2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Мировоззрение: сущность, функции и уровни развития
2. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые об-суждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по оп-ределенным законам? Кто или что определяет эти законы? Сущест-вует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое -- случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человечес-кого существования? Может ли человек узнать о своем предназначе-нии в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от за-блуждения и лжи?
Человек не может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь, но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, -- пожалуй, единственное, перед чем все равны, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь.. В данном случае не так уж важно, кто «управляет» миром -- Бог, Дух, Космический Разум, объективная реальность, законы Природы. Важно, что человек должен лишь осознать этот порядок и найти в его недрах, в его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», в которой он будет видеть смысл своего бытия.
Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь -- смерть -- бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.
1. Мировоззрение: сущность, функции и уровни развития
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравст-венные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих по-ступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого со-стояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересу-ющих людей проблем, которые рассматривает и которым дает опре-деленное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. По-этому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философ-скими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Мировоззрение -- это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания [1, c. 46]. Сущест-венное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов -- знаний, убеждений, верова-ний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента [1, c.48]:
1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях -- повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще-ства, народа или эпохи.
2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен-ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными обществен-ными регуляторами. Ценность -- это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему цен-ностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча-стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь -- это главная ценность человека, безопасность человека -- это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует-ся в определенную иерархию ценностей, на вершине которой распо-лагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторя-ющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми явля-ются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определен-ным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.
3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре-вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра-ботка определенной психологической установки на готовность дей-ствовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци-онально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
4) Практический компонент. Мировоззрение -- это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го-товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проек-тирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззре-ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде-ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярно», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез - сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.
Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь [6, c.238].
Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. И в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии, приверженности к какой-либо религии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.
Исторически научный источник познания возник из человеческих противоречий. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен.
В тоже время появляется и идея автономии разума. Ее фундамент закладывает Фома Аквинат (Аквинский). Идея состоит в том, что разум человеческий независимо не от чего сам может познавать. Путь познания - человеческий разум. Разум полностью отделяется от религии. В дальнейшем идея автономии разума проявляется в рациональном мышлении.
Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон). Современная наука - это сложноорганизованная система [5, c. 59].
Смена научных картин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре.
Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает), - это, напомним, предпосылка целенаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным.
Поэтому смена научной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе - формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться с привычными взглядами очень непросто... А когда необходимость этого становится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию как неудачную.
Поэтому смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действительности - закономерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира, представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областях науки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как его целостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влиянием наиболее развитой («ведущей») науки - «лидера». Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны механическая - Ньютоновская (две позиции: 1-деизм-религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2-теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем; тепловая (полное отрицание бога), квантово-релятивистская (позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики; познать законы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света (основана на теории относительности)) картины мира. Сейчас это синергетическая картина мира (synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая в себя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах, находящихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спиральных галактик). Далее это может быть модель Бога Шивы - картина неопределенного мира.
Ранее мы уже затрагивали идею Фомы Аквинского об автономии разума. Именно с нее и начинается рациональное мышление. Именно туда уходят корни рационального источника познания. Ведь принцип рационализма выражается буквально одной фразой: «Я САМ». В этом и есть рациональная истина, предпосылки которой обозначились еще в самом начале возникновения христианства. В то время это была лишь группа мыслителей - гностиков, среди которых Василик, Феодот и другие умы, пытавшиеся в то время вырвать разум из под гнета религии. Но если брать человеческий разум отдельно от науки, без какого-либо фундамента, основываясь на чистом разуме, то можно легко увидеть весь утопизм, необъективность рационализма. Ведь не имея под собой мощной основы человеческий разум, отрицая все, включая науку и религию, и признавая лишь себя самого способен заблуждаться, создавать утопии, иногда, правда, граничащие с гениальностью. Если взять математику, то она есть ничто иное, как гениальная мысль, основанная лишь на разуме человека. И иногда нельзя понять что есть гениальность, а что есть утопия. Настолько мала грань между ними. Выслушивая философов, придерживающихся рационального мышления очень трудно определить, гениальный это человек или просто страдающий психическим расстройством. Рационалист может придумать любую теорию, сколь невероятна она бы ни была, и она будет иметь право существования так как основывается на его умозаключениях, его разуме и соответственно личном представлении, независимо от остального мира. Основываясь на вышеизложенном мы можем утверждать, что рациональный источник познания дает лишь субъективную истину, довольно таки далекую от настоящей ИСТИНЫ.
Так как же искать ИСТИНУ? Как было сказано выше многие великие умы пытались определить для себя критерий истины. Кант, Аристотель определяли истину по-разному. Но истина познается лишь в сравнении и глубоком анализе исторически полученных знаний. И вкратце проанализировав данный материал, можно выделить истину для каждой из рассматриваемых в обществе тенденций. Наш метод поиска истины состоит в том, что за основу анализа мы берем науку. Далее мы размышляем над материалом с трех мировоззренческих позиций: материалистической, христианской и теософской (правда в некоторой степени мы затрагиваем и идею рационализма). И в итоге делаем свой вывод.
Научная истина - это есть научная картина мира, которая, правда, постоянно меняется в зависимости от развития науки. Она применима лишь к науке и не распространяется ни на какое другое мировоззрение [2, c. 189].
Христианская истина была высказана Христом 2000 лет назад и до сих пор не изменилась. Ее основа - религиозный источник познания. Единство Бога. Начальность Бога. Бог управляет миром. Все от Бога. Бог создатель и единовластный владыка.
Теософская истина - запутанная модель мироздания. Истина в теософском учении. Оно непоколебимо и не выносится на обсуждение. Существование неких богов (махатмы - полулюди, полупророки), управляющих миром.
Рациональная истина состоит в автономии разума и не дает объективности, так как свойство человеческого разума создавать утопии, заблуждаться.
Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.
Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
2. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «...я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она -- не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
Другая мировая религия -- ислам -- исходит из факта сотворённости человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко. Тем не менее, в Последний день всё будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признаётся только один вид «дивного бессмертия» -- нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны -- гашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».
Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть». Избавление при жизни от источников страдания, «омрачённых действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т.д.) и власти своего «я» -- лучший путь обретения бессмертия.
Аспекты проблемы смерти:
1. Как определить, что данный человек уже умер?
2. Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?
3. Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с фактом своей физической смерти.
Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения у людей.
Шкала ценностей:
1. шкала биологическая - феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.
Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.
2. Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни всего другого. Жизнь и смерть не связаны с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками.
3. Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:
бессмертие в генах потомства - увековечить себя в своих детях.
Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение - характерна для тоталитарных обществ
Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии - характерно для восточных религиозных и философских течений
Результаты человеческого творчества - произведения, идеологические концепции
Достижение различных состояний, смерть - возможный прорыв в другие миры.
Средневековая философия: жизнь человека - мука, настоящая жизнь наступит после смерти.
Древний мир: жизнь - это пир - кровавый или веселый.
Эпоха рационализма: человек - механизм, его задача - не умереть раньше времени, нужно вовремя его отремонтировать.
Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться духовными ценностями.
Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез ощутить ценность своей жизни.
Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни телесной.
Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти человека. Та религия, которая постоянно разрастается.
Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и воскреснуть.
Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.
Марксистская философия: смерть - естественный конец всего живого, обмен между органической и неорганической природой.
Жизнь сама является смыслом, страдание-это тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1. Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.
2. Жизня для семьи - подпитывается половым инстинктом.
3. Жизнь для вида, для коллектива.
Проблема: право на жизнь и право на смерть
Все, рожденное женщиной-человек, имеет право на жизнь, все живое должно жить.
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»
Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на смерть. Человек должен иметь право на достойную смерть - позиция патерналистов.
Позиция антипатерналистов - за эвтаназию. «Патер» - семья.
Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни, приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это сделает, «дурной пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
Но вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сто-рону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконеч-ности человечества и бессмертию его разума, а также к возмож-ности других форм жизни и разума, других, внеземных цивили-заций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космитизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназ-начения и ответственности человека и человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. - 639 с.
2. Волков Генрих Николаевич. У колыбели науки. М., «Молодая гвардия», 1971. - 224 с.
3. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. - 384 с.
4. Радугин А.А. «Философия» - курс лекций. М. - 1999 г.
5. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: 1998.-288 с.
6. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1995. - 576 с.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |
Дипломная работа | Внутрибольничная инфекция |
Дипломная работа | Микроклимат в коровнике |
Дипломная работа | Расторжение брака |
Дипломная работа | Валютне регулювання і контроль в Україні |
Дипломная работа | Автоматизированная информационная система Кафедра |
Дипломная работа | Современная международная миграция |
Дипломная работа | Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину" |
Дипломная работа | Юридическая ответственность |
Дипломная работа | Совершенствование сбытовой политики в фирме на примере ОАО "Череповецкий ликероводочный завод" |
Дипломная работа | ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО WEB-САЙТА |
Дипломная работа | Исследование развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников |
Дипломная работа | Пути повышения конкурентоспособности продукции |
Дипломная работа | Станция технического обслуживания легковых автомобилей с разработкой участка окраски |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению производительности труда в организации |
Дипломная работа | Аудит основных средств |