ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
НА ТЕМУ:
«ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»
г. Ростов-на-Дону
Содержание
Введение
1. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности
2. Правовая природа договора оказания туристских услуг
2.1 Понятие туристской услуги
2.2 Общая характеристика договора оказания туристских услуг
3. Содержание договора оказания туристских услуг
3.1 Предмет договора и его существенные условия
3.2 Права и обязанности сторон
3.3 Ответственность сторон за нарушение договора
Заключение
Список литературы
Введение
Туризм в начале ХХ в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств. Развитие современной экономики России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристического бизнеса.
С начала 90-х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристического рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, свеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права, законодательства стран СНГ И Европы.
Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства - туристской деятельностью.
Туристский бизнес - одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.
Туризм характеризуется значительным количеством субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, тем самым удовлетворяющих разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. Договорные отношения туриста с турфирмой складываются как отношения заказчика и исполнителя - глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору о возмездном оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчику (туриста) оказать (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Однако в отличие от многих других видов оказания возмездных услуг туристические услуги имеют свою особую специфику. Ее суть в том, что помимо гражданского законодательства, туристическая деятельность регламентируется Федеральным законом РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ « О защите прав потребителей» и целым рядом других нормативно-правовых актов.
В настоящее время действуют следующие нормативные акты, имеющие отношение к туризму: Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации Постановление Правительства от 15.08.1997 г.№1025; Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации Постановление Правительства от 25.04.1997 г.№490; Правила оказания услуг общественного питания Постановление Правительства от 15.08.1997 г.№1036.
Правовая природа договора о реализации туристского продукта (договора туристического обслуживания) долгое время вызывала споры и дискуссии в связи с тем, что в российском законодательстве применялось две модели такого договора: в Законе - конструкция договора розничной купли-продажи туристского продукта, а в Гражданском кодексе РФ - договора по туристическому обслуживанию как разновидности договора о предоставлении услуг (см. ст. ст. 779 и 1212 ГК РФ).
Актуальность темы дипломного исследования также определяется еще и тем, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года.
Цель дипломной работы заключается в исследовании правовой природы договора оказания туристических услуг, выявлении особенностей его заключения и содержания.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
- выявить особенности правового регулирования туристской деятельности;
- дать характеристику туристской услуги;
- рассмотреть порядок и условия заключения договора оказания туристских услуг, исследовать его содержание;
- на основе анализа судебной практики выявить основные проблемы правового регулирования по исследуемым вопросам.
При написании дипломной работы использованы научные труда таких авторов, как О.Н. Викулова, Н.И. Волошина, Я.В. Вольвач, Е.Л. Писаревского, В. Сергеева, Е.А. Стригуновой и др.
Таким образом, активное развитие туризма, растущие потоки выезжающих на отдых россиян - все это требовало и требует законодательной защиты российских туристов от недобросовестного выполнения своих обязанностей туристическими компаниями.
1. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности
В любой деятельности самым актуальным является вопрос дефиниций, позволяющий адекватно толковать предмет, объект. Условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности. Именно поэтому первая статья Закона о туризме посвящена основным понятиям в туризме. Нужно отметить, что споры вокруг туристской терминологии ведутся давно. Неоднократно вносились поправки, выдвигались различные версии и трактовки ключевых понятий. Особая коллизия связана с двумя терминами «туристский» и «туристический». Как отмечаетО.Н. Викулова и с ней трудно не согласиться, всем привычно и удобно употреблять в разговорной речи термин «туристический» Викулова О.Н. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.2008. с.7.. Такой же термин упоминается в Гражданском кодексе РФ. В тоже время туристская терминология в государственных стандартах (ГОСТ-Р 50681-94, ГОСТ-Р 50690-2000, Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 М. «Издательство стандартов».1994. ) употребляет термины «туристско-экскурсионное обслуживание», «туристские услуги». Официальное и окончательное закрепление понятие «туристский» произошло в 1996г. с принятием Закона о туризме, ст.22 которого говорит о необходимости привести все иные нормативные правовые акты в соответствие с данным Законом. Но, тем не менее, в юридической литературе некоторые специалисты продолжают использовать термин «туристические». В связи с этим, следует согласиться с мнением М.Б. Биржакова, которые предлагает внести в Закон статью, в которой бы термины «туристский» и «туристический» приравнивались в значении и влекли бы равные правовые последствия Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда.2004.. Поэтому в дальнейшее, в данной работе будет использоваться терминология Закона о туризме.
Практически все национальные законы государств признают туризм отраслью экономики, придавая этой отрасли различные приоритеты. Так Закон РФ о туризме признает его одной из приоритетных отраслей экономики. Но некоторые государства относят туризм к сфере не только экономики, но и культуры. Например, Закон Грузии признает туризм и курорты единой приоритетной отраслью национальной культуры и экономики. Закон Украины провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры Сравнительный анализ законодательтсва государств- участников СНГ в сфере туризма.СПб.2005.с.23..
К способам государственного регулирования туристской деятельности относится установление общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, порядка и правил осуществления контроля и надзора; разработка и нормативное введение технического регулирования в сфере туристской индустрии; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; создание прогрессивных методов регулирования туристской
Как уже отмечалось, «туризм» имеет различные определения. Так, Манильская декларация по мировому туризму 1980 года определяет его как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов. В Рекомендациях по статистике туризма Всемирной туристской организации под туризмом понимается «деятельность лиц, которые путешествуют...». Гаагская межпарламентская декларация по мировому туризму 1989 года определяет туризм как явление, которое включает все свободные перемещения людей, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений.
Данное определение туризма было использовано Верховным Судом Российской Федерации по гражданскому делу о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности» Решение от 22 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1469 // СПС «КонсультантПлюс».
В международных правовых актах, национальных законодательствах, а также в научной и учебной литературе приводятся и другие определения туризма Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. N 3. С. 5 - 8.
В ФедералЬном законе №132-ФЗ туризм определяется, как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, среди важнейших признаков, по которым деятельность в сфере путешествий можно причислить к туристской деятельности, выделяют следующие: 1) временность выезда, 2)постоянное место жительства, 3) цели туризма, 4) ограничение в занятии оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
В литературе и практике понятие «туристская деятельность» имеет несколько значенийВикулова О.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».М.2008.С.12. . Под ней понимается, во-первых, деятельность специализированных организаций по предоставлению и организации туристических услуг и товаров, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом, в-третьих, проявление социальной политики государства. В целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Закон о туризме дает следуещее определение : «туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».
Некоторые специалисты понимают туристскую деятельность как деятельность по оказанию туристских услуг. При этом туристская услуга рассматривается как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего тура (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т.д.) Викулова О.Н. Указ.произ.с.13.. О.Н. Викулова считает, что деятельность по организации путешествий и деятельность по оказанию туристских услуг - понятия разные. Туристская деятельность - это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий, В которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. А деятельность по оказанию туристских услуг - это деятельность организаций туристической индустрии.
Деятельность по организации путешествий - это деятельность, при которой турист (заказчик) получает с помощью туристической фирмы (исполнителя) права требования на оказание услуг по перевозке, размещению в гостинице (аренда), по питанию и т.д. Таким образом, туристическая фирма не может являться испонителем этих услуг в рамках туристской деятельности.
Указанный автор, считает, что оказание туристских услуг не регулируется нормами законодательтсва о туристской деятельности, так как к ней не относится. Туристическая деятельность и туристические услуги схожи только в том, что в обоих случаях речь идет о предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским законодательством Там же.
Туристская деятельность, отмечает Е.Л. Писаревский, попадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы// Туристические фирмы.2002.вып.27.с.95..
Туристская деятельность в общем случае единообразно определяется как деятельность туристов, организаторов туризма и государства. Однако собственно туристские услуги оказываются совершенно другим исполнителем - не организаторами туризма (в большой части посредниками), а именно непосредственными исполнителями - перевозчиками, средствами размещения, питания и т.д. Причисление этих хозяйствующих субъектов к сфере туризма - ключевой вопрос, особенно в части льгот и иных приоритетов.
Закон о туризме выделяет широкую категорию понятия « индустрия туризма», но не развивает ее в последующих положениях, т.е. детально регулирует только деятельность туроператоров и турагентов, опуская проблемы регулирования собственно туристских услуг.
В качестве туроператоров или турагентов могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Закон о туризме не устанавливает особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций, более того, нет указания на коммерческую направленность данного вида деятельности, то есть они могут создаваться в любых организационно-правовых формах, юридических лиц, предусмотренных законом, даже некоммерческих. Представляется необходимым законодательно устранить данный пробел, указав на то, что туристская деятельность является предпринимательской деятельностью Муталиева А.А.Туристкая деятельность как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право.2006.№2..
2.Правовая природа договора оказания туристских услуг
Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора (либо в банковской гарантии) и с 1 июня 2008 г. не может быть менее 10 миллионов руб. - для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного либо внутреннего и международного туризма (а с 1 июня 2007 г. и до указанной даты размер их финансового обеспечения не может быть менее 5 миллионов руб.). Для туроператоров, работающих только внутри страны, размер финансового обеспечения с 1 июня 2007 г. установлен в 500 тысяч руб. и в июне 2008 г. меняться не будет.
Размер финансового обеспечения вызывал много споров Корчевская Л.И. Финансовые гарантии для туристов. Страхование ответственности туроператоров// Законы России: опыт, анализ, практика.2007.№9.. Отдельные авторы пытались увязывать его с реформой миграционного законодательства, с тем, чтобы Закон создавал некий барьер на пути фирм, которые под видом легального въездного туризма приглашают в страну гастарбайтеров. Другие протестовали против чрезмерно высокого размера обеспечения, плата за предоставление которого ведет к разорению мелких фирм, и т.д.
Еще одним из обязательных условий осуществления туроператорской деятельности является включение туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров Реестр можно увидеть на официальном сайте Федерального агентства по туризму Российской Федерации: http://www.russiatourism.ru/section_5/.. Ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Законом подробно регламентируется порядок внесения сведений о туроператоре в Реестр и устанавливаются основания отказа во внесении в Реестр таких сведений. В Реестре содержатся сведения о туроператоре (полное и сокращенное наименования; место нахождения и почтовые адреса головного офиса и филиалов туроператора; сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); сведения об учредителях туроператора и др.), а также размер финансового обеспечения , номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также наименование страховщика (или иного гаранта).
При этом туроператор исключается из Реестра, если за три месяца до истечения срока действия финансового обеспечения он не представит сведения о наличии у него финансового обеспечения на новый срок. Реестровый номер туроператора согласно ст. 10 Закона является существенным условием договора о реализации туристского продукта, таким образом, отсутствие номера делает такой договор недействительным .
Это дало основание некоторым авторам приравнивать внесение сведений о туроператоре в Реестр к лицензированию деятельности туроператора Корчевская Л.И. Указ.произв..
Подчеркнем, что Закон содержит требование о финансовых гарантиях именно для туроператоров и не содержит такого требования для турагентов. В прежней редакции Закона содержалось условие о том, что турист вправе требовать исполнения всех услуг от туроператора или турагента независимо от того, кем эти услуги оказываются (ст. 4). В новой редакции Закона говорится, что туроператор отвечает перед туристами (и/или заказчиками) также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). При этом Закон обязывает туроператора и турагента закрепить в договоре между ними как взаимную ответственность, так и ответственность каждой из сторон перед туристом (заказчиком) за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, а также за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по договору о реализации туристского продукта.
В тех случаях, когда турагент реализует сформированный туроператором туристский продукт от своего имени, в договоре о реализации туристского продукта должна содержаться информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим услуги по договору, является туроператор, а также информация о возможности туриста обращаться в соответствующих случаях с письменным требованием о денежных выплатах непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Такие правила более соответствуют международной практике: так, в Международной конвенции по контракту на путешествие (Брюссель, 1970 г.) Вступила в силу 24.02.1976. См.: Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 1999 ответственность за обстоятельства, связанные с организацией путешествия, возлагается на туроператора, на турагента же возлагается только та ответственность, которая вытекает из посреднических функций турагента (например, за непредставление полной информации о путешествии, за неоказание помощи в получении визы и т.п.). Типовой контракт, подлежащий подписанию между туристским агентством и клиентом согласно Директиве ЕС N 90/134 от 13 мая 1995 г., возлагает на турагента ответственность только за неисполнение (ненадлежащее исполнение) посреднических функций, а ответственность за путешествие несет туроператор Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. М., 1998. С. 79)..
Закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами (заказчиками) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами или иными российскими нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона).
Следует заметить, что на практике, в большинстве случаев в договоре турфирмы подробно расписывают ответственность туриста, а свою ответственность ограничивают либо указывают, что фирма несет ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как уже было ранее сказано, любой потребитель, в том числе и турист, имеет право на то, чтобы оказываемые услуги не причиняли вред его здоровью, жизни и имуществу. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность турфирмы за ненадлежащую информацию в том случае, если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге или исполнителе повлекло:
приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом, как подчеркивает Д.М.Сорк Сорк Д.М. Защита прав туристов // Законы России: опы, анализ, практика.2007.№2. , обнаружить, что оказываемая услуга не соответствует предоставленной во время заключения договора информации, турист сможет только на месте, когда отказаться от поездки уже невозможно. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые турист, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При невозможности использовать приобретенную услугу по назначению потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Данное право может быть реализовано до отправления в поездку в случае, когда путевка приобретается заранее.
Следующий вид ответственности - это ответственность за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако в силу ст. 314 ГК РФ и ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательства должны исполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист вправе:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться под исправлениями. Такой перенос срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о такой возможности;
б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
г) расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причиненных туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).
Цена оказанной услуги, возвращаемая при расторжении договора, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, рассчитывается исходя из цены услуги на день удовлетворения требования о расторжении договора (в случае повышения цены). А в случае снижения цены на оказанную услугу - на день приобретения путевки.
При расторжении договора об оказании услуги, если исполнитель своевременно не приступил к ее оказанию, турфирма не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за уже оказанную услугу. Фирма не может удержать с туриста при расторжении договора свои расходы на получение визы на туриста, приобретение на его имя авиабилетов и т.п. Это относится и к расходам, произведенным фирмой непосредственно в стране временного пребывания туристов.
Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание с турфирмы за нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать:
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись - фирма обязана вернуть разницу в стоимости;
возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Обнаружение существенного недостатка в уже оказанной услуге или существенного отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).
Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки; суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
Закон также предусматривает, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при вынесении решения в пользу туриста суд вправе вынести решение о взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (туриста). Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» говорит о том, что при удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены исполнителем в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска независимо от того, заявлялось ли такое требование. Суду также дано право снизить размер штрафа.
Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и рассмотрены в течение 10 дней с даты получения претензий (пункт 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта.
Ответственность исполнителя услуг по договору оказания туристских услуг - частный случай ответственности исполнителя услуг по договору возмездного оказания услуг. По сравнению с общими положениями об ответственности исполнителя услуг, отличия ответственности исполнителя услуг по данному договору связаны с особенностями отношений по туристскому обслуживанию: возложением организатором путешествия исполнения туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; ответственностью организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение.
По мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и практикой в данной области.
Особый интерес представляет гражданское законодательство Германии, где еще в 1979 г. в Гражданское уложение был включен в главу о подряде новый раздел о туристическом договоре. Этот раздел, состоящий из 13 статей, содержит достаточно полные нормы о таком договоре, учитывающие его особенности и отличия от подряда Садиков О.Н., Мякина А.В. Гражданско-правововая ответственность туристической фирмы перед туристом // Законодательство и экономика.2004.№2..
Внесенные в Гражданское уложение нормы о туристическом договоре конструируют его как соглашение о предоставлении турфирмой всей совокупности услуг по поездке и ее ответственности. Посреднический статус турфирмы (например, только заказ билета или гостиницы) должен быть четко и недвусмысленно выражен.
Соответственно нормы ГГУ дают туристу широкие правомочия в отношении турфирмы в случае нарушения его прав. Турист может требовать устранения недостатков обслуживания, снижения цены поездки, расторжения заключенного договора, а кроме того, возмещения понесенных им убытков. В качестве таковых в литературе приводятся следующие примеры: падение на плохо уложенном гостиничном ковре, заболевание вследствие некачественности пищевых блюд, хищение багажа при автобусной поездке. Между тем турфирмы по-прежнему продолжают включать в свои каталоги и рекламу условие об ограничении их ответственности. Однако в силу норм Уложения такое ограничение ответственности не может быть ниже трехкратной стоимости турпоездки и не распространяется на случаи причинения вреда здоровью.
Помимо сказанного, турист вправе требовать от турфирмы в случае срыва поездки или существенного ее ухудшения соразмерного денежного возмещения и за напрасно использованное время отпуска. Эта норма, воспринявшая ранее сложившуюся судебную практику, дает право на возмещение морального вреда, который должен оцениваться по совокупности всех обстоятельств.
Наконец, ввиду возможной и встречающейся неплатежеспособности турфирмы, некоторые из которых являются мелкими обществами с ограниченной ответственностью, с 1994 г. действует правило Гражданского уложения, согласно которому турфирма должна предъявлять туристу страховое свидетельство кредитного института о ее платежеспособности, а при отсутствии такового турфирма до окончания поездки вправе требовать от туриста не более 10% стоимости тура.
Таким образом, право Германии дает весьма полную регламентацию туристского договора. Некоторые его положения, направленные на защиту прав туриста, было бы полезно использовать при пересмотре российского законодательства о туризме.
Заключение
На сегодняшний день существует большое количество научной литературы, посвященной особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма, и в практической деятельности туристских фирм уделяется больше внимания тонкостям и объемам продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению туристской деятельности. Вместе с тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативно-правовой базы, учитывающих правовые аспекты осуществления туристской деятельности. Однако именно правовая подготовленность субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, позволяет избежать большинства наиболее распространенных ошибок, обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в соответствующих услугах, добиться успеха в конкурентной борьбе и в конечном итоге достичь основной цели - получения предпринимательского дохода.
В любой деятельности самым актуальным является вопрос дефиниций, позволяющий адекватно толковать предмет, объект. Особая коллизия связана с двумя терминами «туристский» и «туристический». В Гражданском кодексе РФ употребляется термин «туристический», а в Законе о туризме и в специальных нормативных актах - «туристский». Ст.22 указанного Закона говорит о необходимости привести все иные нормативные правовые акты в соответствие с данным Законом. Но, тем не менее, в юридической литературе некоторые специалисты продолжают использовать термин «туристические». В связи с этим, следует внести в Закон статью, в которой бы термины «туристский» и «туристический» приравнивались в значении и влекли бы равные правовые последствия.
В качестве туроператоров или турагентов могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Закон о туризме не устанавливает особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций, более того, нет указания на коммерческую направленность данного вида деятельности. Представляется необходимым законодательно устранить данный пробел, указав на то, что туристская деятельность является предпринимательской деятельностью.
Туристские услуги в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о туризме относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туристской деятельности, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации.
При этом, следует обратить внимание на то, что Реестровый номер туроператора согласно ст. 10 Закона является существенным условием договора о реализации туристского продукта, таким образом, отсутствие номера делает такой договор недействительным .
Это дало основание некоторым авторам приравнивать внесение сведений о туроператоре в Реестр к лицензированию деятельности туроператора.
Вместе с тем представляется, что решения, принятые законодателем в отношении нормирования требований и сертификации работ и услуг в сфере туризма являютсяся ошибочными, поскольку при их осуществлении остается проблема обеспечения безопасности. А эти вопросы не могут решаться в добровольном порядке, они требуют государственного регулирования.
Отсутствие надлежащего закрепления понятия договора оказания туристских услуг, а также различия между нормами ГК РФ и Закона о турдеятельности долгое время служили основанием для дискуссии в отечественной юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что договор оказания туристских услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить
Особенность ответственности туроператора как лица, предоставляющего услуги, состоит в том, что туроператор отвечает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение третьими лицами, на которых было возложено исполнение обязанностей, - «если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не будет установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо» (ст. 9 Закона). Таким образом, налицо конструкция, предусмотренная ст. 403 ГК РФ «Ответственность должника за действия третьих лиц».
Главной новеллой Закона от 5 февраля 2007г. № 12-ФЗ стало введение обязательного финансового обеспечения ответственности туроператоров за неисполнение либо некачественное исполнение своих обязанностей по договору о предоставлении туристических услуг. Такие правила более соответствуют международной практике.
По мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством в сфере туризма, доктриной и практикой в данной области.
Таким образом, проблемы развития правового регулирования туристических отношений в Российской Федерации, унификации норм законодательства в соответствии с международными стандартами были и остаются актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения и исследования.
Список литературы
1. Конституция РФ // "Российская газета" N 237, 25.12.1993.
2. Гражданский Кодекс РФ ч. 1, 21.10.1994 г. (в ред. 03.06.2006г.) // "Российская газета" N 238-239, 08.12.1994.
3. Гражданский Кодекс РФ ч. 2, 26.01.1996 г. (в ред. 02.02.2006г.) // "Российская газета" N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
4. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ (ред. 05.02.2007 г.)« Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №46.
5. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2007.№7.
6. Закон РФ «О защите прав потребителей», 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. 27.07.2006г.) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766.
7. Постановление Правительства РФ от18.07.2007 г. №452 « Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»// СЗ РФ.2007.№30.
8. Постановление Правительства от 15.08.1997 г.№1025 (ред.01.02.2005) «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ.1997.№34.
9. Постановление Правительства от 30.06.1997 г. №490 (ред.01.02.2005) «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» //СЗ РФ.1997.№18.
10. Постановление Правительства от 15.08.1997 г. №1036 (ред.10.05.2007) «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» // СЗ РФ.1997. №34
11. Туристические услуги. Общие требования ГОСТ р 50690-2000 утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 №295-ст// опубликован не был. Консультант Плюс.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |
Дипломная работа | Управление мотивацией персонала |
Дипломная работа | Антикоррозийная обработка |
Дипломная работа | Учет расчетов с дебиторами и кредиторами 3 |
Дипломная работа | Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения |
Дипломная работа | Самооценка деятельности ОАО "Ковылкинский электромеханический завод" |
Дипломная работа | Вирусные гепатиты |
Дипломная работа | Анализ теоретического аспекта системы обязательного пенсионного страхования России |
Дипломная работа | Особенности кредитования в Сбербанке |
Дипломная работа | Банковские пластиковые карты |
Дипломная работа | Бухгалтерский учет и аудит основных средств |
Дипломная работа | Интернет |
Дипломная работа | Аналіз та аудит фінансового стану |
Дипломная работа | Проектирование системы охранной сигнализации |
Дипломная работа | Организация розничной торговли |
Дипломная работа | Повышение рентабельности на предприятии |