Зарубежные представители постмодернизма в литературе


Зарубежные представители постмодернизма в литературе

Постмодернизм в литературе США

Страной, в которой зародилась постмодернистская литература, являются США.

Определение 1

Постмодернизм – направление в искусстве и литературе второй половины ХХ века, критически воспринимающее идейную определенность реализма и модернизма, отрицающее возможность поступательного общественного развития.

Именно благодаря американским представителям постмодернизма данное направление получило распространение в Европе. Однако основу теории американского постмодернизма составили интеллектуально-философские, постфрейдистские и литературоведческие концепции французских постструктуралистов. Для восприятия такого сложного и многогранного нового направления, как постмодернизм, американская почва оказалась весьма благоприятной, что имеет свои причины. Так, в литературе и искусстве США с середины 1950-х годов появилась острая необходимость охарактеризовать новую тенденцию – поп-арт, в рамках которой цитатность стала ведущим художественным приемом. А к середине 1970-х годов под влиянием культурных, технических и общемировых преобразований в искусстве сменилась культурная парадигма: на смену модернизму пришел постмодернизм.

В связи с социокультурной основой американский постмодернизм был практически лишен литературной основы. Постмодернистская культура и литература формировались на почве технологического превосходства Америки, ее культурной гетерогенности и стремительном вымывании моральных и политических убеждений из обновленной американской жизни. Данная основа предопределила все ключевые особенности постмодернизма, которые нашли отражение в работах американских представителей этого направления.

Расцвет постмодернизма в Америке приходится на 1960–1980-е годы. Это время публикаций произведений У. Берроуза (1914–1997), Дж. Хеллера (1923–1999), Ф. Дика (1928–1982), К. Воннегута (1922–2007). Роман Филипа Дика «Человек в высоком замке» (1963) в духе постмодернизма представляет альтернативную версию истории, в которой результатом Второй мировой войны стала победа фашистской Германии. Данное произведение было удостоено престижной премии «Хьюго». В антивоенном романе «Поправка-22» (1961) Джозеф Хеллер мастерски высмеял бюрократический аппарат, развернувший свою работу на фоне активных военных действий.

Кроме указанных писателей американский постмодернизм представлен также следующими авторами:

  • Дж. Барт (род. 1930);
  • Т. Пинчон (род. 1937);
  • Д. Бартелми (1931–1989);
  • Р. Сакеник (род. 1932);
  • Р. Федерман (1928–2009) и др.
Замечание 1

Важно, что почти все указанные авторы являются не только практиками, но и теоретиками искусства постмодернизма.

В работах Дж. Барта, Т. Пинчона и других постмодернистов отмечается трансформация традиционных форм и мотивов, обусловленная не естественной эволюцией, а доминированием концепции всеобщего хаоса и распада. Центр таких произведений формирует невероятное смешение времен и культур, вымысла и реальности: в современную жизнь вплетаются шекспировская драма, романтизм, реализм, битничество. И то и другое, смешиваясь, теряют свою идентичность, свой имманентный смысл, подчиняются иронии, пародии и фарсу. Грань между «своим» и «чужим» текстами стирается, развивается интертекстуальность, планы прошлого, настоящего и будущего активно взаимодействуют.

Замечание 2

Некоторые исследователи отмечают, что основу американской постмодернистской литературы составила так называемая школа «черного юмора», которая со временем заняла важное место в мировой литературе.

Ярким представителем постмодернизма является Джон Барт. В своих произведениях («Торговец дурманом», 1960, «Козлоюноша Джайлс», 1966, «Письма», 1979, и др.) он часто прибегает как к «черному юмору», так и к подчеркиванию условности создаваемого им художественного мира. При этом литературное произведение не является окончательным результатом творческой деятельности, а лишь отражает процесс взаимодействия автора с текстом, текста с социокультурным пространством, текста с читателем. В наибольшей степени постмодернистские идеи нашли отражение в романе «Химера» (1972).

Одним из создателей американской школы «черного юмора» является Томас Пинчон. Его первый роман «V.» считается образцом литературы постмодернизма и был удостоен Фолкнеровской премии. Образ постмодернистской литературной мысли также присутствует и в последующих романах: «Выкрикивается лот 49» (1966), «Радуга земного тяготения» (1973), «Вайнленд» (1990) и др. Так, в романе «Выкрикивается лот 49» автор описывает жизнь в Америке в середине ХХ века, отличительная черта которой – одиночество. Для его изображения Пинчон прибегает к пародии: человеческое общество отказывается от любви, отдавая предпочтение паранойе. Только душевно больным людям под силу выжить и сохранить общение друг с другом. Этот роман со сложным сюжетом считается одним из лучших произведений литературы постмодернизма.

Постмодернизм в европейской литературе

Яркими представителями западноевропейского постмодернизма являются:

  • французский писатель Филипп Соллерс (род. 1936);
  • английский писатель Джеймс Грэм Баллард (1930–2009);
  • итальянский писатель Умберто Эко (1932–2016);
  • югославский и сербский поэт, прозаик Милорад Павич (1929–2009);
  • французский писатель-прозаик чешского происхождения Милан Кундера (род. 1929) и др.

В творчестве данных представителей постмодернизма отчетливо прослеживается синкретизм: философские, психологические, культурологические проблемы сочетаются с клише, авторскими перевоплощениями, стиранием границ между художественным и так называемым «интеллективным» письмом и т. п.

Художественная система постмодернизма отчетливо представлена в произведениях Дж. Балларда. Он начал свой творческий путь с рассказов, выпустив более двадцати сборников. Однако масштаб творчества, философская глубина и диапазон социального мышления в полной мере отразились в романах писателя: «Ветер ниоткуда» (1961), «Затонувший мир» (1962), «Автокатастрофа» (1973), «Бетонный остров» (1974) и др. Центральное место в романах Балларда отведено трагической вероятности катастроф в жизни человека, их роковой роли. Для писателя важны не столько сами катастрофы, сколько их психологические последствия, влияние на «внутренний космос» героев, для которых психика становится единственной реальностью, тогда как физическую реальность окружающего мира они воспринимают как фантасмагорию, ирреальность. Герои Балларда уходят в подсознание, в мир «абсолютных ценностей», что воспринимается как спасение. Они гибнут или отказываются от спасения, предлагаемого внешним миром, выбирая «внутреннюю реальность». Внешняя катастрофа, физическая гибель для героев Балларда символичны, они означают освобождение их психики, «внутреннего космоса».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :