Самосознание является важнейшим компонентом человеческой психики, который изучали многочисленные отечественные и зарубежные психологи:
В западной науке под самосознанием понимается «Я-концепция» личности, которая включает в себя все представления индивида о самом себе.
Самосознание представляет собой отражение акта собственного сознания, согласно определению И.М. Сеченова. Его особенность заключается в том, что человек может выделить себя из всего многообразия внешнего мира, сформировать отношение не только к внешнему миру, но и к самому себе. В свою очередь выделение себя предполагает наличие внутренней целостности, наличия постоянства, когда личность вне зависимости от сменяющихся обстоятельсв способна оставаться собой.
С.Л. Рубинштейн считал, что только в процессе развития сознания и самосознания формируется человеческая личность. От рождения человек не обладает такой способностью, ребенок только с возрастом после прохождения определенного пути развития психики приобретает данную способсность. Однако стоит учесть, что ее развитие возможно только в результате общения с внешним миром, в процессе взаимодействия с другими люьми.
Рубинштейн считал, что самосознание появляется у ребенка не ранее 2-3 лет, после того, как он овладеет речью. И. Кон утверждал, что в таком возрасте формируются лишь его отдельные компоненты, а говорить собственно о складывании самосознания можно лишь в подростковом и юношеском возрасте, когда возникает явление рефлексии.
Самосознание помогает человеку выделить себя как особую индивидуальную реальность, отделить себя от мира природы, общества, а также от других людей. Самосознание помогает осознать наличие самого себя в объективном мире. Однако функция познания себя является одной из самых сложных.
Здесь одновременно субъект и объект познания совпадают, а также для объективной оценки требуется опыт и знания, который могут приходить только с возрастом и расширением знаний о себе самом на основе индивидуального опыта. Стоит учитывать, что человек находится в постоянном развитии, а потому самосознание не всегда успевает отмечать те изменения, которые произошли в личности, хотя данные черты могут быть уже достаточно заметны для других. Кроме того, познание себя предполагает импульс к последующему изменению, с каждым новым утверждением относительно себя человек становится другим, стремится к своему «идеальному Я».
Совершенствование человека тесно связано с его самооценкой, которая входит в структуру самосознания. Если самооценка завышена, то, как правило, человек считает, что его путь к идеалу пройден в достаточной степени, если же занижена, то на лицо недооценивание своих собственных сил и возможностей.
Кроме того, самосознание выступает как важнейший регулятор человеческой деятельности, т.к. позволяет сохранить постоянство поведения и осознать ответственность за свои собственные действия. Исходя из этого самосознание влияет на выбор мотивов, постановку целей, исходя из собственных моральных представлений и знаний об окружающем мире. Знание о себе может являться тем фактором, который будет определять отношения человека к окружающим, стиль общения с ними.
Еще одна из функций самосознания заключается в осмыслении собственной жизни. Человек оценивает пройденный жизненный путь и ставит сам себе оценку. При этом встает попытка найти свой собственный смысл жизни, придать своему существованию значение.