ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
Определение и сущность понятий «конъюнктура», «рынок», «цена»
Виды рынка и принципы функционирования
1.3 Методы и специфика ценообразования в сфере услуг
2. АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПАРИКМАХЕРСКОЙ «СОНАТА» г. ИРКУТСКА
2.1 Общая характеристика деятельности парикмахерской «Соната»
2.2 Особенности формирования цен и изучение конъюнктуры рынка
3. ИЗУЧЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАРИКМАХЕРСКОЙ «СОНАТА» г. ИРКУТСКА
3.1 Поэтапное изучение конъюнктуры рынка в сфере парикмахерских услуг
3.2 Поэтапное изучение ценовой политики на парикмахерские услуги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок - арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведенных затрат на тот или иной товар (услугу).
Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, то есть, так называемая конъюнктура рынка. Необходимость изучения конъюнктуры определяется потребностью эффективно производить и продавать товары (услуги), получать прибыль. При изучении конъюнктуры, прежде всего, оценивается общее состояние экономики, ее ближайшая предыстория, затем анализируется состояние производства товара (услуги) производителя. Внимательно исследуется влияние научно-технического прогресса на отрасль и исследуемые рынки. Одним словом, изучается влияние системы факторов внутренней и внешней природы на историю и перспективы производства и реализации товаров (услуг).
При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.
Цель дипломной работы - предложить салону - парикмахерской «Соната» рациональный метод ценообразования и системный поход к изучению конъюнктуры рынка и цен.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты конъюнктуры рынка и цен;
2. Изучить виды рынка и принципы функционирования;
3. Исследовать систему и методы ценообразования;
4. Провести оценку и анализ деятельности салона-парикмахерской «Соната»;
5. Изучить конъюнктуру рынка и особенности формирование цен в салоне «Соната»;
6. Оценить экономическую эффективность предпринимательской деятельности салона;
7. Провести сравнительный анализ цен на парикмахерские услуги в сегменте действия салона «Соната»;
8. Рассчитать реальную ёмкость рынка стандартных услуг салононов-парикмахерский района Студгородка;
9. Разработать рациональный метод ценообразования и системный подход к изучению конъюнктуры рынка и цен;
10. Разработать мероприятия и методы для продвижения парикмахерских услуг салон «Соната», посредством ценовой политики и конъюнктура рынка.
Актуальность данной работы обосновывается необходимостью изучения конъюнктуры рынка и цен салона «Соната» г. Иркутска с помощью конъюнктурообразующих факторов и методов ценообразования.
Теоретическая значимость проведенного анализа заключается в том, что будут даны общие понятия «конъюнктуры», «рынка» и «цен», виды рынка и принципы функционирования, представлены методы и специфика ценообразования в сфере услуг.
Практическая значимость заключается в более подробном изучении конъюнктуры рынка и цен на примере УПМ салона «Соната».
ГЛАВА 1.
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
1.1 Определение и сущность понятий «конъюнктура», «рынок», «цена»
Интерес к маркетингу в нашей стране возрастал по мере формирования рыночной экономики, ключевым элементом которой является понятие «рынок».
Рассмотрим понятия «рынок», «конъюнктура», «цена» подробнее с точки зрения разных авторов.
Вечканов Г.С., Липсиц И.В., Котеров Н.П. видят рынок (англ. market), как:
1) всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей - предъявителей спроса и продавцов - поставщиков товара или услуги;
2) любое взаимодействие, в которое вступают люди для осуществления торговли друг с другом;
3) совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена;
4) место, где продавцы и покупатели находят друг друга [4:186, 12:275, 8:55].
Лебедев О.Т., Соколов С.В. рассматривают рынок - как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. В широком смысле рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.
Рынок является одним из регуляторов воспроизводства. Система обратных связей, охватывающих воспроизводственный цикл, характеризует его как регулятор, включённый в общую систему регулирования воспроизводственного цикла. Более того, рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него является убытками для общества [11:105, 16:38].
Барышев А.Ф., Беляев В.И. определяют рынок - как сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам; соединение спроса и предложения; это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики, а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики [2:37, 3:45].
Перед любой фирмой, выходящей со своей продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа конъюнктуры рынка.
Как отмечает Барышев А.Ф.: «конъюнктура - это современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка» [2:41].
Барышев А.Ф., Лебедев О.Т., Липсиц И.В., Соколов С.В., Мурахтанова Н.М. характеризуют конъюнктуру как соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отрасли, уровень инфляции и безработицы, размеры государственных расходов и другое. Ни один конкретный рынок не развивается обособленно, а находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими рынками и с общеэкономической ситуацией в своей стране и мире. Поэтому первое, что должны делать фирмы, работающие на рынке, - провести анализ общеэкономической ситуации, а именно, определить, в какой стадии находится экономика - кризиса, депрессии, оживления или подъема. Умение оценивать такую ситуацию позволяет фирмам своевременно формировать адекватную маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов выпускаемой продукции, поиска новых рынков или новых видов товаров [2:42, 11:119, 12:184, 16:114, 13:37].
Исследование конъюнктуры рынка является одной из стадий маркетингового анализа. Предмет его составляют явления и процессы, отражающие специфику развития рынка во времени и пространстве под действием конъюнктурообразующих факторов (см. Рис. 1).
Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяется циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъем).
Нециклические факторы, которые могут затушевывать и изменять действие циклических факторов на противоположное, подразделяются на постоянные и непостоянные. К постоянным факторам относятся научно - технический прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное регулирование, милитаризация, инфляция и другое.
Исследования конъюнктуры в сфере маркетинга должны опираться на следующие принципы:
1) необходимость системного подхода, учитывающего взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений, происходящих на рынке;
2) недопустимость механического перенесения тенденций, выявленных на одних рынках, на другие рынки, даже смежные, а общехозяйственной конъюнктуры - на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а в период подъема некоторые отрасли будут пребывать в состоянии депрессии;
3) необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынками в силу их динамичности;
4) определенная последовательность изучения рынков - на предварительном этапе исследуются основные их особенности; на следующем - накапливается необходимая информация статистического характера, а затем проводится анализ и прогноз конъюнктуру.
При анализе конъюнктуры выявляются основные тенденции на рынке и порождающие их причины. Анализируются производство товаров, спрос, динамика мирового экспорта, как в целом, так и по отдельным странам, а также движение цен.
В системе маркетинга одно из центральных по-нятий является цена, которая складывается на рынке. Умение правильно понимать и использо-вать эту важнейшую категорию во многом определяет коммерческий успех фирмы на рынке.
Рассмотрим понятия цены, которые дают нам разные авторы.
Лебедев О.Т. определяет значение цены - как денежное выражение стоимости товара, это экономическая категория, которая служит для кос-венного выражения общественно необходимого времени, затраченного на производство товара [11:165].
Вечканов Г.С. подчеркивает, что цена (англ. price) - денежное выражение стоимости товара [4:752].
Величина цены товара определяется:
1) стоимостью самого товара;
2) стоимостью денежного материала (золота);
3) соотношением спроса и предложения.
Рис. 1 Структура конъюнктурообразующих факторов
Алешина И.В., Череданова Л.Н. дают понятия цены - как количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара; стоимость единицы товара, выраженная количеством денег, которые приходится платить при покупке товара [1:425, 18:43].
Соловьев Б.А. указывает, что цена - представляет собой основой фактор долгосрочной рентабельности, инструмент коммерческой политики компании. Она рассматривается в качестве инструмента, максимизирующего получение прибыли [17:140].
Как отмечает Мурахтанова Н.М., Котерова Н.П., сущность цены определяется ее ролью и теми функциями, которые она выполняет. Роль цены в развитии экономики однозначна - это показатель благополучия не только предприятия, но и всего общества, поскольку она включает в себя прибыль, за счет которой формируется все виды бюджетов (предприятия, района, города, области, края, республики, государства) [13:102, 8:88].
1.2 Виды рынка и принципы функционирования
Для дальнейшего понимания функционирования рынка Барышев А.Ф. выявил три общих признака рынка и их основные характеристики.
Существует три признака рынка:
1) Взаимодействие продавца и покупателя;
2) Конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И, наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.
3) Современный рынок - стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики [2:39].
Основными элементами рынка являются: спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка выступают: гибкость, обусловленная хозяйственной самостоятельностью экономических субъектов; эффективность; стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
1) вход на рынок должен быть свободным;
2) наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
3) свободный доступ к рыночной информации;
4) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.
Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки: рынок средств производства; рынок потребительских товаров; рынок интеллектуальных продуктов; финансовый рынок; рынок рабочей силы.
Итак, основными составляющими рынка являются: продавец; покупатель; продукт или услуга.
Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляется в условиях действия окружающей среды, то, естественно, среда не остается пассивной к продавцу, покупателю и товару. Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок.
Степенью предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенность рынка. Если предложение превышает спрос (называется рынком покупателя), то цены должны упасть, поскольку производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос существенно превышает предложение (называется рынком продавца), цены растут.
Таким образом, на рынке продавца именно продавцы диктуют свою волю, поэтому покупателю приходится быть наиболее деятельным, активным. На рынке покупателей преимущественно принадлежит покупателям, они имеют большую волю, поэтому более деятельными, активными должны быть продавцы.
Рынок всегда должен рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она либо уже вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот или иной рынок.
Напомним, что изучение конъюнктуры в целом включает в себя анализ различных факторов, которые называются конъюнктурообразующими. Эти факторы оцениваются показателями:
· объемы производства в абсолютных и относительных показателях;
· объем розничной и оптовой торговли;
· платежеспособный спрос населения, который может оцениваться, например, сопоставлением динамики заработной платы и индексом стоимости жизни;
· движение товарных запасов;
· объемы внутренних перевозок грузов;
· объемы экспорта и импорта;
· курс акций - повышение курса акций предшествует подъему конъюнктуры;
· движение учетного процента - снижение учетного процента свидетельствует о депрессии в экономике;
· динамика капиталовложений - уменьшение объемов означает снижение инвестиционной активности и падение спроса на товары;
· портфель заказов и поступления новых товаров;
· цены. Они играют главную роль при изучении конъюнктуры. Анализ цен позволяет выявить тенденции в их движении и определить основные факторы, обусловливающие их изменение.
Что, касаясь изучения конъюнктуры парикмахерских услуг, то наибольший интерес представляют такие факторы, как:
1. Определение емкости рынка, то есть возможных объемов продаж той или иной услуги, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий.
2. Конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта. Необходимость изучения конъюнктуры определяется потребностью эффективно создавать и продавать услуги, получать прибыль. При изучении конъюнктуры, прежде всего, оценивается общее состояние рынка. Одним словом, изучается влияние системы факторов внутренней и внешней природы на историю и перспективы создания и реализации услуги.
Исследование поведения покупателей. Первым шагом в изучении поведения покупателей является сегментация. Когда салон предлагает клиентам парикмахерские услуги, то руководствуется тем, что людьми движет стремление к красоте и совершенству. Стремление к совершенству побуждает человека приобретать все больше услуг, связанных с его внешним видом. Чтобы добиться этой цели необходимо: как можно лучше знать своих клиентов, научиться анализировать поведение и прогнозировать мотивы клиентов, устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов.
В рыночной деятельности весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней Барышев А.Ф. понимает разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), которые характеризуются общностью главных черт и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного товара [2:52].
Лебедев О.Т. рассматривает сегментацию рынка, как процесс разбиения потребителей на однородные группы на основе различий в доходах, нуждах, привычках, характеристиках или поведении [11:111].
Рассмотрим основные принципы сегментирования в сфере парикмахерского бизнеса:
1. Сегментирование по территориальному принципу, клиенты выбранного сегмента должны жить или работать поблизости от салона;
2. Сегментирование по демографическому принципу, исследуются характеристики клиентов, которые можно найти в статистических материалах переписки населения (возраст, уровень образования, прочие);
3. Сегментирование по психологическому принципу, (социальное положение, образ жизни и другое);
4. Сегментирование по поведенческому принципу, изучение мотивации поведения клиентов.
Все эти принципы и данные являются исходным пунктом при сегментировании рынка, определении его тенденции. Они являются основой для анализа рынка [9:256].
Следующим шагом в исследовании клиентов является изучение и моделирование процессов принятия решений о посещении парикмахерских салонов и потреблении парикмахерских услуг.
На осознание потребности в парикмахерских услугах влияют такие факторы, как: время (например, волосы растут, седеют, выпадают, а значит, требуют постоянного ухода и посещения парикмахерской); изменение жизненных обстоятельств (социальный статус); приобретение услуги (приобретение одной парикмахерской услуги может стимулировать потребность в других услугах или в последующих аналогичных); обслуживание в парикмахерском салоне.
На принятие клиентом решения об обслуживании влияют следующие факторы:
· Индивидуальные различия клиентов: материальные возможности, статус; уровень их знаний о парикмахерских услугах; отношение к парикмахерским услугам; мотивация обслуживания в салоне; индивидуальность, стиль и образ жизни.
· Влияние среды: культурный уровень; социальное положение; персональное влияние; семья; ситуация.
· Психологические процессы.
3. Изучение практики деятельности конкурентов. Главной целью в конкурентной борьбы и конкурентоспособности отдельных услуг салона является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий.
4. Исследование возможной реакции на появление на рынке новой услуги. Рыночные исследования осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, еще задолго до выхода услуг на рынок. Постепенно набирается статистический материал о емкости рынка, динамики изменения его показателей. Беляев, В.И считает, что наиболее приемлемым иметь ежемесячные показатели, по которым строятся динамические ряды и проводится систематический анализ [3:327].
Завьялов П.С. указывает, что системность исследования рынков это необходимость изучения их как больших систем, которые могут быть разбиты на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных.
Комплексность изучения рынка означает, что должны быть приняты во внимание все качественные особенности рынка на каждом из уровней разложения [7:251].
В современных условиях важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нем ту часть, очень узкую область, место, еще не занятое или недостаточно используемое конкурентами.
1.3 Методы и специфика ценообразования в сфере услуг
Гордин В.Э. подчеркивает, что особенности формирования цен в сфере услуг, обусловленные качественными отличиями услуги от товара, особенности функционирования рынка услуг -- это факторы, которыми должны руководствоваться организации сферы услуг в процессе ценообразования [6:131]. Действие этих факторов требует особых подходов при установлении цены на услугу (см. Таблицу 1).
Во-первых, высокая чувствительность рынка услуг к изменению спроса вызывает необходимость значительной дифференциации цен в зависимости от этого показателя. Таким образом, предприятия и организации сферы услуг для устойчивого получения дохода должны учитывать не только колебания спроса, вызванные изменением конъюнктуры рынка, но и его неравномерность во времени на большинство видов услуг. Это обусловливает необходимость широкого применения дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использования системы скидок.
Таблица 1
Особенности формирования цен в сфере услуг
Факторы |
Специфические черты формирования цен |
|
Временные (сезонные колебания спроса на большинство видов услуг) |
Широкое применение дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использование системы скидок |
|
Неразрывность процесса производства и потребления услуги и невозможность вследствие этого передачи ее другому потребителю |
Широкое применение всех видов ценовой дискриминации и соответствующих им ценовых стратегий |
|
Расплывчатость связи цены и издержек производителя, растущая по мере усиления признака нематериальности услуги |
Взаимоувязка цены и ценности услуги, складывающейся из полезности услуги и издержек потребителя на ее получение |
|
Локальный характер рынка и наличие естественной монополии |
Учет соответствующими организациями сферы услуг управления ценообразованием со стороны органов власти |
|
Наличие большого количества взаимо- заменяемых услуг |
Учет конкурентоспособности услуги и ее цены в более широком (межотраслевом) аспекте при разработке ценовой стратегии для разных сегментов рынка |
|
Наличие положительных внешних эффектов потребления услуги |
Вмешательство государства в виде установления корректирующий дотации или освобождения от уплаты налогов |
|
Совмещение процесса производства, распределения и потребления услуги |
Услуга минует сферу обращения, и цена, будучи по структуре оптовой, выполняет функции как оптовой, так и розничной цены |
|
Во-вторых, сфера услуг представляет собой благодатную почву для применения ценовой дискриминации, которая может быть представлена в следующих формах:
· ценовая дискриминация первой степени (совершенная), при которой на каждую единицу блага (услуги) устанавливается своя цена, равная цене ее спроса;
· ценовая дискриминация второй степени (несовершенная), которая находит выражение в продаже различных объемов услуг по разным ценам, так что цена единицы услуги зависит от ее количества, реализованного данному потребителю;
· ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка), которая заключается в продаже единицы услуги по разным ценам на различных сегментах рынка.
Применение ценовой дискриминации в сфере услуг становится возможным благодаря неразрывности процесса производства потребления услуги и невозможности вследствие этого передачи ее другому потребителю.
В-третьих, при установлении цены предприятие должно в первую очередь ориентироваться на ценность предоставляемой услуги для потребителя, а не на затраты по ее оказанию. Ценность же определяется не только полезностью услуги, то есть ее способно-стью удовлетворять конкретные потребности, но и другими выгодами, в частности издержками потребителя, которые можно разделить на три составляющие:
· затраты на поиск наиболее подходящей услуги;
· затраты на приобретение самой услуги;
· затраты, возникающие после приобретения услуги.
При этом следует учитывать не только финансовые, но и временные, физические и психологические затраты потребителя.
Чем значительнее разница между полезностью и издержками потребителя, тем выше ценность услуги. Поэтому очень важно правильно определить составляющие «пакета» обслуживания и показать потребителю, в чем для него заключается непосредственная ценность того или иного элемента услуги. В этом случае удается установить прямую связь между ценой и ценностью услуги.
В общем случае, чем более нематериальна услуга, тем расплывчата связь цены и затрат. Следовательно, для создания эффективной системы ценообразования следует связать цену и ценность, получаемую потребителем услуги.
В-четвертых, на цену услуги значительное влияние оказывают особенности рынка, на котором она производится. Зачастую локальный характер рынка и наличие естественной монополии обусловливают необходимость управления ценообразованием как со стороны федеральных, так и местных органов власти, что требует учета этого обстоятельства соответствующими предприятиями и организациями сферы услуг.
В-пятых, организация, действующая в сфере услуг, должна учитывать наличие большого количества взаимозаменяемых услуг и проводить соответствующую ценовую стратегию и сегментацию рынка.
И, наконец, в процессе ценообразования следует учитывать, что услуги характеризуются высокой общественной значимостью, а также обладают существенными и постоянными внешними эффектами. Наличие положительных внешних эффектов, то есть не отраженной в рыночных ценах выгоды, возникающей при потреблении услуг, требует вмешательства государства в виде установления корректирующих дотаций или освобождения от уплаты налогов. Это накладывает отпечаток не только на процесс формирования и услуги, но и на структуру цены.
Цены на услуги рассчитываются следующим образом:
· цены на единицу потребляемой услуги;
· интегральных (агрегатных) цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги;
· комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг;
· цен, построенных по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема;
· цен, определяемых по принципу «all included» («все включено»). В этом случае, как производителю, так и потребителю услуги заранее не известны объем и структура ее потребления, а уровень цены определяется сегментом рынка, на котором будет предлагаться данная услуга, и зависит от вида и объема потребностей, которые могут быть удовлетворены.
Все действующие в РФ цены представляют собой систему. Цены, действующие в сфере услуг, могут быть сгруппированы по определенным критериям (см. Таблицу 2).
Структура цены услуги зависит от влияния особенностей рынка, на котором она предоставляется.
Она характеризуется, прежде всего:
· уровнем конкуренции. Так, на рынке массовых видов услуг, по которым существует большая конкуренция, организации весьма ограничены в своих действиях по установлению цены и она может характеризоваться незначительной долей прибыли. В том же случае, если фирма имеет возможность про-водить стратегию высоких цен или занимает монопольное положение в предоставлении той или иной услуги, доля прибыли может резко увеличиться;
· характером зависимости цены и объема спроса. В отраслях сферы услуг чрезвычайно велика эластичность спросе по цене и по доходу, что фактически «задает» границы приемлемой доли прибыли в цене услуги. Эластичность спроса по цене служит фактором оптимизации соотношения цены, объема реализованных услуг и размера прибыли организации. При неизменных издержках производства и распределения услуг доля прибыли в цене услуги зависит от результатов оптимизации.
Таблица 2
Классификация цен на услуги
Критерии классификации |
Виды цен |
Область применения |
|
По степени государственного регулирования |
Свободные |
Бытовое обслуживание, платная медицина, туристско-экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищные организации, консалтинговые и аудиторские компании и т.п. |
|
Регулируемые |
Жилищно-коммунальное хозяйство; городской транспорт; система обязательного медицинского страхования; организации, оказывающие ритуальные услуги |
||
По способу установления |
Твердые, уровень которых не меняется в процессе оказания услуги |
Туристско-экскурсионное обслуживание, некоторые виды бытовых услуг (парикмахерские услуги), театрально-зрелищные организации и др. |
|
Подвижные, уровень которых может измениться в процессе оказания услуги |
Услуги по ремонту жилья, некоторые сложные медицинские услуги (операции, лечение заболеваний, отягощенных сопутствующими болезнями) |
||
По способу фиксации |
Контрактные |
Большинство видов услуг |
|
Цены торгов: а) тендерные; б) аукционные |
1. Услуги по содержанию домов придомовой территории, обслуживанию лифтов, в том случае, если они оказываются на конкурсной основе. 2. Интернет-аукционы на авиобилеты, билеты на некоторые фестивали, театральные представления и т.д. |
||
По времени действия |
Постоянные, срок действия которых заранее не установлен |
Виды услуг, спрос на которые не четко дифференцирован по времени или сезону |
|
Временные цены: а) сезонные; б) цены, устанавливаемые на определенный период времени |
1. Туристско-экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищные организации (в разные дни недели и в разное время суток цены различны). 2. Премьерные спектакли, показы, вернисажи |
||
По способу получения информации об их уровне |
Публикуемые в каталогах, прейскурантах |
Большинство видов услуг |
|
Расчетные |
Сложные индивидуальные виды услуг (индивидуальные туры) |
||
Дж. Эванс указывает, что цена - важный элемент системы маркетинга, который должен рассматриваться, формироваться и анализироваться как неотъемлемая часть всей системы маркетинговых мероприятий [20:349].
В рамках ценовой политики фирмы выделяются: политика уровня цены (на ассортиментную группу услуг в целом), политика введения цены (на новую услугу данной группы), политика дифференциации цены (по сегментам рынка, времени суток и дням недели, сезонам года и др.)
Все ценовые стратегии подразделяются на три основные группы:
· стратегия высоких цен («снятия сливок»);
· стратегия нейтральных цен;
· стратегия низких цен (проникновение на рынок).
Ценовые стратегии можно классифицировать по различным признакам:
1. По наличию разных групп потребителей услуг фирмы, что обусловливает использование ценовой дискриминации всех видов;
2. По особенностям и характеру поведения потребителей, что обусловливает применение:
· стратегии скидок, широко используемых в рамках основных ценовых стратегий:
- стратегии «случайной скидки», где покупатели по-разному оценивают свое свободное время и необходимость получения данной услуги. Одни, менее чувствительные к уровню цены, могут выбрать первый попавшийся вариант получения нужной им услуги, другие же будут долго искать наиболее устраивающее их сочетание цены и качества услуги. При проведении этой стратегии предприятию следует назначить высокую цену на свою услугу в расчете на неинформированного потребителя и периодически ее снижать, привлекая остальных, или реализовывать услугу по переменным ценам. Вариантом такой стратегии являются купоны, дающие право на получение услуги по цене со скидкой;
- стратегии «периодической скидки», заключающейся в широком смысле применении сезонных цен или цен, устанавливаемых на определенный период времени, в связи с меняющимся во времени (по сезонам, дням недели, времени суток) характером спроса на услуги.
· стратегии «имидж-ценообразования», суть которой заключается в том, что предприятие использует доверие покупателей к соотношению цена / качество на услуги данной фирмы. Так, установление предприятием относительно низкой цены на услугу хорошего качества приведет к тому, что впоследствии реализация однотипной услуги по более высокой цене будет воспринята потребителем как знак того, что ее качество находится на более высоком уровне. Так как до получения услуги ее реальное качество определить невозможно, такая стратегия может заметно увеличить объем спроса и повысить доходность фирмы.
3. По наличию определенного набора взаимосвязанных услуг.
На целый ряд услуг применяются так называемые комплексные или агрегатные (интегральные) цены. Это создает возможность широкого использования принципов ассортиментного ценообразования при формировании цен. Они реализуются в следующих ценовых стратегиях:
· стратегии «убыточного лидера», в соответствии, с которой для привлечения потребителей к какой - нибудь услуге из предлагаемых организацией (часто новой) устанавливается относительно низкая цена, которая впоследствии, скорее всего, будет увеличена (широко применяется в рамках стратегии «проникновения на рынок»);
· стратегии «ценообразования с приманкой», при которой низкая цена на основную услугу сопровождается высокими ценами на сопутствующие услуги, потребность в которых появится позже;
· стратегии «двухсоставной», или «двухчастной», цены, в соответствии с которой цена услуги делится на две части - фиксированную (за основную услугу) и переменную (за дополнительные услуги);
· стратегии «двухчастного» тарифа «с искажением», при котором потребитель, уплатив входную плату, приобретает право на получение определенного количества единиц услуги бесплатно, то есть отсутствует плата за использование. Такое «искажение» позволяет фирме установить более высокую входную плату без потери большого числа мелких потребителей. В некоторых случаях, наоборот, отсутствует входная плата, что привлекает потребителей и позволяет фирме увеличить прибыль за счет высокой платы за использование.
Очевидно, что в зависимости от вида рыночной структуры предприятие сферы услуг применяет различные ценовые стратегии.
Для расчета цен используют различные методы. Причем максимально возможная цена определяется наличием уникальных достоинств услуги (редкость, престижность, дефицитность, особый уровень качества), минимально возможная - уровнем затрат на ее производство; цены услуг фирм - конкурентов и услуг - субститутов характеризуют средний уровень возможной цены.
Поэтапная разработка цен в сфере услуг может быть представлена в виде следующего алгоритма: калькуляция издержек; анализ рыночных цен; установление рыночных пределов (верхнего и нижнего) на основе спроса и издержек; оценка возможного объема реализации (на основе ценовых пределов); расчет вариантов цены с учетом различных ценовых стратегий.
Наиболее распространенными методами ценообразования являются:
· на основе издержек производства;
· с ориентацией на спрос (или на ценность услуги для потребителей);
· с ориентацией на конкуренцию (или на текущий уровень цен);
· с ориентацией на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Рассмотрим методы ценообразования подробнее:
1. Метод ценообразования на основе издержек. Суть этого метода заключается в том, что цена формируется на основе как полных, так и переменных затрат. Во втором случае твердая надбавка должна учитывать покрытие постоянных затрат и необходимость получения определенного уровня прибыли после этого. В сфере услуг эта надбавка обычно определяется по отношению к доходу от продаж или к текущим инвестициям. Однако определение цен на основе переменных издержек в сфере услуг затруднено, так как - доля постоянных затрат в составе себестоимости услуги может превышать 50%. В этом случае опора при установлении цены только на переменные издержки может не позволить достаточно полно определить затраты на оказание данной услуги, что не даст возможность принять правильное управленческое решение.
2. Метод ценообразования на основе спроса. Основой метода является субъективная оценка ценности услуги потребителем, которая зависит от ряда факторов: получаемой им полезности от данной услуги, возникновения дополнительных психологических преимуществ, наличие сопутствующих услуг.
Применение этого метода требует, чтобы потребитель мог определить ценность данной услуги по сравнению с другими аналогичными и на этой основе сформировать свои предпочтения по уровню цены. Конечная цена устанавливается таким образом, чтобы потребитель получал некоторую выгоду от потребления данной услуги по сравнению с альтернативой.
Однако практическая реализация этого принципа наталкивается на ряд трудностей, обусловленных тем, что большинство услуг имеет индивидуальный характер, и, следовательно, отсутствует возможность прямого сравнения с заменителями. В этом случае потребитель не может дать точную оценку данной услуги в сравнении с аналогичными услугами других фирм и, следовательно, определить цену.
3. Метод ценообразования на основе конкуренции. На ос-нове конкуренции (с учетом текущих цен) рекомендуется устанав-ливать цены в тех отраслях сферы услуг, где имеется постоянный устойчивый спрос больших групп потребителей при значительном количестве мелких производителей. Поскольку эти услуги однородны и стандартны, то, очевидно, что на них могут быть сформированы практически единые цены в пределах данного локального рынка, нижней границей которых будут средние издержки производства.
4. Метод ценообразования на основе издержек с учетом состояния рынка. Метод представляет собой сочетание предыдущих методов и предполагает учет не только издержек на оказание услуги, но и состояния рынка (его емкости и структуры потребительских предпочтений, насыщенности услугами - заменителями, предлагаемыми конкурентами, и взаимодополняющими услугами), стадии жизненного цикла услуги, конкурентоспособности фирмы и прочности ее позиций на рынке, ценности данной услуги для потребителя. Его применение требует от фирмы больших материальных затрат и времени на сбор и обработку информации, поэтому он обычно применяется на предприятиях сферы услуг в упрощенном виде. В этом случае предприятие устанавливает цены на свои услуги так, чтобы они были выше издержек, производства и примерно соответствовали уровню текущих, рыночных цен.
При принятии решения об окончательном уровне цены на услуги надо принимать во внимание дополнительные факторы, учитывающие «психологический» предел цены для различных сегментов потенциальных потребителей.
· Эффект цены как «знака» качества. Чем в большей мере потребители воспринимают цену именно в таком смысле, тем они чувствительны к ее абсолютному уровню. В этом случае цена дает возможность покупателю осуществить без особых усилий выбор из массы неизвестных услуг. Это особенно важно учитывать в сфере условиях неосязаемости услуги и асимметричности информации.
· Эффект представлений о наличии заменяющих услуг приводит к тому, что потребитель может неправильно выбрать услугу-аналог как базу для сравнения цен и сделать неправильный вывод о том, является ли данная услуга относительно дорогой или дешевой. В этом случае производитель имеет возможность несколько увеличить цену на услугу, не опасаясь резкого сокращения спроса на нее.
В то же время возможна и обратная ситуация.
· Эффект уникальности услуги, который делает покупателя менее чувствительным к росту цены на нее и позволяет производителю повышать цены.
· Эффект затрудненности сравнения качества взаимозаменяемых услуг, оказываемых разными фирмами, который заключается в том, что потребители менее чувствительны к уровням цен услуг, оказываемых известными фирмами, и легче воспринимают повышение цен на них. Именно этот эффект лежит в основе коммерческой выгоды обладания известной торговой маркой и ведет к рас-пространению франчайзинга, поскольку позволяет реализовывать услуги по высоким ценам, используя стратегию «снятия сливок».
· Эффект дороговизны услуги, который заключается в том, что чувствительность покупателя к уровню цены тем больше, чем выше доля затрат на ее приобретение в его доходе. Учет этого эф-фекта особенно важен в сфере услуг, где отмечается высокая элас-тичность спроса по доходу.
Одновременно надо иметь в виду, что каждый потребитель имеет свой «ценовой лимит», при превышении которого данная услуга не будет востребована.
Поэтому при определении цен на услугу надо четко определить, для какого сегмента рынка она будет предложена, и выявить «пси-хологический» предел цены для возможных потребителей.
В заключение следует отметить, что, кроме узкого круга госу-дарственных регулируемых цен, цены на большинство услуг являются в настоящее время свободными, то есть устанавливаются организациями - производителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества услуги и процесса обслуживания и уровня затрат на их оказание. Причем предприятие самостоятельно выбирает как вид ценовой стратегии и тактики, так и метод ценообразования, позволяющие наилучшим способом решить поставленные задачи повышения эффективности коммерческой деятельности. Таким образом, ценообразование является активным целевым инструментом управления предприятиями в сфере услуг.
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПАРИКМАХЕРСКОЙ «СОНАТА» Г. ИРКУТСКА
2.1 Общая характеристика деятельности парикмахерской «Соната»
Учебно-производственная мастерская салон-парикмахерская «Соната» функционирует и развивается как подразделение Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального лицея №17 г. Иркутска, реализующая парикмахерские услуги в рамках образовательного процесса и является местом прохождения производственной практики лицеистов по профессии парикмахер. В своей деятельности руководствуется Уставом лицея, принятом на общем собрании коллектива и утвержденным директором Департамента образования Иркутской области.
Материально-техническое обеспечение салона позволяет реализовывать не только парикмахерские услуги, но и следующие образовательные программы:
1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации незанятого населения;
2. Курсы целевого назначения, по договорам с предприятиями;
3. Аттестация работников и учащихся лицея;
4. Формирование дополнительных квалификаций (маникюрша, педикюрша и др.);
5. Профессиональная стажировка;
6. Производственное обучение и производственная практика учащихся лицея;
7. Трудоустройство выпускников лицея;
8. Формирование комплексной системы оценки качества профессиональной подготовки выпускников;
9. Организация экспериментальной работы по формированию и реализации инновационных профессиональных образовательных программ и технологий в парикмахерском искусстве;
10. Проведение конкурсов, направленных на оценку, отбор и издание учебников и учебных пособий для системы начального профессионального образования в рамках профессиональной подготовки по профессии парикмахер;
11. Проведение конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов и бизнес-классов, а так же семинаров.
Основной акцент в данной работе направлен на изучение и анализ предоставления парикмахерских услуг.
Салон-парикмахерская «Соната» начал свою деятельность в 2000 году, находится в Свердловском районе, по адресу улица Лермонтова, 92. Площадь помещения составляет 71 кв.м., где располагаются парикмахерский зал, косметологический кабинет, маникюрный и педикюрны й залы, солярий и подсобные помещения для сотрудников.
В салоне работает 11 сотрудников:
· зав. мастерской;
· администратор - 2;
· парикмахер - 4;
· мастер по маникюру и педикюру - 2;
· косметолог - 1;
· уборщица - 1;
В салоне оказываются следующие услуги:
Парикмахерский зал:
· стрижка;
· окрашивание (простое и креативное);
· укладка волос;
· прически различного направления;
· долговременные укладки и химическая завивка волос.
Маникюрный зал:
· маникюр (обрезной, комбинированный, аппаратный, мужской, детский, SPA-маникюр);
· лечение (кутикулы, ногтей);
· массаж (SPA);
· парафинотерапия рук;
· пилинг рук;
· покрытие (художественное, лак, лечение, закрепление);
· наращивание (на формах, типсах, акриле).
Педикюрный зал:
· педикюр (косметический, аппаратный, частичный);
· массаж стоп;
· покрытие (художественное, лак, лечение).
Косметологический кабинет:
· чистка лица (механическая, атравматическая, дезинкрустация);
· массаж («Египетский», классический, косметический и другое);
· депиляция;
· парафинотерапия (лица, локтей, рук, коленей, галифе и другое);
Солярий.
Вышеперечисленные услуги оказываются в салоне по предварительной записи. Запись клиентов осуществляет администратор, который также осуществляет выдачу расходных материалов и их учет.
Главными задачами салона является:
1. Качественное предоставление парикмахерских услуг и удовлетворение потребностей клиентов, работая по правилу «Клиент всегда прав»;
2. Организация и проведение образовательных программ лицея;
3. Обеспечение социально-экономического и материально-технического развития салона посредством активизацию образовательной, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2.2 Особенности формирования цен и изучение конъюнктуры рынка
Ценообразование является одним из самых важных элементов управления парикмахерским салоном. Для расчета цены салон «Соната» использует определение цен с ориентацией на конкуренцию.
Устанавливаются цены на парикмахерские услуги в зависимости от спроса и качества - чуть выше или ниже цен конкурентов, тем самым администрация мало обращает внимание на такие показатели как собственные издержки, не изучает уровни предложений и спроса на данный вид деятельности. В результате парикмахерская устанавливает свои цены на уровне цен конкурентов или осуществляет поиск максимальной цены на услугу, что ведёт к большим рискам. Проще составить прайс-лист, чем полностью изучить конъюнктуру рынка и применить оптимальный метод ценообразования. Таким образом уровень цены есть следствие поведения конкурента, собственные затраты и уровень спроса остается постоянным.
Многие руководители, в том числе и руководитель салона «Соната» обуславливают этот метод тем, что он наиболее безопасный. Однако организации требуется высокая скорость в реакции на изменение цен, в свою очередь практика показала, в данном салоне не используют и не внедряют систему ценовых рыночных стратегий. В связи, с чем парикмахерские услуги в большинстве случаев не рентабельны.
Приведем расчет экономической эффективности салона:
Таблица 3
Средняя норма обслуживания клиентов в парикмахерской
Услуги салона-парикмахерской «Соната» |
Средняя норма времени обслуживания, мин. |
Средняя стоимость услуги, руб./час |
Средняя выручка, руб./ день |
|
60 |
400 |
4 000 |
||
Парикмахерская работает без выходных в среднем 30 дней в месяц, время работы в день - 10 часов
10час.*60мин/60мин=10 клиентов обслужит салон в день;
10*400=4 000 руб. средняя выручка в день
4 000*30=120 000 рублей ежемесячная выручка
Расчет производимых затрат салоном составит:
1. ЕНВД (13%)
120 000*13/100=15 600 руб.
2. Фонд оплаты труда - 96 700 рублей
Парикмахер 4чел. (35% от выручки)
120 000*35/100=42 000 руб.
Администратор 2чел. (20% от выручки)
120 000*20/100=24 000 руб.
Уборщица - 3 000 руб.
Зав. салоном - 8 500 руб.
Маникюрша 1чел. (8% от выручки)
120 000*8/100=9 600 руб.
Педикюрша 1 чел. (8% от выручки)
120 000*8/100=9 600 руб.
3. Расходные материалы - 37 095 рублей
Стрижка волос - 41,61 руб.
Прическа - 115,75 руб.
Окраска волос - 182,48 руб.
Мелирование на фольге - 154,75 руб.
В среднем на одну услугу расход материалов в денежном выражении составит: (41,61+115,75+182,48+154,75)/4= 123,65 руб.
10 клиентов * 30 дней * 123,65=37095 рублей
Итого: 15 600 + 96 700 + 37 095 = 149 395 рублей.
120 00 - 149 395 = - 29 395 руб.
Исходя из проведенного расчета видно, полученной выручки не достаточно на предпринимательскую деятельность салона в сумме 29 395 рублей. В связи с тем, что салон является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, он в свою очередь не считает затраты на коммунальные и эксплуатационные услуги, накладные расходы и не приносит прибыль. Завышен расчет заработной платы работников, который должен анализироваться и сопоставляться с производительностью мастеров, качеством и количеством обслуживаемых клиентов. Хотя есть все условия в салоне «Соната» для реализации прибыльного бизнеса в сфере парикмахерских услуг.
Далее в данной работе будут рассмотрены вопросы ценового поведения и конъюнктура рынка в процессе хозяйственной деятельности, предложен метод ценообразования, направленный на сокращение издержек, расчет полных затрат и установление прибыли, который позволит ежемесячно проводить анализ экономической эффективности салона «Соната».
Любая организация, большая или маленькая, производственная или коммерческая, при установлении цен на свои услуги (товары) должна учесть в них все понесенные затраты, связанные с этими услугами (товарами), и назначить при этом такие цены на них, которые бы обеспечили не только покрытие всех затрат, но и принесли реальную прибыль. В процессе ценообразования парикмахерских услуг в данном салоне необходимо использовать ценовой метод полных затрат - это метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия (услуги). Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются издержки производства на единицу продукции (услуги), к которым добавляется необходимая прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться только в исключительных случаях или разработать систему скидок. Конечно, данный метод имеет и недостатки, хотя для малых предприятий этот метод самый оптимальный.
В экономической теории все издержки принято подразделять на переменные и постоянные.
К переменным относятся все затраты, которые меняют свою величину в зависимости от объемов производства. Это затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату сотрудников, которые осуществляют предоставление услуги, а также затраты, связанные с временной арендой.
Постоянные затраты не зависят в пределах некоторых границ (часто определяемых мощностью установленного оборудования) от объемов производимой продукции. К ним принято относить все затраты, связанные с приобретением машин, механизмов, оборудования, зданий, сооружений. К ним же относится постоянная арендная плата и налоги, заработная плата администрации и других управленческих работников.
В расчетно - экономическую часть цены на парикмахерские услуги входят такие понятия, как затраты, калькуляция, калькулирование себестоимости, прибыль, валовая продукция, чистая продукция, себестоимость, тариф, убыток.
Рассмотрим эти понятия подробнее:
Затраты - денежные средства, истраченные (израсходованные) на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При определении затрат, формирующих себестоимость продукции руководствуется приказом МИНФИНА РФ от 6 мая 1999 года №33н положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Расходы организации», гл. 25 статьи 253 - 270 Налогового кодекса РФ.
Калькуляция - способ обобщения в денежной форме, приходящихся на единицу продукции, конкретного вида работ, услуг.
Калькулирование себестоимости - способ исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) путем обобщения издержек в едином измерителе и их группировка в определенной последовательности, регулируемой соответствующими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.
Прибыль - сумма, на которую (выручка) превышает затраты на экономическую деятельность, на производство продукции. Обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий характеризует положительную деятельность их.
Валовая продукция - часть валовой прибыли, которая остается после всех финансовых расчетов.
Чистая продукция - часть валовой прибыли, которая остается после всех финансовых расчетов и отчислений.
Себестоимость - сумма затрат предприятия при производстве и реализации продукции.
Тариф - стоимостная оценка единицы услуг, включающая экономически обоснованные затраты (себестоимость) и прибыль, необходимую организации для нормативного функционирования.
Убыток - потеря, ущерб, урон. Сумма, на которую затраты предприятия превышают доход, характеризует отрицательную деятельность предприятия.
Расшифровка статей затрат:
Сырье и материалы - включает стоимость приобретенных материальных ресурсов для производства и реализации продукции (работ, услуг).
Затраты на оплату труда - расходы на оплату труда парикмахеров. Определять в процентном соотношении от выручки.
Единый социальный налог - обязательные отчисления от доходов, начисленных работникам предприятия в виде выплат и вознаграждений по установленным законодательством нормам органам социального страхования, в виде авансовых платежей по итогам каждого месяца.
Амортизация - постепенный перенос стоимости основных фондов в цене на парикмахерские услуги.
Накладные расходы - затраты на оплату труда коммунальных услуг, услуги связи, рекламу, содержание административно - управленческого персонала и других. Распределять в процентном соотношении от оплаты труда работников.
Прочие затраты - отражают налоги, сборы, платежи за аренду и так далее.
Производственная себестоимость - общая сумма производственных затрат на выполнение услуги.
Анализ исследования парикмахерских услуг по г. Иркутску показал, что высоким спросом у клиентов пользуются такие услуги, как: стрижка, прическа, окраска и мелирование (колорирование) на фольге.
Для того чтобы получить полную информацию о том, на какие услуги затрачено денежных средств, необходимо сгруппировать затраты по следующим статьям: сырье и материалы; затраты на оплату труда; ЕСН; амортизационные отчисления; накладные расходы; прочие затраты; производственная себестоимость; прибыль. В дальнейшем мы их сгруппируем в таблицу и произведем расчет стоимости востребованных парикмахерских услуг, сравнивая с рыночной стоимостью конкурентов.
Таблица 4
Средняя стоимость стрижки волос
№ п/п |
Наименование затрат |
Затраты |
Сумма, руб. |
|
1. |
Сырье и материалы |
см. в таблицу 5 |
41,61 |
|
2. |
Затраты на оплату труда |
35% от выручки |
126 |
|
3. |
Единый социальный налог |
26,2% от з/п |
33,01 |
|
4. |
Амортизация |
3% от суммы амортизационных отчислений за месяц (см. таблицу 12) |
11,00 |
|
5. |
Накладные расходы |
25% от з/п |
31,5 |
|
6. |
Прочие затраты |
2% от з/п |
2,52 |
|
7. |
Производственная себестоимость |
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6 |
245,64 |
|
8. |
Прибыль |
46,5 % от производственной себестоимости |
114,36 |
|
9. |
Стоимость стрижки волос |
п.7+п.8=п.9 |
360 |
|
Таблица 5
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций |
Наименование расходных материалов |
Объем, мл |
Цена без НДС, руб. |
Норма расхода, мл |
Стоимость норм расхода препарата, руб. |
|
Мытье головы |
Шампунь |
1250 |
950 |
20 |
26,3 |
|
Кондиционер |
1000 |
834 |
5 |
5,99 |
||
Спрей |
250 |
350 |
5 |
2,97 |
||
Налог на добавленную стоимость 18% |
6,35 |
|||||
Итого |
41,61 |
|||||
Таблица 6
Средняя стоимость прически
№ п/п |
Наименование затрат |
Затраты |
Сумма, руб. |
|
1. |
Сырье и материалы |
см. в таблицу 7 |
115,75 |
|
2. |
Затраты на оплату труда |
35% от выручки |
305 |
|
3. |
Единый социальный налог |
26,2% от з/п |
80 |
|
4. |
Амортизация |
см. в таблицу 12 |
11,00 |
|
5. |
Накладные расходы |
25% от з/п |
76 |
|
6. |
Прочие затраты |
2% от з/п |
6 |
|
7. |
Производственная себестоимость |
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6 |
582,75 |
|
8. |
Прибыль |
49% от производственной себестоимости |
287,25 |
|
9. |
Стоимость прически |
п.7+п.8=п.9 |
870 |
|
Таблица 7
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций |
Наименование расходных материалов |
Объем, мл |
Цена без НДС, руб. |
Норма расхода, мл 25см |
Стоимость норм расхода препарата, руб. |
|
Прическа |
Шампунь |
1250 |
950 |
20 |
26,3 |
|
Кондиционер |
1000 |
834 |
5 |
5,99 |
||
Пенка |
500 |
350 |
30 |
42,86 |
||
Воск |
100 |
187 |
5 |
2,67 |
||
Лак |
500 |
370 |
15 |
20,27 |
||
Налог на добавленную стоимость (НДС) 18% |
17,66 |
|||||
Итого |
115,75 |
|||||
Таблица 8
Средняя стоимость окраски волос
№ п/п |
Наименование затрат |
Затраты |
Сумма, руб. |
|
1. |
Сырье и материалы |
см. в таблица 9 |
182,48 |
|
2. |
Затраты на оплату труда |
35% от выручки |
357 |
|
3. |
Единый социальный налог |
26,2% от з/п |
93,53 |
|
4. |
Амортизация |
см. в таблица 12 |
11,00 |
|
5. |
Накладные расходы |
25% от з/п |
89,25 |
|
6. |
Прочие затраты |
2% от з/п |
7,14 |
|
7. |
Производственная себестоимость |
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6 |
740,4 |
|
8. |
Прибыль |
37,8% от производственной себестоимости |
279,6 |
|
9. |
Стоимость окраски волос |
п.7+п.8=п.9 |
1020 |
|
Таблица 9
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций |
Наименование расходных материалов |
Объем, мл |
Цена без НДС, руб. |
Норма расхода, мл 25см |
Стоимость норм расхода препарата, руб. |
|
Мытье головы |
Шампунь |
1250 |
950 |
20 |
26,3 |
|
Кондиционер |
1000 |
834 |
5 |
5,99 |
||
Окраска волос методом «Контур» |
Крем-краска № 3/6 (баклажан) |
60 |
113 |
20 |
10,62 |
|
Оксидант 3% |
1000 |
179 |
20 |
111,73 |
||
Налог на добавленную стоимость 18% |
27,84 |
|||||
Итого |
182,48 |
|||||
Таблица 10
Средняя стоимость мелирование на фольге
№ п/п |
Наименование затрат |
Затраты |
Сумма, руб. |
|
1. |
Сырье и материалы |
см. в таблица 11 |
154,75 |
|
2. |
Затраты на оплату труда |
35% от выручки |
318,5 |
|
3. |
Единый социальный налог |
26,2% от з/п |
83,34 |
|
4. |
Амортизация |
см. в таблица 12 |
11,00 |
|
5. |
Накладные расходы |
25% от з/п |
20,86 |
|
6. |
Прочие затраты |
2% от з/п |
6,32 |
|
7. |
Производственная себестоимость |
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6 |
594,77 |
|
8. |
Прибыль |
53% от производственной себестоимости |
315,23 |
|
9. |
Стоимость мелирование на фольге |
п.7+п.8=п.9 |
910 |
|
Таблица 11
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций |
Наименование расходных материалов |
Объем, мл |
Цена без НДС, руб. |
Норма расхода, мл 25см |
Стоимость норм расхода препарата, руб |
|
Мытье головы |
Шампунь |
1250 |
950 |
20 |
26,3 |
|
Кондиционер |
1000 |
834 |
5 |
5,99 |
||
Окраска волос |
Крем-краска № 00 (светло-бежевый) |
60 |
113 |
20 |
10,62 |
|
Осветляющий порошок «Супра» |
500 |
340 |
60 |
88,23 |
||
Налог на добавленную стоимость 18% |
23,6 |
|||||
Итого |
154,75 |
|||||
Таблица 12
Расчет амортизационных отчислений
Дата и № акта о вводе в эксплуатацию |
Наименование оборудования |
Место нахождения |
Первоначальная стоимость, руб. |
Срок полезного использования (лет) |
Годовая сумма амортизации, руб. ?А |
Годовая норма амортизации (% )n (год) |
Норма амортизации в месяц (%)n |
Сумма амортизации за месяц |
|
2008 |
Тумба с зеркалом |
г. Иркутск улица Лермонтова92 |
22,000 |
5 |
4400 |
20 |
1,67 |
367 |
|
Расчет амортизационных издержек осуществляется следующим образом.
А = ПС • n мес. (%)/100%,
где А - сумма амортизации, ПС - первоначальная стоимость и n мес. (%) - норма амортизации за месяц. Исчисленная исходя из срока полезного использования объекта 5 лет.
n год (%) = ? А год • 100%/ПС
n мес. (%) = n год/12мес.
Сумма амортизационных отчислений, включаемая в калькуляцию себестоимости стрижки, прически, окраски, мелирование на фольге составляет 11 руб. Следовательно, расчетные цены на парикмахерские услуги составили: на стрижку - 360 руб., на прическу - 870 руб., на окрашивание волос - 1020 руб. и на мелирование - 910 руб., но эти цены не является фиксированными и могут меняться как в сторону понижения, так в сторону повышения, но не ниже себестоимости. Они могут так же зависеть от аналогичных услуг, установленных парикмахерскими в городе, а также от спроса и предложения клиентов.
В дальнейшем услуги необходимо оказывать в соответствии с разработанными и утвержденными в салоне стандартами обслуживания, на основании которых на обслуживание каждого клиента определяются все необходимые нормы обслуживания, нормы расхода материалов, заработной платы и других расходов.
Из вышеприведенного расчета цен составим проект сметы расходов по статьям на месяц (год), который позволит планировать не только ежемесячную работу салона «Соната», но и на перспективу.
Таблица 13
Проект сметы расходов
на предпринимательскую деятельность салона «Соната» в месяц
Наименование статей затрат |
Затраты по видам услуг, руб. |
Итого, руб. |
Кол-во услуг |
Всего, руб. |
||||
Стрижка |
Прическа |
Окрашивание волос |
Мелирование (колорирование) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1.Сырье и мате риалы |
41,61 |
115,75 |
182,48 |
154,75 |
494,59 |
2 |
989,18 |
|
2.Затраты на оплату труда |
126 |
305,00 |
357,00 |
318,5 |
1106,50 |
2 |
2213,00 |
|
3. Единый социальный налог |
33,01 |
80,00 |
93,53 |
83,34 |
289,88 |
2 |
579,76 |
|
4. Амортизация |
11,00 |
11,00 |
11,00 |
11,00 |
44,00 |
2 |
88,00 |
|
5. Накладные расходы |
31,5 |
76,00 |
89,25 |
20,86 |
217,61 |
2 |
435,22 |
|
6. Прочие затраты |
2,52 |
6,00 |
7,14 |
6,32 |
21,98 |
2 |
43,96 |
|
7. Производственная себестоимость |
245,64 |
582,75 |
740,4 |
594,77 |
2163,56 |
2 |
4327,12 |
|
8. Прибыль |
114,36 |
287,25 |
279,6 |
315,23 |
996,44 |
2 |
1992,88 |
|
9. Рыночная стоимость |
360,00 |
870,00 |
1020,00 |
910,00 |
3160,00 |
2 |
6320,00 |
|
Примечание: таблица составлена в расчете на работу одного мастера в смену
Норму времени обслуживания клиента необходимо спланировать по видам оказываемых услуг и технического перерыва:
- стрижка - 40 мин.
- прическа - 120 мин.
- окрашивание волос - 60 мин.
- мелирование - 80 мин.
Итого: 300 мин.
Произведем расчет возможного количества оказанных парикмахерских услуг одним мастером за одну смену (600 мин. длительность одной смены):
- стрижка: 40 мин.*2=80 мин.
- прическа: 120 мин.*2=240 мин.
- окрашивание волос: 60 мин.*2=120 мин.
- мелирование: 80 мин.*2=160 мин.
Итого: 600 мин.
Оценивая данные таблицы 11 произведем расчет расходов и доходов парикмахерских услуг на месяц с учетом работы двух мастеров в смену:
30 дней * 2 * 6320 = 379 200 рублей,
составит выручка салона, которая увеличится по сравнению с фактической выручкой более чем в три раза. Этого можно достичь за счет:
1. организация и повышение производительного труда;
2. реклама услуг;
3. снижение издержек производства.
Произведем расчет расходов по статьям затрат:
1. Сырье и материалы - 989,18 * 30 * 2 = 59 350,8 руб. увеличение произошло в 1,6 раза. При условии увеличения выручки более чем в 3 раза, соответственно и затраты на сырье и материалы должны увеличиться в равной пропорции, здесь же мы видим что планирование расходов позволяет экономию издержек перераспределить на другие статьи затрат, которые позволят продвигать и позиционировать данные услуги на рынке.
2. Затраты на оплату труда - 2213,00 *30 * 2 = 132 780 руб., увеличились на 1, 4 раза;
3. Единый социальный налог - 579,76 *30 * 2 = 34 785,6 руб. увеличился в 2,2 раза;
4. Амортизация - 88,0 *30 * 2 = 5 280 руб., ранее расходы на данную статью не были предусмотрены, которые позволяют производить ремонт электроинструментов, обновлять оборудование, профессиональную мебель и др.;
5. Накладные расходы - 435,22 *30 * 2 = 26 113,2 руб. так же расходы не были предусмотрены, в свою очередь их можно направить на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг;
6. Прочие затраты - 43,96 * 30 * 2 = 2 637,6 руб. данные расходы так же не были предусмотрены их так же можно направить на рекламную компанию данного салона «Соната».
Прибыль в среднем составит 1992,88*30*2=119 572,8 рублей, а в процентном выражении 46%, которая позволит внедрять в производственный процесс новые современные технологии, оборудование, инструменты и парфюмерно-косметические средства и препараты.
Рентабельность - показатель эффективности хозяйственной деятельности салона-парикмахерской. Определяется отношением прибыли к сумме единовременных или текущих затрат, выражается в процентах. Плановая рентабельность салона-парикмахерской «Соната» в месяц составит:
119 572,8/259 627,2*100=46%
Подход к разработке эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от избранных организацией целей и реальных условий, позволит активно завоевывать рынок, расширяя сферу своего действия.
ГЛАВА 3.
ИЗУЧЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАРИКМАХЕРСКОЙ «СОНАТА» Г. ИРКУТСКА
3.1 Поэтапное изучение конъюнктуры рынка в сфере парикмахерских услуг
На сегодняшний день в Иркутской области действует более 900 предприятий в сфере парикмахерских услуг. Рынок парикмахерских услуг в регионе развивается быстрыми темпами. С 1991 года количество парикмахерских увеличилось более чем в 3 раза, это сделало парикмахерские услуги доступными, а обслуживание комфортным. Об этом сообщила на пресс-конференции заместитель начальника управления продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации Иркутской области Наталья Захарова. Как рассказала Наталья Захарова, услуги парикмахерских составляют часть общей культуры общества, обеспечивают гигиену и влияют на здоровье граждан. Поэтому они пользуются спросом у всех групп населения и представляют собой бытовые услуги первой необходимости. По данным управления продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации Иркутской области, наибольшая обеспеченность парикмахерскими услугами на тысячу жителей сложилась в городах Иркутск (118%), Братск (106%), Усолье-Сибирское (103%), Шелехов (102%), Ангарск (95%), в Слюдянском (59%), Усть-Удинском (45%) и Нижнеилимском (44%) районах (см. Рис. 2).
Объем рынка парикмахерских услуг Иркутской области за 2004 год по данным областного комитета статистики составил около 192 млн. рублей. Парикмахерские услуги являются наиболее доходными в сфере обслуживания, потому что вложенные средства окупаются, как правило, через один - два года.
Предприятия, оказывающие парикмахерские услуги, можно разделить на шесть групп.
Первую группу составляют предприятия, оказывающие более 20 видов комплексных и качественных парикмахерских и косметических услуг. Салоны такого уровня в основном работают на рынке г. Иркутска.
Вторая группа салонов-парикмахерских ориентируется на средний класс.
В третью группу парикмахерских входят традиционные, оказывающие не более 4 видов услуг и имеющие оборудование среднего качества.
Четвертая группа - парикмахерские, созданные при центрах социальной защиты для обслуживания малообеспеченных граждан.
Практикующие частные парикмахеры, оказывающие базовые услуги, входят в пятую группу.
Наконец, шестую группу составляют парикмахерские для обслуживания сельского населения, организованные потребительскими обществами.
Такое деление парикмахерских обусловлено ориентацией на определенную категорию потребителей. Спрос на парикмахерские услуги зависит, главным образом, от ценовой политики и качества оказываемых услуг.
Первоочередной задачей изучения рынка парикмахерских услуг является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося в условиях конкуренции и динамики цен. Цене присуща функция балансирования спроса и предложения, в свою очередь ценообразующие факторы (конъюнктурные) объясняют изменчивость рынка парикмахерских услуг, и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтения потребителей, новых технологий и косметических препаратов в индустрии красоты и т.д.
Ценовая политика салона как средство завоевания потребителя играет большую роль и актуальна для развития предпринимательской деятельности в условиях высокой динамичности формирующегося рынка парикмахерских услуг, активного проникновения на рынок зарубежных конкурентов.
Сложность цены и ценообразования заключается в том, что цена - категория конъюнктурная. Слова «конъюнктура» происходит от латинского «связывать, соединять». Эта сцепка, взаимосвязь экономических, политических, психологических, социальных факторов. Влияние этих факторов на развитие рынка парикмахерских услуг различно, оно постоянно меняется. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры.
В данном разделе мы оцениваем конъюнктуру рынка парикмахерских услуг через сопоставление перечня предлагаемых услуг, анкетирование клиентов и цены.
Салон-парикмахерская «Соната» находиться в Свердловском районе г. Иркутска, остановка «Иркутский государственный политехнический университет», отличительной чертой этого района является многочисленная армия студентов, в котором находятся более 8 образовательных учреждений среднего, начального и высшего профессионального образования, а так же профессорско-преподавательский состав этих учреждений. В данном районе функционируют 4 салона-парикмахерских: «Соната», «Шарм», «Паллада», «Образ»
Сопоставим в нижеприведенной таблице перечень предоставляемых услуг данными салонами:
Таблица 14
Сравнительный перечень предоставляемых услуг салонами
Наименование услуг |
«Соната» |
«Шарм» |
«Паллада» |
«Образ» |
|
Стрижка |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Укладка |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Окраска, мелирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Маникюр |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Педикюр |
+ |
+ |
- |
- |
|
Солярий |
+ |
- |
- |
- |
|
Косметологические |
+ |
+ |
- |
- |
|
Ногтевой дизайн |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Колорирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Химическая завивка |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Наращивание ногтей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Сравнительный анализ парикмахерских услуг в данном районе, предоставляемый салонами показал, что перечень ассортимента услуг в «Сонате», как видно из таблицы не уступает, а даже предлагает такие дополнительные услуги как, солярий, педикюр, косметологические, которых нет в большинстве случаев у конкурентов. Что позволяет привлечь клиентов не только дополнительным ассортиментом услуг, но и их комплексом.
Проведено исследование клиентов посещающих салон-парикмахерскую «Соната», с целью выявления и анализа факторов влияющих на различные группы людей при принятии решения о приобретении парикмахерских услуг. Респондентам в количестве 170 человек в анкете были заданы следующие вопросы: ваш пол; сколько Вам лет; Ваша сфера деятельности; как часто Вы посещаете парикмахерскую; какие услуги Вы приобретаете; какую сумму Вы можете потратить на парикмахерские услуги; какую парикмахерскую вы посещаете; у какого мастера Вы предпочитаете обслуживаться; чаще всего Вы бываете, довольны от предоставленной услуги; по каким источникам Вы узнали о своей парикмахерской; какие дополнительные услуги Вы хотели бы получить; Ваши предложения.
Анкетирование и опрос клиентов салона-парикмахерской «Соната», проанализирован и сведён в следующую таблицу:
Таблица 15
Анализ проведенного анкетирования клиентов парикмахерских услуг
Вопросы анкеты |
Ранжирование населения по полу |
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |