История зарубежной литературы XIX века


История зарубежной литературы XIX века

Общая характеристика зарубежной литературы XIX века

XIX век в европейской истории ознаменовался частыми и долгими военными действиями — война во Франции против остальной Европы длилась уже второй десяток лет. Благодаря французской революции современникам казалось, что они стоят на пороге новой эры.

Картина французского художника Эжена Делакруа, «Свобода, ведущая народ»

Рисунок 1. Картина французского художника Эжена Делакруа, «Свобода, ведущая народ»

История приобретает поистине драматический характер, переживаемая просвещённым человечеством. Все идеи и взгляды из предшествующего столетия опровергаются благодаря стремительности серьёзных перемен в истории. И именно из-за такой сложившейся ситуации и появляется новое направление, лучше всего характеризующее XIX век — романтизм.

Определение 1

Романтизм — художественное направление в европейской культуре первой половины XIX века, которое зародилось в 1790-е годы в Германии.

С деятельностью писателей и поэтов эпохи романтизма в искусстве происходит настоящий переворот — на первое место встаёт личность человека, его индивидуальность, субъективные мысли и чувства. Правила, трактующие обращение к античности, больше не имеют смысла, и по-настоящему ценным становится резко выраженное своеобразие. Жизнь видится романтикам яркой, динамичной, изменчивой, но помимо этого присутствовали в новом направлени и скорбные настроения: неудовлетворённость окружающим миром, неутолённая мечта о симбиозе душевных порывов с окружающей реальностью, бесконечная свобода выбора и нравов.

К тридцатым годам XIX века история романтизма приближается к концу, уступая место реализму. Реалисты ставили своей целью постичь законы жизни настоящей, реальной, воссоздавая её во всей полноте и сложности. Для того чтобы выполнить эту задачу, требовались совершенно иные художественные идеи и формы, новое понимание личности и её места в истории.

Определение 2

Реализм — литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремлённые к художественному познанию человека и мира.

Реалисты нашли вдохновение там, где его даже не подумали искать их предшественники — в подробном, аналитическом представлении современной жизни. Устремлениями писателей-реалистов становятся попытки воссоздать причинно-следственную связь, объясняющую то или иное событие. Для них человек был интересен прежде всего как личность, как лицо историческое, как характерное для общества явление.

Время поэзии ушло в буквальном смысле, так как в эпоху реализма наступил расцвет романа. А под конец века происходит революция в направлении драматургии, появляется современная пьеса с реалистичными персонажами. Она поднимала острые нравственные проблемы, часто случалось даже, что во время постановок зрители начинали вести жаркие споры и дискуссии.

Но несмотря на то, что поэзия в те времена практически полностью угасла, во Франции в середине столетия всё же зарождается символизм, тесно связанный с романтической культурой. Благодаря этому центр интереса перемещается из жизни действительной в область субъективных видений и переживаний.

Знаковые писатели зарубежной литературы XIX века и их произведения

Каждая европейская страна внесла свой неоценимый вклад в литературу того времени, и редко когда можно встретить человека, незнакомого с такими именами как: Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Александр Дюма, Жюль Верн, Ханс Кристиан Андерсен, Марк Твен, Эдгар По и другие.

Нельзя обделить вниманием творчество знаменитых сестёр Бронте, чьи книги издавались под мужскими псевдонимами, так как в те времена литература считалась исключительно мужским занятием, и благочестивым девушкам из хороших семей не подобалось заниматься писательством. И даже после выхода романа «Джейн Эйр» из-под пера старшей сестры, Шарлотты, который вызвал восторг у читателей, отношение к авторам-женщинам ещё долгие годы оставалось пренебрежительным.

«Грозовой перевал» Эмили Бронте, её единственный роман о жестокой истории любви, был насыщен драматическими диалогами, лишен мелодраматизма и авторских назиданий, но новаторство романа смогли оценить лишь в XX веке.

Книги сестёр Бронте никак не подходили чопорной эпохе XIX века со своей страстью и пылкостью, болью и душевными муками, но в конце концов стали признанными жемчужинами английской литературы того времени.

Сёстры Бронте

Рисунок 2. Сёстры Бронте

Ставшее символом романтизма, имя французского писателя Виктора Гюго, ещё при его жизни приравнивалось к другим знаменитым мэтрам литературы. Сложно найти любого другого автора, который бы точно так же как Гюго, успел преуспеть практически во всех литературных жанрах.

В 1831 году выходит его, впоследствии ставшее одним из самых знаменитых творений, роман «Собор Парижской Богоматери», который вобрал в себя черты как исторического романа, так и мелодрамы. Уже на страницах романа можно отчётливо различить интерес автора к проблеме «отверженных», но целиком выразить свои мысли на этот счёт у писателя получилось лишь в 1862 году, завершив самый популярный из своих романов — «Отверженные».

Знаковые поэты зарубежной литературы XIX века и их произведения

Среди знаковых поэтов того времени ещё со школьной скамьи многие помнят имена Джорджа Байрона, Иоганна Гёте, Оскара Уайльда, Роберта Сауди, Уильяма Вордсворта и других. Традиционный поэтический язык итальянского поэта Джакомо Леопарди, поддерживающим сторону классицистов, своей неповторимой простотой и особой интонацией вдохнул новую жизнь в итальянскую поэзию.

Леопарди создал оригинальный поэтический жанр, называемый «песня» — стихотворение, которое не обязано быть рифмованным, без жёстких формальных признаков. Его раннее творчество и преобладание в нём чувства над рассудком связывают Леопарди с романтиками, однако, с течением времени он утрачивает веру и начинает сомневаться в силе добра. Всё чаще обращаясь к тщетности любых усилий, разочарованиям и философским рассуждениям о жизни. В последние же годы жизни в его творчестве появляются сатирические мотивы.

Джакомо Леопарди

Рисунок 3. Джакомо Леопарди

Реформатор французского стиха, крупнейший французский поэт Эмиль Верхарн становится известным в Бельгии и Франции после публикации своей трагической трилогии:

  1. «Вечера».
  2. «Крушения».
  3. «Чёрные факелы».

Главной темой трилогии становится безысходное одиночество человека перед лицом судьбы, вечности и смерти в бессмысленном и распадающемся мире.

Ранние сборники его стихов определяются следующими чертами:

  1. Гибкий, «освобождённый» стих.
  2. Одновременное видение в человеке и целого мира, и части чего-то большего.
  3. Создание зримых описаний конкретных предметов и вместе с тем возможность чувствовать за этими предметами стихийные мировые силы.

Полная зрелость приходит к Верхарну позже, когда он становится поэтом социального мятежа и одним из первых вводит в поэзию тему города индустриальной эпохи. Уникальность его творчества состоит в том, что ему удалось удержать политически актуальные стихотворения на уровне высокой поэзии, не скатившись до публицистики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :