Атеистический экзистенциализм


Атеистический экзистенциализм

Две разновидности экзистенциализма

Экзистенциализм как философское направление не является единым учением, а распадается на множество отдельных учений философов, связанных между собой одной терминологией и совпадающих в понимании ключевых моментов. В экзистенциализме принято выделять два основных направления:

  • религиозный (Ясперс, Марсель, Бубер)
  • атеистический (Сартр, Хайдеггер, Камю, Мерло-Понти)
Замечание 1

Причины выделения двух данных лагерей кроются в связи экзистенциализма с метафизикой. Экзистенциализм, выражающий философию существования, уже изначально связан с размышлением о сущем в самом высшем его проявлении, а потому неизбежно затрагивает тему Бога. Это послужило причиной для развития религиозного экзистенциализма.

Основу для религиозного экзистенциализма заложил еще Кьеркегор. С точки зрения Кьеркегора человек пребывает в состоянии заброшенности, покинутости и одиночества. Человек предстает как огромный микрокосм, замкнутый сам в себе, которому грозит опасность затеряться внутри себя. Преодолеть это человеческое одиночество не может ничто. Бог также самозамкнут, но вера дает надежду на избавление от этого состояния. Кьеркегор представлял себе бытие как болезненное усилие воли и страсти, направленное на то, чтобы отбросить из человеческой души то, что его не удовлетворяет. Однако в результате его философия приводит к тому, что человек стремится к погружению в Бога, проявляя аскетизм и мистицизм. Чем ближе человек к Богу, тем меньше его интересует хаос окружающего мира, общество и история. Отрешившись от мира, одинокая личность ведет свой трагический диалог с богом.

Атеистические экзистенциалисты пересмотрели идеи датского философа. Они поднимают два пласта в его философии:

  • первый пласт: вопросы теории познания;
  • второй пласт: проблемы свободы и выбора, а также связанная с ними ответственность.

Идеи экзистенциалистов-атеистов

Для многих экзистенциалистов атеистического направления он воплощается в трагическом героизме. На первый план выдвигается вопрос автономности нравственного выбора. С их точки зрения такие жизненные явления, как нищета, страдание, горе, любовь не могут быть преодолены или изменены при помощи методов познания, а значит, они воплощают в себе ту самую непосредственную и реальную жизнь, которая дается человеку лишь один раз. Существование человека и способ организации его жизни являются сферой интуитивного восприятия человека.

Они возлагают на человека ответственность за свою жизнь, т.к. именно человек сам совершает выбор - определяет свое поведение, принимает решения, занимает определенную нравственную позицию. Они часто опираются на Библию для подкрепления своих идей. Например, Бог позвал Авраама, но тому самому пришлось решать, как поступить, не является ли это бредом, галлюцинацией или сном, стоит ли подчиняться голосу. Человек призван сам решать свою судьбу, его внутренняя сила и способности таковы, что через собственный выбор он может изменить свою сущность, преобразить себя.

На эту огромную работу над собой указывал Сартр. Он писал, что у Кьеркегора существование представляет собой работу внутренней жизни человека: колебания сменяются принятием решения, затем опять сомнениями и т. д. При этом эта деятельность противоположна интеллектуальному познанию. Сартр считал, что для того, чтобы что-то изменить в себе, мало только вычленить данное свойство, необходимо ему что-то противопоставить, чтобы преодолеть и уничтожить, упорно бороться при помощи других страстей.

Для Сартра исходной точкой его философии является «смерть Бога». Он рассматривает идею Бога как личный Абсолют, действующий «только в себе» и только «для себя», но это в принципе противоречит самой идее религии, а значит, закономерным является вывод об отсутствии Бога. С его точки зрения мир существует сам по себе, и пора прекратить искать его мистические или религиозные «источники». Даже без человека мир продолжит существовать. Важнейшей характеристикой мира является его безразличие ко всему, не только к человеку, но и к саму себе. Однако у человека «в себе» есть реальная сущность - его сознание, которое выражает отношение человека к его внешнему «трансцедентному» миру.

Споры о существовании атеистического экзистенциализма

Замечание 2

Не все философы считают, что разделение экзистенциалистов на атеистических и религиозных оправдано. Начало делению на два направления было положено Ж.-П. Сартром, который в своей статье «Экзистенциализм - это гуманизм» впервые упомянул о двух разновидностях экзистенциалистов. Однако Ф. Г. Овсиенко в этом замечании Сартра склонен видеть иронию, а само деление считает достаточно условным.

С точки зрения Овсиенко, философия Камю и Сартра была названа атеистической в большей степени благодаря интерпретации последующих исследователей, прежде всего потому, что в ней не нашлось места для классического «антропоморфного» понимания Бога. Однако религия не означает веру только в Бога, она может предусматривать веру в абсолют, Мировой дух - все, что философ видит в качестве объективного начала.

С точки зрения традиционного понимания Бога основные идеи экзистенциализма, а именно разрушение ценностей, хаос в мире, его абсурдность, растерянность человека и его одиночество, трагизм существования, потеря надежды - есть следствие принятие установки «Бог умер!». Т.е. трагизм человеческой жизни, отвращение к себе и к миру, переживаемое человеком, постоянное осознание конечности жизни - это результат утраты веры, воплощение атеистической позиции.

Ф. Г. Овсиенко считает, что, напротив, экзистенциализм является в большинстве случаев воспроизведением иррационально-мистических положений христианства, его чувствования мира и жизни. И Камю, и Сартр рассматривали Бога и религию как результат внутренней психической жизни человека, порождение индивидуального сознания, тем самым являясь сторонниками последовательного субъективизма, который не признается в любой конфессии, т.к. позволяет трактовать религию как порождение чувств человека, а не божественного откровения. Однако отрицание церковью не означает разрыва с религией.

Собственно, об условности в разделе экзистенциалистов говорили сами философы. Так, Камю писал, что пропасть между предельной рационализацией реальности и ее предельной иррационализацией, ведущей к религии и Богу, непрестанно колеблется, а раскол между ними - всего лишь видимость.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :