Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Совершенствование финансового планирования на предприятии (на примере ООО "Техноавиа")


2

Экономический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

Дипломный проект

На тему: «Совершенствование финансового планирования на предприятии (на примере ООО «Техноавиа»)»

2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ 1 Теоретические аспекты финансового планирования

1.1 Финансовое планирование и прогнозирование

1.1.1 Процесс финансового планирования

1.1.2 Уровни планирования

1.1.3 Финансовое прогнозирование

1.2 Роль внутрифирменного финансового планирования

1.2.1 Финансовая политика

1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования

1.3 Планирование денежных потоков

РАЗДЕЛ 2 Финансовое планирование на примере ООО «ТЕХНОАВИА»

2.1 История создания ООО «ТЕХНОАВИА»

2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «ТЕХНОАВИА»

2.2.1 Торговая деятельность компании

2.3 Общий анализ финансового состояния ООО «ТЕХНОАВИА»

2.3.1 Значение анализа финансово-экономической деятельности

2.3.2 Финансово-экономический анализ ООО «ТЕХНОАВИА»

2.4 Выводы по результатам анализа финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «ТЕХНОАВИА»

РАЗДЕЛ 3 Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятиии ООО «ТЕХНОАВИА»

3.1 Экономическая оценка проекта

Заключение

Список изученной и использованной литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена значительными изменениями в экономической жизни страны и в действующем законодательстве.

Возникновение и развитие в России рыночных отношений, формирование товарных, финансовых рынков и конкуренции предъявило новые, жесткие требования к предприятиям, что вызвало потребность в изменении механизмов их функционирования.

Повысилась самостоятельность предприятий, их ответственность. Резко возросло значение финансового анализа, при помощи которого можно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность деятельности, перспективы развития, а затем принять обоснованное управленческое решение.

В настоящее время для того, чтобы предприятие нормально функционировало и было конкурентоспособным, необходимо достаточное количество финансовых ресурсов, которые обеспечат платежеспособность и финансовую устойчивость. Однако, как правило, многие хозяйствующие субъекты испытывают недостаток в материальных и финансовых средствах и не рационально их используют, что создает противоречие между требованиями рынка, с которыми сталкивается организация как объект хозяйственной деятельности, и особенностями управления структурой имущества.

Разрешение данного противоречия возможно при внедрении эффективной системы финансового планирования на предприятии. Она будет включать в себя такие процессы, как изучение и детальный анализ каждого элемента структуры активов, формирование достаточного объема и необходимого состава активов, оптимизация их обращения, обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов и целесообразного их использования и т. д.

Понимание сущности и необходимости применения данной системы становится все более актуальным для руководителей предприятий, так как размещение средств имеет очень большое значение в организации деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят производственные и финансовые результаты предприятия.

Цель дипломного проекта состоит в разработке направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.

Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:

- проанализировать, обобщить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;

- исследовать финансовое состояние и выявить проблемы предприятия;

- разработать пути совершенствования системы управления активами.

Предмет исследования - управленческие отношения и механизмы управления финансово-экономической деятельностью.

Объектом исследования является система управления Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОАВИА».

При выполнении дипломного проекта были использованы общенаучные методы диалектической логики, кроме того, применялись сравнительный метод, метод наблюдения, экономический анализ, финансовый анализ и другие.

Период исследования: 2004 - 2005 года.

Информационная база. Для раскрытия сущности данной тематики в дипломной работе использованы работы О.В. Ефимовой, О.И. Дранко, И.М. Сыроежина, И.Т. Балабанова, Э.А. Маркарьяна, Г.Б. Поляка, С. Бабичева, Н.Ф. Самсонова, В.З. Черняка, И.А. Бланка, И.Е. Глушкова.

Для практической части исследования использовались документы бухгалтерского учета и отчетности предприятия данного проекта является, в первую очередь, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ (в ред. от 28.03.2002 г. № 123-ФЗ). Этот закон регламентирует бухгалтерский учет в Российской Федерации и является основным нормативным документом. Закон содержит общие положения о бухгалтерском учете, определяет объекты и основным задачи учета, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено императивное требование о том, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Указанное требование позволяет обеспечить документальную обоснованность данных отчетности.

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.03.2000 г. № 31н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Также информационной базой послужил Приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)».

Анализ финансового состояния предприятия предполагает, что в качестве источника информации выступает бухгалтерская отчетность. Поэтому мы проводим анализ на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс», а также формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ на базе баланса дает нам возможность построить аналитические финансовые таблицы; в составе имущества выделить собственную и заемную часть, сделать выводы по полученным данным, построить модель оптимизации управления финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

Обобщенная информация о финансовых результатах деятельности организации представлена в формах № 2 «Отчет о прибылях и убытках.

Практическая значимость дипломного проекта обусловлена тем, что содержащиеся в нем выводы, предложения и экономически обоснованные рекомендации позволяют улучшить финансовое состояние предприятия, усовершенствовать финансовое планирование.

В первой главе дипломного проекта мы рассмотрели теоретические аспекты финансового планирования на предприятия. Во второй главе провели анализ общего финансового состояния ООО «ТЕХНОАВИА» и выявили отрицательные и положительные тенденции деятельности предприятия. В заключительной главе дипломного проекта мы предложили предприятию механизм совершенствования управления финансовым планированием и предложили внедрить: систему бюджетного управления путем автоматизации самого процесса управления; направление как «Торговля в кредит», а также произвели расчеты по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности через применение факторинга и скидок.

Раздел 1 Теоретические аспекты финансового планирования

1.1 Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование является одним из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались советскими учеными. В этой области был накоплен немалый положительный опыт, однако в начале 90-х годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной» стране [23, с.134].

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее [21, с. 85].

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы [25, с.41].

1.1.1 Процесс финансового планирования

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на фирме, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов, которые отображены на рис.1.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы стоящие перед ней.

Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.

2

Рис. 1. Основные этапы финансового планирования на фирме

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.

Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющие на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений [25, с.419-420].

По мнению Дранко О.И. финансовое планирование - составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной успешной работы. Бюджет или система бюджетов должны показывать ориентиры повседневной деятельности руководителей предприятия.

В английском языке в качестве понятия «план» используется слово «budget» (бюджет), в связи с чем вся процедура финансового планирования получила название budgeting (бюджетирование).

В качестве понятия «факт» в английском языке используется слово «actual” (фактический). В данном случае терминологические проблемы отсутствуют.

По опыту консультационной работы, на каждом предприятии есть понятие «финансового плана». Сложность заключается в том, что на каждом предприятии под «финансовым планом» понимается что-то свое. Наиболее часто встречаются следующие варианты:

- бюджет доходов и расходов (план прибылей/убытков);

- бюджет поступлений и платежей (план движения денежных средств);

- бизнес-план (средне- или долгосрочный план работы).

Часто приходится вводить на предприятии термин «комплексный финансовый план», чтобы отличить его от «частичного» финансового плана [20, с.206-207].

Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование - это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности [38, с.24]. Применительно к финансовому планированию - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие [21, 85].

Согласно методике В.М. Попова, в рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников - предприятий являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. В окружающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой часто ею не осознается. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы цена находится под контролем сознательных действий профессиональных решений менеджеров, которые осознанно определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений [11, с. 30].

Согласно мнению Балабанова И.Т. рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товаров на рынке.

Рынок есть сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров [9, с. 87].

Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование есть одна из функций управления, поэтому финансовое планирование - функция управления финансами.

Функции управления - часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управляющей системы.

Понятие «функция» (лат. Functio - исполнение) означает соответствующую деятельность, определенный круг работ, выполняемый каким-либо материальным образованием или человеком, например функции министерства финансов, финансового отдела коммерческой фирмы или функции финансового менеджера.

Функция управления - планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по их планомерному и целенаправленному воплощению в жизнь. План является бесполезным, если он не воплощается в конкретное дело [9, с.90].

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

- отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов. [21, с.86].

Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Прежде всего следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

- неопределенность будущего;

- координирующая роль плана;

- оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования [23, с.134].

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом [21, с. 87].

Попов В.М. также уточняет, что планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений регулирует рынок во внутренней деятельности фирмы.

Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.

В современном менеджменте планирование - это предвидение.

Планирование - естественная и составная часть менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей [11, с.31].

Предприятие как экономический субъект может ставить перед собой различные цели, причем цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе могут сильно отличаться. В экономической литературе часто встречается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Это утверждение кажется нам в корне неверным. Основной целью любой экономической активности является прежде всего повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Благосостояние в данном случае следует понимать не просто как богатство в денежном выражении, а в более широком смысле - как улучшение качества жизни. Эта цель может достигаться не только путем увеличения потребления отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т.д.), но также и улучшения экологической ситуации в городе, возможности доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ (образование, здравоохранение). К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, с помощью постановки системы конкретных целей и разработки планов их реализации [23, с.135-136].

Подход к организации краткосрочного финансового анализа и планирования зависит прежде всего от размера компании. В малых компаниях обычным является совмещение функций, поэтому один человек может быть президентом компании и ее казначеем. В средних компаниях, как правило, существует специализация и для управления денежными средствами приходится держать отдельный штат работников. В больших организациях, через которые проходит большой поток денежных средств, существует специальный штат для планирования и управления движением денежных средств; нередко даже в региональных отделениях таких компаний бывает должность менеджера по наличным средствам.

Цели краткосрочного финансового управления таковы:

1) обеспечение соблюдения графика производства;

2) обеспечение сбыта;

3) сведение к минимуму расходов на финансирование;

4) обеспечение ликвидности компании.

Для достижения этих целей лучше стремиться к тому, чтобы сроки погашения средств (кредитов) совпадали с продолжительностью жизни активов [44, с.482-483].

1.1.2 Уровни планирования

С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный.

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1 - 5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь.

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке [23, с.136].

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:

- Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?

- Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Планирование - это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать».

Планирование - это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения [11, с.31].

Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно считать показателем эффективности работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования сотрудников [23, с.136].

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем [21, с.88].

1.1.3 Финансовое прогнозирование

Для изучения и разработки возможных путей развития предприятия в условиях рыночной экономики возникает необходимость в финансовом прогнозировании. Основные его задачи - установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источники их формирования и направления наиболее эффективного использования. Прогнозирование позволяет рассмотреть складывающиеся тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия на нее внутренних и внешних условий и на основе анализа определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое и рыночное положение. Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос, что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности (банкротство) [30, с.407].

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5 - 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики [21, с.89].

В финансовом прогнозировании могут быть использованы экономико-математическое моделирование и метод экспертных оценок. Экономико-математическое моделирование позволяет с определенной степенью достоверности определять динамику показателей в зависимости от влияния факторов на развитие финансовых процессов в будущем. Для получения более надежного финансового прогноза экономико-математическое моделирование дополняется методом экспертных оценок, позволяющим корректировать найденные в ходе моделирования количественные значения финансовых процессов [30, с.407-408].

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

- построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

- установление приоритетов государственных расходов по направлениям;

- повышение эффективности расходования государственных средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в обрасти финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования [21, с.89].

В настоящее время в мировой практике для прогнозирования финансовой устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, а также определения риска банкротства используются различные экономико-математические модели.

Наиболее простой моделью прогнозирования вероятности банкротства считается двухфакторная. Она основывается на двух ключевых показателях (например, показатель текущей ликвидности и показатель доли заемных средств в общей сумме источников), от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эти показатели умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическим путем, и результаты затем суммируются с некой постоянной величиной (const), также полученной опытно-статистическим способом. Если результат С1 оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика, положительное значение С1 указывает на высокую вероятность банкротства [30, с.408].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирование представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выполнить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это будет нужно, и в тех количествах, которые потребуются. Планирование на современном предприятии связано с финансовыми ресурсами, в первую очередь с деньгами. Самое важное для выживания и успешного функционирования предприятия - чтобы его продукция удовлетворяла требованиям потребителей, поэтому профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов является важным фактором успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Прогнозирование - это одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

1.2 Роль внутрифирменного финансового планирования

В рыночной экономике планирование на предприятии - внутрифирменное планирование - не включает элементов директивности. Целью внутрифирменного планирования выступает обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств [41, с. 407].

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов (блоков):

- анализ финансовой ситуации и проблем;

- прогнозирование будущих финансовых условий;

- постановка финансовых задач;

- выбор оптимального варианта;

- составление финансового плана;

- корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

- выполнение финансового плана;

- анализ и контроль выполнения плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются возможные финансовые результаты [41, с.407].

Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматривается несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

Методы финансового планирования. Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. При этом используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитических, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия [41, с.408].

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок,

где, Он - остатки средств на начало года;

П - поступления средств в планируемом периоде;

Р - расходы в планируемом периоде;

Ок - остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

- органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

- ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

- предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей финансовых показателей и факторов, влияющих на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них [41, с.409].

1.2.1 Финансовая политика

В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную корпоративную финансовую политику.

Долгосрочная финансовая политика предприятия - это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость фирмы.

Краткосрочная финансовая политика компании - это система краткосрочных целевых установок и способов развития компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющие улучшить финансовое состояние предприятия и повысить его финансовую устойчивость в короткие сроки.

Взаимосвязь долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей фирмы по отдельным аспектам ее финансовой деятельности. Приоритет в принятии финансовых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие и высокую финансовую устойчивость предприятия. Состав элементов долгосрочной финансовой политики фирмы отличается от краткосрочной.

К элементам долгосрочной финансовой политики организации относятся инвестиционная и дивидендная политика, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых финансовых ресурсов. Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвесторами. Соответственно, эффективная дивидендная политика является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.

Компонентами краткосрочной финансовой политики компании являются ценовая политика, налоговая политика, учетная политика, политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью, маркетинговая политика, политика управления рисками.

Согласно методике Слепова В.А. финансовая политика компании - это ее финансовая идеология, система взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей [41, с.20].

Основными целями финансовой политики компании являются:

- максимизация прибыли;

- оптимизация структуры капитала компании и обеспечение ее финансовой устойчивости;

- повышение уровня капитализации компании;

- повышение конкурентоспособности и усиление позиций компании на рынке;

- достижение информационной прозрачности финансово-экономического состояния компании для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

- обеспечение инвестиционной привлекательности компании;

- создание эффективного механизма управления организацией на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности компании, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения [35, с.20].

Финансовую политику компании определяют ее собственники и менеджмент компании. Исполнителями этой политики являются финансовые службы, производственные структуры, отдельные подразделения и работники компании.

По направлению действия финансовая политика компании подразделяются на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика компании направлена на оптимизацию финансовых отношений и процессов, происходящих внутри компании. Внешняя финансовая политика компании направлена на оптимальное использование возможностей различных сегментов национального и международного финансовых рынков для развития компании.

В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику компании.

Долгосрочная финансовая политика компании - это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость компании. В экономической литературе, нормативных документах и на практике отсутствуют единые методологические подходы к определению понятия «финансовый потенциал компании» и его оценке. По нашему мнению, финансовый потенциал компании проявляется в его способности привлекать финансовые ресурсы и эффективно их использовать для выполнения своей миссии, долгосрочных целей. Финансовый потенциал компании характеризуется составом финансовых ресурсов и их ценой. Формализованную оценку финансового потенциала компании целесообразно проводить по показателям его деловой (производственной активности, инвестиционной деятельности, финансового состояния.

Краткосрочная финансовая политика компании - это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки [35, с.22].

Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании представлены в табл.1. В состав долгосрочной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политики, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов.

Таблица 1 Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании

Элементы долгосрочной финансовой политики

Элементы краткосрочной финансовой политики

Инвестиционная политика

Дивидендная политика

Ценовая политика

Учетная политика

Налоговая политика

Политика управления оборотными активами

Политика управления кредиторской задолженностью

Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями при выборе дивидендной политики. Соответственно, эффективная дивидендная политика компании является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.

В состав краткосрочной финансовой политики компании включаются ценовая, налоговая, учетная политика, политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью.

Для достижения высокой результативности и приемлемого уровня финансовых рисков, связанных с реализацией финансовой политики в долгосрочном и краткосрочном периодах, необходима их внутренняя сбалансированность и согласованность. Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики компании с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей компании по отдельным аспектам его финансовой деятельности в целях повышения финансовой устойчивости компании. Приоритет в принятии финансовых решений на предприятии принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие компании и его высокую финансовую устойчивость. Соответственно и состав элементов долгосрочной финансовой политики отличается от краткосрочной финансовой политики компании.

Разработка и окончательное формирование финансовой политики компании могут быть обеспечены на основе моделирования большого количества итераций финансовых ситуаций, выявления будущих изменений и предвидения результатов. Очевидно, когда финансовая политика компании внутренне и внешне полностью соотносится с производственной и маркетинговой стратегиями, можно говорить о максимальной ценности бизнеса. Задача принятия того или иного решения связана с выбором наиболее выгодного варианта, поскольку неэффективно принятое решение может снизить прибыль или привести к убыткам по результатам финансово-хозяйственной деятельности [35, с.23].

1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования

Термин «стратегическое планирование» в приложении к экономике стал применяться сравнительно недавно. Считается, что впервые он появился в 1960-е годы как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных корпораций со штаб-квартирами в США.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:

- рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);

- производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

- финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

- социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация «товар - рынок». Иными словами, основное предназначение подобного плана - обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, но также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента [23, с. 138-139].

Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования [8, с.4].

Сущность концепции заключается в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организаций в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Нарастание «постиндустриальной» нестабильности, отражением которой являют ся изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни и так далее, носит объективный и всеобщий характер.

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации [42, с.3].

Легко заметить, что термин «стратегический» вовсе не равнозначен термину «долгосрочный» - первый гораздо объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стратегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы. Стратегический план может иметь следующую структуру.

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы

- Производство.

- Маркетинг.

- Финансы (финансовый план).

- Кадровая политика.

- Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки).

- Новая продукция и рынки сбыта [23, с.139].

Стратегическое планирование на сегодня является актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Черняк В.З. утверждает, что современное российское предприятие - это сложная система, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. «Сверхсложная природа предприятия, - пишет директор департамента Роэл консалтинг Н. Тренев, - требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы».

План предприятия должен быть:

1) достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, координировать усилия различных подразделений и специалистов;

2) достаточно гибким, чтобы позволять специалистам реагировать на нежелательные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности [45, с.129-131].

Под эффективным управлением организаций понимается набор управленческих воздействий со стороны субъектов управления по переводу состояния, в котором организация находилась в иное состояние, т.е. Аtо>Вt1((tо-t1) - месяц, квартал, год и т.д), при этом желательно, чтобы организация:

- сохранила свой потенциал;

- повысила степень устойчивости;

- работала в условиях расширенного воспроизводства;

- приобрела новые рыночные ниши;

- имела определенный запас прочности на дальнейшее развитие.

Под неэффективным управлением понимается либо сохранение статус-кво за период tо>t1, либо же приближение к последней черте несостоятельности и банкротства, т.е. к кризисному состоянию, в котором возможна альтернатива: проведение мероприятий по выходу из кризисного состояния либо уход из экономического оборота и ликвидация предприятия как юридического лица.

Любое предприятие в процессе управления сталкивается с краткосрочными целями, решая кратковременные тактические задачи, и целями стратегическими, т.е. стратегическим управлением и осуществлением сценариев будущего развития. Приоритет безусловно необходимо отдавать целям стратегического плана.

По утверждению Г.Б. Поляка, стратегическое управление - это обеспечение функционирования предприятия в долгосрочной перспективе посредством наиболее эффективного использования стратегических ресурсов организации и быстрой реакции на изменение окружающей деловой среды для достижения поставленных целей [41, с.426].

Согласно вышеизложенному следует сделать вывод, что целью внутрифирменного планирования выступает обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Главной задачей предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.


1.3 Планирование денежных потоков

Ни один из видов текущих финансовых планов предприятия, ни одна из крупных хозяйственных его операций не может быть разработана вне связи с планируемыми денежными потоками по ним. Концентрация всех видов планируемых денежных потоков предприятия получает свое отражение в специальном плановом документе - плане поступления и расходования денежных средств, который является одной их основных форм текущего финансового плана.

План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он составляется по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок разработки этого плана носят слабопрогнозируемый характер, он составляется обычно в вариантах - «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка этого плана носит многовариантный характер и по используемым методам расчета отдельных его показателей [12, с.504].

В экономике предприятия важное место занимает практика планирования прихода и расхода (движения) денежных средств или планирование движения наличности. В западной экономике под наличностью подразумевают имеющиеся на каждый момент времени денежные средства как на счетах в банках, так и в кассе предприятия, а в российской - только денежные средства, в данный момент находящиеся на руках.

Согласно методике Черняка В.З. планирование и анализ денежных средств - это основа успешной деятельности предпринимателя, поскольку одной из основных задач предпринимательской деятельности является поддержание текущей платежеспособности предприятия.

Если в проекте отчета о прибылях и убытках предприниматель намечает конкретные финансовые цели, то планируя движение денежных средств, он определяет, когда конкретно и сколько денег поступит к нему или будет уплачено им по счетам поставщиков продукции или кредиторов, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

Некоторые детали в отчете о движении денежных средств предприятия могут раскрыть не только сильные, но также слабые стороны деятельности фирмы. Если предприниматель считает, что эта информация носит конфиденциальный характер, он позаботится, чтобы не было ее утечки [45, с.128].

Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных пот-оков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.

План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предприятии в такой последовательности:

На первом этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других составных его частей.

На втором этапе разрабатываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия (с учетом чистого денежного потока по операционной его деятельности).

На третьем этапе рассчитываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности предприятия, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в предстоящем периоде.

На четвертом этапе прогнозируются валовой и чистый денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по предприятию в целом [12, с. 505].

Можно сделать вывод, что финансовая деятельность предприятий связана с поступлением средств долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов и бюджетных ассигнований, а также с расходованием средств на погашение задолженности по полученным ранее кредитам и займам, выплатой дивидендов, процентов.

Раздел 2 Финансовое планирование на примере ООО «Техноавиа»

2.1 История создания ООО «Техноавиа»

ООО «Техноавиа» создано как общество с ограниченной ответствен-ностью. Оно зарегистрировано Московской регистрационной палатой № 421.888 от 16 апреля 1992 г., внесено в единый государственный реестр юридических лиц 10 декабря 2002 г. Эта фирма осуществляет следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля продукцией материально-технического назначения, товаров народного потребления;

- материально-техническое снабжение и сбыт;

- реализация товаров народного потребления и промышленных товаров;

- организация фирменного, торгового и сервисного обслуживания продаваемых товаров народного потребления;

- посреднические услуги в купле-продаже, снабжении и сбыте;

- маркетинг и консультации, услуги в области рекламы;

- транспортные услуги;

- погрузочно-разгрузочные работы;

- гостиничное обслуживание;

- организация баров, кафе, ресторанов;

- строительство, эксплуатация автостоянок;

- благотворительная деятельность;

- услуги в области бухгалтерского учета;

- представительские услуги;

- строительно-монтажные работы;

- производство строительных материалов (товарного бетона, строительного раствора, пиломатериалов, продукции деревообработки);

- производство и реализация полиграфической, аудио-, фото-, видео- продукции;

- организация ярмарок, лотерей, аукционов;

- заготовка и переработка отходов металлообработки, металлолома и других металлических изделий и сплавов из них;

- разработка и внедрение новых прогрессивных технологий в области охраны окружающей среды;

- инвестиционная деятельность;

- операции с векселями и ценными бумагами;

- организация предприятий туризма и отдыха;

- общественное питание;

- организация производства и поставок нефтегазопромыслового оборудования и запасных частей;

- организация производства на договорных и кооперативных началах по переработке и использованию отходов и вторичных ресурсов, изготовление товаров народного потребления, производство строительных материалов, разработка, изготовление и внедрение научно-технической продукции;

- размещение изготовления опытных экспериментальных образцов (партий) разовых заказов, серийного производства;

- осуществление посреднических функций между предприятиями по использованию научно-технической продукции, материально-техническому снабжению;

- оптовая и розничная поставка (продажа) нефти и нефтепродуктов, с правом организации автобензозаправок;

- организация пунктов обмена, проката, сервисного обслуживания.

ООО «Техноавиа» является коммерческой организацией, созданной на основе решения учредителей. Это предприятие, осуществляющее свою деятельность в секторе розничной и оптовой торговли.

Направление деятельности фирмы ООО «Техноавиа» - оптово-розничная торговля с целью насыщения населения продукцией материально-технического назначения, товаров народного потребления, предоставление дополнительных услуг населению, а также высокопрофессиональные консультации по товару.

2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Техноавиа»

2.2.1 Торговая деятельность компании

Основная общая цель компании (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.

С учетом сформулированной фирмой ООО «Техноавиа» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией: расширение круга предлагаемой продукции и услуг, постоянное обновление ассортимента, установление приемлемых цен на все виды продукции, повышение квалификации сотрудников, изучение потребностей потребителей. На выполнение именно этой миссии и направлена торговая деятельность компании.

ООО «Техноавиа» является одним из немногих фирм по продаже продукции материально-технического назначения, в котором:

1) Действует автоматизированная система обслуживания покупателей;

2) Осуществляется работа с потенциальными клиентами по каталогам под заказ;

3) Создан оптовый отдел по работе с корпоративными клиентами, для которых разработана гибкая система скидок;

4) По договоренности осуществляется доставка товара до подъезда покупателя с гибкой системой оплаты данной услуги;

5) Предоставляется услуга заказа товара по телефону с доставкой и оплатой на дому заказчика;

6) Предоставляется возможность покупателям произвести оплату как безналичным, так и наличным путем;

Среди потребителей фирмы можно выделить две основные группы:

- фирмы, приобретающие товар для собственного пользования;

- розничные потребители.

2.3 Общий анализ финансового состояния ООО «Техноавиа»

2.3.1 Значение анализа финансово-экономической деятельности

Экономический анализ является основой хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта. В ходе экономического анализа осуществляется оценка текущего и прошлого финансового состояния, результатов деятельности предприятия, его место в рыночной системе.

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия всегда могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования затрат производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации). Переход предприятий к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения помогает предприятию устоять [17,с. 93].

Финансовая стратегия предприятия осуществляется через реализацию финансовых планов и прогнозов, поэтому при решении проблемы финансового планирования и прогнозирования необходимо иметь достоверную исходную информацию о финансовом состоянии самого предприятия, его возможных конкурентов и партнеров, о положении предприятия на рынке сбыта продукции и общей экономической обстановке в стране и в отрасли. Для получения необходимой и достаточной информации о финансовом положении любого предприятия проводятся:

1) Общий анализ финансового состояния предприятия, в ходе которого оцениваются размещение и использование средств предприятия (его активы) и источники формирования этих средств (пассивы) в целом по балансу предприятия и по отдельным группам показателей: активам, пассивам, имуществу, запасам и обобщающим показателям деятельности предприятия за период - финансовым результатам деятельности.

2) Определение финансовой устойчивости предприятия для правильного выбора в реальных экономических условиях надежного с точки зрения платежеспособности партнера, например, оценки возможности потенциального покупателя, своевременно оплатить поставленную предприятием продукцию или возможности возврата заемщиком кредита в оговоренный срок и с оговоренными процентами.

3) Определение ликвидности баланса - степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств (оценки кредитоспособности предприятия).

4) Расчет и анализ финансовых коэффициентов для выявления изменений финансового состояния предприятия за определенный период и сравнительного финансового анализа родственных предприятий.

5) Определение рентабельности и деловой активности предприятия осуществляется через расчет и анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности (оборачиваемости) для оценки управления предприятием и изменений результатов деятельности предприятий [43, с.215].

2.3.2 Финансово-экономический анализ ООО «Техноавиа»

ООО «Техноавиа» является коммерческой организацией. Организуется бухгалтерский учет в ООО «Техноавиа» согласно учетной политике, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (прил.1).

Форма ведения учета - журнально-ордерная с применением товарных отчетов материально-ответственных лиц.

Полученные от них отчеты после тщательной проверки используются в бухгалтерии в качестве учетных регистров.

Такой порядок несколько сокращает объем бухгалтерской работы, т.к. нет необходимости переписывать данные, содержащиеся в отчетах в журналы-ордера, и уменьшает возможность совершения ошибок.

Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на балансе. Источником формирования имущества являются денежные и материальные взносы учредителей, доходы, получаемые от реализации товаров и услуг.

Общество имеет уставный капитал в размере 100 000 рублей.

Вертикальный и горизонтальный анализ показателей отчетности

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов в ООО «Техноавиа», а также о динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности из формы № 1 «Баланс» (прил.2) (табл.2).

Таблица 2

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса ООО «Техноавиа» за 2005 год

Показатели

На начало года

На конец года

Изменения (+, -)

тыс. руб.

в уд.

весе, %

тыс. руб.

в уд. весе, %

тыс. руб.

в уд. весе, %

А

1

2

3

4

5

6

АКТИВ

Основные средства

88

2,2

68

1,7

- 20

- 0,5

Прочие внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

Запасы и затраты

2737

68,5

2276

57,3

- 461

-11,2

НДС

617

15,4

624

15,7

+ 7

+ 0,3

Дебиторская задолженность

457

11,4

959

24,1

+ 502

+ 12,7

Денежные средства и прочие активы

99

2,5

49

1,2

- 50

- 1,3

БАЛАНС

3998

100,0

3976

100,0

- 22

Х

ПАССИВ

Капитал и резервы

-1080

-27

-2775

-69,8

- 1695

- 42,8

Кредиторская задолженность

5078

127

6751

169,8

+ 1673

+ 42,8

Прочие пассивы

-

-

-

-

-

-

БАЛАНС

3998

100,0

3976

100,0

- 22

Х

На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что в составе средств и источников ООО «Техноавиа» произошли существенные изменения.

Как отрицательную тенденцию следует отметить увеличение удельного веса дебиторской задолженности за 2005 год на 12,7 %, что свидетельствует об приостановлении поступлений платежей от дебиторов. Отрицательным моментом также является уменьшение удельного веса денежных средств на 1,3 % и рост кредиторской задолженности к концу года на 1673 тыс. руб., т.к. предприятие по своим долгам стало рассчитываться медленнее и е удельный вес в общем капитале увеличился на 42,8 %. Произошло уменьшение запасов на 461 тыс. руб., это произошло вследствие снижения товарного остатка, который подтверждается увеличением «оприходованного» НДС на сумму 700,0 руб. За год стоимость имущества магазина снизилась на 22 тыс. руб., в т.ч. в результате уменьшения на 20 тыс. руб. основных средств, запасов и затрат на 461 тыс. руб., за счет НДС на 700,0 руб. и недополучения прибыли в размере 1695 тыс. руб.

Залогом выживаемости и основой стабильности любого хозяйствующего субъекта служит ее финансовая устойчивость, т.е. такое состояние ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Все относительные показатели финансовой устойчивости, характеризующие состояние и структуру активов предприятия, и обеспеченность их источниками покрытия (пассивными) разделяют на следующие показатели (табл. 3):

1) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами - характеризует степень обеспеченности СОС предприятия, необходимую для финансовой устойчивости:

К об.СОС = IIIразд.бал. + стр.640,650 - I разд.бал./II разд.бал

2) Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами - показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных:

К об.МЗ = IIIразд.бал. + стр.640,650 - I разд.бал./ стр.210

3) Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, насколько мобильны собственные источники средств предприятия с финансовой точки зрения; он определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму всех источников собственных средств:

К м = IIIразд.бал. + стр.640 + стр.650 - разд.I бал./II разд.бал. + стр.640 + стр.650

4) Коэффициент автономии (финансовой независимости и концентрации собственного капитала) - свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период:

Ка = IIIразд.бал. + стр.640 + стр.650/Валюта баланса

6) Коэффициент финансовой устойчивости. Значение этого коэффициента показывает удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время; характеризует часть актива баланса, финансируемую за чет устойчивых источников, а именно, собственных средств, средне - и долгосрочных обязательств:

Кф.уст. = IVразд.бал. + Vразд.бал. / Валюта Баланса

7) Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) отражает соотношение заемных и собственных средств предприятия, который характеризует структуру финансовых источников предприятия, а также степень зависимости от заемных источников:

Ксзс = IVразд.бал. + Vразд.бал. стр.640 + стр.650 / III разд.бал. + стр.640 + стр.650

8) Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств), показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных:

III разд.бал. + стр.640 + стр.650 / IVразд.бал. + Vразд.бал.

Таблица 3

Коэффициенты

Норма-тивы

На начало года

На конец года

Изменения (+,-)

А

1

2

3

4

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

> 0,1

- 0,30

- 0,73

-0,43

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами

0,5 - 0,8

- 0,43

- 1,25

-0,82

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,5

+1,08

+1,02

-0,06

Коэффициент автономии

> 0,6

- 0,27

- 0,70

-0,43

Коэффициент финансовой устойчивости

> 0,6

1,27

1,70

+0,43

Коэффициент финансовой активности

< 1

- 4,70

- 2,43

-2,27

Коэффициент финансирования

=> 1

- 0,21

- 0,41

+0,2

Анализ финансовых коэффициентов заключался в сравнении их значений с базисными величинами. Рассчитанные коэффициенты далеки от нормативов.

Коэффициент автономии (независимости) не только ниже нормы, но и имеет отрицательное значение, предприятие полностью зависит от внешних кредиторов, следовательно, финансовой устойчивостью не обладает.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, что наше предприятие этими источниками не обеспечено, ни в начале, ни в конце года.

Для определения типа финансовой устойчивости нашего предприятии рассчитаем следующие показатели:

- наличия собственных оборотных средств СОС как разницу между капиталом и резервами и внеоборотными активами; характеризует чистый оборотный капитал:

(СОС = III разд.П - I разд.А)

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода СОС = - 1080 - 88 = - 1168 т.р.

- на конец отчетного периода СОС = - 2775 - 68 = - 2843 т.р.

- наличия собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД) путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:

(СД = СОС + IV разд.П)

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода СД = - 840 т.р.

- на конец отчетного периода СД = - 2515 т.р.

- общую величину основных источников формирования запасов и затрат (ОИ) - рассчитывается путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств:

(ОИ = СД + КЗС)

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода ОИ = - 512 т.р.

- на конец отчетного периода ОИ = - 2187 т.р.

Трем этим показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

- излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств Фс:

Фс = СОС - З,

где З - запасы (строка 210 раздела II актива баланса);

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода Фс = - 1168 - 2737 = - 3905 т.р.

- на конец отчетного периода Фс = - 2843 - 2276 = - 5119 т.р.

- излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат Фm:

Фт = СД - З

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода Фт = - 3577 т.р.

- на конец отчетного периода Фт = - 4791 т.р.

- излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов Фо:

ОИ = ОИ - З.

В рассматриваемом случае он равен:

- на начало отчетного периода Фт = - 3249 т.р.

- на конец отчетного периода Фт = - 4463 т.р.

Выявление излишков (или) недостатков источников средств для покрытия запасов и затрат позволяет, в свою очередь, определить тип финансовой ситуации анализируемого предприятия, для чего с помощью показателей Фс, Фт, Фо строится трехкомпонентный показатель следующего вида:

1, если Ф > 0

S (Ф) =

0, если Ф < 0

В рассматриваемом случае трехкомпонентный показатель имеет следующий вид:

S = / 0,0,0/, т.е. З > СОС + К

Данные проведенного экспресс-анализа указывают на финансовое состояние предприятия, когда денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

Это состояние предприятия, находящегося на грани банкротства, называют кризисным.

После общей характеристики финансового состояния и его изменения за отчетный период, анализа финансовой устойчивости проводится исследование абсолютных показателей финансовой устойчивости ООО «Техноавиа» - анализ ликвидности баланса и расчет коэффициентов платежеспособности.

Под ликвидностью понимается способность предприятия платить по своим обязательствам, а потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения (табл.4).

Таблица 4

Анализ ликвидности баланса ООО «Техноавиа» за 2005 год

Активы

На начало года тыс. руб.

На конец года тыс. руб.

Пассивы

На начало года тыс. руб.

На конец года тыс. руб.

Платежный излишек, недостаток (+,-)

на начало года

на конец года

А

1

2

В

1

2

3

4

Абсолютно ликвидные активы (ден. средства и краткосрочн. финанс. вложения)

99

49

Наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность)

4750

6423

-4651

-6374

Быстрореализуе-мые активы (дебит.задол-женость и прочие активы)

457

959

Краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы, прочие пассивы)

-

-

+457

+959

Медленнореа-лизуемые активы (запасы)

3354

2900

Долгосрочные активы (долг. кредиты и займы

328

328

+3026

+2572

Труднореали-зуемые активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения)

88

68

Постоянные пассивы

-1080

-2775

+1168

+2843

БАЛАНС

3998

3976

3998

3976

Характеризуя ликвидность предприятия по данным баланса (табл.4), следует отметить, что в отчетном периоде наблюдается платежный недостаток абсолютно ликвидных активов для покрытия срочных обязательств, как на начало, так и на конец года, на начало года - 4651 тыс. руб. или 97,9 % и на конец года - 6374 тыс. руб. или 99,2 %. Эти данные свидетельствуют о том, что предприятие на конец периода смогло бы покрыть лишь только 0,8 % краткосрочных обязательств за счет наличных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

При мобилизации всех оборотных средств платежный недостаток сократится, и будет составлять и в конце года -2843 тыс. руб.

Рассматривая труднореализуемые активы, можно отметить, что к концу года они уменьшились на 20 тыс. руб.

Другим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, т.к. от степени ликвидности зависит платежеспособность. Под платежеспособностью понимается способность погашать краткосрочную задолженность (до 1 года). Рассчитанный коэффициент ликвидности показывает удельный вес краткосрочной задолженности, который можно погасить различными группами оборотных активов.

В процессе проведения анализа ликвидности предприятия, определения оценки платежеспособности рассчитывается ряд коэффициентов (табл.5):

1) Коэффициент абсолютной ликвидности, который рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кредиторской задолженность и краткосрочных кредитов). Он показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности.

Кал = (стр.250 + стр. 260) / (стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр.660)

2) Коэффициент критической ликвидности (или промежуточный коэффициент покрытия) рассчитывается как частное от деления величины денежных средств краткосрочных ценных бумаг и расчетов на сумму краткосрочных обязательств предприятия. Коэффициент отражает прогнозируемые платежные способности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Ккл = (II разд.бал. - стр.210 - стр. 220 - стр. 230) / (стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр.660)

3) Коэффициент покрытия или текущей ликвидности (или коэффициент покрытия), который определяется как отношение всех оборотных средств текущих активов за вычетом налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и дебиторской задолженности со сроком платежа через 12 месяцев после отчетной даты к текущим обязательствам. Коэффициент показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства, и характеризует платежные возможности организации.

Таблица 5

Динамика показателей ликвидности ООО «Техноавиа» за 2005 год

Коэффициенты

Нормативы

На начало года

На конец года

Изменения (+,-)

А

1

2

3

4

Коэффициент абсолютной ликвидности, %

>=0,2-0,5

0,020

0,007

-0,013

Коэффициент критической ликвидности (общий коэфф.ликвидности), %

0,7-1,0

0,08

0,16

+0,08

Коэффициент покрытия или текущей ликвидности, %

=>2

0,69

0,51

-0,18

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что у данного предприятия этот показатель очень мал. В начале года он составил - 2,0 %, в конце - 0,7 %. Коэффициент критической оценки улучшился к концу года на 8 %. То есть фирма не имеет платежных возможностей в начале года. Значение коэффициента покрытия значительно ниже нормального, а к концу года прослеживаются отрицательные сдвиги - уменьшение на 1,8 %.

Комплексный анализ коэффициентов текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами (Ктл < 2; Кобс.с. < 0,1) позволил нам сделать вывод о признании структуры баланса ООО «Техноавиа» неудовлетворительным, а предприятия - неплатежеспособным. Для проверки реальной возможности предприятия восстановить свою платежеспособность мы рассчитали коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев следующим образом:

К восст. = К тл.к + 6/Т (К тл.к - К тл.н)

2

где К тл.к, К тл.н - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на конец и начало отчетного периода;

6 - период восстановления платежеспособности в месяцах;

Т - отчетный период в месяцах;

2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

Рассчитанный коэффициент восстановления платежеспособности в ООО «Техноавиа» составил для данного случая 0,21, что является ниже нормативного показателя, равного 1. Следовательно, в ближайшие 6 месяцев на предприятии нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса показал, что в ООО «Техноавиа» произошли существенные изменения.

Как отрицательную тенденцию следует отметить увеличение удельного веса дебиторской задолженности за 2005 год на 12,7 %, что свидетельствует об приостановлении поступлений платежей от дебиторов. Отрицательным моментом также является уменьшение удельного веса денежных средств на 1,3 % и рост кредиторской задолженности к концу года на 1673 тыс. руб., т.к. предприятие по своим долгам стало рассчитываться медленнее и е удельный вес в общем капитале увеличился на 42,8 %. Произошло уменьшение запасов на 461 тыс. руб., это произошло вследствие снижения товарного остатка, который подтверждается увеличением «оприходованного» НДС на сумму 700,0 руб. За год стоимость имущества магазина снизилась на 22 тыс. руб., в т.ч. в результате уменьшения на 20 тыс. руб. основных средств, запасов и затрат на 461 тыс. руб., за счет НДС на 700,0 руб. и недополучения прибыли в размере 1695 тыс. руб.

Характеризуя ликвидность предприятия по данным баланса (табл.4), следует отметить, что в отчетном периоде наблюдается платежный недостаток абсолютно ликвидных активов для покрытия срочных обязательств, как на начало, так и на конец года, на начало года - 4651 тыс. руб. или 97,9 % и на конец года - 6374 тыс. руб. или 99,2 %. Эти данные свидетельствуют о том, что предприятие на конец периода смогло бы покрыть лишь только 0,8 % краткосрочных обязательств за счет наличных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

При мобилизации всех оборотных средств платежный недостаток сократится, и будет составлять и в конце года -2843 тыс. руб.

Рассматривая труднореализуемые активы, можно отметить, что к концу года они уменьшились на 20 тыс. руб.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что у данного предприятия этот показатель очень мал. В начале года он составил - 2,0 %, в конце - 0,7 %. Коэффициент критической оценки улучшился к концу года на 8 %. То есть фирма не имеет платежных возможностей в начале года. Значение коэффициента покрытия значительно ниже нормального, а к концу года прослеживаются отрицательные сдвиги - уменьшение на 1,8 %.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Управление дебиторской задолженностью предприятия
Дипломная работа Учет и анализ материально-производственных запасов
Дипломная работа Транспортная логистика
Дипломная работа Построение взаимоотношений с потребителями на мебельном рынке Новокузнейка на примере ООО "Сервис-НК"
Дипломная работа Совершенствование организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.(на примере ООО "Три Кита")
Дипломная работа Разработка стратегии развития на примере торговой организации ООО "Урал Ингредиент"
Дипломная работа Облік основних засобів та аналіз ефективності їх використання
Дипломная работа Совершенствование кадровой политики и ее планирование на предприятии
Дипломная работа Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников
Дипломная работа Совершенствование организационной структуры управления предприятием в рыночной экономике
Дипломная работа Бухгалтерский учет и анализ денежных средств
Дипломная работа Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере СЗАО "Протрэйд")
Дипломная работа PR в шоу-бизнесе
Дипломная работа Анализ финансового состояния коммерческого банка пути его оптимизации
Дипломная работа Управление дебиторской задолженностью (на примере ООО "Ритм")