7
СОДЕРЖАНИЕ
Перед нами стояли следующие задачи:
* рассмотреть значение ООПТ для сохранения разнообразия природы.
В целом тема для нас представляется интересной и познавательной. И в том, что направление темы является весьма актуальным, в настоящее время сомнений быть не может.
1.1. Причины организации природоохранных мероприятий
Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) -- одно из основных направлений деятельности государственных экологических организаций в области охраны окружающей природной среды, позволяющее достаточно эффективно решать проблему биоразнообразия.
Особо охраняемые природные территории -- это объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны (Трубицына, Морозова, 1997).
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (от 14.03.1995), особо охраняемые природные территории -- участки земли, водного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, включая биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Все эти категории образуют, согласно ст. 60 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», природно-заповедный фонд Российской Федерации, который находится в ведении и управлении специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, то есть в ведении и управлении Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов, и обеспечивается особой охраной государства в интересах человечества.
Приведем краткую характеристику категорий (выше указанных) природоохранных территорий.
1.2. Категории особо охраняемых природных территорий
Государственным природным заповедником объявляются участки земли, либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. Заповедником называются также научно- исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории.
Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях -- на землях иных пользователей, а также собственников.
Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим парком, ботаническим садам, а также научно- исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Эти особо охраняемые территории могут быть федерального или регионального значения.
К лечебно - оздоровительным местностям могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболевания, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат и т.д.). Цель выделения таких территорий -- их рациональное использование и обеспечение сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно - оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория Астраханской области в настоящее время (2001) располагает следующими особо охраняемыми природными территориями: 35 памятников природы, государственные природные заказники «Богдинско-Баскунчакский», «Ильменно-бугровой», «Пески Берли» и «Степной», а также Астраханский биосферный и Богдинско-Баскунчакский государственные природные заповедники (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Имеющиеся на территории области памятники природы подразделялись на 3 основные категории (за 1997 г.):
1. Ботанические 16, в том числе из них:
а) луговые ландшафты 10
б) лесопосадки 6
2. Зоологические 14, из них:
а) колониальные гнездовья 5
б) нерестовые массивы 9
3. Геологические 5, из них:
а) геологические объекты 3
б) бальнеологические 2
Классификация по Трубицыной и Морозовой за 1997 год.
Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зоны дикой природы и охраняемые ландшафты, природные парки, национальные леса и т.д. Только названия охраняемых территории, создаваемых в различных странах мира, можно перечислять долго. Главная цель, что объединяет разные не только по названиям, но и по выполняемым задачам охраняемые территории -- сохранить живую природу во всем многообразии. В некоторых из них природа имеет возможность развиваться по своим законам, здесь практически полностью исключено влияние человека. В других сохраняется ограниченное природопользование, ведется разумное управление популяциями животных и растений. Третьи - «законсервировали» традиционные способы природопользования или сохраняют культурные ландшафты, созданные при удачно сложившемся гармоничном взаимодействии человека и природы, и так далее.
Десятки форм стихийно возникавших охраняемых природных территорий имелись на Земле в ранние исторические времена и средневековье. Они служили человеку, отвечая его религиозным, культовым, хозяйственным и даже эстетическим потребностям.
Цивилизация все расставила по местам. Там, куда она не добралась, сохранились некоторые объекты, изъятые из эксплуатации и выполняющие природоохранные функции. В остальных местах территориальную охрану природы постепенно возложили на себя (преимущественно) государства, это потребовало четкой классификации охраняемых природных территорий, которую мы уже выше представили.
Между тем, некоторые ученые предлагали системы, в которые входили до 40-50 форм охраняемых природных территорий. Например, А.М. Бородин, В.В. Криницкий и Ю.А. Исаков предложили относить к особо охраняемым следующие территории: заповедники, государственные и биосферные, и заказники различного назначения, и рыборазводные заводы, и государственные лесоохотничьи хозяйства, и регионы специального режима природопользования, и охраняемые участки побережий, и учебные, и опытные школьные лесничества.
В чем заблуждения этих и других «классификаторов ООПТ»? В том, что они считают возможным относить к их числу почти всякую территорию с более или менее выраженными природоохранными свойствами. А ведь мы знаем, что на земле нет ни одной полуприродной и даже искусственной экосистемы, которая не участвовала бы в биосферном вещественно- энергетическом обмене, не создавала бы органическое вещество, не поглощала бы углекислый газ и выделяла кислород и т.д. Даже монокультуры участвуют в этих процессах. Поэтому к ООПТ следует относить только территории, специально предназначенные для выполнения природоохранных функций, что отражается в их целях и задачах, в их статусе и режиме.
В статье 7 Закона об ООПТ перечисляются задачи заповедников, выполнение которых следует считать их основным долгом: «На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды».
У заповедников огромный «задел» почти по каждому из перечисленных направлений, большого тома не хватило бы для рассказа об их разносторонней деятельности. Отметим два несомненных факта. Заповедники «вытащили» из сферы хозяйственной деятельности и сохранили в первоначальном или близком к нему состоянии миллионы гектаров первичных биогеоценозов. По нынешним «преобразовательским» временам -- это огромное достижение.
Заповедники собрали колоссальный информационный материал, касающийся состояния и динамики охраняемых экосистем, растительного и животного мира, отдельных видов растений и животных. Колоссальный! Еще 30 лет назад кем-то из крупных ученых было констатировано, что заповедники сделали существенный вклад в «золотой» фонд отечественной экологии. С каждым годом размеры этого вклада увеличиваются.
Отметим, однако, особо и постараемся запомнить: как бы мы не совершенствовали систему ООПТ, основные природоохранные и экологические функции (ресурсооберегающие, ресурсообогащающие, восстановительные и др.) останутся за эксплуатационными и прочими территориями. Их вклад в сохранении и восстановлении биосферы незаменим, хотя формально они не относятся к ООПТ. Просто они занимают несравненно большие пространства. Поэтому, создавая новые заповедники и другие ООПТ, которые способствуют упрочнению общего экологического каркаса и сохранению биоразнообразия, серьезнейшее внимание должно быть обращено на оптимизацию природопользования. Разрушенный человеком лес с биосферных позиций почти ноль, используемый - все. Только совместными усилиями эксплуатационной и природоохранной сфер можно добиться желаемых результатов (Дежкин, 1993).
2.1. Астраханский государственный заповедник (биосферный)
Перестройка в области природопользования выдвинула в качестве насущной задачи переосмысление исторического опыта руководства заповедным делом. Формирующаяся целостная эффективная и гибкая система управления заповедниками явилась результатом всей предшествующей деятельности, и неразрывно связана с основными вехами общественного развития.
История управления заповедным делом прошла несколько этапов. С формированием сети заповедников, начавшимся в первые годы Советской власти, возникла потребность в теоретическом осмыслении природоохранной деятельности и научно-обоснованном руководстве ею.
Формирование сети ОООПТ в Астраханской области началось с организации в апреле 1919 года Астраханского заповедника.
Астраханский государственный заповедник это первый природный заповедник не только в области, но и в стране, созданный после революции. Он был создан с целью сохранения уникальных природных комплексов низовьев дельты Волги. В 1927 государственный Совет Народных Комисаров РСФСР утвердил первое положение об Астраханском государственном заповеднике, которое определило структуру и территорию заповедника, состоящую из трех участков: Дамчикского, расположенного в западной части дельты Волги, Трехизбинского, расположенного в центральной части дельты, и Обжоровского, расположенного в восточной части дельты, общей площадью 22,8 тыс, га (Чуйков, Мошонкин,2001).
Очень большую роль в судьбе заповедника сыграло постановление ВЦИК от 10 февраля 1935 г. Это постановление ввело новое положение об Астраханском заповеднике, в нем говорилось о продвижении южных границ заповедника по мере отступления Каспийского моря. В результате территория заповедника увеличилась до 63,4 тыс, га., а затем и до 66,816 га.
Сосредоточение руководства заповедным делом в центральном органе государственного управления природоохранного характера способствовало укреплению статуса заповедников, активному развертыванию ими научных исследований, гарантировало подлинную охрану заповедных территорий.
Руководство природоохранной деятельностью из центра осуществлялось исходя из экологической обстановки с учетом особенностей развития и размещения производительных сил в регионе. С этой целью в 1925 г. Наркомпрос РСФСР учредил местные Междуведомственные комиссии по охране природы. Построенные, также как и Государственный комитет, по принципу междуведомственности они предварительно разрабатывали и согласовывали вопросы об организации заповедников, их хозяйственном обустройстве и научной деятельности на местах.
В Государственном комитете по охране окружающей среды Астраханской области был отдел охраны биологического разнообразия и управления особо охраняемым природным территориям, который, наряду с другими задачами, занимался выявлением, организацией и охраной особо охраняемых территорий.
Надо признать, что сохранение и развитие особо охраняемых территорий законом РФ определено как одно из самых приоритетных направлений государственной экологической политики России и относительно к одному из основных направлений международной деятельности нашего государства.
Важность и необходимость этой задачи понимали и специалисты комитета, прилагая все усилия в деле развития сети особо охраняемых территорий в Астраханской области. Задача эта не из легких, требует кропотливого труда и разносторонних знаний географического профиля. Однако в достижении этой цели комитету по охране окружающей среды Астраханской области отводилась приоритетная роль, ведь он был наделен прямыми полномочиями согласно директивным документам. Конечно, в процессе работы непременно участвовали и такие родственные по духу организации, как «Севкаспрыбвод», управление лесного хозяйства области, комитет природных ресурсов области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, управление охотничьего хозяйства области и многие другие. Содружество с такими организациями позволяло более объективно определять соответствие тех или иных природных комплексов или объектов статусу особо охраняемых (Насырова, 1998).
Однако еще в 80-е гг. наблюдалась разобщенность управления заповедным делом. Это явилось следствием поресурсного подхода к охране окружающей среды, когда каждое министерство /ведомство/ несет ответственность за состояние одного природного ресурса. В результате заповедные территории распределились между органами управления в зависимости от преобладающего ресурса в охраняемой экосистеме.
В целом, организационная структура управления того региона не отвечала требованиям теории и практики заповедного дела. Она была неэффективна и не соответствовала задачам экологической политики на современном этапе. Возникла необходимость ее кардинального -- преобразования.
Для формирования новой системы управления охраной среды особое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Оно определило комплекс мер по совершенствованию организационных форм и экономических методов государственного управления охраной среды, развертыванию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрению достижений научно- технического прогресса в практику природопользования, повышению эффективности международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, улучшению экологического образования и воспитания.
В постановлении признана целесообразность создания Государственного комитета СССР по охране природы /Госкомприроды/. Согласно постановлению главными задачами Госкомприроды СССР являлись:
- комплексное управление охраной окружающей среды и природопользованием в стране, выработка и проведение единой научно- технической политики в этой области, согласование природоохранной деятельности различных министерств и ведомств;
- государственный контроль за использованием природных ресурсов и их Гохраной;
- составление и представление предложений природоохранного содержания для разработки Концепции экономического и социального развития СССР на 15-летний период и системы народнохозяйственных планов, контроль за ходом выполнения соответствующих разделов плановых заданий;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию экономического механизма природопользования, установление экологических нормативов, правил и стандартов;
- проведение экологической экспертизы предплановых документов, проектов строительства и реконструкции объектов промышленного, сельскохозяйственного и социально-культурного назначения, а также новой техники и технологий;
- выдача разрешений на пользование природными ресурсами, складирование отходов и выбросы вредных веществ в окружающую среду;
- руководство заповедниками, осуществление контроля за ведением охотничьего хозяйства, составление государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;
- организация экологического образования и воспитания широких слоев населения;
- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
С образованием Госкомприроды СССР изменилась структура управления заповедниками. В области управления заповедным делом было положено начало разграничению природоохранных и технико-эксплуатационных функций, прежде совмещенных в компетенции многих министерств и ведомств.
Важным критерием совершенствования управления заповедниками и другими особо охраняемыми природными территориями выступает степень обеспечения их оперативно-хозяйственной самостоятельности.
Расширение самостоятельности заповедных территорий предполагает освобождение органов управления от текущего руководства ими, от разработки многочисленных, излишне детализированных директивных указаний. Деятельность последних может быть сконцентрирована на ключевых проблемах заповедного и рекреационного дел. И в этом видится усиление централизованного воздействия. /Александрова, 1-91/.
2.2. Памятники природы
В результате организация заповедных территорий некоторое время носила хаотичный характер. Лишь спустя 60 лет после организации Астраханского государственного природного заповедника в области была продолжена работа по формированию и расширению сети особо охраняемых природных территорий Астраханской области. Энтузиастами областного Совета Всероссийского общества охраны природы с 1979 по 1989 годы были сделаны практические шаги по организации относительно небольших по площади особо охраняемых природных территорий со статусом памятника природы. За этот период в 10 административных районах из 11 было создано 35 памятников природы регионального значения. Проследим хронологию создания и развития памятников природы в области.
1979 год - создано 2 памятника природы /решение облисполкома от 19.04.1979 №.254 с целью сохранения уникального природного образования -- горы Большое Богдо (Ахтубинский район) и бугра Бэра Чертово городище (Икрянинский район). Общая площадь этих памятников природы равна 1485 га.
1983 год - организовано 7 памятников природы (решения облисполкома от 15.04.1983 №239, от 21.04.1983 №253, от 23.12.1983 №767), один из которых ботанического профиля, а шесть - зоологического. Они были созданы на территории Ахтубинского (Зеленый сад), Володарского (Староиголкий), Икрянинского (Карабулакский), Камызякского (Гандуринский, Хазовский) и Черноярского («Дубовское нерестилище») районов, а также на острове в Северном Каспии (остров Малый Жемчужный). Их площадь составляет 770,7 га.
1984 год - организован лишь один памятник природы ботанического направления в Приволжском районе на территории опытной станции Всероссийского института растениеводства имени Н.И Вавилова (Новая роща), площадь которого составляет всего 2 га (решение облисполкома от 12.04.1984, 211).
1985 год - двумя решениями облисполкома (от 04.10.1985 №616 и от 04.10.1985 №620) было организовано еще 14 памятников природы. На территории Ахтубинского административного района был организован геологический памятник природы (Урочище Шарбулак). Но основное внимание уделялось организации памятников природы ботанического профиля. Их было создано 11 в трех районах области: в Ахтубинском (Капустиноярский), Володарском (Конномогойский, Большемогойский, Марфинский, Мешковский, Разбугоринский и Ямнинский), Наримановском (дендропарк курорта «Тинаки-1» и Рычанский). Кроме этого было создано еще два, и пока единственных, водных памятника природы в Наримановском административном районе (озеро Тинаки и озеро Лечебное). Их общая площадь составила 1043 га.
1987 год - создано 9 памятников природы на территории 5 административных районов области (решение облисполкома от 10.11.1987 №624). Все они зоологического профиля и созданы с целью сохранения нерестилищ частиковых и осетровых рыб и поэтому располагаются в дельте Волги и в Волго - Ахтубинской пойме.
Размещение в пространстве их таково: 3 - в Володаровском районе (Зеленгинский, диановский и Калининский), 3 - в Енотаевском районе (Цаган-Аман-Ветлянский, Сероглазовский и Волжанка) и по одному -- в Икрянинском Красноярском (“Забузанский”) и Черноярском нерестилище”) районах. Созданием особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих сохранение нерестилищ ценных промысловых рыб, был внесен большой вклад в формирование и развитие сети памятников природы в области. Их общая площадь - 29336,6 га.
1989 год - созданы 2 памятника природы, один - на территории Харабалинского административного района лес”), другой - на территории Черноярского (решения Астраханского облисполкома от 16.08.1989 №385 и от 19.07.1989 №425). Суммарная площадь этих 2 памятников природы ботанического профиля равна 70 га.
В итоге общая площадь всех 35 памятников природы составила 32706,3 га. В результате площадь всей сети особо охраняемых природных территорий области, стала равной 99592,3 га. После 1989 года работа по расширению сети особо охраняемых природных территорий областным Советом Всероссийского общества охраны природы не проводилась. (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Наличие в области такого количества памятников природы -- неплохой результат, если учитывать, что они распределены по всей территории Астраханской области и призваны сохранять самые лучшие уголки родной природы, В отличие от заповедников, которые имеют свою администрацию и штат инспекторов, а также заказников, имеющих специальные инспекции, осуществляющие контроль за соблюдением природоохранных мер на своих территориях, памятники природы не имеют специальной охраны, а закрепляются посредством охранных обязательств, выдаваемых Госкомитетом по охране окружающей среды Астраханской области, непосредственно за землепользователями, собственниками и арендаторами земель, на территориях которых они находятся.
И здесь судьба памятников природы зависит напрямую от этих землепользователей, насколько серьезно и ответственно они относятся к делу охраны природы. (Насырова, 1998).
В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие в декабре 1991 года, природно-заповедный фонд перешел в введение и управление Минприроды РФ. Во исполнение данного закона распоряжением Главы Администрации области от 23.07.1993 №1017-р имеющиеся в области памятники природы были переданы в ведение и управление Комитета экологии и природных ресурсов (позднее -- Госкомэкология Астраханской области, который с этого времени осуществлял работу по выявлению природных объектов и комплексов, которым может быть придан статус особо охраняемых и которые необходимо обеспечить специальной охраной).
Для расширения природно-заповедного фонда специалистами комитета выявлены и обследованы ценные природные объекты и комплексы, требующие охраны, подготовлены соответствующие материалы для организации трех новых памятников природы. В результате этих работ Главой Администрации области было принято постановление от 18.05.1995 №122 об организации трех новых ботанических памятников природы:
«Бугор Змеиный» (площадью 280 га.) в Володаровском районе, «Уваринский» (площадью 1 га.) в Камызякском районе, «Урочище Кордон» (площадью 1 га.) в Харабалинском районе.
Организация трех новых памятников природы (выше названных) позволила увеличить общую суммарную площадь всех памятников природы в области на 282 га. Таким образом, по состоянию на 01.01.1998 на территории Астраханской области имелось 38 памятников природы, общая площадь которых была равна 32988,3 га.
В дальнейшем сеть памятников природы в Астраханской области претерпела следующие изменения. Постановлением Главы Администрации области от 10.04.1998. К 146 были ликвидированы памятники природы «Гора Большое Богдо», «Урочище Шарбулак» и «Зеленый сад». Их ликвидация была связана с учреждением в 1997 г. второго в области государственного природного заповедника «Богдинско-Баскунчакский». Все эти памятники в состав территории нового заповедника.
В результате этого количество памятников природы в области сократилось до 35, а их площадь уменьшилась до 30567,6 га.
Постановлением Астраханского областного Представительного Собрания от 08.04.1999 №80/4 был организован очередной памятник природы «Бугор Черный». Памятником природы объявлен один из самых высоких в западном ильменно-бугровом районе бугор Бэра. Он находится на территории Икрянинского района между поселком им. Зверева и селом Икряное. Площадь памятника природы 29 га. Бугор Черный не подвергался распашке и другим негативным воздействия человека, что обеспечило ее хорошую сохранность на нем естественной растительности, которая является эталонной для данного типа ландшафта. Здесь произрастают растения, занесенные в Красную книгу (ирис карликовый, тюльпаны Бибирштейна и двуцветковый, мак песчаный) и требующие особой охраны в соответствии с постановлением Астраханского областного Представительного Собрания от 20.06.1995 №134 «Об охране редких и находящихся под угрозой -- исчезновения дикорастущих растений Астраханской области».
Постановлением Главы Администрации области от 17 января 2000 года был ликвидирован памятник природы «Карабулакский». Памятник природы был организован в апреле 1983 г. с целью обеспечения особой охраны колониального гнездовья голенастых птиц, расположенного в западном ильменно - бугровом районе. Причина ликвидации: в то время здесь гнездились серая и большая белая цапля, кваква и занесенная в Красную книгу РФ каравайка, но в результате естественных процессов, протекающих в ильменно-бугровом районе в целом и в лесной экосистеме в месте расположения данного гнездовья, эти виды на данной территории перестали гнездиться.
Таким образом, по состоянию на 1 июня 2000 года на территории Астраханской области существует 35 памятников природы регионального (областного) значения, общая площадь которых 30586,6 га.
Приведенная в предыдущем разделе классификация Трубицыной и Морозовой за 1997 год, в настоящее время носит не три, а уже пять профилей памятников природы (2001). Существующие на данный момент в области памятники природы имеют следующий профили:
- геологический -- 1 памятник природы «Чертово городище»;
- ботанические -- 18 памятников природы. Большинство их создано с целью сохранения естественных луговых фитоценозов дельты Волги и Волго-Ахтубинской поймы, 9 таких памятников природы расположено в дельте Волги, а один -- в Волго-Ахтубинской пойме. Три ботанических памятника природы представляют собой искусственные посади различных видов древесных и кустарниковых растений, а еще 2 лесные массивы на южном переделе ареала черешчатого. Оба памятника природы, созданные с целью сохранения насаждений дуба черешчатого, расположены в ВолгоАхтубинской пойме на севере Астраханской области на территории Черноярского района («Бундинская дача», «Ступинский»). По одному памятнику природы, организованную с целью сохранения искусственных древесных и кустарниковых посадок, находится на территории Харабалинского («Орловский лес»), Наримановского («дендропарк курорта «Тинаки-1») и Приволжского («Новая роща») административных районов. Три ботанических памятника природы представляет собой места произрастания редких, экзотических и занесенных в Красную книгу РСФСР видов растений. Они располагаются в Володарском («Бугор Эмеиный»), Камызякском («Уваринский») и Харабалинском («Урочище Кордон») административных районах.
- зоологические - 13 памятников природы, 3 являются нерестилищами осетровых рыб («Дубовское», «Цаган-Аман-Ветлянское», «Сероглазовское); 6 нерестилищами частиковых рыб («Волжанка», «Диановский», «Калининский», «Зеленгинский», «Забузанский», «Эстакадный») и 4-гнездовыми колониями птиц («Остров Малый Жемчужный», «Староиголкинский», «Хазовский», «Гандуринский»).
- водные -- 2 памятника природы («Озеро Тинаки», «Озеро лечебное») расположены в пределах Наримановского административного района.
- комплексный (ландшафтный) -- 1 памятник природы «Бугор Черный», который находится на территории Икрянинского района. В период с 1990 по 2000 годы, кроме новых памятников природы, специалистами Комитета экологии в ходе выполнения полевых обследовании территорий ряда районов с целью подбора природных комплексов, объектов, участков ландшафта для организации новых особо охраняемых природных территорий были выявлены несколько природных участков, перспективных для организации государственных природных заказников.
На основании подготовленных Комитетом экологии предложений Главой Администрации области приняты постановления от 25.11.1993 №196 и от 17.07.1995 №198 «Об организации первых в области государственных природных заказников «Богдинско-Баскунчакского» и «Ильменно-бугрового» площадью 53,7 тыс., га и 6,7 тыс., га соответственно.
2.3. Богдинско-Баскунчакский заказник
Богдинско-Баскунчакский государственный природный заказник располагается на территории Ахтубинского административного района в окрестностях озера Баскунчак и горы Большое Богдо. Благодаря своеобразным тектоническим процессам здесь образовалось крупнейшее в стране соленое озеро Баскунчак, самый высокий в Прикаспийской низменности элемент рельефа -- гора Большое Богдо, широко развиты надземные и подземные формы рельефа -- балки, воронки, пещеры и т.д.
В районе известно около 20 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км (Головачев, Чуйков, 1987). В районе встречается большое разнообразие осадочных пород и минералов, палеонтологических остатков. Особенности ландшафта определили растительный и животный мир, который резко отличается от соседних полупустынных комплексов большим разнообразием видов и сообществ.
Промысловая фауна представлена рядом видов, среди которых ценнейший реликтовый вид -- сайгак. Район представляет большую ценность как биотип перевязки, занесенной в Красную книгу РФ, находящейся под угрозой исчезновения и нуждающейся во всемерной охране.
Богдинско-Баскунчакский природно-территориальный комплекс имеет большое экологическое, научное, генетическое, рекреационное значение как уникальный ландшафт, среда обитания сообществ диких растений и животных, место сохранения их генофонда и по своей уникальности и ценности является достоянием не только нашей страны, но и всего человечества. Это обусловило необходимость принятия срочных мер по обеспечению его особой охраной в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Все возрастающее антропогенное воздействие оказывало все большее негативное влияние на компоненты природной среды рассматриваемого района. На момент обследования территории, проведенного в 1992-1993 гг. имели место факты утраты некоторых природных объектов. Так, была уничтожена гора Куба-Тау - аналог горы Б. Богдо, но меньших размеров. Для того чтобы предотвратить разрушительное влияние экологически неадаптированной хозяйственной деятельности, сохранить и восстановить естественный природный комплекс окрестностей оз. Баскунчак и г. Б. Богдо была необходима срочная организация здесь государственного природного заказника. Заказник мог обеспечить долгосрочное поддержание и увеличение биоразнообразия растительного и животного мира, восстановление естественных связей и процессов, и биопродуктивности уникальной экологической системы, сохранение в качестве эталона всего комплекса компонентов очень хрупкой и легко разрушаемой полупустынной естественной природной среды. Было определено, что наиболее целесообразна организация государственного природного заказника на территории около 50 тыс. га, простирающейся от западной границы санитарно-защитной зоны оз. Баскунчак на восток до границы с Республикой Казахстан.
Богдинско-Баскунчакский государственный природный заказник имеет региональное значение и ландшафтный (комплексный) профиль. При организации заказник охватывал площадь 53700 га., часть из которой (2420,7 га) приходилась на памятники природы -- гора Большое Богдо, Урочище Шарбулак и Зеленый сад, вошедшие в его состав, но сохранившие свой статус в соответствии с Типовым положением о памятниках природы РФ.
Богдинско-Баскунчакский государственный природный заказник, являясь на момент его организации второй по величине особо охраняемой территорией в области, позволил существенно расширить площадь региональной сети охраняемых территорий. Именно создание этого заказника послужило организации одноименного государственного природного заповедника, о котором скажем чуть позднее.
2.4. Ильменно-бугровой заказник
Ильменно-бугровой государственный природный заказник располагается на территории Икрянинского и Наримановского районов в пределах западного ильменно-бугрового природного комплекса. Данный заказник создан с целью сохранения и восстановления природных комплексов западного ильменно-бугрового участка Астраханской области, потому что подобных природных образований: «Ильмень - бугор - ерик» нет больше нигде на территории бывшего СССР, а, в общем-то, и Европы - только у нас в районе. (Коновалов, 2001).
Отличительной особенностью заказника является наличие прямолинейных и параллельно расположенных в широтном направлении холмов (бугры Бэра) протяженностью от нескольких сотен метров до 20 км, шириной 200-800 метров и высотой до 20 метров (обычно 5-б м) (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Между буграми расположены водоемы (ильмени) глубиной 1-1,5 метра, редко более трех метров. Весной водоснабжение ильменей осуществляется естественным путем за счет паводковых вод из Волги и ее рукавов, после половодья, в основном, принудительно с помощью насосных станций. Флора ильменно-бугрового района не отличается большим богатством: 320 таксонов, в том числе ряд видов редких для области и занесенных в Красную книгу РФ (ирис низкий, тюльпан Шренка, тюльпан Бибирштейна, чилим, роголистник донской). Однако разнообразие их сообществ велико, и это делает данный район особо ценным с ботанической точки зрения.
Уникален животный мир района: герпетофауна -- 11 видов, орнитофауна-- 230 видов, териокомплекс -- 50 видов. В связи с повышением уровня Каспия условия обитания диких животных в низовьях дельты Волги ухудшаются. Это вынуждает их переселяться в другие места, в том числе и в западный ильменно-бугровой район, роль которого как места обитания наземных животных в ближайшей перспективе будет возрастать. Характерная особенность ильменно-бугрового района -- тесное соседство и чередование пустынно-степных и водно-болотных типов угодий, что предопределяет своеобразие и уникальность биоценозов.
Район имеет большое экологическое, рекреационное и научное значение. В то же время распашка земель, орошение, перевыпас скота, пресс охоты и другие виды хозяйственной деятельности приводят к разрушению его уникального ландшафта, нарушению водообмена ильменей, засолению и заболачиванию почвы, деградации зоо- и фитоценозов, загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов, снижению биологической продуктивности и биоразнообразия естественной экосистемы.
Необходимо было безотлагательное решение по сохранению природного комплекса западных подстепных ильменей. Промедление грозило утратой уникальных биогеоценозов. Одним из наиболее перспективных и эффективных путей ее решения была организация государственного природного заказника. С этой целью в 1992 г. было проведено обследование ильменно-бугрового района, в результате которого установлено, что наиболее подходящим местом для организации заказника является территория в восточной части центрального участка ильменно-бугрового района площадью около 7,5 тыс. га. Эта территория в большей степени, чем остальная, сохранила естественный облик, менее трансформирована, является высоко репрезентативной для данного природно-территориального комплекса, сохранила относительное богатство флоры и фауны.
Однако в связи с трудностями, возникшими в период организации государственного природного заказника создать его удалось лишь на площади 6,7 тыс. га (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Считается, что охрана заказника действует эффективно, если судить и по количеству составленных протоколов и актов -- с одной стороны, а с другой стороны -- по увеличившемуся количеству птиц -- их учет ведется по установившейся системе и говорит о том, что пернатое поголовье прибавляет в своем количестве.
Одна из целей организации заключалась в сохранении в дикой природе некоторых видов птиц. К ним, в первую очередь, можно отнести орланабелохвоста. Этот представитель семейства ястребиных из отряда хищных обитает около водоемов, и крупные водные обитатели составляют основу его питания. Это крупная птица, у нее только размах крыльев более двух метров и в полете он выглядит впечатляюще -- настоящий великан, парящий в нашем южном небе.
Ильменно-бугровой заказник стал еще и местом проведения научных работ, здесь проходят практику студенты, приезжают различные делегации, в том числе из-за рубежа, с научными целями. Последним, как правило, остается удивляться увиденному, так как подобный ландшафт, представляющий из себя цепь высоких бугров с “плюсовыми” отметками вершин в нашей низинной местности да еще в окружении своеобразных озерильменей при обилии растительного и животного мира, нигде больше в европейской природе не встретишь. (Коновалов В., 2001).
2.5. Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник
В 1997-1998 гг. произошли существенные изменения в системе особо охраняемых природных территорий Астраханской области. На базе государственного природного заказника «Богдинско-Баскунчакский» (на части его территории) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 г. №1445 был образован Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник площадью 18478 га. Это явилось закономерным и своевременным актом. Закономерным потому, что Богдинско-Баскунчакский ландшафтный комплекс обладает всеми качествами, которые может иметь особо охраняемая природная территория самой высокой категории, а именно: уникальностью и экзотичностью многих своих природных комплексов, наличием большого количества видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, наличием природных комплексов, имеющих научное, ресурсоохранное значение, а также заслуживающих охраны как эталона полупустынных ландшафтов юга России.
Резервация Богдинско-Баскунчакского природного комплекса в качестве заповедника действительно весьма своевременный акт, так как многочисленные неорганизованные туристы не только из Астраханской, но и других областей России, оказывали негативное влияние как на растительный и животный мир, так и на состояние природы в целом. Таким образом, площадь заповедных территорий в области увеличилась и составила в 1997 - году 85294 га или 1,6% от площади территорий Астраханской области.
С образованием Богдинско-Баскунчакского заповедника площадь одноименного заказника уменьшилась до 35222 га. (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Создание Богдинско-Баскунчакского заповедника было предусмотрено планом действий по проекту «Дельта Волги», выполняемому совместно с Всемирным фондом охраны природы и Международным бюро по охране водоплавающих птиц и водно-болотных угодий. Поэтому проектирование заповедника велось при некоторой финансовой поддержке этих организаций. Но основную часть расходов взяла на себя администрация области. (Каменев, Бублик, 2000).
2.6. Заказник «Пески Берли»
В 1998 году постановлением Главы Администрации области от 30.11.1998 №482 образован государственный природный заказник регионального значения -- Пески Берли площадью 3064 га. Он стал третьим природным заказником в области. (Чуйков, Мошонкин, 2001).
Герпетологический государственный природный заказник Пески Берли создан в целях сохранения уникального природного комплекса урочище Пески Берли, имеющего важное природоохранное, научное и эстетическое значение, в целях сохранения местообитания большого числа видов рептилий, в том числе редких (степная гадюка, занесенная в Красную книгу Европы, 1993), на хорошо сохранившихся полузакрепленных и закрепленных песках. Исходя из этого, Глава Администрации области постановил:
- организовать на территории Харабалинского административного района государственный природный заказник «Пески Берли» площадью 3064 га;
- установить границы территории государственного природного заказника согласно приложению;
- утвердить Положение о государственном природном заказнике («Пески Берли»);
- включить в границы государственного заказника «Пески Берли» земельн ые участки площадью:
а) 964 га колхоза имени К. Маркса;
6)1832 га администрации г. Харабали;
в) 229 га крестьянского хозяйства «Весна»;
г) 39 га Богдинской 1-П4ЛГЛОС.
- организацию государственного природного заказника «Пески Берли» произвести без изъятия земель у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков;
- комитету по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области отнести земли государственного природного заказника «Пески Берли» к землям природоохранного назначения;
- рекомендовать администрации Харабалинского района:
1. внести изменения и дополнения в правоустанавливающие документы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в границах организованного природного заказника, в соответствии с Положением о нем;
2. в трехмесячный срок обозначить государственный природный заказник «Пески Берли» на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его границ;
3. не производить отвод земель в границах государственного природного заказника «Пески Берли».
- государственному комитету по охране окружающей среды Астраханской области: в двухмесячный срок разработать и представить в администрацию области на утверждение в установленном порядке мероприятия по обеспечению режима государственного природного заказника.
- департаменту информации, издательства и полиграфии администрации области довести данное постановление до сведения населения области через средства массовой информации;
- контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Володина Э.М. (Эковестник, 1998).
Для России данный природный комплекс неповторим и является национальным природным наследием. Устойчивость пустынных экосистем служит одним из краеугольных камней поддержания экологического баланса целого региона и гарантией сохранения живущих в нем видов.
В биоценозах аридных и семиаридных территорий как нигде одну из основных ролей играют рептилии. Численность этой группы позвоночных животных здесь достаточно высока, они входят во все основные пищевые цепи и могут служить одним из наиболее удачных индикаторов состояния пустынных и полупустынных экосистем. Очевидно, что проблема сохранения данных биоценозов непосредственно связана с сохранением разнообразия герпетофауны. Важность последнего определяется еще и тем фактом, что данный природный комплекс включает большую часть отечественных видов этой группы позвоночных животных.
Герпетокомплекс заказника «Пески Берли» характеризуется наиболее богатым видовым составом, по сравнению с другими частями территория Астраханской области.
Ценность заказника «Пески Берли» как наиболее богатого видами герпетокомплекса песчаных пустынь Астраханской области и опасность нарушения благополучия территории при увеличении пастбищной нагрузки и вызвали необходимость создания здесь областного герпетологического заказника.
2.7. Природный заказник «Степной»
Постановлением Главы Администрации Астраханской области №120 от 5 апреля 2000 года создан государственный природный заказник «Степной».
Этот заказник расположен на так называемых черных землях в правобережной части области, западнее подстепных ильменей, на территории землепользования Астраханской области. Площадь заказника 87 тыс, га. Территория его относится к зоне полупустынных бурых почв, формирующихся в условиях резко континентального климата и засоленных почвообразующих пород. Территория неоднородна и характеризуется комплексным растительным покровом. Территория заказника является исторически сложившимся местом обитания редкого животного -- сайгака.
Создание заказника в данном районе позволяет не только сохранить места массового рождения молодняка сайгака, уменьшить отрицательное воздействие фактора беспокойства на воспроизводство его популяции, но и обеспечить охрану и восстановление самой степи. Заказник призван обеспечить сохранность степной и полупустынной флоры и фауны, в том числе редких видов растений (ковыли и др.) и (журавль-красавка, степной орел, курганник, могильник, стрепет и др.).
В итоге отмечаем, что около 34,4% от общей площади природно-заповедного фонда в области приходится на заповедные территории, около 53,3% - на государственные заказники: Богдинско-Баскунчакский, Ильменно-бугровой, Пески Берли и Степной, и около 12,3 %- на памятники природы (Чуйков, Мошонкин, 200).
2.8. Государственный охотничий заказник «Буховский»
На территории нашего района расположен также государственный охотничий заказник «Буховский». Положение о государственном охотничьем заказнике было утверждено постановлением Главы администрации области от 03.09.1999 № 308 сроком на 10 лет. В дальнейшем при необходимости срок функционирования заказника новым постановлением Главы администрации области может быть продлен.
Госзаказник находится на территории Сасыкольского сельсовета, в междуречье рек Волга и Ахтуба, его площадь составляет 9 тыс.га. Он был образован с целью сохранения и воспроизводства поголовья уникальной фауны, обитающей на территории заповедника: кабана, лося, каменной куницы, выхухоли, орлана - белохвоста, среды их обитания и поддержания целостности сообществ, сложившихся на территории, объявленной заказником.
Заказник «Буховский» находится в ведении управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Астраханской области, которое осуществляет руководство и контроль за его деятельностью.
Землепользователи, лесопользователи и все пользователи обязаны соблюдать установленный в заказнике режим, оказывать всемерную помощь в выполнении возложенных на заказник задач.
Задачами заказника являются охрана и воспроизводство вышеназванных животных, обитающих на территории заказника, доведение численности кабана и лося до оптимальной, способствующей их расселению в прилегающие к заказнику угодия, сохранение и воспроизводство орланабелохвоста и выхухоли.
В связи с этим на территории заказника «Буховский» запрещается охота, применение ядохимикатов, химических средств защиты и стимуляторов роста растений, всякое лесопользование в местах гнездования орланабелохвоста и 100 метровой полосе вокруг них. Также на территории заказника запрещена рыбохозяйственная деятельность, промысловый и любительский лов рыб, добыча других водных объектов без согласования с управлением «Севкаспрыбвод» и госкомитетом по охране окружающей среды Астраханской области.
Без согласования с управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных на территории «Буховского» запрещены вспашка земель, рубка леса, сенокошение, выпас скота, сбор ягод, грибов и лекарственных растений, туризм и другие формы организованного и неорганизованного отдыха населения и др.
Так что список запретов довольно объемен, но все они справедливы и продиктованы только исходя из главной цели, с которой был образован заказник.
Содержится заказник за счет средств управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Астраханской области. (Кузьменко В.А., 2000).
2.9. Биологический заказник «Теплушки»
Постановлением Главы от 26 сентября 2000 г. утверждено Положение о государственном биологическом заказнике регионального значения «Теплуш ки». Администрации Икрянинского района предложено внести соответствующие изменения и дополнения в правоустанавливающие документы собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказника.
Государственный биологический заказник регионального значения «Теплушки» создан с целью сохранения и воспроизводства численности кабана, среды его обитания и поддержания целостности естественных сообществ, сложившихся на территории заказника.
Заказник расположен в 45 км южнее с. Икряного и обозначается на местности предупредительными и информационными знаками по периметру от границ. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица обязаны принимать меры по соблюдению установленного режима охраны в заказнике, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
На территории государственного биологического заказника запрещается охота на все виды животных, применение ядохимикатов, лов рыбы и т.п. Запрещается также рубка леса, кроме рубок ухода и выборочных санитарных рубок, распашка земель, сенокошение, выпас скота, сбор ягод, грибов, лекарственных и иных растений, туризм и другие формы отдыха населения. В целях предупреждения лесных пожаров нельзя выжигать траву и тростниковые заросли.
Охрана заказника осуществляется егерем. В соответствии с наделенными полномочиями ему предоставляется право в установленном законом порядке задерживать лиц, нарушивших режим заказника, составлять на них протоколы о нарушениях, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» изымать у нарушителей оружие и патроны к нему, орудия лова, продукцию незаконной охоты. Лица, виновные в нарушении режима заказника, привлекаются к административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Предприятия, учреждения и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный объектам животного мира и среде их обитания в размерах и порядке, установленном («Северо-Каспийская правда», 2000).
В заключение большого раздела отмечаем статистическую оценку особо охраняемых территорий в различных районах Астраханской области.
На первом месте по величине суммарной площади особо охраняемых территорий всех категорий стоит Лиманский район. На его долю приходится 35,1% природно-заповедного фонда области.
На втором месте по этому показателю стоит Ахтубинский район. Общая площадь находящихся на его территории памятников природы, государственного природного заповедника «Богдинско-Баскунчакский» и одноименного государственного природного заказника составляет около 2 1,7% площади заповедного фонда области.
Третье место по величине площади особо охраняемых территорий занимает Володарский район. Площадь находящихся на его территории 13 памятников природы и Обжоровского участка Астраханского заповедника составляет около 18,6% площади всех особо охраняемых природных территорий области.
Четвертое место принадлежит Икрянинскому району. Общая площадь составляет 9,6% площади всех особо охраняемых природных территорий области.
Далее в порядке убывания величины данного показателя следуют Камызякский, Харабалинский, Черноярский, Енотаевский и Приволжский районы. На их долю в общей сложности приходится приблизительно 15% площади природно-заповедного фонда области (по отношению к площади административного района).
По относительной (по отношению к площади административного района) величине площади природно-заповедного фонда районы области можно разделить на З группы. К первой группе относятся районы с показателем относительной величины площади охраняемых территорий более 10% - Лиманский, Икрянинский, Володарский.
Ко второй группе относятся районы, показатели относительной площади природно-заповедного фонда которых находятся в пределах от 5 до 10% - Ахтубинский и Камызякский.
К третьей группе относятся районы с показателями относительной величины площади особо охраняемых природных территорий менее 5%. К ним относятся Красноярский, Наримановский, Харабалинский, Енотаевский, Черноярский и Приволжский районы, причем пять последних имеют очень низкие как относительные, так и абсолютные показатели площади особо охраняемых природных территорий.
Из вышеизложенного следует, что в дальнейшем особое внимание необходимо уделить выявлению природных объектов и комплексов для придания им статуса особо охраняемых природных территорий и обеспечения их сохранности в первую очередь в районах, отнесенных к третьей группе.
3.1. Программа ООН по окружающей среде
Культурное и природное достояние нашей планеты -- это наследие, которое мы должны старательно защищать и сохранить для будущих поколений. Памятники культуры и природные заповедники на Земле принадлежат не только тому государству, где они распложены, но и всему человечеству. Эти два основных положения легли в основу Конвенции по охране культурного и природного достояния человечества -- соглашения, принятого на конференции ЮНЕСКО в 1972 г. в качестве международного правового документа. Он призван защитить памятники культуры и природные заповедники «исключительного значения»
Проблеме сохранения биологического разнообразия уделяется в мире все больше внимания. Она является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов. На конференции ООН в Рио-де-Жаннейро представителями 179 государств, в том числе и России, была принята Конвенция по биоразнообразию, в соответствии с которой страны, подписавшие ее, приняли на себя ряд обязательств по сохранению разнообразия природы. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в феврале 1995 г.
В настоящей работе мы представляем лишь некоторые статьи данной Конвенции.
Статья 6
Общие меры по сохранению и устойчивому использованию
Каждая договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями:
а) разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры, относящиеся к соответствующей договаривающейся Стороне;
б) предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике.
Статья 8
Сохранение in-situ
Каждая договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
а) создает систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;
б) разрабатывает, при необходимости, руководящие принципы отбора, создания и рационального использования охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;
в) регулирует или рационально использует биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия в охраняемых районах или за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования;
г) содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;
д) поощряет экологически обоснованное и устойчивое развитие в районах, прилегающих к охраняемым районам, в целях содействия охране этих районов;
е) принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования;
ж) устанавливает или поддерживает средства регулирования или ограничения риска, связанного с использованием и высвобождением живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии, которые могут иметь вредные экологические последствия, способные оказать воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также опасности для здоровья человека;
з) предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды;
и) стремится создавать условия, необходимые для обеспечения совместимости существующих способов использования с сохранением биологического разнообразия и устойчивым использованием его компонентов;
к) в соответствии со своим национальным законодательством обеспечивает уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики;
л) разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и / или другие регулирующие положения для охраны находящиеся в опасности видов и популяций;
м) в случаях, когда согласно статье 7 установлен факт существенного неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие, регламентирует или регулирует соответствующие процессы и категории деятельности; и
н) сотрудничает в оказании финансовой и иной поддержки мерам сохранения iп-5йы, изложенным в подпунктах «а» - « 1 » выше, особенно в развивающихся странах.
Статья 9
Сохранение ех-situ
Каждая договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно, и, в первую очередь, в целях дополнения мер in-situ:
а) принимает меры для сохранения ех-situ компонентов биологического разнообразия, предпочтительно в стране происхождения таких компонентов;
б) создает и поддерживает условия для сохранения и исследования ех-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов;
в) принимает меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях;
г) регламентирует и регулирует сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ех-situ, с тем, чтобы не создавать угрозу для экосистемы и популяции видов in-situ, за исключением случаев, когда требуется принятие специальных временных мер ех-situ в соответствии с подпунктом «с» выше; и
д) сотрудничает в оказании финансовой и иной поддержки мерам сохранения ех-situ, изложенным в подпунктах «а» - «г» выше, а также в создании и поддержании условий для сохранения ех-situ в развивающихся странах.
Статья 10
Устойчивое использование компонентов разнообразия
Каждая договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
а) предусматривает рассмотрение вопросов и устойчивого использования биологических ресурсов в процессе принятия решений на национальном уровне;
б) принимает меры в области использования биологических ресурсов, с тем, чтобы предотвратить или свести к минимуму неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие;
в) сохраняет и поощряет традиционные способы использования биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями, которые совместимы с требованиями сохранения и устойчивого использования;
г) оказывает местному населению поддержку в разработке и осуществлении мер по исправлению положения в пострадавших районах, в которых произошло сокращение биологического разнообразия; и
д) поощряет сотрудничество между правительственными организациями и частным сектором своей страны в разработке методов устойчивого использования биологических ресурсов.
3.2. Определение понятия «биологическое разнообразие»
В практике природопользования все большее значение приобретает выделение и развитие специальных территорий и объектов, служащих цели поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонной экосистемы и генофонда организмов, охраны и улучшения окружающей среды, рекреации и природоохранного просвещения, а также изучение местных, региональных и глобальных природных процессов, протекающих как в естественных условиях, так и под влиянием человека.
Согласно Конвенции, «биологическое разнообразие» означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами разнообразие экосистем.
Биологическое разнообразие как явление представляет собой фундаментальное свойство живой природы, отражающее множество реализованных в процессе эволюции структурно--функциональных свойств ее организации и обеспечивающее устойчивое развитие планетарной жизни и устойчивость биосферы.
Существует несколько определений биологического разнообразия в зависимости от угла зрения, под которым данное явление рассматривается. В частности, Б.Н.Юрцев определяет биологическое разнообразие как «разнообразие организмов и их природных сочетаний ». Им же предложено другое определение биологического разнообразия как существование различных жизнепроявлений в рамках таксона или на определенной территории, оцененная по числу вариантов, их взаимному различию и количественному соотношению ».
Более емкое определение биологического разнообразия дано в словаре - справочнике «Экология и охрана природы »: «биологическое разнообразие - это число различных типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающее сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования».
Особо охраняемые природные территории являются самой эффективной мерой охраны редких и исчезающих видов животных. Особое внимание уделяется охране редких видов животных и растений первой категории. Заповедники стали базой сохранения, воспроизводства и ликвидации угрозы исчезновения многих редких видов растений и животных.
Природные заповедники раскинулись на огромных территориях, равных порой целым европейским государствам, но в целом они занимают лишь крошечную часть поверхности Земли. При этом в опустошенном, застроенном и загрязненном пространстве они нередко оказываются островками относительно чистой природы, а значит, напоминают нам всем о том, что пора остановить разрушение планеты.
3.3. Основные направления природоохранной стратегии
Комитет экологии и природных ресурсов Астраханской области (1993) выдвигал по данному вопросу следующие стратегические действия:
а) с целью сохранения биологического разнообразия дельты Волги северная Рамсарского угодья должна быть сдвинута на 15-20 км к северу, чтобы она включала в себя тростниковый пояс дельты;
б) на базе существующих памятников природы в районе Большого Богдо и Шарбулака следует создать заказник или участок заповедника и включить в него озеро Баскунчак. Необходимо также разработать более рациональный план использования солевых запасов в этом регионе;
в) требуются дальнейшие меры по защите флоры и фауны в районе западных подстепных ильменей. Дополнительная территории размером приблизительно 10 тыс. га должна быть определена как часть существующего биосферного заповедника;
г) Волго-Ахтубинская пойма содержит ценные местообитания для ряда редких и исчезающих видов. Перед созданием здесь охраняемых территорий необходимо собрать больше информации о важности и статусе этих мест обитания;
д) необходимо разработать и представить в ЮНЕСКО документы для включения природного достояния дельты Волги в рамки Конвенции «Всемирное Наследие».
В итоге отметим, что намеченные выше действия вступили в силу. И в настоящее время разрабатываются новые мероприятия по защите биологического разнообразия на территории Астраханской области.
Развитие территориальных форм охраны биоразнообразия предусматривает увеличение доли площади заповедников, национальных парков и формирование региональных экологических сетей охраняемых территорий.
В настоящее время завершается также создание законодательной базы для сохранения биоразнообразия (1998). Среди стратегических задач можно выделить подготовку и издание новой редакции Красной книги России, осуществление мониторинга состояния популяции редких видов растений и животных, выполнение обязательств по международным конвенциям и соглашениям.
В сфере научных изысканий по сохранению биоразнообразия следует отметить расширение исследований по систематике растений и животных, изучение экологии редких видов, создание научных основ для их сохранения in-situ и ex-situ.
Стратегия здесь заключается в сочетании государственного и общественного контроля за состоянием биоразнообразия, в поддержке неправительственных экологических организаций, в усилении деятельности СМИ в этой области.
Требуется также создание информационно-аналитического центра, метабазы данных по проблемам биоразнообразия, респондентской сети для сбора, анализа и распределения информации при принятии управленческих решений в центре и регионах.
Необходимо совершенствовать старый и создавать новый экономический механизм, обеспечивающую реальную оценку (стоимость) природных ресурсов, эффективность природоохранных инвестиций и экономических стимулов для выполнения международных обязательств.
Важным средством сохранения биоразнообразия является разработка международных и национальных программ и конвенций, направленных на осуществлении этих мер, однако, по мнению большинства специалистов, все эти меры пока явно недостаточны, и процесс утраты видов продолжается в глобальном масштабе.
Национальная стратегия сохранения биоразнообразия осуществляется на базе Конвенции. Подготовка Стратегии осуществлялась 4 года.
Стратегия рассматривается как совокупность экспертно выделенных приоритетных направлений деятельности государственных, коммерческих, научных и общественных структур по сохранению живой природы. Принятый документ (2001) имеет статус рамочного для всего общества России.
Несмотря на сложную политическую, экономическую и социальную обстановку, Россия делает все возможное для выполнения обязательств по Конвенции: развивает систему заповедников и национальных парков, готовит к изданию новую редакцию Красной Книги, реализует национальные программы по спасению редких видов животных.
Первый Национальный доклад 1997 г. по выполнению Россией обязательств, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, анализирует современное состояние и использование живой природы как важнейшего стратегического ресурса. Он является результатом совместного труда многих специалистов и организаций, участвующих в процессе сохранения биоразнообразия России.
Для обеспечения развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации МПР России предлагает активизировать работу в субъектах Российской Федерации по формированию и развитию региональных систем особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента устойчивого развития регионов.
Необходимо рассматривать систему государственных природных заповедников как часть единой системы особо охраняемых природных территорий России - неотъемлемого элемента устойчивого долгосрочного развития регионов.
1. Заповедники могут и должны стать своеобразными «центрами кристаллизации » региональной системы особо охраняемых природных территорий. Потенциал заповедников в регионе должен активно использоваться для обоснования и планирования развития сети ООПТ, проведения проектно-изыскательных работ и подготовки решении по созданию различных категорий ООПТ. Следует всемерно расширять практику передачи в непосредственное ведение конкретных государственных природных заповедников близлежащих иных особо природных территорий: государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, для более эффективного обеспечения их функционирования и гарантированного соблюдения режима особой охраны.
2. Заповедники могут и должны стать опорой территориальных органов МИР России в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением режима иных ООПТ, выполнения функций специально уполномоченных государственных органов в области охраны животного мира. Для этого МПР России и его территориальные органы должны всемерно использовать потенциал специальных инспекций по охране территорий заповедников, включая решение вопроса о расширении зоны деятельности этих инспекций на прилегающие к заповедникам территории.
Одной из приоритетных задач по сохранению биоразнообразия является: признание недопустимым снижение статуса ООПТ федерального значения и/или перевод их в непосредственное подчинение природоохранных органов округов и субъектов Российской Федерации; признание недопустимым перевод ООПТ, в том числе государственных природных заповедников на самофинансирование; обеспечение устойчивого и полноценного бюджетного финансирования ООПТ.
Из всего выше сказанного становится достаточно ясной роль системы природных охраняемых территорий. Они оказываются тем механизмом, который позволяет поддерживать системно-экологическое, а, следовательно, и социо-экологическое равновесие, характеризуемое наряду с другими факторами определенным балансом между типом производства и природными ресурсами.
Природные охраняемые территории, по нашему мнению, необходимо рассматривать как единую систему, а вернее, как регуляторную подсистему в общей ткани эко-, агро- и урбосистем. Только тогда они будут функционировать эффективно. С широких позиций интегрального природопользования охраняемые природные территории -- важнейшие хранители естественных ресурсов и общего экологического равновесия, на котором базируется все хозяйство и жизнь людей.
Чтобы охранять природу, надо, пока не поздно, не только превратить в заповедники, уцелевшие естественные ландшафты, но и соединить их достаточно широкими «зелеными коридорами» в единый массив, охватывающий всю страну, а затем и континенты.
Нужно особо отметить, что реализация вышеизложенных целей и требований активно происходит и в Астраханской области. В настоящей работе мы представляем совместный проект Программы Развития Организации Объединенных Наций и Глобального Экологического Фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги». Проект выполняется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами - Главными управлениями природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Астраханской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия по поручению Правительства РФ.
Идея проекта возникла в 1998 г. в связи с признанием глобальной значимости биоразнообразия региона Нижней Волги и включением водноболотного угодья (ВБУ) «Дельта реки Волги» в список ВБУ, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Основную работу проекта на стадии реализации предполагается сосредоточить на 4 проектных территориях в регионе Нижней Волги:
1. проектная территория -- Дельта Волги (Астраханская область): Дамчикский участок Астраханского биосферного заповедника.
2. проектная территория -- Ильменно-бугровой район (Астраханская область): Ильменно-бугровой заказник.
3. проектная территория -- Средняя Волго-Ахтубинская пойма (Республика Калмыкия, Астраханская область): Национальный парк Волго-Ахтубинская пойма Республики Калмыкия и Природный парк Волго-Ахтубинская пойма Астраханской области. Последний предполагается создать в рамках проекта.
4. проектная территория -- Северная Волго-Ахтубинская пойма (Волгоградская область): Природный парк Волго-Ахтубинская пойма.
3.4. Проектные предложения по реализации проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия ВБУ Нижней Волги»
1. Модернизация информации о биоразнообразии ВБУ и его управлении.
1. Подготовить пакет нормативных документов по организации и проведению мониторинга биоразнообразия ВБУ.
2. Организовать централизованное хранение информации по мониторингу биоразнообразия в территориальных информационных центрах.
3. Обновить знания о региональном биоразнообразии.
4. Провести целевые научные исследования на пилотных территориях.
2. Развитие региональной политики по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий, правовых и нормативных аспектов.
1. Создать региональный Консультативный Комитет по биоразнообразию (ККБ).
2. Провести трансграничный анализ динамики биоразнообразия и окружающей среды вследствие природных и антропогенных факторов для разработки регионального долгосрочного плана сохранения биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов ВБУ.
3. Разработать региональную Стратегию сохранения биоразнообразия и устойчивого использования ресурсов ВБУ Нижней Волги.
4. Разработать нормативно -- правовые документы для обеспечения адекватной охраны регионального биоразнообразия.
5. Разработать механизмы экономического и правового стимулирования улучшения управления и развития деятельности по охране и сохранению биоразнообразия -- заседания, международные консультанты, учебные поездки.
6. Разработать план управления гидрологическим режимом Волгоградской плотины, обеспечивающий сохранение биоразнообразия.
3. Создание и укрепление основных водно-болотных территорий.
1. Создать региональные ООПТ на основных водно-болотных территориях Нижней Волги.
2. Создать местные Общественные Консультативные Комитеты (ОКК) на каждой пилотной территории.
З. Поддержка развития и реализации планов управления ОВБТ.
4. Улучшить институциональную базу существующих и вновь образованных охраняемых территорий.
5. Улучшить управление посещениями на вновь созданных охраняемых территориях.
6. Вовлечение общественности в управление ПТ.
7. Восстановить деградированные экосистемы.
8. Поддержка создания механизмов устойчивого финансирования.
4. Демонстрация устойчивого комплексного использования ресурсов на пилотных территориях.
1. Содействовать развитию альтернативной хозяйственной деятельности.
2. Поддержка инициатив по устойчивому коммерческому туризму.
3. Создать механизм кредитования и малых грантов.
5. Повышение осведомленности о биоразнообразии и его охране на местном и региональном уровне.
1. Создать и организовать деятельность территориальных информационных центров.
2. Развитие стратегии повышения осведомленности и обучения.
3. Повышение осведомленности и тренинг по инициативам для региональных заинтересованных сторон.
4. Повышение осведомленности и тренинг по инициативам для местных заинтересованных сторон.
Вышеизложенные проектные предложения представляют собой итоговую работу международных специалистов, И нам хочется верить, что данный проект реализуется. Отметим также, что разработка таких предложений является важным шагом на пути решения проблемы сохранения биоразнообразия не только конкретных регионов, но и всей планеты в целом.
Сегодня известен целый ряд объектов, включение которых в разряд ООПТ области представляется необходимым:
3. Памятники Природы:
а) Черноярское обнажение
б) Каменноярское нерестилище (ЧерноярскиЙ район)
в) Пришибинское нерестилище (Еёотаевский район)
г) Верхнекопановское нерестилище (Енотаевский район)
д) Копановское нерестилище
е) Тугай-Кудук (Харабалинский район)
ж) Чуркинский (Володарский район)
Государственный
Памятник природы -- Черноярское обнажение
Памятник природы -- Каменноярское нерестилище
Памятник природы -- Урочище Тугай-Кудук
Работа по развитию систем ООПТ должна затрагивать и исследовать все объекты, находящиеся на данных территориях.
В результате создания отмеченных ООПТ, можно стабилизировать и компенсировать негативные воздействия общества на окружающую среду, а также создать возможность для поддержания и восстановления природного равновесия, обеспечивая здоровую среду для самого человека.
2. создать экологические центры в целях осуществления повышения квалификации работников заповедных территорий;
4. необходимо вести постоянное наблюдение за всеми природными компонентами охраняемой территории;
5. необходимость создания центра по надзору за работой Астраханской области и по осуществлению постоянного наблюдения за ними;
8. участвовать в разработке международных проектов по развитию сети ООПТ с целью сохранения природного наследия;
2. Вронский В. Экологическйе основы охраны животного мира!! География в школе, 2000, К 2.
4. Дежкин В.В., Борейко В.Е., Данилина Н.Р., Лихацкий Ю.П. Заповедная природа: для нас и потомков.- М.: Логата - С. 176.
5. Заказник регионального значения («Теплушки» в Икрянинском районе) //Северо-Каспийская правда, 2000, 17 октября
6. Заповедники и национальные парки России.- М.:ЛОГАТА, 1998.- 160 с.
9. Каменев О. Сохраним природу, какая она есть 1/Волга, 2000, 7 декабря
11. Киселева Л.А. Проект ГIРООН / ГЭФ «Сохранение биоразнообразия ВБУ Нижней Волги» II Заповедные вести.- М2 3, 2003г.
12. Коновалов В. Первая пятилетка Государственного заказника 1/Северо- Каспийская правда, 2001, 15 марта
13. Кузьменко В.А. Заказник «Буховский»: беседа с В.А. Кузьменко, нач. районного отдела по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных (вела С. Максимова) //Харабалинский вестник, 2000, 28 декабря.
15. Меньчуков А.Е. Сокровищам земли - надежную охрану.- 1997
17. Нецветаев А.Г. О сохранении биологического разнообразия России!! Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 2000.- К 8
20. Охрана окружающей среды: Учеб. для ВУЗов / А.С. Степановских.- М.: ЮНI4ТИ, 2000.- 559с.
24. Руденко Е. Уникальная низменность 1/Волга, 1986, 4 февраля
25. Советский энциклопедический словарь!! под ред. Прохорова А.М. - М., 1990.-С. 1632
29. Чуйков Ю.С. Почему тускнеют жемчужины 1/Волга, 1988, 22 февраля
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |