2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…… 1
1. Теоретические аспекты налогообложения малого бизнеса…………..……….. 4
1.1. Характеристика объекта исследования ………………………….…….……... 4
1.2. Малые предприятия и условия их формирования ……………………о учета
Рисунок 1.1
Первичные учетные документы |
|||||
Книга учета доходов и расходов |
|||||
Раздел 2 Расчет расходов по основным средствам |
Раздел 1 Доходы и расходы |
Раздел 3 Расчет налоговой базы |
|||
Данные учета уплаченных страховых взносов в ПФР, оплаченных за свой счет "больничных листов" |
(объект- доходы) |
Налоговая декларация за текущий период |
|||
Сумма переносимого убытка в декларацию за следующий налоговый период |
Сумма переносимого убытка из декларации за предыдущий налоговый период |
||||
Но в течение года и организация, и индивидуальный предприниматель обязаны перечислять авансовые платежи по налогу. Делать это надо по итогам каждого отчетного периода: первого квартала, полугодия, 9 месяцев, года.
Уплачиваются авансовые платежи не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом. В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по итогам отчетного периода.
Окончательный расчет делается в декларации за год. Налогоплательщики - организации представляют декларацию не позднее 31 марта следующего года.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели подают декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля следующего года.
Разницу между суммой налога за год и квартальными авансовыми платежами перечисляют в бюджет в эти же сроки соответственно.
2.3. Единый налог на вмененный доход
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Глава 26.3 НК РФ вступила в действие с 01.01.2003 года. Она определяет перечень видов деятельности, которые могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход, порядок расчета вмененного дохода, сроки уплаты налога. Эти показатели одинаковы для всей территории России.
Вводится налог на территории каждого субъекта Федерации региональными законами. Если организация занимается той деятельностью, которая переведена на единый налог на вмененный доход, то она обязана его уплачивать. Отказаться от такой обязанности нельзя.
Уплачивать единый налог на вмененный доход должны как организации, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности:
1)оказание бытовых услуг, в том числе:
- ремонт обуви и изделий из меха;
- ремонт металлоизделий;
- ремонт одежды;
- ремонт часов и ювелирных изделий;
- ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники;
- услуги прачечных, химчисток и фотоателье;
- услуги по чистке обуви;
- парикмахерские услуги.
Законами субъектов РФ на уплату единого налога на вмененных доход могут переводиться и иные виды бытовых услуг, оказываемых населению.
2)оказание ветеринарных услуг
К ним, в частности относятся осмотр и лечение домашних животных в стационарном лечебном заведении и на дому и иные сопутствующие им услуги.
3)оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойки автотранспортных средств.
4) розничная торговля.
На уплату единого налога на вмененных доход переводится розничная торговля как в стационарных, так и в нестационарных торговых помещениях.
К нестационарной торговой сети относят развозную и разносную торговлю. А магазины, крытые рынки, торговые комплексы, павильоны и киоски - это стационарные места. Если же организация или индивидуальный предприниматель осуществляют розничную торговлю в магазине, то на уплату этого налога их могут перевести только в том случае, если площадь торгового зала не превышает 150 м кв. А розничная торговля в павильонах и палатках переводится на уплату налога на вмененный доход независимо от того, какова их площадь.
5) оказание услуг общественного питания.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, переводятся на уплату налога только в том случае, если площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 м кв. Также признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется единый налог, оказание услуг общественного питания через объекты, которые не имеют зала обслуживания.
6) оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Налог уплачивают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые для перевозок используют не более 20 транспортных средств.
7) распространение и размещение наружной рекламы, рекламы на автобусах, трамваях и других средствах передвижения.
8) оказание услуг по временному размещению и проживанию.
Организации и предприниматели признаются плательщиками единого налога в том случае, если общая площадь спальных мест не превышает 500 м кв.
9) оказание услуг по передаче во временное владение стационарных торговых мест, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Организации и индивидуальные предприниматели платят налог на вмененный доход в том случае, если они осуществляют свою деятельность на территории, где этот налог введен. На этой же территории они обязаны встать на учет в налоговой инспекции не позднее пяти дней с момента как они начали вести деятельность, облагаемую единым налогом.
Таким образом, глава 26.3 НК РФ устанавливает еще одно основание постановки на налоговый учет. Это место:
-нахождения организации;
-жительства физического лица;
-нахождения обособленных подразделений организации;
-нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Плательщикам единого налога не нужно уплачивать:
-налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - налог на доходы физических лиц);
-налог на добавленную стоимость;
-налог на имущество предприятий (для индивидуальных предпринимателей - налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности);
-единый социальный налог.
Остальные налоги подлежат уплате в бюджет на общих основаниях. Кроме того, плательщики единого налога на вмененный доход должны перечислять и взносы на обязательное пенсионное страхование. На сумму уплаченных взносов они могут уменьшить «вмененный» налог, рассчитанный по итогам квартала. Сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Также в расчет берутся лишь те страховые взносы, которые перечисляли за работников, занятых в деятельности, переведенной на вмененный налог.
Если налогоплательщик занимается несколькими видами деятельности, то по той деятельности, которая не переведена на уплату единого налога на вмененный доход, он должен платить все налоги в общеустановленном порядке. Поэтому деятельность, переведенную на единый налог, на вмененный доход, необходимо учитывать отдельно от тех операций, которые этим налогом не облагаются. Порядок ведения раздельного учета налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и утверждает его приказом об учетной политике.
Порядок расчета единого налога, как для организаций, так и для предпринимателей один и тот же. Причем такие элементы налогообложения, как налоговая база, ставка налога, являются едиными на всей территории России. Они определены в статьях 346.29 и 346.31 НК РФ.
Для того чтобы рассчитать налог, нужно величину вмененного дохода умножить на ставку налога, равную 15 %
Величина вмененного дохода рассчитывается по итогам каждого месяца по формуле:
ВД=БДхПхК (1)
где
ВД - вмененный доход;
БД - базовая доходность на единицу физического показателя;
П - количество единиц физического показателя;
К - корректирующие коэффициенты.
Для каждого вида предпринимательской деятельности, переводимого на единый налог, действует своя величина базовой доходности. Установлена она в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ. Базовая доходность является постоянной величиной, ее не могут изменять на региональном уровне.
Физический показатель устанавливается для каждого вида деятельности отдельно. Кодексом предусмотрено следующие виды физических показателей:
1.Численность работников. Этот показатель для таких видов деятельности, как:
-бытовые услуги;
-ветеринарные услуги;
-ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств;
-разносная (развозная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарствами, изделиями из драгоценных камней, оружием, меховыми изделиями, холодильниками, морозильниками и стиральными машинами-автоматами);
- оказание услуг общественного питания через объекты, не имеющие залы обслуживания посетителей.
2. Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей, стоянки, спального помещения), учитывается для:
-розничной торговли, осуществляемой через стационарные точки, имеющие торговые залы;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию;
- услуги общественного питания через объекты, имеющие залы обслуживания посетителей;
- оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемым налогоплательщиком для торговли. В расчет не берется торговая площадь, сданная в аренду (субаренду) или переданная кому-либо в безвозмездное пользование.
В случаях, когда организация торгует в арендованных помещениях, то тогда торговой площадью считается та площадь, которая предусмотрена в договоре аренды (за исключением подсобных и складских площадей);
3. Количество торговых мест. Учитывается в отношении следующих видов деятельности:
-стационарная розничная торговля в точках без торговых залов;
-нестационарная розничная торговля (за исключением разносной)
-оказание услуг по передаче во временное владение стационарных торговых мест, не имеющих залов обслуживания.
Количество мест подсчитывается в каждой из торговых точек.
4. Количество транспортных средств.
- услуги по перевозке грузов и пассажиров;
- размещение рекламы на автобусах, трамваях и других видах транспорта.
В Налоговом кодексе РФ указано, что в расчет берутся лишь транспортные средства, принадлежащие организации или предпринимателю на праве собственности.
5. Площадь информационного поля рекламы. Этот показатель используется такими видами предпринимательской деятельности, как размещение и распространение рекламы.
К - это корректирующие коэффициенты базовой доходности, показывающие степень влияния какого-либо условия на результат предпринимательской деятельности. Таких коэффициентов было три: К1, К2 и К3 , они являются обязательными.
К1 - коэффициент - дефлятор, отражающий изменение цен на товары (работы, услуги) в РФ. Показатели данного коэффициента подлежат обязательной публикации. Порядок такой публикации должен быть определен Правительством РФ.
К2 - этот коэффициент введен для учета прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности. Например, таких как ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы и др. Он обязательным не является. Другими словами, устанавливать его или нет, решает региональная власть, когда принимает закон о введении единого налога на вмененный доход. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К3, в 2007 - 2008 годах при определении величины базовой доходности не применяется.
Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:
К1= (1000 + Коф) / (1000 + Ком), (2)
где Коф - кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;
Ком - максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;
1000 - стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.
При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех
категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Налоговым периодом по налогу на вмененный доход является квартал.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее двадцать пятого числа первого месяца следующего налогового периода. Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ, платить единый налог нужно в том месте, где организация или индивидуальный предприниматель фактически ведет предпринимательскую деятельность.
В случае, когда налогоплательщик ведет свою деятельность сразу в нескольких местах - на территории разных субъектов РФ, - налог ему следует уплачивать в бюджет из каждого из этих регионов.
Что касается введения единого налога на вмененный доход, то здесь просматривается другая перспектива, связанная с сокращением контингента плательщиков и переводом ряда отраслей на обычную систему. Весьма разумный подход разработчиков данного раздела НК РФ связан с тем, что из прежнего контингента налогоплательщиков исключили тех, кто занимался ремонтно-строительным бизнесом. Кроме того, под действие общих налоговых законов попали аудиторские и консультационные фирмы, организации, занимающиеся сбором металлолома, и некоторые другие организации, которые легко поддаются контролю налоговых органов и без специальных систем налогообложения. Это - потенциальные плательщики налога на прибыль.
В то же время под действие рассматриваемой системы без каких-либо ограничений по численности попадают все предприниматели, ведущие деятельность, предусмотренную НК РФ. Часть из них до 2003 г. платила налоги в общеустановленном порядке.
После вступления в силу НК РФ значительно уменьшилось налоговое бремя плательщиков за счет очень существенного снижения параметров базовой доходности при расчете единого налога на вмененный доход. Так, по ранее действовавшему законодательству все виды розничной торговли имели базовую доходность в размере 36 000 руб. на 1 кв. м, а в настоящее время в случае наличия торгового зала - только 1800 руб. на 1 кв. м, а в случае его отсутствия - 9000 руб. на одно торговое место. Такая же тенденция прослеживается и по остальным видам деятельности.
Кроме того, налог позволят расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволяет подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 % всех товаров и услуг в малом бизнесе.
2.4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
С 1 января 2004 года вступила в силу глава 26.1. "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), которая применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели - переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке, о чем должны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению (месту жительства) с 20 октября по 20 декабря путем подачи письменного заявления.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее ЕСХН) предусматривает замену:
уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей с доходов, полученных от предпринимательской деятельности КФХ);
2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
3) налога на имущество организаций;
4) единого социального налога (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ).
Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (прежде всего в части исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц наемных работников).
Для перехода на ЕСХН необходимо проверить следующее условие - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и выращенной рыбы, должна составлять не менее 70% по итогам девяти месяцев налогового периода. Если по итогам года доля такого дохода составит менее 70%, налогоплательщики должны будут произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь год, но при этом пени и штрафы уплачиваться не будут.
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В основе исчисления ЕСХН лежит кассовый метод, т.е.
- датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, день получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
- расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
Порядок определения и признания доходов и расходов в целом соответствует порядку предусмотренному главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".
Налогоплательщики уменьшают полученные доходы на следующие расходы:
- расходы на приобретение основных средств (в особом порядке);
- расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
- материальные расходы;
-расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
- расходы на обязательное страхование работников и имуществ;
- суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам);
- суммы процентов, уплачиваемые по кредитам и займам;
-расходы на обеспечение пожарной безопасности, на услуги по охране имущества;
- расходы на содержание служебного транспорта;
- расходы на командировки,
- расходы на канцелярские товары;
- расходы на почтовые, телефонные и другие подобные услуги;
- расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
- суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
- расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
- другие (полный перечень расходов смотри в ст. 346.5 НК РФ).
Все расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 Налогового кодекса, т. е. расходы должны быть направлены на получение доходов, они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены документами в соответствии с законодательством РФ.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
По итогам налогового периода представляются налоговые декларации, и уплачивается сумма налога организациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля следующего года.
По итогам отчетного периода представляются налоговые декларации, и уплачивается сумма авансового платежа по налогу организациями и индивидуальными предпринимателями позднее 25 июля текущего года.
Для решения вопроса о переходе или "не переходе" главам КФХ рекомендуется сделать для себя условный расчет. Для этого по фактическим данным за год можно составить таблицу и в ней отследить только налоги, по которым возникают разницы при общем режиме налогообложения и при применении ЕСХН (см. Табл.2.2.)
Расчет получится условным, поскольку фактические данные нужно взять за текущий год, а правила исчисления налогов за следующий год.
Сравнение общего налогового режима и единого сельскохозяйственного налога
Таблица 2.2
Виды налогов |
Общий режим налогообложения |
Единый сельскохозяйственный налог |
|
Налог на прибыль или налог на доходы физических лиц |
+ |
- |
|
Налог на имущество |
+ |
- |
|
Налог на добавленную стоимость |
+ |
- |
|
Единый социальный налог (без страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) |
+ |
- |
|
При этом надо учесть, что при исчислении единого социального налога нужно учесть только взносы на обязательное пенсионное страхование за текущий год, т. к. отчисления в федеральный бюджет, фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования не будут исчисляться и уплачиваться при применении ЕСХН.
Используя данные такого условного расчета при принятии решения о переходе должны быть, учтены и другие, в том числе так называемые "косвенные "преимущества.
Так, при переходе на уплату ЕСХН расходы на приобретение основных средств будут приниматься в следующем порядке:
1) в отношении основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога;
в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года уплаты ЕСХН - 50 % стоимости, второго года - 30 % стоимости и третьего года - 20 % стоимости;
в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН равными долями от стоимости основных средств. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Также необходимо учесть, что если по итогам года при применении ЕСХН будет получен убыток, то он переносится на следующие налоговые периоды (но не более чем на 10 лет), т. е. уменьшает налогооблагаемую прибыль следующих налоговых периодов. При этом предыдущий убыток не может уменьшать налоговую базу следующего года более чем на 30 процентов.
Но при переходе на уплату ЕСХН убыток, полученный налогоплательщиками при применении общего режима налогообложения, не принимается, а также убыток, полученный при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.
Косвенными преимуществами "перехода" является значительное сокращение отчетности из-за замены четырех налогов одним и отчетным периодом - полугодие, упрощение налогового учета (например, по НДС) и уплата налога всего два раза в год.
Но естественно в переходный период всегда будут определенные сложности, в том числе из-за нечетко прописанных в законодательстве правил по некоторым операциям, что должно быть разъяснено налоговыми органами.
ГЛАВА 3. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ УШАКОВА М. А.
3.1 Анализ налогообложения ИП Ушакова М. А по результатам деятельности во втором квартале 2007 года.
В основу расчетов положены данные из Книг учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, соответственно по второму кварталу 2007 года.
В качестве анализируемого периода взят второй квартал, т.к. в первом квартале ИП деятельность не вело.
Доходы ИП составили:
во втором квартале 2007 года: наличные - 977 515,00 рублей;
безналичные - 370 587,00 рублей.
Ежемесячная выручка от торговой деятельности через безналичный расчет приведена в таблице 3.1.
Помесячная выручка (безналичный расчет)
Таблица 3.1.
Месяц |
Сумма |
|
Апрель 2007г. |
45 860, 00 руб. |
|
Май 2007г. |
264 987,00 руб. |
|
Июнь 2007г. |
89 740,00 руб. |
|
ИТОГО: 400 587,00 руб. |
||
Месяц |
Сумма |
|
Апрель 2007г. |
0,00 руб. |
|
Май 2007г. |
449 801,00 руб. |
|
Июнь 2007г. |
527 714,00 руб. |
|
ИТОГО: 977 515,00 руб. |
||
Квартальные расходы
Таблица 3.3.
№ |
Расход |
Сумма |
Итого |
|||
апрель |
май |
июнь |
||||
1. |
Зарплата: -бухгалтер -менеджер - 2 чел. -водитель -отделочники - 2 чел. |
23 500,00 5 000,00 7 000,00 3 500,00 8 000,00 |
23 500,00 5 000,00 7 000,00 3 500,00 8 000,00 |
23 500,00 5 000,00 7 000,00 3 500,00 8 000,00 |
70 500,00 15 000,00 21 000,00 10 500,00 24 000,00 |
|
2. |
Взносы на обязательное пенсионное страхование за работников и ИП |
3 490,00 |
3 490,00 |
3 490,00 |
10 470,00 |
|
3. |
Аренда помещения |
23 000,00 |
46 000,00 |
46 000,00 |
115 000,00 |
|
4. |
Оплата коммунальных услуг |
2 300,00 |
4 600,00 |
4 600,00 |
11 500,00 |
|
5. |
Оплата за рекламу |
2 800,00 |
5 600,00 |
5 600,00 |
14 000,00 |
|
6. |
Оплата за телефон |
1 813,00 |
2 154,00 |
2 060,00 |
6 027,00 |
|
7. |
Расходы на хоз. нужды |
1 100,00 |
950,00 |
1 350,00 |
3 400,00 |
|
8. |
Расходы за банковское обслуживание |
525,15 |
2 747,17 |
1 410,12 |
4 682,44 |
|
9. |
Оплата за товар |
10 369,00 |
62 580,00 |
44 300,00 |
117 249,00 |
|
ИТОГО: |
68 897,15 |
151 621,17 |
132 310,12 |
352 828,44 |
||
Т.к. ИП зарегистрировано 13 апреля и начало работать фактически с середины месяц, то такие расходы как арендная плата, оплата за коммунальные услуги и рекламу были оплачены в апреле в размере 50 % от полной стоимости согласно договорам.
3.1.1. Расчет авансового платежа по упрощенной системе налогообложения по данным II квартала.
Налоговая база по анализируемому периоду составила во втором квартале 2007 года - 47 758,56 рублей
(400 587,00 руб. доходов минус 352 828,44 руб. принимаемых расходов = 47 758,56 руб.).
При ставке налогообложения 15 % во втором квартале 2007 году сумма налогов по ставке составила - 7 163 рублей.
(47 758,56р. * 15% = 7 163 руб.).
3.1.2. Расчет единого налога на вмененный доход по данным II квартала
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя по определенному виду предпринимательской деятельности. ИП Ушакова ведет розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, поэтому базовая доходность в месяц составляет 1 800,00 рублей. Физическим показателем является площадь торгового зала; по договору субаренды ИП Ушакова арендует торговую площадь в ТК «Чкаловский» по адресу: г. Пермь, ул. Г. Хасана, 34 в размере 77 м.кв., согласно Плана арендуемых помещений, в том числе: торговые площади - 67,2 м.кв., площади совместного пользования - 9,8 м.кв.
Согласно решения Пермской городской думы, приложение № 2 от 31.03.2006г., корректирующий коэффициент К2 для розничной торговли стройматериалами составляет от 0,2 до 0,7. Его величина зависит от площади торгового зала и территории, на которой ведется предпринимательская деятельность. ИП ведет розничную торговлю на улице Г. Хасана, которая относится к III зоне, поэтому К2 равен 0,3. Корректирующий коэффициент К1 на 2007 г. равен 1,096.
Расчет налоговой базы для исчисления суммы единого налога:
ВД=БД х П х К (1)
где ВД - вмененный доход;
БД - базовая доходность на единицу физического показателя;
П - количество единиц физического показателя;
К - корректирующие коэффициенты
- базовая доходность - 1 800 руб.
- величина физического показателя - 61 м.кв.
- корректирующий коэффициент К1 - 1,096
- корректирующий коэффициент К2 - 0,300
Т.к. ИП Ушакова в апреле месяце не вело розничную торговлю, а кассовый аппарат был куплен и поставлен на учет 5 мая 2007г., поэтому коэффициент К2 можно откорректировать по формуле:
К2 = Кфп * К2, (3)
Где Кфп = ( (Nрд1 : Nкд1) + (Nрд2 : Nкд2) + (Nрд3 : Nкд3) ) : 3; (4)
где
Nрд - количество реально отработанных дней каждого месяца
Nкд - количество календарных дней каждого месяца.
Апрель - 30 календарных дней, из них рабочих - 0,
Май - 31 календарный день, из них рабочих - 28,
Июнь - 30 календарных дней, из них рабочих - 30.
Отсюда Кфп = ((0 : 30) + (28 : 31) + (30 : 30)) : 3 = 0,634
К2 = 0,634 * 0,3 = 0,19
Вмененный доход = 1800 * (61 * 3 месяца) * 1,096 * 0,19
Вмененный доход = 68 594,00 руб.
Сумма исчисленного налога = вмененный доход * 15%
Сумма исчисленного налога = 10 289,00 руб.
В соответствии с п.2 ст.346.32 Налогового кодекса РФ сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сфере деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход, на свое страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50 %. В розничной торговле не участвуют другие работники, кроме Ушаковой М. А., поэтому вычеты из налога принимаются в размере 600,00 рублей за квартал. Поэтому сумма налога к уплате - 9 689,00 рублей.
(10 289,00 руб. минус 600,00 руб. = 9 689,00 рублей)
3.2. Применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.
Во втором квартале 2007 года ИП в качестве объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, что привело к следующим показателям деятельности организации за квартал:
величина дохода - 400 587,00 рублей,
общая величина расходов - 352 828,44 рублей,
налогооблагаемая база - 47 758,56 рублей,
ставка налога - 15 %,
сумма налога к уплате - 7 163,00 рублей.
В случае если бы ИП при переходе на упрощенную систему налогообложения для определения налогооблагаемой базы применило объект налогообложения в виде доходов, показатели ее деятельности могли бы выглядеть следующим образом:
величина доходов -400 587,00 рублей (фактически полученные доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания второго квартала, то есть с 13 апреля 2007 года до 30 июня 2007 года);
общая величина расходов - 352 828,44 рублей (фактически произведенные расходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода 13 апреля 2007 года до окончания второго квартала 30 июня 2007 года);
налогооблагаемая база -400 587,00 рублей (денежное выражение доходов);
ставка налога - 6%, (одинаковая для всех организаций - независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности);
исчисленная сумма налога - 24 035,00 рублей
вычеты из налога - 10 470,00 рублей
(в соответствии с п.3 ст.346.21 Налогового кодекса РФ сумма налога, исчисленная за отчетный период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период времени, но не более, чем на 50 %);
сумма налога к уплате - 24 035,00 рублей
(400 587,00 рублей * 6% = 24 035,00 рублей
24 035,00 рублей минус 10 470,00 рублей = 13 565 рублей).
Сравнение суммы налога, подлежащей уплате ИП по итогам второго квартала 2007 года с применением объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, и суммы налога, которую ИП уплатило бы за этот же период, если бы в качестве объекта налогообложения выбрало доходы, свидетельствует о том, что ИП выбрало экономичный вариант налогообложения.
При объекте налогообложения в виде дохода ИП заплатило бы налог на 6402,00 рублей больше:
13 565,00 рублей минус 7 163,00 рублей = 6 402,00 рублей
13 565,00 рублей : 7 163,00 рублей = 1,89 раза
Подведенные расчеты приведены в Таблице 3.4.
Соотношение сумм налогов при изменении объекта налогообложения
Таблица 3.4.
Исходные данные |
Объект налогообложения при упрощенной системе |
||
доход |
доход, уменьшенный на величину расходов |
||
Показатели, применяемые в расчетах |
Анализируемый период |
||
2 квартал 2007г. |
2 квартал 2007г. |
||
Исходные данные |
Объект налогообложения при упрощенной системе |
||
Доход |
Доход, уменьшенный на величину расходов |
||
Доход (выручка) |
400 587,00 руб. |
400 587,00 руб. |
|
Расходы |
не принимаются |
352 828,44 руб. |
|
ИТОГО расходы |
- |
352 828,44 руб. |
|
Налогооблагаемая база |
400 587,00 руб. |
47 758,56 руб. |
|
Ставка налогообложения |
6% |
15% |
|
Сумма налога по ставке |
24 035,00 руб. |
7 163,00 руб. |
|
Вычеты из налога |
10 470,00 руб. |
- |
|
Сумма налога к уплате |
13 565,00 руб. |
7 163,00 руб. |
|
С объектом налогообложения в виде дохода ИП заплатило бы в 1,89 раза больше единого налога; в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
3.3. Применение ИП единого налога на вмененный доход
Если бы ИП занималось только розничной торговлей, то оно платило бы только единый налог на вмененный доход. Во втором квартале 2007г. ИП работало не полный срок, поэтому сумма налогообложения составила 9 527,00 руб. В следующих кварталах сумма налогообложения составит 15 646,00 рублей. Расчет единого налога на вмененный доход:
ВД=БД х П х К (1)
где
ВД - вмененный доход;
БД - базовая доходность на единицу физического показателя;
П - количество единиц физического показателя;
К - корректирующие коэффициенты
- базовая доходность - 1 800 руб.
- величина физического показателя - 61 м.кв.
- корректирующий коэффициент К1 - 1,096
- корректирующий коэффициент К2 - 0,300
Вмененный доход = 1800 * (61 * 3 месяца) * 1,096 * 0,300
Вмененный доход = 108 306,00 руб.
Сумма исчисленного налога = вмененный доход * 15%
Сумма исчисленного налога = 16 246,00 руб.
В соответствии с п.2 ст.346.32 Налогового кодекса РФ сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сфере деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход, на свое страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50%). Т.к. в розничной торговле не участвуют другие работники, кроме Ушаковой М. А., поэтому вычеты из налога принимаются в размере 600,00 рублей за квартал. Поэтому сумма налога к уплате - 15 646,00 рублей.
3.4. Применение ИП общего режима налогообложения
При применении общего режима налогообложения Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, причем налогоплательщиками единого социального налога признаются как лица, производящие выплаты физическим лицам, так и индивидуальные предприниматели. Согласно п.2 ст. 235, налогоплательщик, который одновременно относится к обеим категориям, исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица как являющиеся, так и не являющиеся, налоговыми резид ентами Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются доходы налогоплательщика, при этом учитываются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах. Налоговым периодом признается календарный год.
Не подлежат налогообложению доходы, получаемые индивидуальным предпринимателем от осуществления им тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход, а также при налогообложении, которых применяется упрощенная система налогообложения.
Налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета, согласно п. 2 ст. 210 Налогового кодекса, в размере 400,00 рублей за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000,00 рублей. Другие стандартные налоговые вычеты, а также социальные и имущественные, к ИП Ушакова М. А. не применяются. Согласно п. 2 ст. 210 Налогового кодекса ИП Ушакова М. А. имеет право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов; либо если налогоплательщик не может их подтвердить, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от суммы доходов. Состав расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленным главой 25 Налогового кодекса. Налоговая ставка к ИП Ушакова М. А. применяется в размере 13%.
Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогоплательщика до 15 июля следующего года. Также индивидуальный предприниматель обязан предоставить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в течение 5 дней по истечении 1 месяца со дня появления таких доходов. Авансовые платежи уплачиваются:
1. за январь - июнь - до 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей.
2. за июль - сентябрь - не позднее 15 октября в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
3. за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Если доход индивидуального предпринимателя уменьшился или увеличился более чем на 50%, налогоплательщик должен представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода. Налоговая декларация представляется до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
3.4.1. Расчет налога на доходы физических лиц
Величина доходов -400 587,00 рублей (фактически полученные доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания второго квартала, то есть с 13 апреля 2007 года до 30 июня 2007 года);
стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей не принимается к вычету, т.к. доходы в апреле месяце составили 45 860,00 рублей.
профессиональный вычет в размере общей величины расходов - 352 828,44 рублей (фактически произведенные расходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода 13 апреля 2007 года до окончания второго квартала 30 июня 2007 года);
налогооблагаемая база -47 758,56 рублей (денежное выражение доходов);
ставка налога - 13%,
сумма исчисленного авансового платежа - 6 209,00 рублей
(47 758,56 рублей * 13% = 6 209,00 рублей).
вычет из налога - 600,00 рублей (сумма налога, исчисленная за отчетный период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период времени, но не более, чем на 50);
сумма авансового платежа к уплате - 5 609,00 рублей.
Также индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, согласно ст. 143 Налогового кодекса. Согласно ст. 145 Налогового кодекса Индивидуальный предприниматель Ушакова М. А. имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Налогоплательщиками единого социального налога признаются:
1. лица, производящие выплаты физическим лицам;
2. индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В первом случае, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном периоде.
Во втором случае, объект налогообложения - это доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников.
Налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период в денежной и натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов принимается в порядке, аналогичному порядку определения состава затрат, установленных главой 25 Налогового кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев.
Для индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, применяется налоговая ставка из таблицы 3.5.:
Таблица 3.5.
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федераль -ный бюджет |
Фонд социального страхования РФ |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориаль-ные фонды обязательного медицинского страхования |
|||||
До 280 000 руб. |
20,0 % |
2,9 % |
1,1 % |
2,0 % |
26,0% |
|
Налоговая базана каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
||||
До 280 000 руб. |
7,3 % |
0,8 % |
1,9 % |
10,0 % |
|
От280 001 руб. |
20 440 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб. |
2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. |
5 320 руб. + 0,4 % с суммы превышающей 280 000 руб. |
28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превыша-ющей 280 000 руб. |
|
Свыше600 000 руб. |
29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. |
3 840 руб. |
6600 руб. |
39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превыша-ющей 600 000 руб. |
|
Дата осуществления выплат или получения доходов определяется как:
- день начисления выплат в пользу работника;
- день фактического получения дохода.
Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом сумма вычета не может превышать сумму налога, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится до 15 числа следующего месяца.
3.4.2. Расчет единого социального налога для индивидуального предпринимателя:
величина доходов -400 587,00 рублей (фактически полученные доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания второго квартала, то есть с 13 апреля 2007 года до 30 июня 2007 года);
общая величина расходов - 352 828,44 рублей (фактически произведенные расходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода 13 апреля 2007 года до окончания второго квартала 30 июня 2007 года без учета страховых платежей по обязательному страхованию работников, согласно пп.7 п.1 ст. 238);
налогооблагаемая база -47 758,56 рублей (денежное выражение доходов - расходы);
ставка налога - 10 %, из них: 7,3 % - в Федеральный бюджет; 0,8 % - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1,9 % - в
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (т.к. налогооблагаемая база не превышает 280 000, рублей);
сумма налога к уплате - 4 776,00 рублей, из них: 3 486,4 руб. - в Федеральный бюджет; 382,2 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 907,4 руб. - в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
47 758,56 рублей * 10% = 4 776,00 рублей
47 758,56 рублей * 7,3% = 3 486,40 рублей
47 758,56 рублей * 0,8% = 382,20 рублей
47 758,56 рублей * 1,9% = 907,40 рублей.
3.4.3. Расчет единого социального налога для индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам:
Заработная плата работников, задействованных в деятельности, которая облагается по общей системе налогообложения, за II квартал составляет 70 500,00 рублей:
оклад бухгалтера - 5 000,00р./мес.,
два менеджера по продажам по 3 500,00р./мес.,
два мастера отделочных работ по 4 000,00р./мес.,
водитель - 3 500,00р/мес.
23 500,00 руб. * 3 месяца = 70 500,00 руб.
Т.к. ИП Ушакова работает не полный календарный год, а всего 9 месяцев, то и база налогообложения будет рассчитываться за 9 месяцев:
зарплата бухгалтера - 45 000,00 руб.,
зарплата менеджера по продажам - 31 500,00 руб.,
зарплата мастера отделочных работ - 36 000,00 руб.,
зарплата водителя - 31 500,00 руб.
Общая сумма выплат за 2007 год - 211 500,00 руб.
Согласно п. 1 ст. 241 Налогового кодекса ставка налогообложения равна 26 %, т.к. сумма заработной платы каждого работника за год не превысит 280000,00 руб., из них: 20 % - в Федеральный бюджет, 2,9 % - в Фонд социального страхования РФ, 1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2,0% в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таблица 3.7.
№ |
Работник |
Зарплата, руб. |
Сумма налога к уплате |
|||
За месяц |
За квартал |
За 2007год |
||||
1 |
Бухгалтер |
5 000,00 |
1300,00 |
3 900,00 |
11 700,00 |
|
2 |
Менеджер по продажам №1 |
3 500,00 |
910,00 |
2 730,00 |
8 190,00 |
|
3 |
Менеджер по продажам №2 |
3 500,00 |
910,00 |
2 730,00 |
8 190,00 |
|
4 |
Мастер- отделочник №1 |
4 000,00 |
1 040,00 |
3 120,00 |
9 360,00 |
|
5 |
Мастер- отделочник №2 |
4 000,00 |
1 040,00 |
3 120,00 |
9 360,00 |
|
6 |
Водитель |
3 500,00 |
910,00 |
2 730,00 |
8 190,00 |
|
ИТОГО: |
23 500,00 |
6 110,00 |
18 330,00 |
54 990,00 |
||
Исходные данные |
Упрощенная система налогообложения |
Единый налог на вмененный доход |
Общий режим налогообложения |
||||
Доходы -расходы |
Доходы |
НДФЛ |
ЕСН1 |
ЕСН2 |
|||
Показатели, применяемые в расчетах |
Анализируемый период |
||||||
II квартал |
II квартал |
II квартал |
II квартал |
||||
Доходы |
400 587 |
400 587 |
68 594 |
400 587 |
400 587 |
--- |
|
Расходы |
352 828 |
--- |
Не принимаются |
352 828 |
352 828 |
--- |
|
Зарплата работников |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
70 500 |
|
Налогооблагаемая база |
47 759 |
400 587 |
68 594 |
47 759 |
47 759 |
70 500 |
|
Ставка налогообложения |
15% |
6% |
15% |
13% |
10% |
26% |
|
Сумма налога по ставке |
7 163 |
24 035 |
10 289 |
6 208 |
4 776 |
18 330 |
|
Вычеты из налога |
--- |
10 470 |
600 |
600 |
--- |
9 870 |
|
Сумма налога к уплате |
7 163 |
13 565 |
9 689 |
5 609 |
4 776 |
8 460 |
|
18 845 |
|||||||
Т.к. Индивидуальный предприниматель ведет как оптовую, так и розничную торговлю, то сумма налогов к уплате по упрощенной системе налогообложения и по единому налогу на вмененный доход во II квартале составила 17 452,00 рубля.
( 7 163,00 руб. плюс 9 689,00 руб. = 16 852 рубля)
Если бы ИП Ушакова М.А. в качестве объекта налогообложения приняло доходы при применении упрощенной системы налогообложения, то сумма налогов к уплате составила бы - 23 854,00 рубля.
(13 565,00 руб. плюс 9 689,00 руб. = 23 254,00 рубля)
В случае применения ИП Ушаковой М.А. общего режима налогообложения, сумма налогов к уплате за II квартал составила бы 28 534,00рубля.
(18 845,00 руб. плюс 9 689,00 руб. = 28 534,00 рубля)
Если бы ИП Ушакова М. А. занималось только розничной торговлей, то она уплачивала бы только единый налог на вмененный доход, что составило во II квартале - 9 689,00 рублей. Сводные данные в виде диаграммы приведены на рисунке 3.1.
Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения
Рисунок 3.1.
3.5. Выводы
Как показало проведенное исследование, ИП Ушакова М. А. выбрала экономичный режим налогообложения.
1. При применении общего режима налогообложения ИП заплатило бы в 2,6 раза, чем при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
2. При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов ИП заплатило бы в 1,89 раза, чем при применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов
3. Единственное, что можно предложить этой организации для уменьшения уплачиваемых налоговых платежей, это вести только розничную торговлю через кассу; с другой стороны ИП может потерять многих потенциальных покупателей, т.к. многие организации работают преимущественно через безналичный расчет; также с прибыли, получаемой от оптовой торговли, оплачиваются многие расходы, такие как арендная плата, оплата телефонных переговоров, оплата за рекламу и т.д.
С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальный налоговый режим» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):
1. Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" - с 1.01.2002 г.
2. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2003 г.
3. Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2003 г.
4. Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2004 г.
В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.
Применение вмененного налога в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью и не может учитывать всю совокупность факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Универсальным показателем является прибыль (доход) организации. Именно налог на прибыль отвечает всем требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах его собрать в полной мере, вводится вмененный налог, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор экономики. Поэтому вмененный налог должен носить временный характер.
Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.
Упрощенная система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.
Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенной системой налогообложения. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.
Есть необходимость обратить внимание на один недостаток упрощенной системы налогообложения, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течение года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность можно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.
Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСНО значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малого бизнеса.
Одна из положительных сторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды
Действующая с 2003 года упрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Такие налоговые прогнозы очень важны при планировании работы субъекта предпринимательства.
Данный вывод подтверждается аналитической частью в настоящей работы.
Специальный налоговый режим - "Упрощенная система налогообложения" охватывает контингент налогоплательщиков, который никак нельзя назвать незначительным. В настоящее время предлагаемой системой смогут пользоваться плательщики с численностью персонала до 100 человек и доходом от реализации предыдущего года до 20 млн. руб. Таким образом, из числа плательщиков налога на прибыль потенциально уходят плательщики с численностью персонала от 15 до 100 человек.
Стимулом перехода на упрощенную систему, предусматривающую добровольное принятие решения, является резкое снижение ставки налога до 6% с выручки и 15% с чистого дохода, то есть практически в два раза. Если учесть, что налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, имеют право пользоваться многими преимуществами, которые получили плательщики налога на прибыль в результате введения НК РФ, то целесообразность перехода очевидна. В частности, для них существенно расширены границы налоговых вычетов, в том числе за счет расходов на приобретение основных средств, предусмотрен перенос убытков на будущее, а доходы и расходы в любом случае определяются кассовым методом.
Результатом проведенного в настоящей работе исследования является вывод о том, что введенная с 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения выгодна субъектам малого бизнеса. В целом можно констатировать, что коррективы экономически выгодны налогоплательщикам.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 5.08.2000 г.
3. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" N 154-ФЗ от 09.07.1999г.
4. Федеральный закон "О введении в действие Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" № 118-ФЗ от 05.08.2000г.
5. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" № 104-ФЗ от 24.07.2002г.
6. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" № 2118-1 от 27.12.1991г.
7. Закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.1995г.
8. Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" № 148-ФЗ от 31.07.1998г.
9. Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" № 2116-1 от 27.12.1991г.
10. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996г.
11. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
12. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" № 54-ФЗ от 22.05.2003г.
13. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
14. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 57-ФЗ от 29.05.02.
15. Закон РФ "О закрытом административно - территориальном образовании" N 3297-1 от 14.07.1992г.
16. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем размер фиксированного платежа" № 148 от 11.03.2003г.
17. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике "Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения" № 121 от 07.12.1998г.
18. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" № БГ-3-22/606 от 28.10.2002г. (в редакции приказа МНС России от 26.03.2003г. №БГ-3-22/135)
19. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам "Об утверждении методических рекомендаций по применению Главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" № БГ-3-22/706 от 10.12.2002г. (в редакции МНС России № БГ-3-22/191 от 28.10.2003г.)
20. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" № ВГ-3-22/495 от 19.09.2002г.
21. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" № СА-6-22/657 от 11.07.2003г.
22. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам "Об остаточной стоимости основных средств, приобретенных при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" № 22-1-14/1255-У107 от 26.05.2003г.
23. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ "О включении в состав расходов на доставку покупных товаров в упрощенной системе налогообложения" №04-02-05/3/62 от 31.07.2003г.
24. Бойков О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Налоги, 2002, №12, с. 37-39
25. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2003, №2, с. 29-35
26. Дыбов А. И., Елина Л. А., Попов П. А. Считаем единый налог. -Тематические статьи и обзоры ЗАО "Консультант Плюс", www.consultant.ru.
27. Злобина Л. А., Стажкова М. М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта // Налоги, 2003, №1, с. 24-27
28. Романовский М. В., Врублевская О. В. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2003, №4, с. 49 - 53
29. Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2004, №3, с. 11-19
30. Полторак А.Ф. Система налогообложения малых предприятий / Бухгалтерский учет, 2003 г., №12, с.18-19
31. Самохвалова Ю.Н. Упрощенная система налогообложения в 2004 году. - М.: Дело и Сервис, 2003.- 189 с.
32. Хабарова Л.П. Упрощенная система налогообложения. - М.: Интел-Синтез, 2003.- 156 с.
33. Черник Д.Г. О малом предпринимательстве /Налоговый вестник, 2003 г., №1,с.17-18
34. Шуткин А.С. Единый налог для малых предприятий: иллюзия или реальность //Финансы, 2001 г., №6, с. 34-36
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |