Социализация — процесс и результат социального развития человека.
Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его
для адаптации к социуму.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально контролируемые процессы
воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании
и обучении.
Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой
коммуникации, ситуации реальной жизни и др.
Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания.
Внешний процесс — совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.
Внутренний процесс — процесс формирования целостной личности.
Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации.
Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий,
влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами.
Детство как первичный период социализации по сравнению
с предшествующими эпохами значительно увеличилось.
Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности
семьи и общества.
Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени.
Если раньше социализация охватывала только период детства,
то современному человеку необходимо социализироваться всю
жизнь.
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.
Образование является необходимым условием социализации
почти во всех странах мира.
Успехи современного образования определяются не только
тем, чему человек научился, но также и способностью добывать
новые знания и использовать их в новых условиях.
Творчество также становится необходимым условием социали
зации человека.
Особенности современной социализации человека определяются и теми новыми требованиями к его характерологическим
чертам, которые должны быть сформированы для оптимального
функционирования в качестве полноправного члена общества.
Эти черты сами по себе не сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности.
Амбивалентность — это такое сочетание разнонаправленных
черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социаль
ных проявлений в поведении человека.
В процессе социализации личность выступает как субъект
и объект общественных отношений.
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом
детства, человек выступает как объект общественных отношений,
на который направлено громадное количество усилий родителей,
воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка
и находящихся в той или иной степени близости к нему.
Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми
знаковыми системами, созданными человечеством, элементар
ными нормами и правилами поведения, социальными ролями;
усвоение простых форм деятельности.
Человек обучается быть личностью.
Это не так просто.
Примером тому являются феральные люди.
Феральные люди — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивали, не воспроизводили
в своем развитии социального опыта.
Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей
и воспитывались в сообществе животных (К. Линней).
На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь
личность — субъект общественных отношений.
Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы
общества, способен проявить себя как уникальная индивидуаль
ность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.
Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на
второй — воспроизводство в индивидуальных и неповторимых
формах.
Индивидуализация во многом определяется противоречием,
которое существует между достигнутым результатом адаптации
и потребностью в максимальной реализации своих индивидуаль
ных особенностей.
Стадия индивидуализации способствует проявлению разли
чий между людьми.
Интеграция предполагает достижение определенного баланса
между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных
отношений личности с социумом.
Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельно
сти, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.
Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.
Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации
конкретного человека.
На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют
о принадлежности данного человека к определенной социальной
группе.
Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.
Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит
объектом социальных отношений; активная позиция — когда он
воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект со
циальных отношений; активно-пассивная позиция — когда он
способен интегрировать субъект-объектные отношения.
Социализация человека происходит посредством механизмов
социализации — способов сознательного или бессознательного
усвоения и воспроизводства социального опыта.
Одним из первых был выделен механизм единства подража
ния, имитации, идентификации.
Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.
Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой
идентификации) или полоролевой типизации.
Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических
черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
В процессе первичной социализации индивид усваивает нор
мативные представления о психологических, поведенческих
свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс).
Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удо
вольствия страдания — чувств, которые испытывает человек
в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному
стремятся влиять на других.
Это эффекты действия механизма социальной оценки: социаль
ная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.
Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.
Социальная ингибиция (психологический эффект обратного
действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.
Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.
Понятие конформности связано с термином «социальный
конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам идеологии.
Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.
Мера развития конформности может быть разной.
Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь вовнешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку
зрения и преобразует внутренние установки в зависимости отмнения окружающих.
Негативизм — это конформизм наоборот, стремление во что-бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой
ценой утверждать свою точку зрения.
Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.
Социальное становление человека происходит в течение всей
жизни и в разных социальных группах.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа,
трудовой коллектив, компания сверстников — все это социаль
ные группы, составляющие ближайшее окружение индивида
и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.
Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
Наиболее влиятельные институты социализации — семья,
школа, производственная группа.