Самосознание – это высший уровень развития человеческой психики, который связан с осознанием и оценкой человеком собственных психологических особенностей, на базе которых идет формирование целостной системы представлений о себе.
Я-концепция личности – это собственное представление о себе или некоторый образ самого себя, то есть сумма мнений о собственном здоровье, внешности и характере, о способностях и недостатках.
Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией. Формируемый образ Я нельзя сводить только к осознанию собственных отдельных качеств и черт.
Самосознанию присущи следующие важные функции в человеческой жизни:
Мерлин В.С. в развитии самосознания выделил несколько этапов:
Бернс Р., один из зарубежных исследователей Я-концепции, выделил в ней образ Я, самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Основываясь на этом, в самосознании было выделено три взаимосвязанных компонента:
Самосознание состоит из четырех уровней, в соответствии со Столяренко Л.Д.:
К отличительным чертам личности, обладающей развитым самосознанием, являются:
С личностным самосознание тесно переплетается понятия самооценки.
Самооценка – это оценка личностью собственных качества и возможностей, которая определяет ее поведение в межличностном взаимодействии.
Движущие мотивы самооценки – самосовершенствование, здоровое самолюбие и стремление к успеху. Самооценка может быть заниженной, адекватной или завышенной.
Если у личности отмечены сильные отклонения от адекватной самооценки, то может отмечаться психологический дискомфорт и внутренние конфликты.
В случае завышенной самооценки, у человека формируется комплекс превосходства, а также идеализированное представление о самом себе и собственной значимости. Часто человек может игнорировать неудачи и считать свои слабые стороны сильными. Неудачи, как правило, списываются на внешние обстоятельства.
Если самооценка занижена, это вызывает комплекс неполноценности, при котором человек теряет уверенность в себе, становится чрезмерно застенчивым, нерешительным и предъявляет к себе и окружающим крайне высокий уровень требований. Постепенно у него развивается стремление самоутвердиться, что может вызвать неразборчивость средств достижения этой цели.
Самооценка существенно зависит от уровня притязаний личности.
Уровень притязаний – это тот желаемый уровень самооценки личности, который оказывает влияние на уровень трудности задач, которые ставит перед собой личность.
Принято выделять общий и частный уровни притязаний.
Частный уровень характерен достижениях в отдельной области деятельности – спорт, музыка и пр., либо в человеческих отношениях – стремление к определенному месту в коллективе, в семье, на работе. Основой этого уровня притязаний служит самооценка в соответствующей области.
Общий уровень относится ко многим областям жизнедеятельности человека. Люди с реалистичным уровнем притязаний, характеризуются уверенность в своих силах, настойчиво достигают поставленную цель, продуктивны в деятельности, критично оценивают достигнутый уровень. Неадекватная самооценка приводит к нереалистичным притязаниям, которые могут быть как заниженными, так и завышенными. Это проявляется выбором чрезмерно сложных, или напротив простых целей, повышенной тревожностью, неуверенностью в собственных силах.
Формирование уровня притязаний определяет не только предвосхищение успеха или неудачи, но, в первую очередь, трезвый учет и оценка прошлых успехов или неудач. Исследования уровня притязаний дают возможность лучше понять мотивацию поступков человека и формировать лучшие личностные качества.
Уровень притязаний личности можно повысить несколькими путями, на которые влияют индивидуальные особенности ребенка, реальные возможности педагога и пр. Сюда может относиться прямая помощь, оказываемая педагогом, а также разнообразные приемы, позволяющие создать перспективы личностного роста. Эти перспективы можно выявить изначально в области, которая не связана с областью проявления неудач. Позже, созданная таким образом положительная активность, может переключиться в сферу, в которой необходимо повышение уровня личностных притязаний и восстановление снизившейся самооценки.