Министерство образования Российской Федерации
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
___________________________________________________________
Финансово-экономический факультет
Специальность: «Экономика и управление в отрасли образования»
Кафедра экономики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала взфэи г. Брянска
Студентка: Граблина О.В.
Зав. кафедрой Рулинская А.Г.
Руководитель дипломной
работы: Сердюкова И.Д.
Брянск 2003
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
Факультет: Финансово-экономический
Кафедра: экономики
"Утверждаю"
зав. кафедрой экономики,
доц., к.э.н.
_______Рулинская А.Г._____________
(Ф.И.О.) (подпись)
ЗАДАНИЕ
на дипломную работу
Студенту: Граблиной Оксане Викторовне
Специальность: «Экономика и управление в отрасли образование»
Тема дипломной работы: «оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала взфэи г. Брянска»
Тема диплома утверждена распоряжением Декана по ФЭФ факультету № 05 от 25.09.03_г.___________
Перечень разрабатываемых вопросов: _1) изучение понятия "внешней" и "внутренней среды" бизнеса образовательного учреждения; 2)_анализ состояния рынка образовательных услуг и место на нем ВЗФЭИ и его филиала в г, Брянске; 3) разработка предложений по оценке факторов внешней среды образовательного учреждения и совершенствования менеджмента и маркетинга в ВЗФЭИ
Исходные данные: 1) материалы периодической печати; 2) данные филиала ВЗФЭИ (рекламные буклеты, общедоступная информация, заключения специалистов, сотрудников и экспертов в области образования); 3) материалы о других учебных заведениях Брянского региона; 4) учебная и научная литература.
Рекомендуемая литература:_1) Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.: Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ, под ред. В. В. Кулибано-вой. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.2) Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003. 3) Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ под ред. Ароф. В.А. Алексунина.- 2-3 изд., перераб. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.- 614 с.
Дата выдачи задания: __20.10.03______________________
Дата сдачи законченной работы __8.12.03________________________
Студент:_ Граблина О.В.________________ _____________
(Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель дипломной работы Сердюкова И.Д.______________
к.э.н., доцент кафедры "Экономики" СЭИ подпись)
(Ф.И.О., уч. звание, уч. степень)
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие конкурентной среды образовательного учреждения
1.1. Образовательное учреждение как открытая система
1.2. Внешняя среда образовательного учреждения
1.3. Внутренняя среда образовательного учреждения
1.4. Некоторые черты дистанционного образования
Глава 2. Оценка отдельных факторов среды бизнеса ВЗФЭИ
2.1. Характеристика профиля ВЗФЭИ
2.2. Описание специфики ВЗФЭИ
2.2. Специфика филиала в г. Брянске
Глава 3. Предложения по совершенствованию работы Московского аппарата ВЗФЭИ и Брянского отделения.
3.1. Первоочередные задачи ВЗФЭИ
3.2. Разрешение некоторых проблем Брянского филиала
3.3. Психологические аспекты деятельности филиала ВЗФЭИ как
фактор внутренней среды
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности образовательных организаций складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности организаций, они отражают существующие закономерности, связи и зависимости.
Деятельность организаций образовательной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). Если какой-либо фактор не берется во внимание при расчетах, то подсчет степени влияния других факторов, принятых в расчетах, а также выводы по результатам анализа будут неточными.
Основополагающий принцип маркетинга един для всех отраслей - во главу угла ставятся нужды потребителей, путем удовлетворения которых образовательная организация-производитель получает прибыль.
По абсолютным показателям подготовки специалистов РФ занимает второе место в мире после США. По выпуску специалистов на 10 тыс. населения РФ занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии.
В стране продолжается реализация Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ 29 декабря 2001 года. По мнению министра образования В.М. Филиппова, система образования перешла от выживания к этапу активного обновления и развития.
Крупнейшим событием прошлого учебного года был 7-й съезд ректоров России, в работе которого принял участие Президент РФ В.В. Путин. На съезде шел содержательный, конструктивный разговор о реализации концепции реформирования российской образовательной системы. В основном докладе президента Российского союза ректоров В. Садов ничего, выступлениях и в принятых съездом документах подчеркнута основополагающая роль Концепции модернизации отечественного образования. В ходе дискуссии, развернувшейся на съезде и нашедшей отражение в постановлениях, со всей определенностью указывается, что в Концепции и мероприятиях по ее реализации не в полной мере учтены ключе вые проблемы развития высшей школы.
Занятая съездом позиция во многом опирается на положения речи Президента России В.В. Путина, где сформулированы актуальны и перспективные задачи деятельности вузов контексте трансформации российского общества. Съезд рекомендовал внести коррективы: стратегию и практику реализации Концепции модернизации высшего образования, предусмотрев:
o улучшение управления практической работой по совершенствованию образования
o осуществление взвешенного, научно обоснованного подхода к проведению таких крупных социально-педагогических экспериментов, как введение ЕГЭ и ГИФО;
o консолидацию сил и ресурсов на решение наиболее острых проблем развития высшей школы.
Одной из главных проблем, обозначенных в Концепции, является обеспечение качества высшего образования.
Под особый контроль Минобразования РФ взята подготовка специалистов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования в области юриспруденции, экономики и управления. Председатели ГАК теперь утверждаются Министерством образования РФ, и их кандидатуры предварительно согласовываются с УМО и Госинспекцией по аттестации учебных заведений России.
Повышаются требования к государственной итоговой аттестации выпускников. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 18.05.2002 г. «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний» выпускающие кафедры должны готовить новое поколение методических указаний по содержанию государственных аттестационных испытаний с учетом видов и задач профессиональной деятельности выпускников и квалификационных требований, необходимых для выполнения каждой из профессиональных задач.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью ситуации в которых находятся сегодня Российские вузы: они вынуждены вести коммерческую деятельность и задумываться о своей конкурентноспособности так же как и обычная коммерческая образовательных учреждений.
Данная дипломная работа посвящена изучению проблем, связанных с внутренней и внешней средой образовательного учреждения.
Объектом исследования стал ВЗФЭИ и его филиал в г. Брянске.
Цели работы: определить маркетинговые подходы к определению сущности внешней и внутренней среды образовательного учреждения в свете его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Задачами работы являлись:
o Определение сущности внутренней и внешней среды образовательного учреждения и его знания в менеджменте вуза.
o Описать структуру ВЗФЭИ и специфику деятельности.
o Анализ работы Брянского филиала ВЗФЭИ и специфики его бизнеса
o Оценка конкурентных преимуществ образовательного учреждения в регионе
o Составление перечня рекомендаций по совершенствованию работы ВЗФЭИ и его филиала в г.Брянске.
В ходе написания дипломной работы использовались материалы сайта ВЗФЭИ, материалы периодической печати, рекламные документы, официальная статистика и результаты опросов студентов.
Методами исследования и сбора информации были: сопоставление, сравнение, опросы, сводка, группировка, финансовые коэффициенты, рейтинговая оценка, ситуационный и маркетинговый анализ
1.1. Образовательное учреждение как открытая система
Использование в управлении теории систем, существенно облегчило задачу изучения всей деятельности компании в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. То есть образовательная организация рассматривается как открытая система, для которой характерны следующие особенности:
- наличие в системе определенного числа компонентов;
- связь составляющих элементов системы, организационно оформленная в виде структуры;
- воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат их взаимодействия между собой и с окружающей
средой;
- появление как следствие взаимодействия компонентов системы новых явлений, обновленных процессов;
- свойства системы, проявляющиеся как результат взаимодействия ее компонентов;
- идентификация системы, позволяющая отличать ее и ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему;
- наличие окружающей среды, которая, не являясь частью системы, активно воздействует на нее;
- концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).[. Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с, c.12]
Выделяют несколько групп факторов, которые воздействуют на организацию и которые следует учитывать: основные и второстепенные, интенсивные и экстенсивные, первичные и вторичные, положительного и отрицательного влияния, что позволяет учитывать значимость каждого из них при оценке деятельности учреждения.
Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности образовательных организаций, отражают действие экономических законов развития общественного производства. Их анализ связан с необходимостью оценки степени соблюдения требований экономических законов в хозяйственной практике.
В ходе анализа большое внимание должно уделяться и субъективным факторам, влияние которых связано с конкретной деятельностью работников образовательных организаций и полностью зависит от них. Поэтому их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом учреждения, организации его работы, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят конечные результаты работы.
Рис 1.1. Организация как открытая система [. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения.//Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1, c.15]
На рисунке представлена схема современных взглядов на организацию как открытую систему. Она характерна следующим:
Быстроменяющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения.
Стратегическое управление такой организацией основано на принципах:
· стратегического планирования;
· стратегического маркетинга;
· упреждающего контроля
Опыт убеждает, что эти представления достаточно близки многим российским менеджерам, однако проблема заключается в том, что далеко еще не все знают, какими методами их можно использовать на практике. Один из основных "инструментов" менеджмента - системный подход - предписывает искать истоки проблем, возникающих в работе организации, в первую очередь за ее пределами, во внешней среде.
1.2. Внешняя среда образовательного учреждения
Современный менеджмент основывается на следующих "постулатах", которые гласят:
- внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;
- любой сотрудник вуза - личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - "инструмент" для обеспечения прибыли;
- управление - сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.
Многие "внутренние" проблемы вызываются "внешними" причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов: Значимость внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою "нишу" в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру вуза, направления его развития [. Уткин Э.А. Управление фирмой. -- М.: Акалис, 1996., c.12-14].
Наиболее характерные черты внешней среды современного вуза - динамичность, многообразие и интегрированностъ. Динамичность нашей российской действительности филиал все уже хорошо осознали, однако многие полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, происходящих в стране, и скоро наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако, судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран - нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Очень непросто выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на "спокойную" среду, теперь не подходят. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.
Характерная черта внешней среды вузов - многообразие. Современная образовательная организация взаимодействует с огромным числом различных объектов - клиентами, партнерами, банками, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с образовательных учреждений, но и между собой множеством экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных нитей, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда - интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия вуза с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными
в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые образовательных учреждений. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим обстоятельствам. Роль социальных факторов и в будущем будет усиливаться в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во все возрастающей степени диктует стратегию и тактику организаций.
Таблица 1.1.
Факторы маркетинговой среды, контролируемые в менеджменте
Маркетинговая среда |
Исследуемые факторы |
|
1 . Международная |
Экономические кризисы в отдельных регионах и странах Демографические взрывы Социальные конфликты и войны в отдельных регионах мира Экологические явления, стихийные бедствия Нарушение международных соглашений |
|
2. Макроэкономическая |
Социально-экономическая политика Научно-техническая и промышленная политика Ресурсный потенциал страны Ценовая и налоговая политика Кредитно-денежная политика Таможенная политика Гражданское и коммерческое законодательство |
|
3. Микроэкономическая |
Характер конкурентной среды Параметры спроса: стабильность и величина Характеристики потребителей (сегментация по группам) Конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых Конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов |
|
4. Региональная (территориальная) |
Динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса Динамика инвестиций Уровень и характер занятости населения и динамика ее структуры Уровень и динамика благосостояния населения Уровень развития инфраструктуры |
|
Окружающая маркетинговая среда образовательного учреждения представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности.
В последнее время произошло увеличение количество переходов студентов из ВУЗа в ВУЗ, с одной специальности на другую. Объясняется это тем, что с одной стороны, ухудшилось качество образования в целом, в некоторых ВУЗах оно находится на очень низком уровне. В сфере образования активно распространяется все больше рекламы, которая далеко не всегда объективно отражает реальную ситуацию. С другой стороны, стали более легкими условия перевода из одного ВУЗа в другой.
Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ВУЗа и специальности были отмечены:
o новый ВУЗ;
o государственный ВУЗ;
o новая система обучения;
o универсальность образования (филиал Московского ВУЗа);
o специфика специальности;
o наличие рабочих мест по данной специальности и другие.
При вопросе о преимуществах и недостатках ВУЗа (качестве образования) были выделены в основном другие факторы:
o состояние учебных корпусов;
o техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека);
o квалификация преподавательского состава;
o неудобное месторасположение;
o учебные планы по специальностям и отдельные дисциплины и т. д.
Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью, внутренней конфликтностью. Здесь можно выделить несколько основных групп факторов:
а) первая группа характеризуется центробежными тенденциями - развалом СССР, образованием новых суверенных государств, что в принципе разрушило старую систему образования;
б) вторая группа особенно сильно затрагивает высшее образование с точки зрения смены его содержания не только предметного, но и духовного;.
в) отход от образования на одном русском языке (уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов);
г) децентрализация органов управления образованием, закрепленная в Законе РФ "Об образовании";
д) критический период формирования рыночных отношений - часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.
Геополитическое положение является интегрирующей категорией по отношению к понятиям: физико-географическое положение, политическое и социально-экономическое. Оно обладает историческими, временными характеристиками, так как включает в себя анализ влияния геополитического положения на формирование культуры региона, на формирование государственно-политической структуры, определяющей прошлое, настоящее и будущее регионального рынка труда.
Геополитический анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные с аксиологической точки зрения характеристики региона, то есть те, которые дают оптимально полное представление о ценностном потенциале социокультурной среды региона и определяют региональные образовательные потребности. Для анализа выделяют следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические [. Стрелова О.Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - №6. - С.37-47., c.39].
1. Природно-географические особенности региона включают:
- · континентальное, прибрежное или островное положение;
- · размеры территории;
- · климатические зоны;
- · ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.
2. Социально-географические особенности:
- · численность и плотность населения;
- · уровень урбанизированности;
- · пространственная удаленность региона от центра страны.
3. Социально-экономические особенности региона:
- · ведущие отрасли производства;
- · развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);
- · экономические показатели региона;
- · перспективы экономического развития региона.
4. Социально-демографические особенности региона:
- · половозрастная структура населения;
- · степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);
- · этнический состав населения.
5. Социально-политические особенности региона:
- · государственно-правовой статус региона в системе РФ;
- · внутриполитическая ситуация в регионе;
- · геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;
- · приграничное положение.
6. Историко-культурологические особенности региона:
- · зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);
- · существование моно или поликультур;
- · субкультуры, сложившиеся на территории региона;
- · культурные традиции региона;
- · история развития и специфика образовательной среды региона.
Экономическая среда. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.
Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. Однако в нашей стране такие цифры вызывают сомнения. Дело в том, что в нашей стране таких отдач быть не может, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.
Однако, согласно таблицам ЮНЕСКО, бывший СССР занимает 49-е место в мире по коэффициенту интеллектуальности молодежи и 45-е место - по коэффициенту интеллектуальности населения. Такое отставание - не временный факт, а долгосрочная тенденция. В 50-х гг. по этим же индексам СССР находился на 2-3 местах в мире. Если в США расходы на образование с 1960 по 1990 г. увеличились в целом в 14,7 раза (с 24 до 353 млрд долл.), а на высшее образование - в 20 раз, то в СССР за этот период расходы на образование в целом увеличились лишь в 4,7 раза (на столько же и на высшее образование - с 1,1 до 4,7 млрд руб.). Другими словами, в США на высшее образование расходуется 40 млрд долл., а в России - 800 млн долл., т.е. в 50 раз меньше.
В 1992 г. на одного российского студента приходилось всего 4600 руб. стоимости основных фондов, а в США - 70 тыс. долл. В целом расходы на подготовку 1 специалиста у нас находятся на 1-1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база организаций высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учетного оборудования оказались на грани банкротства. Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2-2,5 раза, то в России все наоборот.
Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.
Наблюдается падение общего уровня доходов вузов и покупательской способности населения. Для системы образования этот факт очень тревожен.
Анализ этого рынка показывает, что необходимо делать сдвиг на образование взрослых, т.е. на переподготовку кадров. А это уже сдвигает источники финансирования образования в сторону негосударственного финансирования.
Фундаментальное образование потеряло свою престижность, а университеты становятся все больше центрами натаскивания, центрами инструктирования людей.
Таково современное положение образования и его связь с экономической средой.
Демографическая среда. Хотя численность населения РФ несколько снижается, это не является особенно тревожным симптомом. Изменение структуры производства требует больших усилий по переучиванию людей новым профессиям, новым специальностям. У нас сейчас только безработных более 9 млн. человек, их надо чему-то учить.
таблица 1.2.
Анализ внешних факторов при выборе конкурентной политики
Факторы |
Проявление кризисных факторов |
Возможные последствия |
|
Состояние национальной экономики |
Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента |
Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек |
|
Политические факторы |
Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т. д. |
Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны |
|
Правовые факторы |
Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы |
Повышение вузами-монополистами доходов за счет повышения цен на образовательную услугу; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок |
|
Социальные факторы |
Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры |
Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция |
|
Технологические факторы |
Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень |
Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость услуги, низкий уровень производительности и конкурентоспособности вузов |
|
Взаимоотношения с потребителями услуг и поставщиками |
Медленный темп роста выручки; задержки поставок материалов, услуг |
Рост неплатежей; снижение объема и качества услуги |
|
1.3. Внутренняя среда образовательного учреждения
Внутренняя среда вуза формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства услуги (услуг). Структура вуза, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия - все эти факторы имеют место в границах вуза. Но они не всегда находятся под контролем менеджеров, поскольку деятельность вуза во многом зависит от информации и других ресурсов, поступающих извне.
Внутренняя структура современного вуза всецело зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться постоянно. Важно поэтому обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры вуза требованиям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру вуза.
Рис. 1.3.. Система взаимодействия комплекса маркетинга и факторов внутренней среды
Многие специалисты считают, что создание внутренней структуры вуза сродни конструированию механизма, где "деталями" служат квадратики с названиями хозяйственных подразделений, отделов, кафедр, центров и т.п.. Практика показывает, что такое организационное "творчество" чаще ухудшает состояние образовательной организации, нежели повышает эффективность работы. У нас распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об образовательной организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, что любое образовательная организация - это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:
- стремление к выживанию;
- постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
- создание и совершенствование своих "органов";
- поддержание благоприятной внутренней среды;
- наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.
Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного вуза, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка вуза заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах.
Можно заметить, как постепенно растет слой людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают уходить от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.
Микросреда представлена силами (конкретными организациями и лицами), имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:
1. факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкретных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);
2. факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения;
3. факторы, подконтрольные службе маркетинга: выбор целевых рынков (сегментов), в т.ч. по размерам, особенностям и глубине разработки; цели маркетинговой деятельности, в т.ч. в отношении имиджа учреждения, путей продвижения образовательных услуг, роли в конкуренции; тип организации маркетинговой службы; расстановка акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе выполнения маркетинговых действий, решения задач.
Источник финансирования |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Госбюджетное финансирование |
68,3 |
65,7 |
55,1 |
53,8 |
50,9 |
50,9 |
|
Средства от предпринимательской деятельности |
22,9 |
25,4 |
33,0 |
35,2 |
37,0 |
39,2 |
|
Прочие средства |
8,8 |
8,9 |
11,9 |
11,0 |
12,1 |
9,9 |
|
ИТОГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Как видим, в целом по России прослеживаемся тенденция снижения значения бюджетного финансирования высшей школы и переход на доходы от предпринимательской деятельности.
В 2003 году финансирование вузов будет увеличено, а выделение средств на закупку научного оборудования для вузов возрастет на 68 процентов. На обновление и комплектование библиотек расходы увеличат на 240 процентов. А это значит, что у студентов и преподавателей будет больше компьютеров и учебников. Вдвое возрастет объем финансирования капитального строительства. Оно составит 3 миллиарда рублей. А это значит, будет больше студенческих общежитий, квартир для преподавателей и современных спортивных комплексов. В три раза повысятся надбавки за ученую степень. И это тоже приятная новость для ученых. Одна из важнейших проблем, по мнению ректоров вузов, - защита интересов преподавателей и ученых. На съезде ректоров шла речь о введении новой системы оплаты труда с 1 октября 2003 года, бюджетном финансировании вузов, создании отраслевой пенсионной системы, которая дала бы социальную защиту педагогам, много лет проработавшим в сфере просвещения.
Расходы на обучение одного отечественного студента-бюджетника составляют около тысячи долларов в год. По этому показателю Россия значительно отстает от европейских стран и США. Даже бывшие социалистические страны тратят на подготовку специалистов с высшим образованием гораздо большие суммы.
Рис. 1.4. Расходы на обучение одного студента в разных странах
1.4. некоторые черты дистанционного образования
Одним из видов образовательных услуг является дистанционное образование. Оно позволяет пересечь границы регионов и даже стран. Поле маркетинговой деятельности вуза значительно расширяется.
Смысл дистанционного образования в том, что потребитель таких образовательных услуг может не занимать учебные площади, а учиться дома.
Интернет стал важнейшим образовательным инструментом, причем не только в процессе обучения студентов, но и при подготовке преподавателей - таковы результаты исследования, проведенного в Канаде по заказу компании MsGraw-Hill Reyrson, занимающейся изданием учебников.
В ходе международного исследования были опрошены 1177 преподавателей и студентов университетов и колледжей. На основании их ответов Msdtaw-Hill рассчитала степень важности информационных технологий в обучении. В 1999 году этот показатель был равен 22%, теперь достиг 57%.
В этом году начинает свою работу новый онлайновый проект британских вузов UkeU - UK eUniversities Worldwide («электронные университеты Соединенного Королевства»). В рамках этого проекта студентам всего мира (в т. ч. и из России) будет предоставлена возможность получить британское высшее образование и ученую степень через Интернет.
Участники LJkeU смогут выбрать учебные курсы по семи дисциплинам, включая научные технологии, бизнес и менеджмент. Ожидается, что количество иностранных студентов должно составить 80% всех онлайновых учащихся. Стоимость обучения зависит от выбранных курсов и составит не менее 1,5 тыс. фунтов в год. Связь преподавателей и студентов будет осуществляться через новый Интернет-портал www.ukeu.com, созданный Sun Microsystems. На нем разместятся иллюстрированные тексты в формате HTML, аудиофайлы, а также тесты.
Самыми первыми дипломами, которые можно будет получить в рамках этого проекта, станут дипломы Открытого и Кэмбриджского университетов в области экономики.
Глава 2. Оценка отдельных факторов среды бизнеса ВЗФЭИ
2.1. Характеристика профиля ВЗФЭИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ) - основан 14 мая 1930.
Полное наименование вуза (в соответствии с учредительными документами): Всероссийский заочный финансово-экономический институт.
Юридический адрес: (в соответствии с учредительными документами) 123995, ГСП-5, г.Москва, Г-96 ул. О.Дундича, д.23.
Всероссийский заочный финансово-экономический институт имеет лицензию на образовательную деятельность №24Г-1144 от 11.09.2000г.
ВЗФЭИ - один из ведущих центров экономических исследований в области становления социально-ориентированной рыночной экономики, теории финансов, совершенствования бюджетной системы, кредитно-денежной политики и др.
Академические подразделения:
o Компьютерные залы.
o Библиотека.
Структурными подразделениями института являются:
o Отраслевая научно-исследовательская лаборатория.
o Профком.
o Учебно-методическое управление.
o Приемная комиссия.
o Отдел подготовки печатных материалов.
o Центр обеспечения учебно-методической литературой.
o Общежитие.
А также:
o Кадровые и административно-управленческие службы.
o Управление бухучета и финансового планирования.
o Хозяйственные и технические подразделения.
2.2. Описание специфики ВЗФЭИ
Крупнейший в России государственный и единственный специализированный заочный экономический вуз. Является лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства по ведущим финансово-экономическим специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» и д.р.
Научные исследования проводят крупные ученые-экономисты, авторы известных в стране монографий, учебников, учебных пособий. Ими созданы научные школы в области финансов, бюджета, кредитных отношений, управления вузами и предпринимательства, маркетинга, бухгалтерского учета и аудита, статистики, анализа хозяйственной деятельности вузов, применения экономико-математических методов и вычислительной техники в управлении экономикой и др.
Преподаватели института участвуют в работе центральных органов власти и управления по подготовке законодательных актов и нормативных документов, в проведении экспертных оценок подготавливаемых проектов и экономических расчетов.
Более чем 70-летний опыт научной и педагогической деятельности, а также постоянная ориентация учебного процесса на соответствие реальным потребностям экономики позволили ВЗФЭИ стать лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства. Институт к настоящему времени уже подготовил свыше 300 тысяч высококвалифицированных специалистов: ученых; руководителей финансовой и банковской систем; ведущих экономистов и главных бухгалтеров; руководителей различных звеньев управления народным хозяйством.
В 2001 году ВЗФЭИ занял 4 место в рейтинге экономических вузов по России по итогам 2000 года. (см. приложение№1)
Институт имеет государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность №24Г-1144 от 11.09.2000г.
В соответствии с профилем деятельности вуз сверх основных функций проводит важные виды дополнительной работы по оказанию услуг населению и вузам промышленности в области повышения квалификации специалистов, подготовки молодежи к поступлению в институты и др.
Головной вуз ведет дифференцированную ценовую политику в отношении филиалов, он учитывает объективные и субъективные факторы конкретной региональной среды бизнеса.
Что же было сделано в стране в рамках данной Концепции в 2002/2003 учебном году и что предполагается осуществить в новом учебном году.
В 2003 году значительно расширен эксперимент по единому государственному экзамену (ЕГЭ), который проводился в 48 субъектах РФ и в котором участвовало примерно 600 тысяч школьников, т.е. половина выпускников 11-х классов. Прием абитуриентов в институт по результатам ЕГЭ осуществляется пока в одном этом филиале в г. Калуге по трем специальностям. В 2004 году эксперимент распространится практически на все субъекты РФ, в т.ч. и на Москву (в нем будут участвовать школьники пяти административных округов г. Москвы). Проведение эксперимента, по мнению некоторых ректоров вузов, высветило ряд негативных моментов. Так, внедрение системы отодвигает вузы от активного участия в отборе своих абитуриентов, т.е. тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении. При внедрении ЕГЭ утрачивается смысл существования профильных классов в школах учебного комплекса ВЗФЭИ, требуется перестройка системы довузовской подготовки и работы приемных комиссий.
Ведется проектирование пристройки к зданию Владимирского филиала площадью около 2 тыс. м2, а также входной группы и одного дополнительного этажа в Липецком филиале.
2.2. Специфика филиала в г. Брянске
адрес филиала: 241000 Брянск, ул. Фокина, дом 6. телефоны: (8-083-2) 74-52-84; e-mail: vzfei@vzfei.brk.ru
Номер Лицензии - 24Г-0057, Дата Выдачи - 01.04.99 Срок действия - до 01.04.2005
Директор филиала: Игнашков Владмир Иванович
До 1994 года он был единственным вузом, готовившим специалистов по специальности финансы и кредит и бухучет высшей квалификации на Брянский регион.
Методическое обеспечение и обеспечение учебниками взял на себя головной вуз, он печатает в своем издательстве ЮНИТИ базовые учебники. В брянском филиале преподаватели все свои усилия сосредотачивают не на составлении учебных планов и пособий а на процедурных вопросах учебного процесса. Все методички, программы и билеты приходят из Москвы. Это есть конкурентное преимущество данного вуза в целом на рынке образовательных услуг.
Кандидатуры на вакантную должность так же утверждает Московская кафедра. Однако в последнее время, филиал несколько отошел от этого правила.
Методические пособия и программы подготовлены ведущими преподавателями Московского аппарата ВЗФЭИ.
Таблица 2.1
Отдельные характеристики работы вузов Брянского региона, готовящих специалистов экономических направлений
Наименование позиции для сравнения |
Филиал ВЗФЭИ |
Филиал ОРАГС |
Филиал МПСИ</ b>
Госуниверситет
Филиал Института потребкооперации
Технологическая академия
Гуманитарный университет
Транспортного машиностроения
Сельхозакадемия
Наличие дневного отделения
нет
нет
есть
есть
нет
есть
есть
есть
есть
Наличие военной кафедры
нет
нет
нет
нет
нет
есть
нет
нет
нет
Наличие дистанционного образования
нет
нет
нет
нет
нет
нет
есть
нет
нет
Наличие бюджетных мест по экономическим специальностям
185
нет
нет
220
нет
210
нет
165
60
Конкурс на одно бюджетное место
4
нет
нет
5
нет
5
нет
3
2
Конкурс на платное образование
нет
нет
нет
2
нет
нет
нет
нет
нет
Таким образом, филиал видим, что отсрочку от армии получают только студенты Брянской технологической академии. Видно, что полноценное дневное образование по экономике имеет место не во всех вузах. В ВЗФЭИ Гуманитарном институте студенты имеют возможность приходить на занятия днем, но учатся по сокращенной программе как и заочники. Дистанционное образование можно получить только в Современном гуманитарном университете. О престиже Брянского филиала ВЗФЭИ свидетельствует конкурс: в этом году на одно бюджетное место претендовало в среднем 3-4 человека, но вот на платной основе в госуниверситет конкурс составил более двух человек на место. Уже несколько лет подряд филиал ВЗФЭИ не ограничивается традиционной формой обучения. Одновременно ведет подготовку специалистов на базе высшего образования. Необходимо отметить, что немало желающих продолжить свое образование не только на финансово-кредитном и учетно-статистическом факультетах, но и на факультете менеджмента и маркетинга. Вместе с этим постоянно ведет набор на факультет непрерывного обучения. Не во всех вузах Брянска есть возможность учиться за счет средств федерального бюджета. А конкурс на платное отделение характерен для Госуниверситета. Таблица 2.2 Показатели платы за обучение и возможность получить дополнительное образование на базе 2-го высшего и на базе среднего специального образования
Мы видим, что с точки зрения платы за обучение для студентов заочного отделения ВЗФЭИ занимает первые места. Это серьезный фактор доступности образования. Многие выпускники техникумов и колледжей, решив продолжить свое обучение, выбирают ВЗФЭИ, он не единственный, кто работает с таким контингентом. Не все вузы имеют возможность давать наряду с первым высшим образованием, 2-е высшее и ускоренное (образование после среднего специального образования). ВЗФЭИ, Технологическая академия, и оба Университета эту возможность имеют. Таблица №2.3. Платежеспособность населения в отдельных регионах, где расположены филиалы ВЗФЭИ
Филиал в г. Брянске специфичен тем, что расположен в регионе с низким инвестиционным потенциалом. Уровень жизни населения здесь низок. Поэтому возможностей к повышению платы за обучение небольшие. Дело в том, что данным инвестиционных рейтингов, Брянский регион за последние 4 года прочно занимал место в середине и в конце списка привлекательности регионов. Поэтому, в целом платежеспособность потребителей образовательных услуг здесь оценивается как низкая. То есть Брянский филиал по сравнению с Московским, Калужским, Тульским и другими отделениями ВЗФЭИ находится в более невыгодной позиции с точки зрения платежеспособности студентов. Плата за обучение по филиалам варьируется в зависимости от рейтинга платежеспособности филиала и в зависимости от уровня средней заработной платы региона, а так же в зависимости от степени насыщенности и конкуренции на рынке образовательных услуг. Несмотря на все трудности и рост инфляции в стране, институт ту удалось сохранить цены за обучение на приемлемом для студентов уровне. Кадровый факторСредний уровень заработной платы преподавателей и сотрудников в выше бюджетных ставок, хотя платный контингент составляет лишь чуть больше 50% бюджетного контингента.За прошлый учебный год заработная плата у преподавателей и сотрудников увеличилась в среднем на 19%.Институт оказывает преподавателям и сотрудникам экстренную материальную помощь, оплачивает вместе с профкомом путевки в санатории и дома отдыха, медицинское обслуживание.Положительную тенденцию роста заработной платы институт надеется сохранить и в дальнейшем.Средний оклад учитывает доплаты из централизованного коммерческого фондаВсе это говорит о гибкой ценовой и маркетинговой политике ВЗФЭИ, которое учитывает маркетинговое поле России в целом.Таблица №2.4Оплата труда преподавателей и сотрудников Брянского региона
Всего в филиале ВЗФЭИ трудится 50 преподавателей, в том числе 20 нештатных: из них штатных старших преподавателей 12 человек, доценты 11. Из 20 нештатных преподавателей имеют звание 5 человек и 1 профессор, остальные преподаватели и старше преподаватели. Как и другие филиалы московских вузов Брянского региона, филиал ВЗФЭИ имеет возможность приглашать профессорско-преподавательский состав из Московских кафедр. Наличие доплаты из специального фонда платного обучения характеризует скорее не работу филиала, а политику ВЗФЭИ в целом. Доплаты получают преподаватели из централизованного фонда: то есть через Москву. Оклады во всех отделениях ВЗФЭИ то же варьируются в зависимости от рейтинга региона. Как видим, не во всех институтах региона в вузах преподают в основном штатные преподаватели, в вузах имеет место набор преподавателей-совместителей, которые не обеспечивают высокого качества знаний. Таблица №2.5. Обеспечение вузов Брянского региона компьютерной техникой
Видно, что Брянский филиал не самый престижный вуз с точки зрения обеспечения компьютерами одного студента. Таблица №2.6. Обеспеченность компьютерной техникой филиалов ВЗФЭИ и рабочими площадями
Филиал института потребкооперации своих компьютеров не имеет, но использует компьютеры кооперативного техникума. Филиалы явно плохо обеспечены учебными помещениями, и Брянский филиал из числа таких. Поэтому ВЗФЭИ и ведет политику на строительство и реконструкцию зданий филиалов. Московское же отделение имеет новое современное здание в современном стиле (евродизайн). Началось строительство нового учебного корпуса в г. Брянске площадью около 4 тыс. м2, которое планируется завершить к концу 2004 года. На наш взгляд это явно немного. Поскольку сейчас здание перегружено примерно 2,5 раза. По плану следовало иметь 2000 студентов, Реально обучается 2400. Но даже сам план составлен с занижением норматива обеспеченности учебными площадями. Пока же здание в котором расположен Брянский филиал 1947 года без сплошного фундамента стоит на касторовом образовании и находится в аварийном состоянии. Об этом говорят трещины на стенах и постоянно промерзающий бранбауэр глухой стены фасада. Здание несмотря на многочленные ремонты фасада выглядит неопрятно. Филиал аккредитован, он как и головной вуз имеет федеральную государственную форму собственности. Срок аккредитации филиала заканчивается в апреле 2006 года. Однако, одним из условий продления аккредитации является необходимость новых помещений. Обучение проводится по трем факультетам: 1. Финансово-кредитном. 2. Учетно-статистическом 3. Менеджмента и маркетинга При этом на финансово-кредитном факультете, обучение ведется по специализациям: · Государственные, муниципальные финансы, · Финансовый менеджмент · Банковское дело Менеджмента и маркетинга: · Государственное муниципальное управление · Менеджмент предприятий Таблица №2.7. Специализации вузов Брянского региона
На наш взгляд можно было бы открыть еще и другие специализации в Брянском филиале ВЗФЭИ. Давно требовались специалисты по маркетингу, но эта специальность уже 4- год закрыта. Брянский филиал в этом конкурентное преимущество, появились наборы на специалистов по макетингу в других вузах и филиалах региона. (это институт потребкооперации и госуниверситет) Пока филиал ВЗФЭИ не располагает свои интернет-сайтом. Это весьма важный пункт конкурентных преимуществ. Время упущено здесь Московское отделение с лихвой опередило филиалы (http://www.vzfei.ru) Но тем не менее филиал ведет довольно агрессивную маркетинговую политику: развешивает объявления на остановка, печатает их в газете, ведет агитацию в районах. Проводятся дни открытых дверей. Сотрудники филиала в целом зарабатывают в 3 раза больше любого преподавателя другого вуза Брянского региона. Это дает возможность создать конкуренцию на рынке труда и подобрать наиболее подготовленные кадры. Но имеет место жесткие дисциплинарные требования к сотрудникам. Методы менеджмента кадров приближены к зарубежным. Цены за обучение в целом по Брянскому региону несколько выше, по по субъективным оценкам качество образования несколько лучше чем по аналогичным специальностям других Брянских вузов. Есть проблемы ВЗФЭИ в части ВКР, с которыми он борется: отсутствие производственной практики. Анализ потребности в образовательных услугах в городе БрянскеВ городе Брянске требуются, в основном, репетиторские услуги и ус-луги по дополнительной подготовке кадров.Репетиторские услуги требуются школьникам, желающим продолжить свое образование в ВУЗах города (так как школьная программа сильно отли-чается от запросов в ВУЗах).Услуги по дополнительной подготовке кадров требуются предприяти-ям всех форм собственности, для дополнительной подготовке квалифициро-ванных специалистов в связи с внедрением новых технологий (обучение ра-боте с ПО, с кассовыми аппаратами, дополнительное обучение, связанное с лицензированием).Так же требуется дополнительное обучение для предпринимателей. Им требуются дополнительные знания по экономике, системе налогообложения, навыки работы на ПЭВМ, культуре делового общения и так далее.Большой популярностью пользуются курсы, позволяющие овладеть рабочей специальностью (парикмахер, модельер, дизайнер, водитель, столяр, электротехник и т. п.). Получение такой специальности дает возможность дополнительного заработка.Развитие рыночных отношений требует повышения культурного уров-ня людей, но такие услуги предоставляют в городе Брянске всего 3-5 гимна-зий и лицеев.Основу спроса на образовательные услуги, в большей степени, состав-ляют выпускники школ и учащиеся 8-11 классов. Главным фактором здесь является образование как способ не попасть в армию, а так же получение ди-плома об окончании высшего учебного заведения, дающего право на более высокую категорию (а следовательно и заработную плату).В последнее время, в связи с развитием рыночных отношений, начина-ет появляться спрос на новые виды образовательных услуг, которого раньше не было.Предъявителями такого спроса являются люди, желающие получить дополнительное образование в некоторой, вполне определенной области, или желающие получить дополнительную профессию, но получение которой не требует сравнительно высоких материальных и временных затрат.Причиной появления такого спроса являются особенности рынка труда в рыночной экономике, а именно: конкуренция между работниками за луч-шее место работы и, соответственно, лучшую зарплату, и тенденция людей по возможности быстрее переходить из одной сферы профессиональной дея-тельности в другую, если в ней работник будет трудиться на более выгодных условиях.Первая причина (конкуренция между работниками), заставляет служа-щих осваивать новые для себя, но смежные со своей основной работой про-фессии, т. е. расширять поле своей профессиональной деятельности.В этой области нужно отметить спрос со стороны служащих на освоение компьютерной техники, связанный с повсеместным внедрением ее в делопроизводство, и невозможностью дальнейшей работы без навыков использования компьютера.К этому же виду спроса относится спрос на различные курсы бухгалтеров, секретарей, делопроизводителей, деловой этики и т. п.Основными заказчиками таких образовательных услуг являются организации, направляющие своих работников на подобные курсы.К образовательным услугам такого рода можно отнести всевозможные курсы, на которые направляются работники определенных организаций сразу в большом количестве, т. е. курсы для целого коллектива, или для группы лиц из разных отделов или подразделений одного предприятия, занимающих одинаковые должности. Как правило, такие курсы имеют разовый или периодический характер, с довольно длинным периодом. Проводятся они чаще всего силами специалистов самой образовательных организации, но иногда приглашаются посторонние преподаватели.Вторая причина (перелив рабочей силы) побуждает различных людей, не удовлетворенных своим нынешним положением, осваивать новые для се-бя специальности за достаточно короткий срок и тут же начинать работать по полученной специальности для скорейшего и максимального занятия ры-ночной ниши, возникшей в отношении специалистов такого рода.В данном случае основными предъявителями спроса являются физиче-ские лица, а наиболее популярными специальностями в этом случае являют-ся: парикмахер, массажист, водитель транспортных средств, бухгалтер, кассир, оператор ЭВМ и т. п.Основные требования, которые они предъявляют к подобного рода курсам: o · небольшой срок обучения o · небольшие затраты на обучение Спрос на такие специальности появляется время от времени, в зависимости от колебания рыночной конъюнктуры, в отличие от предыдущего вида спроса, который имеет достаточно стабильный характер, и с течением времени в нем меняются лишь требования к качеству образовательных услуг и их содержанию. Рынок экономических кадров Брянского региона весьма конкурентентноспособен. История филиалаВ 2000 году этому филиалу исполнилось сорок лет. Созданный в 1960 году как учебно-консультационный пункт он преобразовался в один из крупнейших структурных подразделений Всероссийского заочного финансово-экономического института. Если быть более точным, то уже в 1931 году в лесном крае, центром которого являлся Брянск, работали курсы по подготовке специалистов экономической направленности, созданные при участии Брянского ВЗФЭИ.За годы своего существования филиал стал в Брянском регионе настоящим центром подготовки экономистов высшей квалификации. Из его стен вышло более восьми тысяч специалистов - бухгалтеров, финансистов, менеджеров.В практику работы филиала ввели закрепление преподавателей за средними профессиональными учебными заведениями. Они встречаются с их выпускниками, рассказывают об институте и его филиале, о правилах приема в ВЗФЭИ. Нередко приглашают возможных абитуриентов и в филиал, знакомят с учебной базой, библиотекой, с тем, как организован учебный процесс. Это дает неплохой результат. Весной по всем средним профессиональным учебным заведениям рассылают рекламу, приглашая продолжить образование в филиале.Немало выпускников ВЗФЭИ в составе руководства администрации Брянской области.Часть выпускников трудится в нетрадиционных для ВЗФЭИ структурах. Занимают наши выпускники руководящие должности и в налоговой инспекции, в управлении федерального казначейства по Брянской области, в областной прокуратуре.В сложнейших условиях перехода к рыночным отношениям Брянский филиал не исчез с рынка образовательных услуг, не затерялся среди других вузов города и области, а напротив, завоевал признание и продолжает развиваться. И это несмотря на то, что подготовкой экономических кадров в регионе занимаются полтора десятка вузов, местных и центральных, их филиалы и представительства, причем не только в областном центре, но и в городах и районах.Три года назад встал вопрос и создании представительство дистанционного обучения в г. Трубчевске и Клинцах, но пока этого нет.Для успешной работы филиала есть все возможности: он обладает значительной материально-технической базой, скоро будет обладать значительной учебными аудиториями общей площадью 4000 м 2.Имеется Компьютерный центр, состоящий из двух классов, ведет обучение студентов с использованием современных программ и Интернета. Книжный фонд считается одним из лучших в Центральном регионе: он насчитывает свыше 70 тысяч экземпляров научной и учебно-методической литературы. Недавно открыт учебно-методический кабинет, который обеспечен всеми необходимыми материалами, компьютерными обучающими программами.В филиале создан и успешно работает Центр дополнительных образовательных услуг в области экономики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, анализа и аудита, страхования, налогообложения, статистического анализа и прогнозирования. Его услугами пользуются не только студенты, но и преподаватели техникумов, училищ, работники вузов и организаций. К сожалению филиал упустил возможность продолжения на базе функционирования Брянского территориального института профессиональных бухгалтеров, только однократно велась переподготовка и повышение квалификации работников налоговой службы области.За последние годы в Брянском филиале стал заново складываться профессиональный педагогический состав. В его стенах трудится более 30 штатных преподавателей, среди них: два доктора экономических наук, 11 кандидатов наук, профессор. Привлекаются ученые из других ведущих вузов города, руководители финансовых и налоговых органов, обладающие глубокими теоретическими знаниями, богатым практическим опытом, предприниматели.Преподаватели помимо своей основной деятельности занимаются научно-практической работой. Они участвуют в конференциях, в том числе ежегодно проводимых в этом филиале. Третий год выходит сборник научных трудов «Проблемы экономики переходного периода» (Экономика, финансы, управление).Ежегодно 350-400 выпускников (в 2002 году их было 535, в 2003 - 640) приходят на работу в финансовые органы, налоговую службу, коммерческие банки, акционерные общества всех отраслей экономики, страховые и инвестиционные компании Брянской области. Филиал получаем немало хороших отзывов о работе выпускников. Значит, подготовка в этом филиале отвечает требованиям времени.Но есть и немало проблем, среди которых оторванность студентов от преподавателей и отсутствие дистанционного образования. Нет возможности учиться на дневном отделении, не хватает рабочих мест. Несколько подпорчена репутация ВЗФЭИ.Однако создан Попечительский Совет воспомоществоания вузу. Собираются многочисленные спонсорские взносы. Обновляется материально-техническая база помимо денег, передаваемых из Москвы.Организованы курсы по отдельным направлениям:o Статистика - 20 часов 750 рублейo Экономические методы и модели - 20 часов 750 рублейo Теория вероятностей и математическая статистика - 16 часов 800 рублейo 1-С Бухгалтерия - 40 часов 1200 рублей.Таких курсов при экономических вузах Брянска практически нет, хотя имеются подобного рода коммерческие курсы.Как и в других дневных вузах, в ВЗФЭИ работают подготовительные курсы, но поскольку будет частично изменен порядок поступления, то встает проблема их необходимости.
Филиал обретает самостоятельность в финансовом смысле с 2003 года сформирована экономическая служба: бухгалтер, экономист и бухгалтер-кассир. Составляется первичный баланс. Выделен счет в
казначействе. Осуществляется учет материальных ценностей, денег по договорам на платные виды образования.
|
№ п/п |
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
|||
|
Положительное значение |
Отрицательное значение |
Положительное значение |
Отрицательное значение |
|
1. |
Личность нового директора филиала (к.э.н, доцент, инициативен, прогрессивен, не стар) |
Состав специальностей, специализаций и форм обучения (отсутствие дистанционного обучения, нет маркетинговых специальностей и т.п.) |
Социально-демографические факторы (снижение рождаемости) |
||
2. |
Система управления финансами (штат бухгалтерско-экономических работников на месте 3 человека) |
Масштаб филиальной сети (нет филиалов в Брянском регионе) |
Факторы природной среды |
||
3. |
Профессорско-преподавательский состав (в рамках требований) |
Ценовая политика (лидер в ценах) |
Научно-технические факторы |
||
4. |
Наличие и полнота использования информационных ресурсов (выход в Интернет, справочные программы, хорошая библиотека) |
Материально-техническая база (проблемы со зданием, невозможность поставить новые компьютеры: отсутствие свободных площадей) |
Средства маркетинговой информации (возможность применять стандартные подходы коммерческого маркетинга) |
Экономические факторы |
|
5. |
Коммуникативная политика (хорошая реклама) |
Коммуникативная политика (отсутствие своего сайта в интернет) |
Уровень развития инфраструктуры рынка (высокая конкуренция и сложные инвестиционные возможности) |
||
6. |
Организационная структура управления (стандартна для ВЗФЭИ и других вузов России) |
Культурная среда (положительное влияние) |
Отраслевая структура, стратегии конкурентов |
||
7. |
Корпоративная культура (понимание единой цели, сплоченность коллектива, жесткий контроль за приказами) |
Корпоративная культура (недоучет психологии студентов платного образования: некоторая бестактность сотрудников) |
Состояние конъюнктуры рынков |
Спрос на рынке труда |
|
8. |
Общественные организации (положительное влияние) |
Политико-правовые факторы (отмена льгот по налогам) |
|||
Можно выразить все положительные и отрицательные факторы в баллах и примерно подсчитать обобщающий коэффициент конкурентоспособности филиала ВЗФЭИ в г. Брянске (см. приложение №5).
Однако, если на основании вышеприведенных данных составить по каждому пункту рейтинг филиала ВЗФЭИ, а потом суммировать полученные результаты, можно получить интегральную оценку рейтинга филиала на рынке образовательных услуг Брянского региона.
Кроме того, следует логически подсчитать положительные и отрицательные стороны бизнеса в области образовательных услуг и учесть это в оценке при помощи коэффициента «бэтта». Таким образом мы корректируем интегральную оценку рейтинга на коэффициент значимости внутренних и внешних факторов.
Таблица 3.2
Формирование обобщающей оценки рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ среди вузов Брянского региона
Оценка рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ |
Оценка поправочного коэффициента |
|||
Положительно/ рейтинг в области |
Отрицательно/ рейтинг в области |
Положительно |
Отрицательно |
|
Обеспеченность учебной литературой/1 |
Ценовой фактор/ 1 |
7 факторов внутренней среды |
6 факторов внутренней среды |
|
Хороший преподавательский состав/ 3 |
Не учтены возможности открытия новых специальностей / 2 |
4 фактора внешней среды |
7 факторов внешней среды |
|
Высокий уровень зарплаты сотрудников в регионе /1 |
Большое количество конкурентов/ 1 |
Итог: (7+4)/ (6+7) = 0.66 т.е. отрицательные факторы превышают положительные Понижающий коэффициент «бэтта» 0,66 |
||
Строительство нового здания/ 3 |
Плохая обеспеченность учебными площадями/ 6 |
|||
Наличие компьютерной техники/ 4 |
Отсутствие института профессиональных бухгалтеров, нет прямых договоров с предприятиями/ 4 |
|||
Средневзвешенный рейтинг по области: (1+3+1+3+4)/(1+2+1+6+4)= =2,4/2,8= 0,85 то есть отрицательные стороны бизнеса имеют меньшее значение положительных |
||||
Обобщающая оценка: 0,85 х 0,66 =0,56 Вывод: Брянский филиал ВЗФЭИ имеет конкурентоспособность 56%, то есть должен занять в списке вузов, готовящих экономистов место чуть выше середины: это не самый лучший вуз но и не самый худший. |
||||
Первая проблема заключается в крайней непрозрачности, рыхлости этого рынка. Субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности: кто и за что отвечает, в каких рамках, кто, и на что имеет право. Нет четких формулировок даже по вопросу о том, что собственно является продуктом образовательного учреждения. Туманной является процедура ценообразования. А, следовательно, обоснование цены образовательных услуг является весьма слабым, что, конечно, не способствует символическому признанию этих цен “справедливыми”. Рыхлыми остаются ожидания всех участников рынка.
Вторая проблема состоит в большом временном лаге между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. По существующему сегодня контуру высшего образования это 3-5 лет. По МВА программам - 1.5-2 года. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования.
Третья проблема - разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в вузах, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично она решается только в дневных вузах с помощью системы стажировок. Однако, последние зачастую носят весьма формальный характер. В ВЗФЭИ как и в других филиалах московских вузов такого пока нет.
Не все благополучно и с теорией, особенно в сфере гуманитарных наук. Но, в отношении ВЗФЭИ эта ситуация более менее благополучна благодаря системе базовых учебников. Присылаемых в большом количестве из Москвы. В других вузах Брянска, которые обучают по экономическим специальностям обеспеченность некоторыми учебниками крайне мала: по 1-2 экземплярам на всю библиотеку. Сравним три вуза, обучающих студентов по экономическим специальностям:
В таблице 3.3. приведены средние данные. По графе «Приходится на одного студента» приведены данные о количестве учебной литературы в среднем на одного студента, в программе которого в данном учебном году предусмотрен данный предмет.
Таким образом, мы видим, что филиал ВЗФЭИ в отличие от других вузов Брянского региона имеет возможность выдавать студентам учебники по ведущим дисциплинам на руки для длительного пользования (разумеется в рамках полугодия).
Специфика института потребкооперации в том, что он не имеет своей отдельной библиотеки и использует библиотеку кооперативного техникума.
Таблица №3.3.
Обеспеченность литературой отдельных дисциплин
Название предмета (дисциплины) |
Брянская Технологическая академия |
Филиал ВЗФЭИ |
Брянский филиал Московского государственного социального университета |
||||
Всего наименований учебной литературы |
Приходится на одного студента |
Всего наименований учебной литературы |
Приходится на одного студента |
Всего наименований учебной литературы |
Приходится на одного студента |
||
Экономика предприятий |
37 |
0,2 |
26 |
0,8 |
13 |
0,2 |
|
Экономический анализ |
32 |
0,1 |
25 |
0,7 |
15 |
0,1 |
|
Финансы и кредит |
35 |
0,3 |
48 |
0,8 |
17 |
0,2 |
|
Рынок ценных бумаг |
19 |
0,1 |
25 |
0,5 |
8 |
0,12 |
|
Четвертая проблема - противоречия между широтой и глубиной знаний. Это противоречие закладывается еще в школе: количество преподаваемых там предметов неуклонно растет, а вместе с тем растут и нагрузки на учащихся. А абитуриенты все хуже владеют арифметикой, грамматикой и устной речью. Общая гуманитарная эрудиция также оставляет желать лучшего. Специалисту же глубоко разбирающемуся в какой-то одной узкой теме, но не обладающему широким взглядом, эрудицией и способностью к адаптации имеющихся знаний и навыков к решению различных проблем будет крайне сложно найти хорошую работу через три года.
ВЗФЭИ не стремиться вводить слишком большое количество предметов и сокращать количество часов.
Таблица 3.4.
Сравнительная характеристика дисциплин в вузах Брянского региона (аудиторные часы)
Название предмета (дисциплины) |
Брянская Технологическая академия |
Филиал ВЗФЭИ |
Брянский филиал Московского института потребкооперации |
||||
Дневная форма |
Заочная форма |
Дневная форма |
Заочная форма обучения |
Дневная форма обучения |
Заочная форма обучения |
||
Экономика предприятий (кол-во аудиторных занятий) |
68 |
14 |
нет |
26 |
нет |
8 |
|
Экономический анализ |
62 |
12 |
нет |
28 |
нет |
10 |
|
Финансы и кредит |
36 |
8 |
нет |
24 |
нет |
8 |
|
Рынок ценных бумаг |
64 |
10 |
нет |
20 |
нет |
6 |
|
Среднее количество учебных дисциплин студентов 4-го курса |
16 |
16 |
нет |
12 |
нет |
18 |
|
Рентабельность услуг |
Рентабельность издержек |
Рентабельность имущества |
|
0,26 (26,6 %) |
0,56 (56 %) |
10,16 (1016 %) |
|
Прибыль / выручку |
Прибыль/ Полные издержки |
Прибыль/ Имущество |
|
Комментируя полученный результат от оказания образовательных услуг поясним, что очень высокий уровень рентабельности имущества получен в связи с тем, что курсы используют только часть компьютерного парка и пропорционально общей нагрузке филиала ВЗФЭИ на компьютерные классы эта стоимость невелика.
По первому пункту: такие курсы могут проводиться не только для потенциальных абитуриентов, но и для всех желающих. Они заменят подготовительные курсы при расширении эксперимента по ЕГЭ и приему на его основании в Брянский ВЗФЭИ.
По второму пункту: такие курсы так же могут проводиться для студентов и для тех. Кто не учится в данном институте, для школьников, для взрослых.
По третьему пункту: такие курсы необходимы для первокурсников. (см. приложение №14)
Планируется использование компьютерной техники для таких курсов (на нее начисляется доля амортизации, пропорционально отработанным машино-часам). В результате получаем прибыль, уплачиваем налоги.
Заключение
Насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные, динамика рынка образовательных услуг в России последние три года носит ярко выраженную положительную направленность. Даже если судить только по данным Госкомстата в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год. В 2000-м году они уже составили около 1.5 миллиардов долларов (рост на 40%). По итогам 2001 года россияне могут потратить на образование почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня 2.3-2.5 миллиарда долларов за год (по официальным данным), и до 4-7 миллиардов (по нашим оценкам).
Одновременно с количественным ростом в 2003 году должен начаться качественный рост рынка товаров и услуг. Это относится и к структуре спроса на образовательные услуги, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения. Либо образовательные учреждения должны начать рассматривать свои услуги как “обычный продукт”, с применением всех инструментов комплекса маркетинга и менеджмента, либо - постепенно покинуть рынок.
Анализ работы Брянского филиала ВЗФЭИ показал.
1) Что он пока удерживает прочные конкуренции на рынке образовательных услуг, но позиция эта его не совсем устойчива. Видно, что имеются вузы-конкуренты, которые таким же образом работают на рынке, но стоимость их услуг стоит дешевле.
Однако по некоторым показателям пока качество услуг высоко и это есть главное конкурентное преимущество.
Маркетинговые исследования в Брянском филиале поставлены на весьма низком уровне.
Я предлагаю создать специальную службу маркетинга и связи с общественностью.
То, что на рынке труда среди преподавателей данный вуз предлагает самую высокую заработную плату в регионе это есть его преимущество, однако по некоторым признакам конкуренция среди сотрудников весьма сильна и уже начала влиять на качество образования.
Судет в данном вузе чувствует себя несколько неуютно. Но качество знаний сравнительно выше чем в других вузах.
Конкурентные преимущества данного вуза среди других несомненны: специализированная система работы с заочниками, они не предосталены сами себе и имеют возможность получить регулярные консультации.
Однако неудачный выбор места для нового здания.
Министерство образования в настоящее время придает большое значение контролю качества учебного процесса, которое требует внедрения в вузах более прозрачных, более объективных процедур семестровой и текущей аттестации студентов путем перехода к преобладающей доле письменных и компьютерных форм оценки их знаний. Для реализации поставленной задачи в индивидуальные планы преподавателей должны быть включены в этом учебном году подготовка тестов и разработка методик проведения зачетов и экзаменов в письменной форме и с применением ПЭВМ.
Отсутствие системы дистанционного образования в Брянском филиале ВЗФЭИ. Нет филиалов районах области.
Невыгодная политика в области высоких цен на платное обучение пока позволяет не переполнять уже имеющиеся площади. Репутация ВЗФЭИ в целом неплохая с точки зрения качества знаний. Студенты сразу настраиваются на жесткие требования преподавателей и на то, что есть множество вещей. Которые нельзя обойти.
В целом вуз не вырывается вперед в своей среде, но занимает свою нижу не достаточно уверенно. С количественной точки зрения его легко опережает наш институт.
Мною в работе разработана и применена методика обобщающей оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. В результате вычислений оказалось, что Брянский филиал ВЗФЭИ конкурентоспособен на 56 % и должен занять середину списка вузов области по этому показателю. При этом учтены факторы внутренней и внешней среды, а так же рейтинг вуза по отдельным позициям.
Кроме того, мною предложены дополнительные источники получения доходов филиала: рассчитан план доходов и смета затрат по трем дополнительным курсам. Результат планирования оказался рентабельным.
Список использованной литературы
1. Закон РФ «Об образовании» - 2-е изд. М: ИНФРА - М, 2000 (Серия «Федеральный закон»).
2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие/Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 409 с.
3. Беляева Т.Б., Глухова С.И. О роли нормативов в финансировании высшего образования// «Экономика образования 2001, № 3».
4. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 198 с.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов: под редакцией проф. Г.Б. Поляка. М: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. И перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2003.-828 с.
7. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003.
8. Волов В.Т. Экономические аспекты развития образования в российских регионах// Экономика образования 2002, № 1.
9. Данилов Е.Н., Абарникова В.Б., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис; Экопер-спектива, 2003.- 336 с.
10. Шигаев Д., Образование в России: кто платит за знания?: //журнал «Клуб профессионал» №5 сентябрь-декабрь 2002.
11. Егоршин В.И. Современная экономическая ситуация а образовании // Педагогика, 1996г, № 5.
12. Ишина И.В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России: организационно-правовая база и основные направления // Экономика образования 2001, № 4
13. Ишина И.В. Экономическая база российского образования и межбюджетные отношения// Экономика образования 2002, № 6.
14. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144 с.
15. Курс экономической теории: Учебник: - под общей редакцией проф. М.Н. Чепурина, проф. С.А. Киселевой, 1997.
16. Людмила Савельева, Бесплатных знаний не бывает.// газета «Экономика и жизнь» №33 август 2002.
17. Максим Чижов, Мучения на предмет учения. //газета «Брянский рабочий» от 14.03.2003.
18. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ под ред. Ароф. В.А. Алексунина.- 2-3 изд., перераб. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 614 с.
19. Материалы сайта Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС) http://www.rapos.ru/docs/discuss/snfo.html (о ГИФО)
20. Программа стабилизации экономики и финансов: Правительство РФ // вопросы экономики 1998, № 7.
21. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник/Под ред. проф. В.М. Родионовой.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003- 232 с.
22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М. -:Перспектива, 2000.
23. Терехов В.А. Маркетинг образовательных услуг в России// Экономика образования 2001, № 2.
24. С.Дж. Обер-Крике. Управление предприятием. -- М.: Сирии, 1997.
25. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. -М.,1999.
26. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.: Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ, под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.
27. Чернюк А.А. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Мн. 1998.
28. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. М., 1997.
29. Экономика: Л. Г. Симкина, Н. П. Шибалова - СПб.: Питер, 2003.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |