Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Экономические кризисы 1980-1982 гг. и 1992-1993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики. При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами. Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.
Глобализация – вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.
Факторы глобализации:
постоянное увеличение общего количества государств;
противоречивые последствия НТР;
возникновение региональных объединений;
разрыв в уровне развития стран.
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии "рейганомики", названной по имени президента США Р. Рейгана.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:
сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
дерегулирование предпринимательской деятельности;
проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.
Нацеленность "рейганомики" на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели "теорией предложения". Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями. В 1980-1982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %. В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно-кредитной политикой. Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов "теории предложения". Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981-1985 гг. составили 2, 4 % – значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %). Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 1973-1981 гг. (0,6 %), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9 %). Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.
Основные цели внутренней политики Р. Рейгана – сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций – с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13 %.
Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.
завершение структурной
перестройки экономики
? создание условий для ускорения обновления и расширения основного капитала
устойчивый рост реального объёма личного потребления
? стимулирование
предложения
стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно других стран
? создание благоприятного климата для привлечения внешних инвестиций
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета страны составил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. Средняя зарплата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев – с октября 1990 по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2%. Спад затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета – 290 млрд. дол., растущий государственный долг – около 4 млрд. дол., что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи с этим главной задачей демократической администрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия Б. Клинтона:
акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер;
использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;
усиление роли государства в решении социальных проблем.
Новый экономический подъем в американской экономике начался с марта 1991 г., однако начало зрелой фазы подъема на рубеже 1994-1995 гг. сопровождалось замедлением экономического роста. Сдерживающее влияние на экономический рост продолжала оказывать государственная бюджетная политика. Ее особенностью стало сокращение федеральных закупок при медленном увеличении бюджетных расходов властей штатов и местных органов самоуправления. В 1995 г. правительство Клинтона вышло с новыми предложениями об усилении контроля за бюджетными расходами, которые позволили бы на протяжении следующих пяти лет удержать дефицит на уровне 160 млрд. дол. Эти меры сочетаются с некоторым снижением налогового бремени.
Неоднозначное влияние на экономический рост США оказывал внешнеторговый фактор. Благодаря улучшению экономической конъюнктуры в развитых странах и ускорению инвестиционных процессов в новых индустриальных государствах, темп прироста экспорта увеличился в основном за счет вывоза американского оборудования и химической продукции. Особое значение сыграло и включение Мексики в Североамериканское соглашение о свободной торговле. В то же время рынок США продолжал "всасывать" огромный объем мировых товарных ресурсов. В 1994 г. зарубежные поставки машинотехнической продукции обеспечили почти 60 %, а автомобилей и потребительских товаров – 25 % общего прироста импорта США. Импорт США продолжал расти быстрее, чем экспорт, обусловливая в целом тормозящий эффект внешнеторгового фактора на ход экономического подъема.
Япония – первая из стран, не принадлежавших к западному миру, заняла место среди крупнейших экономических центров в период 80-х гг. Это стало результатом структурной перестройки экономики, когда в ходе второго этапа НТР появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно-измерительных приборов, биотехнологии и т.д. В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Перестройка промышленности привела к развитию экспортной модели экономического роста, который в определенной степени был усилен укреплением позиций доллара и улучшением конкурентоспособности японских товаров.
Главные факторы конкурентоспособности японских товаров:
1. Микроуровень:
особая система контроля за качеством продукции, не более 0,01 % брака;
опережающий рост производительности труда;
значительно меньшие потери трудового времени.
2. Макроуровень:
более высокий уровень доходов населения;
перераспределение доходов в пользу производства, а не потребления;
высокий уровень частных накоплений.
Экспорт потребительских товаров не был единственной формой проникновения Японии на американский рынок. Одновременно увеличивался экспорт капиталов, основными получателями которых стали государственное казначейство и промышленные компании. Эти обстоятельства способствовали созданию центра мировой экономики по обе стороны Тихого океана за счет ослабления атлантической зоны. В 1985 г., когда позиции доллара начали ослабевать, темпы роста японской экономики замедлились. С 1987 г. Япония избрала новую стратегию – "внутреннюю" ориентацию политики экономического роста. Получило значительную государственную поддержку строительство жилья, начали реализовываться проекты в области инфраструктуры, некоторые отрасли, например, сфера телекоммуникаций, стали объектом дерегулирования и налоговой реформы. Последняя предусматривала снижение налога на прибыль для стимулирования потребления.
Состояние японской экономики начала 90-х гг. характеризуют следующие данные. Из 610 тыс. существующих в мире приспособлений, которые выполняют производственные операции в соответствии с заложенной в них программой, 385 тыс. сконструированы в Японии. Она занимает первое место и по количеству роботов на одного рабочего. Особое значение имеет тот факт, что этой стране удается удерживать лидерство в мире по стабильности цен и уровню заработной платы. Вместе с тем в последнее время в японской экономике нарастают негативные тенденции. Экономический подъем сменила стагнация. Рекордно высокой является безработица. Стагнация спроса и дешевеющий вследствие высокого курса иены импорт спровоцировали снижение цен. Это оказывает отрицательное воздействие на экономическую конъюнктуру.
Начало 80-х гг. оказалось трудным периодом и для Западной Европы (табл. 21). Ограничительная политика правительств, направленная на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, снижение уровня инвестиций в промышленность и рост структурной безработицы стали причинами стагнации европейской экономики. Но после мирового экономического кризиса 1980-1982 гг. экономика Западной Европы прошла фазы депрессии и оживления и с 1985 г. вступила в фазу подъема, которая длилась до 1992 г. Особенностью этого периода стало одновременное решение совокупности макроэкономических задач: роста ВНП, уменьшения безработицы, падения темпов инфляции, поддержания стабильности западноевропейских валют, расширения мирового товарооборота и улучшения состояния платежных балансов, роста прибылей и доходов трудящихся, облегчения налогового бремени и снижения дефицитов государственных бюджетов.
В Великобритании поворот в экономической политике связан с неоконсервативной программой правительства М. Тэтчер. Идеологической основой ее курса являлись несколько основополагающих элементов:
свободное предпринимательство;
личная инициатива;
крайний индивидуализм.
В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели стали ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей. Для борьбы с инфляцией было предпринято сокращение займов, предоставляемых государством частному сектору, осуществлялся контроль над темпами роста денежной массы в обращении, а контроль над ценами и заработной платой был отменен. В целях стимулирования капиталовложений правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенное, были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8 до 15 %. Кроме того, до 17 % были повышены учетные ставки Банка Англии.
Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение государственного предпринимательства. Это выразилось прежде всего в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса. Правительство М. Тэтчер провело также структурную перестройку национальной экономики.
Реформы затронули и внешнеэкономический сектор. После отмены валютных ограничений в 1980 г. вывоз капитала стал расти быстрыми темпами. Основная часть английского экспорта капиталов направлялась в развитые индустриальные страны. На развивающиеся страны приходилось только 18% английских прямых капиталовложений.
Следствием проводимой экономической политики был экономический рост Великобритании в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4% в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. Производительность труда в среднем росла на уровне 2,5% в год, уступая лишь Японии. Вместе с тем в годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских экспортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса. Обострились и социальные проблемы, связанные с реализацией программы сокращения государственных расходов на социальные нужды. Серьезным просчетом кабинета Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения. Новый премьер Дж. Мейджорпрактически не изменил экономической программы своей предшественницы. Особенно важное значение имело для страны подписание 2 августа 1993 г. Маастрихтских соглашений. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. Договор предусматривал введение новой денежной единицы, "отмену" границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов.
В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Достаточно стабильно рос ВНП и сокращалась безработица. За этот период удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчивых темпов роста и самых низких темпов инфляции. Кроме того заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Таким образом, "тэтчеризм" как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что рыночная экономика является гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.
Таблица 21
Динамика ВВП развитых стран (% роста или падения
по сравнению с предыдущим годом)
Среднегодовые темпы прироста
1991
1992
1993
1994
1995
1971-80 гг.
1981-90 гг.
США
2,8
2,7
-0,6
2,3
3,1
4,1
3,2
Япония
4,5
4,2
4,3
1,1
-0,2
0,6
1,3
Герма-ния *
2,7
2,1
5,0
2,2
-1,1
2,2
2,8
Франция
3,3
2,3
0,8
1,3
-1,5
2,7
3,0
Великобритания
2,0
2,7
-2,0
-0,5
2,2
3,8
3,4
ЕС
3,0
2,3
1,6
1,0
-0,6
2,7
3,0
* – Здесь и далее до 1991 г. – ФРГ, затем – объединенная Германия.
ФРГ в 1983-1990 гг. также переживала стадию подъема. В его основе лежали интенсивные процессы накопления, расширения экспорта, существенного увеличения инвестиций и др.
Важной причиной экономического роста стало значительное расширение внешнего спроса. Перед фактом увеличения положительного внешнеторгового сальдо ФРГ США настаивали на том, чтобы последняя вела политику поощрения экономического роста и взяла на себя роль локомотива мировой экономики, выполняемую США. Однако правительство ФРГ продолжало придерживаться ограничительной монетарной политики. В 1989 году экономический рост ФРГ составил 4,3 %, превысив среднеевропейский показатель, а положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 5 % ВНП.
С 1 июля 1990 г. со вступления в силу экономического и валютного союза с ГДР началось объединение Германии (табл 22). Экономическая политика правительства была по существу "шоковой терапией" для пяти новых земель, но в условиях, когда рядом в 11 землях существовало социальное рыночное хозяйство.
"Шоковая терапия" – комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающий привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: ростом цен, инфляцией, падением занятости и т.д.
Таблица 22
Особенности формирования объединенной экономики
Сфера реформы
Результат реформы
Денежная
Ликвидация марки ГДР, западногерманская марка объявлена единой национальной денежной единицей
Институциональная
Создание благоприятных условий для малого бизнеса путем приватизации и ликвидации комбинатов
Финансовая
Формирование механизма выравнивания уровней экономического развития западных и восточных земель
"Шоковая терапия", основанная на огромных инвестициях, позволила в довольно короткий срок остановить падение производства и капиталовложений. Уже в 1992 г. после двух лет падения ВНП на территории бывшей ГДР вырос на 7 %, в 1993 г. – на 5 %; рост инвестиций составил соответственно 13,5 и 10 %. Однако экономика страны все еще продолжает быть расколотой. Разрушение старого и создание нового сегодня идут параллельно. Продолжается процесс ликвидации предприятий, наблюдается сокращение рабочих мест в старых отраслях и утрата рынков сбыта.
Достаточно противоречивым является и современное развитие французской экономики. В начале 80-х гг. особенно серьезный ущерб Франции нанесла американская валютно-финансовая политика, в частности искусственное завышение курса доллара: примерно 1/3 французского импорта оплачивалась в американской валюте. Валютный кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары и обострение социальных проблем. Поэтому правительство блока левых сил, пришедшее к власти в 1981 г., в течение года с июня 1981 по июнь 1982 г. провело более 200 реформ. В первую очередь был повышен уровень минимальной заработной платы, на 40-50 % увеличены размеры пенсий и пособий, вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 часов. Такая политика привела к новому витку инфляции. В октябре 1981 г., а затем в июне 1982 г. правительство П. Моруа вынуждено было девальвировать франк. За девальвацией последовало важное решение правительства о замораживании на 4 месяца цен и зарплаты, кроме минимальной.
Среди важных реформ, проведенных левыми, находится закон о приватизации, принятый в середине февраля 1982 г. В результате его осуществления Франция стала располагать самым крупным среди развитых стран государственным сектором, который охватывал примерно 25% промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть промышленной продукции. Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Снижение темпов экономического роста до 0,7 %, а также политический и экономический нажим со стороны США и ФРГ заставили французское правительство перейти к новой экономической политике. Была принята "программа из десяти пунктов", которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться "планом Делора". Основу его составлял режим жесткой экономии. Главной целью "плана Делора" было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Реализация программы позволила несколько стабилизировать экономику, но решить проблему увеличения темпов экономического роста до 3% и уменьшения безработицы не удалось.
Новое правительство консерваторов во главе с Ж. Ширакомразработало программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Ее основой стали денационализация, сокращение масштабов налогообложения и дерегламентирование различных сфер экономической деятельности.
Причины денационализации во Франции:
необходимость восстановления адаптационных способностей фирм;
потребности в интернационализации частного капитала;
формирование основ «народного капитализма».
За короткий срок правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-89 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост ВВП составил в среднем около 3 %, промышленного производства – 4 %. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50 %. Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Весной 1992 г. Франция оказалась втянутой в мировой экономический кризис, который по показателям был сопоставим с кризисом 1974-75 гг.
Антикризисная программа Ж. Ширака:
расширение общественных работ;
активизация жилищного строительства;
обеспечение стабильности франка по отношению к западноевропейским валютам;
приватизация конкурентоспособных государственных предприятий;
поддержание ценовой стабильности;
борьба с безработицей.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1, 8 % в год. Темпы роста цен были одними из самых низких среди развитых капиталистических стран, за исключением Канады и Японии. При этом огромное значение приобрело участие Франции в Европейском экономическом сообществе. Выравнивание экономической структуры сделало страну равноправным партнером в ЕЭС.
Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.
Не менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.
Несмотря на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, все они условно делятся на две группы: радикальные и эволюционистские. Практика показывает, что страны, вставшие на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они уже прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или уже начавшийся рост производства. К их числу относятся Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Румыния. Страны, осуществляющие медленную или постепенную трансформацию своей командной экономики в рыночную (Россия, Болгария, Македония, Хорватия, большинство стран СНГ), добились меньших результатов.
Страны радикальных экономических реформ добились существенных результатов не только в либерализации своей экономики, ликвидации бюрократических институтов прежней системы управления, но и в практическом осуществлении макроэкономической или финансовой стабилизации, создании рыночной инфраструктуры. Суть вопроса о переходе к рыночной экономике не сводится к априорному выбору стратегии или к темпам этого перехода. В различных странах этот выбор делается по-разному в зависимости от конкретных условий (табл. 23).
Так, в России поиск путей перехода к более эффективной модели хозяйствования начался в середине 80-х гг. и продолжается по сей день. В его рамках выделяются три основных периода реформирования (табл. 24).
Таблица 23
Годовые приросты ВВП и промышленного производства (ПП)
в постсоциалистических странах (%)
Страны
1990
1991
1992
1993
1994
ВВП
ПП
ВВП
ПП
ВВП
ПП
ВВП
ПП
ВВП
ПП
Польша
-11,6
-24,2
-7,0
-11,9
2,6
3,9
3,8
7,3
5,0
13,0
Чехия
-1,2
-3,3
-14,2
-24,4
-6,4
-7,8
-0.9
-7,9
2,6
2,3
Словения
-4,7
-10,5
-8,1
-12,4
-5,4
-13,2
1,3
-2,8
5,0
6,4
Румыния
-8,2
-19,0
-12,9
-22,8
-8,2
-21,9
1,3
1,3
3,5
3,3
Россия
-2
-12,8
-8,0
-19,2
-18,0
-12
-14,1
-15
-20,9
Украина
-3,6
-11,6
-4,8
-13,7
-6,4
-14.2
-22,8
-19
-27,7
Хорватия
-8,5
-20,9
-28,5
-8,7
-14,6
-3,7
-5,9
0,8
-2,7
Болгария
-9,1
-17,2
-11,7
-22,2
-5,7
-15,9
-1,5
-10
0,2
2,0
Таблица 24
Социально-экономические реформы в СССР и России
(1985-1998 гг.)
Хронологические рамки
Цели реформ
Результаты
1985-1986
"Ускорение социально-экономического развития"
Конкретные мероприятия: антиалкогольная компания, школьная ре-форма, реформа трудовых коллективов
Попытка подрыва централизованной плановой системы. Во-люнтаризм, утопизм в определении сроков, необоснованная расчетами последовательность в осуществлении реформ привели к их фактическому провалу
1987-1991
"Перестройка"
Закон об индивидуальной (частной) деятельности; закон о государственном предприятии (ассоциации); закон о кооперативах
Политика "кнута и пряника" по отноше-нию к новым формам хозяйствования. Кампанейщина в аренде и кооперации. Отсутствие финансовых источников и сырья обусловили развитие теневой экономики. Нереформированность государственного сектора
1992-1998
"Шоковая терапия"
Либерализация цен. Разгосударст-вление. Структурная перестройка экономики. Налоговая реформа. Земельная реформа
Некомплексность и не-последовательность в проведении реформ. Высокая социальная цена реформ. Спад производства. Финансовый кризис. Увеличение бюджетного дефицита и государст-венного долга
Главным результатом осуществления реформ в России является формирование системы рыночных отношений. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, укрепились позиции частного сектора. Однако проведение такой масштабной реформы не могло не повлечь за собой множество отрицательных социально-экономических последствий. Радикальной российская экономическая реформа была максимум лишь в первой половине 1992 г. Затем она быстро приняла постепенный, замедленный, эволюционистский характер. Наступил почти шестилетний период шатаний и застоя. Назад, к советской экономической модели страна не пошла, но продвинуться вперед к зрелой рыночной экономике не удалось. По отношению к странам Запада и крупнейшим развивающимся странам (Китай, Индия, Бразилия) положение России в 90-е гг. явно ухудшилось. Если в 1990 г. ВНП России по отношению к уровню США составлял около 18 %, то в 1996 г. – 8,6 %, а сейчас – лишь немногим более 8 %. Таким образом, проведение радикальных рыночных социально ориентированных реформ остается первоочередной задачей государства.