45
СОДЕРЖАНИЕ
Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно принимает многие решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Исчезли регламентации «сверху», а именно: регламентация организационной структуры управления, численности и должностного состава управленческого персонала. Если ранее предприятие практически работало только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать особенности работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает персонал, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.
Таким образом, предприятие приобретает все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления.
Расширение самостоятельности предприятий, разнообразие их экономических и организационных форм требует большей конкретизации в поиске прогрессивных организационных решений с учетом специфики каждого предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия и повысить его конкурентоспособность.
Поэтому анализ производственной и финансовой деятельности, а также структур управления предприятием в настоящее время очень актуален.
Цель дипломной работы - произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Треал Трейдинг».
Персонал (кадры) является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам
Организационная структура - это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.
Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.
Штатная структура управления определяет сосав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов. Звено управления - самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.
Аппарат (орган) управления - коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.
Структурное подразделение - самостоятельная часть звена управления (отдел, служба, участок), выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении. Различают функциональные и производственные подразделения.
Функциональное структурное подразделение является самостоятельной частью аппарата управления, реализующей задачи определенной функции управления (например, подготовка производства, бухгалтерский учет, экономическое планирование). Конечный результат - управленческие решения.
Производственное структурное подразделение - это самостоятельная часть звена управления, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая выпуск продукции в материальной форме (жилые дома, готовые конструкции, перевезенные груз, изделия).
В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.
Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма (рис.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.
Рис.1. Фрагмент линейной структуры
Этот вид структуры характерен для нижних уровней управления: начальник участка - старший мастер- мастер.
Функциональная структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 2).
Рис.2. Фрагмент функциональной структуры
Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции. Внутренняя структура подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник участка одновременно подчиняется заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших уровней управления народным хозяйством.
Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность - только первым руководителем единолично (рис.3).
Рис.3. Фрагмент линейно-функциональной структуры
Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.
Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей структуры организации - это решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.
Рассмотрим варианты организационных структур, успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый из них годится только для определенных ситуаций и достижения соответствующих целей. Поэтому рассмотрим бюрократическую структуру управления, остающуюся еще пока основной и доминирующей формой.
Концепция бюрократии, первоначально сформированная в начале 1900- годов немецким социологом Вебером в идеале - одна из наиболее полезных идей в истории человечества.
Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться. Это ясно из характеристики системы, называемой Вебером рациональной бюрократией.
1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимосвязей системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Таким образом, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер. Вебер полагал, что прихоти собственников организации и ее сотрудников не должны входить в противоречие с целями организации.
Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень хорошо совпадает с системами ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Как отметил видный специалист в теории управления Джон Чайлд: «Анализ бюрократических структур, проведенный Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций».
Бюрократическая модель управления имеет свои положительные свойства, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия.
Для того чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, - руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Ниже мы приведем наиболее широко используемые системы департаментализации.
Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке. Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера.
Имеющийся опыт говорит о том, что функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.
Линейно-функциональная структура является наиболее распространенной, особенно для средних звеньев управления. На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних - функциональные.
Матричная структура направлена на реализацию целевых программ (проектов), стоящих перед предприятием, для которых выделяются специальные руководители. Структурные подразделения предприятия, построенные по линейному или функциональному принципу, распределяются между руководителями программ с сохранением подчиненности вышестоящему руководителю.
Матричная структура допускает двойное подчинение подразделений и отдельных работников. Начала применяться в начале 50-х гг. в США для реализации атомных и космических проектов, (рис. 4).
Рис.4. Фрагмент матричной структуры
Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи - подобно тому, как в планировании сначала формируются общие задачи, - а потом составить конкретные правила.
Таким образом, последовательность действий следующая:
Деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Определение, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными.
Установление соотношения полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цепь команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.
Определение должностных обязанностей, как совокупность определенных задач и функций и поручение их выполнения конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, руководство разрабатывает также конкретные задачи и закрепляет их за непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.
Появившаяся в итоге разработки организационная структура - это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, т.к. этот процесс, как все функции организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Требования внешней среды, в свою очередь, определяется в ходе планирования и контроля.
Общая характеристика персонала представлена в табл.1.
Половозрастная характеристика -табл.2, рис. 6.
Образовательная характеристика в табл.3, рис. 7.
Состав персонала по категориям работающих в табл.4, рис. 8.
Таблица 1.
Общая характеристика персонала
№№п/п |
Наименование |
ед. изм. |
2002 |
2003 |
Темп роста % |
|
1 |
Среднесписочная численность, в том числе: |
чел. |
1137 |
1050 |
92,3 |
|
2 |
Основные рабочие |
чел. |
470 |
430 |
91,5 |
|
3 |
Вспомогательные рабочие |
чел. |
400 |
380 |
95 |
|
4 |
Служащие и специалисты |
чел. |
267 |
240 |
89,9 |
|
5 |
Удельный вес технически обоснованных норм |
% |
25 |
30 |
120 |
|
6 |
Процент выполнения норм |
% |
130 |
130 |
100 |
|
7 |
Непроизводительные потери рабочего времени |
% |
14 |
13,1 |
93,6 |
|
8 |
Текучесть кадров |
% |
17,3/ |
17,8 |
103 |
|
Таблица 2.
Половозрастная характеристика персонала
Возраст (лет) |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
||||
Числ. |
Уд.Вес(%) |
Числ. |
Уд.вес(%) |
Числ. |
Уд.вес(%) |
||
16-18 |
20 |
5 |
46 |
7 |
66 |
6 |
|
18-25 |
98 |
23 |
167 |
26 |
265 |
25 |
|
25-35 |
140 |
33 |
200 |
32 |
340 |
32 |
|
35-45 |
123 |
29 |
175 |
28 |
298 |
29 |
|
45-60 |
28 |
7 |
42 |
6 |
70 |
7 |
|
Старше 60 |
11 |
3 |
- |
- |
11 |
1 |
|
ИТОГО |
420 |
100 |
630 |
100 |
1050 |
100 |
|
Рис.6. Возрастная характеристика персонала
Таблица 3.
Образовательная характеристика персонала
Образование |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
||||
Колич |
Уд.вес.(%) |
Колич |
Уд.вес.(%) |
Колич |
Уд.вес(%) |
||
Н/среднее |
5 |
1 |
14 |
2 |
17 |
1,5 |
|
Среднее |
310 |
74 |
489 |
78 |
799 |
76 |
|
Н/высшее |
25 |
6 |
17 |
3 |
42 |
4 |
|
Высшее |
80 |
19 |
110 |
17 |
190 |
18,5 |
|
Итого |
420 |
100 |
630 |
100 |
1050 |
100 |
|
Таблица 4.
Характеристика персонала по категориям
№ п/п |
Наименование |
Колич. |
Уд.вес (%) |
|
1. |
Среднесписочная численность,чел., в том числе: |
1050 |
100 |
|
1.1. |
Основные рабочие |
430 |
41 |
|
1.2. |
Вспомогательные рабочие |
380 |
36 |
|
1.3. |
Служащие и специалисты в т.ч. |
240 |
23 |
|
1.3.1 |
АУП |
115 |
11 |
|
Рис. 7. Образовательная характеристика персонала
Рис. 8. Характеристика персонала по категориям
Как и вся работа с кадрами на ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ процесс подготовки и переподготовки кадров также не имеет системы. Постоянно действующих курсов повышения квалификации рабочих на заводе нет. Разряд им повышается в основном за стаж работы по специальности и сдачей квалификационных испытаний. В отдельных случаях руководителей среднего звена направляют на курсы повышения квалификации. Периодичность переподготовки инженерно-технических работников не соблюдается в массе своей они не проходят переподготовку. Повышение квалификации осуществляют в основном путем самообразования. Иногда в случае перевода на вышестоящую должность работник проходит подготовку в соответствующем учебном центре. При перемещении на вышестоящие должности прохождение курсов повышения квалификации в основном не учитывается. Иными словами администрация ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ не уделяет должного внимания повышению к валификации своих работников.
Стабильность кадрового состава предприятия характеризуется динамикой коэффициента текучести кадров и коэффициентом оборота.
Анализ движения кадров представлен в таблице 5.
Таблица 5
Движение рабочей силы.
Показатель |
2002 |
2003 |
|
Принято на предприятие |
384 |
333 |
|
Выбыло с предприятия |
325 |
294 |
|
в т.ч. на учебу |
22 |
23 |
|
на пенсию и по др.причинам, предусм. законом |
55 |
61 |
|
по собственному желанию |
196 |
170 |
|
в Вооруженные силы |
18 |
40 |
|
за нарушение трудовой дисциплины |
1 |
||
Среднесписочная численность персонала |
1137 |
1050 |
|
Коэф. оборота: по приему = кол-во принятых / среднеспис. численность |
0,338 |
0,317 |
|
по выбытию = кол-во выбывших / средспис.численность |
0,31 |
0,28 |
|
Коэф. текучести = по собст. желанию + наруш.труд. дисциплины /среднеспис. численность |
0,173 |
0,162 |
|
По данным таблицы видно, что коэффициент текучести по сравнению с предыдущим годом снижается. Коэффициенты оборота по приему и выбытию снижаются, что свидетельствует о тенденции к по-стоянству кадров. Снижение коэффициента замещения означает то, что число принятых возмещает число выбывших, то есть часть принятых на работу возмещает число уволенных и часть принятых используется на новых рабочих местах. Снижение этого коэффициента означает, что принятые на работу лишь в незначительной степени способствуют рас-ширению числа новых рабочих мест.
ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» по организационно-правовой форме относится к негосударственному предприятию, являясь акционерным обществом. Условия производства и определили структуру управления. Как и на всех предприятиях аналогичного профиля принята линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рис.9 .
Возглавляет предприятие генеральный директор, который реализует основные функции управления, такие как: оперативное управление, перспективное развитие, финансово-экономическую стратегию. В круг функциональных обязанностей директора входит и кадровая политика, развитие социальной инфраструктуры предприятия, работа с кадрами.
Отдельные функции управления делегированы заместителям Генерального директора:
Отдел по социально-бытовым вопросам и рекламе. В состав входят учреждения здравоохранения, общежития, детские учреждения, подсобное хозяйство. Руководит этим подразделением начальник отдела. Функции , возложенные на отдел не совпадают с функциями зам. Генерального директора по коммерческим вопросам. Необходимо отметить, что возложенная на отдел функция рекламы не выполняется в принципе. Поэтому в рекламе растительных масел, кетчупов, майонеза, заполнившей теле-радио эфир, газеты, журналы название или логотипы практически не встречаются. Такое отношение к рекламе в условиях рынка непростительно.
Электрокарный, железнодорожный, транспортный цеха. В обязанности этих цехов входит исполнение одной функции: транспортное обеспечение и перемещение грузов.
По функции подчинения заместителю Генерального директору оправдано. Но иметь три цеха по одной функции нецелесообразно.
Контрольно-пропускной отдел. Отдел обеспечивает пропускной режим на предприятии, контроль за перемещением товарных ценностей за пределы предприятия. Контроль и охрана периметра предприятия. Задача отдела не совмещается с функцией заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам.
Проведенный анализ линейно-функциональной схемы управления предприятия наглядно показывает, что руководство предприятия не уделяет внимания совершенствованию. Структура застывшая. И именно это является одной из главных причин того, что предприятие не выдерживает конкуренции, резко сдало свои позиции на рынке. По нашему мнению совершенствование структуры управления должно стать первоочередной задачей для руководства предприятия в 2004 году.
Как отмечалось выше, предприятие может успешно работать только при наличии рациональной структуры управления. Существующая структура управления должна претерпеть изменения в следующих направлениях:
1. Сокращение количества подчиненных каждого руководителя высшего звена.
2. Согласование функций управления
3. Изменение постановки задач перед функциональными отделами.
Рассмотрим предлагаемые структуры каждого управляющего высшего звена.
Генеральный директор:
· главный инженер
· зам. Генерального директора по производству
· зам. Генерального директора по коммерции
· зам. Генерального директора по работе с филиалами
· зам. Генерального директора по кадрам и социальным вопросам
· главный бухгалтер
· начальник ОТК
Из непосредственного подчинения Генерального директора выведены:
· штаб по ГО и ЧС
· финансовый отдел
· отдел кадров
Эти подразделения малочисленны и наличие их в подчинении у Генерального директора предусматривает чисто номинальную зависимость.
Указанные подразделения необходимо реорганизовать и ввести в структуру управления заместителей.
Подчинение начальника ОТК Генеральному директору обязательно. Т.к. он осуществляет контрольную функцию и должен быть независим. Подчинение Генеральному директору означает делегирование ему полномочий влиять на качество продукции от имени директора. Только в том случае можно надеяться на эффективный контроль качества продукции.
Введение должности Зам. Генерального директора по работе с филиалами вызвано наличием филиалов у предприятия и необходимостью руководить ими от имени директора при этом майонезный цех в Луховицах выводится из подчинения зам. Генерального директора по производству.
Введение должности Зам. Генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам вызвано повышением роли работы с персоналом и улучшений социальных условий труда и отдыха. Задачей вновь введенной управленческой должности является координация всей работы с персоналом. Поэтому оправданным является введение в его структуру отдела кадров, административно-хозяйственного отдела, канцелярии и контрольно-пропускного отдела.
Таким образом, в подчинении зам Генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам будет:
· социально-бытовой отдел
· отдел кадров
· АХО
· контрольно-пропускной отдел
Главный инженер.
Из непосредственного подчинения выведен газовый цех и передан главному энергетику, по причинам описанным выше. Из отдела главного метролога выведен сектор вычислительный техники и программирования и включен в состав отдела внедрения новой техники и технологии. Теперь его структура управления будет выглядеть так:
· отдел охраны труда и техники безопасности.
· отдел капитального строительства
· отдел новой техники и технологии
· отдел главного метролога
· отдел главного механика
· отдел главного энергетика.
Заместитель Генерального директора по производству
Из его структуры исключен майонезный цех в Луховицах в связи с переподчинением его зам. Генерального директора по работе с филиалами. Исключен так же отдел технического контроля с испытательно-производственной лабораторией. Лаборатория включена в состав ОТК. Теперь его структура управления выглядит следующим образом:
· планово-производственный отдел
· производство гидрированных и рафинированных жиров
· производство майонеза и растительных масел
· производство маргарина
· сырьевой цех
Заместитель Генерального директора по коммерции
Эта структуру должна быть подвергнута более кардинальным изменениям, т.к. именно она играет главную роль в деятельности предприятия. Во-первых, необходимо создать мощную маркетинговую структуру на базе отела внешне-экономических связей и отдела сбыта.
Функции и структуры вновь созданного отдела следует рассмотреть отдельно. Для ООО “ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ” на 2004 год достаточна численность отдела маркетинга не более 15 человек, с учетом введенных в него специалистов по рекламе и сбыту. Структуру этого отдела можно представить следующит образом (рис.10).
Задачи отдела должны быть четко сформулированы и формализованы в руководящих документах.
Вновь созданный отдел маркетинга должен в корне изменить или создать новую схему продвижения выпускаемой продукции на рынок, организовать мощную рекламную кампанию. Этот отдел должен будет формировать задачи службам главного инженера по созданию новых видов продукции, упаковки, дизайна. Именно он должен будет кардинально изменить политику предприятия. При правильном подборе кадров, привлечении квалифицированных специалистов сомнения в успехе нет.
Рис. 10. Функциональная структура отдела маркетинга.
Такое мощное предприятие, каким является ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ, не может быть убыточным. Все дело в квалификации высшего звена управления. Необходимо объединить транспортные цеха в одно подразделение, из специалистов этих цехов создать управляющий отдел - отдел логистики.
Центральный склад подчинить напрямую отделу маркетинга. После этих преобразований структура зам. Генерального директора по коммерции будет выглядеть так:
· Отдел маркетинга
· Отдел снабжения
· Отдел логистики с транспортным цехом
Наличие в подчинении у зам. Генерального директора по коммерции только трех субъектов управления позволит ему сосредоточить усилия на создание новой стратегии предприятия.
Главный бухгалтер.
В подчинение гл. бухгалтера необходимо перевести финансовый отдел, т.к. в новых экономических условиях роль главного бухгалтера резко повысилась. Он должен быть не только фиксатором движения материальных и денежных ресурсов, но и руководителем финансов предприятия.
Учитывая, что ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ является обществом открытого типа необходимо в финансовый отдел ввести специалиста по работе с акционерами и ценными бумагами.
Отдел технического контроля. Кроме изменения подчиненности отдела целесообразно передать ему руководство испытательно-производственной лабораторией.
Таким образом, предложенная структура управления предприятием будет выглядеть следующим образом (рис. 11).
Для качественного и эффективного исполнения маркетинговых исследований необходимо предусмотреть в финансовом плане предприятия соответсвующую статью расходов. На 2004 год затраты по этой статье могут быть в размере 4500 тыс. руб.
Направление их следующее
реклама - 3300 тыс. рублей.
исследование рынка - 1200 тыс. рублей.
Учитывая, что на сегменте рынка в котором действует «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» преобладает неценовая конкуренция, итогом маркетинговых исследований должны быть предложения по:
изменению или улучшению качественных показателей продукции
создание новой продукции
изменение или улучшение внешнего вида тары и упаковки
выработка оптимальной схемы продвижения продукции на рынке.
В качестве отправной точки для проведения рекламной компании можно использовать то, что «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» является старейшим предприятием отрасли, хранителем национальных традиций производства и т.п.
Сектору исследования рынка необходимо изучить региональный спрос на свою продукцию и в качестве первоочередной меры разработать стратегию проникновения на эти рынки, что даст значительное увеличение реализации продукции, так как качество аналогичных продуктов в регионах зачастую уступает качеству продуктов «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ». Наряду с изучением и завоеванием рынков сбыта отделу маркетинга следует серьезно заняться стратегией обеспечения предприятия исходным сырьем.
Рис.11. Предлагаемая структура управления ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ».
Особенное внимание необходимо уделить поставщикам растительных масел, так как эти масла являются основным сырьем для производства продукции и затраты на его, в большей степени определяют массу себестоимости.
Опыт различных фирм показывает, что грамотно организованная рекламная кампания увеличивает объем продаж на 10% без каких-либо изменений технических характеристик или потребительских свойств товара. Улучшение его внешнего вида или улучшение внешнего вида упаковки увеличивает его привлекательность еще на 15%. Таким образом, проведение комплекса маркетинговых исследований и реализация мероприятий по его результатам создаст предпосылки увеличения объемов реализации в расчете на год не менее, чем на 30% и, соответственно производство в том же соотношении. «Преимуществом» предприятия является то, что оно имеет низкий коэффициент использования мощности, следовательно для увеличения объема производства не потребуется дополнительных капитальных вложений.
Исходные данные для расчетов.
Таблица 6
ПОКАЗАТЕЛИ |
2003 |
Предлож. вариант. |
|
Произведено товарной продукции, млн. руб. Реализовано продукции, млн. руб. Годовой фонд заработной платы, млн. руб. Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб., в том числе условно-постоянные затраты без з/платы АУП з/плата АУП условно-переменные затраты без з/платы основных рабочих з/плата основных рабочих Численность ППП, чел., в том числе АУП Производительность труда, млн. руб. Затраты на один рубль товарной продукции, руб. Прибыль (убыток ) от реализации. млн. руб. Рентабельность, %. Увеличение объема продаж %: за счет рекламной кампании за счет внешнего вида упаковки за счет прочих мероприятий. Увеличение численности АУП за счет отдела маркетинга, чел. Высвобождение численности АУП за счет слияния транспортных цехов, чел. Снижение условно-переменных расходов, без з/платы рабочих,%. Рост среднегодовой з/платы, %. |
1253 1174,1 66,26 63,06 1184,3 115,3 5,9 1002,7 60,36 1050 94 1,194 0,94 -10,2 -0,9 |
10 15 5 9 5 10 5 |
|
Расчет
Среднегодовая заработная плата:
СЗП = 63,06 х 1,05 = 66,2 тыс. руб.
Объем товарной продукции:
Vт = 1253,3 х (1 + 0,1 + 0,15 + 0,5) = 1629,3 млн. руб.
Объем реализованной продукции:
Vр = 1174,1 х (1 + 0,1 + 0,15 + 0,5) = 1526,3 млн. руб.
Численность АУП:
ЧАУП = 94 + (9 - 5) = 98 человек.
Общая численность ППП:
ЧППП = 1050 + ( 9 - 5) = 1054 человек.
6. Годовой фонд заработной платы АУП:
ФЗПАУП = СЗП х ЧАУП .
ФЗПАУП = 66,2 х 98 = 6,5 млн. руб.
7. Начисление на заработную плату АУП:
НАУП = ФЗПАУП х 0,38 = 2,46 млн. руб.
8. Годовой фонд заработной платы рабочих:
ФЗПраб = (ЧППП - ЧАУП) х СЗП.
ФЗПраб = (1054 - 98) х 66,2 = 63,3 млн. руб.
Годовой фонд заработной платы:
ФЗП = ФЗПАУП + ФЗПраб.
ФЗП = 6,5 + 63,3 = 69,8 млн. руб.
Условно-переменные затраты без заработной платы рабочих.
Зпер = З пер х 1,3 х 0,9 .
Зпер = 1002,7 х 1,3 х 0,9 = 1173,1 млн.руб.
11. Условно-постоянные затраты без заработной платы АУП:
ЗПОСТ = ЗПОСТ + НАУП
ЗПОСТ = 115,3 + 2,46 = 117,76 млн. руб.
12.Общие условно-постоянные расходы:
ЗПОС = ЗПОСТ + ФЗПАУП
ЗПОС = 117,76 + 6,5 = 124,26 млн. руб.
13. Общие условно-переменные затраты.
ЗПЕР = ЗПЕР + ФЗП раб.
ЗПЕР = 1173,1 + 63,3 = 1236,4 млн. руб
14.Полная себестоимость товарной продукции:
С = ЗПОСТ + ЗПЕР.
С = 124,26 + 1236,4 = 1360,66 млн, руб.
15.Экономический эффект:
Э = Vтов х Т - С.
Э = 1629,3 х 0,94 - 1360,66 = 170,88 млн.руб.
16.Затраты на один рубль товарной продукции:
Т = С : Vтов.
Т = 1360,66 : 1629,3 = 0,83 руб.
17.Производительность труда одного работающего ППП:
ПТ = Vтов : ЧППП.
ПТ = 1629,3 : 1054 = 1,54 млн. руб.
18.Прибыль от реализации продукции:
П = Vр - С.
П = 1526,3 - 1360,66 = 165,6 млн. руб.
19.Рентабельность продукции:
Р = П : Vр х 100.
Р = 165,6 : 1526,3 х 100 = 10,8 %.
Сопоставление ожидаемых экономических результатов от внедрения предложений с базовыми приведено в таблице 7.
Таблица 7.
Ожидаемые экономические результатыот внедрения предложений
ПОКАЗАТЕЛИ |
2003 г. |
Предлаг. вариант |
+ Увеличение - Уменьшение |
||
Абсол. |
% |
||||
Производство товарной продукции, млн. руб. Реализация продукции, млн. руб. Годовой фонд з/ платы, млн. руб., в том числе АУП Рабочие Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб, в том числе Условно-постоянные Условно-переменные Затраты на один рубль товарной продукции, руб. Среднегодовая з/плата, т.р. Численность ППП, в том числе АУП Производительность труда одного ППП Рентабельность продукции Прибыль(убыток) от реализации |
1253,3 1174,1 66,26 5,9 60,36 1184,3 121,2 1063,1 0,94 63,06 1050 94 1,194 -0,9 -10,2 |
1629,3 1526,3 69,8 6,5 63,3 1360,66 124,26 1236,4 0,83 66,2 1054 98 1,54 10,8 165,6 |
376 352,2 3,54 0.6 2,94 176,76 3,06 173,3 -0,11 3,14 4 4 0,346 11,7 175,8 |
130 130 105,3 110,2 104,9 114,9 102,5 116,3 88,3 105 100,4 104,2 129 |
|
28. Шуванов В.И. Социальная психология менеджера. Москва: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1999.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |