлине» взыскивается государственная пошлина:
при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - двукратный размер минимального размера оплаты труда;
при разводе с лицом, признанным безвестно отсутствующим либо недееспособным, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, - 20% от минимального размера оплаты труда.