56
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему:
«Организация и совершенствование стимулирования труда в учреждении»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История создания, цели, задачи учреждения
1.2. Организационная структура управления учреждением
1.3. Основные виды деятельности
1.4. Характеристика персонала учреждения
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей
2.2. Анализ основных и оборотных средств учреждения
2.3. Анализ финансового состояния учреждения
2.4. Анализ финансового результата деятельности учреждения и пути его
улучшения
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИИ
3.1. Теоретические основы стимулирования труда
3.2. Организация и виды стимулирования
трудовой активности персонала
3.2.1. Моральное стимулирование трудовой активности
3.2.2. Материальное стимулирование трудовой активности
3.3. Пути совершенствования стимулирования труда в учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед организациями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации. Одна из главных задач для организаций различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Основой организации теперь становится новая организационная психология управления, ориентированная на раскрытие человеческих ресурсов. Для этого необходимо создавать в организации такую систему стимулирования труда, которая удовлетворит цели, как работников так и организации. В современных условиях совершенствование организационного поведения работников учреждений культуры приобретает особую актуальность при адаптации их деятельности к быстро меняющейся рыночной конъюнктуре. Эффективное функционирование учреждений во многом зависит от организационного поведения сотрудников. В связи с этим возникает необходимость изучения проблем формирования и регулирования организационного поведения персонала, выявления мотивирующих и демотивирующих факторов, а также разработки на основании этого эффективных методов стимулирования, позволяющих реализовать различные модели организационного поведения, нацеленные на достижение стратегических целей и экономических результатов. Организационное поведение персонала имеет сложную структуру. Несмотря на то, что существует множество работ, посвященных исследованию организационного поведения и его составляющих, проблема эффективной мотивации труда персонала остается актуальной во всех отраслях. В частности недостаточно исследованы вопросы мотивации и стимулирования работников учреждений культуры. Множественность научных источников обусловливает многообразие подходов к определению таких ключевых понятий организационного поведения как мотивация, мотив, стимул, а также к описанию мотивационного процесса. В настоящее время нет единства взглядов на оптимальную систему стимулирования труда работников, в т. ч. и на материальное стимулирование. Перечисленные выше причины и актуальность данной темы обусловили выбор темы дипломной работы. В дипломной работе рассматривается организация и совершенствование стимулирования труда в учреждении, анализ основных мотивирующих и демотивирующих факторов, исследование удовлетворенности работников разнообразными аспектами трудовой деятельности на примере МУК ВЦ «Галерея».
Целью дипломной работы является разработка теоретических положений, научно-методических подходов организации и совершенствования стимулирования труда персонала, анализ состояния стимулирования труда и разработка предложений по совершенствованию стимулирования труда в учреждении. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи дипломной работы: дать общую характеристику анализируемого учреждения; проанализировать финансово- экономические показатели деятельности учреждения; изучить и обобщить научные труды отечественных и зарубежных ученых по организации и совершенствованию стимулирования труда; проанализировать состояние стимулирования труда в учреждении и определить основные тенденции совершенствования стимулирования труда работников МУК ВЦ «Галерея»; исследовать используемые системы стимулирования труда в МУК ВЦ «Галерея»; выявить факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее влияние, и перспективные направления совершенствования системы стимулирования труда работников МУК ВЦ «Галерея»; рассмотреть пути совершенствования организации стимулирования труда в учреждении; предложить рекомендации по совершенствованию организации стимулирования труда в исследуемом учреждении.
Объектом исследования является организационное поведение работников Муниципального учреждения культуры ВЦ «Галерея». Предметом исследования являются процессы регулирования организационного поведения на основе мотивации и стимулирования работников, система стимулирования работников учреждения и их трудовая активность.
Теоретическую и научно-методологическую основу дипломной работы составляют работы отечественных и зарубежных ученых, основные выводы и ключевые положения ученых экономистов, нормативно - правовые акты действующего Российского законодательства, учебная литература и монографии ученых-экономистов, периодические издания по теме дипломной работы, данные Интернета, нормативная документация, результаты непосредственного наблюдения, опроса. Информационной базой дипломной работы явились: формы финансовой отчетности, аналитические и иные материалы МУК ВЦ «Галерея», нормативно-правовые документы.
В процессе написания дипломной работы применены следующие методы исследования: системный подход, экономико-статистический анализ, сравнение, графический метод, интервью и собственные наблюдения. Содержание дипломной работы изложено на страницах, она состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, содержащей источников, приложений. Работа включает рисунков и таблиц. В введении обоснованна актуальность темы дипломной работы, сформулированы цели и задачи. В 1 главе дана общая характеристика исследуемого учреждения и его деятельности. Во 2 главе проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения. В 3 главе проведен анализ состояния и предложены пути совершенствования стимулирования труда в учреждении. В заключении даны основные результаты и выводы, полученные в ходе исследования.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История создания, цели, задачи учреждения
Муниципальный выставочный центр «Галерея» был образован в 1993 году. На основании решения исполнительного комитета Ижевского Горсовета народных депутатов от 7 октября 1993 г. № 313/1 зарегистрирован Устав муниципального выставочного центра «Галерея». Учредителем центра является отдел культуры горисполкома. Место нахождения: г. Ижевск, ул. Карла Маркса 244а. Основным источником финансирования производственно-хозяйственной деятельности Центра, социального развития коллектива и оплаты труда работников служат средства государственного бюджета, определяемые по нормам. МУК ВЦ «Галерея» действует на основе законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, Закона УР «О культуре», нормативно-правовых актов Министерства культуры РФ и УР и Устава. МУК ВЦ «Галерея» является муниципальным научно-просветительным, научно-исследовательским учреждением, муниципальным хранилищем памятников материальной и духовной культуры. Учреждение МУК ВЦ «Галерея» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные, в том числе валютные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, угловой штамп, эмблему и товарный знак, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества - Комитет по управлению имуществом Администрации г. Ижевска. Целью деятельности МУК ВЦ «Галерея» является: поднятие престижа г. Ижевска как культурного центра; изучение и развитие аутентичного фольклора, народных ремесел приуральского региона; создание условий для реализации творческого потенциала художников различных направлений и стилей; установление и развитие региональных, межнациональных и международных культурных отношений. Муниципальное учреждение культуры ВЦ «Галерея» не преследует цели получения от основной деятельности прибыли, вместе с тем вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создается. Источником формирования средств МУК ВЦ «Галерея» являются: поступления из городского бюджета; добровольные взносы и поступления от граждан, ведомств, учреждений и организаций; поступления от входной платы и платных услуг населению, реализации изделий декоративно-прикладного искусства.
1.2. Организационная структура управления учреждением
Рассмотрим организационную структуру учреждения (рис 1).
Рис.1. Организационно - управленческая структура МУК «ВЦ Галерея»
Отношения Учредителя и МУК ВЦ «Галерея» регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между Учредителем и Учреждением определяет взаимные обязательства сторон, условия, порядок финансирования деятельности Учреждения Учредителем, материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов. Высшим органом управления анализируемого учреждения является директор, который назначается (снимается) Учредителем по согласованию с трудовым коллективом.
Правоотношения директора и Учредителя регулируются контрактом, который определяет права, обязанности и ответственность директора. Директор наделяется всеми необходимыми полномочиями для выполнения своей задачи. Он осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с Уставом учреждения и действующего законодательства Российской Федерации. Директор учреждения выполняет следующие функции: лично принимает решения по срочным, не терпящим отлагательства вопросам; занимается детальными вопросами финансового планирования; осуществляет и контролирует практическое воплощение в жизнь разработанной политики учреждения; назначает и представляет к назначению перед Учредителем высших должностных лиц; обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, а также моральных и материальных стимулов подъёмов производства, повышение ответственности за порученное ему дело и за итоги работы коллектива; поддерживает высокое моральное состояние работников учреждения, содействует установлению хорошей репутации учреждения, устойчивой клиентуры, его деловых связей; решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает решение отдельных вопросов соответствующим руководителям функциональных и производственных подразделений. В непосредственном подчинении директора находятся главный инженер, главный бухгалтер, заместитель директора по основной деятельности и заместитель директора по административно-хозяйственной части.
Главный инженер определяет техническую политику и перспективы развития учреждения, направления реконструкции и технического перевооружения производства. Он обеспечивает своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования. Принимает меры по совершенствованию организации производства и труда, созданию наиболее благоприятных условий работы и повышению культуры производства. В подчинении главного инженера находится отдел технического обслуживания.
Заместитель директора по основной деятельности занимается постоянным поиском более выгодных партнеров (и поставщиков, и покупателей) для повышения эффективности деятельности учреждения, принимает меры к своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями, к расширению прямых хозяйственных связей с ними. В его подчинении также находятся отдел по туризму и экскурсиям и отдел художественных ремесел. Отдел художественных ремесел занимается разработкой новых, перспективных изделий сувенирной продукции, изготавливаемых лабораторией художественных ремесел, входящей в состав этого отдела. В ноябре 1999 года открыт выставочный зал «Галерея», который также находится в подчинении заместителя директора по основной деятельности. Сотрудники выставочного зала организуют и проводят выставки художников различных направлений, тематические экспозиции, а также проводят выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства.
Главный бухгалтер организует работу планово-бухгалтерского отдела. Основной задачей главного бухгалтера является подготовка, организация и ведение всего процесса бухгалтерского учета и контроля учреждения.
Планово-бухгалтерский отдел выполняет функции финансово-экономического отдела. Главная задача работников финансовой службы учреждения состоит, прежде всего, в реализации обеспечивающей функции финансов путем укрепления финансового положения учреждения. В этой связи в задачи финансовой службы входит: рациональное использование бюджетных средств; создание финансовых ресурсов для производственного и социального развития, выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, по выплате зарплаты и других обязательств, вытекающих из финансового плана, а также организация расчетов; разработка и реализация финансового плана; осуществление мер по эффективному использованию основных фондов, доведение размеров собственных оборотных средств до максимума, обеспечение сохранности и ускорение оборачиваемости оборотных средств, контроль финансового состояния учреждения.
1.3. Основные виды деятельности
Целью деятельности МУК ВЦ «Галерея» является: поднятие престижа г. Ижевска как культурного центра; изучение и развитие аутентичного фольклора, народных ремесел приуральского региона; создание условий для реализации творческого потенциала художников различных направлений и стилей; установление и развитие региональных, межнациональных и международных культурных отношений.
Муниципальное учреждение культуры ВЦ «Галерея» не преследует цели получения от основной деятельности прибыли, вместе с тем вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создается.
Источниками формирования средств МУК ВЦ «Галерея» являются: поступления из городского бюджета; добровольные взносы и поступления от граждан, ведомств, учреждений и организаций; поступления от входной платы и платных услуг населению, реализация изделий народных промыслов.
Сведения об основных направлениях деятельности приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения МУК «Выставочный центр «Галерея»
Наименование функции |
Краткая характеристика |
Правовое обоснование возникновения функции |
|
Выставочная деятельность |
Организация временных выставок современного искусства, а также выставок, связанных с историей и культурой города и республики. Научная разработка и создание экспозиций, проведение стационарных и передвижных выставок с участием Российских и зарубежных фирм. |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Экскурсионно-просветительская деятельность |
Экскурсии по выставкам, чтение лекций, проведение мастер-классов, концертов, пресс-конференций, художественных акций, праздников. Организация культурно-массовых мероприятий на основе договоров с творческими коллективами, художниками, мастерами народных промыслов и др. |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Обучающая деятельность |
Общеразвивающие программы для дошкольников и школьников: обучение декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам для всех возрастов. |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Туристическая деятельность |
Выездные экскурсии: маршруты по Ижевску и республике ( более 30 тем), а также по городам России |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Изготовление сувениров и изделий декоративно-прикладного творчества |
Работы мастеров по направлениям: керамика, батик, лозоплетение, лаковая миниатюра, береста. Выполнение художественных работ и оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Реализация художественной продукции |
Работа художественного салона с продажей изделий народных промыслов и декоративно-прикладного творчества, живописи, графики, мелкой пластики, фото. |
Устав «Выставочного центра «Галерея» |
|
Дополнительными источниками средств МУК ВЦ «Галерея» являются прибыль от реализации изделий и продукции отдела художественных ремесел, поступления за выполнение услуг материального характера согласно заключенным договорам с государственными, частными и общественными предприятиями и по заказам населения, от туристско-экскурсионной и выставочной деятельности, реализации изделий декоративно-прикладного искусства в художественном салоне. Прибыль от реализации изделий отдела художественных ремесел используется на развитие отдела (приобретение оборудования, оснастки, освоение новых направлений), на разработку новых видов изделий, расширение ассортимента. Продукция этого отдела в целом носит сувенирный характер. Большое внимание уделяется национальной тематике. Ассортимент изделий постоянно изменяется и расширяется. Разработку новых изделий осуществляет художник дизайнер. Продукция этого отдела пользуется спросом у иностранных граждан.
На базе лаборатории художественных ремесел с населением ведутся занятия, на которых методисты обучают таким народным ремеслам, как плетение из лозы, роспись по дереву, гобелен, керамика. В студии декоративно-прикладного творчества «Гармония» проводятся творческие занятия для детей: ИЗО и керамика, интеллектуальные игры и лепка из теста, грамота и счет, ритмопластика и развитие речи; индивидуальные консультации логопеда и психолога, для школьников открыта школа гитары.
Экскурсоводы проводят экскурсии для детей старших и подготовительных групп, взрослых. Формируются маршруты экскурсий по желанию заказчика.
Научные сотрудники проводят цикл лекций по искусству 20 века. Выставочный зал проводит различные выставки. Проводится демонстрация видеофильмов о русском изобразительном искусстве.
Как видно, для осуществления поставленных целей и задач ВЦ организовал несколько видов деятельности, есть среди них и организация работы художественного салона, где представлены как профессиональные художники Удмуртии, мастера народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, так и всемирно известные центры декоративно-прикладного искусства России (гжель, Жостово, хохлома, суксунские самовары и др.).. Данная выставка - продажа, постоянно действующая, и является источником постоянного дополнительного дохода МУК ВЦ «Галерея». Изделия народных художественных промыслов формируют эстетические потребности и вкусы потребителей. В связи с развитием иностранного и отечественного туризма, проведением различных международных выставок, культурных и спортивных мероприятий спрос на художественные изделия и сувениры постоянно растет.
1.4. Характеристика персонала учреждения
Эффективность деятельности учреждения во многом определяется персоналом. Наличие квалифицированных, творчески относящихся к делу, ответственных и исполнительных работников влияет на успех хозяйствования в любой сфере деятельности. В развитии экономики трудовые ресурсы играют более важную роль, чем материальные, поэтому руководство учреждения уделяет особое внимание вопросам количественного и качественного обоснования численности работников. Работники учреждения составляют трудовой коллектив. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Рассмотрим структуру кадров МУК ВЦ «Галерея» за 2005 - 2006 г.г. в таблице 2, рис.2..
Таблица 2.
Структура кадров МУК ВЦ «Галерея»
Категории персонала |
По состоянию на 01.01.2005 |
По состоянию на 01.12.06 |
|||||
Количество человек |
% к итогу |
Средний уровень образования |
Количество человек |
% к итогу |
Средний уровень образования |
||
Руководители |
9 |
12.7 |
17,3 |
12 |
15,2 |
17,5 |
|
Специалисты |
30 |
42,2 |
14,8 |
32 |
40,5 |
15,7 |
|
Служащие |
8 |
11,3 |
10,8 |
15 |
19,0 |
11,9 |
|
Рабочие |
24 |
33,8 |
11,4 |
20 |
25,3 |
12,2 |
|
итого |
71 |
100 |
54,3 |
79 |
100 |
57,3 |
|
Примечание: бальная оценка - высшее образование - 18 б, неполное высшее - 15 б, среднее специальное - 12 б, среднее - 10 б, неполное среднее - 8 б.
Количество совместителей в 2005 году составило 13 человек, а в 2006 году - 6 человек. Количество человек, находящихся в декретном отпуске увеличилось с 6 человек в 2005 г до 8 человек в 2006 г. В 2006 году численность работников увеличилась на 8 человек, но при этом уменьшилось количество человек, работающих по совместительству на 7 человек. Наблюдается рост среднего уровня образования по всем категориям персонала. В 2005 году уровень образования ниже на 3 балла, при этом количество рабочих больше на 4 человека, а рабочие места не требуют высокой квалификации и образования.
на 01.01. 2005. на 01.12. 2006.
Рис. 2. Структура кадров по состоянию на начало 2005 г и конец 2006 г.
В 2006 году количество руководителей увеличилось на 3 человека в связи с выходом в декретный отпуск 2 человек из этой категории, и в 2006 году введена дополнительно новая ставка заместителя директора по коммерческим вопросам.. Количество служащих увеличилось на 7 человек, так как в 2005 г было 3 смотрителя и 4 кассира, а в 2006году стало 9 смотрителей и 5 кассиров. Средний возраст по категориям составил: руководители - 42,7 лет, специалисты - 34,8 лет, служащие - 54,2 лет, рабочие - 54,5 лет. Старшее поколение наблюдается в категориях служащих и рабочих, это в основном, люди пенсионного возраста. Это объясняется тем, что молодое поколение стремится получить образование, молодым людям, как правило, нужна работа с более высокой оплатой труда. С низкой заработной платой связана и большая текучесть кадров - по собственному желанию (ст. 31 КЗот РФ).
Важнейшей характеристикой состояния персонала предприятия является его динамика. Движение персонала учреждения учитывается разными показателями, среди которых значительное место занимают:
коэффициент оборота по приему работников:
К об.пр = Чпр/ Чср х100 (1),
где Коб.пр - коэффициент оборота по приему работников,
Чпр - число принятых работников,
Чср - среднесписочная численность работников.
Кпр 2005 г = 27 /71 *100 = 38 %, Кпр 2006 г = 9 /71 *100 = 12,7 % ;
коэффициент оборота по выбытию работников:
Коб.выб. = Чув / Чср (2),
где Коб.выб. - коэффициент оборота по выбытию работников,
Чув - число уволившихся работников,
Чср - среднесписочная численность работников
К об. выб. 2005 г = 34 /71 *100 = 47,9 %, Коб.выб 2006 г = 6/71 *100 = 8,5 %
коэффициент текучести кадров:
Ктек=(Чув.пос.ж.+Чув.нар.дисц.)/Чср (3),
где Ктек - коэффициент текучести кадров,
Чув по с. ж. - количество уволившихся по собственному желанию,
Чув.нар.дисц - количество уволившихся за нарушение трудовой дисциплины,
Чср - среднесписочная численность работников.
Кт 2005 г = 34 /71 *100 = 47,9 %, Кт 2006 г = 6/71 *100 = 8,5 %
Показатели движения рабочей силы МУК ВЦ «Галерея» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ движения персонала
Показатели |
2005г |
2006г |
Изменение,(+,-) |
|
1.Среднесписочная численность работников, чел. |
71 |
71 |
0 |
|
2.Принято с начала года, чел. |
27 |
9 |
- 18 |
|
3. Выбыло за год, чел. |
34 |
6 |
-28 |
|
4. В т. ч. по собственному желанию |
34 |
6 |
- 28 |
|
5. Коэффициент приема, % |
38,0 |
12,7 |
- 25,3 |
|
6. Коэффициент увольнения, % |
47,9 |
8,5 |
- 39,4 |
|
7. Коэффициент текучести, % |
47,9 |
8,5 |
- 39,4 |
|
Как видно из таблицы 3, среднесписочная численность работников за 2005 и 2006 год не изменилась. В 2006 году по сравнению с 2005г коэффициент приема на 25,3 % меньше, так как в 2005 г принято 27 человек, а в 2006 - 9 человек. Коэффициент увольнения в 2006г меньше на 39,4 %, так как в 2005г выбыло 34 человека, а в 2006г - 6 человек. Коэффициенты текучести равны коэффициентам увольнения, так как все выбывшие работники уволились по собственному желанию. В 2005 году коэффициент текучести достаточно высок по причине низкой заработной платы, в 2006 году заработная плата была увеличена с 1 октября Постановлением Правительства РФ от 30.09.2006 № 590 «О повышении с 1 октября 2006 года размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Количество уволившихся человек уменьшилось в 2006 году и по причине смены администратора выставочного зала.
Смена кадров происходит в любой организации. Это нормальное явление для каждого живого коллектива, так как отсутствие движения - признак застоя. Принято считать, что естественная текучесть (3-5 % в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности. Показатель текучести в 2005 году говорит об излишней текучести персонала.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Анализ основных технико-экономических показателей
Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.
1.Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины.
2.Новая система исполнения бюджетов по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и территориальных органов государственного казначейства.
3.Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого зарабатывания» у потребителя. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.
4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.
5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
Финансирование учреждений культуры осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет внебюджетных средств, которые создаются путем оказания платных услуг. В МУК ВЦ «Галерея» сфера платных услуг развивается по следующим направлениям: организация временных выставок; экскурсии по выставкам, чтение лекций, проведение мастер-классов, концертов, праздников, художественных акций; обучение декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам для всех возрастов, общеразвивающие программы для дошкольников и школьников; выездные экскурсии: маршруты по Ижевску и республике, а также по городам России; работа художественного салона с продажей изделий народных промыслов и декоративно-прикладного творчества, живописи, графики, мелкой пластики, фото; изготовление и реализация сувениров и изделий декоративно-прикладного творчества. На основании данной классификации можно построить следующую факторную модель состава внебюджетных средств МУК ВЦ «Галерея» (рис 3).
Рис.3. Факторная модель состава внебюджетных средств МУК ВЦ «Галерея»
Экспериментальная лаборатория художественных ремесел МУК ВЦ «Галерея» выпускает несколько видов продукции. Товарная структура выпуска продукции представлена в таблице 4 и на рис. 4.
Рис. 4.Товарная структура выпуска продукции
Таблица 4
Показатели структуры выпуска товарной продукции
2005 год |
2006 год |
Изменение |
|||||
Наименование продукции |
тыс.руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
Абсолютное |
Темп роста, % |
|
Изделия художественной обработки дерева |
147 |
58,5 |
112 |
26,1 |
-35 |
76,2 |
|
Изделия из глины |
92 |
36,7 |
285 |
66,4 |
193 |
309,8 |
|
Береста |
- |
- |
27 |
6,3 |
27 |
||
Батик |
12 |
4,8 |
5 |
1,2 |
-7 |
41,7 |
|
Финифть |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого: |
251 |
100 |
429 |
100 |
178 |
170,9 |
|
Как видно из таблицы 4, выпуск товарной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 возрос на 178 тыс. рублей или на 70,9 %. Этот рост произошел в основном в связи с увеличением выпуска изделий из глины, чей удельный вес увеличился с 36,7% до 66,4%, и выпуском изделий из бересты, чей удельный вес составил 6,3%. Но вместе с тем на 7 тысяч рублей сократился выпуск батика. Причиной этого послужил тот факт, что в штатах организации имеется лишь один художник по батику, которому предоставлялся отпуск без содержания. На 35 тыс. рублей сократился выпуск изделий художественной обработки дерева. По выпуску изделий из дерева увеличился брак не по вине работника, причиной которого послужила поставка некачественной древесины. По причине низкой заработной платы не предоставляется возможным принять художника по финифти. Приведенные данные свидетельствуют о том, что объемы выпуска продукции не постоянны, подвержены сильным перепадам, большому влиянию внешних факторов (поставка исходных материалов). Несмотря на то, что в 2006 году наметился рост выпуска и реализации продукции лаборатории художественных ремесел, данный рост не покрывает уровня инфляции и говорит о необходимости более эффективного использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда, поиска новых надежных поставщиков.
Производительность - это универсальный экономический показатель, характеризующий результаты труда на всех уровнях управления, определяется отношением объема выпущенной продукции к численности персонала, а также отношением объема выпущенной продукции к трудоемкости или трудозатратам, измеряемым рабочим временем:
П = В / Чп (4),
где П - производительность труда,
В - объем выпущенной продукции,
Чп - численность персонала.
Рассчитаем производительность труда работников, занятых непосредственно выпуском изделий: П 2005 = 251 /5 = 50,2 тыс. руб /год, П 2006 = 429 /6 = 71,5 тыс.руб./год. В 2006 году по сравнению с 2005 годом производительность труда одного работника лаборатории художественных ремесел больше на 21,3 тыс. руб. /год.
Основным источником поступления внебюджетных средств МУК ВЦ «Галерея» является реализация изделий народных промыслов в художественном салоне. В таблице 5 приведен анализ динамики выручки от реализации товаров, на рис. 5 показана динамика роста объема реализации.
Таблица 5
Показатели объемов реализации в художественном салоне за 2005 и 2006 год
Показатели |
2005 год, руб. |
2006 год, руб. |
Изменение |
||
Выручка: |
Абсолютное, руб.(+,-) |
Относительное, % |
|||
1 квартал |
599885,20 |
849193,50 |
+249308,30 |
+41,6 |
|
2 квартал |
719391,40 |
892184,95 |
+172793,55 |
+24,0 |
|
3 квартал |
916126,87 |
1217440,60 |
+ 301313,73 |
+32,9 |
|
4 квартал |
977990,08 |
1259948,95 |
+ 281958,87 |
+28,8 |
|
Всего |
3213393,55 |
4218768,00 |
+1005374,45 |
+31,3 |
|
Анализ динамики выручки показал, что сумма выручки в 2006 году по сравнению с 2005г увеличилась на 1005374,45 рублей или на 31,3%.
Производительность составила П2005 = 3213393 /5 = 642678 руб /год, П 2006г = 4218768 / 5 = 843753 руб /год. В 2006 году по сравнению с 2005 годом производительность труда увеличилась на 201075 руб/год. Но если учитывать инфляцию, то производительность труда работников, занятых реализацией незначительно повысилась (на 70 тыс. руб. за год)
Рис. 5. Динамика роста объема реализации изделий в художественном салоне.
В таблице 6 приведен анализ показателей по производству и реализации продукции.
Таблица 6
Показатели по производству и реализации продукции
Показатели |
2005 год, тыс. руб. |
2006 год, тыс. руб. |
Изменение |
||
Абсолютное(+,-) |
Относительное, % |
||||
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
1442,0 |
2199,0 |
+ 757,0 |
+ 52,5 |
|
Продано товаров несобственного производства |
2942,0 |
3896,0 |
+ 954,0 |
+ 32,4 |
|
Остатки готовой продукции собственного производства на конец года |
194,0 |
232,0 |
+38,0 |
+ 19,6 |
|
Остатки товаров для перепродажи на конец года |
2914,0 |
3051,0 |
+ 137,0 |
+ 4,7 |
|
Из таблицы 6 видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом показатели по производству и реализации продукции увеличились, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг больше на 757,0 тыс. руб. или на 52,5 %. Продано товаров несобственного производства больше на 954,0 тыс. руб. или на 32,4 %. В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились остатки готовой продукции собственного производства на 19,6 % , что составило 38 тыс. руб. и остатки товаров для перепродажи на 4,7 % или на 137, тыс. руб. Увеличение остатков продукции незначительно с учетом инфляции, а увеличение объема реализации можно оценить как положительный фактор.
В таблице 7 приводятся данные об объеме платных услуг населению по видам и сравнение поступлений 2005 и 2006 год.
Таблица 7
Показатели поступлений и источников внебюджетных средств
Источники внебюджетных средств ( виды услуг) |
Поступление внебюджетных средств |
Изменение |
|||||
2005 г. |
2006 г. |
||||||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
Абсолютное (+,-) |
Относительное, % к 2005г. |
||
Культуры |
207 |
17,5 |
341 |
18,1 |
134 |
64,7 |
|
Туристские |
848 |
71,8 |
1354 |
72,0 |
506 |
59,7 |
|
Прочие виды платных услуг |
126 |
10,7 |
185 |
9,8 |
59 |
46,8 |
|
Итого |
1181 |
100 |
1880 |
100 |
699 |
59,2 |
|
По данным таблицы 7 видно, что общая сумма поступлений по внебюджетным средствам увеличилась в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 59,2 %. Если же рассматривать каждый источник, то видно, что доходы от услуг культуры увеличились на 64,7 %, туристских услуг на 59,7 %, прочих видов услуг на 46,8 %. Наибольший удельный вес занимает доход от туристских услуг - 71,8 % в 2005 г, 72% в 2006 г. (рис.6). Отмечается увеличение объема платных услуг по всем видам услуг, что говорит о плодотворной и результативной работе учреждения в 2006 году.
2005 г. 2006 г.
Рис.6. Динамика объема платных услуг населению по видам, тыс. р.
Основным источником поступления внебюджетных средств является реализация художественных изделий, в том числе собственного производства (табл.8)
Данные таблицы 8 показывают, какую часть в общем обороте занимает продажа товаров собственного производства (рис.7)
Таблица 8
Динамика реализации продукции и платных услуг населению
Показатели |
2005 год, тыс. руб. |
2006 год, тыс. руб. |
Абсолютное изменение, (+, -) тыс. руб. |
Относительное изменение, % |
|
Оборот розничной торговли |
3205,0 |
4393,0 |
+ 1188,0 |
+ 37,1 |
|
Из него продано товаров собственного производства |
262,0 |
393,0 |
+ 131,0 |
+ 50,0 |
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |