Литература после Второй мировой войны во многом изменилась, даже если сравнить её с высшими достижениями эпохи литературного модернизма.
На смену пришёл новый термин «постмодернизм», им определяется состояние современной литературы, но также и состояние общества. Оно изменилось точно также, вступив в новую эпоху, а это значит, что новому обществу удалось найти разрешение главных социально-идейных конфликтов, которые так долго определяли характер его роста и развития.
Само слово «постмодернизм» предложил использовать Жан Франсуа Лиотар, французский философ и теоретик литературы, в 1979 году, но видимые литературные сдвиги, говорящие о том, что действительно появилось новое направление, мир заметил лишь в начале 80-х.
К этим «сдвигам» относятся произведения Умберто Эко, Дона Делилло, Уильяма Гибсона, Джона Барта и других.
Однако все вышеуказанные авторы отказывались причислять себя к представителям данного литературного течения, хотя их произведениям и вправду было присуще много общего. Главным же объединяющим моментом служило типичное для постмодернистов отрицание поисков единой и безусловной мирской истины. Наоборот, мир в их творчестве приобретал разнородную структуру, соответственно, какие-либо доводы о его истине невозможны.
Термин, как и литературное направление возникает в противовес устоям, исключает любое ограничение действий и приёмов, уничтожает границы между стилями и открывает автору полную свободу творчества. Свержение любых устоявшихся норм, смешение между собой «высоких» ценностей и «низменных» потребностей — всё это является главной целью развития постмодернизма.
Взамен классических форм, таких как романы и поэмы, писатели теперь создают «тексты», открытые для самых разных прочтений и вступающие в активное взаимодействие с другими «текстами» по принципу «интертекстуальности» — явного или скрытого цитирования, диалога, пародии. Игра и ирония — основные качества этой литературы, ставшей самым характерным явлением художественной жизни конца ХХ столетия.
Углублённость героя в свой внутренний мир определяет его принципиальный разрыв с миром внешним: от этого постмодернистский персонаж неукоренен в реальности, что проявляется в попытке героя найти метафизическую основу своему существованию в образе двойника.
Постмодернистская литература отражает прежде всего эстетику «разрыва». «Разрыв» может быть между телом и сознанием, между речью и сознанием, и даже внутри самого языка. Техника «потока сознания», перекочевавшая в постмодернизм из предшествующей эпохи модернизма, создаёт тип героя-призрака, чьей формой самовыражения является дневник. Благодаря дневнику происходит синтез речи письменной и устной. В связи с чем «поток познания» героя, который заключён в форму дневника, позволяется рассматривать в виде попытки представить картину зарождения художественного образа в творческом сознании.
Техника повествования в романе постмодернистского направления является попыткой найти языковое соотношение физиологического процесса мышления и отразить его в виде письменного текста. Речь персонажей довольно прерывистая, полна незаконченными, рубленными предложениями, тогда как внутренняя речь становится богаче и интересней.
Одной из ключевых концепций в эстетике постмодернизма является концепция так называемой «смерти автора», когда границы авторства становятся размытыми, и читатель может заметить появление нового типа соавторства. Чаще всего это творческий симбиоз и самого писателя, и героя, и читателя. Такая динамичная и активная роль читателя в соавторстве представляется постмодернистами открытием литературы ХХ-го века.
Литературные идеи французских постструктуралистов привлекает особое внимание у американского писательского сообщества. Именно на его основе появляются западные теории постмодернизма. В процессе формирования постмодернистской литературы набирает всё большие обороты тенденция уничтожения границ между книгами для интеллектуалами и рассказами для общества необразованных людей.
В результате развития между произведениями зарубежного постмодернизма наметились характерные признаки, такие как:
Плюрализм — это философское направление, которое утверждает, что мир состоит из множества принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей.
Литературное направление постмодернизма родилось в Америке. И наиболее ярко он отражается в творчестве последователей школы чёрного юмора в лице Томаса Пинчона и Дональда Бартельми, Джона Барта и Джеймса Патрика Данливи.
Русский постмодернизм отличался отказом от реалистичности в противопоставление авангардизму и модернизму. Постмодернисты в своих произведениях описывают гармонию как утопию, гораздо проще им найти компромисс с бесконечным космосом или хаосом.
Первым, кто осмелился откликнуться направлению посмодерна был Андрей Битов с романом «Пушкинский дом», на печать которого был наложен запрет. Российский постмодернизм многим обязан отечественному социальному реализму, прежде всего — многогранностью образов. Именно соцреализм является отправной точкой к размышлению и развитию героев книг постмодернизма.
Основывая на понятиях «мир как текст», «авторская маска» и «двойной ход», постмодернизм определённо не имеет никаких конкретных границ и рамок. Однако при анализе русской литературы конца ХХ века, всё же получается выделить некоторые особенности: