ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1.2 Структура управления и процесс планирования медицинского
учреждения
2. Анализ Современного состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника» на рынке медицинских
услуг
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Общий анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
3.1 Перспективы развития организации на рынке медицинских услуг
3.2 Важнейшие проблемы и основные направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «Центральная районная поликлиника»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Общепризнанно, что проблема оптимизации структуры оказания медицинской помощи является актуальной во всем мире. Суть этой проблемы - отсутствие необходимой координации деятельности организаций, принимающих участие в оказании медицинских услуг и недостаточной ответственности за достижение конечного результата.
В современных условиях развития медицинских технологий оказание качественной медицинской помощи становиться все более и более дорогостоящим. Все прекрасно знают, с какими проблемами сталкивается современное здравоохранение. Сложная социально-демографическая ситуация в стране, недостаток финансирования, несовершенство нормативной базы и многое другое ставят медицинские учреждения в крайне тяжелое положение. Им приходится бороться не только за жизнь пациентов, но и за выживание самих медицинских учреждений. Они ищут способы решения возникающих проблем и у всех есть свои наработки, находки и интересные идеи. Обмен мнениями, обмен опытом, сейчас важен как никогда - тем самым помогают друг другу не только в финансовом выживании, но и, в конечном счете, достижении главной и благороднейшей цели - оказании медицинской помощи людям. Среди проблем здравоохранения на первом месте находится финансирование - дефицит программ государственных гарантий в разных территориях составляет от 20% до 40%. Вторая важнейшая проблема - состояние материально-технической базы. Износ основных фондов увеличился за последние 8 лет на 10% и достиг 30%. По существу, мы проедаем то, что было накоплено нашими предшественниками. Возрастает объем платных услуг, снижается доступность медицинской помощи. В стране работает около 30 тысяч участковых терапевтов, а необходимо 60 тысяч. Между тем существующий бюджет здравоохранения не позволяет в полном объеме профинансировать эти расходы. Поэтому необходим поиск других источников и резервов финансирования для оказания качественной медицинской помощи. Вокруг этих проблем мы ходим около 10 лет, и решить их по отдельности вряд ли удастся.
Одним из основных путей решения этих проблем является повышение внутренней экономической эффективности работы лечебно-профилактического учреждения. Понятно, что состояние здоровья населения зависит не только от системы здравоохранения. Вклад этой системы трудно измерим, тем не менее, очевидно, что он существенен. Сегодня состояние здоровья наших граждан свидетельствует о том, что ситуация в сфере здравоохранения в России остается сложной. В связи с этим назрела необходимость кардинальной реформы здравоохранения. В задачи реформы должно войти комплексное изменение структуры оказания медицинской помощи в России. Основной целью реформы должно быть построение более эффективной и экономичной системы здравоохранения. Другое направление - это комплекс мер по повышению эффективности системы финансирования, укреплению финансовой базы, которая предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования. Проблема системы обязательного медицинского страхования в том, что она носит децентрализованный характер. В территориальных фондах обязательного медицинского страхования должны аккумулироваться средства, направляемые по жестким правилам из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в качестве субсидий. Тогда каждый субъект Федерации будет знать, на какую сумму из федерального бюджета он может рассчитывать, но таких же обязательств необходимо требовать и от субъектов Федерации. При принятии своих бюджетов они должны учитывать тот объем медицинской помощи, который необходим для реализации программ государственных гарантий. Такая система управления средствами обязательного медицинского страхования позволит вводить в нее дополнительные суммы.
Необходимо преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации. Для радикальных перемен требуется изменение организационно-правового обеспечения деятельности предприятия. Сейчас у нас существует только форма учреждения. Исходя из этого сметное финансирование из бюджетов различных уровней, не связанное с результатом. Автономные учреждения более самостоятельны, их будут финансировать за результат, а не за содержание. Государственная автономная некоммерческая организация тогда будет совершенно самостоятельной. Это должно создать стимул для того, чтобы эти организации были заинтересованы в более эффективном использовании ресурсов, которые они имеют, нежели нынешние "учреждения". Сегодня любое муниципальное медицинское учреждение заинтересовано только в том, чтобы его как можно в большем объеме профинансировали из бюджета, из фонда обязательного медицинского страхования. Переведя его в новую организационно-правовую форму, можно создать стимулы для повышения эффективности работы, соответственно, для сокращения избыточных кадров и мощностей или другим словом, проведения реструктуризации медицинского учреждения, а как следствие, приведение штата учреждения к оптимальному состоянию. Сметное финансирование в таком случае будет заменено оплатой за количество и качество медицинских услуг. Изменятся и методы планирования бюджетных расходов на здравоохранение, таким образом, чтобы деньги на здравоохранение выделялись не на "сеть", а на объемы медицинской помощи. В каждом регионе нужно разрабатывать свои территориальные программы реструктуризации муниципальных медицинских учреждений.
В целях выработки методики изменения организационно-правового обеспечения деятельности предприятий, выбора формы и метода государственной поддержки, для находящихся в состоянии кризиса лечебно-профилактических учреждений, нами выбрана и изучена структура управления и даны предложения по ее усовершенствованию. В нашем варианте - это Медицинское учреждение здравоохранения «Центральная районная поликлиника».
Степень изученности и разработанности проблемы. В исследуемом нами предприятии полностью изучена организационно-правовая форма деятельности, структура управления Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», выявлены основные проблемы, препятствующие улучшению качества оказания медицинской помощи населению, разработаны предложения и возможные пути их устранения. Организационно-правовая форма медицинского учреждения здравоохранения рассматривалась в целом ряде исследований и публикаций (Большакова, 2001; Вялков, 2001; Кузнецов, 2001; Хальфин, 2001; Царегорордцев, 2001; Шейман, 1999; Шишкин, 2001; и др.). Они содержат убедительную критику в ряде организационно-правовых вопросов учреждений здравоохранения и обоснование необходимости перехода к новым организационно-правовым нормам, с результирующими показателями работы, с изменением финансирования и в частности, к оплате, за пролеченных больных. Но эти работы недостаточно подкреплены количественным анализом формирования и использования финансовых средств федеральными учреждениями здравоохранения.
Предмет исследования - организационно-правовая деятельность Медицинского учреждения здравоохранения, направленная на улучшение качества обслуживания и оказания совершенных методов лечения, профилактической помощи населению.
Объектом исследования является Муниципальное учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», входящее в состав Комитета здравоохранения при администрации Балаковского муниципального образования.
Целью дипломной работы является характеристика и анализ причин, состояния МУЗ «Центральная районная поликлиника», сделав упор на разработку и реализацию наиболее рационального новаторского решения для усовершенствования организационно-правового обеспечения деятельности медицинского учреждения.
Задачи данной работы:
Ш изучить имеющуюся организационно-правовую деятельность медицинского учреждения, методы работы, нормативные акты, регулирующие деятельность МУЗ «ЦРП»;
Ш дать характеристику и проанализировать настоящее положение МУЗ «ЦРП» в сфере деятельности - оказания медицинской помощи населению;
Ш определить методы и способы организационно-правовой деятельности МУЗ «ЦРП»;
Ш определить роль различных форм финансирования МУЗ «ЦРП»;
Ш в ходе выполнения данной работы выявить недостатки и предложить пути их решения.
Информационная база. В дипломной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, законодательные, правительственные источники, а также использованы различные данные финансовой отчетности учреждения здравоохранения, по материалам которых иллюстрируется практическое применение методик. В качестве примеров в работе использованы гипотетические данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемого вопроса.
Методологическая база. В анализируемой нами работе были использованы общепризнанные способы, формы, правила, и методы изучения и анализа правового обеспечения деятельности медицинского учреждения как отечественных так и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы. В своей работе мы предложили достаточно эффективную модель организации медицинских услуг, обеспечивающую доступность медицинской помощи, защиту прав пациента, гарантию качества оказываемых услуг и предоставляющую уникальную возможность страховым компаниям и лечебным учреждениям интегрировать свои усилия на достижение конечного результата. Эта модель организации медицинских услуг приемлема ко всем медицинским лечебно-профилактическим учреждениям различных уровней.
Структура. В нашей работе показана структура исследуемого медицинского учреждения, которая характерна практически для всех лечебно-профилактических учреждений России.
В данной работе обсуждаются возможности использования существующей системы статистической и финансовой отчетности для количественного определения эффективности бюджетного финансирования. Предметом подробного анализа является экономическая характеристика механизма организации работы Медицинского учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», в том числе предпринятые в последнее время попытки по его изменению. Показано, что применяемый механизм организации работы обеспечивает разновидность финансирования деятельности МУЗ «ЦРП», воспроизводит затратный тип хозяйствования. Предложены рекомендации по изменению порядка подушевого финансирования медицинского учреждения.
Важными компонентами намечаемых преобразований должны стать изменения в механизмах использования средств, выделяемых на цели здравоохранения из федерального бюджета. Основная их часть расходуется на финансирование учреждений здравоохранения, находящихся в федеральной собственности.
В последние два года Министерство здравоохранения Российской Федерации предприняло некоторые шаги, направленные на изменение существующего порядка финансирования. Эти нововведения еще не стали предметом научного анализа.
В первой главе данной дипломной работы, мы рассмотрели сущность организационно-правового обеспечения деятельности предприятия, структуру управления и процесс планирования медицинского учреждения. Во второй главе нами отражен анализ статей расходов местного бюджета и иных источников финансирования МУЗ «ЦРП», изучены возможности количественного оценивания эффективности бюджетного финансирования, экономический анализ порядка бюджетного финансирования деятельности учреждения здравоохранения, действующего в последний год, и результативности имевших место попыток его изменения, разработаны рекомендаций по повышению эффективности использования платных медицинских услуг. Методология исследования включает в себя использование методов анализа статистических данных, методов экономической оценки экономической эффективности МУЗ «ЦРП», методов экономико-правового анализа и анализа политических решений. В третьей главе показаны направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности МУЗ «ЦРП», перспективы его развития. Выявлены основные недостатки в деятельности предприятия, предложены пути его усовершенствования.
Источниками для проведения исследования послужили отчеты, представляемые экономическим и статическим отделами данного предприятия, нормативные документы, Устав, регулирующий финансирование деятельности учреждения здравоохранения, научные публикации в области экономики здравоохранения и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание организационно-правового обеспечения деятельности предприятия
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично «Учреждение». Ст. 120. Ч.1. Гражданский Кодекс РФ. Основные кодексы и законы Российской Федерации, 2002. С.155..
Медицинское учреждение, далее учреждение, не имеет в качестве главной своей цели извлечение прибыли.
Учреждения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью является характер его прав на используемое имущество. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 Гражданского Кодекса РФ «Право оперативного управления». Ст. 296. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Вирма, 2002.. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности супсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества «Учреждение». Ст. 120. Ч.1. Гражданский Кодекс РФ. Основные кодексы и законы Российской Федерации, 2002. С .155.. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.
Учреждение считается созданным, как юридическое лицо, с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учреждение должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Учреждение создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами её территории.
Учреждение имеет печать с полным наименованием этого учреждения на русском языке. Оно вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Учреждение имеет наименование, содержащее указание на её организационно-правовую форму и характер деятельности. Учреждение, наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.
Место нахождения учреждения определяется местом его государственной регистрации, если, в соответствии с законом, учредительными документами учреждения не установлено иное. Наименование и место нахождения указываются в учредительных документах.
Учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалом является его обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения учреждения и осуществляющее все её функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительством учреждения является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения учреждения, представляет интересы учреждения и осуществляет их защиту.
Филиал и представительство учреждения не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшего их учреждения и действуют на основании утвержденного им положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшего их учреждения. Руководители филиала и представительства назначаются учреждением и действуют на основании доверенности, выданной учреждением.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их учреждения. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их учреждение.
Учреждение может быть создано в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Создание учреждения в результате его учреждения осуществляется по решению учредител (я) (ей).
Учредительными документами учреждения являются:
- устав, утвержденный собственником;
- решение собственника о создании учреждения.
Требования учредительных документов учреждения обязательны для исполнения самим учреждением и её учредителями. В учредительных документах учреждения должны определяться: наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены учреждения и выхода из него, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения, предусмотренные Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода участников из его состава. Учредительные документы учреждения могут содержать также и иные, не противоречащие законодательству положения. Изменения в устав вносятся по решению высшего органа управления.
Учредителями учреждения могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей учреждения не ограничено, если иное не установлено Федеральным законом. Учреждение может быть учреждено одним лицом.
Учреждение может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения. При реорганизации учреждений в форме присоединения к ней другой организации, первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (учреждением) и внесение в единый реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (учреждением) осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, установленном законом.
Решение о преобразовании учреждения принимается его собственником. При преобразовании учреждения к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом. Оно может быть ликвидировано на основании и в порядке, который предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях, и другими федеральными законами. Учредители учреждения или орган, принявший решение о ликвидации учреждения, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях, порядок и сроки ликвидации учреждения. С момента назначения ликвидационной комиссии, к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого учреждения выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации, порядке и сроке заявления требований её кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации учреждения. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации учреждения. По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями учреждения или органом, принявшим решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Если имеющиеся у ликвидируемого учреждения денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества учреждения с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями учреждения или органом, принявшим решение о ликвидации учреждения, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
При ликвидации учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, направляется, в соответствии с учредительными документами учреждения, на цели, по желанию собственника, и (или) передается собственнику в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели, по желанию собственника. В случае, если использование имущества ликвидируемого учреждения, в соответствии с её учредительными документами, не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.
Ликвидация считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
Запись о прекращении деятельности учреждения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:
- заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности предприятия учреждения, подписанного лицом, уполномоченным учреждением;
- решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности учреждения;
- устава учреждения и свидетельства о его государственной регистрации;
- ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
- документа об уничтожении печати учреждения.
Государственная регистрация изменений учредительных документов учреждения осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Изменения учредительных документов учреждения вступают в силу с момента их государственной регистрации.
Учреждение может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности учреждения, которые предусмотрены его учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться учреждениями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания учреждения, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Учреждение может иметь в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Оно отвечает по своим обязанностям тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Источниками формирования имущества в денежной и иной формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности учреждения;
- другие, не запрещенные законом поступления.
Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения. Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.
Для целей Федерального закона о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления учреждением или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров или услуг для учреждения, крупными потребителями товаров или услуг, производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения. Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения.
Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы учреждения прежде всего в отношении целей его деятельности, и не должны использовать возможности учреждения, или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами учреждения. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
- оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления учреждения или органу надзора за его деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;
- сделка должна быть одобрена органом управления учреждения или органом надзора за его деятельностью.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований статьи 27 Федерального закона о некоммерческих организациях, может быть признана судом недействительной ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ. Ст. 27. Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому учреждению. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления учреждением, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются учредительными документами учреждения в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами.
Высшим органом управления учреждением в соответствии с его учредительным документом является собрание его учредителей. Основная функция высшего органа управления учреждением - обеспечение соблюдения учреждением целей, в интересах которых оно было создано.
К компетенции высшего органа управления учреждением относится решение следующих вопросов:
- изменение устава учреждения;
- определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества;
- образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана учреждения и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств учреждения;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация учреждения.
Общее собрание членов учреждения или заседание коллегиального высшего органа управления учреждением правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствуют более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления учреждением принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами.
Учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Исполнительный орган учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчётен высшему органу управления учреждением. К компетенции исполнительного органа учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления учреждением, определенную Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами учреждения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать учреждениям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных, иных сборов и платежей учреждениям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях;
- предоставление учреждениям льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
- размещение среди учреждений на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим учреждениям материальную поддержку.
Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим учреждениям материальную поддержку.
Учреждение ведёт бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оно предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами учреждения. Размеры и структура доходов учреждения, а также сведения о размерах и составе имущества учреждения, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности учреждения не могут быть предметом коммерческой тайны учреждения.
Учреждение в случае нарушения Федерального закона о некоммерческих организациях несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если учреждение совершило действия, противоречащие целям её создания и Федеральному закону о некоммерческих организациях, учреждению может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.
В случае вынесения учреждению более двух предупреждений в письменной форме или представлений прокурора об устранении нарушений учреждение может быть ликвидировано по решению суда в порядке, предусмотренном статьёй 19 Федерального закона о некоммерческих организациях ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ. Ст. 19 и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. В наименовании учреждения отражены указания на организационно-правовую форму и характер деятельности. Учреждение является не коммерческой организацией, а государственной, не имеющее в качестве главной цели своей деятельности извлечение прибыли. Оно обладает не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом, которое забронировано от взысканий. Учреждение имеет самостоятельный баланс или смету, что делает их отличительными от других предприятий.
1.2 Структура управления и процесс планирования деятельности медицинского учреждения
За последние десятилетия произошли чрезвычайно существенные изменения в системе организации и финансирования деятельности медицинских организаций России. За достаточно короткий период (без практической возможности адаптации) совершен переход от принципов централизованного планирования и бюджетного финансирования, базирующегося на анализе тенденций изменения демографических, экологических и других факторов, определяющих как уровень потребности в медицинских услугах на региональных уровнях, так и централизации внедряемых новых медицинских технологий и методов лечения и отталкивающего от достигнутого уровня развития и качества предоставления медицинских услуг, к переходу на планирование развития здравоохранения на региональном уровне в условиях перехода систем финансирования конкретных медучреждений на принципы, предусмотренные системой обязательного медицинского страхования.
Несмотря на явно недостаточный уровень (размер) заложенных в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) базовых тарифов оплаты медучреждениям за фактически оказанные пациентам медицинские услуги, впервые появляется потребность планирования, развития и текущей деятельности медучреждения непосредственно аппаратом управления больниц и поликлиник. Основной причиной этой потребности является необходимость принятия управленческих решений, направленных на максимизацию доходов от лечебной деятельности и снижение текущих издержек при усиливающей тенденции конкуренции со стороны других (в первую очередь коммерческих) медицинских учреждений (борьба за платежеспособность пациентов по экономически наиболее выгодным нозологиям). Еще одним фактором, определяющим необходимость изменений в организации планирования и оперативного управления в медицинских учреждениях - это появление проблемы управления денежными потоками и необходимость решения других задач финансового менеджмента. Это связано с достаточно резким изменением принципов финансирования от системы предварительного поступления денежных средств из бюджета (в размере утвержденным вышестоящими организациями) к оплате по счетам за фактически пролеченное количество пациентов, выставляемых страховым компаниям (работающим как в системе обязательного, так добровольного медицинского страхования). И, как следствие, необходимость решения задач управления задолженностями, формирования резервов, выбор вариантов их размещения и ряда других.
Очевидно, что основным элементом адаптации медицинских учреждений к изменившимся условиям их деятельности является изменение принципов и структуры управления ими. В значительной мере это связано с изменением стратегической целевой установки определяющей направление усилия руководителей медучреждения. Сформулировать эту цель в наиболее общем виде можно как обеспечение экономически результативной лечебной деятельности (с учетом профиля организации), обеспечивающей устойчивое превышение суммарных доходов над расходами, позволяющее обеспечивать устойчивое развитие организации и страхование резервов (оборотных фондов).
Такая двуединая цель - сочетающая как набор требований результатом лечебной деятельности, так и требования экономической эффективности медучреждения, в качестве оптимальных вариантов построения организационных структур управления ориентирует на такие направления, которые включают в себя матричный подход, позволяющий взаимоувязать особые функции и роль руководителей - врачей, профессиональных администраторов и экономистов. В наиболее общем (укрупненном) виде принципы построения организационных структур медицинских учреждений показаны в табл. 1.1 Кадырова Ф.Н., Накатиса Я.А. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения. - М.: ГРАНТЪ, 2001. С. 13-16. .
Таблица 1.1 Принципы построения организационных структур медицинских учреждений
Условия развития здравоохранения медицинских учреждений |
Базовые условия, определяющие процесс стратегического планирования здравоохранения в настоящее время. |
|
Относительно стабильные условия развития системы здравоохранения, отталкивающиеся от уровня ее развития в предыдущих периодах |
Крайне нестабильные внешние условия деятельности медицинского учреждения с точки зрения роли центральных органов и условий финансирования |
|
Текущее финансирование медицинского учреждения на основе подушевых нормативов и плановых мощностей конкретных медучреждений |
Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий |
|
Централизованное капитальное финансирование развития медучреждений и модернизации их основных фондов (на основе натуральных поставок конкретных образцов медицинской техники) |
Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений (на основе обязательного медицинского страхования) с ориентацией на фактически оказанный объем лечебной помощи и уровня ее качества с включением в систему частных медицинских страховых компаний |
|
Целевое внедрение новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно- медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов наиболее эффективного использования выделяемых ресурсов |
Возникновение реальной конкуренции между медучреждениями (расположенных в одном регионе) как за потоки пациентов так и в части методов и качестве лечения и, в конечном счете, получения доходов от различных источников их поступления |
|
Все процедуры планирования сосредоточены в региональных и федеральных органах Минздрава |
Появление и расширение возможностей альтернативных вариантов оплаты заказчиками фактически оказанных медицинских услуг (добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги населению и предприятиям) |
|
Деятельность руководителей медучреждений сопряжена с минимальным организационным и экономическим риском |
Практическое прекращение централизованного финансирования внедрения новых медицинских технологий и исключение из расчета тарифов по обязательному медицинскому страхованию составляющей, предусматривающей финансирование этого вида затрат |
|
Формальное отношение к эффективному использованию площадей зданий и сооружение, медицинской техники, повышения квалификации персонала |
Ориентация в организации планирования и управления деятельностью медучреждения на максимизацию совокупного дохода, основными факторами роста которого являются: число пролеченных пациентов, сокращение (ниже нормативного) длительности лечения, рост доли коммерческих пациентов, внедрение современных медицинских технологий, являющихся конкурентоспособными |
|
Проанализировав данную табл. 1.1. мы увидели нестабильные внешние условия деятельности медицинских учреждений, изменение и фактическое снижение принципов финансирования, с ориентацией на фактически оказанный объем лечебной помощи и уровня ее качества с включением в систему частных медицинских страховых компаний. Что привело к возникновению реальной конкуренции между учреждениями. Отсюда следует, что современная тенденция развития лечебного учреждения нуждается в изменении организационной структуры.
Лечебные профильные подразделения в такой структуре являются центрами формирования дохода медицинского учреждения от лечебной деятельности, и их лечебная деятельность контролируется и координируется медицинским руководством и задача отделов управления и обеспечивающих подразделений создавать условия для максимизации лечебного и экономического эффекта. При этом наиболее сложный аспект взаимоотношений служб управления и лечебных подразделений - это принятие решений по распределению ограниченных ресурсов (а они всегда будут ограничены) как на обеспечение текущей деятельности, так и на решения задач развития и внедрения новых медицинских технологий.
С целью принятия согласованных стратегических решений структуры должно быть предусмотрено наличие управляющего органа высшего уровня, отражающего интересы собственника.
Сложнейшая финансовая ситуация, в которой находится государственное отечественное здравоохранение, предъявляет повышенные требования к методам управления отраслью в целом и отдельным учреждением, в частности. Однако, ни для кого не секрет, что принятие решений, направленных на приведение в соответствие объемов «бесплатной» для пациента медицинской помощи с реальными финансовыми возможностями как на уровне государства в целом, так и отдельных территорий, тормозится политическими факторами.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |