Самосознание и Я-концепция


Самосознание и Я-концепция

Функции самосознания и Я-концепции

Определение 1

Самосознание – это высший уровень развития человеческой психики, который связан с осознанием и оценкой человеком собственных психологических особенностей, на базе которых идет формирование целостной системы представлений о себе.

Определение 2

Я-концепция личности – это собственное представление о себе или некоторый образ самого себя, то есть сумма мнений о собственном здоровье, внешности и характере, о способностях и недостатках.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией. Формируемый образ Я нельзя сводить только к осознанию собственных отдельных качеств и черт.

Самосознанию присущи следующие важные функции в человеческой жизни:

  • формирование себя как личности, то есть самоопределение;
  • сохранение устойчивости «Я», в ситуации отрицательного влияния внешних факторов, то есть самозащита;

Мерлин В.С. в развитии самосознания выделил несколько этапов:

  • осознаний собственного отличия от окружающего мира;
  • осознание «Я» в качестве активного начала субъекта деятельности;
  • осознание собственных свойств психики;
  • формирование социально-нравственной самооценки и развитие самоуважения.

Бернс Р., один из зарубежных исследователей Я-концепции, выделил в ней образ Я, самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Основываясь на этом, в самосознании было выделено три взаимосвязанных компонента:

  • познавательный, или когнитивный – образ собственных познавательных и личностных свойств, внешнего облика и пр.;
  • эмоциональный – самолюбие, самокритичность и самоуважение;
  • поведенческий, или волевой – стремление завоевывать симпатии, скрывать собственные недостатки, быть понятым, повышать личностный статус и пр.;

Самосознание состоит из четырех уровней, в соответствии со Столяренко Л.Д.:

  • непосредственно-чувственный заключается в самоощущении процессов в организме, которые обеспечивают простейшее самопознание и идентифицируют собственную личность;
  • целостно-образный – предполагает осознание себя в качестве деятельного начала и стремления к самосовершенствованию посредством использования имеющихся задатков;
  • интеллектуально-аналитический – предполагает осознание индивидом содержания собственных мыслительных операций посредством самонаблюдения и самоанализа;
  • целенаправленно-деятельностный – включает анализ предыдущих уровней и формирование самооценки, самоконтроля, самокритики, самовыражения, самомотивации и пр.

К отличительным чертам личности, обладающей развитым самосознанием, являются:

  • удовлетворение собственных потребностей, не нанося ущерб окружающим людям;
  • достижение существенных успехов в деятельности, являющейся средством самовыражения;
  • демонстрация в повседневной жизнедеятельности жизнестойкости и энергии;
  • готовность принимать новый опыт.

Понятие и особенности самооценки

С личностным самосознание тесно переплетается понятия самооценки.

Определение 3

Самооценка – это оценка личностью собственных качества и возможностей, которая определяет ее поведение в межличностном взаимодействии.

Движущие мотивы самооценки – самосовершенствование, здоровое самолюбие и стремление к успеху. Самооценка может быть заниженной, адекватной или завышенной.

Если у личности отмечены сильные отклонения от адекватной самооценки, то может отмечаться психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

В случае завышенной самооценки, у человека формируется комплекс превосходства, а также идеализированное представление о самом себе и собственной значимости. Часто человек может игнорировать неудачи и считать свои слабые стороны сильными. Неудачи, как правило, списываются на внешние обстоятельства.

Если самооценка занижена, это вызывает комплекс неполноценности, при котором человек теряет уверенность в себе, становится чрезмерно застенчивым, нерешительным и предъявляет к себе и окружающим крайне высокий уровень требований. Постепенно у него развивается стремление самоутвердиться, что может вызвать неразборчивость средств достижения этой цели.

Самооценка существенно зависит от уровня притязаний личности.

Определение 4

Уровень притязаний – это тот желаемый уровень самооценки личности, который оказывает влияние на уровень трудности задач, которые ставит перед собой личность.

Принято выделять общий и частный уровни притязаний.

Частный уровень характерен достижениях в отдельной области деятельности – спорт, музыка и пр., либо в человеческих отношениях – стремление к определенному месту в коллективе, в семье, на работе. Основой этого уровня притязаний служит самооценка в соответствующей области.

Общий уровень относится ко многим областям жизнедеятельности человека. Люди с реалистичным уровнем притязаний, характеризуются уверенность в своих силах, настойчиво достигают поставленную цель, продуктивны в деятельности, критично оценивают достигнутый уровень. Неадекватная самооценка приводит к нереалистичным притязаниям, которые могут быть как заниженными, так и завышенными. Это проявляется выбором чрезмерно сложных, или напротив простых целей, повышенной тревожностью, неуверенностью в собственных силах.

Формирование уровня притязаний определяет не только предвосхищение успеха или неудачи, но, в первую очередь, трезвый учет и оценка прошлых успехов или неудач. Исследования уровня притязаний дают возможность лучше понять мотивацию поступков человека и формировать лучшие личностные качества.

Уровень притязаний личности можно повысить несколькими путями, на которые влияют индивидуальные особенности ребенка, реальные возможности педагога и пр. Сюда может относиться прямая помощь, оказываемая педагогом, а также разнообразные приемы, позволяющие создать перспективы личностного роста. Эти перспективы можно выявить изначально в области, которая не связана с областью проявления неудач. Позже, созданная таким образом положительная активность, может переключиться в сферу, в которой необходимо повышение уровня личностных притязаний и восстановление снизившейся самооценки.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :