Понятие кредитной марки
Определение 1
Кредитной маркой называют непочтовую марку, которая издавалась для обслуживания кредитных денежных операций между основным владельцем знака и покупателем марки.
Кредитные марки выпускались для осуществления следующих ролей:
- денежного суррогата в пределах предприятия, которое их выпустило,
- квитанции на получение товаров или продуктов,
- кассовых чеков при расчетах между официантами и кассой или хозяином в трактирах, ресторанах.
Кредитные марки обычно выпускались небольшими партиями. Надписи на них был предельно лаконичными, дизайну не уделялось много внимания (как и степеням защиты). Кредитные марки слабо освещены в литературе – даже в специализированной филателистической и нумизматической.
Следует отметить, что кредитные марки могут выглядеть подобно почтовым маркам (бумажные блоки), а могут быть металлическими. При этом кредитные марки входят в коллекционную группу ревеню, допущенную для экспонирования на филателистических выставках, проводимых Международной федерацией филателии. Для экспонатов в классе ревеню с конца 1991 года действует специальный регламент.
Виды кредитных марок
Кредитные марки могут быть разделены на четыре категории (в соответствии с классификацией «Каталога-справочника непочтовых марок»):
- сберегательные марки. Служили для мелких сбережений. Реализовались в двух вариантах – учетном и накопительном. Учетные марки служили инструментом контроля приходных денежных операций в повседневном функционировании сберегательных касс. Накопительные марки продавались населению за небольшие суммы, а когда марок накапливалось достаточно много, зачислялись через сберегательные кассы на счет,
- страховые марки – это денежные документы, подтверждающие оплату страховой премии по договору страхования. Страховые марки имеют определенный номинал. Могут вклеиваться в водительские права для подтверждения наличия договора обязательного страхования автогражданской ответственности,
- знаки предварительной оплаты. Одним из вариантов получения коммерческого кредита является аванс или предоплата, когда покупатель сначала вносит деньги (полностью или частично), а уже потом получает товар (услугу). Для подтверждения оплаты могут использоваться кредитные марки. По подобной схеме работают и почтовые марки: человек сначала их приобретает, а потом может наклеить на отправление (письмо, посылку, бандероль) как подтверждение оплаты – и почта окажет услугу по доставке. Однако почтовые марки выделяют в отдельную категорию марок (не причисляют их к кредитным маркам). Кредитными как правило считают такие марки предварительной оплаты, которые имеют напечатанный полиграфическим способом номинал (в натуральных, трудовых или денежных единицах), имеют небольшой формат и не относятся к специфичным категориям марок,
- приобретение членской марки позволяет пользоваться преимуществами, предоставляемыми членам некоторого объединения – например, профессионального союза, кассы взаимопомощи, добровольного общества, потребительского кооператива и т.д. Иногда кооперативные марки рассматриваются как отдельная разновидность кредитных марок.
По своему служебному назначению членские марки можно разделить на следующие типы:
- вступительные (паевые) марки, которые подтверждают (как квитанция) внесение обязательного паевого взноса,
- марки, подтверждающие взнос в специальный фонд,
- вкладные марки – подтверждение внесение свободных денежных средств в кооператив на сбережение,
- заборные марки. Такие марки выдавали покупателям в торговых предприятиях, входящих в кооператив. Раз в некоторый период (обычно – раз в месяц) покупатели сдавали марки в кооператив, и по общей сумме покупок определялись предоставляемые им бонусы (премии, привилегии). Эти марки выполняли функции, подобные современным дисконтным картам – программы лояльности. При этом использовались два типа марок – для членов кооператива и для сторонних покупателей,
- дивидентские марки использовались при распределении прибыли общества между пайщиками. Номинал на таких марках указывался в суммарной стоимости получаемых в обмен на них товаров,
- марки распределения дефицитных товаров и услуг,
- служебные вспомогательные марки (контрольные, учётные, регистрационные).
История кредитных марок в России
Начиная со второй половины XIX века в России действовали потребительские общества. Многие из них функционировали по марочной системе (поскольку она была заимствована из Германии, также называлась немецкой системой):
- потребительское общество договаривалось с торговцами о продаже товаров со скидкой либо открывало свои лавки. Пайщики делали закупки, а их объем оценивался с помощью выпущенных обществом бумажных или металлических марок, имеющих разный номинал. Такими были марки Рижского потребительского общества, Митавского потребительского общества и других,
- своеобразным памятником бесправия трудящихся в царской Россия и изощренных форм капиталистической эксплуатации служили так называемые «расчетные», или даже «платежные» марки. Как правило, это были металлические жетоны, выпускавшиеся предпринимателями, купцами и хозяевами сельскохозяйственных предприятий-имений помещиками. Использовались и другие материалы – например, на фарфоровой фабрике Перевалова марки изготавливали из фарфора. Такие знаки могли использоваться для покупок в фабричной лавке (на фиксированную сумму или определенного товара в натуральном выражении). Хотя формально применение частных марок в качестве денежных суррогатов в России было запрещено правительственным законом 1870 г., по факту они были достаточно распространены,
- в заведениях общественного питания, на постоялых дворах марки получили распространение в конце XIX века. Официант получал определенную сумму марок, которую вносил в кассу, когда забирал кушанье или питье для гостя. Получив оплату, он обменивал ее на марки (получал их назад),
- в первые годы советской власти кооперативы тоже пользовались марками. Например, в киевском натурально-расчетном союзе «Разум и совесть», марки которого номинировались в пудах хлеба. Другими обществами выпускались марки и в рублях.