Шпаргалка по предмету "Математика"


Применение графиков в решении уравнений

Применение графиков в решении уравнений Основная часть: Применение графиков в решении уравнений. I)Графическое решение квадратного уравнения: Рассмотрим приведённое квадратное уравнение : x2+px+q=0; Перепишем его так: x2=-px-q. (1) Построим графики зависимостей: y=x2 и y=-px-q.
График первой зависимости нам известен, это есть парабола; вторая зависимость линейная; её график есть прямая линия. Из уравнения (1) видно, что в том случае, когда х является его решением, рдинаты точек обоих графиков равны между собой. Значит, данному значению х соответствует одна и та же точка как на параболе, так и на прямой, то есть парабола и прямая пересекаются в точке с абциссой х.
Отсюда следующий графический способ решения квадратного уравнения: чертим параболу у=х2, чертим(по точкам) прямую у=-рх-q.
Если прямая и парабола пересекаются, то абциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения. Этот способ удобен, если не требуется большой точности. Примеры: 1. Решить уравнение: 4x2-12x+7=0 Представим его в виде x2=3x-7/4. Построим параболу y=x2 и прямую y=3x-7/4. Рисунок 1.
Для построения прямой можно взять, например, точки(0; -7/4) и (2; 17/4). Парабола и прямая пересекаются в двух точках с абциссами x1=0. 8 и x2=2. 2 (см. рисунок 1). 2. Решить уравнение : x2-x+1=0. Запишем уравнение в виде: x2=x-1.
Построив параболу у=х2и прямую у=х-1, увидим, что они не пересекаются(рисунок 2), значит уравнение не имеет корней. Рисунок 2. Проверим это. Вычислим дискриминант: D=(-1)2-4=-3 А поэтому уравнение не имеет корней. 3. Решить уравнение: x2-2x+1=0 Рисунок 3.
Если аккуратно начертить параболу у=х2 и прямую у=2х-1, то увидим, что они имеют одну общую точку(прямая касается параболы, см. рисунок 3), х=1, у=1; уравнение имеет один корень х=1(обязательно проверить это вычислением). II) Системы уравнений.
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство. Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны. Например, графиком уравнения 2х+3у=15 является прямая, уравнения у=0. 5х2 –2 –парабола, уравнения х2 +у2=4 – окружность, и т. д... Степень целого уравнения с двумя переменными определяется так же, как и степень целого уравнения с одной переменной. Если левая часть уравнения с двумя переменными представляет собой многочлен стандартного вида, а правая число 0, то степень уравнения считают равной степени многочлена. Для того чтобы выяснить, какова степень какого-либо уравнения с двумя переменными, его заменяют равносильным уравнением, левая часть которого–многочлен стандартного вида, а правая- нуль. Рассмотрим графический способ решения. Пример1: решить систему ? x2 +y2 =25 (1) ? y=-x2+2x+5 (2)
Построим в одной системе координат графики уравнений(Рисунок4): Построим в одной системе координат графи) х2 +у2=25 и у=-х2+2х+5
Координаты любой точки построенной окружности являются решением уравнения 1, а координаты любой точки параболы являются решением уравнения 2. Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т. е. являются решением рассматриваемой системы. Используя рисунок, находим приближённые значения координат точек пересечения графиков: А(-2, 2; -4, 5), В(0; 5), С(2, 2; 4, 5), D(4; -3). Следовательно, система уравнений имеет четыре решения: х1? -2, 2 , у1? -4, 5; х2? 0, у2? 5; х3? 2, 2 , у3? 4, 5; х4? 4, у4? -3.
Подставив найденные значения в уравнения системы, можно убедиться, что второе и четвёртое из этих решений являются точными, а первое и третье– приближёнными. III)Тригонометрические уравнения:
Тригонометрические уравнения решают как аналитически, так и графически. Рассмотрим графический способ решения на примере. Рисунок5.
Пример1: sinx+cosx=1. Построим графики функций y=sinx u y=1-cosx. (рисунок 5) Из графика видно, что уравнение имеет 2 решения: х=2рп, где пЄZ и х=р/2+2рk, где kЄZ(Обязательно проверить это вычислениями). Рисунок 6.
Пример2: Решить уравнение: tg2x+tgx=0. Решать это уравнение будем по принципу решения предыдущего. Сначала построим графики(См. рисунок 6)функций: y=tg2x u y=-tgx. По графику видно что уравнение имеет 2 решения: х=рп, пЄZ u x=2рk/3, где kЄZ. (Проверить это вычислениями) Применение графиков в решении неравенств. 1)Неравенства с модулем. Пример1. Решить неравенство |x-1|+|x+1|
На интеграле(-1; -? ) по определению модуля имеем |х-1|=-х+1, |х+1|=-х-1, и, следовательно, на этом интеграле неравенство равносиьно линейному неравенству–2х-2. Таким образом, в множество решений входит интеграл(-2; -1). На отрезке [-1, 1] исходное неравенство равносильно верному числовому неравенству 2

На интеграле (1; +? ) опять получаем линейное неравенство 2х
Однако тот же самый результат можно получить из наглядных и в то же время строгих геометрических соображений. На рисунке 7 построены графики функций: y=f(x)=|x-1|+|x+1| и y=4. Рисунок 7.
На интеграле (-2; 2) график функции y=f(x) расположен под графиком функции у=4, а это означает, что неравенство f(x)
Решение неравенств с одним или несколькими параметрами представляет собой, как правило, задачу более сложную по сравнению с задачей, в которой параметры отсутствуют.
Например, неравенствоvа+х+vа-х>4, содержащее параметр а, естественно, требует, для своего решения гораздо больше усилий, чем неравенствоv1+х + v1-х>1.
Что значит решить первое из этих неравенств? Это, по существу, означает решить не одно неравенство, а целый класс, целое множество неравенств, которые получаются, если придавать параметру а конкретные числовые значения. Второе же из выписанных неравенств является частным случаем первого, так как получается из него при значении а=1.
Таким образом, решить неравенство, содержащее параметры, это значит определить, при каких значениях параметров неравенство имеет решения и для всех таких значений параметров найти все решения. Пример1: Решить неравенство|х-а|+|х+а|0.
Для решения данного неравенства с двумя параметрами a u b воспользуемся геометрическими соображениями. На рисунке 8 и 9 построены графики функций. Y=f(x)=|x-a|+|x+a| u y=b.
Очевидно, что при b2|a|, то прямая y=b пересекает график функции y=f(x) в двух точках (-b/2; b) u (b/2; b)(рисунок 6) и неравенство в этом случае справедливо при–b/2 Ответ: Если b Если b>2|a|, то x €(-b/2; b/2). III) Тригонометрические неравенства:

При решении неравенств с тригонометрическими функциями существенно используется периодичность этих функций и их монотонность на соответствующих промежутках. Простейшие тригонометрические неравенства. Функция sin x имеет положительный период 2р. Поэтому неравенства вида: sin x>a, sin x>=a, sin x
Достаточно решить сначала на каком-либо отрезке лдины 2р. Множество всех решений получим, прибавив к каждому из найденных на этом отрезке решений числа вида 2рп, пЄZ. Пример 1: Решить неравенство sin x>-1/2. (рисунок 10)
Сначала решим это неравенство на отрезке[-р/2; 3р/2]. Рассмотрим его левую часть–отрезок [-р/2; 3р/2]. Здесь уравнение sin x=-1/2 имеет одно решение х=-р/6; а функция sin x монотонно возрастает. Значит, если–р/2sin(-р/6) = –1/2. Все эти значения х не являются решениями неравенства. На оставшемся отрезке [р/2; 3р/2] функция sin x монотонно убывает и уравнение sin x = -1/2 имеет одно решение х=7р/6. Следовательно, если р/2sin(7р/6)=-1/2, т. е. все эти значения х являются решениями неравенства. Для x Є[7р/6; 3р/2] имеем sin x

В силу периодичности функции sin x с периодом 2р значения х из любого интеграла вида: (-р/6+2рn; 7р/6 +2рn), nЄZ, также являются решениями неравенства. Никакие другие значения х решениями этого неравенства не являются . Ответ: -р/6+2рn Рисунок 10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.