Конспект лекций по предмету "Финансовый менеджмент"


Методическое обеспечение финансового анализа

Метод анализа – это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.
Методика анализа – совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.
При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.


Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.

1. Классические методы математического анализа:
- методы элементарной математики;
- дифференциальное и интегральное исчисление;
- вариационное исчисление.

2. Традиционные методы анализа:
- метод сравнения;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- коэффициентный анализ;
- трендовый анализ.

3. Специальные методы анализа:
- операционный (маржинальный) анализ;
- АВС - анализ.

4. Методы экономической статистики:
- метод средних величин;
- метод группировки;
- метод обработки рядов динамики;
- индексный метод;
- графический метод.

5. Методы детерминированного факторного анализа:
- метод цепной подстановки;
- метод абсолютных разниц;
- метод относительных разниц;
- метод пропорционального деления;
- метод долевого участия;
- метод логарифмирования;
- индексный метод;
- интегральный метод.
6. Методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа):
- корреляционный анализ;
- регрессионный анализ;
- дисперсионный анализ;
- многомерный факторный анализ;
- кластерный анализ;
- компонентный анализ;
- спектральный анализ;
- методы обработки пространственно-временных совокупностей.

7. Методы рейтинговой оценки:
- метод суммирования значений всех показателей;
- метод суммы мест;
- метод суммы баллов;
- метод расстояний;
- таксонометрический метод.

Классические методы математического анализа применяются как в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, так и отдельно, например, фактор­ный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других раз­работанных на базе дифференцирования методов.
Методы экономической статистики используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.
Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.
Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда изменение анали­зируемых показателей представляет собой случайный про­цесс. Наиболь­шее распространение из математико-статистических методов в финансовом анализе получили методы множественного и пар­ного корреляционного анализа, регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнози­ровании поведения экономических показателей. Если связь меж­ду анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то математико-статистические методы – практически единственный инструмент исследования.
Методы рейтинговой оценки используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.

Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:
1. Предварительный этап
- Определение цели и задач анализа, определение объектов, со­ставление плана аналитической работы.
- Сбор и подготовка информации необ­ходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.
- Отбор, структурирование и группировка данных.
- Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.
2. Аналитический этап
- Анализ структуры и динамики изменения показателей.
- Сравнение фактических резуль­татов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.
- Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.
- Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.
3. Заключительный этап
- Общая оценка результатов деятельности организации.
- Оценка качества работы менеджмента.
- Разработка рекомендаций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.