Дипломная работа по предмету "Безопасность жизнедеятельности и охрана труда"


Охрана труда на предприятиях



26

СОДЕРЖАНИЕ

1. Передайте содержание основных статей Конституции Республики Беларусь, посвященных вопросам охраны труда 3

2. Назовите основные источники искусственного света, их преимущества, недостатки, и возможность использования их в полиграфическом производстве 9

3. Охарактеризуйте опасность воздействия ультрафиолетового излучения на организм человека 13

4. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 5-2000 16

5. Задачи 18

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Вопрос 1. Передайте содержание основных статей Конституции Республики Беларусь, посвященных вопросам охраны труда.

Конституция Республики Беларусь утверждает подлинно демократические права граждан, активное использование которых способствует свободному развитию каждого и всех. Среди них на одном из первых мест находятся: права на труд (ст.41), отдых (ст.43), охрану здоровья (ст.35), материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.42).

Раскрывая содержание права на труд, законодатель включает в это понятие право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и профессиональной подготовкой. В таком объеме подобное обязательство со стороны государства по отношению к своим гражданам не встречается даже в конституциях стран с традиционно демократическим строем. Тем не менее следует отметить, что в силу происходящих в республике политических и социально-экономических перемен, обусловленных становлением рыночных отношений, данное положение носит скорее декларативный характер, является как бы указанием желательной цели. Реальное же положение в экономике республики серьезно ограничивает возможности граждан. Впервые в Конституции появилось такое понятие как безработица. А право на пособие по безработице, зафиксированное все в той же ст.41, само по себе ставит под сомнение полноту осуществления государством взятого им обязательства по созданию условий для полной занятости населения. Невольно напрашивается вопрос: коль скоро гарантируется право на труд, создаются все условия для полной занятости населения, откуда появится "незанятость лица по независящим от него причинам", т.е. безработица? И наоборот, если неизбежна безработица, то можно ли говорить о праве на труд?

Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставит реализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественных потребностей. При этом остается неясной концепция самих общественных потребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз подчеркивает во многом пока декларативный характер провозглашенного конституцией права на труд.

Далее необходимо еще раз повторить, что по ст.41 право на труд включает в себя право на выбор профессии и рода занятий, а также право на работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой. Тем самым Конституция закрепляет самые прогрессивные нормы, соответствующие международно-правовым актам, включая конвенции МОТ. Но можем ли мы сегодня в полной мере реализовать эти положения на практике? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. С одной стороны, при наличии различных форм собственности и современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставить всем гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями и образованием: экономические реалии порождают и безработицу, и использование граждан на работах не по специальности. Но, с другой стороны, положение смягчается тем, что в соответствии с ч.2 ст.41 Конституции в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется не только выплата пособия по безработице, но и обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей.

Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда, гарантируется государством, говорится в ст.21 Конституции РБ. Свобода труда провозглашена в ст.23 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Только сам гражданин может распоряжаться своим трудом, только он может выбирать ту или иную форму деятельности (предпринимательство, фермерство, индивидуальную трудовую деятельность, работу на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях или коммерческих структурах и т.д.). Ст.41 (ч.4) Конституции РБ запрещает применение принудительного труда, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Это важное положение закреплено в ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в частности, сказано: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещены во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии. Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду».

Свобода труда непосредственно связана с правом на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку (ч.3 ст.41). Это соответствует ст.23 Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждого создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и Конвенция N 98 от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров. Так, ст.1 этой Конвенции закрепляет право трудящихся пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу. Такая защита применяется в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы: а) поставить прием на работу или оставление на работе трудящегося в зависимость от вступления его в профсоюз или выхода из профсоюза; б) увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему ущерб на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности вне рабочего времени или, с согласия предпринимателя, в рабочее время.

Организация охраны труда - социальная и государственная функция. В условиях новых экономических отношений в республике она обретает особую значимость. Рациональная организация охраны труда достигается умелым применением экономических, социальных, правовых, моральных, психологических и других средств. Она представляет собой комплексную проблему, которая находится на стыке экономики труда, социологии, социальной психологии, эргономики, юриспруденции и некоторых других наук.

В регулировании отношений охраны труда важную роль играет трудовое право. Оно закрепляет на основе прогнозирования, моделирования и экспериментирования наиболее рациональные методы и формы охраны труда, впитывающие в себя достижения научной организации труда, общественных, естественных и технических наук.

Из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью общества и государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

Улучшение условий труда работников неразрывно связано с обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда. Успешной реализации этого права способствовало бы законодательное урегулирование вопросов охраны труда работающих, в частности, быстрейшее принятие Закона "Об охране труда в Республике Беларусь", в котором были бы закреплены принципы охраны труда, общие положения этого правового института, определена компенсация расходов нанимателя на создание здоровых и безопасных условий труда, конкретизированы соответствующие правомочия работников.

Статья 43 Конституции Республики Беларусь закрепляет право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха. Трудовое право, являясь инструментом преобразования общественных отношений, содержит ряд норм, с которыми эти отношения должны быть приведены в соответствие несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например, являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени отдыха, повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют явления объективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в организации производства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее законодательство. Методом принуждения, проводником которого выступают органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, нельзя добиться выполнения тех норм права, которые не отвечают реалиям жизни. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости установления более тесных связей между законодателем и органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органы не может быть возложена функция систематической оценки эффективности действия норм трудового права, они все же располагают наиболее полной и достоверной информацией о тех нарушениях трудового законодательства, которые чаще всего встречаются на практике. Информация о таких нарушениях должна оперативно доводиться до высших органов власти и управления для принятия необходимых мер. Это может быть отмена или изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях - напротив, их подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличение санкций, усиление надзора и контроля за их применением путем увеличения численности или расширения полномочий соответствующих органов.

Статья 42 Конституции Республики Беларусь определяет право работника на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Здесь же закреплено право женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности. Важным средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования его организации является стимулирование высокопроизводительного труда, что обусловливает необходимость совершенствовать законодательство о заработной плате работающих путем устранения пробелов, замены норм, которые не соответствуют современному уровню развития экономики, новым рыночным отношениям. Это касается отношений, связанных с премированием за экономию трудовых и материальных ресурсов, совмещением профессий и должностей, совместительством, исчислением среднего заработка, оплатой труда, выполняемого в ночное время или во вредных для здоровья условиях, оплатой брака и простоя не по вине работника. Повышению эффективности труда, его производительности, улучшению качества выполняемой работы способствует расширение выплаты надбавок к заработной плате. В этой связи есть необходимость в нормативном порядке уточнить правовую природу таких выплат, отграничить их от надбавок, установленных для достижения других целей, определить порядок выплаты. Было бы целесообразно разработать специальный нормативный акт, предусматривающий порядок выплаты надбавок (доплат) к тарифным ставкам и окладам работающим (рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим) за профессиональное мастерство и высокую квалификацию.

На современном этапе экономической реформы и перехода к рыночным отношениям важно реализовать все направления перестройки: формировать правовое государство, изменять политическую систему, развивать демократию, охранять право и законные интересы граждан, укреплять суверенитет республики.

Вопрос 2. Назовите основные источники искусственного света, их преимущества, недостатки, и возможность использования их в полиграфическом производстве.

Искусственное освещение по своему назначению делится на две системы: общее, предназначенное для освещения всего рабочего помещения, и комбинированное, когда к общему освещению добавляется местное освещение, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочем месте. Местное освещение, как правило, в промышленности не применяется. Искусственное освещение в современных промышленных предприятиях создается разнообразными электрическими источниками света. Наиболее старыми из них и весьма распространенными до недавнего времени являются лампы накаливания. Превращение электрической энергии в световую происходит в них за счет нагревания нити накала до температуры свечения. В настоящее время разработан новый тип лампы накаливания -- кварцевые галогенные лампы, представляющие собой кварцевую трубку, внутри которой находится нить накала. Они отличаются от обычных большей световой отдачей, более широким спектром и стабильностью светового потока.

В последние годы широкое распространение в промышленности получили газоразрядные люминесцентные лампы, в которых электрическая энергия непосредственно переходит в световое излучение за счет свечения специальных веществ -- люминофоров.

В зависимости от состава люминофора получается различная цветность свечения; то есть различный спектр света. Это качество дает возможность создавать нужный спектр в зависимости от характера выполняемой работы. В настоящее время промышленность выпускает люминесцентные лампы нескольких типов: ЛБ (белого света), ЛД (дневного света) ЛХБ (холодного белого света) и ЛТБ (теплого белого света), причем три последних выпускаются в двух модификациях -- обычные и с улучшенной цветностью (ЛД2, ЛХБЦ и ЛТБЦ). Газоразрядные лампы имеют различную форму: трубчатые, кольцевые, у-образные, волнообразные и др.

Люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания: они более экономичны, имеют большую световую отдачу, более долговечны, меньше нагреваются, разнообразны по спектру. Вместе с тем они имеют и свои недостатки, среди которых наиболее существенным являются колебания светового потока, так как газоразрядные лампы не обладают достаточным послесвечением и повторяют колебания переменного тока электросети. Колебания светового потока вызывают так называемый стробоскопический эффект, то есть искажение зрительного восприятия движущихся или вращающихся предметов (рябит в глазах), впечатление неподвижности или вращения в другом направлении. При включении рядом расположенных люминесцентных ламп в разные фазы электросети стробоскопический эффект значительно снижается, а при включении в сеть постоянного тока полностью исчезает.

В промышленности используются также люминесцентные ртутно-кварцевые лампы (ДРЛ), состоящие из стеклянной колбы, покрытой изнутри люминофором, и ртутно-кварцевой трубки, размещенной в колбе. Под влиянием ультрафиолетового излучения, возникающего в ртутно-кварцевой трубке, светится люминофор, придавая свету определенный синеватый оттенок, искажая истинные цвета. Для устранения этого недостатка в состав, люминофора вводятся специальные компоненты, которые частично исправляют цветность; эти лампы получили название ламп ДРЛ с исправленной цветностью. Именно такие лампы целесообразно применять для освещения рабочих помещений. Учитывая, что лампы ДРЛ обладают большой мощностью и дают интенсивный световой поток, их обычно используют, только для общего освещения высоких производственных помещений.

Учитывая, что и лампы накаливания и люминесцентные лампы не имеют в своем спектре ультрафиолетовых лучей, обладающих большой биологической активностью, в помещениях без естественного света или с недостаточным по биологическому действию естественным светом применяют установки искусственного ультрафиолетового облучения. Это осуществляется при помощи так называемых эритемных ламп, которые по форме аналогичны обычным люминесцентным лампам, но излучают преимущественно ультрафиолетовые лучи. Такие лампы применяются либо в системе общего освещения непосредственно в рабочих помещениях, либо в специальных помещениях, предназначенных для кратковременного, но более интенсивного облучении рабочих после смены,-- в фотариях.

Для рационального использования светового потока источники искусственного освещения заключаются в специальную арматуру. Источник света с осветительной арматурой называется светильником. Светильники делятся на три основных типа: прямого света, отраженного света и рассеянного света.

К светильникам прямого света относятся зеркальные и эмалированные глубокоизлучатели, в которых металлической отражающей арматурой основной световой поток направляется в одну сторону (чаще вниз или слегка в сторону), они используются для общего освещения. Светильник прямого направленного света в виде металлического отражателя применяется как для общего, так и для местного освещения. К светильникам рассеянного света относится в основном осветительная арматура из молочного или матированного стекла или аналогичных пластмасс. Они применяются для общего освещения при высоте подвеса не более 4 -- 5 м в помещениях со светлой окраской стен и потолков и без значительного выделения пыли и копоти.

Для освещения рабочего помещения отраженным светом источники света закрываются снизу отражателем, вследствие чего основной световой поток направляется на потолок или другую плоскость, окрашенную в белый цвет, от которого отражается и равномерно освещает помещение. Такой тип используется для общего освещения и, как правило, для особых зрительных работ (со значительной блесткостью); несмотря на гигиеническую целесообразность, он применяется редко, так как для создания необходимой освещенности требуются большие мощности, чем при прямом свете. Разнообразные светильники созданы для люминесцентного освещения.

В некоторых производствах, где имеет место, выделение в воздух рабочих помещений паров или пыли легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ, применяются взрывобезопасные светильники. Они герметично закрывают источник света и тем самым предохраняют его от контакта с воспламеняющимися или взрывоопасными веществами. Для освещения вытяжных шкафов, боксов или других ограниченных пространств, где производятся работы с такими веществами, используется прожекторное освещение. Прожектора устанавливаются за пределами этих пространств (иногда даже за пределами цеха, снаружи), а световой поток от них через остекленное окно или другой остекленный проем направляется в рабочее пространство, освещая его.

Все светильники искусственного освещения по мере их загрязнения пылью, копотью, конденсатом различных испаряющихся веществ и т. п. значительно снижают световой. поток и освещенность. Поэтому необходимо систематически протирать лампы и арматуру, а также своевременно заменять перегоревшие лампы (обязательно такими же по мощности и по качеству). Для этого в каждом цехе надо иметь приспособления или специальные устройства для свободного и безопасного доступа к светильникам, особенно общего освещения, размещенным в верхней зоне (телескопические вышки, выдвижные лестницы, устойчивые стремянки и т. п.).

Вопрос 3. Охарактеризуйте опасность воздействия ультрафиолетового излучения на организм человека.

Световое излучение - это электромагнитные колебания в оптической области спектра; наряду с видимой частью дает невидимую ультрафиолетовую (длина волны 0,1 - 0Б38 мкм) и инфракрасную (0,78-3,4 мкм). Ультрафиолетовое излучение является носителем в основном химической энергии, инфракрасное - тепловой.

Естественным источником ультрафиолетового излучения (УФИ) является Солнце. Невидимые ультрафиолетовые (УФ) лучи появляются в источниках излучения с температурой выше 1500oС и достигают значительной интенсивности при температуре более 2000oС. Искусственными источниками УФИ являются газоразрядные источники света, электрические дуги (дуговые электропечи, сварочные работы), лазеры и др.

Различают три участка спектра ультрафиолетового излучения, имеющего различное биологическое воздействие. Слабое биологическое воздействие имеет ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,39-0,315 мкм. Противорахитичным действием обладают УФ-лучи в диапазоне 0,315-0,28 мкм, а ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28-0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы.

Для организма человека вредное влияние оказывает как недостаток ультрафиолетового излучения, так и его избыток. Воздействие на кожу больших доз УФ-излучения приводит к кожным заболеваниям (дерматитам). Повышенные дозы УФ-излучения воздействуют и на центральную нервную систему, отклонения от нормы проявляются в виде тошноты, головной боли, повышенной утомляемости, повышения температуры тела и др.

Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,32 мкм отрицательно влияет на сетчатку глаз, вызывая болезненные воспалительные процессы. Уже на ранней стадии этого заболевания человек ощущает боль и чувство песка в глазах. Заболевание сопровождается слезотечением, возможно поражение роговицы глаза и развитие светобоязни ("снежная" болезнь). При прекращении воздействия ультрафиолетового излучения на глаза симптомы светобоязни обычно проходят через 2-3 дня.

Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление "ультрафиолетовой недостаточности" - авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при значительном отсутствии естественной ультрафиолетовой радиации ("световое голодание").

В осенне-зимний период рекомендуется умеренное, под наблюдением медицинского персонала, искусственное ультрафиолетовое облучение эритемными люминесцентными лампами в специально оборудованных помещениях - фотариях. Искусственное облучение ртутнокварцевыми лампами нежелательно, так как их более интенсивное излучение трудно нормировать.

При оборудовании помещений источниками искусственного УФ-излучения необходимо руководствоваться "Указаниями по профилактике светового голодания у людей", утверждёнными Министерством здравоохранения СССР (N547-65). Документом, регламентирующим допустимую интенсивность ультрафиолетового излучения на промышленных предприятиях, являются "Указания по проектированию и эксплуатации установок искусственного ультрафиолетового облучения на промышленных предприятиях".

Воздействие ультрафиолетового излучения на человека количественно оценивается эритемным действием, т.е. покраснением кожи, в дальнейшем приводящим к пигментации кожи (загару).

Оценка ультрафиолетового облучения производится по величине эритемной дозы. За единицу эритемной дозы принят 1 эр, равный 1Вт мощности УФ-излучения с длиной волны 0,297 мкм. Эритемная освещённость (облучённость) выражается в эр/м2. Для профилактики ультрафиолетового дефицита достаточно десятой части эритемной дозы, т.е. 60-90 мкэр·мин/см2.

Бактерицидное действие ультрафиолетового излучения, т.е. способность убивать микроорганизмы, зависит от длины волны. Так, например, УФ-лучи с длиной волны 0,344 мкм обладают бактерицидным эффектом в 1000 раз большим, чем ультрафиолетовые лучи с длиной волны 0,39 мкм. Максимальный бактерицидный эффект имеют лучи с длиной волны 0,254-0,257 мкм.

Оценка бактерицидного действия производится в единицах, называемых бактами (б). Для обеспечения бактерицидного эффекта ультрафиолетового облучения достаточно примерно 50 мкб · мин/см2.

Для защиты от избытка УФИ применяют противосолнечные экраны, которые могут быть химическими (химические вещества и покровные кремы, содержащие ингредиенты, поглощающие УФИ) и физическими (различные преграды, отражающие, поглощающие или рассеивающие лучи). Хорошим средством защиты является специальная одежда, изготовленная из тканей, наименее пропускающих УФИ (например, из поплина). Для защиты глаз в производственных условиях используют светофильтры (очки, шлемы) из тёмно-зелёного стекла. Полную защиту от УФИ всех длин волн обеспечивает флинтглаз (стекло, содержащее окись свинца) толщиной 2 мм.

При устройстве помещений необходимо учитывать, что отражающая способность различных отделочных материалов для УФИ другая, чем для видимого света. Хорошо отражают УФ-излучения полированный алюминий и медовая побелка, в то время как оксиды цинка и титана, краски на масляной основе - плохо.

Вопрос 4. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 5-2000.

Категории помещений, зданий производственного назначения и складов, а также наружных установок определяются на стадии их проектирования и при изменении функционального назначения зданий и сооружений или отдельных помещений (отсеков) в процессе их эксплуатации.

По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подразделяются на категории А, Б, В1, В2, В3, В4, Г1, Г2 и Д, а наружные установки - на Ан, Бн, Гн и Дн.

Категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий определяются для наиболее неблагоприятного в отношении пожара или взрыва периода, исходя из вида находящихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, особенностей технологических процессов.

Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний или расчетов по методикам, утвержденным в установленном порядке с учетом состояния технологических параметров и режимов (давление, температура и другие параметры).

Допускается использование справочных данных, опубликованных научно-исследовательскими организациями, имеющими лицензию на право производства работ в области пожарной безопасности, или публикованных в изданиях центрального органа государственного пожарного надзора.

Допускается использование показателей пожарной опасности для смесей веществ и материалов по наиболее опасному в пожарном отношении компоненту.

Определение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, от высшей (А) к низшей (Д).

А (взрывопожаро - опасная) Горючие газы (далее - ГГ), легковоспламеняющиеся жидкости (далее - ЛВЖ) с температурой вспышки не более 28°С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа

Б (взрывопожаро- опасная). Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с температурой вспышки более 28°С, горючие жидкости (далее - ГЖ) в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПa.

B1-В4 (пожароопасные). ГЖ и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б.

Г1. Процессы, связанные со сжиганием в качестве топлива ГГ и ЛВЖ.

Г2. Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени. Процессы, связанные со сжиганием в качестве топлива ГЖ, а также твердых горючих веществ и материалов.

Д. Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. Допускается относить к категории Д помещения, в которых находятся на рабочих местах отдельные предметы мебели.

Задание 1.

Для печатного, брошюровочно-переплетного, формного и т. п. (по выбору студента) цеха разработать следующие мероприятия: 1) начертить на миллиметровой бумаге (в масштабе) план цеха, компоновку оборудования с нанесением проездов и проходов, дверных и оконных проемов; 2) показать пути эвакуации работающих; 3) привести характеристику применяемых веществ и выделяемых в процессе производства газов, паров и пылей по токсичности и степени вредного воздействия их на организм человека, взрыво- и пожароопасности; 4) дать обоснование категории помещения (его участков) по взрывопожарной и пожарной опасности; обосновать класс помещений по ПУЭ, а также категорию здания по молниезащите; 5) по СНиП 2.09.04-87 определить и обосновать группу производственного процесса по санитарной характеристике; 6) по ГОСТ 12.1.005 обосновать категорию тяжести работы основных производственных рабочих, определить для них оптимальные параметры микроклимата.

1) Изобразим схему переплетно-брошюровочного цеха (приложение 1).

2) Показываем на ней пути эвакуации работающих (приложение 1).

3) Характеристика применяемых веществ и выделяемых в процессе производства газов, паров и пылей по токсичности и степени вредного воздействия их на организм человека, взрыво- и пожароопасности приведено в таблице 1.

4) Категория данного помещения по взрывопожарной и пожарной опасности - В, так как там содержаться горючие жидкости и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б. Класс помещения по ПУЭ - П-Па.

5) Группа производственного процесса по санитарной характеристике по СНиП 2.09.04-87 - 3а.

6) При средней тяжести работы 2а в холодный период года оптимальная температура 18-20 градусов, относительная влажность - 40-60, скорость движения - не более 0,3 м/с. В теплый период - оптимальная температура 21-23 градусов, относительная влажность - 40-60, скорость движения - 0,3 м/с.

Табл. 1. Характеристика вредных веществ и выделений

Наименование вредных веществ и выделений

Характеристика по токсичности

Характеристика по пожароопасности

Характер вредного воздействия на организм человека

ПДК, мг/м3

класс опасности

tвсп.,0С

tсам., 0С

НПВ, % об.

ВПВ, % об.

Пыль

6

4

-

380

-

-

аллерген

Ацетон CH3COCH3

200

4

18

535

2,55

13

токсичен и вызывает отравление

Задание 2.

Определить ток, проходящий через человека в случае прикосновения его к фазному проводу сети напряжением U = 380/220 В для двух режимов нейтральной сети: нейтраль изолирована, нейтраль заземлена. Показать, в каком из двух случаев прикосновение более опасное. В расчетах принять сопротивление тела человека - Rч, изоляции провода - Rиз, участка пола, на котором стоит человек - Rп, обуви - Rоб.

U = 380/220 В

Rч = 950 Ом,

Rиз = 90 кОм,

Rп = 80 кОм,

Rоб = 70 кОм.

Решение:

Рис. 2. Схема защитного заземления в сети с изолированной нейтралью.

1 - трансформатор, 2 - сеть, 3 - корпус токоприемника, 4 - обмотка электродвигателя, 5 - заземлитель. 6 - сопротивление заземления нейтрали (условно)

Если емкость проводов относительно земли мала, а сопротивления изоляции фаз относительно земли равны R1 = R2 = R3 = R, то ток через человека будет равен:

Iизол = 3U / (3 Rч + R).

При хорошей изоляции (R = 0,5 МОм) ток имеет малое значение и такое прикосновение неопасно. Поэтому очень важно в таких сетях обеспечивать высокое сопротивление изоляции и контролировать ее состояние для своевременного устранения возникших неисправностей. Если в сети имеется большая емкость относительно земли (разветвленные кабельные линии), то однофазное прикосновение будет опасным, несмотря на хорошую изоляцию проводов.

,

где Хс - емкостное сопротивление, равное 1/щc , Ом, с - емкость фаз относительно земли.

Iизол = 0,17 А

Рис. 3. Схема зануления в трехфазной сети с заземленной нейтралью.

1 - трансформатор, 2 - сеть, 3 - предохранитель, 4 - обмотка электродвигателя, 5 - корпус электродвигателя, 6 - зануляющий проводник, 7 - нулевой защитныйпроводник, 8 -с опротивление заземления нейтрали.

В трехфазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью проводимость изоляции и емкостная проводимость проводов относительно земли малы по сравнению с проводимостью заземления нейтрали, поэтому приопределении силы тока, проходящего через тело человека, касающегося фазы сети, ими можно пренебречь.

При нормальном режиме работы сети сила тока, проходящего через тело человека, будет

Iизол = U / (Rч +r0), где r0 - сопротивление заземления нейтрали, Ом.

Как правило, сопротивление заземления нейтрали меньше либо равно 10, сопротивление же тела человека не опускается ниже нескольких сотен Ом*м. следовательно, без большой ошибки в уравнении можно пренебречь значением сопротивления заземления нейтрали и считать, что при прикосновении к одной из фаз трехфазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью человек оказывается практически под фазным напряжением U, а ток, проходящий через него, равен частному от деления U на Rч.

Iизол = U / Rч = 0,23 (А).

Отсюда следует, что прикосновение к фазе трехфазной сети с заземленной нейтралью в период нормальной ее работы более опасно, чем прикосновение к фазе нормально работающей сети изолированной нейтралью.

Задание 3.

Рассчитайте естественное освещение цеха. Вид бокового остекления - блочное высотой 2,4 м. Расстояние до противоположного здания - Lзд., высота этого здания до карниза - Hкз.. Наличие загрязнений в помещении - пыль бумажная 1,5мг/м3.

Размеры цеха: длина - 50 м, ширина - 18 м, высота - 5 м; Lзд. = 11 м; Hкз.= 7,2; разряд зрительной работы - 5.

Решение:

Изобразим схему вертикального и горизонтального разрезов здания (приложение 2).

Расчет площади световых проемов производится по формулам:

а) при боковом освещении помещений:

100 Sо / Sn = lн * Кз. * з0 / (T0 * R1) * Кзд.;

б) при верхнем освещении

100 Sф / Sn = lн * Кз. * зф / (T0 * R2 * Кф);

где Sо - площадь световых проемов при боковом освещении; Sn - площадь пола помещения; lн - нормированное значение КЕО; Кз. - коэффициент запаса; з0 - световая характеристика окон; Кзд.- коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями; T0 - общий коэффициент светопропускания, определяемый по формуле

T0 = T1 * T2 * T3 * T4 * T5,

где T1 - коэффициент светопропускания материала; T2 - коэффициент, учитывающий потери света в переплетах светопроема; T3 - коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях; T4 - коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитный устройствах; T5 - коэффициент, учитывающий потери света в защитной сетке, устанавливаемой под фонарями, принимается равным 0,9; R1 - коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом освещении.

Принимаем комбинированное освещение - боковое двустороннее и верхнее через светоаэрационный фонарь. Площадь помещения условно делим на зоны с боковым и верхним освещением шириной по 6 метров.

Изобразим схему вертикального и горизонтального разрезов здания (приложение 2).

1) Рассчитаем боковое освещение для зоны, примыкающей к наружной стене. По разряду зрительной работы определим значение КЕО. КЕО = 1,5. нормированное значение КЕО с учетом светового климата вычислим по формуле

lн = l * m * c,

где l - значение КЕО; m - коэффициент светового климата (m = 1); c - коэффициент солнечности климата (c = 1)

lн = 1,5.

Определим: А) отношение длины помещения Ln к глубине помещения B: Ln/B = 50 / 6,2 = 8;

2) отношение глубины помещения В к высоте от уровня условной рабочей поверхности до верха окна h1 (в нашем случае h1 = 1,8): B / h1= 6,2 / 1,8 = 3,4.

3) световая характеристика световых проемов hо = 8,5.

4) отношение Lзд. к Hкз.: Lзд. / Hкз = 11 / 6 = 1,8.

5) значение Кзд.= 1,1.

6) значение T0 = 0,9 * 0,75 * 0,8 * 1 * 0,9 = 0,49.

7) площадь ограждающих конструкций всего помещения (стен, пола, потолка):

Sстен = 50 * 5 * 2 + 18 * 5 * 2 = 680 м2;

Sпола = 50 * 18 = 900 м2; Sпотолка = 900 м2.

8) коэффициенты отражения стен, пола, потолка:

сстен = 0,5; спотолка =0,7; спола = 0,5.

9) средневзвешенный коэффициент отражения стен, пола, потолка по формуле

сср = (сстен * Sстен + спотолка * Sпотолка + спола * Sпола) / (Sстен + Sпотолка + Sпола) = (0,5 * 680 + 0,7 * 900 + 0,5 * 900) / (680 + 900 + 900) = 0,57.

10) отношение расстояния расчетной точки к глубине помещения

Lрт / В = 5,2 / 6,2 = 0,84 м.

11) определяем R1 = 5,6.

12) площадь пола, освещаемого окнами, Sпл. о = 50 * 6 = 300 м2.

13) Кз. = 1,4.

14) площадь светопроемов для одной стороны помещения

Sо = (lн * Кз. * з0 * Sn * Кзд.) / (100 * T0 * R1) = (1,5 * 1,4 * 8,5 * 300 * 1,1) / (100 * 0,49 * 5,6) = 21,47 м2.

15) необходимое количество окон при площади окна 2,4 х 3 = 7,2 м2; n0 = S0 / Sокн = 21,47 / 7,2 = 2,98 (принимаем 3 окна).

Таким образом, для освещения данного помещения необходимо по три окна 2,4 х 3 с двух противоположных сторон.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь. - Мн.: Беларусь, 1997.

2. Ласкавнев В. П., Король В. В., Гракович Л. А., Лазаренков А. М. Охрана труда на предприятиях. Практическое пособие. - Мн.: Библиотека журнала «Ахова працы», 2002.

3. Минич Л. А., Болтовский В. С. и др. Методическое пособие по курсу «Охрана труда». - Мн.: БТИ им. Кирова, 1986.

4. ГОСТ. 12.1.005. ССТБ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.

5. СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1984.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Обеспечение безопасности прогнозирование и разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации 2
Дипломная работа Анализ особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на предприятии
Дипломная работа Кредитование коммерческими банками юридических лиц (на материалах ОАО "Белпромстройбанк")
Дипломная работа Разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности ООО "Лизинг-Инвест"
Дипломная работа Анализ управления предприятием на примере кондитерской фабрики
Дипломная работа Направления повышения производительность труда в современных условиях (на примере РУП "Белтелеком")
Дипломная работа Управление денежными потоками на предприятии
Дипломная работа Использование информационных технологий на уроках истории в школе
Дипломная работа Эффективность деятельности современного транспортного предприятия
Дипломная работа Правоохранительная деятельность службы судебных приставов
Дипломная работа Разработка модуля сайта преподавателя по дисциплине Интернет-технологии
Дипломная работа Оценка и анализ производственной деятельности предприятия
Дипломная работа Вивчення молодшими школярами рослин на уроках природознавства в 3 класі
Дипломная работа Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Дипломная работа Управление финансовой деятельностью предприятия: анализ и пути улучшения (на примере УП "Проектстрой" ОО "Белои")