Дипломная работа по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и анализ посреднических операций в торговле на примере ООО "Стэка"


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Кафедра бухгалтерского учета

Дипломная работа

на тему: Учет и анализ посреднических операций в торговле

на примере ООО “Стэка”

Студентки 2 курса 8 гр. заочного факультета специальность “Бухгалтерский учет и аудит”

Лариной Татьяны Валерьевны

Руководитель:

доц. Василянский

Владимир Николаевич

Работа допущена к защите:

Зав.кафедрой

Саратов, 2002

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.

Экономико-правовой анализ посреднических договоров . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1.

Сущность посреднических договоров . . . . .

6

1.2.

Налогообложение и учет посреднических операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

2.

Бухгалтерский учет и налогообложение в розничной торговле на примере ООО “Стэка”. . .

29

2.1.

Автоматизация аналитического и синтетического учета посреднических операций по агентскому договору . . . . . . . . . . . .

29

2.2.

Учет затрат по агентскому договору. . . . .

43

2.3.

Отчетность агента перед принципалом . . . .

51

2.4.

Особенности применения счетов-фактур в учете посреднических операций. . . . . . . . .

56

3.

Анализ торговой деятельности ООО “Стэка” по

посредническим договорам. . . . . . . . . .

63

3.1.

Анализ динамики товарооборота . . . . . . .

63

3.2.

Анализ влияния обеспеченности и использования товарных ресурсов на выполнение розничного товарооборота. . . . . . . . . . . . .

67

3.3.

Анализ товарных запасов и товарооб

орачиваемости . . . . . . . . . . . . . . .

70

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . .

75

Список использованной литературы. . . . . .

77

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . .

81

Введение

Правовые формы участия в торговле третьих лиц разнообразны. Одна из наибо-лее распространенных -- торговые посредники. В Гражданском кодексе РФ (ч. II) приведены следующие виды посреднических договоров: до-говор поручения (ст. 971--979); договор комиссии (ст. 990--1004); агентский договор (ст. 1005-- 1011). Все эти договоры объединяет то, что одна из их сторон (поверенный, комиссионер, агент) за вознаграждение выполняет поручения другой стороны (доверителя, комитента, принципала) за ее счет.

Целесообразность использования посреднических договоров при осуществлении коммерческой деятельности очевидна:

- посредник, не имея ни собственных товарных запасов, ни производственных мощностей, осуществляет предпринима-тельскую деятельность и получает материальную выгоду лишь оказывая услуги брокерского характера;

- заказчик посреднических услуг, привлекая посредника, экономит ресурсы времени, а нередко и материальные ресурсы.

Действующее гражданское законодательство предоставляет в этом плане широкие возможности для предпринимателей: при реализации своей продукции или в случае поиска необхо-димых товаров организация может заключить с контрагентом договор комиссии, поручения, агентский договор и т.п.

Посреднические договоры имеют значительные особенно-сти по сравнению с другими видами договоров.

Между тем вопросы бухгалтерского учета при осуществле-нии посреднических договоров действующим законодатель-ством недостаточно четко регламентированы, что вызывает сложности у бухгалтеров при отражении операций по данным договорам в учете.

Опыт консультационной работы и аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятель-ности предприятий показывает, что часто пред-приятия недостаточно четко знают положения законодательства по правовому регулированию услуг посредников, в частности, ошибаются в выборе посреднического договора, в условиях его заключения и исполнения, а также в порядке осуществления расчетов через посредника.

Одной из основных черт отечественного финансово-экономического кризиса яв-ляется непредсказуемость конъюнктуры рынка. В связи с неус-тойчивостью динамики спроса и предложения торговые пред-приятия сталкиваются с проблемой низкой оборачиваемости собственных товарных запасов, поэтому в целях ускорения реа-лизации товаров все чаще прибегают к услугам посредников.

В этих условиях наиболее удобной формой построения взаи-моотношений с партнерами может стать заключение договоров комиссии.

В работе обращается внимание на существенные моменты, характерные для каждого из посред-нических договоров, а также на основные поло-жения по учету и налогообложению посредни-ческих операций; рассматривается практика ведения бухгалтерского учета посреднических операций на примере торгового предприятия ООО “Стека”; проводится анализ эффективности деятельности по посредническим договорам.

Информационной базой анализа является ООО “Стэка”, осуществляющее по агентским договорам сделки по реализации аудио-, видео-, бытовой техники и других товаров народного потребления.

Цель работы - выявление сущности учета и анализ посреднических операций.

Достижение указанной цели работы требует решения следующих задач: рассмотрение сущности посреднических договоров; анализ бухучета посреднических договоров в торговом предприятии; анализ торговой деятельности предприятия по посредническим договорам.

1. Экономико-правовой анализ посреднических договоров

1.1. Сущность посреднических договоров

1.1.1. Договор комиссии

В соответствии со ст. 990 ч. II ГК РФ договор комиссии состоит в том, что одно лицо, комис-сионер, за вознаграждение обязуется по поруче-нию другого лица, комитента, совершить одну или несколько сделок за его счет, но от своего имени, т. е. на комиссионера возлагается заклю-чение сделок, представляющих интерес для ко-митента. Чаще всего это поручение продать или купить товары. Сделки совершаются за счет комитента, так как при этом имеются в виду исключительно его интересы. Сделки соверша-ются от имени комиссионера и в этом главный отличительный признак комиссионного договора. В договоре с третьей стороной комиссионер выступает как совершенно самостоятельное ли-цо. Третьи лица обязываются по отношению к нему и приобретают права в отношении его, и, следовательно, вправе предъявить ему претен-зии, связанные с заключением и исполнением договора.

Рассмотрим некоторые существенные момен-ты договора комиссии.

Стороны договора

Комитент -- это юридическое или физиче-ское лицо, дающее поручения комиссионеру на заключение интересующих его сделок за его счет, но от имени комиссионера.

Комиссионер -- это юридическое или физи-ческое лицо, принимающее указания комитента и обязанное заключить одну или несколько сделок от своего имени, но в интересах и за счет комитента. [23, с.7-9]

Порядок заключения договора

Договоры комиссии относятся к числу консенсуальных, для заключения которых достаточ-но соглашения сторон и не требуется передачи имущества. Как общее правило, договор комис-сии заключается в простой письменной форме.

Предмет договора

Для договора комиссии одним из существен-ных условий, влияющих на его юридическую действительность, является предмет договора, т. е. определение сделок, которые обязуется заключить комиссионер в интересах и за счет комитента. Следовательно, в тексте договора комиссии должны быть отражены существенные моменты, связанные с заключением комиссио-нером с третьим лицом (поставщиком или поку-пателем) договора купли-продажи: наименование товара, его цена, количество, качество, сроки поставки, порядок расчетов за поставленный товар. При этом реализуемое имущество являет-ся объектом сделок, заключенных комиссионе-ром с третьими лицами, но не предметом договора комиссии.

Товар, поступивший к комиссионеру от ко-митента для продажи либо приобретенный ко-миссионером на денежные средства комитента, считается собственностью последнего. Поэтому комитент несет бремя его содержания и риска случайной гибели или порчи.

Обязанности и права комитента

Основные обязанности комитента сводятся к необходимости выплатить комиссионеру возна-граждение и возместить понесенные им расходы и потери.

Ответственность комиссионера и комитента

Здесь возникают два рода правовых отноше-ний по ответственности: между комитентом и комиссионером в рамках заключенного договора комиссии и между комиссионером и третьим лицом (поставщиком или покупателем) в рамках заключенного договора купли-продажи.

По ГК РСФСР 1964 г. комиссионер не отве-чал перед комитентом за исполнение третьим лицом сделки, за исключением случаев, когда он принимал на себя особое ручательство за испол-нение им этой сделки (делькредере). Сейчас рамки этой ответственности расширены. Соглас-но ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает за исполнение третьим лицом сделки, кроме случа-ев когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица. Особое ручательство (делькредере) в ГК РФ 1995 г. сохранено и сейчас выступает в качестве само-стоятельного правила.

В соответствии со ст. 998 ГК РФ комиссио-нер отвечает перед комитентом за утрату, недос-тачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

Прекращение договора комиссии

В соответствии со ст. 1003 ГК РФ договор комиссии прекращается в следующих случаях: отказа комитента от исполнения договора; отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором; смер-ти комиссионера, признания его недееспособ-ным, ограниченно дееспособным или безвест-но отсутствующим; признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).

1.1.2. Договор поручения

Договоры поручения не получили такого широкого распространения, как договоры комиссии. В основном договоры пору-чения заключаются между гражданами на совер-шение отдельных имущественных сделок, свя-занных с отчуждением личного имущества. [24, с.14]

Сторонами в договоре поручения могут быть как юридические, так и физические лица с тем же правовым статусом, что и стороны в договоре комиссии.

Форма договора поручения может быть про-стой письменной и письменной нотариальной в зависимости от характера совершаемых юриди-ческих действий по договору.

Согласно ст. 971 ГК РФ договором поручения является договор, в силу которого поверенный обязуется совершить от имени и за счет дове-рителя определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосред-ственно у доверителя.

Предметом договора поручения согласно ст. 971 ГК РФ могут быть лишь юридические действия. При осуществлении оптовой торговли такими юридическими действиями от имени доверителя могут быть: подписание договора купли-продажи (поставки) и иных документов, получение материальных ценностей, приемка работ.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денеж-ного обращения" поверенному не может пору-чаться исполнение юридических действий, выте-кающих из правоотношений доверителя, регули-руемых налоговым законодательством РФ и законодательством РФ о труде.

Особенностью договора поручения является обязанность доверителя выдать поверенному до-веренность на совершение юридических дейст-вий, предусмотренных договором поручения. При этом следует руководствоваться ст. 185--189 ч. 1 ГК РФ и обратить внимание на следующее. Доверенность является документом, в котором определены полномочия поверенного по совер-шению юридических действий от имени довери-теля, их содержание и пределы и адресуется третьим лицам, с которыми поверенный будет вступать в юридические отношения. Доверен-ность, выдаваемая в порядке передоверия, долж-на быть нотариально удостоверена. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее выдачи. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна. Доверенность долж-на быть подписана руководителем предприятия, скреплена печатью этой организации.

Вторая особенность договора поручения связана с порядком выплаты доверителем возна-граждения поверенному. Согласно ст. 972 ч. II ГК РФ выплата вознаграждения является обяза-тельной, если, конечно, стороны не установят в договоре иное. При этом необходимо иметь в виду, что п. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 не допускает зачисления пред-ставителем (поверенным, агентом) на свои счета вознаграждения по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) ранее зачис-ления выручки от указанных сделок на расчет-ный счет доверителя.

Третья особенность договора поручения свя-зана с условиями возмещения расходов, связан-ных с исполнением поручения поверенным. Исходя из определения договора поручения, данного в ст. 971 ГК РФ, следует, что права и обязанности по сделке, совершенной поверен-ным, возникают непосредственно у доверителя. А это значит, что поверенный не вправе участ-вовать в расчетах по сделке между доверителем и третьим лицом. Указанный вывоза, подтвержда-ется п. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212, согласно которому все расчеты по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым представи-телем (поверенным, агентом) от имени довери-теля (принципала), осуществляются исключи-тельно с расчетного счета доверителя.

1.1.3. Агентский договор

ГК РСФСР 1964 г. не предусматривал такого вида посреднических договоров, как агентские договоры. Впервые агентский договор был введен в гл. 52 "Агентирование" ч. 11 ГК РФ 1995 г. В ст. 1005 ГК РФ агентским договором считается договор, в силу которого агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению прин-ципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. [36, с.22]

Предметом агентского договора являются определенные действия агента как юридические, так и фактические, направленные на исполнение поручения принципала за его счет. При этом агент может совершать сделки как от своего имени, что характерно для договора комиссии, так и от имени принципала, что характерно для договора поручения. Поэтому в первом случае агенту следует руководствоваться гл. 51 ГК РФ, регулирующей порядок заключения и исполне-ния договора комиссии, а во втором случае -- гл. 49 ГК РФ, регулирующей порядок заключе-ния и исполнения договора поручения. Однако, как указано в комментарии ГК РФ к ч. II, данном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, не следует упускать из вида, что независимо от того, действует ли агент по схеме договора поручения или по схеме договора комиссии, его действия могут выходить за рамки и того, и другого договоров, поскольку содержание агентского до-говора может быть шире любого из них.

Другим признаком, отличающим агентский договор от договора комиссии и договора пору-чения, является то, что отношения по агентскому договору всегда имеют длящийся характер, что особо выделяется в определении договора. Со-гласно этому определению агент обязуется имен-но совершать, а не совершить для принципала какие-либо действия.

В соответствии сост. 1011 ГК РФ к отноше-ниям, вытекающим из агентского договора, со-ответственно применяются правила, предусмот-ренные гл. 49 (договор поручения) или гл. 51 (договор комиссии), в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат законодательству по агентским договорам.

Таким образом, все вышеизложенное в от-ношении договора комиссии и договора поруче-ния применимо и к агентским договорам.

Если обратиться к Указу Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денеж-ного обращения", то все положения, касающиеся расчетов между принципалом и агентом в рамках агентского договора, приравнены в нем к отно-шениям между поверенным и доверителем в рамках договора поручения или к отношениям между комиссионером и комитентом в рамках договора комиссии.

1.2. Налогообложение и учет посреднических операций

Основной особенностью договора комиссии является то, что при отгрузке товара от комитента комиссионеру право собст-венности на товар к комиссионеру не переходит. [32, с.28]

В соответствии со статьей 996 ГК РФ вещь, поступившая от комитента к комиссионеру либо приобретенная комиссионе-ром за счет комитента, является собственностью комитента. Поэтому товар, переданный на комиссию, учитывается коми-тентом в составе собственных активов на счете 45 “Товары от-груженные” и соответственно входит в налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Передача товара комиссионеру отра-жается в учете у комитента проводкой:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41 - передан товар на реализацию комиссионеру.[14, с.48]

Также важной особенностью договора комиссии является то, что товар реализуется не собственником (комитентом), а по-средником (комиссионером), поэтому основанием для отраже-ния в бухгалтерском учете операций по реализации товара у ко-митента служит отчет комиссионера о реализации товаров, предусмотренный статьей 999 ГК РФ. На основании этого отче-та в бухгалтерском учете комитента делаются следующие про-водки:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 45 - списана себестоимость реализованного товара;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 46 - отражена выручка за реализованный товар.

Кроме того, важным вопросом является отражение комисси-онного вознаграждения в бухгалтерском учете комитента. Согласно Положению о составе затрат, включаемых в себестои-мость продукции (работ, услуг), утвержденному постановлени-ем Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 , оплата услуг посреднических организаций по сбыту продукции включается в издержки обращения, следовательно, начисление вознаграж-дения комиссионеру должно отражаться у комитента на сче-те 44 “Издержки обращения”. Начисление комиссионного воз-награждения отражается в учете комитента проводками:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 - начислено комиссионное вознаграждение, причитающееся к уплате комиссионеру;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 - выделен НДС по комиссионному вознаграж-дению.

Основным вопросом налогообложения при заключении до-говоров комиссии является вопрос об исчислении НДС. [29, с.35] В соот-ветствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добав-ленную стоимость” (далее - Инструкция № 39) сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет предприятием-комитентом, исчисляется в виде разницы между суммами НДС по товарам, передаваемым комиссионеру и через него реализуемым покупа-телям, и суммами НДС, уплаченными поставщикам этих това-ров, а также материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки обращения.

Следует обратить внимание на тот факт, что документаль-ным основанием для зачета НДС по комиссионному вознаграж-дению, относимому комитентом на издержки обращения, по-мимо отчета комиссионера служит счет-фактура, выписанный комиссионером, а также акт приемки-сдачи работ.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (да-лее - Инструкция № 37) объектом обложения налогом на при-быль у предприятия-комитента является прибыль, исчислен-ная как разница между выручкой от реализации товаров (без НДС ), и затратами, относимыми на издержки обращения. Как уже говорилось, в числе затрат, включаемых комитентом в из-держки обращения, отражается и сумма причитающегося ко-миссионеру вознаграждения. При этом необходимо обратить внимание на то, что, согласно статье 999 ГК РФ, после испол-нения поручения комиссионер обязан передать комитенту все полученное по договору комиссии. Очевидно, что под термином “все полученное” подразумевается вся сумма денежных средств, полученных от покупателей в качестве оплаты за реа-лизованный товар. Таким образом, выручкой от реализации то-варов у комитента будет являться весь объем денежных средств, уплачиваемых покупателями, включая удерживаемое комиссионером вознаграждение.

Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, посту-пающих в дорожные фонды” (далее - Инструкция № 30), налогооблагаемой базой по налогу на пользователей автодорог у предприятия торговли является сумма разницы между про-дажной и покупной стоимостью товаров. Таким образом, налог на пользователей автодорог исчисляется у торгового предпри-ятия-комитента путем умножения ставки налога на разность между стоимостью товара в ценах, по которым он реализуется покупателям, и стоимостью этого товара в ценах поставщика.

Следует напомнить, что начисление и уплата налогов про-изводится в зависимости от принятого в учетной политике ме-тода определения выручки от реализации товаров для целей налогообложения (по моменту оплаты или отгрузки).

Таким образом, если комитент определяет выручку от реа-лизации товаров по моменту оплаты, то он должен производить начисление налогов к уплате в бюджет в момент поступления денежных средств за реализованный комиссионером товар на свой расчетный счет. В случае если комитент определяет выруч-ку от реализации товаров по моменту отгрузки, возникает вопрос: когда наступает момент отгрузки - во время передачи това-ров комиссионеру или во время отгрузки товара покупателям?

Очевидно, в связи с тем что право собственности на товар переходит при получении его покупателем, то начисление на-логов производится в момент отгрузки товара покупателю, то есть в момент предоставления комиссионером отчета о реа-лизации.

Принимая во внимание вышесказанное, рассмотрим приме-ры отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете комитента.

Пример 1

Между организациями оптовой торговли заключен договор комиссии. По условиям договора денежные средства за товар, реализуемый в рамках этого договора, поступают от покупателей на расчетный счет комитента, минуя расчетный счет комиссионера. Комиссионным вознаграждением является фикси-рованный процент от стоимости реализованного товара. Себестоимость товара -5500 руб. Стоимость товара в ценах реализации, указанных комитентом в дого-воре, - 9000 руб., включая НДС (20% ) - 1500 руб.

Процент комиссионного вознаграждения - 10% , то есть 900 руб. (9000 руб. х 10%), в том числе НДС (20%) - 150 руб. Комитент определяет вы-ручку от реализации для целей налогообложения по моменту оплаты.

В учете у комитента будут сделаны следующие проводки:

Операция

Сумма

Корреспонденция счетов

передан товар на реализацию комиссионеру

5500

45

41

отражена выручка за реализованный товар в момент представ-ления комиссионером отчета о реализации

9000

62

46

Списана себестоимость реализованного товара в момент пред-ставления комиссионером отчета о реализации

5500

46

45

выделен НДС, подлежащий уплате в бюджет

1500

46

76/НДС

начислено комиссионное вознаграждение (900-150)

750

44

76

выделен НДС по комиссионному вознаграждению

150

19

76

поступили денежные средства от покупателей на расчетный счет комитента

9000

51

62

перечислено вознаграждение комиссионеру

900

76

51

зачтен НДС по комиссионному вознаграждению

150

68

19

начислен НДС к уплате в бюджет

1500

76/НДС

68

начислен налог на пользователей автодорог ( 9000 руб. - 1500 руб. - 5500 руб.) х 2,5%

50

44

67

списаны затраты на себестоимость (750 + 50)

800

46

44

Отражен финансовый результат

1200

46

80

Как указывалось выше, товары, принятые на комиссию, яв-ляются собственностью комитента. Так как в процессе исполнения договора комиссии право собственности на эти товары переходит от комитента к непосредственным покупателям, ко-миссионер от начала и до конца исполнения своих обязательств по договору комиссии не будет являться собственником това-ров. Поэтому товары, принятые от комитента, учитываются ко-миссионером на забалансовом счете 004 “Товары, принятые на комиссию”.

Учет товаров на счете 004 ведется в ценах, предусмотрен-ных в приемо-сдаточных актах, оформляемых обеими сторона-ми договора в момент передачи товара на комиссию. Аналити-ческий учет по счету 004 ведется по видам товаров и по предприятиям-комитентам.

Движение товаров, принятых на комиссию, может отра-жаться в учете комиссионера следующими проводками:

ДЕБЕТ 004 - поступление товара от комитента;

КРЕДИТ 004 - отгрузка товара покупателям;

КРЕДИТ 004 - отгрузка товара субкомиссионеру;

КРЕДИТ 004 - возврат товара комитенту.

Суммы, подлежащие оплате за отгруженные товары, отра-жаются в учете комиссионера на дату отгрузки товаров покупа-телям по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” на отдельном субсчете (кредиторская задол-женность перед комитентом) в корреспонденции с дебетом сче-та 62 “Расчеты с покупателями” (дебиторская задолженность покупателей).

Особенностью учета у предприятия-комиссионера является то, что порядок отражения расчетных операций несколько раз-личается в зависимости от того, участвует комиссионер в рас-четах с покупателями или нет (то есть проходят ли деньги за отгруженный товар через расчетный, счет комиссионера или не-посредственно поступают от покупателей на расчетный счет ко-митента, минуя комиссионера).

Общий порядок отражения хозяйственных операций в бух-галтерском учете комиссионера, участвующего в расчетах, бу-дет следующим:

ДЕБЕТ 004 - оприходован товар, полученный от комитента;

КРЕДИТ 004 -- отгружен товар покупателям;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 - отражены задолженности в момент отгрузки товара покупателям;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ62 -поступили денежные средства от покупателей за отгруженный товар;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 46 - отражена задолженность комитента по комис-сионному вознаграждению;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 - перечислены денежные средства комитенту за вычетом удержанного комиссионного возна-граждения.

Хозяйственные операции предприятия-комиссионера, не участвующего в расчетах, отражаются следующими проводка-ми:

ДЕБЕТ 004 - оприходован товар, полученный от комитента;

КРЕДИТ 004 - отгружен товар покупателям;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 - отражены задолженности в момент отгрузки товара покупателям;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 62 - закрытие задолженностей при расчетах поку-пателей с комитентом;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 46 - начислено причитающееся комиссионное воз-награждение;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 - поступило причитающееся комиссионное воз-награждение от комитента.

Налогообложение предприятия-комиссионера также имеет ряд особенностей. Прежде всего это касается вопроса исчисле-ния НДС. Порядок исчисления НДС различается в зависимости от того, является или не является комиссионер участником рас-четов за отгруженный товар.

В соответствии с Инструкцией № 39, если комиссионер уча-ствует в расчетах, сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется у него в виде разницы между суммами НДС, полу-ченными от покупателей товаров, и суммами НДС, указанны-ми комитентом при передаче этих товаров комиссионеру.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то объектом обло-жения НДС у него будет являться сумма комиссионного возна-граждения. Таким образом, сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, не участвующим в расчетах, опреде-ляется в виде разницы между суммами НДС, исчисленными с ко-миссионного вознаграждения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами НДС по оплаченным материальным ценно-стям (работам, услугам), относимым на издержки обращения.

Однако необходимо заметить, что, согласно той же Инст-рукции, при комиссионной торговле с населением (то есть при розничной торговле) облагаемым оборотом по НДС является доход, полученный в виде комиссионного сбора. Отсюда можно сделать следующий вывод: организация розничной торговли, выступая в роли комиссионера, независимо от своего участия в расчетах исчисляет НДС с суммы комиссионного вознаграж-дения, то есть тем же способом, что и комиссионер, не участву-ющий в расчетах. Но так как налоговые органы при исчислении НДС опираются на предыдущий пункт Инструкции 39, то наше предприятия, хотя и является организацией розничной торговли, НДС исчисляет в виде разницы между суммами НДС, полу-ченными от покупателей товаров, и суммами НДС, указанны-ми принципалом при передаче этих товаров агенту. При этом комиссионеру необходимо вести раздельный учет по видам деятельности: розничная торговля и посредническая деятельность.

Объектом обложения налогом на прибыль предприятий, как уже отмечалось, является прибыль, исчисленная как раз-ница между выручкой от реализации без НДС, и затратами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Выручкой комиссионера является комиссионное вознагражде-ние. Таким образом, прибыль комиссионера будет исчисляться в виде разницы между полученным комиссионным вознагражде-нием и затратами, необходимыми для осуществления комиссион-ной деятельности. Следует помнить, что в случае, если пред-приятие-комиссионер занимается кроме посреднической еще и другими видами деятельности, необходимо вести раздельный учет по видам деятельности - как по выручке, так и по затратам. Такой порядок обусловлен тем, что в соответствии с Инструкцией № 37 ставка налога на прибыль от посреднических операций и сделок, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, может отли-чаться от ставок налога по другим видам деятельности.

В соответствии с инструкцией № 30 налогооблагаемой базой по налогу на пользователей автодорог у предприятия, оказываю-щего посреднические услуги, является выручка от реализации этих услуг за минусом НДС. Таким образом, налог на пользова-телей автодорог у комиссионера исчисляется по установленной ставке с суммы полученного комиссионного вознаграждения за минусом НДС, исчисленного с этого вознаграждения.

Пример 2

В рамках договора комиссии, заключенного между двумя организациями оп-товой торговли, комитент передает комиссионеру товар, стоимость которого в ценах реализации - 9000 руб., включая НДС (20%) - 1500 руб. Комиссионер обязан реализовать товар в указанных ценах. Комиссионное вознаграждение установлено в размере 10 процентов от стоимости товара, то есть 900 руб. (9000 руб.х10% ), в том числе НДС (20%) - 150 руб. Денежные средства от покупателей за реализованный товар поступают непосредственно к комитенту, минуя расчетный счет комиссионера, то есть комиссионер в расчетах не участ-вует. Комиссионер определяет выручку для целей налогообложения по моменту оплаты. В учете у комиссионера будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 004 - 9000 руб. - оприходован товар на основании приемо-сдаточного акта;

КРЕДИТ 004 -- 9000 руб. - отгружен товар покупателю;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 - 9000 руб. - отражены задолженности в момент отгрузки товара покупате-лю;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 62 - 9000 руб. - произведен зачет задолженностей в момент получения извеще-ния комитента о том, что расчеты с покупателем произведены;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 46 -- 900 руб. -- начислено причитающееся комиссионное вознаграждение;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 76/НДС -- 150 руб. - выделен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 - 900 руб. - поступило на расчетный счет комиссионера причитающееся ему комиссионное вознаграждение от комитента;

ДЕБЕТ 76/НДС КРЕДИТ 68 - 150 руб. - начислен НДС по комиссионному вознаграждению к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 67 - 18,8 руб. ( 900 руб. - 150 руб.) х 2,5% - начислен налог на пользователей автодорог;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 44 -- 18,8 руб. - списаны затраты на себестоимость;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80 -- 731,2 руб. - отражен финансовый результат.

2. Бухгалтерский учет посреднических договоров

торгового предприятия

2.1. Автоматизация аналитического и синтетического учета посреднических операций по

агентскому договору

Сегодня часто можно услышать мнение, что хороший бухгалтер - это половина успеха предприятия. От бухгалтера ждут не только кропотливого и аккурат-ного составления корреспонденций счетов и необходи-мой отчетности, но и дельного совета с учетом анализа тех данных, которые хранятся и накапливаются на счетах бухгалтерского учета. Однако ведя только синтетический учет (по счетам и субсчетам стандартного плана счетов), дать дельный совет не всегда возможно. Например, труд-но открыть на счетах 60, 62 (и аналогичных) столько суб-счетов, сколько контрагентов (поставщиков, получате-лей) проходит в расчетах, тем более, что список их может постоянно пополняться. [33, с.27]

Еще хуже обстоит дело, если предприятие занимается несколькими видами деятельности и руководство хочет видеть, какую сумму налога от каждого вида деятельности оно должно заплатить. Без аналитики здесь не обойтись. В случае ведения бухгалтерского учета вручную возникает ситуация, когда одну и ту же информацию необходимо за-носить несколько раз, а на составление отчета требуется как минимум полдня. [33, с.28]

Однако в настоящее время появились системы автоматизации учета, основанные на сетевых компьютер-ных технологиях, позволяющие решать эти проблемы. Система "БЭСТ-5", используемая ООО “Стэка”, в полной мере поддержива-ет весь комплекс бухгалтерских задач, причем в "БЭСТ-5" изначально заложено ведение аналитического учета с наименьшими затратами сил и времени со стороны поль-зователя.

Что же представляет из себя “БЭСТ-5”?

Интегрированная система БЭСТ-5 представляет собой достаточно большой и сложный программный продукт. Он выполнен в виде набора взаимосвязанных модулей, каждый из которых может функционировать как независимо, так и в составе комплекса. При этом следует иметь в виду, что при всех условиях необходимо наличие модулей настройки и ведения главной книги, поскольку только в них осуществляется привязка продукта к данному пользователю и настраиваются основные наборы данных. [21, с.11]

Ввод информации в систему БЭСТ-5 осуществляется на основании первичных бухгалтерских документов. В реестр записываются документы одного типа, объединенные по некоторым общим признакам (например, банковские документы по одному расчетному счету, приходные документы по отдельному складу и т.д.). Реестр документов позволяет в оперативном режиме осуществлять просмотр, ввод, корректировку первичных документов. При работе с реестром пользователь может проводить сортировку документов по различным признакам, фильтровать их по набору условий, искать документы по заданным параметрам, а также рассчитывать некоторые итоговые суммы по реестру в целом или по его части. Реестр документов может быть распечатан по стандартной форме.

При вводе первичных документов, содержащаяся в них информация может записываться в некоторые вспомогательные регистры, называемые справочниками. В справочники записываются данные, многократно используемые бухгалтером при формировании первичных документов (например, постоянные партнеры, подразделения предприятия, постоянные сотрудники и пр.).

Бухгалтерский учет в системе БЭСТ-5 строится на системе синтетических счетов. Каждый синтетический счет характеризуется своим номером и наименованием.

Каждый синтетический счет может быть разбит на субсчета, которые детализируют информацию синтетического счета.

Аналитические счета открываются непосредственно на синтетических счетах или субсчетах. Они характеризуются номером (шифром аналитического учета) и наименованием аналитики.

Аналитические счета открываются для детализации информации по счетам синтетического учета. Потребности в детализации возникают часто, и, как правило, они возникают в связи с задачами проведения тех или иных расчетов: с сотрудниками предприятия, с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с прочими дебиторами и кредиторами.

Книга учета хозяйственных операций является обобщенным синтетическим и аналитическим регистром и представляет собой хронологически упорядоченный список проводок по счетам. Книга содержит запись всех бухгалтерских операций и служит основным источником для формирования сводных бухгалтерских отчетов. При выполнении операции в любом месте программы (чаще всего это ввод первичного документа) проводится расконтировка документа. Данные о документе сохраняются в соответствующем учетном файле (например, в кассовой книге, реестре документов на поступление товаров), а сгенерированные проводки поступают в книгу учета хозяйственных операций. Проводкам присваивается регистрационный номер, а сам номер записывается в поле документа. При модификации (удалении) документа программа связывается с книгой учета операций и модифицирует (удаляет) соответствующие проводки.

Рассмотрим основные модули, входящие в систему.

АРМ Главного бухгалтера является центральным модулем системы, который позволяет осуществить: формирование и ведение плана синтетических счетов; формирование системы аналитического учета; ввод вступительного баланса на момент начала работы; ведение книги учета хозяйственных операций; ведение журналов забалансового учета; поддержку валютного учета, переоценку валютных счетов; контроль состояния системы, корректности ведения учета; формирование сводных синтетических и аналитических отчетов; формирование баланса и приложений, налоговой отчетности; формирование документов свободного вида.

Учет кассовых операций. Блок предназначен для учета операций с наличными средствами предприятия. В функции модуля входит: подготовка и печать кассовых документов; ведение реестров кассовых документов; таксировка документов и генерация проводок; ведение журнала учета авансовых отчетов; кассовая обработка платежных ведомостей; формирование специальных кассовых отчетов; формирование специальных отчетов по расчетам с подотчетными лицами; и др.

Учет операций с банком. Модуль предназначен для учета операций по расчетным, валютным и специальным счетам предприятия. В функции модуля входит: подготовка и печать исходящих платежных документов; ведение реестра документов, зарегистрированных по выпискам банка; таксировка банковских документов и генерация проводок; и др.

Учет материалов и МБП. Модуль предназначен для учета остатков и движения материалов и МБП на складах пред-приятия. Кроме того, здесь же ведется картотека МБП в эксплуатации.

Управление закупками. Подсистема "Управление закупками" предназначена для оперативного и бухгалтерского учета операций по закупке ТМЦ и услуг (работ), в частности, для ведения книги закупок. В функции подсистемы входит: ведение реестра счетов кредиторов (поставщиков и подрядчиков); ведение реестра счетов-фактур и книги покупок; ведение реестра актов оприходования выполненных работ и оказанных услуг; формирование отчетов.

В подсистеме поддерживаются взаимосвязи между тремя реестрами документов: документами, служащими основанием при взаиморасчетах (счета кредиторов), товарными документами поставщиков и подрядчиков (счета-фактуры), документами оприходования. На основании реестра счетов от поставщиков и подрядчиков в подсистеме отслеживаются взаиморасчеты с кредиторами. К каждому счету кредитора может быть привязано произвольное количество товарных документов поставщика -- счетов-фактур.

При работе с реестром счетов-фактур поддерживаются справочники товаров, материалов и услуг (работ). Производится автоматическое отслеживание оприходования ТМЦ и услуг (работ), формируются отчеты и справки. Реестр документов приходования работ и услуг также поддерживается в данном модуле. Поддерживается автоматическая связь реестра счетов-фактур со складскими блоками. На - основании реестра формируется книга покупок.

Учет товаров и готовой продукции. Блок предназначен для учета остатков и движения товаров и готовой продукции на складах предприятия. В функции модуля входит: формирование классификаторов товаров и готовой продукции; ведение картотеки складского учета; ведение реестров документов по закупке и реализации товаров и готовой продукции; ведение журнала товаров отгруженных; калькуляция закупочной цены товаров; таксировка документов движения и генерация проводок; расчет фактической себестоимости при реализации товаров и готовой продукции; переоценка и инвентаризация запасов на складах предприятия; формирование отчетов по наличию и движению запасов; формирование счетов-фактур по накладным на реализацию.

В подсистеме поддерживается внутренний количественно-суммовой аналитический учет объектов (товаров, готовой продукции). Классификатор объектов учета имеет по настройке двухуровневое или трехуровневое строение (группа -- номенклатурный номер объекта учета или группа -- номенклатурный номер -- партия). Любая позиция в классификаторе может быть включена в прайс-лист.

Модуль поддерживает все учетные политики по закупке, поступлению, хранению и выбытию товаров и готовой продукции. Могут применяться учетные, фактические, отпускные и плановые цены учета на складах, а списание фактической себестоимости допускается производить методами ФИФО, ЛИФО, средних, по отпускным, учетным, плановым ценам. Расчеты фактической себестоимости, списания НДС и торговых надбавок, затрат производятся автоматически по алгоритмам, которые настраиваются бухгалтером в соответствии с текущим законодательством и выбранной учетной политикой.

Управление продажами. Модуль предназначен для оперативного и бухгалтерского учета продаж (реализации) и пред-назначен для работы сотрудников коммерческого отдела и бухгалтеров. В функции модуля входит: ведение реестра счетов-фактур и книги учета продаж; ведение журнала заказов покупателей; ведение прайс-листов на товары и продукцию; формирование специальных отчетов и справок.

Торговый зал. Подсистема "Торговый зал" представляет собой отдельный программный модуль, предназна-ченный для ведения комплексного количественного и стоимостного учета продаж в розничной торговле. Подсистема поддерживает взаимосвязь с различными типами кассовых аппаратов, совме-стимых с персональным компьютером.

Учет заработной платы. Подсистема предназначена для ведения элементов кадрового учета на предприятии и расчета заработной платы и других выплат.

Подсистема учета товаров и готовой продукции представляет собой отдельный про-граммный модуль, предназначенный для комбинированного складского и бухгалтерского учета мате-риальных ценностей на складе по разделам "Товары" и "Готовая продукция". В его функции входит: ведение реестра складов товаров и готовой продукции; ведение классификаторов товаров и готовой продукции; ведение картотеки партий товаров и готовой продукции; ведение картотек складского учета по складам; ведение журналов документов прихода; ведение журналов документов расхода; ведение учета товаров по счету "Товары отгруженные"; калькуляция закупочной себестоимости товаров; калькуляция фактической себестоимости товаров; внесение сведений об оплате документов; переоценка запасов на складах; формирование отчетов по учету остатков и движению товаров.

Для успешного выполнения этих функций в разрезе требований конкретного пользователя система имеет гибкую настройку, поддерживает ведение различных классификаторов.

Главное меню модуля имеет следующий вид:

Режимы работы

1. Учет движения товаров

2. Учет "Товаров отгруженных"

3. Работа с картотекой

4. Расчет себестоимости

5. Книга учета операций

6. Формирование отчетов

7. Специальные режимы и расчеты

8. Работа с удаленными складами

9. Настройка, справочники

10. Конец сеанса работы

Дадим краткую характеристику каждого режима работы. Условно можно подразделить все пункты главного меню системы на две группы: основные и вспомогательные. Основными являются первые четыре пункта меню. Именно они обеспечивают ввод всей текущей информации по учету товаров и готовой продукции, выполнение расчетов, формирование отчетов и справок. Вкратце, их функции таковы:

1. "Учет движения товаров" -- объединяет все операции по вводу документов движения товаров и готовой продукции (приход и расход).

2. "Учет товаров отгруженных" -- предназначен для работы с журналом отгруженных, но неоплаченных товаров, учитывающихся на счете "Товары отгруженные" (45 счет).

3. Режим "Работа с картотекой" -- предоставляет возможность ведения и просмотра картотеки товаров и готовой продукции по складам.

4. "Расчет себестоимости" -- позволяет рассчитать себестоимость запасов методами ЛИФО, ФИФО или методом средневзвешенных цен.

Все остальные пункты меню -- вспомогательные:

5. "Книга учета операций" -- позволяет просмотреть и откорректировать проводки, которые были сформированы при работе с четырьмя основными пунктами меню.

6. "Формирование отчетов" -- объединяет все процедуры формирования и вывода на печать многочисленных отчетов по количественному и стоимостному учету ТМЦ на складе.

7. "Специальные режимы и расчеты" -- дает возможность генерировать отложенные проводки, вносить сведения об оплате реализуемых или закупленных товаров, вести журнал учета отгрузки.

8. "Работа с удаленными складами" -- режим позволяет настроить работу системы на взаимодействие с программой "Удаленный склад".

9. "Настройка, справочники" -- предназначен для настройки программы, формирования вспомогательных классификаторов, работы с архивами.

В программе ведется справочник товаров и готовой продукции. Справочник является одним из основных классификаторов и без его формирования начинать работу с системой нельзя.

Справочник групп ТМЦ формируется при начальной настройке программы и может пополняться в процессе работы. Выделение групп -- дело вкуса пользователя, и зависит только от особенностей работы конкретного предприятия.

В подсистемах складского учета группа -- это еще и один из аналитических уровней счета учета объектов хранения. Если говорить об иерархии счетов, то выстраивается такая цепочка:

синтетический счет/субсчет -- склад -- группа ТМЦ.

При входе в режим на экране возникает окно ввода/просмотра информации:

Реестр групп запасов

Шифр группы……………:00001

Наименование группы

Бытовая техника

Шифр Наименование группы

00001 Бытовая техника

00002 Телевизоры

НДС,% . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . :

20,000

00003 Видеотехника

Дополнительный параметр 4. . . . . . . . . .:

0,0000

Акцизный сбор, % . . . . . . . . . . . . . . . . . .:

5,000

Таможенная пошлина. . . . . . . . . . . . . . . .:

5,000

Торговая надбавка. . . . . . . . . . . . . . . . . . :

10,000

Естественная убыль,% . . . . . . . . . . . . . . :

0,000

Дополнительный параметр 1. . . . . . . . . .:

0,000

Дополнительный параметр 2. . . . . . . . . .:

0,000

Дополнительный параметр 3. . . . . . . . . .:

0,000

Точность колич.характеристик

Точность в осн.ед…: до целых

Точность в доп.ед…: до сотых

Основная ед.измерения: шт.

Примечание. . . . . . . . . :

Движение товарно-материальных ценностей

Сравнительно недавно большинство программ бухгалтерского учета оперировало всего двумя видами движения ТМЦ: приход на склад и расход со склада. Однако такое примитивное деление давно перестало удовлетворять пользователей. В подсистеме "Товары. Готовая продукция" этот вопрос решен следующим образом. Реализована возможность ведения классификатора вида движений - во-первых, бухгалтер сам может составить этот справочник и, по мере необходимости, пополнять или корректировать его, и, во-вторых, с каждым видом связана настройка экранных форм и способов обработки данных.

Название вида движения

Направление

Тип вида движения

Закупка товаров

Закупка по импорту

Сдача готовой продукции

Внутреннее перемещение

Возврат с консигнации

Оприходование с наценкой

Реализация со склада

Передача на консигнацию

Внутреннее перемещение

Возврат поставщику

Приход

Приход

Приход

Приход

Приход

Приход

Расход

Расход

Расход

Расход

Обычный приход

Обычный приход

Обычный приход

Внутреннее перемещение

Возврат с консигнации

Оприходование с наценкой

Обычный расход

Передача на консигнацию

Внутреннее перемещение

Возврат поставщику

Рисунок 1 - Таблица стандартных видов движения.

Как видно из рисунка 1 виды движений запасов характеризуются, в первую очередь, направлением перемещения: приход на склад и расход со склада.

Кроме направления, выделена еще одна основная характеристика, получившее название "тип движения".

В системе БЭСТ-5 открыты следующие типы движения:

1. По приходу: обычный приход; внутреннее перемещение; возврат брака на склад; возврат с консигнации; оприходование с наценкой.

2. По расходу: обычный расход; переход в "Товары отгруженные"; внутреннее перемещение; возврат брака поставщику.

Если пользователя не устраивает стандартный набор, он может пополнить список видов движения новыми записями.


2.2. Учет затрат по агентскому договору

Для целей бухгалтерского учета и налогообложения посред-нических операций следует разделять затраты агента, подле-жащие и не подлежащие возмещению принципалом (в зависи-мости от соглашения сторон).

Расходы, понесенные агентом в целях исполнения договора, могут не подлежать возмещению в соответствии с соглашением сторон или могут быть не приняты к возмещению принципалом (по обоснованным причинам). В зависимости от характера рас-ходов они могут включаться в себестоимость посреднических услуг и в дальнейшем уменьшать налогооблагаемую прибыль или производиться за счет чистой прибыли агента. [38, с.39-45]

Формирование затрат, относимых на себестоимость посред-нических услуг, осуществляется в общем порядке в соответст-вии с Положением о составе затрат по производству и реализа-ции продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансо-вых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Налог на добавленную стоимость, соответствую-щий этим расходам, в общеустановленном порядке подлежит зачету из бюджета.

Расходы, которые не могут быть включены в себестоимость посреднических услуг в соответствии с Положением о составе затрат, осуществляются за счет прибыли агента, остающейся в его распоряжении вместе с налогом на добавленную стои-мость, и учитываются на счете 44 “Издержки обращения” на отдельном субсчете “Сверхнормативные расходы”.

Возмещаемые расходы агента не являются его затратами, их принимает на себя принципал. Агент только производит расчеты с поставщиками, подрядчиками и т. п. Такие расхо-ды в себестоимость посреднических услуг не включаются. Их учет осуществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебито-рами и кредиторами” вместе с налогом на добавленную стои-мость, поскольку налог на добавленную стоимость, соответст-вующий этим расходам, также подлежит возмещению принципалом.

Порядок отражения в учете агента затрат, связанных с по-среднической деятельностью, различен в зависимости от того, являются эти затраты возмещаемыми или не возмещаемыми принципалом.

Отражение в учете агента затрат, включаемых в себестои-мость посреднических услуг и не возмещаемых принципалом, осуществляется при помощи следующих проводок:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 (76) - отражены расходы, произведенные при испол-нении посреднического договора и предусмот-ренные Положением о составе затрат;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76) - учтен налог на добавленную стоимость по рас-ходам, произведенным при исполнении по-среднического договора;

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 51 - произведена оплата поставщикам работ (услуг), связанных с исполнением посредни-ческих услуг;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 - зачтен налог на добавленную стоимость, соответствующий произведенным расходам;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70 - начислена заработная плата сотрудникам посреднической организации;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 69 - начислены взносы в фонды социального стра-хования;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 67 - начислены налоги в дорожные фонды;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02, 13 - в себестоимость посреднических услуг вклю-чены амортизационные отчисления;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 44 - списана себестоимость посреднических услуг.

Осуществление затрат, возмещаемых принципалом, отра-жается в учете ООО “Стэка” следующими проводками:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60 - агентом произведены расходы, возмещение которых предполагается в соответствии с до-говором между агентом и принципалом после принятия отчета агента принципалом;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 - произведена оплата поставщику работ (услуг);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 - получено возмещение расходов, произведен-ных агентом при исполнении договора.

Принципал после получения отчета агента о произведенных расходах может по обоснованным причинам отказаться от их возмещения.

Общий порядок отражения в учете ООО “Стэка” затрат, которые не возмещаются принципалом, будет следующим:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60 - агентом произведены расходы, возмещение которых предполагается после принятия его отчета принципалом;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 - произведена оплата поставщику работ (услуг);

ДЕБЕТ 44 субсчет “Сверхнормативные расходы” КРЕДИТ 76 -

- принципалом отказано в возмещении рас-ходов, при этом агент согласен с мотивами отказа, затраты не могут быть отнесены на себестоимость посреднических услуг в соот-ветствии с Положением о составе затрат;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 - принципалом отказано в возмещении рас-ходов, при этом агент согласен с мотивами отказа, затраты отнесены на себестоимость по-среднических услуг в соответствии с Положе-нием о составе затрат;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 - учтен НДС по нормативным расходам, отне-сенным на себестоимость посреднических услуг;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 76 - принципалом отказано в возмещении расхо-дов, при этом агент не согласен с мотивами от-каза и имеет основания для предъявления претензии принципалу.

Приведем конкретный пример отражения хозяйственных операций в учете ООО “Стека”.

Принципал ООО “СТДЭ” поручает агенту ООО “Стэка” приобретение товарно-материальных ценностей, необходимых принципалу для его производственной деятельности. Агент вы-ступает от своего имени. В обязанности агента входит исследование этих товар-но-материальных ценностей на предмет их качества и эффективности исполь-зования принципалом. В соответствии с условиями договора принципал возмещает агенту расходы, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Вместе с тем в договоре между принципалом и агентом не предусмо-трена обязанность принципала оплачивать расходы, связанные с исследовани-ем этих товарно-материальных ценностей на предмет их качества. Агент участ-вует в расчетах.

Вознаграждение агента определено в размере 24000 руб., в том числе НДС (20% ) - 4000 руб.

Агент получает от принципала аванс в размере 60000 руб., в том числе НДС (20%)-10 000 руб.

В ходе исполнения агентом обязанностей по договору выяснилось, что агенту не-обходима консультация эксперта, связанная с оценкой качества приобретаемых товарно-материальных ценностей. Стоимость этих услуг составила 3000 руб., в том числе НДС (20% ) - 500 руб. Стоимость приобретенных товарно-материаль-ных ценностей составила 96 000 руб., в том числе НДС (20%)-16 000 руб.

Приобретенные товарно-материальные ценности были своевременно отправ-лены принципалу, и принципал их принял.

В срок, предусмотренный договором, агент представил принципалу отчет, содержащий следующие позиции:

-- стоимость товарно-материальных ценностей -- 96000 руб., в том числе НДС - 16 000 руб.;

-- консультационные услуги эксперта -- 3000 руб., в том числе НДС -- 500 руб.; - вознаграждение, причитающееся агенту, - 24 000 руб., в том числе НДС -4000 руб.

Принципал в установленный договором срок представил свои возражения к отчету агента, в соответствии с которыми он не принял к оплате стоимость ус-луг эксперта в размере 3000 руб., мотивируя это тем, что возмещение подобных расходов не оговорено условиями договора.

Учитывая приведенные возражения, принципал произвел в адрес агента сле-дующие выплаты:

- доплату за товарно-материальные ценности за минусом ранее уплаченного аванса 36 000 руб.;

-- вознаграждение агента -- 24 000 руб.

Агент принял возражения принципала.

Затраты агента, относимые на себестоимость посреднических услуг (зарплата сотрудникам с начислениями в государственные внебюджетные фонды, аморти-зация основных средств и МБП), составили 10 000 руб.

Указанные хозяйственные операции отражаются в учете ООО “Стэка” следующими проводками:

Наименование операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

получен аванс на расчетный счет агента

60000

51

64

2.

начислен НДС к уплате в бюджет с авансов полученных

10000

64

68

3.

экспертом оказаны консультационные услуги по исследова-нию качества товарно-материальных ценностей и предполагается их воз-мещение принципалом

3000

76

60-1

4.

произведена частичная оплата поставщику за полученные товарно-материальные ценности

60000

60-2

51

5.

оприходованы товарно-материальные ценности, полученные от поставщика

96000

004

6.

отражена задолженность принципала перед поставщиком в момент оприходования товарно-материальных ценностей

96000

76

60-2

7.

отгружены принципалу товарно-материальные ценности

96000

004

8.

зачтен аванс, полученный от принципала

60000

64

76

9.

восстановлен НДС, начисленный ранее с полученного аванса

10000

68

64

10.

начислено вознаграждение агента

24000

76

46

11.

начислен НДС к уплате в бюджет с вознаграждения агента

4000

46

68

12.

начислены издержки, относящиеся к исполнению данного договора

10000

44

70 (69, 02, 13)

13.

списаны издержки на себестоимость

10000

46

44

14.

сформирован финансовый результат от сделки

10000

46

80

15.

начислен налог на прибыль

3500

81

68

16.

принципалом произведен окончательный расчет за товарно-материальные ценности на основании отчета агента

36000

51

76

17.

получено агентом причитающееся вознаграждение

24000

51

76

18.

произведен окончательный расчет с поставщиком ТМЦ

36000

60-2

51

19.

произведена оплата консультационных услуг эксперта

3000

60-1

51

20.

стоимость услуг эксперта включена в издержки обращения агента в связи с отказом принципала возместить затраты

2500

44

76

21.

учтен НДС по услугам эксперта

500

19

76

22.

принят к зачету НДС по оплаченным услугам эксперта

500

68

19

23.

откорректирован финансовый результат, полученный от сделки с учетом того, что издержки обращения агента увеличились - сторно

2500

44

80

24.

Откорректирован налог на прибыль в связи с уменьше-нием финансового результата - сторно

875

81

68

2.3. Отчетность агента перед принципалом

Рассматриваемое предприятие ООО “Стэка” осуществляет посредническую деятельность по агентским договорам. Как было отмечено выше, агент может руководствоваться положениями законодательст-ва, касающимися договора комиссии или дого-вора поручения. Поэтому налогообложе-ние и учет таких операций в ООО “Стэка” проводятся по схеме договора комиссии.

Согласно агентского договора, ООО “Стэка” является агентом, который по поручению принципала от своего имени за счет принципала осуществляет сделки по реализации аудио-, видео-, бытовой техники и других товаров народного потребления. Агентское вознаграждение ежемесячно согласовывается между агентом ООО “Стэка” и принципалом ООО “СТДЭ”.

ООО “Стэка” по договору обязано реализовать имущество по ценам, указанным принципалом в накладных передачи товара на реализацию. Если ООО “Стэка” совершит сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны принципалом, полученная выгода распределяется между сторонами следующим образом; 100% принадлежит принципалу.

За IV квартал 2001 г. в учете ООО “Стека” при расчете с принципалом были отражены следующие операции:

№ п/п.

Наименование операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

Увеличилась задолженность перед принципалом на сумму поступивших в кассу денег за реализованный товар принципала

4880762,47

50

76.1

2.

Увеличилась задолженность перед принципалом на сумму поступивших на р/с денежных средств в качестве предоплаты за товар принципала

5515

51

76.1

3.

Начислен НДС за реализованный товар за минусом НДС с агентского вознаграждения (814379,6-17333,33)

797046,27

76.1

68.1

4.

Уменьшена задолженность перед принципалом на сумму денежных средств, выданных покупателю по расходному ордеру при возврате товара

6419,2

76.1

50

5.

Зачтен НДС по возврату товара

1069,87

68.1

76.1

6.

Перечислены денежные средства принципалу за реализованный товар

4579548,72

76.1

51

7.

Зачтен НДС по перечисленным денежным средствам за реализованный товар

763258,12

68.1

76.1

8.

Согласно трехстороннему соглашению заем ООО “Вэльдо” засчитан в качестве оплаты за товар принципала

20600

76.1

94

9.

Зачтен НДС по займу

3433,33

68,1

76,1

10.

Зачтены расходы, перепредъявляемые принципалу:

А) разница подорожания

30547,2

76.1

50

Б) гарантийный ремонт

21872

76.1

50

11.

Зачтен НДС по перепредъявленным расходам

8736,53

68.1

76.1

12.

Агентское вознаграждение

104000

76.1

46

13.

Начислен НДС по агентскому вознаграждению

17333,33

ООО “Стека” ежеквартально предоставляет принципалу отчет, включающий следующие документы:

1. Отчет агента

2. Акт на выполнение услуг и протокол согласования агентского вознаграждения

- Счет-фактура на агентское вознаграждение.

3. Акт взаимных расчетов

4. Акт зачета расходов по выполнению поручения принципала

- Реестр платежей на оплату расходов, перепредъявляемых принципалу.

- Копии платежных документов, подтверждающих расходы, перепредъявляемые принципалу.

Копии документов (сч.-ф., акты выполненных работ), подтверждающих расходы, перепредъявляемые принципалу.

- Счет-фактура на расходы, перепредъявляемые принципалу.

5. Акт зачета платежей

- Реестр перечислений на р/с Принципала в счет погашения задолженности за реализованный товар.

- Реестр перечислений по письмам Принципала в счет погашения задолженности за товар.

6. Справка о возвращенном товаре

7. Формирование агентского вознаграждения

8. Товарный отчет

9. Отчет о проведении рекламной акции

Кроме того: Счет-фактура на торговую наценку, реестр приходных накладных, реестр возвратных накладных.

Обращает на себя внимание достаточно большое количество отчетных регистров агента перед принципалом. Причем принципал может в любой момент увеличить количество документов, которые агент (ООО “Стэка”) должно будет предоставить. Это, конечно, отнимает много времени, ресурсов и отрицательно сказывается на эффективности деятельности.

Согласно договора, агентское вознаграждение которое должно быть выплачено агенту (ООО “Стэка”), согласовывается ежемесячно между агентом и принципалом и оформляются актом. Субагенту по его желанию может быть выплачен аванс в размере 10000 (десять тысяч) рублей, засчитываемый при окончательных расчетах между сторонами.

В сумму расходов агента по исполнению поручения принципала входят, подтвержденные соответствующими документами следующие расходы: транспортные расходы, расходы по погрузке, разгрузке, хранению имущества принципала, суммы страховых платежей, иные расходы, оговоренные сторонами. Указанные выше расходы возмещаются принципалом по требованию агента.

2.4. Особенности применения счетов-фактур в учете

посреднических операций

Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 г. № 108) не учитывает особенности комиссионной торговли. В связи с этим на практике сложились два механизма использования счетов-фактур между комитентом, комиссионером и покупателем.

Сторонники первой позиции считают, что комитент должен составлять счет-фактуру на стоимость передаваемых комиссионеру товаров.

Сторонники второй позиции считают, что комитент вообще не составляет счетов-фактур, так как не производит непосредственной продажи товаров. Поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок применения счетов-фактур при осуществлении комиссионных операций, предприятие вправе самостоятельно выбрать один из существующих способов документооборота.

Главным критерием выбора способа должен являться факт правильного определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Способ 1

(счет-фактура передается комитентом комиссионеру)

Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет (и передает комиссионеру) счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.

Данный способ рекомендован налоговыми органами [6],[7].

Способ 2

(комитент не передает комиссионеру счет-фактуру)

Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 № 108) не составляет, а передает накладные, счета, приемо-сдаточные акты и др. с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.

Вместе с тем, для соблюдения единого документооборота, комитент может составлять для себя в одном экземпляре счета-фактуры и учитывать их в книге продажна всю стоимость реализуемых покупателям товаров на основе данных, предоставленных комиссионером (копий счетов-фактур, переданных комиссионером покупателям).

Посмотрим, как выбор вышеперечисленных способов отразится на предприятии -комиссионера:

Первый способ

(комитент передает счет-фактуру комиссионеру)

Комиссионер участвует в расчетах

1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет (и передает комиссионеру) счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.

2. Полученные от комитента счета-фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в журнале учета получаемых счетов-фактур.

3. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета-фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.

4. После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в книге покупок на основании счета-фактуры, полученного ранее от комитента.

Комиссионер не участвует в расчетах

1. Счета-фактуры, полученные комиссионером от поставщиков товаров, оприходованные в учете комиссионера и находящиеся у него на хранении, хранятся у него журнале учета получаемых счетов-фактур, но в книге покупок у комиссионера не регистрируются.

2. Счета-фактуры покупателям товаров составляются комиссионером на полную сумму отгружаемого в их адрес товара и сумму дохода, получаемого в виде вознаграждения (платы) за оказание посреднических услуг. При этом счета-фактуры, составленные комиссионером, регистрируются у комиссионера в книге продаж только в части полученного дохода (вознаграждения), являющегося оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у этих организаций.

В заключении отметим, что этот способ рекомендован налоговыми органами ( см., например, письмо ГНС РФ от 23 мая 2000 г. № ПВ-6-03/393 “О счетах фактурах”, письмо ГНИ по г. Москве от 24 ноября 2000 г. № 11-13/30414 “О налоге на добавленную стоимость”, письмо Минфина РФ от 30 декабря 2000 г. №04-03-11).

Второй способ

(комитент не передает комиссионеру счет-фактуру)

1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 г. № 108) не составляет, а передает накладные, приемо-сдаточные акты и другие документы с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.

2. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счет-фактуру от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение. Указанный счет-фактура учитывается в специальном журнале учета счетов-фактур, выданных в порядке комиссионной торговли; в книге продаж он не отражается.

3. После выполнения услуги комиссионер составляет счет-фактуру на стоимость своей услуги. Первый экземпляр передается комитенту для учета в книге покупок, второй отражается в книге продаж.

000 “СТЭКА” при расчетах с принципалом использует 1-й способ, т.е. при передаче товара агенту принципал составляет счет-фактуру. Данная счет-фактура регистрируется 000 “СТЭКА” в журнале учета и заносится в книгу покупок при оплате.

Итак, в книгу покупок предприятие-агент 000 “СТЭКА” заносит:

1 ) Счета-фактуры на товар в части оплаты принципалу на расчетный счет или по письмам

2) Счета-фактуры на товары и услуги, относимые на затраты

3) Счета-фактуры на расходы (например, гарантийный ремонт), в последствие перепредъявляемые принципалу

4) Счета-фактуры на наценку за период

5) В случае возврат товара принципалу, в книге покупок сторнируется сумма возврата, а затем на эту сумму регистрируются новые счета-фактуры принципала в порядке их поступления.

6) Счета-фактуры по договорам на закупку товаров у других поставщиков

В книге продаж делаются следующие записи:

1) Ежедневно регистрируется сумма выручки за день по Z-отчету чековой ленты ККМ с обязательным указанием номера чека

2) Счета-фактуры на продажи по безналичному расчету

3) Сторнируется счет-фактура на агентское вознаграждение, так как вознаграждение чаще всего удерживается агентом из выручки, а не выплачивается принципалом дополнительно, затем счет-фактура на агентское вознаграждение заносится ещё раз.

4) Счет-фактура на расходы за счет принципала.

Книга покупок

Книга продаж

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

5)

6)

Проводки:

Д-т68 K-T19

Д-т76 К-т68

Д-т68 К-т76

Д-т46 К-т68

3. Анализ торговой деятельности ООО “Стэка” по

посредническим договорам

3.1. Анализ динамики товарооборота

Торговая деятельность ООО “Стэка” ха-рактеризуется динамикой объема товарооборота, его ассортиментом и структурой. Проанализируем выполнение плана по общему объему товарооборота.

Таблица 1

Выполнение плана по общему объему товарооборота, тыс.р.

Фактически за 2000 г.

2001 год

В % к 2000 г.

План

Факт

% выполнения плана

Объем реализации

10555,67

11611,23

13873,42

119,5

131,4

На 2001 год план товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2000 г. +10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611,23.

План по общему объему товарооборота перевыполнен на 19,5%, или на 2262,19 тыс.р. (13873,42-11611,23).

Анализ выполнения плана товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам и месяцам (табл.2). Это помогает установить, ритмично ли выполняется план товарооборота, равномерно ли удовлетворяется спрос покупателей на товары. Если план за каждый месяц выполняется и перевыполняется, то это свидетельствует о равномерном, ритмичном его выполнении. И наоборот.

Таблица 2

Анализ товарооборота по месяцам и кварталам, руб.

Месяцы и кварталы

2000

2001

Отклонение





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Экономическая эффективность предприятия
Дипломная работа Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа Комплексные методы адаптивной физической культуры, применяемые в коррекции нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников
Дипломная работа Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
Дипломная работа Формування лексико-граматичної сторони мовлення у дітей старшого дошкільного віку із ЗНМ
Дипломная работа Оценка кредитоспособности заемщика
Дипломная работа Анализ эффективности проведения гидравлического разрыва пласта на Ельниковском месторождении
Дипломная работа Исторический портрет Александра Невского
Дипломная работа Мотивация - функция управления
Дипломная работа Управление ассортиментом торгового предприятия
Дипломная работа Разработка комплекса маркетинга на предприятии на примере ООО СМНУ "Калужское"
Дипломная работа Автоматизация учета основных средств на предприятии
Дипломная работа Налогообложение доходов физических лиц в РК
Дипломная работа Эффективность использования основных фондов предприятия и пути её повышения