Дипломная работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Система обеспечения качества вузовского образования: оценка и механизмы управления (на материалах Республики Казахстан)


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 378.14(574) На правах рукописи

КАШУК ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Система обеспечения качества вузовского образования: оценка и механизмы управления

(на материалах Республики Казахстан)

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Научный руководитель:

д.э.н., Фрезоргер Л.А.

Республика Казахстан

Павлодар, 2007

Содержание

Сокращения

Введение

1. Теоретические основы управления качеством вузовской деятельности

1.1 Эволюция содержания и трансформация подходов к управлению качеством образовательной деятельности вуза

1.2 Модели управления качеством вузовской деятельности и их адаптация к условиям высшего образования Казахстана

1.3 Зарубежный опыт оценки и обеспечения качества высшего образования

2 Анализ состояния и тенденций развития системы высшего образования Республики Казахстан

2.1 Качественное образование как фактор социально- экономического развития государства

2.2 Анализ состояния системы высшего профессионального образования Республики Казахстан

2.3 Государственный контроль и оценка качества деятельности вузов Республики Казахстан

3 Механизмы оценки и обеспечения качества образовательной деятельности вуза

3.1 Социально-экономическая оценка привлекательности вуза

3.2 Модель реструктуризации системы внешней оценки качества вузовской деятельности

3.3 Внутренний механизм обеспечения качества образовательной деятельности вуза на основе процедуры самооценки

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Сокращения

МСКО - международные стандарты качественного образования

ИСО (ISO) - международные стандарты качества

TQM - всеобщий менеджмент качества

ЕСОК - Европейская Сеть по Обеспечению Качества Образования

ЕС - Европейский союз

СНГ - содружество независимых государств

ПГК - промежуточный государственный контроль

СМК - система менеджмента качества

СУ - система управления

ОСУ - организационная структура управления

ООН - организация объединенных наций

РК - Республика Казахстан

РФ - Российская Федерация

НИИ - научно-исследовательский институт

ЕНТ - единое национальное тестирование

ГАК - государственная аттестационная комиссия

ГЭК - государственная экзаменационная комиссия

ППС - профессорско-преподавательский состав

УМК - учебно-методический комплекс

ПаУ - Паводарский университет

ИнЕУ -Инновационный Евразийский университет

ПГУ - Павлодарский государственный университет

МАБ - Международная Академия Бизнеса

КарГУ - Карагандинский государственный университет

ИГЭУ - Ивановский государственный энергетический институт

МРС - модульно-рейтинговая система оценки знаний

ИЧР - индекс человеческого развития

ВВП - валовый внутренний продукт

ВПО - высшее профессиональное образование

СМИ - средства массовой информации

ВУЗ - высшее учебное заведение

ВТО - всемирная торговая организация

МОиН - Министерство образования и науки

НАЦ - национальный аккредитационный центр

НСОКО - национальная система обеспечения качества образования

НЦОКО - национальный центр оценки качества образования

НЦГСОТ - национальный центр государственных стандартов

образования и тестирования

ЦСМКК - центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга

ГОСО - государственный общеобязательный образовательный стандарт

УМО - учебно-методическое объединение

ЦПиОН - центр профоринтации и организации набора.

УМРиКО - управление методической работы и качества образовании

Введение

Актуальность темы исследования. Особая роль образования в обществе подтверждается эволюцией всей человеческой цивилизации. Человеческий капитал является важнейшим фактором общественного производства и элементом национального богатства, инвестиции в который дают очень высокую отдачу. В своем Послании народу Казахстана президент РК Н.А Назарбаев подчеркивает, что «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности. Полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия национальной системы образования на международный уровень» [1].

На современном этапе развития мировой экономики, в условиях ее инновационной направленности и расширения процессов глобализации, когда развитые страны уже конкурируют не в сфере производства, а в области экономики знаний и технологических идей, сфера образования общепринято осознается как отрасль, обеспечивающая условия устойчивого социально-экономического развития государства, а создаваемый ею интеллектуальный капитал - как стратегический фактор, определяющий перспективы его развития и повышения конкурентоспособности. В этой связи задача, которая стоит перед нашим государством - войти по уровню конкурентоспособности в число 50 лучших стран мира предъявляет к системе образования и науки качественно новые требования, переводя проблемы качества знаний в плоскость их «капитализации».

Вместе с тем именно сфера образования, отвечая на проблемы общества и цивилизации, способна и обязана оказывать существенное воздействие на развитие позитивных тенденций в обществе, поддерживать их, находить специфические возможности решения назревающих социальных противоречий.

Выполняя свои социальные и экономические функции, система высшего образования Республики Казахстан за годы своего становления претерпела серьезные качественные трансформации, которые носят позитивный характер. Наряду с этим, анализ ее современного состояния свидетельствует о наличии многочисленных проблем, сдерживающих ее развитие и требующих своего решения. В их числе: недостаточное бюджетное финансирование образования, снижение уровня его качества, слабая материально-техническая база и т.д.

Эти и другие актуальные проблемы системы высшей школы РК усложняются и рядом внешних факторов. Вступление Казахстана в ВТО и тенденции развития высшего образования, обусловленные процессами глобализации, предполагают формирование адекватных им систем обеспечения качественных образовательных услуг и конкурентоспособных знаний. Новые требования к качеству, содержанию образования и механизмам его контроля и оценки предъявляет сегодня и экономика республики, ориентированная на знания и эффективность их капитализации.

Решение этих проблем требует глубокого анализа состояния и механизмов регулирования высшей школы республики и диктует необходимость ее дальнейшего реформирования с точки зрения повышения внутрисистемной эффективности функционирования и обеспечения конкурентоспособности знаний выпускников.

Анализ развития системы образования Республики Казахстан свидетельствует о существовании устойчивой тенденции ее интеграции в мировое образовательное пространство. Это обстоятельство предполагает обеспечение вузами РК качества образовательных услуг на уровне мировых стандартов, а соответственно адаптацию к этим стандартам существующих в национальном образовательном пространстве процедур его внешнего контроля и оценки. В настоящее время систему обеспечения качества образовательной деятельности вузов республики на государственном уровне характеризует многоступенчатость, централизованный характер и ведомственная подчиненность процедур оценки и контроля, дублирование их содержания и выраженная нацеленность на решение проблем, существующих в системе высшей школы РК, что не позволяет им в полной мере обеспечивать свою основную функцию - стимулирование вузов к повышению качества реализуемых ими образовательных услуг. Не находит в национальной системе регулирования и оценки качества адекватного организационного и содержательного обеспечения и тенденция интеграции вузов в мировое образовательное пространство.

Все это определяет актуальность и выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. Важность роли образования в развитии человеческого общества и актуальность проблемы его качества обращают систематическое внимание к нему научной мысли.

Некоторые теоретико-методологические подходы к развитию и функционированию системы образования и развитию человеческих ресурсов как основного фактора повышения эффективности общественного производства рассматривались в работах западных ученых: С.Баулса, Г.Бекера, М.Блауга, Дж. Стиглица, Б. Вейсборга, Р. Диез-Хохляйтнера, Э.Денисона, Дж. Псахаропулоса, Р.Стойна, С. Хайнемана, Т.Шульца и многих других.

Развитие научной мысли, заложившей основы современного понимания содержания качества и рыночного подхода к его интерпретации связано с работами таких выдающихся зарубежных ученых, как У.Э. Деминг, В. Шухарт, К. Исикава, Дж. Джуран, А. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон, Г. Тагути и др.

Среди казахстанских ученых, исследующих проблемы развития и совершенствования системы образования следует выделить работы ученых: Б.С. Айтимова, Б.С. Абдрасилов, С.Х. Берешев, В.К.Бишимбаев, Ю.В. Баталов, Б.К. Дамитов, С.А. Ерсалиев, Ж.А.Кулекеев, Ш.М.Каланова, Н.Е. Кушербаев, М.К. Мельдаханова, Н.Мамыров, М.Р.Нургожин, С.М. Омербаев, О.С. Сабден, С.Сатубалдин, Т.Тасбулатов, Л.А.Фрезоргер, Ю.К.Шокаманов и другие.

Различные аспекты качественного образования, подходов к его оценке и управлению рассматриваются в работах российских ученых: М.М. Поташник, В.Ю. Огвоздин, В.Л. Иноземцев, В.П. Щетинин, М.И. Иродов, В.М Нуждин, Г.Г. Кадамцева, В.В.Лившина, В.А Кельней и многие другие.

Вместе с тем следует отметить, что в Республике Казахстан проблемам управления качеством вузовской деятельности в основном уделяется внимание в плоскости его макроэкономического регулирования. Это находит отражение в программных документах, определяющих тенденции развития и реформирования высшей школы республики, содержании процессов структурирования национальной системы обеспечения качества и процедур его контроля и оценки. Как правило, эти нововведения носят концептуально-программный характер, который не всегда четко раскрывает механизм реализации общей концепции и не позволяет в должной степени адаптировать их к условиям интеграции системы высшей школы в мировое образовательное пространство. Не нашли своего решения и многие проблемы по обеспечению эффективного функционирования систем внутреннего контроля и оценки качества. Все вышеизложенное характеризует актуальность диссертационного исследования и объективную необходимость исследования названных проблем и задач, которые и определили выбор темы.

Целью исследования является обоснование теоретических положений и методологических основ организации системы обеспечения качества высшего профессионального образования, ориентированной на адаптацию к требованиям рынка и разработка рекомендаций по совершенствованию оценки и механизма управления качеством вузовской деятельности.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- обобщить и систематизировать существующие подходы к определению понятия «качество образования», обосновать его категориальный аппарат и идентифицировать содержание;

- выявить специфику и раскрыть содержание основных концепций развития человеческого капитала;

- проанализировать и обосновать роль качественного образования в социально-экономическом развитии государства;

- исследовать и обобщить зарубежный опыт обеспечения качества образования и возможность его адаптации к условиям деятельности отечественных вузов;

- на основе всестороннего анализа состояния системы высшего образования Республики Казахстан выявить тенденции ее развития и регулирования, в том числе во взаимосвязях с развитием национальной экономики;

- выявить и обосновать состав и содержание механизмов социально-экономической оценки привлекательности вуза;

- раскрыть сущность и закономерность структурирования внутривузовских моделей управления качеством образовательных услуг в контексте факторов, определяющих содержание этого процесса;

- обосновать целесообразность и разработать модель реструктуризации системы внешнего обеспечения качества образовательных услуг вузов в соответствии с общепринятым в этой сфере мировым опытом;

- выработать методологический подход к проектированию механизма внутреннего обеспечения качества вузовской деятельности на базе процедуры самооценки, основанной на миссии организации и принципах стратегического менеджмента;

- разработать концептуальную модель процедуры самооценки деятельности вуза, структурировать и обосновать содержание совокупности составляющих ее системных компонентов.

Объектом исследования является система высшего профессионального образования Республики Казахстан.

Предмет исследования является совокупность организационно-экономических процессов обеспечения качества образовательных услуг вузов.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых в области высшего образования, посвященные проблемам его реформирования и управления качеством. В процессе работы применялись отдельные приемы и методы экономических исследований: корреляционно-регрессионный анализ, расчетно-аналитический и статистические методы анализа.

В качестве информационной базы при рассмотрении конкретных вопросов по исследуемой проблеме использовались законодательные и нормативно-правовые акты в области образования и науки Республики Казахстан, данные Агентства РК по статистике, материалы социологических исследований международных организаций, диссертационные работы, научная литература и периодические издания, нормативно-правовая информация Комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки, Национального аккредитационного центра, Национального центра оценки качества образования, информация официального сайта МОН РК, стран Содружества и Европейской сети обеспечения качества и результаты исследований, проведенных соискателем в процессе написания диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

- авторская интерпретация понятия «качество образования»;

-концепция видения содержания процедуры государственной аккредитации вузов Республики Казахстан;

- необходимость реструктуризации национальной системы обеспечения качества вузовской деятельности и модель ее адаптации к существующему в этой сфере мировому опыту;

- алгоритм социально-экономической оценки привлекательности вуза и внутривузовский механизм управления процессом ее формирования;

- методологический аппарат проектирования процедуры самооценки, основанной на миссии учреждения образования и принципах стратегического менеджмента и разработанный на ее основе внутренний механизм обеспечения качества вузовской деятельности;

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

- углублены теоретические основы управления обеспечением качества образовательной деятельности вуза:

- методологически обоснован подход к рыночной интерпретации понятия «качество образования»;

- выявлены и обоснованы факторы, влияющие на содержание модели управления качеством вузовской деятельности;

- систематизированы подходы и зарубежный опыт оценки и обеспечения качества высшего образования;

- разработан внутривузовский механизм управления процессом формирования привлекательности вуза и алгоритм ее социально-экономической оценки;

- предложена модель реструктуризации системы внешней оценки и обеспечения качества вузовской деятельности и ее трансформации в модель, адаптированную к общепринятому в этой сфере мировому опыту;

- разработан методологический подход к проектированию процедуры самооценки деятельности вузов, определяющий ее принципы, содержание, методы измерения качества, структуру формата, состав ключевых сфер и критериев самооценки;

- предложен внутренний механизм обеспечения качества вузовской деятельности на основе процедуры самооценки, основанной на миссии учреждения образования и принципах стратегического менеджмента.

Научно-практическая значимость исследования и его апробация. Научно-практическая значимость диссертационной работы состоит в исследовании содержания системы внешней оценки и обеспечения качества образовательной деятельности вузов РК и обосновании содержания процесса ее реструктуризации в контексте развития экономики республики и тенденций интеграции системы образования РК в мировое образовательное пространство.

Ряд положений, изложенных в диссертации могут быть использованы при разработке подходов к формированию национальной системы обеспечения качества и содержания ее отдельных компонентов. Методологические подходы к проектированию содержания внутривузовской системы оценки и механизмов обеспечения качества могут быть использованы учреждениями образования в управлении качеством своей деятельности.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научно-практических семинарах, докладывались и нашли отражение в материалах международных и республиканских научно-практических и научно-методических конференций: VI международная научно-методическая конференции «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы» г. Новосибирск, 23-25 мая 2005 г.; Международная научно-практическая конференция «Проблемы социальной, экономической, технологической и политической модернизации государства», Кокшетау, 13-14 января 2006 г.; Международная научно-практическая конференция «Образовательная стратегия в условиях инновационно-индустриального развития экономики Казахстана». Караганда, 24 февраля 2006г.; Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в 21 веке: динамика развития в Евразийском пространстве», том 1. Павлодар. 12-13 мая. 2006; Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы экономической, социальной и политической модернизации Республики Казахстан» г. Астана, 31 марта 2006 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 научных статей и тезисов общим объемом 3,2 п.л., в том числе 5 в изданиях, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК.

Структура, объем и краткое содержание работы. Диссертация состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 170 наименований, содержит 10 таблиц, 19 рисунков, 3 формулы, 147 страниц основного машинописного текста и 7 приложений. Структура диссертации отражает логику проводимых исследований и включает анализ теории вопроса, диагностику проблем, разработку методологических подходов и методов их решения.

Во введение обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, дается характеристика научной новизны его результатов, формулируются цели и задачи исследования, обосновывается его научно-практическая значимость.

В первом разделе основной части диссертации исследуются теоретические основы, эволюция содержания и трансформация подходов к управлению качеством; уточняется содержание понятия «качество образования»; выявляется совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих содержание системы управления качеством вузовской деятельности, идентифицируются их модели, в том числе характерные для вузов РК; анализируется зарубежный и отечественный опыт обеспечения качества образования.

Во втором разделе основной части диссертационной работы исследуется роль качественного образования как фактора социально-экономического развития государства; анализируется состояние и выявляются закономерности, тенденции и проблемы развития высшего профессионального образования Республики Казахстан и механизмов системы государственного регулирования и обеспечения его качества.

В третьем разделе основной части диссертации на основе анализа тенденций развития системы высшего образования Республики Казахстан, содержания национальной системы и зарубежного опыта обеспечения его качества обоснована целесообразность и разработана модель реструктуризации системы внешней оценки качества вузовской деятельности; излагается видение принципиальных основ содержания процедуры государственной аккредитации вузов РК; обосновывается концептуальная модель содержания процедуры самооценки вуза, построенной на принципах стратегического менеджмента и ее место в системе внутреннего обеспечения качества образовательной деятельности вуза; систематизируются и обобщаются механизмы социально-экономической оценки привлекательности вуза и управления процессом ее формирования.

В заключении диссертационной работы делаются выводы, вытекающие из результатов исследования.

1. Теоретические основы управления качеством вузовской деятельности

1.1 Эволюция содержания и трансформация подходов к управлению качеством образовательной деятельности вузов

Качество высшего образования имеет решающее значение для успешного развития любого государства. Уровень интеллектуального потенциала страны, определяемый качеством ее высшего образования, становится важнейшим фактором благосостояния общества. По признанию Марка Маллока Брауна, администратора ПРООН, «образование больше не является фундаментом, на котором страна строит свой успех в конкурентной борьбе, а становится успехом» [2]. В настоящее время образование выступает на первое место среди факторов развития человечества. Значение знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет 80% национального богатства. На современном этапе развития общества ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, то есть применения знаний на практике [3]. Экономическое процветание все больше зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни [4]. В мире произошло осознание того, что экономические успехи государства прежде всего обуславливается его системой образования и образованностью граждан. Уровень культуры и образования рассматривается как одна из трех составляющих качества жизни в целом.

Это обстоятельство привело к пересмотру в развитых странах роли образования в обществе и необходимости его приоритетного развития.

Образование и общество составляют целостную систему. Любые глобальные процессы, происходящие в нем, неизбежно отражаются на состоянии образования.

Экономические и социальные изменения, происходящие в казахстанском обществе, формирование инновационной направленности экономики, интеграция в мировое экономическое пространство ставят перед системой высшего образования государства новые приоритеты и задачи, в числе которых наиболее актуальной является качество подготовки специалистов.

Диктуемые временем, новые требования к качеству подготовки специалистов, предполагают реорганизацию системы управления вузами, «усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг…» и, как следствие, «стимулирование внедрения систем управления качеством образовательных услуг …», [5] «формирование новых принципов управления вузами, основанных на стратегическом планировании, системе менеджмента качества…», «…реструктуризацию системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с критериями МСКО …» [6]. Общепризнанно качество становится наилучшим направлением вложения средств для усиления позиций предприятий и организаций, включая организации образования, как на внутреннем, так и на международном рынках, что объясняет беспрецедентный рост внимания к его проблемам во всех странах мира. Понятие «качество» приобретает новое содержание, управление качеством становится системным процессом, а управление с позиции качества приобретает глобальный характер.

Представление о содержании понятия «качество» менялось на различных этапах развития человеческой мысли. В исследованиях по проблемам качества делаются ссылки на существование более 300 его определений. Эволюция понятия «качество» с точки зрения природы его содержания и факторов, его определяющих представлена в таблице 1.

Инвариантность трактовки понятия «качество» во многом объясняется разнообразием объектов, обладающих качеством, сложностью и особенностью природы качества предметов материального мира, контекстом проблем его исследования, степенью охвата сложной взаимосвязи и взаимоотношений данной категории с другими категориями (экономическими, социологическими и т.д.). Это обусловило существование большого количества определений содержания качества с позиций таких его аспектов, как экономический, управленческий, социальный, организационно-технический и технологический, психологический, правовой, экологический, личностный, стоимостной, системный и т.д. [7, с. 17-23.].

Во многом благодаря многомерности и многоаспектности категории "качество" представление о ее содержании менялось на различных этапах развития научной мысли. Это находит свое отражение в эволюции методологических подходах к определению содержания понятия «качество», которое меняется от субстратного до интегрального (7, 8):

- субстратное: характерно для древних культур развития человечества и сводится к характеристике основных космических стихий и стихий бытия: огонь, вода, земля и т.п.;

- предметное: обусловлено влиянием развития научных и технических дисциплин и сводится к рассмотрению вещей и свойств предметов;

- системное: формируется как следствие того, что объектами научных исследований и практической деятельности являются системные образования;

- функциональное: выражает тенденцию определить качество через количественные показатели;

- интегральное: Ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества.

Одним из первых понятие «качество» как философскую категорию рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322г. г до н.э.).

Таблица 1 - Природа многообразия определений понятия «качество»

Факторы, обусловившие многообразие определений понятия «качество»

Эволюция

подходов

к пониманию

природы качества

Эволюция

сущности

понятия

«качество»

Эволюция методологических

подходов к

оценке качества

Эволюция

объектов

качества

Многообразие аспектов исследования качества

Контекст

исследования

качества

образования

Субстрактное

Предметное

Системное

Функциональное

Интегральное

Философское

Прикладное

Рыночное

(научное)

Качество как

абсолютная оценка

Качество как

свойство продукции

Качество как

соответствие назначению

Качество как соответствие стоимости

Качество как

соответствие стандартам

Качество

вещи (бытия)

Качество товара

Качество услуг

(образование)

Производственный

Экономический

Рыночный

Правовой

(стандартизация)

Технический

и т.д.

Ценностный

Содержательный

Процессуальный

Педагогический

Психологический

Экономический

Социальный

Философский

Кибернетический

Правовой и т.д.

Примечание: составлена автором

По его мнению, качество образует то, что существует само по себе, а не только то, что возникает в глазах покупателя.

В ХIХ веке немецкий философ Гегель дал следующее определение качеству: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество» [9]. Иными словами, без определенности (качества) нет и содержания бытия (объекта). И только благодаря качеству объект через свое индивидуальное содержание приобретает и определенность, и устойчивость.

Нетрудно заметить, что в философской науке категория «качество» раскрывается через категорию «свойство». Под тождественной бытию определенностью подразумевается такое устойчивое взаимоотношение элементов объекта (предмета, явления, процесса), которое характеризует его специфику, обнаруживается в совокупности его свойств и является его видовым отличием, тем, что делает этот объект именно таким, как он есть, а не другим. Именно в этом смысле качество соотносится с количеством.

Использование термина «качество» из философской сентенции в последующем перешло в лексикон сугубо прикладной деятельности - производства, но при этом сохраняется философский смысл - качество является основой для дальнейшего совершенствования продукции.

С позиции прикладного понимания трактовки качества, в экономике и управлении производством понятие «качество» прежде всего связано с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления в данном контексте является, в первую очередь, качество продукции и услуг. Философская и прикладная интерпретация качества при их непротиворечивости [10, 11] отличаются по его ценностному аспекту. Как философская категория понятие «качество» нейтрально с точки зрения оценки самого качества. В прикладных научных исследованиях интерпретация качества носит оценочный характер, основанный на сравнении и выводах о его уровне, то есть качество понимается как «хорошесть» некоторого объекта: надлежащее или ненадлежащее, высокое или невысокое качество, соответствующее или несоответствующее определенным критериям и стандартам и т.д. [12]. Использование прикладными науками оценочно окрашенного понимания качества не случайно, ибо одной из важнейших задач этих наук является выработка научно обоснованных методологических и методических основ оценки качества тех или иных объектов.

Развитие научной мысли, заложившей основы современного понимания содержания качества, связано с экономическими науками и рыночным подходом к его интерпретации, который нашел отражение в работах таких выдающихся зарубежных ученых, как У.Э. Деминг, В. Шухарт, К. Исикава, Дж. Джуран, А. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон, Г. Тагути и др.

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия «качество» с точки зрения его содержания и определяющих его факторов [7]. Ф.Татарский указывает на ситуативность и инвариантность качества по отношению к потребностям. В противоположность ему Э.М. Вейцман и В.Ю. Огвоздин рассматривают качество как объективно существующую данность. При этом Э.М. Вейцман предлагает методику количественной оценки качества, с помощью которой можно сравнивать качество изделий внутри одного его вида и качество различных видов продукции. Он отмечает, что «качество потребительной стоимости - это своего рода уровень научно-технической гармонии, в ней заключенной». Л.А Гоберман, В.А. Гоберман связывают качество с потребностями, но подчеркивают, что качество конкретного изделия имеет свои временные рамки, например, регламентированный срок его службы.

С точки зрения методологических основ оценки качества все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы: качество как абсолютная оценка; качество как свойство продукции; качество как соответствие назначению; качество как соответствие стоимости; качество как соответствие стандартам.

Возникновение понимания качества как абсолютной оценки товара по своей сути связано с проблемой контроля качества его изготовления, стремлением производителей снизить уровень брака и не допустить появления на рынке некачественного товара. С этой точки зрения должен существовать некий стандарт товара, а его качество представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия этому стандарту. В данном контексте один из основоположников системы менеджмента качества Уолтер Шухарт определял качество как добротность и совершенство товара. Нетрудно заметить, что с позиции данного подхода, качество абсолютно только по отношению к конкурентам, его нельзя измерить - оно принадлежность товара, но его можно обеспечить.

По мере углубления познания качества возникла необходимость его учитывать, сопоставлять с потребностями, измерять степень соответствия им. Как следствие, понятие «качество» ассоциируется с понятием «свойство», которое увязывается с характером потребностей и рассматриваться как производное совокупности измеримых количественных параметров товара. Несмотря на то, что подобное определение качества направлено на исследование его внутреннего содержания, оно является слишком узким, так как не отражает степени полезности товара для потребителя.

В дальнейшем в понятие качества стали постепенно включаться эксплуатационные, функциональные и другие технические показатели, характеризующие потребительную стоимость изделия, то есть качество стало рассматриваться как соответствие товара его назначению. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования [13]. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции, выявленные в результаты рыночных исследований, что принципиально отличает данный подход от изложенных выше.

Развивая идеи этого подхода, американский специалист по качеству

А. Фейгенбаум определяет качество как обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования, проектирования, производства и обслуживания, в результате которых обеспечивается степень соответствия произведенной продукции или услуги ожиданиям потребителя [14].

Известные специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают качество в трех важнейших аспектах: качество соответствия техническим условиям, качество конструкции и функциональное качество. Такое понимание качества охватывает этапы проектирования продукции, ее производства и эксплуатации и учитывает как качество изготовления, так и степень полезности продукта [15, с.637].

Логическим завершением этого подхода к трактовке понятия качества продукции, которое с развитием бизнеса и научной мысли становится все более комплексным, являются предложения рассматривать качество продукции как соотношение ее полезности и цены. Таким образом, качество отражает, с одной стороны, все те потребности, которые продукцией с этим качеством удовлетворяются, а с другой - все затраты, которые несет общество на производство и потребление этой продукции. Видный американский специалист по вопросам управления качеством Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение или превышение требований (ожиданий) потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в этом изделии или услуге [16].

Филипп Кросби (Philip Crosby), один из известных специалистов в области качества, академик МАК, изучая вопросы стоимостной оценки качества, высказал знаменитый афоризм: «Качество - бесплатно» (Quality is Free). Из чего следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его присутствие, что должно быть предметом постоянного контроля и анализа. Ф. Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как на деле оно одновременно повышает и производительность, поскольку снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д. [17].

Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, закономерно и связано с формированием к середине XX века так называемого общества потребления. Его основными чертами являются: развитие конкуренции, расширение предложения товара и возможность его выбора по качеству и цене, развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей, что и обусловило появление нового понимания категории «качество» как совокупности свойств объекта, призванных удовлетворять или превосходить ожидания потребителей. Всемирно признанный специалист в области качества Э. Деминг писал «потребитель - самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей - настоящих и будущих» [18]. Анализ существующих подходов к определению содержания качества показывает, что его эволюция неразрывно связана с развитием потребностей, бизнеса и менеджмента. По мере своего развития понятие качества приобретает все более системный и интегрированный характер. Если расположить термины по общности и эволюции понятий о качестве, то выстраивается следующий ряд: характеристики - свойства - ценность/стоимость - качество [19].

Трансформировавшись, в конечном счете, в процесс удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей, на современном этапе развития бизнеса качество закономерно формализовалось в принципах всеобщего менеджмента качества - TQM и выступает в новом его понимании, как мера баланса ожиданий всех заинтересованных сторон.

Успехи экономической науки в исследовании качества способствовали официальному закреплению определения качества в стандартах ИСО (Международной организации по стандартизации при ООН). Так, в соответствии с документом «Терминологический стандарт ИСО 8402 (версия 1994 года)» под качеством понимается «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Такое определение относится не только к качеству продукции и услуг, но и к качеству различных социальных процессов и явлений, таких как качество образования и качество трудовой жизни. Оно отражает современный уровень понимания проблемы качества, решение которой является приоритетом социально-экономического развития во всем мире.

Эволюция понятия «качество» как объекта научных исследований неразрывно связана с практической деятельностью по его обеспечению, то есть развитием систем управления качеством в сфере производства, с продукцией и услугами которой оно традиционно ассоциировалось.

В истории развития систем управления качеством выделяют четыре этапа, которые характеризуют эволюцию содержания пяти основных систем качества в континууме от контроля качества готовой продукции до планирования качества и управления качеством на принципах TQM и стратегического менеджмента [20]. Несмотря на специфику содержания, все пять систем имеют один и тот же набор элементов качества, которые в настоящее время традиционно изображаются в виде «звезды качества» [21, 22, 23, 24].

Начало первого этапа - отбраковки и контроля - можно отнести ко времени рождения ремесла. В средние века в 13 веке в ремесленных гильдиях проводилась проверка товаров, качество которых удостоверялось знаком в форме городского герба.

Одной из первых систем управления качеством является система контроля качества Ф. Тейлора, которая была направлена на обнаружение и устранение дефектов (брака) и сводилась к отбраковке и контролю качества готовой продукции, чтобы потребитель получал только годные изделия [25].

Недостатком системы Ф. Тейлора являлось то, что управление качеством, сосредотачивалось только на его окончательном контроле, то есть устранялись уже существующие, обнаруженные дефекты. Это препятствовало появлению некачественной продукции на рынке, но не в производстве.

С решением этого противоречия был связан этап статистического контроля качества - второй этап развития управления качеством (1920-1950 гг.), для которого характерны системы качества, основанные на статистических методах контроля. В их основу были положены методы статистического контроля качества В. Шухарта, теория надежности и планирование эксперимента [26].

Таким образом, формируется система качества, в основе которой лежит управление процессами производства с целью предупреждения появления брака и уменьшения процента его выхода. Основой качества в производстве становятся стабильные процессы с минимальными вариациями.

Одним из основоположников управления качеством в 50-х годах был американский ученый Эдвардс Деминг (1900-1993 гг.), положивший начало третьему этапу развития систем управления качеством - этапу постоянного повышения качества. В 60-е годы во всем мире действовал пооперационный контроль качества, но уже в конце этого десятилетия в развитых странах Европы, Азии и Америки начали применяться системы обеспечения качества (QA - quality administration - административное управление качеством), обеспечивающие профилактику дефектов выпускаемой продукции и повышение ее качества.

Следует отметить, что развитая система стандартизации и метрологии как метод обеспечения качества существовала и в СССР.

В этот же период в отечественной и зарубежной практике большое развитие получают комплексные системы управления качеством как следствие системного подхода к пониманию качества. Появляются различные модели систем управления качеством продукции (УКП), наибольший интерес среди которых представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига, Джурана и Шухарта-Деминга. Именно на их основе разработаны системы управления и обеспечения качества продукции в Японии и США.

В СССР наиболее характерными представителями системной организации работ по управлению качеством считаются: Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи её ОТК и заказчику с первого предъявления, система «КАНАРСПИ» (качество, надёжность, ресурс с первых изделий), разработанная рядом проектно-конструкторских организаций Горьковской области, Ярославская система «НОРМ» (научная организация работ по увеличению моторесурса) и Львовская комплексная система управления качеством продукции и др.[27, 28].

Для третьего этапа эволюции управления качеством характерным является развитие процессного подхода как метода организации компании, что приводит к развитию систем управления качеством. Принцип удовлетворения требований потребителя переносится на внутреннюю структуру предприятия (в сети взаимосвязанных процессов исполнитель процесса выступает одновременно заказчиком и поставщиком) и получает свою разработку в концепции «Управление качеством» Каоро Исикавы [29]. Наиболее характерными ее чертами являются: всеобщее участие работников в управлении качеством; введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; непрерывное обучение кадров; широкое внедрение статистических методов контроля.

Преодолевается противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства, характерное для первых двух этапов. Стало возможным одновременно повышать качество и снижать затраты на производство, что получило теоретическое обоснование в работах Дж. Харрингтона, Ф. Кросби и Г.Тагути [30].

Четвертый этап развития систем управления качеством характеризуется целенаправленной деятельностью предприятий по планированию качества (1960-1980 г.г.). Развитие систем управления в этот период, в основном, основано на использовании методов и средств управления качеством (QM- quality management - управление качеством). Отдельные разрозненные разработки в области управления качеством в 1987 году систематизируются в стандартах ИСО серии 9000 (методы и средства управления качеством) и серии 10000 (надзор), разработанных мировой организацией по стандартизации (International Organization for Standardization IOS).

Этап планирования качества связан с развитием общего руководства качеством на основе ИСО 9000 (QM), принципов всеобщего управления качеством (TQM - total quality management) и отечественной Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), а его особенностью является направленность на решение проблем удовлетворения требований потребителя. При этом качество рассматривается как мера баланса интересов всех заинтересованных сторон. Для этого этапа характерно развитие систем управления качеством, основанных на положениях стандартов ИСО и систем всеобщего менеджмента качества, основанных на концепции TQM.

Развитие системного подхода и исследование качества с позиции принципов всеобщего менеджмента качества связано с очень важной тенденцией в осознании категории «качество», которая проявляется в смещении акцентов в исследовании качества в социальную сферу, а точнее - в сферу образования и, в частности, высшего образования. С позиций всеобщего менеджмента качества это объясняется логической взаимосвязью социального и производственного аспектов качества: в системе общественного разделения труда образование - это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Это один из аспектов проблемы качества образования, имеющий его очевидную практическую направленность и роль.

Второй аспект качества носит более глобальный характер и имеет внутрисистемную направленность, при которой исследуется особая роль и важность образования. Это объясняется тем, что уровень образованности на современном этапе развития общества является одним из основных критериев индекса развития человека и, согласно мнению экспертов ООН, выступает одним из главных показателей благосостояния народа.

Несмотря на то, что основные положения о качестве сформулированы в Болонской декларации и Пражском коммюнике, проблема качества образования по-прежнему остается актуальной во всем мире, что, по мнению исследователей, является результатом отсутствия «… четких критериев понятия «качество образования». Показателей могут быть сотни….» [31].

В исследованиях советских, российских и отечественных авторов, неоднозначность содержания качества, в свою очередь, во многом определяется многоаспектностью сущности понятия «результат образовательной деятельности» и факторов, его идентифицирующих и формирующих. Качество ассоциируется с понятием «уровень качества», «качество результата», рассматривается как объект системы управления качеством, элемент «культуры качества», а в отдельных случаях отождествляется с ними. Наблюдается взаимопроникновение содержательного и процессуального аспектов качества, в результате чего в перечень составляющих качества включаются как параметры результата, так и параметры условий, обеспечивающих этот результат, что тоже является одной из причин неустоявшегося мнения о трактовке понятия «качество образования». Как следствие, существует неопределенность по поводу того, что необходимо оценивать (параметры качества), как измерять качество (технологии и методы оценки), как управлять и что должно входить в систему управления качеством (структура, технологии и механизмы управления), что включает в себя система обеспечения качества (концепция качества, система управления и контроля, процедуры и организации). Определение понятия качества образования может трактоваться неоднозначно в зависимости от того, какой аспект качества исследуется. Его содержание может определяться совокупностью факторов качества вуза или качества содержания образовательных программ [32]. Тем, что понимается под результатом деятельности вуза: образовательные услуги или иные виды продукции вузовской деятельности [33]. Ввиду специфики роли студентов (обучающихся) в образовательной деятельности вуза, выпускники вуза, отдельными исследователями, тоже включаются в перечень продукции, а соответственно и результатов вуза [34].

Обсуждение проблем качества с точки зрения его определения в конкретных терминах и понятиях (параметрах и критериях) или с позиции его относительности и интуитивности (качество относительно, его невозможно измерить, необходима экспертная оценка), является предметом дискуссий и в работах исследователей стран постсоветского пространства.

Это обстоятельство связано с реформированием национальных образовательных систем и выработкой новых подходов к управлению качеством в соответствии с Болонским процессом.

В диапазоне этих точек зрения существует несколько подходов к определению качества образования. Авторы учебного пособия по стратегии и тактике управления качеством образования [35] указывают на существование по крайней мере семи таких подходов, рассматривающих качество с точки зрения соответствия стандартам (государственным, вузовским и т.д.), стандартам и стоимости, определяющим качество как рейтинг вуза, прямой результат компетентности, знаний и опыта профессорско-преподавательского состава, качество результата образовательной услуги, соответствие скрытым потребностям. Тем самым подчеркивается многоаспектность и многомерность понятия «качество образования».

Следует отметить, что во всех образовательных системах, зарубежных и национальной, объектом оценки качества образования является качество образовательных услуг, которое традиционно оценивается по результатам, под которыми понимаются результаты обучения (накопленный в процессе обучения опыт). При этом содержание понятия «качество» во многом определяется принятой в сфере образования того или иного государства системы обеспечения качества и его контроля, и, в первую очередь, полномочиями правительства в решении этих проблем. Несмотря на существование ряда отличительных особенностей в определении качества, принципиально важным из них является идентификация результата обучения и параметров оценки его качества.

Болонская декларация и Пражское коммюнике выделяют три важнейших результата, определяющих качество учебной программы (услуги по образовательной программе) [36]:

- академическое качество, под которым понимается мастерство в сфере исследований, преподавания и распространения знаний и вклад в развитие личности;

- способность выпускников вузов найти работу на международном рынке труда в течение всей жизни;

- мобильность во всех смыслах: пространственная, временная, программная (затрагивающая такие аспекты, как признание неакадемического образования и предоставление возможностей многократного доступа к образованию) и личная гибкость.

Существующие трактовки качества, ориентированные на результат обучения, как правило, рассматривают его качество через призму приобретенных знаний и умений, способствующих развитию личности в таких ее аспектах, как умственный, физический, нравственный и т.д. [37, 38], с точки зрения их соответствия социальному заказу общества и ожиданиям потребителей [39], в контексте соотношения цели и результата [40] и т.д. При этом, образовательные услуги понимаются как процесс, при котором «объем учебной и научной информации как суммы знаний…..и практических навыков..» передается «личности по определенной программе» [41].

Если результат рассматривать как цель, то качество образовательной услуги в такой интерпретации можно обозначить как соответствие цели.

Любой результат сопряжен с вложениями (времени, финансов и т.д.), которые очень значимы для его получения и по которым в определенной степени можно судить о самих результатах. Такая взаимосвязь результата и вложений может приводить к практике включения последних в результат образовательной деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО "Веста")
Дипломная работа Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия
Дипломная работа Учет операций по расчетным счетам
Дипломная работа Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере Добровского района
Дипломная работа Пути повышения эффективности работы банка с физическими лицами на примере ОАО Приорбанк
Дипломная работа Анализ оборачиваемости оборотных активов предприятия как один из элементов анализа платёжеспособности
Дипломная работа Учет материалов и контроль за их движением на складах
Дипломная работа Учет и аудит доходов и расходов организации
Дипломная работа Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа Автоматизированное рабочее место
Дипломная работа Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным бальным танцам
Дипломная работа Инновационные процессы в образовании
Дипломная работа Учетная политика
Дипломная работа Бухгалтерский учет и аудит кредитов и займов и анализ кредитоспособности организации
Дипломная работа Проектирование информационной системы Отдел кадров