По всей Греции чтят Аполлона и его сына Асклепия (Эскулапа). Внуком Асклепия считается Аристотель из Стагиры (Франция), Никомаха и Фестиды, родился в 384 году до нашей эры. В 17-летнем возрасте Аристотель приехал в Афины продолжать своё образование – сначала в школу ритора Исократа, а затем в Академию Платона. Афины поразили Аристотеля. И не надо было быть философом, чтобы увидеть, как богатство одних людей истощает других, как слабеют и рвутся нити демократических отношений. Всё злее становятся дебаты в Народном собрании, всё меньше остаётся терпимости в сердцах афинян.
Годы пребывания Аристотеля в Академии Платона оказались очень плодотворными: он стал самостоятельным философом, однажды рискнувшим заявить своему учителю, что хотя тот ему и друг, но истина дороже. Платон понял, что ответ на вопрос о смысле жизни его учения отныне он будет искать сам, что тот, кто довольствуется готовыми ответами, может любить мудрость, но мудрым не станет, т.к. мудрость должна быть выстрадана самостоятельной работой мысли.
После смерти Платона в 347 году до н.э. Аристотель покинул академию и, приняв приглашение Македонского царя Филиппа, становится учителем и воспитателем будущего великого завоевателя Александра Македонского, которому в то время было 13 лет. Работа по воспитанию Александра продолжалась семь лет.
Аристотель поселился недалеко от города Миезы, на берегу реки Стримон. Здесь же жили и занимались у Аристотеля сверстники Александра, сыновья македонской знати. Свои занятия с юношами Аристотель обычно проводил в живописной тенистой роще. Он умело ориентировал их внимание на содержании излагаемого предмета, оживляя свои изложения неожиданными вопросами, ответы на которые должны были находить сами ученики. Юноши увлекались, спорили, а он незаметно подводил их к обобщающим выводам.
Александр с восхищением относился к своему учителю, стараясь перенять у него спокойную манеру беседы, умение объяснить сложные понятия простыми словами, обнаруживать скрытую логику рассуждения собеседников. Особый интерес он проявлял к беседам о человеке, его физических и душевных качествах: мужество, добро добродетель и др. вот как Аристотель понимал мужество. Это добродетель, в которой люди совершают прекрасные дела, руководствуясь не личной прихотью, а знанием законов. А чтобы стать мужественным, надо научиться ценить героизм в других, надо научиться делать добро, надо стать добродетельным. Добро же – это мера, которая отделяет нравственное от безнравственного.
После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры Аристотель уехал из Македонии в Афины и основал собственную школу. Она находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Апполона Ликейского и таким образом школа Аристотеля получила название Ликея или Лицея. А поскольку занятия проводились в саду для прогулок, то его учеников называли перипатетиками, т.е. «прогуливающимися», а сама школа перипатетической.
Что конкретно совершил Аристотель в науке? Ему принадлежит заслуга в дифференциации наук, их разграничении. Каждая наука получила свою специальную область исследования. Например, теоретические науки: метафизика – изучает первопричины всех веществ; физика – изучает состояние тел и определённые «материи»; математика – абстрактные свойства реальных вещей. Практические – этика, экономика, политика. Творческие науки – поэтика, риторика, искусство, ремёсла.
Основное содержание философии Аристотеля изложено в его труде «Метафизика». В ней он сохраняет присущее элеатам и Платону понимание бытия как чего-то неизменного, устойчивого, стабильного. Но Аристотель радикально переосмыслил платоновское учение об идеях, сообразно которому вся земная реальность строится из бесформенной хаотичной материи. Аристотель тоже не отрицал наличие идей. Он не мыслил себе мира без их существования, но строптивый ученик Платона оказался категорическим противником постулирования особо самостоятельного мира – мира идей. По Аристотелю, идея веры находится внутри самой веры, т.е. идея веры и есть сущность этой вещи. И выделил четыре принципа всякой вещи.
Первый принцип – форма. Она суть бытия. Без вещей форм не бывает. Если же форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как она есть.
Второй принцип – у материи два уровня:
1. материя ещё не является таковой, она не физическое вещество, а лишь потенциальная предпосылка, возможность образования вещи.
2. материя – это реальное вещество, обладающее массой, синтез дискретности и континуальности, т.е. она то, из чего изготовлена конкретная вещь.
Третий принцип – движение. Движение – это способ превращения возможности в действительность. Это значит, что и форма может существовать и двигаться сама по себе, и материя тоже может существовать и двигаться сама по себе. Здесь у Аристотеля форма и материя выступают, как потенциальная возможность превратится в конкретную вещь. Сама же вещь появляется лишь в том случае, если такое соединение формы и материи осуществляется. Причиной же такого соединения выступает движение или движущая причина, по определению Аристотеля.
Четвёртый принцип – целесообразность, цель. Цель толковалась им как-то, ради чего» существует нечто. Распространяя представления о цели, характерной для человеческой деятельности, Аристотель определил цель как конечную причину бытия (causa finales). Движение соединяет формы и материю не просто так, неизвестно для чего, а для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя понимать движение как нечто абстрактное, т.е. без результата, который оно даёт. Отсюда вывод – целью возникновения всякой вещи является сам конкретная вещь.
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в реальное. Само понятие «энергия» также впервые было сформулировано Аристотелем. Всякое развитие должно иметь завершение, а энергия – воплощение во что-либо. Такая завершённость у Аристотеля получила название абсолюта или энтелехии. Под энтелехией он понимает наличный результат, достижение цели движения и развития, завершённость процесса. Каждое бытие, считал Аристотель, содержит в себе внутренние цели. Благодаря им, заключённый в предмете результат находится в бытии до его осуществления. Как видно, понятие энтелехии вносит в движение телеологический смысл (телеология – учение о цели, целесообразности, целеполагании, которые присущи не только человеческой деятельности, но и всей природе в целом). Телеология Аристотеля находит своё конкретное воплощение в его учении о перводвигателе, вечном двигателе.
Исследуя проблемы бытия, материи Аристотель пришёл к выводу о существовании двух видов материи. «Вторая материя» – это чувственно воспринимаемые предметы – глина, дерево, железо и т.д. «Первая природа» – это нечто абсолютно бесформенное, находящееся в основании мироздания и постигаемая только умом.
Будучи бесформенным началом бытия «первая материя» по Аристотелю не может иметь и не имеет никаких определений. И поэтому о ней нельзя сказать ничего конкретного, кроме того, что она есть, существует. Как и у Платона, бог Аристотеля противостоит «первой материи» в качестве бестелесной «формы форм». Он (Бог) является источником творческой активности, наделяя все существующие тела их собственной спецификой, особой формой.
Бог Аристотеля – перводвигатель, который сам неподвижен и который выступает как цель, к которой стремится всё сущее и которая сообщает всему сущему целесообразность. Здесь просматривается дуалистическая концепция философии Аристотеля – Бог и «первая материя» в равной степени способны задавать очертания и определять границы мира.
В своей книге «Метафизика» Аристотель исследует проблему бытия или сущего как такового, т.е. того, что существует всегда и везде и не может быть другим. Такое сущее Аристотель называет «категориями». К ним он относит: сущность, количество, качество, массу, отношение, обладание, время, действие, материю, движение, форму, необходимость, случайность. Эти категории выступают как формы языка, имеющие предметный смысл и объективное значение.
Особенно важным здесь является то, что категории являются не только формами языка, но и формами мышления, воплощёнными во всех разумных поступках человека.
Логика Аристотеля.
Аристотель первый древнегреческий философ, работы, по логике которого дошли до нас в неурезанном виде. Логику Аристотель понимает как науку о доказательстве, формах мышления, используемых в познании.
Так определяющим вопросом в учении Аристотеля о бытии был вопрос о отношении общего к отдельному, находящихся в диалектической связи, то есть его логика, в которой связи мыслей рассматриваются как связи или определённости бытия, являются проблемами диалектики. Для Аристотеля логика не отдельная наука, а орудие (organon) всякой науки. Её он ещё называет аналитикой. В трактате «Аналитики» он определил предмет логики как учение об умозаключениях и сведено к элементам, способным стать источником её объяснения. Метод его логики – «сведение». Учение об этом искусстве Аристотель называл наукой (episteme), понимая этот термин как умозрительное исследование, дающее возможность различать условия доказательства, его виды, степени, а также выяснить принципы, достигнув которых невозможно продолжение сведения данного и элементов, объясняющих это данное.
Вопросам логики посвящены кроме уже упоминавшейся «Аналитики» также «Троника», «Об истолковании» (теория суждений), «О софистических опровержениях», «Категории», «Метафизика», «Этика». В этих работах Аристотеля в наибольшей мере обобщены три проблемы:
1. Вопрос о методе вероятностного знания (этот раздел логических исследований он назвал «диалектикой»);
2. Вопрос о двух основных методах выяснения уже не только вероятностного знания, но и знания достоверного (это – определение и доказательство);
3. Вопрос о методе нахождения посылок знания (это – индукция – наведение);
Полагая, что по ряду вопросов знание не может быть непререкаемым обладанием истины, но может быть только знанием вероятным, Аристотель утверждал, что такого рода знание предполагает свой особый метод. Это не метод науки в точном смысле слова, но метод, приближающийся к научному. Паранаучный, как мы бы сейчас сказали. Называя его «диалектикой», Аристотель в понимании этого термина и его применения отклоняется от традиции Сократа и Платона. Для Аристотеля «диалектика» – не доктрина, излагающая непререкаемую истину, а только метод подхода к исследованию истины. В «диалектике», во-первых, развиваются умозаключения, которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых, даются способы для исследования того, что в ответах на поставленный вопрос может казаться ложным.
Логика (аналитика), по мнению Аристотеля – это главное средство человеческого разума в процессе познания, т.к. само познание – это, прежде всего, верное, истинное мысленное представление о том, что есть в действительности. С этой точки зрения Аристотель первый в истории европейской философии взялся за разработку законов логики – законов правильного, систематизированного мышления и по праву считаться создателем логики как науки, а также формальной логики.
Современная логика – наука о мышлении, законах и средствах рассуждений, соблюдение которых является одним из необходимых условий получения истинных заключений в процессе вывода. Логические процессы изучаются путём их обобщения в формализованных языках. Каждый из них включает в себя совокупность соответствующих образам выражений (формул), а также способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции.
В зависимости от критериев квалификации в настоящее время выделяют классическую и неклассическую логику. Классическая (аристотелевская логика) подразделяется на логику высказываний и логику предикатов. Во вторую входят модальная, многозначная, паранепротиворечивая. Важное значение имеет возможность применения логики в вычислительной технике, математике, информатике, лингвистике и других областях знания.
Психология и этика Аристотеля.
Аристотель не только основоположник учения о логике, психологии, физике, но и науки о психологической деятельности. Его трактат «О душе» – одно из известнейших его произведений. В нём он рассматривает вопрос о душе, объясняет явления восприятия и памяти.
Под душой Аристотель понимает высшую деятельность человеческого тела, его «действительность» или «энтелехию» (осуществление). В душе есть часть, не возникающая и не исчезающая. Эта часть – ум (noys). За исключением ума все остальные части души подлежат уничтожению, так же естественно, как и тело.
Ум Аристотеля – вечная сущность и причина всех вещей. Ум обладает следующими качествами: во-первых, он составляет сущность всего. Ум – это «эйдос эйдосов», «высшая сущность»; во-вторых, Ум включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности; в-третьих, Ум является перводвигателем всех вещей в мире и самого мира в целом, оставаясь при этом неподвижным; в-четвёртых, Ум имеет «целевую причину» – он движет всем как «предмет любви» а приведённое им движение «движет всё остальное». Ум Аристотеля обладает теми же свойствами, что и любая вещь. Но разница заключается в том, что свойства Ума заложены в нём изначально. По сути, Ум – это Бог, а Бог Аристотеля – это философский Бог. Но это, разумеется, не персонифицированный христианский либо какой-нибудь другой Бог.
В уже указанном трактате «О душе» Аристотель считал, что душа есть не только у человека. Она есть у растений и животных.
Растительная душа обладает способностью роста, питания, размножения. Животная душа отличается от растительной тем, что она содержит в себе все способности растительной, но ещё и обладает чувством. Душа человека – есть разумная душа.
Другое важное свойство души – её бестелесность. Аристотель отстаивал позицию о том, что душа не может быть телом, потому что она есть смысл и форма. Причём, душа как форма живого тела не является внешней формой, а это внутренняя форма живого тела. Вместе с тем, возражая и своему учителю Платону и пифагорийцам, Аристотель считал, что душа неотделима от тела, а потому невозможно переселение души (метемпсихоз). Особенно это положение касается растительных и животных душ.
Здесь очень важно одно серьёзное обстоятельство: дифференцируя растительную, животную и разумную душу, Аристотель не только не противопоставлял их, но и рассматривал их как три ступени в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растений лишь тем, что оно способно ощущать. Человек же, не утратив свойств и растения, и животного, обладает ещё и разумностью. Следовательно, обладая способностями к передвижению, росту, ощущению, человек в определённом смысле является растением и животным.
Рассматривая проблему души, Аристотель заметил одно очень важное обстоятельство: сравнивая чувства животных и человека, он, верно, фиксирует тот факт, что в осязании человек превосходит все другие существа. И связывает это превосходство с наличием у человека разума. Душа человека, таким образом, находится на кончиках пальцев.
Особой и притом значительной проблемой философии Аристотель выделял этику. Учение о нравственной деятельности и нравственных областях строится у него на основе его объективной теории целесообразности, охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, к которой стремятся все люди – высшее благо, блаженство, а раскрывая её (цель) высшая наука – политика. Блаженство не может проявляться ни в материальном богатстве, ни в чувственном наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Цель и дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которым он понимает умение, верно, ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретённые качества, предрасположенные к совершению определённых поступков, которые дают наилучшие из возможных результатов. Не может быть никакого сомнения в правильности данного Аристотелем определения добродетели, когда он говорит о том, что добродетель является причинной склонностью к совершению некоторых определённых поступков: это один из признаков, отличающих добродетель от других вещей. Но добродетель и её антипод – порок являются одновременно и философскими и этическими терминами: используя их правильно, можно с помощью одного из них выразить похвалу, а с помощью другого – порицание. Хвалить же что-то – значит утверждать следующее: либо это что-то само по себе является добром, либо же оно является средством для достижения добра.
Среди качеств добродетели Аристотель вычленяет наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием и интегрирующим фактором всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно научиться и нужно научится. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека, живущего по принципу: «ничего слишком…». Великодушие, например, есть середина между тщеславием и малодушием; мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью; щедрость – середина между расточительством и скупостью. Да и сама этика – это середина абсолютного добра и зла.
Все добродетели Аристотель разделил на два класса: этические (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные). Деятельность, сообразна с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшую доблесть, наиболее совершенный вид блаженства Аристотель усматривает в научном созерцании, созерцании истины: самодовлеющем, отрешённом от тревог и волнений процессе практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и занимает в себе ей одной свойственное наслаждение.
Высшим образом созерцательной деятельности Аристотель считал Бога. Бог для него, как об этом уже говорилось, совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность. Этику же в целом он понимает и определяет как практическую философию.
Общественно-политические теории Аристотеля.
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Особенно это касается политики и политиков, которые в философском отношении уступают Аристотелю. Его тезис «ничего слишком» остаётся невостребованным и непонятным до конца.
Формы государственного устройства Аристотель, как и Платон, делит на правильные, при которых достигается общая польза и неправильные, при которых пользу извлекают лишь немногие.
Правильные формы: монархия, аристократия, политика.
Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.
Аристотель разработал стройную систему основных исходных положений, названных им принципами и логически связал форму определённого государственного устройства с этими принципами. Например, принцип аристократии – добродетель; принцип олигархии – богатство немногих; принцип демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.
Хорошие формы государственного устройства такие, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу в целом. В своём труде «Политика» Аристотель даёт не только определения понятий «государство», «классы», но и с исключительной точностью характеризует рабство как общественный институт и раба – носителя и активной части этого института.
По Аристотелю, раб не есть человек и тем более не личность, а лишь вещь, физическое тело. Однако эта вещь есть не просто мёртвая и неорганическая природа. Эта вещь – живая и определённая. Кроме того, поскольку раб, хотя и не есть человек в полном смысле этого слова, есть вещественная сторона всё-таки же человека, то в этом плане он даже и разумен. Тем не менее, оставаясь в основном вещью, он всё же принадлежит господину, как часть принадлежит целому. Эта часть существует отдельно от целого и является в некотором смысле чем-то самостоятельным и чем-то даже самостоятельно действующим. Но эта самостоятельно действующая часть совершенно бессмысленна, если брать её в отрыве от целого. А это целое есть или господин, или его имущество. И именно он, раб – есть орудие, поскольку он есть вещь. Но раб – такое интересное орудие труда, которое способно производить целесообразную работу, хотя и без всякой личной и разумной инициативы.
Но здесь просматривается одна интересная вещь: господа рабов, правители в свою очередь – тоже рабы и законов, и обстоятельств, и своих граждан, как бы ни сравнивали они себя с пастырями народа или кормчими. Здесь чётко просматривается диалектическая взаимосвязь раба и господина, правителя и подданных, тирана и народа.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.
Литература
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
2. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. – В 2-х тт. – Симферополь, 1996.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
4. Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики. – М., 1982.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
6. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.
Философия
Лекция № 6
ТЕМА:Философия средневековья.
План:
1. Социально – экономические предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Роль и место христианства в философии средневековья.
3. Патристика и схоластика. Реализм и номинализм.
4. Философия как «Служанка богословия»
5. Ф. Аквинский и проблема гармонии разума и веры.
Ключевые понятия темы: Христианство, патристика, схоластика, реализм, номинализм, разум, вера.
Средневековая философия представляет собой длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Дело в том, что официальная римская религия не могла дать утешение человеку, так как она была тесно связана с деспотическими порядками.
В связи с тем, что первоначально христианское вероучение формировалось как движение недовольных масс рабов и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил идейно – теоретический и мировоззренческий кризис. Типичным проявлением упадка античной философии в Риме является неоплатонизм. Наиболее заметным представителем неоплатонизма был Платон (205 - 270). Неоплатонизм – это попытка обновить философию Платона, препарируя её. Бог у неоплатоников становится идеей и предметом философии, а философия становится подлинной теологией. Бог у неоплатоников является разумным началом, доминирующим над мистическим. Бог также есть безличное Единое, находящиеся не за пределами мироздания, а внутри мира, эманентен ему. Способ проникновения бога в мир принято определять как «эманацию» («истечение»). Различные формы бытия это есть нечто иное как результат истечения. Но эманация Бога в мир происходит в форме отражения.
Материю неоплатоники понимают как бесформенное пассивное начало, противостоящее божественному началу. С другой же стороны, они характеризуют материю, как абсолютную тьму и полное отсутствие божественного света. Но материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое.
Патристика. Понятие, обозначающее совокупность философских, религиозных и политико – социологический доктрин христианских мыслителей II – YIII веков. Их ещё называли отцами церкви. Начальный период патристики связан с именем Оригена (185 - 253). Сотворение мира Богом Ориген понимал как вечно длящийся процесс: до этого мира и после него были и будут другие миры. В учении о конечных судьбах мира и человека (эсхатологии) Ориген высказал мысль об апокалипсисе, т.е. О «конце света», о борьбе между Иисусом Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячилетнем царстве божьем». Мир сотворен Богом из нечего. Однако сам процесс творения является вечным. Иначе Бога до до сотворения мира нельзя признать Творцом.
Высшей точки патристика достигает в деятельности каппадокииского кружка в лице Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Заканчивается этот период деятельностью Иоанна Дамаскина, заложившего основы схоластики.
Схоластика. Тип религиозной философии, характеризующийся подчинением примату теологии. Схоластика как разновидность философии Средневековья представляла собой одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. Одна формулировка Петра Дамиани много значит: «Философия есть служанка богословия». В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, обнаруживаемое в «откровении», содержащимся в текстах Библии и естественном знании, таящимся в человеческом разуме, идеалом которого являются тексты Платона и Аристотеля. Как в Библии, так и в работах Платона и Аристотеля, содержится «вечная истина».
В средневековье возник и ряд еретических учений, подрывавших авторитет христианского вероучения и положивших начало философии Нового времени:
Ø Учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);
Ø Учение о свободе воли и её относительной детерминированности (Ж. Буридан);
Ø Учение о соотношении вещей и понятии о них: номинализм (реально существуют только вещи, а понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от реальных вещей);
Ø Учение об опыте как критерии истинности понятий (У. Оккам).
А учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры при приоритетности веры над разумом является невероятно актуальным и в наше время.
Таким образом, период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Величайшая её заслуга состоит в том, что преемственная связь античной философии и последующих типов философии не прервалась. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики, обосновало необходимость изучения природы.
Литература
1. История философии в кратком изложении. /Пер. с чешского. – М., 1991.
2. Краткая история философии. /Под общ. Ред. Г. В. Голобокова. – М., 1997.
3. Штекль А. История средневековой философии. – Спб., 1996.
4. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
5. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
6. Долгов К. М. Диалектика и схоластика. – М., 1983.
7. Соколов В. В. Средневековая философия. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов. – М., 1979.
8. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М.:«Логос», 2000.
Философия
Лекция № 7
ТЕМА: Философия Нового времени.
План:
1. Английский сенсуализм XYII-XYIII веков (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс).
2. Рационализм XYII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).
3. Французское Просвещение XYIII века (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах).
Ключевые понятия темы: наблюдение, эксперимент, «экспериментальная философия», самоценность разума, рефлексия, метафизика, сенсуализм, рационализм, эмпиризм.
Хронологические рамки философии Нового времени – XYI-XIII в.
Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.
Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт.
Для формирования науки Нового времени вообще и естествознания, в частности, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувства и практичность. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целостного явления, обусловленного общественной потребностью. Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и некоторые другие.
Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал Ф.Бэкон. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.
В отличие от эмпиризма рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:
1.Считать истинным только то, что представляется уму ясным и не вызывающим сомнения;
2.Каждую сложную проблему надо расчленить на частные задачи. Через их решение можно решить всю проблему;
3.Следует начинать движение к истине от простого – к сложному;
4.Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.
Естественно, развитие математики, физики и других естественных наук в XYII веке необычайно активно способствовало развитию философии материалистического направления с механистической окраской. В силу особой роли физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XYII и XYIII веках нельзя. Было много великих ученых указанного периода, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Но первым среди них был Галилео Галилей и Исаак Ньютон.
Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.
Для передовых философов XYII века стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. В отличие от своих античных или средневековых коллег мыслители Нового времени стремились защитить права каждого человека. В юридическом отношении все люди признавались равноправными. Юридическое равенство состоит в равенстве возможностей разных личностей. Эту идею активно развивали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Т.Гоббс известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по его мнению, люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию. Наиболее полное выражение юридические мысли нашли в трудах Джона Локка, автора конституции Северной Каролины.
Свои рассуждения Д.Локк начинает с рассмотрения прав человека. Человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д.Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Локк показал, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.
Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения. Нам бы так!
Литература
1. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн.2. :Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина. 1996.
2. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2 –х тт. – Т.2. – М., «Мысль», 1972.
3. Введение в философию. /Под ред. И.Т.Фролова., в 2-х тт. – т.1. – М,.1989.
4. Гвардини Р. Конец Нового времени //Вопросы философии. – 1990. – № 4. – С.127-135.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-х тт. – СПб, Петрополис, 1994.
Философия
Лекция № 8
ТЕМА: Немецкая классическая философия.
План лекции:
1. Общая характеристика и специфика.
2. Учение Гегеля об абсолютной истине.
3. Философия духа как философия культуры.
4. Теория категорического императива И.Канта.
5. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Атеизм Л.Фейербаха.
Ключевые понятия темы: онтология, метафизика, пантеизм, микрокосм, макрокосм, космогоническая, гипотеза, трансцендентальность, феноменология, мировой дух.
Немецкая классическая философия охватывает относительно небольшой отрезок времени – 80-ми годами 18 века и 30-ми годами 19 века. И тем не менее философская мысль немецких философов этого времени представляет собой вершину философского развития. В основном эта философия является идеалистической. Но этот тип философии позволял давать ответы на самые актуальные вопросы того времени.
К этому типу философии относятся: Иммануил Кант (1724-1804), Гердер (1744-1803), И.Г.Фихте (1762-1814) , Шеллинг (1775-1854) , Гегель (1770-1831).
Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой попытался дать ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». По его мнению, всякое знание начинается с опыта, но им не ограничивается. Некоторые же знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Такое понимание философии И.Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью теоретического познания. Эта ограниченность есть следствие того, что мир поделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены) . Противоречивость познания в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание.
Тем не менее, наличие трудностей не есть свидетельство невозможности познания в философии вообще – оно возможно, но с точки зрения И.Канта, как критика достоверности познания, установления его границ.
При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического («чистого») разума. Не менее важной задачей для неё должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения).
Для И.Канта поведение человека должно основываться на трех житейских правилах:
1.Поступай согласно нормам, которые могут стать всеобщим законом;
2.В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать как средство;
3.Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.
Философия И.Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее изначально первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект, Я, чистая деятельность. А высшим принципом деятельности являются нравственный закон. В своем учении о познании, Фихте один из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного.
В творчестве Ф.Шеллинга особое место занимает проблема свободы и философия искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным).
Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом и источником зла. Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве.
Для Г.Гегеля (философа всех времен и народов) духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно-данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» – знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает свое собственное содержание. Именно поэтому развитие действительности у него предстает как диалектически-противоречивый процесс, в котором диалектика понятий определяет диалектику вещей.
Величайшей заслугой Гегеля является новое понимание логики, теории познания учение о мире, о категориях философии, которые сконцентрированы в трех книгах Гегеля под общим названием «Наука логики».
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804-1872), который стремился к обновлению философии, Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа – источник всего сущего, в том числе, и знания. Человек – часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет такого уж большого значения.
В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов. Однако, критикуя своего бывшего учителя Гегеля за его объективный идеализм, хотя и это сомнительно, Фейербах выбросил и то ценное, что было у Гегеля – его диалектику. Свою религию он назвал «философией любви», которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.
Литература
1. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2000.
3. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
4. Философский энциклопедический словарь. – М., 2000.
Философия
Лекция № 9
ТЕМА: Марксистская философия.
План:
1. Возникновение марксистской философии, её предпосылки.
2. Обоснование теории единства материализма и диалектики.
3. Достоинства и недостатки марксистской философии.
4. Эволюция марксистской философии в новых условиях.
Ключевые понятия темы: утопизм, социализм, методология, диктатура, диалектический материализм, исторический материализм, объективность законов общественного развития.
Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:
a) Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;
b) Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;
c) Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);
d) Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.
Особенности марксистской философии:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;
3. Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;
4. Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.
Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Уничтожение эксплуатации возможно, но только при помощи пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.
Следует отметить, что марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.
Литература
1. Кохановский В. П. Философия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
2. Марксистско – ленинская теория исторического процесса. – В 3 тт. – М., 1981 – 1983.
3. Фролов И. Т. Перспективы человека. – М., 1983.
4. Материалистическая диалектика. В 5 томах. /Под редакций Ф.В. Константинова и В.Г. Марахова. – М., 1981 – 1985.
Философия
Лекция № 10
ТЕМА: Бытие. Материя и ее атрибуты.
План:
1. Философское понятие материи. Понятие бытия.
2. Мир как совокупная реальность.
3. Движение, пространство и время как атрибуты материи.
4. Формы движения материи.
5. Проблема единства мира.
Ключевые понятия темы: бытие, материя, совокупная реальность, атрибутивность, виды материи, формы движения материи, материальное единство мира.
Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.
Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.
Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:
- атомистическая модель (Демокрит);
- эфирная модель (Декарт);
- вещественная (Гольбах).
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то» конкретного, а не движение вообще или «само по себе», движение «ничего».
Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.
Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.
Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.
Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.
Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.
Литература
1. Время и бытие человека. – М., 1991.
2. Доброхотова А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.
3. Основы онтологии. – Спб., 1997.
4. Канке В.А. философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2000.
5. Философия. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 1998.
Философия
Лекция № 11
ТЕМА:Сознание.
План лекции:
1. Определение понятия «сознание». Происхождение сознания.
2. Сознание – функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека.
3. Структур сознания.
4. Взаимосвязь языка и мышления. Искусственный интеллект.
5. Общественное сознание: сущность, происхождение, структура.
Ключевые понятия темы: сознание, мышление, язык (естественный и искусственный), сознательное и бессознательное, воображение, интуиция.
Сознание – это очень сложное, много значимое, многоаспектное понятие. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Каждое из этих определений оказывается при этом неполным и односторонним.
Сознание с философской точки зрения, это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.. Сознание – это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания:
1. телесно – перцептивные способности получения знания;
2. логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
3. эмоциональные компоненты;
4. ценностно – смысловые компоненты.
Невероятно сложна проблема происхождения сознания. Это – одна из величайших тайн мироздания. Естественно, она увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор не ясно кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи.
Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грёзы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения.
Сознание и самосознание. Самосознание – это невероятно сложный процесс обнаружения человеком «Я» своей причастности к знанию мира, отдельных элементов этого мира, других людей, себя самого. Самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам.
Уровень самосознания не является постоянной величиной для всех людей. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внешний мир. Их «Я» не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиться на своём внутреннем состоянии.
Общественное сознание. Общественное сознание – это такой тип сознания вообще, который взаимосвязан с индивидуальным сознанием и который представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, умозаключений, понятий, отражающий общественное бытие. Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной социальной общности, вынужден принимать своеобразные «правила игры»: он коррелирует содержание своего индивидуального сознания с установками, ценностными ориентациями этой общности. Общественное сознание как господство коллективной и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность индивидуального сознания.
Проблема взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного сознания актуально для любого общества, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных обществах приоритет имеет общественное сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая индивидуальное сознание как главную ценность, следует помнить, что полной свободы индивидуального сознания от общественного нет и быть не может.
Иллюзорное сознание – это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует «для другого», «чужого», чьё сознание не совпадает с моим. Расценить «моё» сознание как иллюзорное может только «чужое» сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов). Отсюда парадокс иллюзорности сознания, который впоследствии испытывает на себе нынешнее поколение: следующее за ним молодое поколение назовет его сознанием иллюзорным.
Литература
1. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
2. Бессознательное. – Новочеркасск, 1994.
3. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. – М., 1968.
4. Портнов А. Н. Язык и сознание. Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX – XX вв. – Иваново, 1994.
Философия
Лекция № 12
ТЕМА: Диалектика и ее альтернативы.
План:
1. Определение понятия «диалектика».
2. Происхождение диалектики.
3. Структура диалектики: законы, категории, принципы.
4. Понятие противоречия. Типы противоречий.
Ключевые понятия темы: принцип развития, объективная и субъективная диалектика, диалектический метод, взаимосвязь, взаимодействие.
Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.
Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.
Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур ), и как диалектический метод мышления ( следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления ).
Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.
Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.
Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием «рогатый»: «Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь». За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.
Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.
Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.
Литература
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М., 1990.
2. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. – М., 1983.
3. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – 5 изд. – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. – 2 изд. – М.: «Центр», 2001.
5. Философский энциклопедический словарь. – М., 2000.
Философия
Лекция № 13
ТЕМА: Теория научного познания.
План:
1. Познание как отражение и деятельность.
2. Структура познания.
3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.
4. Учение об истине. Виды истины. Критерии истины.
Ключевые понятия темы: знание, наука, эмпирическое и теоретическое познание, уровни и формы научного познания, сциентизм и антисциентизм, истина, заблуждение.
Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, которая в своей деятельности отражает и идеально воспроизводит объективные закономерности связи реального мира.
Познание – обусловленный общественной практикой процесс приобретения и развития знания, его расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого появляется новое знание.
Наука. Это одна из форм общественного сознания, представляющая упорядоченную и систематизированную систему знаний о природе, обществе, мышлении, которая проверяется и дополняется в ходе общественной практики. Так уж устроена жизнь человека, что он вынужден иметь дело с проблемными и сложными задачами. И, чтобы с ними справиться, человеку необходимо исчерпывающие знания, которые бы позволили ему понять и объяснить изучаемые процессы, иметь возможность предвидеть будущее и выработать для этого соответствующие практические действия.
В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни. Эмпирическое познание направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Предметом научного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания. При этом надо хорошо понимать, что теория познания – не отдельная и изолированная дисциплина, но тесно связанная с учением о бытии (онтология), учение о всеобщих законах бытия и познания (диалектика) и методологией.
Теория познания не может нормально функционировать, не определив систему методов. Прежде всего это философские методы – диалектический, феноменологический, герменевтический, а также общенаучный методы – системный, структурно-функциональный, синергетический, информационный, вероятностный. Это и общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование.
Проблемы истины и заблуждения. Эти понятия всегда идут рядом. Поэтому одно можно принять за другое.
Истина – это адекватное знание, знание, соответствующее своему предмету. Это правильное отражение действительности.
Заблуждение – это неадекватное знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающие с ним. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и тесно связанного понятия – дезинформация. В теории познания есть также понятие ошибка – как результат неправильных действий человека в любой сфере: ошибки логические, фактические, в вычислениях, в политике, в экономике, в повседневной жизни.
Типы истины. Одна из них абсолютная истина. Это – полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, представляющее собой гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание всегда будет стремиться к нему. Следующий тип истины – относительная, которая выражает изменчивость знания, его неполноту, возможность уточнения и углубления по мере развития практики и познания. Есть еще один тип истины – конкретная истина, что означает, что любое истинное значение во многом зависит от времени его проистекания, места, где это знание появилось и обстоятельства, при которых знания появлялись. Эти факторы – время, место и обстоятельства должны быть учтены как можно точнее.
Существуют 2 уровня научного познания: чувственное познание и рациональное познание. Структура чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Структура рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.
И еще. Как и во всяком виде действительности есть свои парадоксы. Теория познания не исключение. Оказывается, можно слушать и не слышать, можно знать и не понимать. Понимание – это всегда диалог личностей, а не просто людей, диалог культур. Понимание неотделимо от самопонимания, морали, нравственности, искренности.
Литература
1. Ильин В.В. Теория познания. – М., 1993.
2. Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997.
3. Заблуждающийся разум. Многообразие научного знания. – М., 1990.
4. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.,1997.
5. Язык и интеллект. – М.,1996.
6. Философия: учебное пособие /под ред. Н.И. Жукова. – Минск, 1999.
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2000.
8. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
Философия
Лекция № 14
ТЕМА: Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
План:
1. Определение понятий.
2. Человек как единство духовного и материального.
3. Происхождение человека.
4. Личность как субъект труда, познания, общения.
Ключевые понятия темы: человек как живая система, человек и общество, жизнь, смерть, индивид, бессмертие, индивидуальность, личность.
Признаки личности: разумность, свобода, ответственность.
Пожалуй, в истории науки более сложного, многогранно и таинственного понятия «человек», не было. Да и вряд ли будет. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена. Для этого создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения.
Вполне возможно понимать, что человек – одновременно есть результат акта божественного творения и планетарно-космическое существо, и продукт природы, для которого применим принцип эволюции. Человек – единство биологического ( анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности ), психологического ( чувства, воображение, память, мышление, воля, характер ) и социального ( мировоззрение, ценностные установки, знания, умения, моральные качества).
Вопрос о том, как и для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философской мысли. И в разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
Человек сам вносит в свою жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Вполне возможно, что такой смысл дан человеку извне (некий высший Разум, Космос, Бог). В определении смысла жизни существуют различные подходы и концепции:
1) Гедонизм. Жить – значит получать от жизни наслажденье;
2) Эвдемонизм. Жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека;
3) Аскетизм. Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради возвышения духа и искупления грехов;
4) Этика долга. Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу;
5) Утилитаризм. Жить – значит извлекать из всего пользу;
6) Прагматизм. Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
Смысл жизни человека может быть определен как решение задачи самореализации потенциальных возможностей и природных дарований, потребность человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.
Индивид – это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества.
Индивидуальность – уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый человек по рождению, от природы потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а может быть и нет.
Литература
1. Исаев В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. – Луганск, 2003.
2.