Роль субъективного или психологического фактора состоит в том, что люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той степени, как растет доход, то есть, склонны сберегать. Сбережения (S)- это часть доходов, которая не потребляется, или изъятия из потока доходов. Сбережения также растут по мере роста дохода, то есть S=f(Y). Поэтому реальные потребительские расходы не совпадают с величиной дохода, что ведет к неполной реализации произведенного национального продукта и нарушению равновесия.
На рис. 11.2,а видно, что график потребления (С) отклоняется от линии 45 град. При низком уровне национального производства (от 0 до Q1), и соответственно, низком уровне дохода реальные потребительские расходы превышают текущие доходы (потребление осуществляется в долг или за счет прежних сбережений). Даже при нулевом доходе потребление составляет положительную величину а.Сбережения при нулевом доходе составляют отрицательную величину и равны –а. При более высоком уровне национального производства и дохода, больше Q1 (рис. 11.2,а, 11.2,б) появляются положительные сбережения, и график потребления располагается ниже линии 45 град., что означает неполную реализацию произведенного национального продукта.
Равновесие наблюдается только в точке пересечения графика потребления с линией 45 град., то есть когда доходы превращаются в расходы в полном объеме; сбережения здесь равны нулю; национальный продукт полностью реализован.
По мере роста производства и дохода возрастают как потребительские расходы, так и сбережения, следовательно, с ростом производства и дохода создаются предпосылки для нарушения макроэкономического равновесия: рост сбережений исключает возможность полной реализации произведенного национального продукта. Графически это выглядит как все более значительное отклонение линии потребительских расходов от линии плановых расходов в 45 град. по мере роста национального производства.
Для анализа макроэкономического равновесия важно не только выявить зависимость потребительских расходов и сбережений от уровня дохода, но и рассмотреть, как они изменяются по мере прироста дохода. В кейнсианской теории прирост потребительских расходов и сбережений на каждую дополнительную единицу дохода получил название предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.
Предельная склонность к потреблению МРС отражает размер дополнительного потребления DС, вызванного приростом дохода DY, и определяется как отношение прироста потребления к приросту дохода, то есть:
DС
МРС = ------