Дипломная работа по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материальных активов


89

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • 1. Основные задачи и принципы учета материальных оборотных активов 5
  • 1.1. Сущность материальных оборотных активов на предприятии оптовой торговли 5
  • 1.2. Задачи и принципы бухгалтерского учета материальных оборотных активов 15
  • 2. Организация учета материальных оборотных активов на предприятии оптовой торговли ооо «камень» 22
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ооо «камень» 22
  • 1.2. Документальное оформление и учет поступления товаров и тары 31
  • 2.4.документальное оформление и учет отпуска товаров покупателям 40
  • 2.5. Документальное оформлением учет товарных потерь 45
  • 2.6. Документальное оформление и учет переоценки товаров 51
  • 2.7.инвентаризация товаров и тары на оптовых складах, выявление и учет ее результатов 53
  • 2.8.натурально-стоимостный учет товаров и тары. Отчетность материально ответственных лиц 62
  • 2.9. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов 69
  • 2.10. Предложения по совершенствованию материальных оборотных активов на предприятии оптовой торговли ооо «камень» 75
  • Заключение 83
  • Список использованных источников 87
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Материальные оборотные активы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Материальные оборотные активы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы также для обеспечения процесса реализации продукции на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материальных оборотных активах. Оптимальная обеспеченность материальными оборотными активами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение материальных оборотных активов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Материальные оборотные активы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию.

Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Материальные оборотные активы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.

Основными задачами учета материальных оборотных активов являют-ся: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответстви-ем складских запасов нормативам; контроль за выполнением пла-нов снабжения материалами; выявление фактических затрат, свя-занных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм потребления материальных запасов; правильное распределение стои-мости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

В дипломной работе анализируется что дает предприятию эффективный учет материальных оборотных средств и какие мероприятия могут способствовать ускорению оборачиваемости оборотных средств и улучшению финансово-экономического состояния предприятия.

Основной целью данного исследования является анализ методов организации учета материальных оборотных активов на предприятии ООО «Камень», а также выявление путей совершенствования учета материальных оборотных активов сданного предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является одно из оптовых торговых предприятий г. Минска ООО «Камень». Предметом исследования является бухгалтерский учет материальных оборотных активов на данном предприятии.

1. Основные задачи и принципы учета материальных оборотных активов

1.1. Сущность материальных оборотных активов на предприятии оптовой торговли

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества торгового предприятия. Состояние и эффективность их использования -- одно из главных условий успешной деятельности предприятия торговли. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

Оборотные средства (оборотный капитал) это - фонд денежных средств предприятия, авансированный в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывности производства. Оборотный капитал на промышленных предприятиях и предприятиях общественного питания включает следующие основные элементы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Состав и размещение оборотных средств

На торговых предприятиях структура оборотных средств несколько иная. К оборотным активам в сфере реализации товаров и услуг относятся готовая продукция, товары на складах и в торговом зале, денежные средства. Однако в сущности оборотные средства торгового предприятия выполняют те же функции, что и на производственных предприятиях. Одним из условий непрерывности торговой деятельности является постоянное возобновление ее материальной основы. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих оборотных средств, происходящего в виде их кругооборота.

В своем обороте оборотные средства на торговых предприятиях последовательно принимают денежную и товарную форму. Готовая продукция вместе с денежными средствами и средствами в расчетах образуют фонды обращения.

Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение товаров, оборудования, материалов, топлива и других средств производства -- первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму товарных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.

Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму -- из производительной она переходит в товарную.

Третья стадия кругооборота заключается в реализации готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на реализацию продукции (услуг) и полученных от реализации продукции (услуг), составляет денежные накопления предприятия торговли.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Анализ кругооборота фондов торговых предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.

Рис. 1.2 - Схема кругооборота оборотных средств предприятия

В зарубежных источниках оборотные средства трактуются несколько по другому.

Оборотные средства (синонимы: оборотный капитал, мобильные активы, текущие активы) -- это средства, совершающие оборот (... деньги ® средства ® деньги...) в течение года или одного производственного цикла; состоят из двух частей: постоянного и переменного оборотного капитала.

Постоянный оборотный капитал (синоним: системная часть текущих активов) -- та часть текущих активов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла.

Переменный оборотный капитал (синоним: варьирующая часть текущих активов) -- та часть, текущих активов, потребность в которых возникает лишь в пиковые моменты операционного цикла.

Текущие обязательства (синоним: краткосрочная кредиторская задолженность, краткосрочные пассивы) -- задолженность, период погашения которой не превышает одного года.

Чистый оборотный капитал (синоним: собственные оборотные средства, функционирующий капитал) -- показатель, характеризующий соотношение между текущими активами и обязательствами и численно равный разнице между ними. Величина чистого оборотного капитала в значительной степени определяется составом и величиной оборотных средств. Многие компании испытывают проблемы с чистым оборотным капиталом, ибо его недостаток может привести к ликвидации компании. Уровень чистого оборотного капитала тесно связан как с риском, так и с рентабельностью деятельности компании.

Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функциональные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму товарных запасов, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.

Момент авансирования представляет собой одну из существенных и отличительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в установлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий.

Изучение сущности оборотных средств предполагает рассмотрение оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные средства, оборотные фонды и фонды обращения существуют в единстве и взаимосвязи, но между ними имеются существенные различия, которые сводятся к следующему. Оборотные средства постоянно находятся во всех стадиях деятельности предприятия, в то время как оборотные фонды проходят производственный процесс, заменяясь все новыми партиями сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов. Товарные запасы, являясь частью оборотных фондов, переходят в процесс производства, превращаются в готовую продукцию и покидают торговое предприятие. Оборотные фонды полностью потребляются в процессе работы, перенося свою стоимость на готовый продукт. Их сумма за год может в десятки раз превышать сумму оборотных средств, обеспечивающих при совершении каждого кругооборота переработку либо потребление новой партии предметов труда и остающихся в хозяйстве, совершая замкнутый кругооборот.

Итак, оборотные средства - это авансируемая в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов.

Оборотные средства предприятия выполняют две функции: производственную и расчетную. Выполняя производственную функцию, оборотные средства, авансируясь в оборотные производственные фонды, поддерживают непрерывность процесса производства и переносят свою стоимость на произведенный продукт. По завершении производства оборотные средства переходят в сферу обращения в виде фондов обращения, где выполняют вторую функцию, состоящую в завершении кругооборота и превращении оборотных средств из товарной формы в денежную.

Потребность каждой коммерческой организации в оборотных средствах определяется с учетом условий и особенностей ее деятельности. В связи с особенностями формирования, планирования, назначения и использования оборотных средств принято разграничивать их на нормируемые и ненормируемые.

К материальным оборотных активов относятся оборотные средства, являющиеся плановым источником для образования у торговых организаций различных видов материальных запасов и составляющие определенную часть собственных оборотных средств. Основной частью материальных оборотных активов на торговых предприятиях являются товарные запасы, которые необходимы для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора то-варов и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в торговой сети.

По назначению запасы товаров подраз-деляют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текуще-го хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установлен-ное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарообора-чиваемости, росту товарных потерь и других издержек обраще-ния, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное -- к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товар-ные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные перио-ды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым то-варным запасам относится досрочный завоз товаров в трудно-доступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организа-ции встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сель-скохозяйственной продукции). Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В деятельности торговых предприятий текущие товарные за-пасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития рознично-го товарооборота, а с другой -- как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании -- по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положе-ния предприятия -- по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах долж-ны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торго-вому предприятию в целом, а по себестоимости -- только в це-лом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков. Таким же образом должны определяться и изучаться фактические запасы товаров текущего хранения, что сделать довольно сложно. В форме № 3-торг «Отчет по розничной торговле» текущие товарные за-пасы учитываются вместе с остатками товаров сезонного хране-ния и досрочного завоза. Не отражают в указанной форме отчет-ности товары в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах ус-тановленных сроков. Все это следует учитывать при расчете фак-тических текущих товарных запасов. Розничную стоимость това-ров в пути (без стоимости тары) можно определить по данным товарных документов и текущего бухгалтерского учета.

Так как нормативы товарных запасов устанавливаются по-квартально, то и их изучение проводится прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начи-нают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем розничного това-рооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале -- 90, в году -- 360 дней. При изучении фактических то-варных запасов по данным за квартал их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на ко-нец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.

К материальным оборотным активам на предприятиях торговли также относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). Они составляют зна-чительную часть материальных ценностей, используемых на предприятиях тор-говли и общественного питания. В процессе производства собственной про-дукции, ее реализации и продаже товаров МБП выполняют роль средства тру-да. Они многократно участвуют в производственном и торговом процессах, сохраняя натурально вещественную стоимость, постепенно теряют первоначальные свойства и качества, т.е. изнашиваются. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов переносится на издержки производства и обращения по мере начисления износа и возмещается за счет полученных доходов от реализации .товаров и собственной продукции. Однако в связи с многочисленностью МБП, незначительной стоимостью, коротким сроком служ-бы и частой необходимостью пополнения по сравнению с другими средства-ми труда, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитывают в со-ставе материальных оборотных средств. Следовательно, с точки зрения характера использо-вания малоценные и быстроизнашивающиеся предметы аналогичны основ-ным средствам, а с точки зрения порядка их приобретения -- материалам. Промежуточное состояние МБП между основными средствами и оборотны-ми активами обусловливает особенности ведения их учета.

В соответствии с методическими указаниями Министерства финансов Республики Беларусь к малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся:

средства труда, производственный и хозяйственный инвентарь в пределах до установленного лимита. Лимит для отнесения к МБП устанавливается Ми-нистерством финансов Белоруссии (с 01.02.1999 года--30 минимальных зара-ботных плат, а для ковров и ковровых покрытий -- 10 минимальных зарплат). Руководителю предприятия предоставлено право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости предметов, учитываемых в составе МБП. К ним, в частности также относятся:

§ предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

§ специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспо-собления целевого назначения, предназначенные для серийного или мас-сового производства определенных видов продукции) независимо от их стоимости;

§ орудия лова (тралы, неводы, сети и др.) независимо от их стоимости и срока службы;

§ специальная одежда, включая форменную, специальная обувь, а также постельные принадлежности, включая белье, предметы проката независимо от их стоимости и срока службы и другие аналогичные предметы.

Величина материальных оборотных средств предприятия торговли зависит от многих факторов. Основными из них являются: объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация расчетов за товары с поставщиками и др.

Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся:

· общеэкономическая ситуация и рыночная конъюнктура, инфляция;

· система государственного регулирования торговли;

· налоговое законодательство. Чем больше налоговая нагрузка на предприятиях торговли, тем меньше валового дохода и прибыли остается в их распоряжении, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;

· условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

К внутренним факторам относятся:

· величина товарооборота. Чем большего объема реализации стремится достигнуть предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;

· договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств. Одна из задач предприятия торговли -- ликвидировать сверхнормативные товарные запасы и параллельно совершенствовать систему нормирования;

· организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые будут быстро проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению их расходования;

· организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями. Формы расчетов (акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты.

В рыночной экономике особенно важное значение имеет правильная организация и учет материальных оборотных средств, умелое управление и повышение эффективности их использования.

Поскольку оборотные средства включают как денежные, так и материальные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс торговли, но и финансовая устойчивость предприятия.

Материальные оборотные средства торговых предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности предприятия в товарах и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.

1.2. Задачи и принципы бухгалтерского учета материальных оборотных активов

Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой торговле является конт-роль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необ-ходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, на-числяемым от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных уп-равленческих решений.

Перед бухгалтерским учетом товаров, тары и товарооборота на оптовых предприятиях стоят следующие задачи:

§ контроль своевременности и правильности документального оформ-ления поступления и выбытия товаров и тары;

§ контроль полноты оприходования и списания товаров и тары;

§ контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формиро-вания цен на товары и тару и применения оптовых (торговых) надбавок и скидок на товары;

§ контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью со-вершения товарных операций;

§ контроль своевременности представления отчетности материально ответственными лицами;

§ контроль за объемом и темпами роста оптового товарооборота и пол-нотой отражения выручки от реализации товаров в учете и отчетности;

§ достоверность учета товаров и тары, товарооборота и выручки от ре-ализации товаров;

§ своевременное получение сводной учетной информации по показа-телям отчетности;

§ качественное проведение инвентаризации товаров и тары и своевре-менное отражение ее результатов в учете;

§ достоверное отражение в учете валового дохода от реализации това-ров;

§ своевременное и правильное исчисление налогов и неналоговых пла-тежей от валового дохода и выявление финансового результата от реализации товаров.

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов должен обеспе-чивать;

§ своевременное и полное оприходование МБП и правильность расчетов с поставщиками;

§ контроль за сохранностью МБП по материально ответственным лицам, местам их хранения и эксплуатации;

§ выявление фактической себестоимости приобретенных МБП;

§ правильное документальное оформление и своевременно отражение в учете движения МБП, получение точной информации об их остатках, кон-троль за соответствием фактического наличия МБП установленным нормати-вам;

§ контроль за правильностью использования МБП во время их эксплуата-ции, выявление предметов, не подлежащих дальнейшему использованию;

§ правильное исчисление износа МБП и отнесение его на издержки пред-приятия;

§ своевременное и правильное списание МБП.

В учете материальных оборотных активов на торговых предприятиях придерживаются следу-ющих принципов:

1. Принцип материальной ответственности работников за товарно-мате-риальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответствен-ным лицам.

При приеме на работу материально ответственных лиц администрация предприятия заключаете ними договор о материальной ответственности уста-новленной формы.

В торговле применяют две формы материальной ответственности: инди-видуальную -- предприятие заключает договор с одним лицом; коллективную (бригадную) -- предприятие заключает договор с бригадой. В зависимости от размера возмещаемого ущерба различают три вида ма-териальной ответственности: полную, ограниченную и повышенную. На оп-товых предприятиях применяют полную материальную ответственность за то-вары по отпускным или фиксированным розничным ценам с налогом на до-бавленную стоимость и тару по учетным ценам. Ограниченную материальную ответственность, как правило, устанавливают за причиненный ущерб предпри-ятию излишними штрафными выплатами в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей материально ответственными и другими должностными лицами. При этом работники несут индивидуальную, а не бригадную ответ-ственность. Повышенную материальную ответственность применяют в случаях, установленных законодательством, когда причиненный ущерб взыскивается с применением соответствующих коэффициентов или по действующим ценам. При бригадной материальной ответственности ущерб взыскивают с чле-нов бригады пропорционально их заработной плате и фактически прорабо-танному времени в межинвентаризационном периоде. Размер ответственнос-ти каждого члена бригады (С,) можно определить по следующей формуле:

С--сумма ущерба, причиненного бригадой;

31 32 33..., Зiа---заработная плата членов бригады за межинвентаризаци-онный период.

2. Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые предприятия реализуют путем применения типовых и спе-циализированных форм товарных документов для учета поступления, реали-зации и прочего выбытия товаров и тары, которые являются бланками строгой отчетности. Внутреннее перемещение товаров и тары от одного материально ответственного лица к другому производят под контролем и по распоряже-нию руководителя и главного бухгалтера предприятия.

3. Принцип периодической отчетности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению това-ров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализа-ции, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п. Отчетность мате-риально ответственных лиц должна обеспечить ритмичную работу бухгалте-рии. Ее формы и сроки устанавливает администрация предприятия в зависи-мости от применяемой формы бухгалтерского учета, технической оснащен-ности; документооборота и других условий.

4. Принцип использования в учете денежного и натуральных измерите-лей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от ва-люты контрактов.

5. Выбор учетной цены (покупная или продажная) должен обеспечить удобную схему учета реализации товаров. На предприятиях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам предприятий-изготови-телей и импортеров Республики Беларусь, а товары, самостоятельно ввезенные из-за пределов республики,--по контрактным ценам зарубежного поставщи-ка без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские руб-ли. Товары, поступившие от поставщиков-посредников, на предприятиях оп-товой торговли учитывают, как правило, по отпускным ценам предприятия-изготовителя (импортера) без налога на добавленную стоимость. В этом слу-чае оптовую надбавку, уплаченную поставщикам-посредникам на поступив-шие товары, учитывают на отдельном аналитическом счете, открываемом к субсчету 42-1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)». В конце месяца на осно-вании расчета их списывают пропорционально стоимости реализованных то-варов в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 «Ре-, ализация товаров оптом». Учетной ценой товаров может быть отпускная цена посредника. Второй вариант оценки и учета товаров, поступивших от посред-ников, является более простым, но требует обязательного контроля правиль-ного формирования отпускных цен при реализации товаров.

На предприятиях розничной торговли товары учитывают по розничным ценам, включая налог на добавленную стоимость и налог на продажу отдельных товаров.

6. Принцип соответствия в учете товарных операций требует: » отражения в учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчетном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;

§ единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обуславлива-ет списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчет;

§ тождества оприходованных товарно-материальных ценностей одним и списанных в расход другим материально ответственным лицом при их внут-реннем перемещении, что достигается встречной проверкой этих данных по товарным, товарно-транспортным накладным по отдельным операциям и в регистрах бухгалтерского учета за отчетный месяц;

§ соответствия учетных и отчетных данных фактическому наличию това-ров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учете выявленных отклонений: оприходованием излишков и списанием (возмеще-нием) недостач и потерь товаров и тары;

§ тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учета, аналитического и синтетического учета товаров и тары, что обусловлено отра-жением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учета и обеспе-чено сверкой соответствующих учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.

Реализация данного принципа позволяет своевременно отразить в учете хозяйственные операции, выявить арифметические ошибки, предупредить случаи злоупотреблений и недостач ценностей, получить объективную и дос-товерную информацию.

7. Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчетности по себестоимости. В себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) включают их покупную стоимость с налогом на добавленную стоимость и издержки обращения на реализованные товары (на остаток товаров). На опто-вых торговых предприятиях и оптово-розничных объединениях учет товаров под отчетом материально ответственных лиц осуществляют на счете 41 «Товары», субсчете 1 «Товары на складах» по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость). Входной налог на добавленную стоимость по приоб-ретенным товарам учитывают на счете 18 «Налог на добавленную стоимостьпо приобретенным ценностям». При реализации товаров выходной налог на до-бавленную стоимость рассчитывают со стоимости отпущенных товаров по от-пускным ценам с оптовой надбавкой и включают в сумму выручки. Издержки обращения на предприятиях оптовой торговли учитывают на счете 44 «Издерж-ки обращения». Фактическую себестоимость реализованных товаров (остатка товаров) на предприятиях оптовой торговли определяют суммированием соот-ветствующих данных по указанным балансовым счетам (статьям баланса).

8. Определение момента реализации (учета выручки) позволяет обеспе-чить единые методические основы учета выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых и неналоговых платежей в бюджет. В бухгал-терском учете реализацию товаров отражают: по оплате расчетных докумен-тов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателям.

9. Выбор метода определения валового дохода на реализованные товары обусловлен выбором учетной цены и момента реализации товаров:

§ методом разниц оптовые предприятия определяют реализованные оптовые надбавки по данным счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 "Реализация товаров оптом» при учете товаров по покупным це-нам, а выручки по отгрузке: выручка от реализации товаров по отпускным ценам минус покупная стоимость реализованных товаров с налогом на добав-ленную стоимость;

§ методом балансовой увязки показателей оптовые предприятия опре-деляют реализованные оптовые надбавки при учете товаров по покупным ценам, а выручки по оплате--на основании аналитических данных по счету 42 «Торговая наценка», субсчета 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)»: к остатку оптовых надбавок по предъявленным покупателям и неоплаченным счетам на начало месяца прибавляют оптовые надбавки, включенные в счета покупателей по отгруженным им товарам За месяц, вычитают остаток опто-вых надбавок по предъявленным покупателям и не оплаченным счетам на конец месяца;

§ методом среднего процента по расчету установленной формы опто-вые предприятия определяют валовой доход на реализованные товары, учиты-ваемые по продажным ценам независимо от определения момента реализации.

Основные принципы учета материальных оборотных активов оптовые предприятия реализу-ют через учетную политику. В приказе об учетной политике указывают:

§ по методологическим аспектам: учетные цены на товары и тару; спо-собы складского учета товаров и тары; порядок учета товаров, принятых на реализацию на условиях консигнации; порядок учета оптовых надбавок, упла-ченных поставщикам-посредникам; момент учета выручки от реализации това-ров; порядок учета и выявления валового дохода от реализации товаров и др.;

§ по организационно-техническим аспектам: перечень типовых и спе-циализированных форм применяемых товарных документов строгой отчет-ности; формы и сроки отчетности материально ответственных лиц; перечень и формы регистров бухгалтерского учета товаров и тарьгс учетом применяе-мой формы учета; сроки инвентаризации товаров и тары на складах и др.

2. Организация учета материальных оборотных активов на предприятии оптовой торговли ООО «Камень»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Камень»

Обществ с ограниченной ответственностью «Камень», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью» и новой редакции Учредительного Договора о создании и основных видах деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Камень» 9 августа 1996 года по реестру за № 6-144.

ООО «Камень». является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в т.ч. валютные, печать, штампы, фирменные бланки, товарный знак.

Местонахождение Общества: 220073, г. Минск, 4-ый Загородный переулок, дом 56 «А», комната 3.

Общество вправе от своего имени вступать в договорные отношения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Все изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы Общества подлежат государственной регистрации. Общество подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Общество несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Общество не несет ответственность по обязательствам Участников.

Общество может создавать филиалы, дочерние предприятия и представительства как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Филиалы и представительства действуют на основании Положения о них. В месячный срок после их создания (открытия) в Устав Общества вносятся сведения о них. Дочерние предприятия являются юридическими липами и действуют на основании утверждаемых Обществом уставов.

Основной целью деятельности Общества является:

осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения, культурных и экономических интересов Участников Общества и членов трудового коллектива Общества.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

* Оптовая торговля зерном, семенами и кормами для животных;

* Оптовая торговля сырой нефтью и попутным газом

* Оптовая торговля парфюмерно-косметическими товарами, мылом, резино-техническими изделиями, сельскохозяйственными машинами;

Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Общество вправе самостоятельно определять конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка.

Деятельность, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия), осуществляется после его (ее) получения в установленном порядке,

Классификация видов деятельности Общества произведена по общереспубликанскому классификатору Республики Беларусь - ОКРБ 005-96 «Виды экономической деятельности», утвержденному приказом Белстандарта от 20.03.1996 г. .V» 48.

Производственно-хозяйственная деятельность Общества осуществляется в порядке, который определяется Закону Республики Беларусь «О предприятиях», Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Общество на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию, материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками и банками.

Общество ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, в установленном порядке предоставляет данные налоговую инспекцию и несет ответственность за их достоверность, за полноту и своевременность их предоставления.

Общество реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам. устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь - по регулируемым ценам и тарифам.

Уставный фонд Общества составляет 2800000 (два миллиона восемьсот тысяч) рублей на момент государственной регистрации настоящего Устава.

На момент государственной регистрации настоящего Устава Уставный фонд Общества сформирован на 100 %. Участники Общества, внесшие вклады не полностью, несут между собой солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из Участников.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Общества.

Источниками формирования имущества Общества являются:

* денежные и неденежные вклады Участников;

* доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;

* кредиты банков и других кредиторов;

* доходы от ценных бумаг;

* безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, физических лиц;

* иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Управление Обществом осуществляется Общим Собранием Участников Общества и Директором.

Высшим органом управления Общества является Общее Собрание Участников Общества. Собрание Участников состоит из лиц, учредивших Общество. Участники обладают количеством голосов пропорционально их долям в Уставном фонд

Участники могут назначать для участия в Собрании своих представителей, которые могут быть как постоянными, так назначаемыми на определенный срок. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью.

Очередные Общие Собрания Участников Общества созываются и проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные Собрания - по мере необходимости в случаях, если этого требуют интересы Общества.

Повестка для Общего Собрания и документация рассылаются Участникам не менее, чем за 30 дней до даты проведен: Общего Собрания. Общее Собрание Участников не вправе принимать решение по вопросам, не включенным в повестку дня, исключением случаев, когда на Общем Собрании присутствуют все Участники, единогласно высказывающиеся за рассмотрен какого-либо вопроса. Любой из Участников вправе требовать рассмотрение вопроса Общим Собранием при условии, что он 6t поставлен не позднее, чем за 20 дней до проведения общего Собрания участников.

Директор Общества обеспечивает выполнение решений Общего Собрания Участников Общества, представляет Общество без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь юридическими и физическими лицами и др.

На рис. 1. показана организационная структура «Камень

Рис. 2. Организационная схема управления ООО «КАМЕНЬ»

Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2001 - 2002 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Анализ основных показателей хозяйственно-экономической деятельности предприятия ООО «КАМЕНЬ» за 2001 - 2002 годы

Показатели

2001

2002

отклонение

в сумме +/-

темп изменения %

Оптовый товарооборот в факт. ценах, тыс. руб.

285803

248839

-36964

87

Оптовый товарооборот в сопостав. ценах, тыс. руб.

285803

192898

-92905

67,5

Валовый доход, тыс. руб.

В действ. ценах

109863

99358

-10505

90,4

в сопост. ценах

109863

77022

-32841

70,1

в % к обороту

38,4

39,9

+1,5

Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет ВД, тыс. руб.

2010,5

1450,6

-559,9

72,2

в % к обороту

1,83

1,46

-0,37

Издержеки обращения, тыс. руб.

69043

18182

- 50861

26

в % к обороту

24,2

7

-17,2

Прибыль от реализации, тыс. руб.

318

502

+184

157

Внереализационные доходы, тыс. руб.

-

56

56

56

Внереализационные расходы, тыс. руб.

-

98

98

98





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Проектирование информационной системы Отдел кадров
Дипломная работа Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере предприятия)
Дипломная работа Повышения экономической эффективности производства и реализации продукции плодоводства в ЗАО "Сад-Гигант" Славянского района
Дипломная работа Камеральные налоговые проверки
Дипломная работа Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Дипломная работа Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида
Дипломная работа Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования
Дипломная работа Теория и практика управления государственным предприятием
Дипломная работа Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств в педиатрии
Дипломная работа Учет основных средств
Дипломная работа Проект реконструкции АТС-62/69 г. Алматы с заменой АТСДШ на цифровую АТС
Дипломная работа Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Дипломная работа Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Дипломная работа Совершенствование развития кредитной политики коммерческого банка
Дипломная работа Снижение себестоимости строительных работ