Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.
Характеристика основных моделей рынка
Признаки модели рынка
Модели рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
Количество фирм
Множество
Много
Несколько
Одна фирма
Тип продукции
Однородная, стандартизированная
дифференцированная
Однородная или дифференцированная
Уникальная продукция
Степень контроля над ценой
Отсутствует контроль
Слабый, незначительный контроль
Частичный контроль
Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль
Ограничений нет, равный доступ к информации
Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации
Ограничен доступ на рынок и к информации
Доступ на рынок блокирован
Примеры
Фермерские хозяйства
Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.
Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.
Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.
Существуют различные взгляды на роль монополий в эффективном использовании ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объёма продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Основным инструментом такого регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и могут регламентировать процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.