МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ДОНБАСЬКА ДЕРЖАВНА МАШИНОБУДІВНА АКАДЕМІЯ
КАФЕДРА КОМПЮТЕРНИХ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ
Інв. №______
Робота допущена до захисту
Зав. кафедрою КІТ
______________ Тарасов О. Ф.
«___» _______________ 2003 р.
Пояснювальна записка
до дипломного проєкту
Спеціальність - «Інформаційні технології проектування»
Тема роботи: Програмно-методичний комплекс для мултимедійного представлення учбової інформації.
Спеціальна частина: Розробка програмного забезпечення для інтерфейса оболочки комплекса та приклада інформаційного наповнення.
2003 р.
Донбасская государственная машиностроительная академия
Факультет автоматизации машиностроения
Кафедра КИТ
Специальность
"Информационные технологии пректирования "
"УТВЕРЖДАЮ"
Зав. кафедрою КИТ
________ А.Ф. Тарасов
ЗАДАНИЕ
на дипломный проект
студентки группы ИТ-98-1 Ефимовой Галине Сергеевне
Тема проекта " Программно - методический комплекс для мультимедийного представления учебной информации".
Специальная часть "Разработка программного обеспечения для интерфейса оболочки комплекса и примера информационного наполнения ".
1 Утверджена приказом по академии от 8 февраля 2003 г. N 07-17.
2 Время сдачи студентом работы "1" июня 2003 г.
3 Исходные данные для работы:
задание на дипломный проект;
техническая и программная документация;
используемая литература.
4 Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые необходимо решить):
Реферат.
Ведомость проекта.
Содержание.
Введение.
1 Общая часть. Анализ предметной области.
1.1 Анализ состояния вопроса.
1.2 Анализ информационных технологий.
1.3 Выбор средств создания электронной системы.
1.4 Выбор средств разработки программного обеспечения.
1.5 Техническое задание.
1.6 Разработка математической модели.
1.7 Разработка компонентов программного комплекса.
2 Специальная часть. Разработка программного обеспечения для интерфейса оболочки комплекса и примера информационного наполнения
2.1 Структура и функциональное назначение отдельных модулей ПМК.
2.2 Элементы интерфейса ПМК.
2.3 Результаты работы и выводы о возможности применения программного комплекса для обучения.
3 Расчет экономической эффективности.
3.1 Расчет капитальных затрат на создание системы.
3.2 Расчет годовой экономии при использовании обучающей системы.
3.3 Расчет годового экономического эффекта.
3.4 Расчет коеффициента экономической эффективности.
4 Охрана труда.
4.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов.
4.2 Мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда.
4.3 Расчет естественного освещения.
Выводы.
Список использованной литературы
Приложения.
5 Перечень графического материала (с указаним обязательных чертежей)
- ER - диаграмма;
диаграмма состояний;
сравнительный анализ существующих обучающих программ;
сравнительный анализ средств разработки программного обеспечения;
структура представления обучающего материала;
диаграмма потоков данных;
SADT - диаграмма;
структура програмного комплекса.;
результат работы программного комплекса.
6 Консультанты по работе, с указанием разделов, которые к ним относятся.
Раздел |
Консультант |
Задание выдал / принял |
|
Охрана труда |
Дементий Л.В. |
||
Экономика |
Володченко В.В. |
||
Неделя |
Название этапа дипломной работы |
% выполнения |
||||
Всего |
записка |
обесп. |
часть |
|||
1, 2, 3 |
Уточнение содержания дипломной работы. Ознакомление с существующими обучающими дисками и системами для создания обучающих дисков. |
10 |
10 |
|||
4, 5 |
Разработка методики представления обучающей информации. |
30 |
20 |
20 |
10 |
|
6, 7, |
Разработка компонентов программного обеспечения. |
40 |
30 |
50 |
30 |
|
8, 9 |
Разработка специальной части дипломной работы. |
60 |
40 |
70 |
50 |
|
10, 11 |
Экономика |
70 |
50 |
|||
12, 13 |
Охрана труда |
80 |
70 |
90 |
80 |
|
14, 15 |
Оформление текстовой и графической документации. |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
16, 17 |
Окончательное оформление записки. |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
Название |
Шифр |
Коли-чество листов |
Формат |
|
1 |
Пояснительная записка |
КИТ 981.00.0000.ДП.ПЗ |
102 |
А4 |
|
2 |
Структура материалов обучающей системы |
КИТ 981.01.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
3 |
Контекстная диаграмма потоков данных |
КИТ 981.02.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
4 |
Детализирующая DFD - диаграмма |
КИТ 981.03.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
5 |
SADT - диаграмма |
КИТ 981.04.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
6 |
Диаграмма состояний STD работы комплекса |
КИТ 981.05.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
7 |
ER-диаграмма |
КИТ 981.06.0000.ДП.ПЛ |
1 |
F4 |
|
8 |
Логическая модель |
КИТ 981.07.0000.ДП.ПЛ |
1 |
F4 |
|
9 |
Структура программного комплекса |
КИТ 981.08.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
10 |
Анализ обучающих систем |
КИТ 981.09.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
11 |
Анализ средств разработки |
КИТ 981.10.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
12 |
Результат работы программного комплекса |
КИТ 981.11.0000.ДП.ПЛ |
1 |
А4 |
|
Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.
Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.
На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов.
Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество.
Ввиду всего выше перечисленного можно утверждать, что тема дипломного проекта очень актуальна и своевременна.
Целью дипломного пректа является разработка программного обеспечения для обучения.
Актуальность данной работы заключается в очень широких возможностях по применению комплекса.
Область применения программного комплекса:
- В учебных заведениях для обучения широкому кругу предметов с минимальным вмешательством преподавателей.
1.1 Анализ состояния вопроса
б) Интеграция с популярными HTML-редакторами, такими как Dreamweaver, FrontPage и HomeSite, а также новый встроенный WYSIWYG-редактор HTML позволяют разработчикам максимально использовать свои навыки по созданию информационного наполнения. Наряду с высоким уровнем автоматизации сохраняется возможность детальной настройки параметров справочной системы.
в) Простота управления. Расширенные возможности управления, включая графики состояния проектов и более 30 стандартных видов отчетов, наряду с простым и удобным интерфейсом разработчика позволяют контролировать выполнение работ в любой момент времени. Интуитивно-понятная навигация с использованием дерева проекта и стандартных панелей инструментов облегчает работу с отдельными компонентами, и при этом помогает восприятию общей картины создаваемой системы.
г) Единый источник для всех форматов. RoboHelp 2002 Office обеспечивает полную поддержку создания печатной документации и справочных систем в форматах Microsoft HTML Help, WebHelp, JavaHelp, Oracle Help for Java и WinHelp на базе единого проекта, позволяя использовать в качестве источника текстовые документы, графические и звуковые файлы, видеоклипы, а также готовые справочные системы, в том числе созданные с помощью других программ.
д) Комплект из 15 инструментов упрощает работу с CHM-файлами и позволяет дополнить справочную систему звуковым сопровождением и иллюстрациями, воспроизводящими движения курсора, расширяя среду разработки возможностями работы с изображениями, обратного преобразования готовых справочных систем из формата WinHelp или JavaHelp в исходные файлы, проверки целостности ссылок контекстной справки, быстрого поиска и просмотра графических файлов и др.
е) Новые возможности импорта. Благодаря возможности импорта документов из FrameMaker с сохранением оглавлений, указателей и словарей RoboHelp создаст на основе отдельных файлов готовую справочную систему практически без вашего участия, даже не потребовав установки на ваш компьютер программы FrameMaker. Фильтр Smart MS Word Import автоматически анализирует стили документа Word и производит разбиение материала на разделы справочного руководства с сохранением оглавления и указателей. Теперь можно использовать не только Word 2000/97/95, но и новейшую версию Word 2002 из Microsoft Office XP. Улучшенная поддержка средств мультимедиа позволяет включать в проект мультимедийные файлы QuickTime, Real, Flash и Microsoft Media Player.
ж) Настраиваемый внешний вид. С помощью схем оформления (skins) облегчается настройка навигационных и инструментальных панелей, а также значков, шрифтов и кнопок, что позволяет без особого труда придавать справочным системам WebHelp и WebHelp Enterprise внешний вид, соответствующий корпоративному стилю вашей компании. Вы можете снабдить разделы руководства легко обновляемыми колонтитулами с логотипом компании или примечанием относительно авторских прав. Шаблоны разделов сэкономят ваше время и послужат поддержанию единого стиля оформления корпоративных справочных систем. Включение словаря в справочные проекты WebHelp и WebHelp Enterprise облегчит пользователям поиск и освоение ключевых терминов и определений. Проверка орфографии во всех разделах справочной системы, в оглавлении, указателе и словаре позволит избавиться от досадных опечаток.
з) Новые возможности WebHelp. Для WebHelp и WebHelp Enterprise обеспечивается доступность справочных систем при использовании любого браузера, а также устранены сложности, связанные с отсутствием виртуальной машины Java в новой версии операционной системы Windows XP. Новый формат WebHelp 5 позволяет развертывать руководства без применения Java-апплетов и элементов управления ActiveX. Навигация на основе XML существенно сокращает время загрузки справочных систем WebHelp и WebHelp Enterprise.
и)Точная настройка. Интерфейсы прикладного программирования (API) позволяют точно задавать размеры и положение окна справки системы WebHelp на экране монитора конечного пользователя. Можно отключить автоматическую установку размеров различных всплывающих элементов и задавать их вручную, так что вид справочной системы WebHelp у пользователя будет вами полностью контролироваться. Если текст не помещается во всплывающее окно, RoboHelp автоматически вставит полосы прокрутки. Гиперссылки, которые содержатся в списках, раскрывающихся при наведении указателя мыши, обеспечивают работу с относительными путями (relative path). Новая версия RoboHelp предлагает более надежные и стабильные средства создания и редактирования фреймов. Развитый набор интерфейсов прикладного программирования (API) позволяет легко вызывать справку с помощью идентификаторов контекста, раздела или карты (context ID, topic ID, map ID) или URL-ссылок. Для обращения к интерфейсу имеются соответствующие функции для таких языков программирования как C/C++, Java, JavaScript (HTML) и Visual Basic [13].
- Пакет eLearning Office 3000 предназначен для преподавателей высших и средних учебных заведений. Его отличают дружественный интерфейс и максимальная автоматизация работ.
Созданные с помощью eLearning Office 3000 учебные курсы могут быть размещены в Интернете на бесплатном сервере Учебного центра. Такой центр позволяет организовать полный цикл дистанционного обучения, обеспечивающий управление расписанием, процессом сертификации знаний учащихся, электронной ведомостью успеваемости, электронными зачетными книжками и электронной библиотекой.
В пакет входит три компонента:
a) ePublisher для быстрого создания электронных учебных пособий;
б) eAuthor для составления дистанционных курсов: учебного материала в мультимедийной форме, систем тестирования, полнотекстовой поисковой системы по материалу учебника - и обеспечения связи с web-сайтом Учебного центра;
в) eBoard для организации и управления лекциями, семинарами, конференциями в Интернете.
Созданные с помощью eLearning Office 3000 учебные курсы могут быть размещены в Интернете на бесплатном сервере Учебного центра. Такой центр позволяет организовать полный цикл дистанционного обучения, обеспечивающий управление расписанием, процессом сертификации знаний учащихся, электронной ведомостью успеваемости, электронными зачетными книжками и электронной библиотекой.
eLearning Office 3000 позволяет:
a) Быстрое создание электронных учебных пособий.
В качестве основы для электронного учебного пособия используется текст RTF- или PDF-документа. После выбора одного из 40 шаблонов оформления будущего издания ePublisher автоматически генерирует электронное учебное пособие. Задача автора - наполнить страницы учебника материалом. При этом на основе введенной информации будет автоматически формироваться оглавление, список терминов и тесты.
б) Быстрое создание дистанционных учебных курсов.
С помощью eAuthor можно составить дистанционный учебный курс, включающий три раздела: «Лекции», «Словарь» и «Тесты».
Раздел «Лекции» может содержать текст, графику, звук и видео. В него может быть вставлен как документ, так и внешняя программа в виде кнопок со ссылками на файлы, содержащие документ и программу.
Раздел «Словарь» позволяет расставить гипертекстовые связи между встречающимися в тексте лекций терминами и их определениями автоматически, по правилам, заданным автором курса.
Раздел «Тесты», предназначенный для интерактивной самопроверки учащимся своих знаний, помимо вопросов и предлагаемых типов ответов, может содержать звуковые фрагменты, видеоролики, графические изображения. Программа формирует контрольный лист с результатами ответов учащегося.
Создание дистрибутива завершает создание учебного курса. Учебный материал выносится в закрытый для редактирования самостоятельный модуль, который можно тиражировать для последующего распространения.
в) Организация интерактивных семинаров, конференций, лекций
Продукт eBoard позволяет за одну минуту, не прибегая к программированию, организовать трансляцию в Интернете учебного материала с web-камеры, видеомагнитофона и даже экрана компьютера. Это максимально приближает дистанционное обучение к традиционной форме и делает процесс обучения независимым от географического положения преподавателя и студентов [13].
- "HyperMethod 3.5" - конструктор мультимедиа приложений.
Возможности пакета "HyperMethod 3.5”.
Программный продукт "HyperMethod 3.5" - это уникальный инструмент для создания сложных мультимедийных продуктов, который настолько же прост в управлении, насколько эффективен в работе. Пакет не требует специальных навыков программирования и имеет интуитивно понятный русскоязычный интерфейс. Кроме того, пакет позволяет работать практически с любыми форматами файлов:
б) текстовые форматы - HTML, RTF, TXT, PDF;
в) графические форматы - GIF, JPG, BMP, WMF, EMF;
г) звуковые форматы - WAV, MIDI, MP3;
д) "HyperMethod 3.5" решает любые задачи в разработке мультимедийных приложений:
е) оперирует любыми объемами информации (энциклопедии, каталоги);
ж) создает структуры любой сложности, содержащие десятки тысяч гиперсвязей;
з) позволяет создавать индивидуальный дизайн (представительские диски);
и) легко интегрируется с базами данных и с Интернет;
к) использует мощные поисковые механизмы (справочники и архивы).
л) оперирует любыми объемами информации (энциклопедии, каталоги);
м) создает структуры любой сложности, содержащие десятки тысяч гиперсвязей;
н) позволяет создавать индивидуальный дизайн (представительские диски);
о) легко интегрируется с базами данных и с Интернет;
п) использует мощные поисковые механизмы (справочники и архивы).
Особенности пакета "HyperMethod 3.5".
Использованная метафора текстового редактора позволяет довольно легко освоить работу пакета. Благодаря встроенному языку программирования можно создавать и системы с обратной связью - с проверкой знаний пользователя. Отличительными особенностями пакета являются невысокая цена, наличие развитых средств расширения возможностей пакета за счет встроенного языка скриптов, автоматическая расстановка гиперсвязей с учетом словоформ, поддержка мультимедийных функций, совместимость с HTML и целый ряд других возможностей. www.hypermethod.ru/static.php4
- RoboHELP for WinHelp, промышленный стандарт для создания любых версий WinHelp, предлагает все, что вам нужно для простого и быстрого создания справочных систем WinHelp и WinHelp 2000, справок "что это такое?" и печатной документации.
RoboHELP for WinHelp - незаменимое средство для экономии времени - сокращает время создания Справки до считанных минут, тогда как при ручной работе или с применением других программ на это придется потратить не один час. Визуальные инструментальные средства облегчают доступ как к стандартным, так и к расширенным функциям Справки WinHelp. "Одним щелчком мыши" можно создать раздел, ссылку, всплывающее или вспомогательное окно, добавить графику, макрокоманды и др.
- ToolBook II Assistant. Быстро, легко и без дополнительных затрат позволит создавать и распространять интерактивные обучающие материалы
Каким бы способом распространения вы не воспользовались - Интернет, интранет, локальная сеть или CD-ROM, - Assistant поможет вам давать интерактивные уроки, где и когда бы они ни понадобились. Assistant - это решение для профессионалов, которым необходимо обеспечивать обучение и обмен опытом при помощи интерактивных учебных приложений, а также создавать подобные материалы, используя те же методики, которые они применяют при создании стандартных офисных документов. С помощью интуитивно понятного интерфейса drag-and-drop программы Assistant, инструкторы, преподаватели, менеджеры по работе с персоналом - а, в сущности, любой, кто обладает информацией, которую хочет передать, - смогут разработать эффективные обучающие материалы [13].
- Click2learn Toolbook Instructor 8.5 - это мощный набор инструментов для создания обучающих материалов, предназначенный для инструкторов, экспертов, преподавателей, профессиональных разработчиков и программистов. ToolBook Instructor упрощает разработку электронных учебных курсов, благодаря применению готовых библиотечных объектов, которые позволяют сэкономить ваше время, силы и средства.
Технология визуального редактирования позволяет разработчику курса имитировать работу с реальным приложением без написания кода. Профессиональные преподаватели и методисты, не владеющие навыками программирования, смогут самостоятельно создавать интерактивные курсы обучения. Электронный учебник может автоматически формировать журнал работы обучаемого и оценивать эффективность работы с приложением. Оценка эффективности работы с имитируемым приложением показывает, насколько пользователь готов к применению полученных навыков в реальной работе.
Разработчики электронных учебников смогут объединить учебные материалы ToolBook с системой управления учебными курсами Aspen LCMS, которая помещает материалы в базы знаний с возможностью поиска. Возможность доступа к объединенным базам знаний особенно важна для работы экспертных групп и обмена информацией между коллегами по работе.
Углубленная интеграция технологий Aspen и ToolBook поможет корпорациям, которые применяют обе технологии, расширить возможности индивидуального и совместного доступа к обучающим материалам. Возможности совместной работы, встроенные в ToolBook Instructor 8.5, сочетаются с имитацией работы самых разных приложений, поддержкой новейших операционных систем, Интернет-стандартов и стандартов электронного обучения.
ToolBook Instructor 8.5 прошел тесты на совместимость с новым стандартом для учебных материалов SCORM 1.2. Новый стандарт предусматривает распространение обучающих материалов, основанных на XML. Таким образом, обеспечивается единообразие представления обучающих материалов и возможность их использования на других платформах. Поддержка новейшего многоплатформенного стандарта обеспечивает защиту долгосрочных инвестиций в технологии обучения. Пользователи больше не зависят от одного поставщика решений и могут выбирать наиболее подходящие продукты, исходя из их соответствия общепринятым стандартам.
Особенности продукта:
a) Профессиональный выбор. Семейство продуктов ToolBook II компании click2learn.com - это базовый набор инструментов для создания обучающих курсов, предназначенный для инструкторов, экспертов, преподавателей, профессиональных разработчиков и программистов. Инструменты ToolBook II упрощают разработку электронных учебных курсов путем применения готовых библиотечных объектов, которые позволяют сэкономить ваше время, силы и средства.
в)Интерактивные учебные курсы в Интернете. Используя все возможности новейших web-технологий, ToolBook II поднимает на новый уровень создание и распространение интерактивных образовательных курсов. Мастер Web Specialist используется для быстрой подготовки учебных курсов для Интернетa с учетом специфики различных версий браузеров. Этот мастер поддерживает экспорт курсов в формате DHTML и способен автоматически разместить файлы на web-сервере.
г)DHTML. ToolBook II может автоматически преобразовать содержимое образовательных курсов в DHTML-документ (Dynamic Hypertext Markup Language). Язык DHTML привносит высокий уровень интерактивности в web-курсы, включая организацию интерактивных опросов. В состав ToolBook II входит также проигрыватель Neuron - средство распространения мультимедийных образовательных web-курсов с включением кода OpenScript.
д)Воспроизведение потоковых данных. Встроенный проигрыватель Universal Media Player поддерживает самые современные форматы мультимедиа, и совместим с Windows Media Player, RealNetwork RealPlayer и Macromedia Flash Player.
е)Публикация учебных курсов. Встроенные мастера проведут вас шаг за шагом через весь процесс публикации учебных материалов в Интернетe или интранетe. Кроме того, упаковщик AutoPackager подготовит ваш курс вместе с программой инсталляции к размещению на CD-ROM для работы с ним под управлением Windows.
ж)Поддержка двухбайтовых кодировок. Начиная с версии 7.2 включена поддержка двухбайтовых кодировок для приложений, которые экспортируются в DHTML. Все символы теперь кодируются в стандарте UTF-8. Приложения ToolBook II также полностью поддерживают двухбайтовую кодировку.[13]
Рассмотрим более подробно программу "Дизайнер курсов", которая рассчитана на пользователей, у которых нет времени или возможности осваивать все премудрости профессии Web-мастера и предназначена для быстрого создания мультимедийных курсов в формате Интернет (в виде набора связанных HTML-страниц). Автор создает структуру курса, а затем заполняет ее содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, ссылками в Интернет и т.д.). По завершении работы курс переводится в HTML-формат, причем все рутинные операции (построение оглавлений, взаимные ссылки между разделами и т.д.) выполняются автоматически.
Достоинством «Дизайнера курсов» является простота в освоении и эксплуатации. Автору достаточно обладать начальными навыками работы в Интернете и знать немного программу Microsoft Word (или аналогичную), чтобы своими силами создать полноценный Интернет-курс
Методика построения курса.
В «Дизайнере курсов» под курсом понимается набор иерархически связанных Web-страниц (разделов). Каждый раздел может иметь один или несколько подразделов. Число уровней вложенности не ограничено, но на практике не рекомендуют превышать глубину в пять-шесть уровней.
Учебный материал можно представлять двумя способами: стандартным (как в обычной книге) и «каскадным» (с несколькими уровнями подробности изложения). Ниже подробнее рассказано о каждом из них.
Стандартный способ.
Этот способ представления материала заимствует структуру обычного печатного учебника. Каждый раздел представляет собой отдельный фрагмент курса, посвященный какой-нибудь теме. Тематические разделы объединяются в параграфы, параграфы -- в главы, а главы, в свою очередь, -- в части. Таким образом электронный курс будет представлять собой копию учебника, обогащенную иллюстрациями, гиперссылками и элементами мультимедиа.
Достоинством этого способа является быстрота перевода печатных монографий и учебных пособий в электронную форму. Недостаток же состоит в том, что для большинства людей читать текст с экрана компьютера менее комфортно и привычно, чем с листа. Поэтому скорость усвоения материала при работе с электронной копией книги всегда ниже, чем при работе с самой книгой. По стандартному способу лучше строить не основной учебник, а дополнительную и справочную литературу.
Каскадный способ
Каскадный способ представления материала гораздо полнее использует возможности компьютера, чем стандартный. Курс разбивается на несколько уровней подробности изложения материала (детализации). На каждом уровне рассматривается одна и та же тема, но чем глубже уровень, тем более подробно она освещается.
Например, на верхнем уровне может быть представлена краткая аннотация раздела, в которой в виде тезисов освещена тема раздела. На следующем уровне раскрывается каждый из тезисов, еще ниже излагаются подробности, опущенные выше, и так далее. Таким образом обучаемый сам выбирает свой «путь» внутри учебника: уделяет больше внимания новым для себя темам, спускаясь по уровням все глубже и глубже, или повторяет пройденный материал, просматривая верхние уровни и не углубляясь в детали.
Достоинством этого способа является гибкость, с которой обучаемый может работать с учебным материалом. Он сам регулирует глубину «погружения» в предмет, при необходимости пропуская ненужные частности. Поскольку время при таком способе расходуется максимально эффективно, скорость обучения как правило выше, чем при работе с обычным учебником. Недостаток же состоит в том, что подготовка курса отнимает у автора больше времени, поскольку подразумевает дополнительную переработку учебного материала.
Для создания курса необходимо сделать подготовку материалов:
- Подготовка текстов и таблиц.
Для набора и форматирования текста и таблиц вы можете воспользоваться любым текстовым редактором, например Microsoft Word. Готовый текст затем вставляется в нужный раздел курса, при этом его оформление (цвет, выделение, размер и т.д.) полностью сохранится.
Каких-то требований к самому тексту не выдвигается. Единственно, особое внимание надо уделять специальным символам и формулам, поскольку не все они могут корректно перейти в «Дизайнер курсов». Поэтому некоторые придется преобразовывать в картинки.
- Подготовка иллюстраций.
Для подготовки иллюстраций вы можете воспользоваться любым графическим редактором, который позволяет сохранять картинки в формате JPEG и GIF. Готовую картинку надо сохранить в файле и затем поместить в нужный раздел курса средствами «Дизайнера курсов».
В формате JPEG рекомендуется сохранять в основном фотографии и полутоновые иллюстрации без текста. В формате GIF -- рисунки, схемы, диаграммы и прочее, где используются монотонные цвета или есть текст.
- Подготовка файлов мультимедиа.
Для подготовки файлов мультимедиа вы можете воспользоваться любой предназначенной для этого программой, как специализированной, так и штатной, входящей в комплект поставки Windows. Готовый объект вставляется в раздел курса средствами «Дизайнера курсов».
Описание пунктов меню:
a) Курс -- содержит команды для работы с курсом в целом:
1) Новый курс -- создает новый курс.
2) Открыть -- открывает для редактирования имеющийся курс.
3) Преобразовать в HTML -- преобразует открытый курс в HTML-формат, готовый для размещения на компакт-диске, в Интернете и т.д.
4) Выход -- завершает работу с программой «Дизайнер курсов»
b)Раздел -- содержит команды для работы со структурой курса:
1) Добавить -- добавляет раздел к структуре курса.
2) Переименовать -- переименовывает выбранный раздел.
3) Удалить -- удаляет выбранный раздел вместе с его содержимым.
4) Пометить как законченный -- маркирует раздел как завершенный.
5) Пометить как незаконченный -- отменяет маркировку раздела как завершенного.
6) Поменять местами с предыдущим -- перемещает раздел вверх по структуре курса.
7) Поменять местами со следующим -- перемещает раздел вниз по структуре курса.
8) Поднять на уровень выше -- перемещает раздел на вышележащий уровень в иерархии.
9) Опустить на уровень ниже -- перемещает раздел на нижележащий уровень в иерархии.
c) Правка -- содержит общие команды редактирования:
1) Отменить действие -- отменяет последнюю команду редактирования.
2) Повторить действие -- повторяет последнюю отмененную команду редактирования.
3) Вырезать -- удаляет выделенный фрагмент, копируя его в буфер обмена.
4) Копировать -- копирует в буфер обмена выделенный фрагмент.
5) Вставить из буфера -- вставляет содержимое буфера обмена на место курсора.
d) Формат -- содержит команды форматирования:
1) Выделить жирным -- задает или отменяет полужирное начертание для выделенного фрагмента текста.
2) Выделить наклонным шрифтом -- задает или отменяет наклонное начертание для выделенного фрагмента текста.
3) Выделить подчеркиванием -- задает или отменяет подчеркивание выделенного фрагмента текста.
4) Выделить цветом -- позволяет изменить окраску фона для выделенного фрагмента текста.
5) Шрифт -- позволяет изменять атрибуты шрифта для выделенного фрагмента текста.
6) Сдвинуть текст вправо -- сдвигает абзац вправо.
7) Сдвинуть текст влево -- сдвигает абзац влево.
e) Вставка -- содержит команды вставки объектов
1) Горизонтальная черта -- вставляет разделительную черту на месте курсора.
2) Картинка -- вставляет иллюстрацию на месте курсора.
3) Мультимедиа-объект -- вставляет объект мультимедиа (аудио- видеозапись) на месте курсора.
f) Таблица -- содержит команды редактирования таблиц.
1) Создать таблицу -- вставляет таблицу на месте курсора.
2) Добавить строку -- вставляет в таблицу строку.
3) Добавить столбец -- вставляет в таблицу столбец.
4) Добавить ячейку -- вставляет в таблицу ячейку.
5) Удалить строку -- удаляет из таблицы строку.
6) Удалить столбец -- удаляет из таблицы столбец.
7) Удалить ячейку -- удаляет из таблицы ячейку.
8) Разделить ячейку на две -- разбивает выделенную ячейку таблицы на две части.
9) Объединить ячейки -- объединяет выделенные ячейки таблицы в одну ячейку.
Область отображения структуры курса.
Эта область расположена слева и служит для работы со структурой курса - изображено на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура курса.
Наполнение структуры курса содержимым.
«Дизайнер курсов» в первую очередь предназначен для «сборки» электронного курса на основе заранее подготовленного материала, хотя никто не запрещает набирать и редактировать текст средствами самой программы.
Структура каталога с HTML-курсом.
Каталог с HTML-курсом имеет древовидную структуру подкаталогов, идентичную структуре курса. Это сделано для того, чтобы в дальнейшем можно было, открыв HTML-курс в профессиональной программе Web-дизайна (например, Microsoft FrontPage и т.п.), ориентироваться в нем.
В каждом подкаталоге находится файл index.htm, содержащий материалы соответствующего раздела.
Все картинки, мультимедиа-объекты и прочие файлы, составляющие курс, хранятся в подкаталоге Media.
Для просмотра получившегося HTML-курса перейдите в каталог, куда вы его сохранили, и дважды щелкните мышью файл Index.htm. В окне браузера откроется заглавная страница курса.
1.2 Анализ информационных технологий
1.4 Техническое задание
1.5 Разработка математической модели
Очень важным этапом при создании электронного учебника является выбор материалов для обучения и стрктура представления этих материалов.
Предлагаются следующие шаги для составления курса обучения:
- Методическая разработка темы обучающей программы.
- Анализом результатов специальных модельных экспериментов разработать модель главы для профильного учебника.
- Определить требования к программному продукту, с помощью которого можно педагогам образовательных учреждений создавать электронные учебники для профильной школы с учетом уровня подготовки педагогов к использованию компьютера.
- Разработать пакет программных средств , предназначенный для разработки электронных средств учебного назначения: информационных и экспертных систем, электронных учебников, специальных средств для изучения учащихся.
- Предложить технологию разработки электронных учебников для профильного обучения с помощью пакета.
- Разработать ряд учебников и провести эксперименты по их проверке с учащимися и педагогами.
На основе анализа электронных средств, созданных педагогами и специальных исследований разработать новый проект программных средств для создания электронных учебников.
При разработке учебника необходимо учитывать: интересы учащихся, их психологически особенности, отношение к предмету и педагогу, возможности учащихся выполнить творческие задания и ориентация на него, затруднения школьников в изучении предмета и виды помощи, которые они предпочитают.
Этапы разработки электронного учебника можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.2.
Содержание учебника:
- В учебнике требуется уделить специальное внимание мотивации обучающихся к изучению каждой темы. Общими моментами в данной плоскости являются: возможности применения математики в соответствующей предметной области, необходимость сдачи экзаменов.
- Возможность накопить опыт творческой деятельности в разных предметных областях, знакомство с интересными применениями ЭВМ.
- Учебник должен обеспечить возможность ученику выбрать не только уровень, на котором будет изучать учебный материал темы, но и разный способ изучения темы (не менее двух способов). При этом ученик должен осознать, что он и только он отвечает за свой выбор уровня изучения темы.
Рисунок 1.2 - Этапы разработки ЭУ
- Учебник призван защитить обучаемых от перегрузки. В частности, этому служит раздел домашних заданий по новому материалу (в нем представлены минимальное число задания, которые будут предложены на дом и при выполнении которых студенту вновь предстоит выбирать уровень сложности).
- В учебнике должен быть специальный тренажер, обращаясь к которому по своей инициативе ученик может не только отработать алгоритмы решения основных типов задач, но и учиться: отказываться от известного метода решения задач и находить другие методы, составлять задачи, искать и исправлять ошибки в решении задач, проводить анализ ситуаций разными способами и др.
- В учебнике должен быть раздел личного мониторинга, предназначенный для учащихся, которые до проведения контрольной работы хотят оценить результаты своей работы над темой и своевременно внести необходимые коррективы, хотят узнать прогноз результата выполнения контрольной и получить указание от компьютера, каким образом можно его улучшить.
- Предусмотрены различные виды помощи ученикам. Особенно важным является включение специальной экспертной системы, которая предназначена не только для оказания помощи ученикам в решении конкретных задач на уроке или дома, но и ориентирована на передачу опыта автора учебника с разными элементами учебника.
- Раздел творческих заданий, в котором предлагаются возможные проекты для нужд учебного заведения и для участия в конференциях и конкурсах, проводимых как внутри учебного заведения , так и вне его.
- Важно, чтобы учебник можно было существенно изменять и дополнять на основе не только разработок автора учебника, учителя, который его использует, но и учащимися вместе с учителем на основе проектов, выполненных учениками и с учетом особенностей образовательного учреждения и профиля класса. Вот одна иллюстрация: учебник по математике для гуманитарных классов может быть переведен учащимися на те иностранные языки, которые изучают учащиеся. В этом случае новые ученики, использующие дополненный вариант электронного учебника, получают новый возможный вариант изучения темы - изучать тему на иностранном языке.
- Существенно, чтобы обучающиеся знакомились с опытом выполнения каких-то работ, которые являются важными для профиля класса, которые вызывают известные затруднения учащихся и которые выполнены их сверстниками. Это достигается за счет включения в учебник разделов, в которых представлены разные варианты выполнения одних и тех же заданий учениками, изучавшими материал с помощью электронного учебника (к примеру, на рефлексию или систематизацию, на составление задач и др.) и анализ выполнения, выполненные учениками и автором электронного учебника.
Исходя из вышеперечисленного предлагается структура материалов, приведенная на рисунке 1.3.
1.6 Разработка компонентов программного комплекса
Рискнок 1.3- Структура материалов
принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы;
принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности элементов;
принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.
В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие:
SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и соответствующие функциональные диаграммы ;
DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных ;
ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы "сущность-связь";
STD (State Transition diagrams) диаграммы переходов состояний.
На стадии проектирования модели расширяются, уточняются и дополняются диаграммами, отражающими структуру программного обеспечения.
Перечисленные модели в совокупности дают полное описание системы независимо от того, является ли она существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы.
1.6.1.1 Функциональная модель программного комплекса
Разработка функциональной модели программного комплекса сводится к разработке:
общего алгоритма работы;
DFD - диаграммы;
SADT - диаграммы;
STD - диаграммы.
Рассмотрим вышеперечисленные элементы более подробно.
1 Обобщенный алгортим работы программного комплекса.
Работу программного комплекса нужно рассматривать в двух направлениях:
процесс создания обучающего курса;
процесс обучения.
2 Диаграммы потоков данных.
В ходе изучения предметной области были выделены внешние сущности, процессы и потоки данных. Все они описаны в таблицах 1.3, 1.4, 1.5 соответственно.
Таблица 1.3 - Внешние сущности контекстной диаграммы
Наименование сущности |
Краткое описание |
|
Перподаватель |
Сущность, составляющая обучающий материал. |
|
Ученик |
Сущность, которая выполняет запросы на обучение и обучается с помощью электронной системы. |
|
Таблица 1.4 - Процессы контекстной диаграммы
Наименование процесса |
Краткое описание |
|
Обучить с помощью электронной системы |
Процесс, выполняющий обучение при помощи электронной системы. |
|
Таблица 1.5- Потоки, представленные на контекстной диаграмме
Наименование потока |
Описание |
|
Обучение |
Представляет собой обучающую информацию, выдаваемую ученику. |
|
Запрос на обучение |
Поток, указывающий какую информацию показывать. |
|
Обучающий материал |
Материал, наполняющий курс обучения. |
|
Результат обучения |
Информация о результатах обучения. |
|
Таблица 1.6 - Процессы детализирующей диаграммы
Наименование процесса |
Описание |
|
1.1 Создать курс обучения |
Предусматривает ввод обучающего материала в соответствии с определенной структурой его хранения |
|
1.2 Обеспечить обучение дисциплине |
Предусматривает обучение дисциплине. Выдача необходимой информации на определенные запросы пользователя. |
|
1.3 Обеспечить контроль обучения |
Данный процесс заключается в контроле знаний по пройденному материалу |
|
Кроме того, на детализирующей диаграмме присутствуют хранилища обучающего материала и базы по контролю материала.
Сама детализирующая диаграмма приведена на рисунке 1.5
Процесс 1.1 на рисунке 1.5 должен обеспечить заполнение информационной базы учебным материалом. Входной поток “Обучающий материал” является управляющим для процесса, так как формирует наполнение материала. Процесс заполняет потоком “Материал” хранилище. “Хранилище 1” - представляет собой базу данных, которая хранит учебный материал.
Заполненное хранилище представляет собой входную информацию для процесса 1.2 на рисунке 1.5. Этот процесс должен обеспечить обучение, используя информацию из хранилища. На процесс воздействует управляющий поток “Запрос на обучение”, и процесс формирует выходной поток “Обучение” в зависимости от поступающей управляющей информации.
Процесс 1.3 на рисунке 1.5 контролирует обучение дисциплине. Входным потоком является информация из хранилища. “Хранилище 2” наполняется потоком “Материал”, который формирует процесс 1.1 на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 - Детализирующая DFD - диаграмма
3 SADT - диаграммы.
Представленная на рисунке 1.6 контекстная SADT-диаграмма четко и ясно определяет входные данные для разрабатываемого программного комплекса, выходные данные, требования к программному комплексу.
На диаграмме активность А1 формирует структурированный материал. Исполнителем является преподаватель. Активность А2 выводит обучающий материал, получив на входе структурированный материал. Активность А3 контролирует полученные знания и результаты контроля возвращает как условия для активности А1.
Рисунок 1.6 - SADT - диаграмма
4 STD - диаграмма.
STD - диаграмма моделирует последующее функционирование системы на основе ее предыдущего и текущего функционирования. Система находится в одном из состояний. Во времени она меняет состояние, причем все переходы должны быть четко определены.
STD - диаграмма программного комплекса изображена на рисунке 1.7.
Рисунок 1.7 STD диаграмма программного комплекса
1.6.1.2 Информационная модель программного комплекса
ER - диаграмма представлена на рисунке 1.8
Логическая модель программного комплекса представлена на рисунке А.1 приложения А.
2.1 Структура программно-методического комплекса
Разработка структуры программно - методического комплекса - это очень важный этап, так как от правильной разработки структуры комплекса зависит его дальнейшее развитие, модификация, адаптация.
Модульная структура программно - методического комплекса обеспечивает его адаптацию и удобство модернизации, что обеспечивает эффективность использования комплекса разными пользователями при решении поставленных задач.
Все функции разрабатываемого программного комплекса можно разбить на три части:
внешняя оболочка (GUI);
системная часть осуществляет операции ввода-вывода, вызов внешних модулей;
функциональная часть выполняет основные функции, которые осуществляют решение поставленной задачи.
Внешняя оболочка в требованиях к современному программному продукту представляет собой удобный графический интерфейс. При правильной разработке программы, он должен как можно меньше зависеть от остальной части программы.
Современные средства разработки приложений также позволяют отделять графический интерфейс от логики самого приложения. При разработке программного комплекса предпринимались попытки, где это возможно, отделить графический интерфейс от остальных частей программного комплекса.
Системная часть представлена несколькими модулями, а именно:
- модуль создания курса;
модуль обучения;
модуль контроля;
системный модуль, содержащий используемые функции ввода-вывода.
модуль статистики.
Модуль создания курсов представляет собой удобный графический интерфейс для формирования преподавателем обучающего курса.
Обучающий модуль выводит в удобном виде обучающий курс.
Модуль контроля обеспечивает контроль знаний, полученных при помощи обучающей системы.
Модуль статистики позволяет собирать статистику обучения по каждому студенту.
Cтруктура программного комплекса и более детальная взаимосвязь модулей представлены на рисунке Б.1 приложения Б.
2.2 Структура и функциональное назначение отдельных модулей ПМК
Модуль для обучения. Содержит процедуры, функции и элементы графического интерфейса для представления обучающей информации.
Процедура, реализующая возможность навигации по курсу вперед -назад, BrowserNavigate.
Текст процедуры представлен рисунке 2.1
procedure BrowserNavigate(Sender: TObject;
const pDisp: IDispatch; var URL, Flags, TargetFrameName, PostData,
Headers: OleVariant; var Cancel: WordBool);
var
NewIndex: Integer;
begin
NewIndex := HistoryList.IndexOf(URL);
if NewIndex = -1 then
begin
if (HistoryIndex >= 0) and (HistoryIndex < HistoryList.Count - 1) then
while HistoryList.Count > HistoryIndex do
HistoryList.Delete(HistoryIndex);
HistoryIndex := HistoryList.Add(URL);
end
else
HistoryIndex := NewIndex;
if UpdateCombo then
begin
UpdateCombo := False;
NewIndex := URLs.Items.IndexOf(URL);
if NewIndex = -1 then
URLs.Items.Insert(0, URL)
else
URLs.Items.Move(NewIndex, 0);
end;
URLs.Text := URL;
end;
Рисунок 2.1 - Процедура для навигации по курсу
Системный модуль. Содержит процедуры и функции для внутренних операций чтения - записи, необходимых для работы приложения.
Процедура для выгрузки на винчестер необходимой информации при запуске приложения первый раз procedure ReadBase(path_to : String), где path - путь для выгрузки информации из баз.
Модуль для шифрования текстовой информации.
Содержит функции для шифрования информации и расшифровки информации. Метод шифрования базируется на понятиях открытого и закрытого ключа. Для увеличения надежности шифрования используется случайный выбор шифрующего кода, что позволяет одной и той же информации выглядеть по-разному в зашифрованном виде. Используется для защиты взлома тестирующей системы.
function Kodir(s : String; K : Integer) : String. Кодирует сообщение S открытым ключом K. Возвращает зашифрованный текст.
function DeKod(S : String; K2 : Integer) : String. Декодирует сообщение S закрытым ключом K2. Возвращает расшифрованный текст.
Реализация функций представлена на рисунке 2.2.
function Kodir(s : String; K : Integer) : String;
Var I : Integer;
Current_Num : Integer;
Kodir_Num : Double;
Kodir_Num2 : Integer;
Res : String;
Step : Integer;
begin
Res := ;
for I := 1 to length(S) do
begin
//Получил номер символа
Current_Num := Get_Num_Buk(S[I]);
Step := random(K-1)+1;
Kodir_Num := Current_Num * Step;
Kodir_Num2 := Step + K;
Res := Res + floattostr(Kodir_Num)+ + inttostr(Kodir_Num2)+
end;
Res := copy(Res, 1, Length(res) - 1);
Result := Res;
end;
function DeKod(S : String; K2 : Integer) : String;
Var I : Integer;
Current_Num : Integer;
Kodir_Num : Double;
Kodir_Num2 : Integer;
Res : String;
Step : Integer;
S1, S2 : String;
begin
Res := ;
I := 1;
while I <= length(S) do
begin
s1 := ;
while S[I] <> do
begin
s1 := s1 + S[I];
I := I + 1;
end;
I := I + 1;
s2 := ;
while S[I] <> do
begin
s2 := s2 + S[I];
I := I + 1;
end;
I := I + 1;
//Step := strtoint(S[I+1]) - K2_TO_K(K2);
Step := strtoint(S2) - K2_TO_K(K2);
//Current_Num := round(strtofloat(S[I]) / Step);
Current_Num := round(strtofloat(S1) / Step);
Res := Res + Get_CH(Current_Num);
end;
Result := Res;
end;
Рисунок 2.2 - Функции кодирования и декодирования информации.
2.3 Описание таблиц базы данных
Логическая модель программного комплекса приведена на рисунке А.1 приложения А.
Модель обеспечивает хранение обучающего материала.
Для работы с лекциями используются таблицы “T_TEMA”, “T_LEK”, “T_TERMIN”, “T_KONTR”, “T_SOUND”, “T_AVI”.
Таблица “T_TEMA” содержит названия разделов, подразделов и лекций. Таблица позволяет организовать любую степень вложенности подразделов. Это реализовано за счет добавления в таблицу дополнительного поля “Parent”, которое содержит идентификационный номер записи, являющейся разделом более высокого уровня. Так, чтобы изменить вложенность разделов, достаточно изменить значения поля “Parent”. Для разделов первого уровня значение поля должно равняться минус единице.
Таблица “T_TEMA” является главной для таблиц “T_LEK”, “T_TERMIN”, “T_KONTR”, “T_SOUND”, “T_AVI”.
Содержание таблиц:
- T_LEK - содержит текст лекции.
- T_TERMIN - определения терминов лекции.
- T_KONTR - контрольные вопросы к каждой лекции.
- T_SOUND - пути размещения звукового сопровождения лекций
- T_VIDEO - пути размещения видеоматериалов.
Таблица “T_KONTR” предназначена для хранения итоговых вопросов
и ответов по каждой лекции.
Группа таблиц, связанных с лабораторными работами курса имеют аналогичную структуру таблицам лекций. Это таблицы “T_LAB”, “T_LABS, “T_SOUNDL”, “T_AVIL”, “T_COMPIL”.
Таблица “T_COMPIL” содержит сведения о компиляторе для выполнения лабораторных работ.
Таблицы для хранения электронных учебников “T_TEACH”, “T_TEACp”.
Для тестирования используются таблицы “T_TEST” и “T_TESTS”.
2.4 Элементы интерфейса ПМК
При создании пользовательского интерфейса желательно пользоваться следующими правилами.
Быть последовательным. Использовать всегда для подобной функциональности подобные элементы и подобные решения (одинаковое расположение кнопок, выполняющих одинаковые функции, на разных формах).
Заимствование. Не исключать возможность принять на вооружение приемы которые уже привычны для пользователя и апробированы.
Видимость отражает полезность. Всегда стоит задавать себе вопрос: "Зачем?". Если ответа нет, то удалить элемент, для которого этот вопрос задавался.
Обратная связь. Не делать "безмолвных" программ.
Золотое сечение 1:1.62. Применяется везде: в размерах, в количестве и так далее.
Семь сущностей - это достаточно. Человеческий мозг устроен, так что лучше всего за один раз воспринимаются 7 (плюс-минус 2) сущности.
Графический интерфейс главного окна программно-методического комплекса приведен на рисунке В.1 приложения В.
Описание элементов формы.
Главная формы приложения содержит ряд закладок: лекции, учебники, словарь, лабораторные, контроль. Эти закладки соответствуют структуре обучающего материала. На рисунке В.1 приложения В показана закладка лекции. Содержимое других закладок имеет аналогичную структуру. В левой части формы показываются разделы и подразделы , содержащие лекции. В правой части показывается содержимое конкретной, выбранной лекции. Существует возможность для прослушивания краткого содержания лекции, чтобы сориентироваться, нужно ее читать или нет.
В правом нижнем углу формы находится окно для ответа на контрольные вопросы. Вопросы составлены - как итог изучения лекции. Для ответа на вопрос можно воспользоваться лекцией, можно посмотреть краткий ответ на вопрос.
Закладка “Тесты” содержит форму для прохождения тестирования по различным темам. Форма представлена на рисунке В.2 приложения В.
На форме слева представлены темы, по которым можно пройти тестирование. Обозначено 1 на рисунке. Справа представлены вопросы и варианты ответов по различным темам - обозначено 2 на рисунке. Для перемещения по вопросам теста используются кнопки 3. Для навигации по форме “Вперед-Назад” используются кнопки 4. Для звукового воспроизведения вопроса используется кнопка 5.
Закладка “Лабораторные” содержит лабораторны, объединеные по темам. Выбрать лабораторную нужно в левой части окна - обозначено 1 на рисунке В.3 приложения В. В правой части окна, обозначенной 2 на рисунке, показывается текст выбранной лабораторной. В правой нижней части окна, обозначенной 3 на рисунке можно выполнить лабораторную, сохранить в файл, откомпилировать.
3.1 Расчет капитальных затрат на создание системы
Капиталовложения в создание ПП носят единовременный характер
К=К1+К2+К3, (3.1)
где К1 - затраты на оборудование, грн;
К2 - затраты на лицензионные программные продукты, грн.;
К3 - затраты на создание программного продукта, грн.
Поскольку оборудование для создания ПП уже куплено, то принимаем затраты на оборудование равными нулю (К1 = 0).
Затраты на лицензионные программные продукты для реализации ПП К2 приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Затраты на лицензионные программные продукты
Лицензионный программный продукт |
Стоимость, грн. |
|
Borland Delphi версии 5.0 Windows 98 |
2 950 300 |
|
Затраты на лицензионные программные продукты составят
К2 =2 950+300 = 3250 грн.
Затраты на создание ПП К3 считаем по формуле
К3 = З1 + З2 + З3 , (3.2)
где З1 - затраты труда программистов-разработчиков, грн.;
З2 - затраты компьютерного времени, грн.;
З3 - косвенные (накладные) расходы, грн.
Рассчитаем затраты труда программистов-разработчиков по формуле
, (3.3)
где - количество разработчиков k-й профессии, чел;
- часовая зарплата разработчика k-й профессии, грн.;
- трудоёмкость разработки для k-го разработчика (количество затраченного разработчиком времени), ч.;
Kзар - коэффициент начислений на фонд заработной платы, доли.
Принимаем, что данный ПП разрабатывал один человек ( =1).
Часовая зарплата разработчика определяется по формуле
, (3.4)
где Мк - месячная зарплата к-го разработчика, грн.;
- месячный фонд времени его работы, ч.
Принимаем для разработчика ПП: Мк =300 грн; =170 ч.
Из формулы (3.4) получаем часовую зарплату разработчика
=300/170 =1,76 грн.
Трудоёмкость разработки включает время выполнения работ, представленных в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Время выполнения работ
Этапы работ |
Содержание работ |
Время выполнения работ |
|
Техническое задание |
Краткая характеристика программы; основание и назначение разработки; требования к программе и программной документации; стадии и этапы разработки программы; порядок контроля и приёмки выполнения. |
15 |
|
Эскизный |
Предварительная разработка структуры входных и выходных данных; уточнение метода решения задачи; разработка и описание общего алгоритма решения; разработка технико-экономического обоснования и пояснительной записки. |
90 |
|
Технический проект |
Уточнение структуры входных и выходных данных, определение формы их представления; разработка подробного алгоритма; определение семантики и синтаксиса языка; разработка структуры программы; окончательное определение конфигурации технических средств; разработка мероприятий по внедрению программы. |
80 |
|
Рабочий проект |
Описание программы на выбранном языке; отладка; разработка методики испытаний; проведение предварительных испытаний (тестирование); корректировка программы; разработка программной документации. |
120 |
|
Внедрение |
Подготовка и передача программы для сопровождения; обучение персонала использованию программы; внесение корректировок в программу и документацию. |
80 |
|
Наименование оборудования и его конфигурация |
Балансовая стоимость, грн. |
|
PC Amd Duron 950 RAM 128/HDD 30Gb/ CD-RW-48x |
2700 |
|
Итого |
2700 |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |