Правовое регулирование прокурорского надзора в России
Прокуратура в Российской империи учреждена Указом Петра 1 от 12 января 1722 г. Дата 12 января Указом Президента РФ от 29.12.95 г. № 1329 провозглашена «Днем работника прокуратуры Российской Федерации». Прокуратура учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.
Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.
В соответствии со ст. 71 Конституции России правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального надзорного органа относится к исключительному ведению Российской Федерации. В настоящее время правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются достаточно большим спектром правовых актов различной юридической силы.
Так, в ст. 129 Конституции Российской Федерации закреплено, что прокуратура России составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору t РФ. Она же в ст. 72 п. «л» установила, что кадры правоохранительных органов, к каковым относятся и органы прокуратуры, находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Кроме того, ст. 83 п. «е» в числе полномочий Президента Российской Федерации выделяет его право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносить предложение об освобождении последнего от должности. Что касается правовых норм, определяющих полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, то здесь Основной закон страны содержит отсылку к федеральным законам.
Прокуратура Российской Федерации является полноправной участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , заключенной в г. Минске 22.01.1993 государствами - участниками Содружества независимых государств.
Достаточно многочисленной сегодня является группа федеральных законов, закрепляющих полномочия прокуроров. Помимо собственно Закона о прокуратуре, который определил цели, стоящие перед органами прокуратуры, их структуру и порядок функционирования, перечислил основные направления и участки деятельности прокуроров, упорядочил полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора, конкретизировал порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, регламентировал условия прохождения ими службы и их правовой статус, специфические полномочия, присущие прокурорам в рамках реализации отдельных функций, установлены другими законодательными актами, в числе которых следует выделить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ , Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, гражданский процессуальный и арбитражный процессуальный кодексы, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Вторую группу законодательных актов представляют законы, в которых прямо указано, что надзор за их исполнением осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Это федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и ряд других законодательных актов. Данное обстоятельство отнюдь не означает, что федеральные законы, в которых не говорится о надзорных полномочиях прокуроров, находятся вне поля их зрения, поскольку предметом прокурорского надзора согласно упомянутой выше ст. 1 Закона о прокуратуре является исполнение всех действующих на территории Российской Федерации законов.
Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируются в указах Президента Российской Федерации, которым, в частности, утверждены Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации . Кроме того, указами главы государства ненормативного характера производится присвоение прокурорским работникам классных чинов высшей категории, а также награждение их почетным званием «Заслуженный юрист Российской Федерации» и государственными наградами.
Ограниченный рамками федерального законодательства круг вопросов, касающихся функционирования органов прокуратуры и реализации прокурорами отдельных полномочий, регулируется законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Важную роль в организации деятельности органов прокуратуры играют руководящие документы Генеральной прокуратуры РФ. Издавая приказы и указания, Генеральный прокурор РФ и его заместители ставят перед нижестоящими прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяют приоритеты в их деятельности на перспективу, как правило, применительно к тому или иному направлению или участку работы.
Прокуроры субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий также издают управленческие документы, обязательные для исполнения подчиненными им прокурорами и следователями.
Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права, которые служат целевому назначению прокуратуры - регулированию устройства ее органов и прокурорского надзора как особой, закрепленной в Конституции Российской Федерации формы государственной деятельности. Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора. Последние имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу и специальное назначение.