2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Выполнила:
Привезенцева Анна Умяровна,
студентка факультета психологии 5 года обучения.
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук
Елизаров Андрей Николаевич
Москва, 2002 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………....…3
Глава 1. Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения…………………7
1.2. Био-психо-социальные предпосылки аддиктивного поведения…...9
1.2.1..Социальные предпосылки……………………………………………..9
1.2.2. Биологические предпосылки…………………………………………13
1.2.3.Психологические предпосылки ………………………………………14
1.2.4.Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения…....17
Глава 2. Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения молодежи. 2.1.Программа исследования……………………………………………….20 2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых……………………………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики………………………………………………………………………27 2.4.Обсуждение результатов………………………………...…………..34
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………….40
Библиография………………………………………………………………….42
Введение.
Актуальность проблемы
Cоциально опасным явлением наркомания в России стала уже давно, но в последние годы она превращается в настоящее национальное бедствие. Эта проблема угрожает не только нашему настоящему, но и будущему, т.к. она поражает прежде всего молодых людей, подростков. Распространение этой болезни сегодня приняло характер социального взрыва, катастрофы.
Новый подход в решении этой проблемы - это перенос акцента с проблемы наркомании к проблемам подростка, употребляющего наркотики, к проблемам его личности.
Действительно, существуют предпосылки, влияющие на возможность аддиктивного поведения - биологические, социальные, психологические, духовные. Но как они конкретизируются в отношениях молодого человека с миром, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению?
Таким образом, считаем вопрос личности человека, начавшего употреблять ПАВ, его мировоззрения, открытым.
Цель исследования.
Изучение предпосылок аддиктивного поведения юношей и девушек через обращение к мировоззренческим особенностям их личности.
Задачи исследования.
1. Провести анализ современного состояния проблемы химической зависимости, рассмотреть ее в рамках системного подхода по данным отечественных и зарубежных исследователей.
2.Провести анализ имеющихся в литературе сведений относительно возможных мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения.
3. Подготовить и провести исследование с помощью методики «незаконченные предложения Сакса и Леви».
4. Провести качественный и количественный анализ полученных данных.
5. Подвести итоги по эксперименту.
Объект исследования.
41 учащийся средней школы №1959 и ПТУ №8 в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования.
Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения.
Основная гипотеза.
Существуют мировоззренческие детерминанты склонности к аддиктивному поведению.
Гипотезы следствия:
1) Юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
2) Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с матерью, отцом, по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
Методический инструментарий.
В качестве метода изучения мировоззренческих особенностей юношей и девушек нами использовалась проективная методика « Неоконченные предложения Сакса и Леви». Проективный характер методики в значительной степени снимает искажения, связанные с социальной желательностью ответов.
Материал методики представляет собой бланк, на котором напечатаны 40 неоконченных предложений.
Для исследования склонности испытуемых к аддиктивному поведению в дополнении к пунктам методики мы включили в текст опросного листа следующий вопрос: «Имели ли вы опыт употребления ПАВ?». При этом экспериментатор устно разъясняла испытуемым, что мы имеем в виду под ПАВ в данном случае все вещества, изменяющие сознания, за исключением табака и алкоголя. Испытуемым предлагалось два варианта ответа: «да» или «нет».
С целью получения искренних ответов тестирование проводилось анонимно.
Практическая значимость.
Выяснение мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения - ключ к успешной профилактической работе, т.к. очень важно представлять, профилактикой чего мы хотим заниматься. Обычная формулировка «профилактика наркомании» - слишком общее понятие. Необходимо четко представлять, из чего складывается аддиктивное поведение. Исходя из этого, выявление мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения поможет сделать профилактическую работу более «прицельной»
Основные результаты исследования.
Мы проанализировали различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению, и молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению, по следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье, отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные возможности. Нами получены следующие данные:
Таблица 14.
Степень значимости различий между испытуемыми, склонными к аддиктивному поведению, и испытуемыми, не склонными к аддиктивному поведению, относительно основных параметров мировоззрения (уровень значимости оценивался с помощью критерия Х2).
Изучаемый параметр |
Уровень значимости |
|
Отношение к отцу |
0,001 |
|
Отношение к матери |
0,01 |
|
Отношение к семье |
0,05 |
|
Отношение к себе |
- |
|
Отношение к прошлому |
- |
|
Отношение к будущему |
0,001 |
|
Отношение к сексу |
0,01 |
|
Отношение к браку |
0,001 |
|
Представление о друзьях |
- |
|
Отношение к подчиненным |
- |
|
Отношение к начальству |
- |
|
Нереализованные возможности |
- |
|
Итак, гипотезы получили свое подтверждение, задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Таким образом, были выявлены следующие различия: более отрицательное отношение к будущему, к отцу, матери, к своей семье, а также неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, при этом продемонстрировав более положительное отношение к браку с его идеализацией.
Глава 1.
Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных областях.
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения.
В профессиональной медицинской терминологии существует разделение на наркоманию и токсикоманию [22].
Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и проявляющаяся зависимостью от этих веществ - психической, а иногда и физической.
Токсикомания - болезнь, проявляющаяся подобной же психической, а иногда и физической зависимостью от веществ, не включенных в официальный список наркотиков.
В последнее время более широко известность приобретает термин Химическая зависимость - это хроническое заболевание, имеющее биологические, социальные, психологические причины и проявления, заключающееся в зависимости от ПАВ.
В подростковом и юношеском возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами - ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название « аддиктивного».
Аддиктивное поведение - нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости [22, c.18]. Этот термин хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую «первичным», «изначальным», «поисковым» подростковым полинаркотизмом. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие различных ПАВ.
Между состоянием нормы и тяжелым заболеванием лежит довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений от нормы. В отношении наркомании он может быть представлен следующей последовательностью нарушений: Расстройства поведения - аддиктивное поведение - наркомании [17, c.67]. Таким образом, аддиктивное поведение является переходной стадией наркоманий подростков.
Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением [16, c.24]. Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра и т.д.). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не решая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие разновидности: комп переедание, комп. стремление к снижению веса, комп. стремление к риску и стрессу, комп. потребность быть занятым («трудоголики»), комп. стремление к достижению, комп. стремление к смене сексуальных партнеров, в изоляции, потребность покупать вещи, комп, потребность в физических упражнениях и т.д.
Аддиктивное поведение обычно не требует лекарственного лечения. Коррекция аддиктивного поведение может достигаться мерами социопсихологическими.
1.2. Био-психо-социологические предпосылки аддиктивного поведения.
Предпосылки аддиктивного поведения как предмет исследования современной науки изучается в рамках системного похода - с точки зрения био-психо-социо-духовной модели химической зависимости.
Рассмотрим эти предпосылки.
1.2.1. Социальные предпосылки.
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения. Наибольшее значение приобретают нарушения семейного контекста.
Говоря о химической зависимости, чаще всего мы имеем в виду человека, у которого есть эта болезнь. Но в последнее время специалисты начали обращать внимание на всю семью и признали,
что зависимость от употребления ПАВ - это семейная болезнь, семейная проблема [9,с. 112].
Специалисты отмечают, что практически во всех случаях подростковой наркомании обнаруживались признаки одного из типов ( а иногда и нескольких) проблемных семей: неполная семья, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья ( автономия и сепарация отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах); гиперопека со стороны матери, принимающей на себя всю ответственность за поступки ребенка; сверхзанятые и нерадивые родители, гипоопека; отсутствие границ между поколениями; гипопротекция; неразвитость родительских чувств у родителей ребенка; проекция на подростка собственных негативных качеств; эмоциональное отвержение и отсутствие истинной родительской любви и так далее. Приводится очень много типов проблемных семей [2] [3] [9] [12] [16] [29] [40].
Дисгармоничные семьи - ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание. Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые, сложившиеся взаимоотношения [17, с. 20].
Можно полагать, что, с одной стороны, неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения подростка, а с другой - очевидно, что при наркотизации одного из членов деформируется вся система внутрисемейных взаимоотношений [41].
Особое внимание необходимо уделить проблеме развития детей, растущих в семьях, где есть химическая зависимость. Эти дети составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, что более страшно, так как менее очевидно, эти дети несут в себе комплекс психологических проблем. Связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к тому, что дети попадают в группу риска [40, стр.94].
В России складывается негативная ситуация детства - практически нет такой семьи, где нет или не было проблем с алкоголем. Дети алкоголиков становятся алкоголиками или наркоманами, выходят замуж за алкоголиков, и не могут найти контакта со своими детьми, потому что никто не учил их быть открытыми и смотреть в лицо своим проблемам и чувствам. И дети не знают, как им быть с теми чувствами, которые вдруг пробуждаются в их душах, потому что их мамы и папы, дедушки и бабушки всю жизнь убегали от этого с помощью алкоголя.
Из других социальных предпосылок можно назвать влияние групп сверстников [2],[3],[12],[21],[22].[29],[37] и т.д. По мнению многих авторов это ведущий социопсихологический фактор. Очевидно, что в основном приобщение подростков к наркотикам и алкоголю происходит в компаниях сверстников. Здесь также может идти речь о таком психологическом качестве, как внушаемость.
Также играет роль «мода» на употребление наркотиков [4], [5], [16] и влияние средств массовой информации. Сорокин В.М. в своем исследовании «Наркотики и подростковая субкультура» [38] с помощью метода семантического дифференциала показал, что такие понятия, как «наркотики», «современный», «модный», «стильный», оказались очень близко расположены в едином семантическом пространстве.
Ряд авторов считают употребление наркотиков результатом дисфункционирования общества:
- избегание давления общества [37]);
- противопоставление себя ему, как знак протеста против его норм [1], [6], [5]. Общество клеймит и отвергает наркоманов. Их делают козлами отпущения те, кто приспособился к обществу, как бы несправедливо оно не было. Некоторые из сторонников социальной теории утверждают, что не один наркоман не может быть подвержен лечению, т.к. оно не может повлиять на настоящую причину наркомании: дисфункционирующее общество. Они утверждают, что лечение может лишь заклеймить людей, не являющихся, по сути, ни больными, ни ненормальными [3].
Ситуацию в России часто описывают словом «взрыв». Особое обстоятельство этого взрыва - это склонность бывшего советского человека к авторитарности. Для него характерно неспособность к восприятию людей. Он ищет одного начальника на всех, и стремиться переложить на него собственную ответственность. Еще важно, что нынешнее поколение молодежи растет в условиях экономической и культурной катастрофы. Для молодежи плохо то, что она не может перенять у старшего поколения ясных моральных ценностей, пригодных для жизни в плюралистическом обществе. Старшее поколение, жившее при советской власти, привыкло ко лжи, привыкло жить в плохих условиях и страхе, и одновременно считать, что живут в передовой и счастливой стране. Возникшее напряжение всегда старалось снять водкой. Наркомания молодых просто новая форма бегства от реальности.
Франсуаза Дольто [10] отмечает также отсутствие досуга, социально одобряемых развлечений в обществе. Она пишет, что люди не знают, что им делать со своими желаниями, трансформируя их в потребность чего-то повторяющегося, чем можно было бы заниматься, ничего не делая. Пассивные радости. Ими и являются алкоголь и наркотики. Молодежи для досуга предлагается только соревнование: в спорте, в учебе, в игре. Развлекаться не получается, приходится выигрывать. Это спектакль для других, для общества, а не развлечение. Молодые люди отказываются от навязанных им форм досуга и делают свой выбор в пользу пассивных развлечений, в которых не надо побеждать и стремиться к чему-то.
1.2.2. Биологические предпосылки.
Предшествующая психопатология считается закономерным предиктором аддиктивного поведения. Кулаков С.А.(«Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков», 1998) указывает на наличие в анамнезе различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия). Нередко имеет сочетание аддиктивного поведения со стертыми формами депрессии.
Личко А.Е., Битенский В.С.(«Подростковая наркология»,1991) считают акцентуации и психопатии факторами высокого риска. Речь идет в основном о неустойчивом типе акцентуации характера, за ним следует эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы [22]. Но этот риск особенно возрастает, когда все эти типы оказываются смешанными, «амальгамными», т.е. когда на соответствующее конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.
Изначальная толерантность[20], нарушение биохимического баланса головного мозга, генетическая предрасположенность названы также одними из биологических предпосылок аддиктивного поведения.
Белогуров С.Б. [2] приводит следующие сведения: биологическая предрасположенность к наркомании может появиться также в результате психических стрессов. Стресс увеличивает активность эндорфиновых (опиатных) рецепторов, что ведет к появлению чувства тревожности и беспокойному поведению. Высокая активность опиатных рецепторов хорошо уравновешивается повышенным количеством наркотиков или алкоголя, что и служит причиной злоупотребления.
1.2.3. Психологические предпосылки.
Березин С.В. и др.[3] в результате исследований выделяют три основных мотива употребления наркотиков:
-стресс (как способ снятия стресса) - 32% опрошенных;
-внушаемость (под влиянием авторитетных для них лиц) - 28%;
-любопытство - 39%.
Психоаналитические исследования сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановке в психосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворенности[29]. Т.к. она никогда не может быть удовлетворена полностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разрушению. Наркотики являются средством, освобождающим от фрустрации путем эйфории.
Зависимость от действия героина и ведение соответствующего образа жизни можно рассматривать как адаптацию к замедленному развитию эго. Употребляющий героин наркоман с характерологическими расстройствами страдает от дефектов в предгенетальной стадии развития личности [2].
Нарушение индивидуализации и отделения (от родителей) в раннем детстве. В период, когда развивается чувство, управление импульсами и функция супер-эго, в семье нет атмосферы доверия и безопасности. На основании этого возникает серьезная задержка в отделении от родительского дома в поздние годы юности. И потребление наркотиков может удовлетворить потребность в управлении этой критической фазой жизни через нарциссизм. Потребность в привязанности и поддержке родителей может быть удовлетворена немедленно за счет наркотиков. Сопутствующие чувства вины связаны с сомнением в праве на привязанность и доброту. Неизбежное страдание от употребления наркотиков является символическим разрешением этого внутреннего конфликта. Наркоман оказывается зависимым как от позитивного действия наркотика, так и от сопутствующего страдания [1].
Яковлева Е.Л. [43] называет химическую зависимость патологической формой самовыражения. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Тем не менее, умение предъявить себя миру - выразить свою уникальность - является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая «запрограммированность» поведения приводит к переживанию чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм. Эти переживания связаны с тем, что человек не может позволить выразить себя. Этот процесс может принимать патологическую форму: наркомания, алкоголизм, девиантное поведение.
Различными исследователями называются следующие черты человека, склонного к аддиктивному поведению:
- Эгоцентризм. Все размышления наркомана концентрируются на его собственной личности, поэтому он не способен к полноценному общению с другими людьми.
- Боязнь успеха, поведение наркомана деструктивно. Его боязнь успеха основана на страхе, что успех не может быть долгим, что он когда-нибудь кончится. Чтобы устранить этот страх, наркоман стремится разрушить свой успех. Такого наркомана можно рассматривать как личность, бессознательно пытающуюся снова стать ребенком, полностью зависимым и не имеющим ответственности, избегающим ее.
- Сильное чувство агрессии и садизма по отношению к другим [2]. Подростка, испытывавшего в детстве оскорбления и физические наказания, привлекают опиаты из-за антиагрессивного воздействия. Употребление опиатов делает возможным избежание дисфории (чувства злобной тоски), ассоциирующейся с гневом и злостью, позволяя ему оставаться спокойным и расслабленным.
- Самоуважение рассматривается как главный психодинамический механизм, лежащий в основе наркомании. Прием наркотиков выступает в таком случае как компенсационный механизм убогого самоимиджа, низкого самоуважения [1]. Наркотик является заменителем всего того, от чего им приходится отказываться по причине абсолютной несостоятельности удовлетворять свои потребности общепринятым способом [2].
Человек с низким самоуважением будет реагировать более негативно на стресс.
- Наркомания как способ манипулятивного поведения (эксплуатация ближайшего окружения).
- Наркомания как аутодиструкция (саморазрушающее поведение).
- Наркомания, возможно, является решением для обретения псевдонезависимости, псевдоиндивидуальности.
- Наркотики как психологическая защита против, например, проблем в семье.
Подводя итог анализу причин, приводящих к употреблению наркотиков, можно сказать, что наркомания проблема многослойная и причин тут множество. Употребление наркотиков является суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными факторами, а также комбинацией тех и других.
1.2.4. Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения.
Мировоззрение - система представлений, взглядов, идей на окружающую действительность. Мировоззрение - это своего рода интеграция опыта, знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека , его отношение к действительности и самому себе.
Из мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения прежде всего необходимо назвать отношения наркотизирующегося подростка с семьей.
Христофорова М.И., Шипицина Л.М. в своем исследовании «Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов»[41] отмечают нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками и считают, что нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одним из базовых факторов становления аддиктивного поведения. Особенностью их отношений является раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности ребенка. По результатам обследования подростков-наркоманов, взаимоотношения в их семьях характеризуется как автономное, параллельное существование матери и ребенка, а так же непоследовательность воспитательных действий по отношению к подросткам. Интересен тот факт, что матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки, которые чаще подчеркивают конфликтность отношений.
Межличностные взаимоотношения с окружающими среди потребляющих и не потребляющих наркотики стали предметом изучения Шереги ФЭ, Арефьева А.Л. и др., Mатериалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе»,[42]. Согласно их исследованию, потребление наркотиков резко портит эти взаимоотношения. На диаграмме (см. рисунок 1) мы видим, что доля имеющих враждебные отношения с окружающими значительно различается у потребляющих и не потребляющих наркотики. Доля имеющих враждебные отношения очень высока у потребителей наркотиков - речь идет о взаимоотношениях с родителями, родными, с милицией или соседями. Это свидетельствует о серьезности проблемы социального отчуждения потребляющих наркотики.
Рисунок 1.
Доля имеющих ХОРОШИЕ взаимоотношения с окружающими в составе потребляющих и не потребляющих наркотики, %
Таким образом, враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими (особенно родителями, родными, учителями, соседями, милицией) можно также считать мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения.
Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М. [41], особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие «жизнь» имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели.
Таким образом, мировоззренческими предпосылками являются конфликтные, враждебные отношения с окружающими, отсутствие эмоционального контакта с матерью, а также отношение к жизни у молодых людей.
Программа исследования.
Цель исследования.
Изучение предпосылок аддиктивного поведения юношей и девушек через обращение к мировоззренческим особенностям их личности.
Задачи исследования.
1. Провести анализ современного состояния проблемы химической зависимости, рассмотреть ее в рамках системного подхода по данным отечественных и зарубежных исследователей.
2.Провести анализ имеющихся в литературе сведений относительно возможных мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения.
3. На основе осуществленного анализа выдвинуть и проверить гипотезы относительно возможного влияния особенностей мировоззрения на склонность к аддиктивному поведению.
4. Обсудить полученные результаты.
5.Разработать рекомендации по профилактике аддиктивного поведения..
Объект исследования.
41 учащийся средней школы №1959 и ПТУ №8 в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования.
Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения.
Основная гипотеза.
Существуют мировоззренческие детерминанты склонности к аддиктивному поведению.
Гипотезы-следствия:
3) Юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
4) Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с матерью, отцом, по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
Методический инструментарий.
В качестве метода изучения мировоззренческих особенностей юношей и девушек нами использовалась проективная методика « Неоконченные предложения Сакса и Леви». Проективный характер методики в значительной степени снимает искажения, связанные с социальной желательностью ответов.
Материал методики представляет собой бланк, на котором напечатаны 40 неоконченных предложений.
Для исследования склонности испытуемых к аддиктивному поведению в дополнении к пунктам методики мы включили в текст опросного листа следующий вопрос: «Имели ли вы опыт употребления ПАВ?». При этом экспериментатор устно разъясняла испытуемым, что мы имеем в виду под ПАВ в данном случае все вещества, изменяющие сознания, за исключением табака и алкоголя. Испытуемым предлагалось два варианта ответа: «да» или «нет».
С целью получения искренних ответов тестирование проводилось анонимно.
Результаты ответов на вопросы теста были обработаны методом контент-анализа (см. таблицу 1), значимость различий оценивались с помощью критерия Х2 (см. таблицу 14).
Выборка.
Среди 41 юношей и девушек было выявлено 13 склонных к аддиктивному поведению, и 28 не склонных к аддиктивному поведению.
Таблица 1.
2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых на вопросы.
< td>
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики.
1. Различия между группами испытуемых по отношению к отцу представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
61 |
39 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
35 |
65 |
100 |
|
96 |
104 |
200 |
||
Х2 = 13,54
Различия значимы на уровне 0,001
2. Различия между группами испытуемых по отношению к матери представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
49 |
51 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
31 |
69 |
100 |
|
80 |
120 |
200 |
||
Х2 = 6,75
Различия значимы на уровне 0,01
3. Различия между группами испытуемых по отношению к семье представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
39 |
61 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
27 |
73 |
100 |
|
66 |
134 |
200 |
||
Х2 =3,95
Различия значимы на уровне 0,05
4. Различия между группами испытуемых по отношению к себе представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
46 |
54 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
46 |
54 |
100 |
|
92 |
108 |
200 |
||
Х2=0
Различия отсутствуют.
5. Различия между группами испытуемых по отношению к прошлому представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
38 |
62 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
31 |
69 |
100 |
|
69 |
131 |
200 |
||
Х2 =1, 08
Различия не значимы
6. Различия между группами испытуемых по отношению к будущему представлены в таблице72.
Таблица 7 .
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
48 |
52 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
22 |
78 |
100 |
|
70 |
130 |
200 |
||
Х2 =14,85
Различия значимы на уровне 0,001
7. Различия между группами испытуемых по отношению к сексу представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
28 |
72 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
11 |
89 |
100 |
|
39 |
161 |
200 |
||
Х2 = 9,20
Различия значимы на уровне 0,01
8. Различия между группами испытуемых по отношению к браку представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
45 |
55 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
69 |
31 |
100 |
|
114 |
86 |
200 |
||
Х2 = 11,75
Различия значимы на уровне 0,001
9. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру «представление о друзьях» представлены в таблице 10.
Таблица 10
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
25 |
75 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
20 |
80 |
100 |
|
45 |
155 |
200 |
||
Х2 =0,71
Различия не значимы
10. Различия между группами испытуемых по отношению к подчиненным представлены в таблице 11.
Таблица 11.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
56 |
44 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
53 |
47 |
100 |
|
109 |
91 |
200 |
||
Х2=1,18
Различия не значимы.
11. Различия между группами испытуемых по отношению к начальству представлены в таблице 12.
Таблица 12.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
58 |
92 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
47 |
53 |
100 |
|
105 |
145 |
200 |
||
Х2 =1,58
Различия не значимы.
12. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру «нереализованные возможности» представлены в таблице 13.
Таблица 13.
Отрицательное отношение |
Положительное отношение |
|||
Склонные к аддиктивному поведению |
8 |
92 |
100 |
|
Не склонные к аддиктивному поведению |
2 |
98 |
100 |
|
10 |
190 |
200 |
||
Х2 =3,79
Различия не значимы.
Степень значимости различий между испытуемыми, склонными к аддиктивному поведению, и испытуемыми, не склонными к аддиктивному поведению, относительно основных параметров мировоззрения (уровень значимости оценивался с помощью критерия Х2).
Таблица 14.
Изучаемый параметр |
Уровень значимости |
|
Отношение к отцу |
0,001 |
|
Отношение к матери |
0,01 |
|
Отношение к семье |
0,05 |
|
Отношение к себе |
Не значимо |
|
Отношение к прошлому |
Не значимо |
|
Отношение к будущему |
0,001 |
|
Отношение к сексу |
0,01 |
|
Отношение к браку |
0,001 |
|
Представление о друзьях |
Не значимо |
|
Отношение к подчиненным |
Не значимо |
|
Отношение к начальству |
Не значимо |
|
Нереализованные возможности |
Не значимо |
|
2.4. Обсуждение результатов.
Начать обсуждение хотелось бы с отношения испытуемых к семье, а также родителям - матери и отцу.
Наиболее значимые различия выявились относительно отношения испытуемых к отцу - на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Отца молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, склонны воспринимать как объект, с которого можно получить материальную выгоду. Наиболее часто встречаются сожаления о невнимательности, отсутствии общения, совместного досуга, любви, заботы. Именно ролью отца в семье оказалась недовольна данная группа испытуемых. Возможно, здесь играет роль и тот факт, что при начале употребления ПАВ молодым человеком, у отцов закрепляется неустойчивый и противоречивый стиль отношений со стремлением выключиться из конфликтной ситуации с отвержением ребенка и отрицанием его проблем.
Также различия выражены по отношению к матери - на уровне 0,01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений. Интересен тот факт, что предложения именно по этому параметру пропускались неотмеченными чаще всего. Это свидетельствует о болезненности темы, а также ее закрытости, «табуированности».
В отношении к семье различия менее выражены - на уровне 0,05. Молодые люди в обеих группах склонны нивелировать различия между своей семьей и другими («как все», «обычная семья»), а юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, недовольны в основном своей ролью в семье - считают, что с ними обращаются как с ребенком, не как с членом семьи, не уделяют должного внимания.
Резко отличается у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, отношение к своему будущему (уровень значимости 0,001). Молодым людям, склонным к аддиктивному поведению, будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Зато молодые люди, не склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще высказывают оптимистичные, уверенные, светлые прогнозы относительно своего будущего. Негативная тенденция у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению видимо, связана с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель - немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Личность потребителя наркотиков ориентирована преимущественно на потребление, они не имеют желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.
Различия по отношению к прошлому оказались незначительны: и в той и в другой группах только треть опрошенных склонны воспринимать свой опыт как негативный. Вероятно, особенности прошлого не имеют значения для формирования аддиктивного поведения.
Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его. Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своими сексуальными отношениями по сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0,01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.
Представление о дружбе в целом не удалось разделить на «положительное» и «отрицательное». Это связано с тем, что предложения были построены таким образом, чтобы выявить идеальное представление о дружбе. Практически у всех испытуемых представления о «настоящем друге» похожи: как о человеке, который не предаст, не бросит в трудную минуту, не обманывает, умном, веселом, т.е. испытуемые рисовали идеальный образ друга.
Удалось вычленить такой мировоззренческий аспект, как представление о друзьях. Группы сравнивались по этому параметру, и различия оказались не значимы: 25% среди юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, и 20% среди не склонных не уверены в своих друзьях.
Также мнения групп совпадали по отношению к подчиненным, к начальству - по этим параметрам различия не значимы.
Отношение к себе в обоих групп абсолютно совпало: 46% молодых людей и в группе склонных, и в группе не склонных к аддиктивному поведению, не уверены в себе, противопоставляют себя окружающему миру, обладают низкой самооценкой.
Также в тесте имелся такой параметр, как «Страхи и опасения».
В обеих группах указывалось на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение к себе; темнота, крысы, замкнутое пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.
Таким образом, выраженные различия выявились по отношению к родителям отцу и матери, к семье, к будущему. По перечисленным выше параметрам у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, более выражено отрицательное отношение. Следовательно, гипотеза получила свое подтверждение.
Также выявились различия по отношению к сексу -неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали молодые люди, склонные к аддиктивному поведению. Зато по отношению к браку они отличаются большим оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные к аддиктивному поведению.
Для использования в профилактической и коррекционно-психологической работе мы считаем более перспективными такие мировоззренческие предпосылки, как отношение к родителям, к семье в целом и отношение к своему будущему, а также отношения в разнополой диаде.
Большое внимание следует уделять в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности определять цели своей жизни и добиваться их. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель как создание брака и гармонизацию межполовых отношений. Для этого мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке, приобрести точку опоры и в настоящем, и в будущем, которого они пока так боятся.
И конечно, следует уделить внимание уменьшению негативной окраски взаимоотношений с родителями, в идеале - гармонизация этих отношений. Необходимо работать как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.
Выводы
1.Гипотезы следствия получили свое подтверждение. Действительно, юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению, - уровень значимости 0,001. Будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Видимо, это связано с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель - немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.
2.Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.
Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу - на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость.
Различия выражены и по отношению к матери - на уровне 0,01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.
Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость - заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.
3. Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его.
Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ.
При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своими сексуальными отношениями по сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0,01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.
4. Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности - оказались не значимы.
Заключение.
Итак, мы проанализировали различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению, и молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению, по следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье, отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные возможности.
Были выявлены следующие различия: более отрицательное отношение к будущему, к отцу, матери, к своей семье, а также неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, при этом продемонстрировав более положительное отношение к браку с его идеализацией.
Полученные данные позволяют сделать следующие рекомендации по профилактике и терапии аддиктивного поведения.
1. Гармонизация, оптимизация семейных отношений, отношений с родителями - необходимый атрибут профилактической работы. Уменьшение чрезвычайно эмоционального, болезненного, негативного отношения детей к своим родителям поможет снизить риск наркотизации среди юношества.
2. Необходимо работать с построением и осознанием жизненных целей, развивать способность строить жизнь, видеть свое будущее и не бояться его. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель, как создание брака и гармонизацию межполовых отношений.
3. Нам видится новый приоритетный путь профилактики - мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке. Удачное конструктивное взаимодействие с противоположным полом станет для них точкой опоры и в настоящем, и в будущем, которого пока они так боятся.
Библиография.
1.Баярд Д., Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М. - 1992.
2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.;М.-1998.
3.. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании.-Самара.-1997.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. - Самара. - 1997.
5. Березин Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л.-1998.
6.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании у подростков.-Киев.-1989.
7. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М. - 1984.
8. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте.//Школа здоровья. - 2000. - №1 - с.48-62.
9. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе.//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.109-124.
10.Дольто Франсуаза. На стороне подростка.-СПб.-1997.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - Мн. -1998.
12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с.83-90.
13. Зыков О.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве //Вопросы наркологии. - 1997. - №1. - с.27-32.
14. Ивченко Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни.//Вопросы психологии. - 2001. - №3 - с.49-57.
15.Кон И.С. Психология ранней юности. - М. - 1989.
16. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. - 1998.
17.Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.-М.;СПб.-1996.
18. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
19.Левин Б.Н., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. Книга для учителей. -М. - 1991.
20. Лекции по клинической наркологии / Под редакцией Иванца Н.Н. - М. - 1995.
21. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. - Самара. - 1996.
22.. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л.- 1991.
23. Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков.//Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. - с.88-105.
24. Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. - 2000. - №3. -с.3-13.
25. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. - СПб. - 1998.
26. Ниссен Й.Ф. Невидимый слон. - М. - 1998.
27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара. -1998.
28.Практическая психология образования: учебник для студентов
ВУЗов. Дубровина И.В. - М. -1998.
29. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании./Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М. - 2000.
30.Проценко Е. Н. Наркотики и наркомания. - М.- 1999.
31.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования)/Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. - Самара. -1998.
33.Пятницкая И.Н. Наркомании. -М.- 1994.
34.Реабилитационно-профилактическая программа клуб «Перекресток». - М. - 2000.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. - 1999.
36.Соловов А.В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости.//Школа здоровья. - 2000. - №1. - с.79-82.
37. Соломзес Джон А., Вэнд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество.-М., - 1998.
38.Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.104-106.
40. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы.//Семейная психология и семейная терапия. - 1999.№3 - с.90- 95.
41. Христофорова М.И., Шипицина Л.М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. - 2001. - с.165-174.
42. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др. Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе»(проблемы отклоняющегося поведения). - М. - 2001.
Научный руководитель - Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук
Исследование, осуществленное Приведенцевой Анной Умяровной, характеризуется строгостью, последовательностью, гармоничностью. Результаты, в нем полученные, позволяют по-новому посмотреть на задачу профилактики аддиктивного поведения среди молодежи, борьбы с ним.
За время нашей совместной работы Приведенцева Анна Умяровна проявила себя творческим, трудолюбивым и ответственным человеком, стремящимся к последовательности, логичности, точности изложения. Она неоднократно участвовала в студенческих научных конференциях, выступала с докладом по результатам своей работы на пленарном заседании студенческой научной сессии МГОПУ. Ее характеризует умение пользоваться научным языком, и, в то же время, в ситуации задачи презентации своих данных перед сообществом людей, не являющихся психологами, она умеет говорить просто, доходчиво понятно.
В своей дипломной работе Приведенцева Анна Умяровна продемонстрировала умение осуществлять литературный анализ, планировать и проводить эмпирическое исследование, обрабатывать его результаты методами математической статистики, делать корректные, с точки зрения научной психологии, выводы. Ее работа отвечает всем требованиям, которые обычно предъявляются к дипломной работе, и может быть допущена к защите.
Надеемся, что Приведенцева Анна Умяровна со временем продолжит свое образование в аспирантуре. Полагаем, что она обладает необходимым для этого потенциалом.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |