64
Оглавление
Введениеосами, техно-логическую последовательность раскроя ткани, правила подго-товки и проведения примерки, выявление и исправление дефек-тов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки, тре-бования к качеству готового изделия;
- правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для ремонта швейных изделий, способы поднятия пе-тель на трикотажных изделиях
Учащиеся должны уметь
- соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских,
- применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
- определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин читать кинематические схемы;
- разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
- работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника;
- выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабаты-вать пройму и горловину подкройной обтачкой, кружевом, тесь-мой, обрабатывать ластовицу и соединять ее с изделием, обрабатывать застежку планкой, притачивать кулиску;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой, обрабатывать край купаль-ника под резинку, проводить примерку и исправлять дефекты оценивать качество готового изделия;
- выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной ма-шины, поднимать петли на трикотажных изделиях.
2.3. Разработка план - конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1
Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов».
Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру».
Класс: 7.
Цели урока:
1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”.
2. Воспитательная: научить строить чертеж плечевого изделия на индивидуальную фигуру в М 1:1, пользуясь инструкционной картой, чертежом в М 1:4, эскизом.
3. Развивающая: развивать у детей навыки самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля.
4. Профориентационная: развивать интерес к технике шитья и моделирования одежды.
Оборудование:
- таблица № 1 “Творческий проект - халат”;
- таблица № 2 “Технологическая последовательность изготовления халата”;
- таблица № 3 “Построение чертежа плечевого изделия в М 1:1”;
- таблица № 4 “Последовательность подготовки чертежа халата к раскрою”;
- бумага для чертежей;
- рабочие тетради;
- сантиметровые ленты;
- эскизы учащихся;
- фломастеры, ножницы, линейки, ткань.
Подготовка доски и кабинета:
- доска - табло;
- на доске таблицы №1 и №2;
- на стенде №1 эскизы детей;
- на стенде №2 ткани для проектируемых изделий.
Подготовка детей:
на уроке дети работают по следующим ролям:
- художник - модельер;
- гл. конструктор;
- гл. инженер;
- технолог;
- экономист;
- эколог;
- начальник смены;
- инженер по ТБ
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вводная часть
Сегодня у нас не традиционный урок, а урок в форме деловой игры. Этот урок дает не только знания, но и, поможет кому - то выбрать в дальнейшем свой жизненный путь.
Быстро пробегут школьные годы и перед вами встанет вопрос “Кем быть?”. Хочу сказать, прежде всего, вы должны быть хорошими профессионалами в своем деле. У профессионала должен быть творческий склад ума; он должен быстро реагировать на любую создавшуюся ситуацию, уметь строить последующие действия. А теперь давайте представим: я - не учитель, а вы не ученики. Я - директор фирмы, а вы специалисты этой фирмы.
Кроме того, у нас есть табло, на котором будет высвечиваться рейтинг каждого из вас.
3. Обобщение, закрепление пройденных тем.
В связи с увеличением объемов производства на нашей фирме возникла потребность освоения нового, нужного потребителю объекта труда, который я представляю в виде творческого проекта “Халат”.
Проект нового изделия я разделила на 3 этапа:
- организационно-подготовительный;
- технологический;
- заключительный.
В данный момент меня интересует организационно - подготовительный и технологический этап.
На прошлом художественном совете я дала поручение ведущим специалистам провести анализ данного проекта.
Над историческим исследованием, направления моды, выбором моделей и тканей, над стилем и силуэтом нового проекта работают художник - модельер и гл. конструктор.
Предоставляю слово художнику - модельеру предприятия.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли художника - модельера)
Слово главному конструктору.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли гл. конструктора)
Конструкция халата должна предусматривать минимум швов. Возможно применение конструктивной кокетки и функциональных карманов. Именно здесь используются отделочные элементы. Оформление домашней одежды может решаться разнообразными декоративными приемами. Рукава не должны сковывать движений. Для этого будет хороша конструкция рубашечного покроя с цельнокроеным рукавом. Нашими модельерами уже подобрали соответствующие образцы тканей и моделей, необходимых для изготовления домашнего халата (показывает на стенде №1 и №2).
Над выбором оборудования и инструментов работает главный инженер
(Выступает ребенок в роли гл. инженера)
Моим отделом проведена ревизия универсальных швейных машин и специальных машин для обметывания срезов, изготовления петель и пришивания пуговиц.
Приобретены дополнительные приспособления для обработки низа изделия и окантовки деталей изделия косой полоской.
Организация рабочих мест поручена главному технологу предприятия
(Ребенок в роли гл. технолога)
Нами переоборудован существующий нерентабельный цех в цех по производству нового изделия. Проводится переквалификация работников предприятия на работу в новых условиях труда.
А будет ли новое изделие рентабельно? Расчет себестоимости нового изделия я поручила главному экономисту
(Ребенок в роли главного экономиста)
Я провела анализ себестоимости данного изделия (на 1 ед.)
- стоимость ткани - 50руб.;
- стоимость фурнитуры - 20руб.;
- стоимость электроэнергии - 15руб.;
- отчисления на износ оборудования - 10руб.;
- отчисления на экологию - 10руб.;
- оплата труда - 25руб.;
- отчисления на налоги и в пенсионный фонд - 13руб.
Итого: 143руб.
После исследования рынка, я пришла к выводу: единицу нового изделия можно реализовать не дешевле 180руб.
Итак: прибыль с каждой ед. 37руб. Отсюда можно сделать вывод: изготовление данного изделия будет рентабельно. (Расчет дан условный).
Разработка мероприятий по сохранению окружающей среды поручена экологу предприятия.
(Ребенок в роли эколога)
Мною составлен план мероприятий по сбережению сырья и материалов, а также по раздельной утилизации отходов производства
(Ребенок в роли начальника смены определенными знаками на табло отмечает ответы специалистов)
Теперь меня интересует подготовка второго, технологического этапа.
Главному технологу предприятия поручена разработка технологической последовательности изготовления нового изделия.
Отделом главного технолога разработана технологическая последовательность изготовления халата. Модельером уже отобраны оптимальные модели и подобраны образцы тканей (показывает стенд №1 и №2).
На предприятии по изготовлению халатов на индивидуальные фигуры мастера приступили к приему заказов и снятию мерок. Сегодня мы приступаем к построению чертежей и изготовлению выкроек (лекал) на индивидуальные фигуры.
4. Вопросно-ответная беседа
На предприятии по изготовлению изделий на индивидуальную фигуру работают молодые специалисты, поэтому прошу гл. конструктора проверить готовность подчиненных к работе в новых условиях
(Опрос главного конструктора)
Какие виды женских фигур вы знаете?
Какие мерки, и в какой, последовательности снимают с индивидуальной фигуры?
Что еще, кроме мерок, используют для построения чертежа халата?
Что такое прибавка на свободное облегание?
Какие прибавки необходимы для построения данного чертежа?
Как рассчитать ширину изделия для построения чертежа халата?
Как рассчитать длину изделия?
Как рассчитать ширину горловины?
Как рассчитать глубину горловины спинки?
Как рассчитать глубину горловины переда?
Как рассчитать глубину горловины проймы?
Как найти место расположения линии талии?
(Ребенок в роли начальника смены отмечает ответы на табло)
5. Анализ самостоятельной работы
Вопросно-ответная беседа показала, что молодые специалисты готовы к предстоящей работе.
Главного конструктора прошу, пользуясь схемами, провести анализ построения чертежа халата в М 1:1. анализ данного чертежа будет соответствовать анализу чертежа в М 1:4
Построение чертежа халата и подготовку выкроек к раскрою проводим в три этапа.
I этап. Построить: 1. Сетку халата
2. Горловины спинки и переда
3. Рукав
4. Линию низа
5. Линию бока
6. Линию талии
II этап. Провести самопроверку и взаимопроверку участков построения ВВ1 и В1 Г
III этап. Указать:
1. Припуски на швы
2. Сгиб ткани
3. Долевую нить
4. Название линий
Нанести фасонные линии в соответствии с выбранным эскизом.
6. Подготовка к самостоятельной работе
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, прошу инженера по ТБ сообщить о мерах по соблюдению условий ТБ и культуре труда на предприятии.
(Ребенок в роли инженера по ТБ)
Мною разработан план мероприятий по соблюдению техники безопасности при выполнении ручных, машинных и влажно - тепловых работ.
Продуманы действия по сохранению здоровья работников и культуре труда на предприятии:
- производственная гимнастика на рабочих местах;
- автоматизированное проветривание цехов;
- установка дополнительных кондиционеров;
- установка на рабочих местах музыкальных точек с наушниками;
- создание дополнительной комнаты для приема пищи;
- создание комнаты отдыха;
- озеленение цехов и салонов.
В данный момент необходимо соблюдать правила ТБ с колющими и режущими инструментами, поэтому, перед началом работы прошу подойти к стенду по ТБ, ознакомиться с инструкцией и расписаться.
Начальнику смены необходимо проверить подготовку рабочих мест и инструментов, а затем доложить главному конструктору о готовности к работе.
(Ребенок в роли начальника смены передает подготовленную бумагу для чертежей на рабочие места, затем поочередно передаются сантиметровые ленты и линейки, после этого он докладывает конструктору о готовности к работе)
(Ребенок в роли главного конструктора напоминает всем о необходимости проводить все измерения на чертеже только сантиметровой лентой, т.к. фигуры измерялись сантиметровой лентой)
7. Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. На данном этапе работы каждый ребенок играет роль рядового конструктора и выполняет чертеж на индивидуальную фигуру по собственному эскизу, пользуясь инструкционной картой и чертежом в М 1:4.
Перед завершением I этапа необходимо приостановить работу и напомнить о II этапе, где проверяются участники ВВ1 и В1Г, от которых зависит правильность построения всего чертежа.
На III этапе детям рекомендуется сверить подготовку выкройки к раскрою с таблицей №4, которая находиться на доске.
Ребенок в роли главного конструктора по мере завершения работы, принимает чертежи и размещает их на классной доске вместе с соответствующими эскизами.
Ребенок в роли начальника смены отмечает на табло фамилии детей, выполнивших чертежи.
К концу урока на доске должны быть размещены выкройки с соответствующими эскизами всех учащихся.
8. Подведение итогов, оценка работы.
Наш урок в форме деловой игры подходит к концу. Как сказано в известной поговорке “Конец - всему делу венец”. Наш урок является венцом раздела “Проектирование и изготовление плечевых изделий”. Это урок повторение и закрепления знаний и умений по данному разделу.
Что, из ранее полученных знаний, вы повторили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
Оценку вашей работы на уроке высветило табло, за которым внимательно следил начальник смены.
План-конспект №2
Цели:
- научить учащихся строить чертеж брюк по упрощенной технологии индивидуального пошива;
- воспитывать эстетический вкус, внимательность;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- развивать логическое мышление;
- отрабатывать и развивать конструкторские умения;
- отработать навыки работы с электронными таблицами Excel.
Задачи:
- выполнить построение чертежа брюк в масштабе 1 : 4 по стандартным меркам;
- выполнить в электронных таблицах расчет по своим параметрическим измерениям;
- результаты занести в таблицу в рабочей тетради.
Оборудование: конспект построения чертежа брюк, компьютерная программа в электронных таблицах Excel, компьютер, рабочая тетрадь, линейка закройщика с М 1 : 4, треугольник с прямым углом, инструкционный чертеж брюк на доске (карта), миллиметровая бумага, цветные карандаши.
Ход урока. (Тип урока - комбинированный)
1. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
Дать определение конструирования.
Какие мерки записывают в половинном размере?
Зачем нужны прибавки?
Какие мерки необходимы для построения чертежа брюк?
Какая мерка указывает на размер брюк?
3. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала идет одновременно с выполнением графической работы (чертежа) учителем на доске и учащимися в рабочих тетрадях.
На доске висит плакат с изображенным на нем большим инструкционным чертежом брюк, на столах перед учащимися лежат образцы чертежей на формате А4.
Под диктовку учителя учащиеся выполняют конспектирование последовательности построения чертежа брюк. После нескольких записанных “шагов”, вместе с учителем выполняют построение. (Учитель - на доске, учащиеся - в тетрадях).
Под наблюдением учителя учащиеся выполняют записи расчетов и чертеж построения брюк по стандартным меркам.
Необходимые мерки для построения чертежа классических, прямых брюк, прилегающих по бедрам (таблица с данными заполнялась на предыдущем уроке):
№ п/п Обозначение мерок Название мерок Стандартные мерки, см. Мои Мерки, см.
1. Ст Полуобхват талии 36
2. Сб Полуобхват бедер 46
3. Дк Длина до колена 52
4. Дбр Длина брюк 100
5. Он Обхват ноги в верхней части 29
6. Ок Обхват колена 22
7. Швн Ширина в низу 22
Прибавки: Пт - прибавка по талии (1 см.); Пб - прибавка по бедрам (3 см.).
Построение чертежа классических, прямых брюк
Последовательность построения сетки чертежа брюк
1. ТН вниз = Дбр + 1 = 100 + 1 = 101 (см);
2. ТК вниз = Дк = 52 (см);
3. ТЯ вниз = Сб : 2 + 0,5 = 46 : 2 + 0,5 = 23,5 (см);
4. ЯБ вверх = ТЯ : 3 = 23,5 : 3 = 7,8 (см);
5. На чертеже сетки подписать названия линий (линия талии, линия бедер, линия ягодиц, линия колена, линия низа).
Последовательность построения чертежа передней половины брюк.
1. ЯЯ1 вправо = Сб : 2 + 1 = 46 : 2 + 1 = 24 (см);
2. Я1Я2 вправо = 0,1 * (Сб + Пб) = 0,1 * (46 + 3) = 4,9 (см);
Я1Я3 = ЯЯ3 = ЯЯ2 : 2 = по чертежу;
4. Я1Я2 : 3 = т. 1/3 (т. - это краткое обозначение слова “точка”) = 4,9 : 3 = 1,6 (см);
5. Провести биссектрису угла (Здесь необходимо вспомнить: что такое биссектриса угла?) Б1Я1Я2 и на ней отложить 2,5 см., через эти точки оформить плавно седельную линию передней половины брюк;
6. Т1Т21 вверх = 1 см;
7. Т1Т2 = Ст : 2 + Пт + выт. (скл.) = 36 : 2 + 1 + 2 = 21 (см), оформить вытачку (Т1Т2 : 2, из полученной точки вниз опустить прямую линию, равную 9 см, вправо и влево от точки на линии талии отложить по 1 см, соединить полученные точки прямыми линиями, построив треугольник);
8. Оформить плавно линию талии, соединив точки Т21 и Т2 (стороны вытачки выровнять относительно линии талии);
9. Оформить плавно линию бока из т. Т2 в т. Б;
10. К1К2 = К1К3 = (Ок - 2) : 2 = (21 - 2) : 2 = 10 (см);
11. Н1Н2 = Н1Н3 = (Швн - 2) : 2 = (22 - 2) : 2 = 10 (см);
12. Соединить точки 1/3 и К2 прямой линией и из т. Я1 оформить плавно линию шага передней половины брюк;
13. Соединить прямой линией точки Б и К3 и оформить боковую линию;
14. Соединить прямой линией точки К2 и Н2, К3 и Н3 и продолжить оформление боковой и шаговой линий;
15. Обвести цветной ручкой (карандашом) контур передней половины брюк.
Последовательность построения чертежа задней половины брюк.
1. Отступить от боковой и шаговой линий на чертеже передней половины брюк по 2 см и провести параллельные данным линиям новые боковую и шаговую линии, на линии талии и бедер поставить новые точки соответственно Т3 и Б3;
2. Т3Т4 вправо = Ст : 2 - Пт + выт. = 36 : 2 - 1 + 3 = 20 (см) (можно и не включать размер вытачки в расчет чертежа, тогда формула будет иметь следующий вид: Ст : 2 - Пт = 36 : 2 -1 = 17 см);
3. Вытачка строится также как и на чертеже передней половины брюк, только ее длина будет равна 12 см;
4. Т3Т4 вверх отложить 2 см и поставить точку Т5, оформить плавной линией талию, соединив точки Т5 и Т3;
5. Б3Б4 вправо = Сб : 2 - 1 = 46 : 2 - 1 = 22 (см);
6. Б3Б4 вверх отложить 2 см и поставить точку Б5;
7. Точки Т5 и Б5 соединить прямой линией, продолжить ее до пересечения с линией ягодиц и опустить еще ниже на 1,5 см, поставить точку Я4;
8. Я4Я5 вправо = 0,25 * (Сб + Пб) - 3 = 0,25 * (46 + 3) - 3 = 9,25 (см);
9. Из точки Я5 плавно оформить шаговую линию задней половины брюк;
10. Провести биссектрису угла Б5Я4Я5 и на ней отложить 1,7 см, через эти точки оформить плавно седельную линию задней половины брюк;
11. Обвести цветной ручкой (карандашом) контур задней половины брюк.
Примечание учителя. Построение чертежа брюк по своим меркам производится в масштабе 1 : 1, а чертеж каждой половины выполняется отдельно (сначала передняя половина, затем задняя половина).
4. Целевой обход учителя.
После каждого этапа работы учитель проверяет правильность и качество построения чертежа у всех учащихся.
Ученицы в рабочей тетради совместно с учителем выполняют по вышеуказанному принципу чертеж классических брюк.
5. Работа на компьютере.
После выполнения этой работы учащиеся приглашаются в компьютерный класс для осуществления расчета по своим параметрическим измерениям с помощью электронных таблиц.
Учитель рассказывает алгоритм работы с программой, правила заполнения таблицы мерок и получения готовых расчетов.
Алгоритм:
Внести значения своих мерок в таблицу “Необходимые мерки”.
На экране в таблице “Расчет построения брюк” появятся готовые значения отрезков.
Необходимо выписать в тетрадь все значения отрезков.
Завершить работу в электронных таблицах (закрыть программу).
Вернуться в класс.
Анализ и оценка урока.
В заключение урока подводится итог, оценка выставляется за выполненный чертеж в тетради, отмечаются учащиеся хорошо выполнившие задание.
7. Домашнее задание.
План-конспект №3. Моделирование ночной рубашки
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятиями "мода", "модель", "рубашка".
2. Научить моделировать рубашку.
3. Прививать эстетический вкус.
Методы проведения занятия: беседа с объяснением нового материала, практическая работа учащихся.
Межпредметные связи: история, рисование, мировая художественная культура, литература.
Материально-техническое оснащение:
1. Инструменты личного пользования.
2. Цветная бумага, клей.
3. Наглядность: плакаты по моделированию, по истории моды, по истории русской рубашки; книги по истории костюма; рисунки и фотографии; компьютерные слайды по истории костюма.
Ход урока.
1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка посещаемости, сообщение темы урока, проверка готовности к уроку.
2. Закрепление пройденного материала:
Какие мерки необходимы для построения рубашки?
Какая одежда соответствует понятию - плечевая?
Что можно сшить на основе ночной рубашки?
3. Объяснение нового материала.
Цель нашего урока сегодня - научиться моделировать ночную рубашку.
Моделирование одежды - это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса.
В состав слова "моделирование" входит два слова: модель и мода.
А что такое мода?
Она вызывающа за 3 года до своего признания, смела - за год, красива - когда признана, уродлива - через 10 лет, смешна - через 20, забавна - через 30, своеобразна - через 50, приятна - через 70, романтична - через 100 и прекрасна - через 150 лет.
Слово “мода” имеет корни в итальянском, французском языках и означает способ, правило, манеру держаться.
Пушкин писал в “ Евгении Онегине”:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица…
Не менее интересно высказывание о моде итальянского писателя Альберто Моравиа, который определяет ее так: “Мода - это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды”.
Все это - определения моды, а когда же она появилась?
Принято считать, что мода родилась в 14 веке.
Но история одежды более древняя. Она берет свое начало у первобытных дикарей, которые носили звериные шкуры. Позже разные народы - древние римляне и греки, скифы и китайцы имели свои, только им понятные, вполне определенные виды одежды. Менялись костюмы медленно, хотя и отражали те перемены, которые происходили в стране, в национальной культуре. Но не было в них той изменчивости, которая считается главным, отличительным признаком моды.
Она появилась позже, в Париже.
Далее она стала распространяться в Италию, Англию, Испанию.
Показать по компьютеру исторические костюмы.
(Показ слайдов сопровождается краткой историей костюма)
О новинках в моде люди сначала узнавали в театре, на праздниках.
В 17 веке моду передавали при помощи восковых кукол - большой и маленькой Пандор. Большая Пандора рекламировала придворные туалеты, а маленькая - белье.
Во второй половине 18 века появились первые журналы мод.
Курьезов в моде было большое количество.
Я давала вам задание найти это смешное. Кто может рассказать о забавном для нас, но очень серьезном для современников?
Сообщения учащихся. (Примерные сообщения).
По длине сапожного носка.
Крайности модных причесок.
Успех и участь панье.
Когда мода пришла в Россию?
Этот год известен точно - 1701, когда Петр 1 издал указ, с точностью перечисляющий все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди - и мужчины, и женщины, - от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.
Это отразило все перемены, которые происходили в России в то время.
А вы знаете, что только одной жене Григория Дмитриевича Строганова - Марие Яковлевне Строгановой Петр Первый разрешил появляться при дворе в русском костюме? Это говорит о том высоком положении, которое занимал Строганов при дворе.
(Показ фотографии портрета Строгановой в русском костюме).
Что такое одежда?
Сообщение "Одежда"
Когда мы теперь произносим слово ОДЕЖА - это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно ОДЕЖА употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин ОДЕЖДА.
Слово ОДЕЯНИЕ, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении “одежда вообще”. Действительно, давайте вслушаемся: ОДЕЯНИЕ - то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант - ОДЕНИЕ.
Что традиционно носили русские люди?
Традиционно в женский русский костюм входили: рубаха, поверх ее одевали сарафан, затем душегрею, в холодное время - шугай. На голову девушки завязывали повязку (ленту) или венец, а замужние женщины головной убор - кокошник. Но в различных местностях костюм дополнялся другими видами одежды.
Мужской костюм традиционно состоял из рубахи-косоворотки и портов.
А вы знаете, что в 14-16 веках сарафан был мужской одеждой?
Верхней одеждой являлись: кафтаны (длиннополая одежда), зипуны (короткополая суконная куртка без воротника), шубы и тулупы.
Обувью служили лапти, валенки, сапоги, полусапожки.
Отгадайте загадку:
Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
(рубаха)
Теперь давайте подробнее познакомимся с рубахой, т.к. это слово тоже присутствует в теме нашего урока. Вот какое определение рубахи по словарю Даля:
РУБАХА, рубашка (рубить) ж. сорочка, кошуля, тельница; одежда из числа белья, надеваемая под низ, на тело.
Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды.
Что было, так сказать, предком рубахи?
Одежда древних египтян состояла из 2-х кусков ткани. Из них сооружали нечто вроде туники с вырезом на груди.
К наиболее древним предкам рубахи можно отнести ХИТОН. Он имел вид рубахи. Хитон древним грекам служил такой же одеждой, как наш костюм (только одевали его на голое тело).
Повседневной домашней одеждой древнему римлянину служила рубахоподобная туника из шерсти или льна. Сшитая из 2-х полотнищ, туника закрывала оба плеча, надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук, но потом у нее появились короткие рукава.
Вся античная одежда была лишена воротников. В 10 веке появились первые признаки превращения туники в рубаху.
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней).
Состояла из двух различных частей, сшитых на уровне груди: “рукавов” - верхней части, и “стана” - нижней части. Рукава обычно шились из хорошего тонкого холста, а стан - из домотканых более грубых холстин.
Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку; как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
А вы знаете, что в русской истории рубаха сыграла страшную роль?
Иван Грозный в припадке гнева стал избивать свою невестку, жену своего сына, за то, что она (в это время она ждала ребенка), находилась у себя в покоях в одной рубахе. Ребенка она потеряла, а сына, вступившегося за жену, царь случайно убил. Так Иван Грозный лишился престолонаследников.
В каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.
Все виды кроя этих рубах в своей основе несут букву Т. Все это крой мужских рубах, но мы с вами строили ночную рубашку также на основе этой буквы.
Что служило отделкой рубахи?
Богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками, специальным орнаментом. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, подол почти сплошь покрывался вышитым или тканым узором. В северных губерниях бытовала нарядная плакалъная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами, Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...
Отделка мужских рубах
Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами.
Из какой ткани шили рубахи?
Самым распространенным материалом для пошива рубах и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: ХЛАСТ (или ХОЛСТ, ТЬЛСТИНА) - небеленая ткань и ПЛАТНО - выбеленное полотно.
В русской литературе много пословиц, в которых упоминается рубаха и одежда.
Попробуйте подобрать к началу каждой пословицы ее окончание.
По одежде суди, так и праздник
Какова пряха, да душа черненька
Рубашка беленька, такова по ней рубаха
У Ивашки белая рубашка, по делам гляди
Предложить учащимся познакомиться с книгами по истории костюма, с фотографиями репродукций картин с изображением русских костюмов. (По выставке репродукций на стенде, книгам по истории костюма).
Все, что мы сегодня узнали по истории костюма, рубахи, обязательно учитывается при создании современной одежды.
По способу употребления одежда делится на верхнюю, легкое платье, белье.
История белья, - а ночная рубашка, относится к бельевой группе, - тоже имеет свою, весьма интересную историю.
Показать по фотографиям эволюцию ночного белья.
Сегодня мы с вами будем моделировать базовую (основную) модель рубахи, которую построили на прошлом уроке.
А что такое модель?
Модель - новый по виду, форме и материалу образец.
В процессе изготовления одежды участвует большое количество специалистов:
Художник-модельер придумывает новые модели одежды, воплощает их в эскизах и изделиях; художник-конструктор переносит идеи художника-модельера в чертежи и лекала (выкройки); технолог швейного производства рассчитывает способы производства швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и технологии пошива; оператор швейного оборудования непосредственно выполняет швейные операции.
(Рассказ на основе таблицы)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ
Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции одежды, работать с журналами мод.
Источниками творчества для художников-модельеров являются: ткани, народные и исторические костюмы, природа, живопись.
Свой вклад в развитие моды 20 века внесли такие знаменитые художники-модельеры, как француз Поль Пуарье (он предложил женщинам отказаться от корсета и разработал первые образцы платья свободного покроя); Габриель Шанель (она впервые предложила использовать в женской моде мужской костюм и элегантное черное платье); Кристиан Диор, возративший в моду мягкие формы.
Из отечественных модельеров нужно отметить Надежду Петровну Ламанову, ее принцип - “Для чего создается костюм, для кого, из чего” актуален и сейчас.
При моделировании одежды используют законы зрительной иллюзии: горизонтальные линии расширяют фигуру, делают ее короче; вертикальные линии удлиняют фигуру, делают ее выше; две параллельные вертикальные линии дают эффект линий, суживающихся к линии низа; вырез горловины может зрительно укоротить или удлинить шею и т. д. (Показ по плакату)
Очень важное значение при моделировании имеет цвет.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ (цветные, окрашенные) цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
ТЕПЛЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙ
ХОЛОДНЫЕ
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
АХРОМАТИЧЕСКИЕ (бесцветные, неокрашенные) - белый, серый, черный.
НАСЫЩЕННЫЕ цвета (основные цвета спектра) - желтый, красный, синий.
ПАСТЕЛЬНЫЕ цвета - это основные цвета с добавлением белого.
По цветовому кругу разобрать цветовые сочетания.
Какую отделку можно использовать при выполнении ночной рубашки?
При выполнении ночной рубашки можно использовать отделку вышивкой, кантом, отделочными материалами, аппликацией и т. д. (показ образцов отделок)
Это только основные понятия, которые мы должны использовать при моделировании; более подробно с моделированием одежды вы сможете познакомиться на уроках в 8, 9 классе, посещая кружки по конструированию и пошиву одежды, а также получая профессии, связанные с производством одежды.
4. Выполнение практической работы.
На основе подготовленных дома лекал мы с вами внесем изменения в базовую модель.
На основе плаката и трудовых приемов показать моделирование рубашки, изменяя форму горловины, низа изделия, рукавов, отрезая кокетки, используя отделку изделия.
Выполнить вместе с учащимися 3 модели.
Предложить учащимся разработать свою модель ночной рубашки.
(Взаимопроверка, проверка учителем).
5. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов.
Вопросы для закрепления:
Что такое мода?
Как одевались люди на Руси?
Расскажите о "предках" рубахи?
Что должен знать художник-модельер при создании своих моделей?
Оценка работы на уроке.
Д.З. Принести ткань для выполнения образцов.
2.4. Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации основ преобразовательной деятельности учащихся, разработанных на уроках технологии
Цели экспериментальной работы:
- провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Технология обработки конструкционных материалов»;
- провести диагностику усвоения материала;
- закрепить полученные знания, умения и навыки.
Гипотеза:
При обучении учащихся технологии обработки конструкционных материалов реализуются основы преобразовательной деятельности школьников посредством сочетания обучения с производительным трудом.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:
1. Определить результат сформированности знаний и умений учащихся по технологии обработки конструкционных материалов, и проанализировать подтверждение гипотезы исследования.
2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.
Прохождение практики с 14 по 30 декабря 2007 г. в средней школе № 56 г. Ульяновска. Экспериментом были охвачены ученицы 7 «А» класса в количестве 11 человек.
В качестве контрольной группы была взята группа учащихся 7 «Б» класса той же школы и в том же количественном составе.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе «Вязание на спицах» учащихся с целью определения гипотетических положений о применении политехнических основ в технологическом обучении школьников, о приемах обучения и уточнения доступности материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами конспектам уроков.
Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.
Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные анкеты, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались (см. Приложение 1).
Таблица 1
Расчет достоверности уровня знаний по курсу учащихся 7 «а» класса.
< td>+
0 |
- |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|||||||||||||
11. Гулящева Л. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
8 |
6 |
1 |
|
Сопоставив результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Бродягиной И., Гулящевой Л., Богдановой Н. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.
Аналогичная работа была проведена в 7 «Б» классе. При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов (см. Приложение 2).
Таблица 2
Расчет достоверности уровня развития знаний умений и навыков по курсу «Технология обработки конструкционных материалов» учащихся 7 «б» класса
Ученик |
Номер вопроса |
Всего |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
+ |
- |
0 |
||
1. Аниськина В. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
2. Васильева К. |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
7 |
7 |
1 |
|
3. Волошина Т. |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
4. Ермохина М. |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
5. Карпеева К. |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
6 |
1 |
|
6. Кузьменко Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
7. Парамонова Л. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
8. Сафарова Э. |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
6 |
1 |
||
9. Толстякова М. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
7 |
7 |
1 |
|
10. Свешникова В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
11. Чурилова Н. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
8 |
6 |
1 |
|
Таким образом, использование политехнических основ, указанных в тематическом плане и используемых в планах-конспектах уроков, положительно повлияло на развитие знаний, умений и навыков по курсу «Технология обработки конструкционных материалов». Следовательно, применение преобразовательной деятельности на уроках технологии является эффективным способом развития у детей основных познаний по курсу в целом.
2.5.Анализ материально технической базы кабинета технологии с учетом санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности
Учебные мастерские представляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету «Технология» с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.
При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских должны соблюдаться требования охраны труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников (учащихся) в процессе трудовой деятельности (образовательного процесса); включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
Школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские создаются в соответствии с «Положением о школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских», «Положением об учебных мастерских образовательных школ» [19, с.3].
Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей большое значение имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований предъявляемых к материально - технической базе (МТБ) кабинета, которая складывается из следующих элементов: помещение для занятий, мебели, оборудования, инструментов, материалов, наглядных пособий, учебной литературы и др. Вопрос о МТБ кабинета относится к одному из самых важных, самую хорошую программу нельзя реализовать без соответствующей МТБ.
Кабинет технологии в школе № 56 находится на первом этаже школьного здания, и занимает комнату площадью 42 кв.м.
Рабочее место учителя в анализируемом кабинете состоит из демонстрационного рабочего стола, представленного в форме двухтумбового письменного стола, в котором установлены ящики-лотки. Лотки предназначены для хранения инструментов и приспособлений: катушек с нитками, шпульных колпачков и т.п. К рабочему месту учителя также относится и классная доска, рядом с которой располагается дополнительная демонстрационная доска, обтянутая тканью. Около доски установлены ящики для таблиц и плакатов, манекен для примерок. Для лучшей организации труда рабочее место учителя в данном случае можно дополнить следующим оборудованием: тумбой с графопроектором, пультом управления ТСО, управление затемнением.
Основой индивидуального рабочего места учащихся в мастерской по обработке ткани рассматриваемого кабинета являются обычные ученические столы, на которых размещаются швейные машины. Высота рабочих столов постоянна. Столы размещены таким образом, что свет падает сверху и слева, крышки столов пластиковые, белого цвета, матовые. Около каждого стола имеется по два стула, высота которых постоянна. Месторасположение стула таково, что корпус работающего находится на расстоянии 10 - 15 см от края стола, а расстояние от глаз до предмета составляет 25 - 30 см, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
От оборудования и организации рабочего места учащегося зависит эффективность учебного и производительного труда, качество изготовляемых изделий.
Рабочими местами коллективного пользования являются места для влажно-тепловой обработки изделий (ВТО) и примерочная. Рабочее место для ВТО оборудовано утюгом типа УТА - 1 с терморегулятором, гладильной доской с подставкой из негорючих материалов, кронштейном для поддержания шнура утюга, пульверизатором и резиновым ковриком. Анализ технологического процесса изготовления швейных изделий и практика работы показали, что в мастерской необходимо оборудовать не менее двух мест для ВТО.
Оборудование содержится в хорошем состоянии, хранится в определенных местах, для этих целей в кабинете использованы шкафы с инструментами, дидактическим и наглядным пособиями. В мастерской имеются справочники, ГОСТы, техническая литература, книги о профессиях, журналы мод.
В перспективе в мастерской также планируется разместить стенды по профориентации.
Вот пример учебной мастерской для девочек. [19, с.7].
5470
6000
Рис. 9. Планировка реальной мастерской для девочек на 15 человек.
1 - стол учителя; 2 - стул учителя, 3 - доска классная; 4 - универсальный рабочий стол; 5 - стул ученический; 6 - манекен для одежды девочек; 7 - швейная машина; 8 - трельяж; 9 - шкафы секционные; 10 - ящик для таблиц; 11 - доска гладильная; 12 - примерочная.
Автор считает, что в перспективе в мастерской необходимо установить демонстрационный стол, тумбу с телевизором и видеомагнитофоном, еще одну доску для ВТО, шторы затемнения сделать автоматизированными.
Рассмотрим идеальный вариант данной мастерской.
5470
6600
Рис 10. - Вариант идеальной мастерской для девочек на 15 учащихся.
1 - стол учителя; 2 - стул учителя; 3 - стол учителя демонстрационный; 4 - доска классная; 5 - универсальный рабочий стол; 6 - стул ученический; 7 - манекен для одежды девочек; 8 - швейная машина; 9 - трельяж; 10 - шкафы секционные; 11 - оверлок; 12 - ящик для таблиц; 13 - экран свертывающийся; 14 - доска гладильная напольная; 15 - шторы затемнения; 17 - примерочная.
Освещение рабочего места - важнейший фактор создания нормальных условий труда. При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, появляются болезни глаз и головные боли. Для освещения мастерских применяются 3 вида освещения: естественное, искусственное и смешанное.
В помещении мастерских должно быть левостороннее светораспределение.
Нормированная плоскость освещенности Г - 0,8 м, освещенность рабочих поверхностей - 500 Люкс, показатель дискомфорта не более 40 м, естественное боковое освещение - 1,5 , коэффициент пульсации Кп не более 10% [19, c.11].
Освещение данной мастерской комбинированное, применяются как естественные, так и искусственные источники света. Площадь окон равна примерно четверти пола, что обеспечивает хорошее естественное освещение, а искусственное представлено лампами дневного света. Местного освещения на столах нет.
Также в мастерских должен осуществляться контроль за характером, частотной характеристикой, уровнями звука, длительностью воздействия шума на учащихся в соответствии с ГОСТом 12. 1. 003 - 83 [6] и СНИПом П-12-77[19, c.11].
Уровень звукового давления при проведении учебных занятий не должен превышать 65 дБА. Уровень звука для световых приборов с разрядными лампами на расстоянии 1м от его наружного контура должен быть для учебных кабинетов не более 20 дБА. Уровень шума от труб отопления не должен превышать 40 дБА для школьных учреждений. [19, c.11].
Температура воздуха в учебных мастерских должна быть от 16до 21, приток воздуха 16 мч. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 150 площади пола, фрамуги и форточки в учебных мастерских запрещается забивать и заклеивать. [19, c.12].
В мастерской школы № 56 отопление водяное, под окнами установлены радиаторы без щитков.
По окончании и перед началом занятий, а также в перерыве между занятиями проводится сквозное проветривание помещений. В малые перемены проветривание длится от 1 до 10 минут, в зависимости от наружной температуры воздуха.
При работе необходимо соблюдать следующие меры безопасности.
Электрические швейные машины должны иметь защитное заземление, зануление. При работе на них необходимо убирать волосы под косынку, застегивать халат и манжеты. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Перед шитьем необходимо убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
При работе с утюгом нельзя оставлять его включенным в сеть без присмотра, подошва утюга не должна касаться шнура. Во время утюжки надо стоять на резиновом коврике.
Иголки и ножницы надо хранить в специально отведенном месте, нельзя брать иголки в рот и вкалывать в одежду. Ножницы надо передавать, держа их за острый конец.
Наиболее характерные виды травм на занятиях по обработке ткани: электрические травмы, полученные при работе на швейной машине и использовании утюгов; механические травмы (порезы, ушибы, проколы), полученные при работе с иголками, булавками, ножницами, на швейной машине; термические травмы (ожоги). [19, c.14].
В целом помещение мастерской по обработке ткани школы № 56 отвечает нормативам планировки, что в свою очередь приводит к соблюдению санитарно-гигиенических требований работы в классе.
2.6. Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.
Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.)
№ |
Материал На 1 чел. |
Цена (руб.) |
Расход |
Затраты на материал |
|
1 |
Ткань хлопковая, 1 м |
40 руб. |
50 грамм |
40 руб. |
|
2 |
Тесьма, 1 м |
30 руб. |
50 грамм |
30 руб. |
|
ИТОГО: |
70 руб. |
||||
№ |
Элементы затрат |
Проц. начис-ления |
Ед.изм. |
Нормана изделие |
Розн.цена завычет. |
Стоим.сырьяиматер. |
|
1 |
Бумага |
шт. |
4,1 |
63,33 |
259,65 |
||
2 |
Ручки |
шт. |
3,72 |
40,00 |
148,80 |
||
3 |
Стоимость освещения |
Квт/час |
2,0 |
3,00 |
6,00 |
||
4 |
Стоимость времени учителя |
час |
2,2 |
300,00 |
660,00 |
||
5 |
Стоимость поездок по сбору документации |
час |
1600 |
0,015 |
24,00 |
||
6 |
Столы |
шт |
3 |
2,50 |
7,50 |
||
7 |
Стулья |
шт. |
3 |
3,50 |
10,50 |
||
8 |
Уборка класса |
час |
0,18 |
22,20 |
4,00 |
||
9 |
Методические пособия |
Шт. |
1 |
15 |
15,00 |
||
Итого материальных затрат |
1128,45 |
||||||
Основная з/плата учителя |
163,88 |
||||||
Доплата произв. премиал. |
45% |
73,75 |
|||||
Дополнительная з/плата |
20% |
73,34 |
|||||
Итого: |
310,97 |
||||||
Начисления по соцстраху |
39% |
121,28 |
|||||
Цеховые расходы |
40% |
65,55 |
|||||
Общие расходы |
27% |
44,25 |
|||||
Итого обработка: |
|
542,05 |
|||||
Себестоимость |
1721,65 |
||||||
Внепроизводственные расходы |
1,5% |
25,82 |
|||||
Полная себестоимость |
1747,47 |
||||||
Итого |
2051,47 |
||||||
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. - М, 2003. - 322 с.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М, 2004. - 233 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М, Просвещение, 2004. - с. 33-37.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. - М, 2005. - 441 с.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005. - 113 с.
6. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Технология. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004. - 156 с.
7. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения. - М, 2003. - 111 с.
8. Виноградов В.Н.. Внеклассная работа по технологии в школе. Издание второе, дополненное. - М.: Просвещение, 2005. - 147 с.
9. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М. Просвещение, 2002. - 264 с.
10. Есипов Б.Г. Основы дидактики. - М, 2003. - 190 с.
11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М, 2002. - 138 с.
12. Зимняя А.И. Педагогическая психология.-2-ое издание. - М.: Логос, 2005. - 248 с.
13. Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2002. - 182 с.
14. Казанский Н.Г. Дидактика. - М, 2004. - 233 с.
15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. - М, 2004. - 422 с.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М, 2004. - 224 с.
17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004. - 328 с.
18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М, 2004. - 166 с.
19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - 374 с.
20. Онищук В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - 158 с.
21. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002. - 404 с..
22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв./ Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина и др.- М.: Педагогика, 2005. - 532 с.
26. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941гг.)/ Отв. ред. Н.П. Кузин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин.- М.: Педагогика, 2005. - 534 с.
27. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986гг.)/ Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина.- М.: Педагогика, 2006. - 499 с.
28. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М, 2004. - 376 с.
29. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПКПРО, 2004. - 169 с.
30. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 2005. - 544 с.
31. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2004. - 227 с.
32. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. - М.: МИОО, 2004. - 127 с.
33. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - 118 с.
34. Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы.- СПб.: КАРО, 2003. - 333 с.
35. Юткин И.И. Политехническое образование в курсе технологии. - М, 2005. - 378 с.
36. Родионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дис. докт. пед. наук.- С-Пб, 2005. - 43 с.
37. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе. - М, 2005. - 135 с.
38. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Логос, 2004. - 159 с.
39. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002. - 227 с.
40. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003. - 175 с.
41. Степакова В.В., Анисимова Л.Н. Технология. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.В.Степаковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2005. - 289 с.
42. Чепель Т.Л. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования//Педагогика.-2005.-№ 1-2. - с. 13-15.
43. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. - С-Пб, 2005. - с. 274 с.
44. Шашкин Д.Ю. Методы проектов на уроках технологии в школе. - М, 2005. - с. 156 с.
Приложения
Приложение 1
Опрос учащихся
1. На рисунке вы видите изображения некоторых видов чертежей и материалов. Назовите каждую группу.
1______________ 2______________ 3______________
4________________ 5_________________
2. На рисунке изображены 2 точки. Назовите какая точка расположена ближе: точка А или точка В?
а) А
б) В
3. Из каких компонентов состоит данная деталь?
Ответ__________________________________
__________________________________
4. Знакомо ли вам понятие эскиз или технический рисунок? Если да, то чем отличается технический рисунок от эскиза?
а) да
б) нет
5. Знаете ли вы, что такое симметрия? Если да, то назовите примеры симметричных предметов?
а) да
б) нет
6. Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше самого предмета будет его изображение на эскизе изделия?
а) больше
б) меньше
в) затрудняюсь ответить
7. Знаете ли вы, что такое ГОСТ, ЕСКД? Если да, то расшифруйте.
а) да
б) нет
8. Выберите, какие цвета относят к основным?
а) желтый
б) черный
в) синий
г) белый
д) зеленый
е) красный
ж) коричневый
з) фиолетовый
9. Какие цвета относят к «теплым»?
а) желтый
б) фиолетовый
в) красный
г) голубой
д) синий
е) желто-зеленый
10. Процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета, это…
а) моделирование
б) конструирование
11. что такое цветовая гармония?
Ответ______________________________________________
12. Закономерное чередование соизмеримых форм и линий, это…
а) пропорция
б) силуэт
Приложение 2
Количественный анализ анкеты.
Ответы на вопросы с выбором правильного ответа
Номер вопроса |
Варианты ответа |
Количество учащихся, чел |
Количество учащихся, % |
|
2 |
а |
13 |
65 |
|
б |
7 |
35 |
||
4 |
а |
- |
0 |
|
б |
20 |
100 |
||
5 |
а |
1 |
5 |
|
б |
19 |
95 |
||
6 |
а |
12 |
60 |
|
б |
5 |
25 |
||
в |
3 |
15 |
||
7 |
а |
18 |
90 |
|
б |
2 |
10 |
||
8 |
а |
12 |
60 |
|
б |
11 |
55 |
||
в |
13 |
65 |
||
г |
12 |
60 |
||
д |
12 |
60 |
||
е |
18 |
90 |
||
ж |
4 |
20 |
||
з |
7 |
35 |
||
10 |
а |
12 |
60 |
|
б |
8 |
40 |
||
11 |
а |
5 |
25 |
|
б |
9 |
45 |
||
в |
6 |
30 |
||
Ответы на вопросы, требующие собственного полного ответа
Вопрос |
Варианты ответа |
Количество учащихся, чел |
Количество учащихся, % |
|
1. На рисунке вы видите изображения некоторых видов материалов. Назовите каждую группу. Группа 1 |
затруднились ответить |
5 |
25 |
|
лен |
11 |
55 |
||
хлопок |
2 |
10 |
||
саржа |
1 |
5 |
||
тесьма |
1 |
5 |
||
Группа 2 |
тесьма |
5 |
25 |
|
хлопок |
4 |
20 |
||
просто ткань |
8 |
40 |
||
затруднились ответить |
3 |
15 |
||
Группа 3 |
специальные |
12 |
60 |
|
хлопок |
1 |
5 |
||
лен |
1 |
5 |
||
затруднились ответить |
6 |
30 |
||
Группа 4 |
лен |
8 |
40 |
|
саржа |
2 |
10 |
||
затруднились ответить |
10 |
50 |
||
Группа 5 |
саржа |
13 |
65 |
|
хлопок |
5 |
25 |
||
затруднились ответить |
2 |
10 |
||
3.Из каких компонентов состоит изображенная на рисунке деталь? |
трех |
8 |
40 |
|
двух |
5 |
25 |
||
фигурных |
6 |
30 |
||
обычных |
2 |
10 |
||
двойных |
1 |
5 |
||
затруднились ответить |
3 |
15 |
||
11.Что такое цветовая гармония? |
затрудняюсь ответить |
17 |
85 |
|
сочетание цветов |
2 |
10 |
||
радость жизни, света |
1 |
5 |
||
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |