Каждая механическая передача состоит из двух звеньев – ведущего 1 и ведомого 2 (рисунок 2.3). Поэтому параметры, относящиеся к каждому звену, обозначаются соответственно индексами «1» и «2».
Рисунок 2.3 – Взаимодействие звеньев механических передач
Каждая механическая передача характеризуется рядом основных параметров:
- мощностью на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах;
- угловой скоростью ведущего ω1 и ведомого ω2 вала или частотой вращения ведущего n1 и ведомого n2 вала.
К числу дополнительных (производных) характеристик относятся:
механический к.п.д. передачи
,
(2.1)
общий к.п.д. многоступенчатых передач
,
(2.2)
где n – общее число ступеней передачи;
окружная скорость ведущего и ведомого звена
,
(2.3)
окружная сила передачи
,
(2.4)
вращающий момент
,
(2.5)
передаточное число
,
(2.6)
где d1 и d2 – делительные диаметры.
Общее передаточное число многоступенчатых передач
(2.7)
Если при помощи механической передачи понижается частота вращения, то она называется редуктором, а если повышается – мультипликатором (сепараторы, центрифуги и др.).
Вопросы к главе 2
1. Почему вращательное движение наиболее распространено в механизмах и машинах?
2. Чем вызвана необходимость применения механических передач, как промежуточного звена между двигателем и рабочими органами машин?
3. Какие дополнительные функции могут выполнять механические передачи?
4. Как определяется передаточное число одно- и многоступенчатых передач?
5. От чего зависит вращающий момент на ведущем и ведомом звене?
Введение к главе 3
В курсе ДМ и ОК изучают методы расчета зубчатых передач на прочность и долговечность. При этом предполагается, что из курса ТММ известны основы теории зацепления, расчеты геометрии зацепления и способы изготовления зубчатых колес. Также используются сведения, полученные при изучении основ материаловедения, теоретической механики, метрологии и других дисциплин.
Зубчатая передача – это механизм, который с помощью зацепления передает или преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов. Зубчатые передачи составляют наиболее распространенную и важную группу механических передач. Эти передачи используют для передачи мощностей от ничтожно малых долей до десятков тысяч киловатт и окружных скоростей от самых малых величин до сотен метров в секунду. В качестве яркого примера большого разброса этих показателей можно рассмотреть зубчатые зацепления часовых механизмов, ультрацентрифуг или тяжелых горных машин.