История зарубежной литературы XVIII века


История зарубежной литературы XVIII века

Характеристика и направления зарубежной литературы XVIII века

XVIII век — век Просвещения и время величайших социально-политических сдвигов в жизни народов Европы и Америки, важнейших общественно-политических событий.

На литературу и искусство Просвещения огромное влияние оказала идеология того времени. Деятели Просвещения часто оказывались не только писателями и поэтами, но и философами, политиками, и считали своё писательское творчество как логическое продолжение той борьбы, которую вели в других сферах духовной жизни.

Литература и искусство того века настолько связаны с философскими вопросами, что художественные произведения часто помогали читателю понять те или иные философские идеи. Желание писателей Просвещения оказать своими произведениями на умы современников влияние, способствовало тому, что просвещенческая литература приобрела подчеркнутую публицистичность.

Появились такие жанры, как журнальный очерк, трактат-рассуждение, диалог и другие. Также публицистика затронула и традиционные жанры: роман, комедию, поэму и т.д.

Главными литературными направлениями эпохи Просвещения являются:

  • классицизм;
  • реализм;
  • сентиментализм;
  • рококо.

В то время формируется просветительский классицизм, который некоторые литературоведы незаслуженно оценивают как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII века.

На самом деле классицизм XVIII века — совершенно независимое и цельное художественное направление, которое затрагивает ранее не использованные возможности. Меняется понимание смысла и характера трагедии: если в классицизме предшествующего столетия за основу трагедии часто берётся любовный конфликт, то в эпоху Просвещения о любви никто не говорит, заменяя её философской проблематикой.

В середине XVIII века в литературе начинается расцвет реализма. Писатели-реалисты точно также как и классицисты следуют принципу «подражания природе», но всё-таки присутствует некоторое отличие — широта толкования. Главной особенностью реализма стало предпочтение современности как объекта изображения, он отвергает иерархию жанров и рождает новые.

Впервые писатели так настойчиво стараются изображать жизнь обычного, рядового человека, находя в нём богатейшие запасы человечности и благородства, моральной стойкости. Характеры персонажей раскрываются совершенно по-новому, обзаводятся типовыми качествами.

Третьим направлением, характеризующим XVIII век, становится сентиментализм.

Определение 1

Сентиментализм — направление в литературе XVIII века, которое отличалось повышенным интересом к чувствам человека, к его эмоциональному отношению к миру.

Сентиментализм зародился в Англии, распространившись позже во Франции и Германии. Его главными критериями выступают:

  1. Культ чувства.
  2. Культ природы.
  3. Культ личности.

Часто героями писателей-сентименталистов выступают простые люди, обычные рабочие, которым свойственна близость с природой, простота, чувствительность, которых не хватает интеллигентным горожанам. Произведения этого направления зачастую носят грустный, меланхоличный оттенок.

Представитель литературного сентиментализма, Жан-Жак Руссо

Рисунок 1. Представитель литературного сентиментализма, Жан-Жак Руссо

Не такую значимую, как предыдущие три направления, но всё же весомую роль в просветительской литературе играет течение рококо.

Определение 2

Рококо — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII веке в Европе в результате декаданса феодально-дворянской культуры.

Для него характерны небольшие произведения (сонеты, баллады) и шутливое содержание, которое изначально ориентировано на небольшой круг читателей. Литература рококо признана сознательной эстетической утопией.

Английская литература XVIII века

Идейные течения эпохи Просвещения в Англии, которая и стала родоначальницей просвещенческой литературы, очень отличались своей неоднородностью. Некоторые писатели критиковали пережитки феодализма и пороки буржуазной действительности, а другие придерживались умеренной позиции, надеясь, что смогут просветить современников при помощи добродушной сатиры и нравственных наставлений.

Самым значительным представителем поэзии в XVIII веке в Англии был Александр Поуп, который начинал свою деятельность с переводов античных произведений, впоследствии написав сатирическую поэму «Дунеиада». Он выступал против направления барокко, призывая к простому и понятному языку, лаконичному слогу, однако всё же вышел за рамки строгого классицизма, не противясь отклонению от правил аничности.

Александр Поуп

Рисунок 2. Александр Поуп

Вместе с классицизмом в Англии зарождается просветительский реализм, благодаря творчеству Эдуарда Юнга, Сэмюэла Ричардсона развивается сентиментализм, вслед за которым появляется предромантизм. Английские писатели того времени вводят темы науки, прославляют физический труд, создают первые утопии. Нельзя, разумеется, не упомянуть имя Уильяма Шекспира, внёсшего неоценимый вклад в мировую литературу в целом, и в английскую культуру в частности.

Немецкая литература XVIII века

После разгромления в Тридцатилетней войне Германия XVIII-го века оказывается раздробленным государством, которое состоит из большого количества независимых княжеств, в каждом из которых существуют свои законы и даже деньги, что уж говорить о немецком языке, который распадается на множество диалектов.

Формирование немецкой просветительской литературы тесно связано с творчеством Иоганна Готшеда, который внёс неоценимый вклад в поэтическую теорию, в формирование норм классического литературного немецкого языка. Готшед определил правила построения трагедии, главным из которых считается правило трёх единств, очень пренебрежительно относился к направлению барокко, что в конце концов и положило конец этому течению в эпоху Просвещения.

Но и его идеи нашли своих оппонентов: Иоганн Бодмер и Иоганн Брейтингер. В отличие от Готшеда, они брали пример с английской литературы, эстетика всегда преобладала над нравственностью, и вершиной поэзии считали «Потерянный рай» Мильтона, который, кстати, Бодмер перевёл на немецкий и в прозе, и в стихах.

Стоит отметить, что, разумеется, общая характеристика эпохи Просвещения не может охватить всё разнообразие зарубежной литературы XVIII века, в которой часто сплетаются черты совершенно разных направлений, в том числе и у одного и того же писателя, как, например, у Вольтера.

Вольтер

Рисунок 3. Вольтер



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :