4
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Принципиальное значение при формировании ассортимента имеет типология товаров -- разделение товаров по характеру потребления и срокам использова-ния на товары, соответственно, конечного и производственного потребления и товары краткосрочного и длительного пользова-ния. Данными различиями существенным образом определяются содержание и специфика деятельности по формированию спроса [21, c 12].
Типология потребительских товаров имеет следующую струк-туру:
- товары повседневного спроса (расходуемые товары);
- товары предварительного выбора (выбираемые);
- товары особого спроса (специального ассортимента);
- товары пассивного спроса.
Последние три группы образуют товары, как правило, дли-тельного пользования и/или дорогостоящие.
Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделя-ются на следующие группы:
- товары первой необходимости, которые отличает частый, регулярный, консервативный характер их приобретения, как пра-вило, относительно малыми партиями; потребители этих товаров отличаются приверженностью определенной марке или торговой организации, месту;
- товары рефлекторного, импульсивного спроса, которые отличает привычный, устойчивый и провоцируемый постоянным предложением характер приобретения и потребления;
- товары экстренного спроса, которые отличает ситуацион-ный, причинный, порой острый характер потребности [14, c.28].
Все три группы товаров повседневного спроса объединяет ча-стый, привычный и легкий характер их приобретения.
Товары предварительного выбора, напротив, не отличаются частотой, привычностью и легкостью приобретения. Приобрете-ние такого товара связано с его выбором из множества предло-жений подобных товаров, торговых организаций. Приобретение, как правило, сопряжено с необходимостью в консультационном и продажном обслуживании; оно требует значительных затрат времени на поиск, выбор и оценку различных предлагаемых на рынке вариантов и связано со средним уровнем воспринимаемо-го риска [13, c.54.].
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [13, c.15].
Критерии составления ассортимента:
- происхождение товара - здесь имеется в виду, из какого материала он сделан (например, текстиль, керамика и т.п.)
- спрос - то есть на основании существующих секторов спроса (товары для спорта, подарки и т.п.)
- цена
- самопродаваемость товара - то есть насколько товар сложен, требует ли он консультаций, объяснений при продаже.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. [1, c.37]
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности. [14, c.63]
В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок» [13, c.41].
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1.Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
2.Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3.Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
4.Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы [12, c.88].
Как в производстве, так и в торговле возникают альтернативы между эффективностью издержек, с одной стороны, и эффективностью продаж -- с другой. Небольшой ассортимент требует меньших затрат, а большой обеспечивает больший объем продаж [9, c.112].
Следующий момент, который затрагивает ассортиментная политика, - это сегментирование рынка. Ассортимент пытаются построить так, чтобы различные целевые группы потребителей могли охватываться специально разграниченными товарными группами.
Типичный пример -- это предлагаемый ассортимент производителя малых, средних и больших моделей автомобилей. Он обращен не только к различным группам покупателей, но и делает возможным сохранение однажды завоеванного клиента, если он благодаря социальной карьере последовательно проходит несколько сегментов. К тому же производители известных марок часто стремятся перенести их имидж на продукты того же «товарного мира», но для других целей использования. При этом обычно действуют таким образом: закупают товары или продают лицензии на использование марки [1, 91].
При формировании товарной политики необходимо учитывать стадии жизненного цикла товаров.
При формировании ассортимента выделяет следующие стадии жизненного цикла и действия торгового предприятия на каждом из них:
- внедрение - закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
- рост - закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
- зрелость - снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
- устаревшие - распродажа остатков товара [2, c.69].
Учет жизненного цикла товара предполагает постоянный пересмотр и очищение ассортимента. Основой очищения ассортимента должен быть анализ его структуры.
Анализ должен осуществляться в следующих направлениях:
- возрастная структура товара, его стадия жизненного цикла;
- структура оборота (каковы доли товаров в обороте);
- структура покрытия (как сильно обороты товаров превосходят их переменные издержки),
- взаимосвязи между товарами (увеличение спроса на один товар может приводить к уменьшению спроса на другой (замещающая связь) или к увеличению на другой (дополняющая связь) [2, c.72].
Таким образом, хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.
На ценовую политику торговых предприятий накладывает существенный отпечаток и уровень торговых услуг.
Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.
Прежде всего, выясним в каком диапазоне потребительского рынка может формироваться торговая надбавка розничного предприятия, то есть определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики.
Нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли выступают цены оптового предложения товара на рынке, определяемые ценами его производителей и оптовых посредников.
Верхним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных покупателей товара.
Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних элементов.
Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов: 1) суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара; 2) суммы налоговых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины 3) суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов) [13, c.44].
Рис.1 Рыночный диапазон (поле), в рамках которого формируют свою ценовую политику предприятия розничной торговли
Рис. 2 Структура элементов торговой надбавки предприятия розничной торговли
Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эффективной налоговой политики (более полного использования системы налоговых льгот) и других мероприятий. Снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику [14, c.93].
Эта специфика торговой деятельности определяет особенности формирования ценовой политики предприятия торговли.
С учетом рассмотренных предпосылок сформулируем принципы формирования ценовой политики торгового предприятия. К числу основных из этих принципов относятся:
1. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с общей стратегией торгового менеджмента и приоритетными целями развития товарооборота. Ценовая политика должна рассматриваться как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспондировать с избранными приоритетными целями развития товарооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер).
2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятие с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши. Такая увязка позволяет учесть не только условия формирования цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах потребительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей.
3. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с типами пунктов розничной продажи товаров. Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия
4. Обеспечение комплексности подхода уровня торговой надбавки на товар в сочетании с уровнем торгового обслуживания покупателей. Уровень торгового обслуживания покупателей является важным фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями отдельных категорий населения. Поэтому в процессе формирования ценовой политики эти два параметра должны рассматриваться в комплексе [3, c.77].
5. Осуществление активной ценовой политики на рынке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок, дифференциацией подходов к формированию уровней торговых надбавок на отдельные группы товаров. Осуществление активной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке.
6. Обеспечение высокого динамизма ценовой политики. Этот динамизм обёспечивается быстротой реагирования разработанной ценовой политики на изменение внутренних условий развития торгового предприятия и факторов внешней среды [3, c.78].
Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок, осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.
Базой формирования уровня торговой надбавки служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены
на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного
питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли
[12,c.123].
При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой
надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода.
Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и
значительным уменьшением валовых доходов [13,c.97].
При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является определение того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупаемости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются:
а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода;
б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также структура этих элементов в составе торговых надбавок;
в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров;
г) возможности снижения уровня текущих затрат за счет экономии отдельных видов издержек обращения и осуществления эффективной хозяйственной деятельности в предстоящем периоде [13,c.92].
Возможный уровень текущих затрат предприятия, связанных с реализацией отдельных групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень налогообложения доходов и будут представлять собой тот минимальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок [14,c.102].
Формирование конкретного уровня торговой надбавки на товары осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значения отдельных исходных показателей.
Главным элементом всех расчетов выступает цена закупки единицы товара, поэтому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а соответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа Закупки единицы товара уже определена окончательно).
Формирование механизма своевременной корректировки уровня торговой надбавки может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения.
Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных скидок с розничной цены товара, предоставляемых: на покупку определенного количества
конкретного товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку магазина.
Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных размеров увеличения розничной цены товаров: при предоставлении связанных с их покупкой
дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях.
Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюнктуры рынка (общим снижением или повышением цен на данной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвавшим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами.
Механизм такой корректировки расчетного уровня торговой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики.
Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (наценки), является рост звенности товародвижения. Увеличение количества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить потребитель.
Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от типа предприятий торговли и общественного питания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимостью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Медленная оборачиваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ассортимента) и дополнительные затраты по их реализации являются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки.
Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фирменные магазины. Это объясняется тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев - предприятий-изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Более низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет установить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке [13, c.83].
Таким образом, ценовая политика фирмы заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи. В нашей стране в области ценовой политики еще не хватает необходимого опыта и знаний. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.
В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. В условиях постоянного усиления конкуренции фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.
1.3. Согласование товарной политики торгового предприятия с
рыночной стратегией предприятия
На практике рыночная стратегия предприятия-производителя включает в себя локальные стратегии деятельности фирмы на целевых рынках с использованием необходимых элементов комплекса маркетинга. При этом для каждого сегмента рынка должны быть определены новые продукты, цены, методы продвижения продуктов и каналы распределения.
Разновидности базовых локальных рыночных стратегий включают в себя:
- стратегию «проталкивания» - деятельность фирмы, направленную на ускорение движения продукта через каналы распределения к конечным потребителям. В основе этой стратегии - использование методов персональной продажи и стимулирования сбыта, направленных на торговых посредников;
- стратегию «вытягивания», основанную на использовании методов продвижения продукта (прежде всего рекламы и стимулирования сбыта), адресованных конечным потребителям;
- стратегию внедрения на рынок - расширение деятельности фирмы путем увеличения объема сбыта существующих продуктов без каких-либо их изменений на освоенных сегментах рынка путем снижения цен на них, увеличения затрат на рекламу, расширения сбыта и за счет привлечения потребителей, которые ранее приобретали продукты конкурентов;
- стратегию диверсификации - развитие фирмы путем расширения деятельности за рамки существующих продуктов и рынков;
- стратегию развития продукта - определение главного принципиального направления расширения деятельности предприятия путем предложения модифицированных или новых продуктов на освоенных сегментах рынка и ряд других [3, c.56].
- стратегию «снятия сливок» (стратегия исчерпания) - стратегия установления максимальных цен для новых товаров при низкой конкуренции и постепенное снижение цен в целях конкурентной борьбы и большего охвата рынка.
Выбор стратегии взаимоотношения с посредниками иногда еще называется «вертикальным маркетингом».
Существуют четыре базисные стратегии вертикального маркетинга. Такое разделение основывается на двух параметрах: формировании (организации) сбытовых каналов и реакции на маркетинговую деятельность торговли. Эти базисные стратегии представлены в таблице 1 [10.c.80].
Рассмотрим их подробнее. Стратегия адаптации (1) предполагает пассивную позицию производителя в отношении построения каналов сбыта. Т.е. например, он выбирает «принятые в отрасли» или «проверенные», надежные каналы, не проявляя никакой инициативы. Производитель использует новый канал (или форму) сбыта только после того, как он был проверен другими предприятиями.
Таблица 1
Рыночные стратегии предприятия-производителя, ориентированные на посредника (торговлю)
Маркетинговое поведение компании-производителя |
Активное формирование сбытовых каналов |
Пассивное формирование сбытовых каналов |
|
активная реакция на маркетинговую деятельность торговли |
Обход (3) |
Кооперация (4) |
|
пассивная реакция на маркетинговую деятельность торговли |
Конфликт (2) |
Адаптация (1) |
|
Такое поведение практически несовместимо с рыночно ориентированным предприятием и может в долгосрочной перспективе привести краху. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянное наблюдение за каналом сбыта, чтобы вовремя увидеть и среагировать на изменения (например, уменьшение продаж, сдвиг в ассортименте, изменения в выкладке товара).
Стратегия конфликта (2) имеет место, когда производитель активно формирует каналы сбыта, не учитывая или сознательно игнорируя поведение торговли. Таким образом с помощью этой стратегии производитель пытается соблюсти свои интересы и преодолеть сопротивление торговли, чтобы добиться лидирующего положения в системе дистрибуции. Но если у торговли (опта или розницы) потенциал силы больше, то производитель будет вынужден прекратить активное формирование каналов сбыта и, таким образом, ему придется выбрать стратегию (1) или (4).
Стратегия кооперации (4) в вертикальном маркетинге распространена довольно широко. Основополагающими для сотрудничества между индустрией и торговлей являются договоренности и согласования разной степени, начиная от мало обязывающих (например, обмен информацией) и заканчивая твердо установленной системой сбыта, закрепленной договором (например, франчайзинг).
При использовании этой стратегии очень часто возникают проблемы и конфликты. Причины их в том, что производитель в первую очередь думает о своем товаре, тогда как торговое предприятие - о своем ассортименте. Таким образом, попытка вписаться ассортимент торгового предприятия и одновременно реализовать свои маркетинговые цели (например, позиционирование, выкладка) заключает производителя в определенные рамки, в которых ему и приходится работать [10, c.82].
При использовании стратегии обхода (3) производитель сознательно отказывается от каких-либо договоренностей с торговыми посредниками. Трения и конфликты как при стратегии кооперации здесь отсутствуют, поэтому у производителя появляются многочисленные шансы (в смысле положительные моменты), т.к., например, он может контролировать весь комплекс маркетинговых инструментов на каждом этапе сбытового пути. Но этим шансам противостоят и определенные затраты и риски (например, более высокие финансовые и затраты и затраты рабочей силы за счет выполнения тех задач, которые обычно берет на себя торговля) [10,c.83].
В современном мире, в бизнес среде постоянно происходят изменения. И торговля - не исключение. Поэтому компания-производитель обязательно должна иметь четкую сбытовую стратегию, которую необходимо постоянно проверять на соответствие меняющимся условиям и, если нужно, пересматривать.
Торговые предприятия не применяют ряда ценовых стратегий производителей, связанных с длительной неблагоприятной ситуацией на рынке конкретного потребительского товара. Как правило, условия торговой деятельности позволяют торговому предприятию быстро покинуть такой торговый рынок, то есть прекратить закупку и реализацию данного товара, в то время как производитель должен активно бороться за возврат средств, инвестированных в его производство [21, c.24].
Дадим обзор прикладных стратегий развития торгового предприятия по трем направлениям (таблица.2) [21, c.24]:
Таблица 2
Стратегии развития торговых предприятий
А. Торговые операции - стратегии оптимизации |
Б. Сопутствующие услуги |
В. Диверсификация |
|
Уникальность потребительского предложения Собственные «частные» товарные знаки |
Клубные системы для постоянных покупателей Дополнительные услуги (оптика, салоны красоты, бизнес центры, почта, бензозаправки) |
Банковское и страховое дело Недвижимость Сервисные центры Финансовые операции на рынке ценных бумаг |
|
Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент его конкуренции на потребительском рынке [16, c. 117].
Таким образом, торговые предприятия не могут самостоятельно в полном объеме формировать уровень цен на товары, осуществляя свою ценовую политику на потребительском рынке.
В розничной торговле не используется даже понятие «базисная цена», которая подлежит уточнению в процессе продажи. И даже применяемая отдельными предприятиями торговли система ценовых скидок носит стандартный характер по отношению к отдельным ценовым ситуациям. Это затрудняет гибкость осуществления ценовой политики на предприятиях торговли.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение |
||
Абс.(+, - ) |
Темп роста, % |
|||||
Объем реализации услуг и продукции |
тыс.руб. |
56830 |
94850 |
38020 |
167 |
|
Численность работающих |
чел. |
58 |
69 |
11 |
107 |
|
Производительность труда 1-го работающего |
тыс.руб. |
980 |
1375 |
395 |
140 |
|
Среднегодовая зарплата 1-го работающего |
тыс.руб. |
144 |
180 |
36 |
125 |
|
Себестоимость услуг и продукции |
тыс.руб. |
36 500 |
55 300 |
18800 |
151 |
|
Затраты на 1 руб. реализации услуг и продукции |
коп. |
64 |
58 |
-6 |
90 |
|
Прибыль от реализации услуг и продукции |
тыс.руб. |
20 330 |
39 550 |
19220 |
195 |
|
Рентабельность деятельности |
% |
56 |
71,5 |
15,5 |
- |
|
Рентабельность продаж |
% |
36 |
41,5 |
5,5 |
- |
|
ООО «Автомобили» - крупный салон-магазин по продаже запчастей и аксессуаров к отечественным автомобилям. Торговые площади - 110 м2. Основана в 2000 году.
Компания ООО «Автомобили» хорошо известна многим автолюбителям и владельцам автомобилей. Сегодня в состав предприятия ООО «Автомобили» входит магазин розничной продажи запасных частей.
Главный фактор успешного развития магазина - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных запасов приведены в таблице 4
Таблица 4
Товарный баланс по магазину «Автомобили» за 2006 -2007 г.г. (тыс. руб.)
Показатели |
2006 |
2007 |
Отклонение в сумме (+-) |
Влия-ние на изме-нение това-рообо-рота (+-) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Запасы товаров на начало года |
209,2 |
243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
|
Поступление товаров |
2656,3 |
3169,3 |
+513,0 |
+513,0 |
|
Прочее выбытие товаров |
1.8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
|
Запасы товаров на конец года |
243,0 |
306,1 |
+63,1 |
+63,1 |
|
Розничная реализация товаров |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
+484,5 |
|
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товар-ных запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия това-ров (+0,8 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота уменьшились в результате уменьшения товарных запасов на конец года (-63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товар-ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от-грузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
Оборачиваемость запасов в магазине ООО «Автомобили» отображена в таблице 5.
Таблица 5
Оборачиваемость запасов
2006 г |
2007 г. |
||
Среднегодовой запас |
20000 |
20000 |
|
Объем продаж |
20000 |
40000 |
|
Валовой доход, 24% от продаж |
4800 |
9600 |
|
Издержки прямые, 10% от продаж |
2000 |
4000 |
|
Накладные расходы, 7% от запаса |
1400 |
1400 |
|
Прибыль до уплаты налогов |
1400 |
4200 |
|
При увеличении оборачиваемости возрастают объемы реализации и прибыль. Таблица 5 показывает, что увеличение оборачиваемости вдвое увеличивает прибыль втрое. Однако, если в результате снижения уровня запасов магазин потеряет возможность удовлетворять запросы клиентуры на запасные части, то потерянная при этом прибыль может превысить содержание соответствующих запасов.
Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса показано в таблице 6.
Таблица 6
Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса
Уровень удовлетворения спроса, % |
Стоимость необходимых запасов |
Рост стоимости запасов на 1% роста удовлетворения спроса |
|
72 |
98000 |
1361 |
|
85 |
127000 |
2231 |
|
91 |
145000 |
3000 |
|
96 |
190000 |
8600 |
|
100 |
290000 |
25000 |
|
Очевидно, что не выгодно стремиться к чрезмерно высокому уровню удовлетворения спроса, так как это приведет к хранению значительных запасов деталей нерегулярного спроса.
Анализ спроса на отдельные запасные части является одним из элементов системы управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен значительным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается стохастический характер спроса в розничной торговле. Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей. В таблице 7 приведены данные анализа спроса на группы запчастей для автомобилей «Москвич 4112»
Таблица 7
Анализ спроса на группы запчастей для автомобилей «Москвич 4112»
Группы агрегатов |
Доля в общем, спросе, % |
Узлы и детали |
Спрос внутри группы,% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Электрооборудование |
23 |
|||
Генератор |
43,3 |
|||
Система зажигания |
21,7 |
|||
Система освещения |
15,3 |
|||
Указатели поворота и детали |
11,4 |
|||
Система запуска |
||||
Итого |
100 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Кузов |
20,3 |
Оперение |
56,0 |
|
Детали кузова |
29,9 |
|||
Стекла |
13,4 |
|||
Внутренние детали |
0,7 |
|||
Итого |
100 |
|||
Механическая часть |
56,7 |
Подвеска и колеса |
15,9 |
|
Сцепление |
13,5 |
|||
Основные части двигателя |
11,6 |
|||
Тормоза |
11,4 |
|||
Система распределения |
10,5 |
|||
Система выпуска газов |
6,7 |
|||
Полуоси |
6,5 |
|||
Система охлаждения |
5,5 |
|||
Коробка передач |
5,4 |
|||
Система смазки |
4,5 |
|||
Система питания |
4,1 |
|||
Дифференциал |
1,6 |
|||
Электроарматура |
1,3 |
|||
Рулевое управление |
1,1 |
|||
Карданная передача |
0,4 |
|||
Итого |
100 |
|||
Всего |
100 |
|||
Данные таблицы показывают, что наибольшим спросом пользуются механические детали. Анализ статистических данных позволяет выявить соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных деталей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены деталей и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.
Чтобы сконцентрировать основное внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, данные о сбыте разбивают по разным группам деталей, выделенных в результате анализа спроса.
Распределение номенклатуры запасных частей на группы по статистики продаж за ряд лет. Магазин делит номенклатуру на четыре группы.
Таблица 8
Номенклатура товаров магазина
Группа |
Количество наименований |
Доля в номенклатуре |
Доля в объеме продаж |
|
А |
1000 |
2,2% |
75% |
|
В |
3000 |
6,7% |
20% |
|
С |
6000 |
13,3% |
4% |
|
D |
35000 |
77,8% |
1% |
|
Всего |
45000 |
100% |
100% |
|
Кроме разделения на группы по степени спроса, применяют деление по стоимости, установив критерий отбора.
Например, группа Х-стоимость товаров свыше 1000 руб., группа Y-стоимость от 100 руб., до 1000руб. Группы определяются компьютером автоматически на базе статистики спроса и критериев стоимости. Индекс группы спроса указывается на прейскуранте, статистике расходов, ведомости излишних товаров. По индексу можно напечатать необходимые документы для анализа. Очевидно, что вся деятельность в области маркетинга и управления запасами концентрируется на деталях тех групп, которые обеспечивают основную массу товарооборота.
Наименование |
Количество наименований |
Удельный вес, % |
|
Автозапчасти к а-м ВАЗ |
51 |
32 |
|
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 |
50 |
31 |
|
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 |
20 |
12 |
|
Масла моторные |
4 |
2 |
|
Чехлы сидений для автомобилей |
5 |
3 |
|
авторезина |
4 |
2 |
|
автокамера |
3 |
2 |
|
Сопутствующие товары |
20 |
12 |
|
Ручной инструмент |
5 |
3 |
|
Аптечка медицинская автомобильная |
2 |
1 |
|
итого |
164 |
100 |
|
Наименование |
Количество наименований |
||||
I квартал |
IIквартал |
IIIквартал |
IVквартал |
||
Автозапчасти к а-м ВАЗ |
51 |
47 |
43 |
50 |
|
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 |
48 |
50 |
50 |
50 |
|
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 |
15 |
19 |
20 |
20 |
|
Масла моторные |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Чехлы сидений для автомобилей |
5 |
4 |
5 |
5 |
|
авторезина |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
автокамера |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Сопутствующие товары |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Ручной инструмент |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Аптечка медицинская автомобильная |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
итого |
157 |
158 |
156 |
163 |
|
Бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302 дв. 406 |
Показатель |
|
Оптовая цена |
745 |
|
Наценка за долговечность |
12% |
|
Наценка за надежность |
13% |
|
Стоимость гарантии |
15% |
|
Скидка |
3% |
|
Наценка за долговечность |
29,4 |
|
Наценка за надежность |
31,85 |
|
Стоимость гарантии |
36,75 |
|
Цена без скидки |
843 |
|
Цена с НДС |
904,74 |
|
Цена со скидкой |
964,27 |
|
2. Увеличение оборачиваемости товарных запасов. В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
3. Создание службы сервиса. Одним из элементов товарной политики является создание службы сервиса для клиентов. При налаживании службы сервиса деятелю рынка предстоит принять три решения:
- какие услуги включать в рамки сервиса;
- какой уровень сервиса предложить;
- в какой форме предложить услуги клиентам.
Услуги сервиса включаются в список после изучения мнения покупателей и состоят из обеспечения: надёжности поставок, оперативности предоставления предложений по ценам, возможности получения технической консультации, предоставления скидок, послепродажное обслуживание, масштабы торговой сети, гарантии замены и др.
Эффективное обслуживание потребителей предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта; предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг.
4. Совершенствование организации торгово-технологического процесса. Основными принципами организации технологических процессов в непродовольственных магазинах являются:
- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;
- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- сохранение качества товаров.
Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций, поэтому необходимо постоянно совершенствовать работу с покупателями: быстро и точно проводить расчеты с покупателями, осуществлять квалифицированное консультирование покупателя при принятии им решения о покупке. Было замечено, что покупатели наиболее охотно посещают магазины, в которых работают квалифицированные продавцы-консультанты.
5. Совершенствование ценовой политики предприятия. Снижение уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой, - к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, особенно со стороны импортных производителей. Одним из главных факторов, существенно снижающих риск производителя, является умение руководителей предприятия оптимально управлять ценами на свою продукцию с учетом факторов рыночного спроса. Цена является наиболее гибким и значимым инструментом политики предприятия. Любой товар должен иметь цену, приемлемую для рынка, и подчеркивающую его отличительные качества, быть доступным к сбытовым сетям, приспособленным к требованиям потребителей. В нынешних условиях, вследствие снижения покупательской способности населения, принятие решения по ценам имеет не только экономические, но и социальные и психологические последствия. Ошибки в принятии управленческих решений ведут к существенным моральным и финансовым последствиям. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при установлении цены.
В данной работе предлагается провести на предприятии ООО «Автомобили- 2000» следующие мероприятия:
1. Внедрение службы сервиса.
2. Регулирование ценовой политики предприятия.
3. Улучшение торгово-технологического процесса за счет замены двух старых ККМ одним высокопроизводительным кассовым терминалом.
Все мероприятия будут оценены с точки зрения целесообразности и эффективности их внедрения на предприятии.
Наименование |
Цена, руб |
Цена с установкой в автосервисе |
|
Бампер передний 2141 |
5500 |
7800 |
|
Головка блока 412-2141 в сборе |
5850 |
9000 |
|
Главная пара 2141 |
6250 |
8300 |
|
КПП 2126 (06 дв) |
9 750,00 |
12000 |
|
КПП 2126 412 дв |
9 750,00 |
12000 |
|
КПП 2141 |
6 900,00 |
9500 |
|
КПП 2126 (06 дв) |
9 750,00 |
12000 |
|
КПП 2126 412 дв |
9 750,00 |
12000 |
|
Панель передняя «Святогор» |
5 650,00 |
7100 |
|
Редуктор заднего моста 2126 в сборе с чулком |
6 200,00 |
7450 |
|
Редуктор заднего моста 2717 в сборе с чулком |
6 200,00 |
7450 |
|
Наименование |
Цена, руб |
Среднегодовой спрос |
Товароборот |
|
Бампер передний 2141 |
5500 |
20 |
110000 |
|
Головка блока 412-2141 в сборе |
5850 |
18 |
105300 |
|
Главная пара 2141 |
6250 |
7 |
43750 |
|
КПП 2126 (06 дв) |
9 750,00 |
8 |
78000 |
|
КПП 2126 412 дв |
9 750,00 |
4 |
39000 |
|
КПП 2141 |
6 900,00 |
6 |
41400 |
|
КПП 2126 (06 дв) |
9 750,00 |
6 |
58500 |
|
КПП 2126 412 дв |
9 750,00 |
5 |
48750 |
|
Панель передняя «Святогор» |
5 650,00 |
5 |
28250 |
|
Редуктор заднего моста 2126 в сборе с чулком |
6 200,00 |
15 |
93000 |
|
Редуктор заднего моста 2717 в сборе с чулком |
6 200,00 |
14 |
86800 |
|
Итого |
732750 |
|||
Модель |
Энергопотребление |
Производительность (время на обработку одного чека) |
Затраты на установку |
Средние расходы на кассовую ленту в мес. |
Цена |
|
АМС-100Ф |
30 Вт/час |
6-14 сек. |
2520 р. |
543 р. |
17 990,00р. |
|
АРКУС-LIP 250Ф |
20 Вт/час |
5-18 сек |
2613 р. |
489 р. |
16 490,00р. |
|
ОКА-2000Ф |
10 Вт/час |
7-21 сек. |
1890 р. |
500 р. |
17 490,00р. |
|
Модель |
Затраты на энергию |
Затраты на установку |
Средние расходы на кассовую ленту в мес. |
Цена |
Общая сумма затрат |
Сумма затрат на одну единицу товара |
|
АМС-100Ф |
30*10*320*1,8/1000=172,8 руб. |
2520 р. |
543*12= 6516 р. |
17 990,00р. |
27198,8 |
5,44 |
|
АРКУС-LIP 250Ф |
20*10*320*1,8/1000=115,2 руб. |
2613 р. |
489 *12= 5868 р. |
16 490,00р. |
25086,2 |
5,02 |
|
ОКА-2000Ф |
10*10*320*1,8/1000=57,6 руб. |
1890 р. |
500 *12= 6000 р. |
17 490,00р. |
25437,6 |
5,09 |
|
Таблица 16
Данные к расчету эффективности мероприятия
Показатели |
Старая ККМ |
АМС-100Ф |
АРКУС-LIP 250Ф |
ОКА-2000Ф |
|
Число машин |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Затраты, руб. |
14000 |
27198,8 |
25086,2 |
25437,6 |
|
Затраты на единицу продукции, руб. |
6,44 |
5,44 |
5,02 |
5,09 |
|
Производительность в год |
60000 |
70000 |
60890 |
61000 |
|
Численность кассиров |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Заработная плата, руб. |
120000 |
60000 |
60000 |
60000 |
|
Заработная плата одной сотрудницы, тыс. руб. |
60000 |
60000 |
60000 |
60000 |
|
Проводим расчет по каждой из трех машин. Результаты расчетов сравниваем и выбираем наиболее эффективный кассовый аппарат.
1. Экономия времени
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
2. Экономия численности:
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
3. Прирост производительности труда за счет экономии численности работающих:
АМС-100Ф=30,72%
АРКУС-LIP 250Ф= 42, 85%
ОКА-2000Ф =53,73%
4. Прирост производительности за счет снижения потерь затрат рабочего времени:
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
Экономия заработной платы:
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
5. Экономия по отчислению во внебюджетные фонды
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
6. Экономия себестоимости:
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
7. Годовой экономический эффект:
АМС-100Фруб.
АРКУС-LIP 250Фруб.
ОКА-2000Фруб.
8. Срок окупаемости:
АМС-100Ф
АРКУС-LIP 250Ф
ОКА-2000Ф
Таким образом, наибольший годовой эффект и наименьший срок окупаемости имеет ККМ ОКА-2000Ф.
При замене старой кассовой техники на новую было выяснено, что наибольший годовой эффект приносит установка ККМ ОКА-2000Ф. Годовой эффект составил 93751,2 руб. и срок окупаемости 0,27 года.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |