Постмодернизм в современной литературе


Постмодернизм в современной литературе

Романы Дж. С. Фоера как литература современного постмодернизма

Постмодернизм – первое направление ХХ века, представители которого открыто признали, что посредством текста не отражается реальность, а создается новая реальность, множество реальностей, не зависящих друг от друга. Данное направление развивалось со второй половины ХХ столетия и продолжает развиваться в современной литературе.

Одним из современных представителей постмодернизма является американский писатель Джонатан Сафран Фоер (род. 1977). Известность писателю принесли романы «Полная иллюминация» (2002) и «Жутко громко и запредельно близко» (2005). Данные произведения не обнаруживают линий соприкосновения, они совершенно различны, объединяет их лишь доведенная до крайности эмоциональность и сила воздействия на читателя. В духе постмодернизма Фоер стирает грани между объективной действительностью и иной реальностью, которая существует в нескольких плоскостях. Произведения Фоера отличают также отсутствие единой точки зрения на причинно-следственные связи, уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного.

Роман «Полная иллюминация» («И всё осветилось») принято относить к современной постмодернистской литературе даже при значительном количестве черт реализма. Этому способствует внутренняя гипертекстуальность романа:

  • обилие видений,
  • дневниковых записей,
  • кусочков внутренних монологов.

Кроме того, автор нередко пренебрегает сюжетной логикой ради броского и запоминающегося образа, он создает псевдоправила, чтобы «вывернуть текст наизнанку», сохраняя при этом ясность изложения. Текст данного произведения обнаруживает действительно ювелирную работу Фоера над организацией диалогов и ритмикой фраз.

На первый взгляд, роман «Полная иллюминация» состоит из двух частей – двух пластов: прошлого и настоящего. Однако автор стремился показать, что нет границ между ними: настоящее обусловлено прошлым, а прошлое отражается в настоящем, они находятся в непрерывном взаимодействии.

Замечание 1

Фоер, использовав изменчивость формы, стремился показать единство содержания.

Смешной, трагичный и изящно построенный роман «Жутко громко и запредельно близко» также относится к постмодернизму, что обуславливает тесное переплетение в рамках произведения живого детского воображения и пронзительной детской боли. Обилие головоломок, многогранность и виртуозность исполнения позволяют тексту апеллировать к читателю: для его восприятия важна работа мысли.

Другие произведения Фоера, которые могут быть отнесены к современному постмодернизму:

  • «Поедание животных, или Мясо. Eating Animals» (2009);
  • «Дерево кодов» (роман-гипертекст, 2010);
  • «Вот я» (2016).

Постмодернизм в произведениях Харуки Мураками

Сильное влияние западной литературы заметно отразилось на художественном стиле Харуки Мураками (род. 1949). В большей степени это влияние поп-культуры США, что может быть обусловлено долгим периодом жизни автора в Америке. Однако именно воздействие американской культуры с ее стремлением к постмодернизму предопределило специфику произведений Мураками.

В рамках постмодернистского направления написаны романы:

  • «Охота на овец» (1982);
  • «Хроники Заводной Птицы» (роман в трех книгах: «Сорока-воровка», 1992, «Вещая птица», 1994, «Птицелов», 1995);
  • «Кафка на пляже» (2002);
  • «Послемрак» (2004) и др.

В романах прослеживается стремление автора на почве западноевропейских реалий адаптировать японскую культуру для мирового читателя.

Замечание 2

Творчество Х. Мураками, с одной стороны, позволяет японским читателям увидеть культуру других стран, с другой – дает возможность западному читателю прочувствовать восточный менталитет.

Придерживаясь постмодернистского направления, Мураками активно включает в тексты произведений разные сферы западноевропейской культуры (музыку, философию, кино, историю, бытовую культуру и т. д.), что является характерным художественным приемом писателя. Постмодернистская интертекстуальность произведений Мураками отсылает к разнообразным музыкальным стилям (таким как поп и рок, классическая музыка: венская классическая школа, барокко-классицизм, жанр сольного инструментального концерта и т. д.), к различным литературным жанрам и направлениям (детектив, фантастика, битничество, реализм, модернизм и т. д.); к немецким философским течениям: критицизму, марксизму, философии Ницше. Кроме того, Мураками отдельное внимание уделяет направлениям изобразительного искусства: рационализму, функционализму, кубизму, неоклассицизму, сюрреализму, барокко. Таким образом, своеобразное художественное изображение действительности с применением интертекстуальности позволяет отнести Мураками к современным представителям постмодернизма.

«Парфюмер. История одного убийцы» П. Зюскинда в контексте постмодернизма

Патрик Зюскинд (род. 1949) – немецкий драматург и прозаик – в рамках романа «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) смог создать действительно постмодернистского героя.

Замечание 3

Жан-Батист Гренуй – постмодернистский гений.

Творения Гренуя являются шедеврами истинного постмодерниста: он не создает ничего своего, а лишь смешивает то, что украл у природы и людей, но при этом получает нечто оригинальное и оказывающее сильное воздействие. Гренуй, который крадет душу природы, создавая свои произведения, немногим отличается от Бальдини – филистера, который крадет сами произведения.

Постмодернизм в образе Гренуя отразился также и в том, что герой объединяет в себе несочетаемое: исторический культ гения и разочарование в нем, осознание его ущербности. При абсолютизации гениальности в нравственном аспекте становится неизбежным ее развенчивание: гений возносится на такие высоты, которые стирают все связи с реальностью, поэтому он словно покидает сферу реального и все больше приближается к фикции, становится симулякром. «Темный» дар гения все дальше отделяет его от людей, что приводит к внутреннему распаду, стиранию нравственных границ, потери внутреннего морального содержания (растут эгоистичность, враждебность, ненависть). Поэтому данная история о художнике, выполненная в постмодернистской традиции, является историей крушения гениального мастера, ставшего жертвой своих деструктивных принципов и деятельности. Как итог – Гренуй не столько жертва толпы, сколько первая жертва произведенного им эликсира.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :