Реферат по предмету "Финансовые науки"


Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики

Министерство образования и науки Российской Федерации
Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»
Курсовая работа по теме:
«Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитнойполитики»
Студент
Код Факультет
Группа
Проверила
Ростов-на-Дону
2008

Содержание
Введение
1. Сущность, функции и роль обязательных резервов
2. Воздействие изменения ставок обязательных резервов на денежную сферу
3. Политика обязательных резервов в западных странах
3.1 Европейская система минимальных резервов
4. Функционирование европейской системы минимальныхрезервов
4.1 Обязательное резервирование в США
5. Обязательное резервирование в России
Заключение
Список литературы
Введение
Центральные банки развитых стран располагают определеннымиметодами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная)и залоговая политика; операции на открытом рынке; депозитная политика; валютнаяполитика и политика минимальных резервов.
В своей работе я поставил задачу разобрать именно последнийметод, так как обязательное резервирование является неотъемлемым инструментомденежно-кредитного регулирования. В настоящее время минимальные резервы — этонаиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, какправило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов вцентральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральнымбанком. Норматив резервных требований представляет собой установленное взаконодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов кабсолютным (объемным) или относительным показателям пассивных либо активных операций.Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств,или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
В последние два десятилетия роль данного методакредитно-денежного регулирования уменьшилась. Некоторые центральные банкисейчас работают без обязательных резервов. Однако это не является негативнойхарактеристикой. Это говорит лишь о том, что некоторые страны предпочли перейтик другой операционной процедуре денежной политики. Я считаю необходимымрассмотреть этот «традиционный» метод подробно, чтобы изучить его влияниена денежную политику различных стран, и России в частности.
В мире существует много различных моделей обязательногорезервирования, поэтому цель моей работы, помимо выявления влияния этогоинструмента, заключается также в анализе и сравнении этих моделей. Особоевнимание хочу уделить обязательному резервированию в США, как наиболееразвитому и проработанному, и в России.
1. Сущность, функции и роль обязательных резервов
Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качественеотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно ониустанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спросбанков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизациии повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторыесвойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданияхкак их функции: страховка ликвидности кредитных организаций, гарантия повкладам клиентов.
Считается, что изначально обязательное резервированиепоявилось как необходимость для банков всегда иметь наготове денежнуюналичность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возвратавкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другимибанками.
В России, например, еще в 1883 г. Государственный советпринял закон, в котором было установлено правило: наличные суммы денежныхсредств в кассе коммерческих банков вместе с помещенными на его текущем счете вГосударственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательствбанка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков,однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.
В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего,применяются для регулирования денежной массы в обращении. В соответствии стеорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся вначале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческихбанков оказывают мультипликационный эффект, вызывающий рост денежной массы. Так,влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их активными,прежде всего ссудными операциями, а через них — денежной массой, посколькуважнейшим ее источником является банковский кредит.
Применение норм обязательного резервирования призваносократить мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия наобъем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы нанеобходимом центральному банку уровне. Контролируя денежную массу и управляяею, центральный банк воздействует на уровень экономической активности в странеи ограничивает темпы инфляции. Изменяя денежную массу с помощью нормыобязательных резервов, центральный банк воздействует также на ссудный процент,который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курсакций и облигаций).
Таким образом, обязательные резервы — мощный регулирующийинструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовуюситуацию в стране.
Тем не менее, регулирующим органам необходимо учитыватьзначительные недостатки этого инструмента: удорожающее воздействие набанковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый характеробязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействиепри малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.
В мире существует много различных моделей обязательногорезервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенностинациональных банковских систем. Обязательное резервирование можно представитькак сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющиеэлементы системы представлены на схеме[1].

/>

Обязательные резервы представляют собой активы, которыеподдерживаются кредитными институтами в соответствии с нормативными указаниямибольшей частью в виде вкладов на счетах в центральном банке. Указанные резервырассчитываются, как правило, по отношению к определенным видам балансовыхобязательств кредитного института на основе устанавливаемых центральным банкомставок (нормативов или квот) обязательного резервирования. Регулированиеусловий обязательного резервирования представляет собой политику обязательныхрезервов центрального банка.
С развитием систем гарантирования депозитов,совершенствованием инструментов пруденциального контроля (в частности, базовыхпринципов Базельского комитета) обязательные резервы перестали использоватьсядля решения указанных задач. В настоящее время политика обязательных резервовцентральных банков развитых стран проводится только в целях денежной политики. Ив этой своей функции обязательное резервирование — относительно новыйинструмент в арсенале центральных банков.
В 70-80 гг. XX в. происходилосовершенствование различных практических аспектов функционирования системыобязательных резервов. Центральные банки большинства развитых странсформировали свой подход к решению таких вопросов, как определение кругасубъектов обязательного резервирования (коммерческие банки и прочие кредитныеорганизации, резиденты и нерезиденты, филиалы), состав объектов резервирования(перечень балансовых счетов, по которым устанавливаются резервные требования),оптимальный размер нормативов обязательных резервов, формы поддержанияуказанных резервов (вклады на счетах в центральном банке, вложения в ценныебумаги, кассовая наличность) и др.
В указанный период шла дискуссия относительноцелесообразности использования различного рода дифференциаций резервных ставоки возможности предоставления преференций, а также мер по предотвращениюуклонения от выполнения обязательных резервных требований. Можно констатировать,что данные вопросы организации обязательного резервирования практически решенызарубежными центральными банками. В результате принятых решений были внесенымногочисленные коррективы в организацию системы обязательных резервовцентральных банков развитых стран, которые обеспечили ее приспособление кизменяющимся рыночным условиям и способствовали сохранению действенности этогоинструмента денежной политики.
Несмотря на произошедшие изменения, ни один из инструментовденежной политики не подвергается такой критике (как относительно уровняставок, так и относительно целесообразности данных резервов) со стороныпредставителей банковского сообщества и экономистов-исследователей, какобязательные резервы. И этому, безусловно, есть свои причины, которые, в первуюочередь, связаны со спецификой самого обязательного резервирования. В отличиеот постоянно действующих механизмов и операций открытого рынка, которые непосягают на банковскую ликвидность и используются по инициативе самих кредитныхорганизаций, обязательные резервы предполагают принудительное изъятиецентральным банком части их свободных резервов. Директивный характеробязательных резервов в определенной мере сближает обязательное резервированиес инструментами прямого действия, что также накладывает на функционированиесистемы обязательного резервирования негативный отпечаток[2].
2. Воздействие изменения ставок обязательныхрезервов на денежную сферу
 
1. На банковскую ликвидность. При повышениицентральным банком ставок обязательного резервирования, которые установлены длявсех коммерческих банков, должны увеличиться общие размеры обязательныхрезервов кредитных институтов. Если при этом последние не располагаютдополнительными резервами, они могут выполнить эти повышенные обязательныетребования, только осуществив дополнительное заимствование в центральном банкеили продав ему ценные бумаги. В любом случае вследствие повышения норм обязательногорезервирования совокупная банковская ликвидность уменьшится. Теоретическипредставляется возможным, что коммерческие банки для пополнения ликвидности (сцелью внесения дополнительных обязательных резервов) могут расторгать снебанками (предпринимателями и населением) договоры о предоставлении кредитов. Однакоэтот способ, в силу связанных с ним негативных последствий, применяется напрактике в крайних случаях.
Если, напротив, центральный банк снижает ставкиобязательного резервирования, происходит высвобождение прежде связанныхрезервов кредитных институтов. Даже если эти возникшие избыточные резервы будутнаправлены на погашение задолженности перед центральным банком, ликвидностькоммерческих банков увеличится.
2. На потенциал создания денег и кредитов. Всоответствии с формулой денежного мультипликатора способность банковосуществлять мультипликацию кредитов и депозитов находится в обратнойзависимости от нормы (ставки) обязательного резервирования. Если центральныйбанк повышает нормы обязательного резервирования, денежный мультипликаторснижается. При дифференциации норм резервирования для различных видов депозитовуровень мультипликатора зависит от тех соотношений, в которых небанки хотятдержать свои средства в виде наличных денег и вкладов до востребования; срочныхдепозитов и вкладов до востребования; и наконец, вкладов до востребования исберегательных депозитов (если они есть). Дифференциация ставок обязательногорезервирования по видам депозитов может привести к изменениям в их структуре и,в конечном счете, к корректировке размера обязательных резервов кредитныхинститутов.
Центральный банк не может непосредственно воздействовать науказанные соотношения, поскольку они определяются решениями хозяйствующихсубъектов и населения, которые, в свою очередь, в значительной мере формируютсяпод влиянием уровня номинальных и реальных доходов, а также высоты банковскихпроцентов по вкладам и сравнительной доходности альтернативных активов. Важнуюроль играет и политика коммерческих банков в отношении предлагаемых видовдепозитов. Ограниченные возможности воздействия центральных банков на мотивациюи решения предпринимателей и физических лиц не мешают им, однако,противодействовать нежелательным воздействиям на денежный мультипликатор путемизменения ставок по обязательным резервам.
Если центральный банк в ходе реализации своей рестриктивнойденежной политики повышает ставки обязательного резервирования, то он, припрочих равных условиях, сокращает банковскую ликвидность. Как правило,кредитные институты реагируют на уменьшение своей ликвидности сокращениемобъема предоставляемых кредитов. Это, в свою очередь, приводит черезопределенный временной промежуток к уменьшению денежной массы. Однако если,несмотря на меры, принятые центральным банком, кредитные институты считают своеликвидное положение достаточно устойчивым, этот эффект может отсутствовать. Такимобразом, степень рестриктивного воздействия политики обязательных резервовзависит и от представлений самих кредитных институтов. При этом надо учитывать,что потребности коммерческих банков в ликвидности являются категорией, котораядинамично меняется с течением времени.
При экспансионистской политике обязательных резервов впринципе имеют место противоположные тенденции: банковская ликвидность увеличивается,денежный мультипликатор растет. Однако, как и при рестриктивных мерах, остаетсяне до конца ясным, в какой степени эти действия центрального банкадействительно будут стимулировать мультипликативный процесс увеличения кредитови депозитов и тем самым создание денег. Отсутствие детерминированныхвзаимосвязей может обусловливаться, например, сложившимся в данный моментсоотношением спроса и предложения на рынке банковских кредитов. Лишь в условияхпревышения (или, по крайней мере, равновесия) спроса предпринимателей на ссудынад предложением кредитов со стороны коммерческих банков можно ожидать наиболееполной реализации экспансионистского потенциала снижения ставок обязательногорезервирования, осуществленного центральным банком.
Размеры потенциального роста денежного предложениявследствие снижения норм обязательного резервирования определяются ивероятностью сохранения в условиях роста банковской ликвидности сложившейсяструктуры активов коммерческих банков, особенностями мультипликативногопроцесса, связанного с наличием сегментации в различных сферах экономики, чтоособенно важно для стран, находящихся на переходном этапе.
Таким образом, повышая или понижая нормы обязательногорезервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитнойактивности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативныйпроцесс увеличения депозитов и создания денег. Однако в силу описанных вышепричин центральные банки не могут со всей определенностью предвидеть размерыпоследующего прироста или сокращения предложения денег со стороны банковскойсистемы. Более точное определение предельных значений количественного измененияденежных агрегатов возможно только при применении методов прямого контроля надабсолютным объемом (или приростом) предоставленных кредитов («кредитныепотолки») или установлении ограничений по росту процентных ставок покредитам, которые некоторые центральные банки применяли в 60-70-е гг. Однаконегативные моменты, связанные с использованием таких методов, заставили центральныебанки перейти к косвенным инструментам.
3. На процентные ставки. Как было показано выше,увеличение центральным банком при проведении рестриктивной денежной политикирезервных ставок принуждает кредитные институты поддерживать дополнительныерезервы для выполнения повышенных обязательных резервных требований. Вследствиеэтого спрос на ликвидность со стороны коммерческих банков растет, в то времякак предложение денег на денежном рынке уменьшается. Это может приводить кросту ставок денежного рынка в случае, если кредитные институты не имеютвозможности получить дополнительные средства в центральном банке подействовавшей ранее ставке рефинансирования. По этой причине одновременно сповышением ставок обязательного резервирования центральный банк повышает ставкипо постоянно действующим механизмам и по операциям открытого рынка. Такимобразом, повышение ставок минимальных резервов стимулирует спрос кредитныхинститутов на ресурсы центрального банка, которые предоставляются по повышеннымставкам
Банки могут пытаться компенсировать это снижениерентабельности (за счет роста резервных ставок и повышения стоимостирефинансирования в центральном банке) повышением процентов по банковскимкредитам, предоставляемым своим клиентам — предпринимателям и населению, иснижением ставок по привлекаемым депозитам. В тенденции это может привести кобщему росту маржи по депозитно-кредитным операциям коммерческих банков.
Если центральный банк снижает ставки обязательногорезервирования, имеют место противоположные воздействия: предложение наденежном рынке увеличивается, спрос на кредиты сокращается, ставки денежногорынка снижаются, соответственно, ставки по банковским кредитам, с приведеннымивыше оговорками, также могут снижаться[3].
3. Политика обязательных резервов в западныхстранах
В развитых странах, кроме Великобритании, Канады иЛюксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими вцентральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных формданного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия взависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральнымибанками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда ичастота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия,предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.
По закону о Немецком федеральном банке центральный банкправомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентныхминимальных резервов.
В качестве компенсации за необходимость держать вцентральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует рядльгот:
• бесплатное совершение безналичного платежного оборотачерез Немецкий федеральный банк;
• причисление наличных средств коммерческих банков,находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам,а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.
Кроме приведенных выше «компенсирующих мер», дополнительноиспользуется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. Внекоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путемприобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель — финансированиегосударственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк,устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшомпроценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденныйфинансировать дефицит государственного бюджета.
При установлении ставок по минимальным резервам большую рольмогут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческимибанками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитныхинститутов определяется путем согласования этой величины между центральнымбанком Нидерландов и коммерческими банками.
В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которымони дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервныеобязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определеннойчасти обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активнойстороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться свеличиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности),составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служитвеличина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. Внекоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежати межбанковские обязательства[4].
 3.1 Европейская система минимальных резервов
В соответствии с европейской системой минимальных резервовЕЦБ требует от коммерческих банков поддерживать на счетах в национальныхцентральных банках обязательные вклады, которые обозначаются как минимальныерезервы или обязательства по минимальным резервам[5].
Правовые рамки системы минимальных резервов установлены в ст.19 Устава ЕЦБ, постановлении Совета Европейского сообщества о возложенииобязательства минимального резерва через ЕЦБ и в постановлении ЕЦБ оминимальных резервах. Указанная нормативная база определяет основные понятиясистемы минимального резервирования, а именно: резервные счета, резервныетребования, резервную ставку, период поддержания и др. В ней также установленысостав институтов, являющихся субъектами резервных требований, структура базырезервирования, уровень резервных ставок, расчет резервных требований, порядокподдержания резервов, расчет процентной ставки, уплачиваемой по поддерживаемымминимальным резервам, и др. Правовая база ЕЦБ гарантирует, что системаминимальных резервов во всем европейском валютном пространстве действует наединых условиях.
ЕЦБ требует выполнения обязательных резервных требований откредитных институтов, учрежденных в европейском пространстве на территории 12стран — членов Европейского союза. В состав кредитных институтов, подлежащихобязательному резервированию, входят также расположенные в европейскомпространстве филиалы кредитных институтов, учрежденных вне этого пространства. Вместес тем расположенные вне европейского пространства филиалы кредитных институтов,учрежденных в европейском пространстве, освобождены от требований европейскойсистемы минимальных резервов. Институты электронных денег (e-money), зарегистрированные в европейском пространстве,рассматриваются как кредитные институты и, следовательно, являются субъектамиминимальных резервов. От выполнения минимальных резервов могут освобождаться,по их просьбе, кредитные институты, решающие особые задачи, и кредитныеинституты, по отношению к которым применяются реорганизационные меры.
Величина поддерживаемых резервов рассчитывается взависимости от величины базы резервирования и установленных ставокрезервирования. В базу резервирования, т.е. перечень обязательствкредитных институтов, подлежащих резервированию, с положительной процентнойставкой (выше 0%) в настоящее время включаются;
♦ ежедневно погашаемые вклады;
♦ вклады с согласованным сроком погашения сроком додвух лет;
♦ вклады на срок до двух лет с согласованным срокомуведомления об изъятии;
♦ долговые обязательства с первоначальнойпродолжительностью
до двух лет;
♦ бумаги денежного рынка. Процентная ставка поуказанным
обязательствам составляет 2%.
Выделяются также обязательства, которые хотя и включены вбазу резервирования, но установленная для них ставка резервирования в настоящеевремя равна нулю. В их состав входят:
♦ вклады с согласованным сроком погашения сроком болеедвух лет;
♦ вклады на срок более двух лет с согласованным срокомуведомления об изъятии;
♦ долговые бумаги
с первоначальным сроком более двух лет;
♦ сделки РЕПО.
Обязательства относительно других кредитных институтов,входящих в перечень институтов, подлежащих обязательному резервированию, атакже обязательства относительно ЕЦБ и национальных центральных банков невключаются в базу минимальных резервов. При этом кредитная организация должнадоказать наличие у нее межбанковских обязательств в форме эмитированных (выпущенных)долговых обязательств со сроком до двух лет и бумаг денежного рынкаотносительно других кредитных институтов, которые, в свою очередь, самиявляются субъектами европейской системы минимальных резервов. Если подобноедоказательство не может быть представлено, кредитные институты имеют правоосуществлять по этим балансовым позициям стандартизованные (паушальные) вычетыиз своих обязательств (с 24 января 2000 г. они составляют 30%).
База резервирования, используемая для расчетаобязательных резервов, определяется на основе среднедневных остатковсоответствующих обязательств за период резервирования (календарный месяц). Величинаминимальных резервов, которые должны поддерживаться кредитным институтом,рассчитывается как произведение, полученное от перемножения базы минимальногорезервирования на ставку минимальных резервов. При этом рассчитанный такимобразом размер обязательств по минимальным резервам каждого кредитногоинститута может уменьшаться на так называемую свободную сумму, которая внастоящее время для каждого кредитного института — субъекта обязательногорезервирования составляет 100 000 евро.
Поддержание обязательств по минимальным резервамосуществляется на основе принципа усреднения, т.е. в течение этогопериода допускается как превышение, так и снижение размеров фактическихрезервов по отношению к их расчетной величине. Период поддержания начинается24-го числа месяца и заканчивается 23-го числа следующего месяца. Проверкавыполнения обязательств минимальных резервов ведется путем сравнения расчетнойвеличины резервов со среднедневными фактическими остатками резервов в течениепериода поддержания. Благодаря использованию такого способа выполнения (поддержания)резервных обязательств они стали называться минимальными резервами.
В качестве счетов минимальных резервов кредитным институтамразрешено использовать их счета в национальных центральных банках,предназначенные для осуществления платежного оборота. Фактической дневнойвеличиной резервов на счете какого-либо института считается величина вклада наконец дня на его счете минимальных резервов.
Таким образом, период расчета базы резервирования составляетодин месяц — с 1-го числа каждого календарного месяца по последнее число этогомесяца. Поскольку ЕЦБ использует «принцип отставания», периодподдержания резервов начинается только 23-го числа месяца, следующего замесяцем, по которому была рассчитана база резервирования. В результате еще доначала периода поддержания резервных обязательств кредитные институты знают,какой уровень обязательных резервов они должны в среднем иметь на своих счетахв центральном банке. Взаимосвязь между периодами расчета базы резервирования ипериодом поддержания показана на приводимой ниже схеме.
Система минимального резервирования ЕЦБ не отягощаетевропейскую банковскую систему и не затрудняет кредитным организациямэффективное управление ресурсами. В целях коррекции налогового характераобязательного резервирования на минимальные резервы начисляются проценты,которые рассчитываются исходя из значения средневзвешенной (по числукалендарных дней) ставки отсечения по основным операциям рефинансирования, вданном периоде поддержания минимальных резервов. По суммам, превышающимнеобходимые минимальные резервы (избыточные резервы), проценты не выплачиваются.Проценты начисляются на второй рабочий день после окончания периода выполненияминимальных резервов.
/>
4. Функционирование европейской системы минимальныхрезервов
 
Несоблюдением обязательств минимального резервирования считаетсяситуация, при которой фактический размер средних вкладов кредитного институтана его счетах минимальных резервов, рассчитанный на основе ежедневных остатковв течение периода поддержания, ниже обязательных резервов, рассчитанных исходяиз базы резервирования с учетом свободной суммы. В случае полного иличастичного несоблюдения кредитным институтом резервных требований ЕЦБ может всоответствии с постановлением Совета Европейского сообщества о возложенииобязательства минимального резерва через ЕЦБ назначить следующие санкции, вчастности:
♦ уплату штрафа в размере недовзноса минимальныхрезервов соответствующего кредитного института, умноженного на ставку, котораяна 5 процентных пунктов выше ставки по постоянным механизмам рефинансирования,или
♦ уплату штрафа, равного сумме недовзноса минимальныхрезервов соответствующего кредитного института, умноженного на удвоеннуюставку, применяемую по постоянным механизмам рефинансирования, или
♦ обязать соответствующий кредитный институтподдерживать в ЕЦБ или в национальном центральном банке беспроцентные вклады вразмере до 2/3 суммы недовзноса минимальных резервов данным институтом. Продолжительностьподдержания такого вклада не может превышать периода, в течение которого данныйинститут не соблюдал минимальные резервные обязательства.
Определенные санкции накладываются на кредитные институты вслучае допущения ими других нарушений действующей системы минимальных резервов(например, несвоевременного предоставления данных). В случае грубых нарушенийтребований минимальных резервов коммерческие банки — деловые партнеры ЕЦБ могутвременно отстраняться от участия в операциях открытого рынка.
Описанная выше организация европейской системы минимальныхрезервов обеспечивает выполнение ее двух специфических функций.
Первой важнейшей функцией минимальных резервов сточки зрения ЕЦБ является обеспечение стабильности ставок денежного рынка, чемуспособствует используемый принцип среднего поддержания обязательных резервов всочетании с правом кредитных институтов осуществлять платежи со своих счетоврезервов. Как указывалось выше, среднее выполнение минимальных резервовпозволяет кредитным институтам выравнивать ежедневные колебания ликвидности, т.е.допускать в отдельные дни снижение размеров резервов по сравнению срассчитанным на основе базы резервирования уровнем и компенсировать егоизбытком в другие дни внутри одного и того же периода поддержания.
Условия среднего поддержания позволяют кредитным институтамполучать также прибыль от предоставления межбанковских кредитов и допускатьснижение размеров минимальных резервов, если процентные ставки денежного рынкана короткие сроки превышают ожидаемые ставки в оставшееся время периодаподдержания. В противном случае они могут получать межбанковские кредиты иподдерживать избыточные резервы. Теоретически такой "межвременнойарбитраж" должен обеспечивать в течение всего периода поддержаниястабильно высокий уровень фактических и ожидаемых в конце этого периодапроцентных ставок денежного рынка на самые короткие сроки. Этот механизмстабилизирует ставку однодневных денег в течение периода поддержания, врезультате чего у центрального банка нет необходимости осуществлять частыеинтервенции на денежном рынке. В конце периода поддержания, когда подходитвремя расчета фактического среднего остатка минимальных резервов, кредитныеорганизации не могут более откладывать на будущее избытки ликвидности или еенедостатки. Это обусловливает рост однодневной ставки межбанковского рынка (EONIA) до максимальных значений.
Вторая важная функция системы минимальных резервов — увеличениеструктурного недостатка ликвидности в банковской системе. Установление длякредитных институтов обязательных минимальных резервов в национальныхцентральных банках усугубляет недостаток ликвидности и создает напряжение наденежном рынке. Это повышает спрос со стороны коммерческих банков на деньгицентрального банка, т.е. на его кредиты рефинансирования. Указанная ситуациязначительно облегчает ЕЦБ решение задачи управления ставками денежного рынкапосредством регулярных операций по предоставлению ликвидности.4.1 Обязательное резервирование в США
Система обязательного резервирования в США базируется наАкте о монетарном (денежном) контроле 1980 г. и Международном банковском акте1978 г., которые определяют общие подходы к ее организации. В соответствии сэтими нормативными документами резервные требования налагаются на вседепозитные институты, корпорации, созданные на основе закона Эджа, и корпорациина основе соглашения[6],которые имеют трансакционные счета, неперсональные срочные депозиты (т.е. срочныедепозиты юридических лиц) и обязательства в европейской валюте. Американскиефилиалы и представительства иностранных банков, имеющие подобные депозиты илиобязательства, также являются субъектами резервных требований, если онипредставляют собой часть или аффилированы с иностранным банком с совокупнымиконсолидированными активами более 1 млрд. долл. Таким образом, требованияобязательного резервирования распространяются на коммерческие и сберегательныебанки, сберегательные и ссудные ассоциации, кредитные союзы, независимо от ихчленства в ФРС, а также на американские филиалы и представительства иностранныхбанков.
Инструкция D (Regulation D- Reserve Requirements of Depository Institutions) Совета управляющих ФРС определяетконкретные параметры обязательного резервирования — круг депозитных институтов,являющихся субъектами резервных требований; обязательства, подлежащиерезервированию; соответствующую отчетность; расчет размера резервов итребования к поддержанию.
Объектами резервных требований могут являться трансакционныедепозиты и неперсональные срочные депозиты. Трансакционные счета включают счетадо востребования (demand deposits) и счета АТ5 и NOW. Ихвладельцы могут производить изъятия с помощью обращающихся инструментов,платежных поручений с изъятием, телефонных и заранее одобренных переводов вцелях осуществления платежей относительно третьих лиц. Счета, по которымразрешено не более шести заранее одобренных, автоматических или прочихпереводов в месяц (из них не более трех могут быть осуществлены с помощьючеков, переводных векселей, дебетовых карт или подобных документов, оплачиваемыхнепосредственно третьими лицами), относятся к сберегательным депозитам.
При расчете размера подлежащих резервированию обязательствтрансакционные счета корректируются (уменьшаются) на величину наличности,находящейся в процессе инкассации, а также на балансы до востребования,ожидаемые от других американских депозитных институтов. Таким образом, расчетсреднего размера обязательных резервов осуществляется на основе чистыхтрансакционных счетов.
Согласно действующему законодательству резервные требованияпо трансакционным депозитам могут ранжироваться Советом управляющих ФРС вдиапазоне от 8 до 14%. Резервные требования по неперсональным срочным депозитамразрешено устанавливать в диапазоне от 0 до 9% и дифференцировать по срочности.Совет управляющих ФРС имеет право также устанавливать резервныетребования по чистым обязательствам депозитарных институтов в США к ихиностранным аффилированным компаниям или к прочим иностранным банкам. Акт омонетарном (денежном) контроле МСА дает право Совету при экстраординарныхобстоятельствах устанавливать дополнительные резервные требования.
/>
Для обеспечения гибкости в выполнении банками своихрезервных требований, наряду со средним поддержанием, ФРС также разрешаетпроизводить отсрочки и засчитывать часть избытков или дефицитов резервовтекущего периода в следующем периоде поддержания. Сумма отсрочки не можетпревышать 50 тыс. долл., или 4% от совокупных депозитов, которые имеют место впериод, когда наблюдается указанный избыток или недостаток.
Оценивая роль обязательных резервов. ФРС признаетограниченные возможности использования изменений ставок обязательногорезервирования для текущего денежного регулирования. Вместе с тем резервные требованияпродолжают оставаться важным условием проведения денежной политики ФРС, вчастности, потому что они обеспечивают стабильный и предсказуемый спрос насовокупные резервы. Без этих требований резервные балансы банков в ФРС,поддерживаемые для удовлетворения клиринговых потребностей, претерпевали бызначительные ежедневные колебания, и ФРС не могла бы точно предсказать ихразмер. Установление же резервных требований оказывает связующее влияние на спросна банковские резервы, позволяет ФРС более точно определить их размеры ивместе с тем влиять на них посредством изменения предложения резервов.
Более того, применение уровня обязательных резервов и методаусреднения, используемого при их выполнении, усиливает гибкость банков, чтопомогает сглаживать колебания на рынке резервов и снижает волатильностьпроцентных ставок денежного рынка. Банки, учитывая изменчивость резервов, атакже настоящую и будущую их стоимость, проводят арбитражные операции. Этаизменчивость резервов уменьшилась бы, если большая их часть требовалась дляцелей клиринга. Поддержание стабильного и предсказуемого спроса на резервысоздает условия для операций открытого рынка и увеличивает возможности контроляФРС над краткосрочными процентными ставками[7].
5. Обязательное резервирование в России
Вопросы необходимости применения обязательногорезервирования, вида банковских ресурсов, учитываемых при формированиирезервов, и их величина долгое время остаются наиболее острыми в отношенияхмежду российскими кредитными учреждениями и Банком России. Цель деятельностилюбого кредитного учреждения — получение прибыли, которая уменьшаетсявследствие резервирования части привлеченных учреждениями средств, что вполнеестественно вызывает недовольство, и предложения по ослаблению резервногобремени.
В российской экономической литературе встречаются различныепредложения о совершенствовании существующей политики формирования обязательныхрезервов, депонируемых в Банке России. Среди них предложения дифференцировать[8]обязательный резерв в зависимости: от типа кредитного учреждения; срока егодеятельности; величины активов; особенностей региона и состояния денежногорынка, видов и сроков кредитов; состава и структуры активов коммерческих банков;от принадлежности депонируемой суммы к тому или иному агрегату денежной массы,которой располагает коммерческий банк. Для денежных компонентов, входящих всостав предыдущего денежного агрегата, уровень резервирования выше, чем усоставных частей последующих денежных агрегатов.
Ассоциация российских банков (АРБ) еще в феврале 2000 г. выдвинуларяд предложений, сокращающих полномочия Банка России в области обязательногорезервирования[9].Она направила в Государственную Думу проект, в котором было предложено создатькомиссию по денежно-кредитной политике, в чье ведение предлагалось передать всевопросы, касающиеся обязательных резервов банков. Членами комиссии могут бытьвысокопоставленные специалисты, назначаемые Государственной Думой попредставлению председателя Банка России. В проекте предлагалось установить, чтонормативы обязательных резервов не могут превышать 5% обязательств кредитнойорганизации и могут быть дифференцированы для различных кредитных, организаций.Банки, у которых сумма обязательных резервов не превышает 10 млн. руб.,освобождаются от депонирования обязательных резервов. Предлагалось установить,что нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены болеечем на 0,5 пункта, а списание обязательных резервов при недостаточностиденежных средств на корреспондентском счете банка производится в соответствиисо ст.855 Гражданского кодекса РФ. В этой статье установлена очередностьплатежей при недостаточности денежных средств на счете, т.е. в соответствии сГК РФ списание обязательных резервов должно осуществляться не в бесспорномпорядке (как сейчас), а в пятую очередь, после других обязательных платежей.
Существует много мнений о необходимости применениядифференцированных нормативов резервирования для различных кредитныхорганизаций в зависимости от рода деятельности и от величины капитала. Аргументв пользу этого таков: дифференцированные нормативы эффективнее вследствие болееизбирательного действии и могут быть более обоснованными в социальном плане.
Использование дифференцированных нормативов в зависимости отсроков привлечения ресурсов, а также от принадлежности к тому или иномуденежному агрегату усложняет расчеты и проверки выполнения обязательныхрезервов, а также создает возможность для кредитных учреждений отнестипривлеченные ресурсы к категории с более низкими нормами резервирования.

Нормативы обязательных резервов кредитных организаций (с1991 года) в процентах.   Норматив перечисления от объема привлеченных средств 1.06.91 — 31.01.92 2   Счета до востребования и счета со сроком погашения до 1 года Обязательства свыше 1 года 1.02.92 — 29.02.92 10 5 1.03.92 — 31.03.92 15 10 1.04.92 — 31.01.95 20 15   Счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней включительно Срочные обязательства от 31 дня до 90 дней включительно Срочные обязательства от 91 дня и более Счета в иностранной валюте Вклады и депозиты физических лиц в рублях независимо от сроков (Сбербанк РФ) 01.02.95 — 30.04.95 22 15 10 2   01.05.95 — 30.04.96 20 14 10 1,5   01.05.96 — 10.06.96 18 14 10 1,25   11.06.96 — 31.07.96 20 16 12 2,5   01.08.96 — 30.10.96 18 14 10 2,5   01.11.96 — 30.04.97 16 13 10 5
101 01.05.97 — 11.11.97 14 11 8 6 9,5 12.11 97 — 30.11.98 14 11 8 9 9,5 01.12.97 — 31.01.98 14 11 8 9 8 01.02.98 — 23.08.98 11 8 24.08.98 — 31.08.98 10 7
 1 c 01.12.96.   Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц 1 декабря 1998 г. - 5* 19 марта 1999 г. — 9 июня 1999 г. 7 5
 * Единый норматив по привлеченнымсредствам в рублях и иностранной валюте.   Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте Норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации 10 июня 1999 г. — 31 декабря 1999 г. 8,5 5,5 1 января 2000 г. — 31 марта 2004 г. 10 7 1 апреля 2004 г. — 14 июня 2004 г. 9 7 15 июня 2004 г. — 7 июля 2004 г. 7 7
/>  Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте 8 июля 2004 г. — 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5 1 августа 2004 г. — 30 сентября 2006 г. 2 3,5 3,5 1 октября 2006 г. — 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5 1 июля 2007 г. — 10 октября 2007 г. 4,5 4,0 4,5 11 октября 2007 г. — 14 января 2008 г. 3,5 3,0 3,5 15 января 2008 г. — 29 февраля 2008 г. 4,5 4,0 4,5 1 марта 2008 г. - 5,5 4,5 5
Дата последнего обновления: 4февраля 2008 года.
Некоторое время в Россиисуществовал единый норматив обязательного резервирования, однако несмотря наудобство его использования, Банк России считает целесообразным устанавливатьболее низкие нормы резервирования по вкладам населения. Действительно, проблемв этой области много: величина вкладов населения в российскую банковскуюсистему незначительна; многие потенциальные вкладчики не спешат доверять своисбережения российским банкам, недоверие населения велико, доходы по вкладам вреальном выражении отрицательны, что вообще лишает смысла делать вклады. Регулирующиеорганы осознают данные проблемы, о чем свидетельствует множество публикаций оведущейся работе по созданию механизма сохранности вкладов населения во всехкоммерческих банках.
В экономической литературедостаточно часто встречается критика, направленная в адрес Банка России, всвязи с использованием обязательного резервирования. Приводятся аргументы, чтоданный инструмент административного регулирования применяется с целью получитьнадежный источник финансовых ресурсов, а также полностью контролироватьденежную систему. Также считается, что сокращение государственноговмешательства в экономику и финансовая либерализация способствуют развитиюустойчивой денежно-кредитной системы.
Обязательное резервирование — это,с одной стороны, метод, стабилизирующий денежное обращение, в чемзаинтересовано все общество, а не только регулирующие органы. С другой стороны,недостатки обязательного резервирования делают необходимым поиски егоэффективного преобразования[10].
Заключение
Критики обязательных резервов обоснованно утверждают, чторегулирование уровня требований обязательного резервирования приводит к изъятиюили высвобождению значительных объемов ликвидности коммерческих банков. Этооказывает влияние на процесс мультипликации кредитов и депозитов и на созданиеденег. Поэтому «в вину» обязательным резервам их оппонентами обычноставятся «дискриминация» кредитных операций, осуществляемых банками,ведь в конечном счете ставки по обязательным резервам (при данном уровнеденежной базы) устанавливают верхний предел роста денежной массы.
Отвлечение значительных объемов свободных банковскихрезервов, которые, находясь на счетах в центральном банке, в большинствеслучаев не приносят дохода, рассматривается как своеобразный налог на кредитныеорганизации и как негативная черта обязательных резервов. При обязательномрезервировании коммерческие банки несут альтернативные издержки,соответствующие доходу, недополученному от производительного вложения средств,равных по величине обязательным резервам в центральном банке. Это приводит кснижению рентабельности кредитных организаций, что в масштабах страныравноценно снижению конкурентоспособности национальной банковской системы илипри дифференциации ставок резервных требований по различным типам коммерческихбанков — ущемлению конкурентных позиций тех из них, для которых установленыболее высокие резервные требования.
Сомнения относительно необходимости сохранения минимальныхрезервов оправдывают также ссылкой на их легкую замещаемость с точки зрениявыполнения целей денежной политики. Поскольку даже небольшое изменениерезервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидностикоммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения,обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежнойполитики. Чтобы не приводить к росту неопределенности и неуверенности укоммерческих банков, которые могут возникнуть в результате активной политикиобязательных резервов, и не осложнять им управление своей ликвидностью,центральные банки стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок.Но это обстоятельство также используется в качестве аргумента против примененияобязательных резервов в качестве денежно-политического инструмента.
Ряд экономистов, как в России, так и за ее рубежами считают,что обязательные резервы — это старый, отживший инструмент вденежно-политическом арсенале центральных банков. Указывая на то, что внастоящее время у центральных банков большинства развитых стран имеются идругие (более эффективные и гибкие) инструменты, в частности операции открытогорынка, а также учитывая практику центральных банков Канады, Мексики, Швеции,Англии, оппоненты обязательных резервов выступают за отказ от их сохранения вструктуре инструментов денежной политики[11].
Я считаю, что критика обязательных резервов обоснована, нополностью с ней соглашаться нельзя. Критики считают, что единственным способомвоздействия на состояние денежной сферы является изменение резервных ставок. Обязательныерезервы воздействуют на денежную сферу и при неизменных резервных ставках.
Путем совершенствования условий обязательного резервированияи превращения обязательных резервов в минимальные центральным банкам удаетсяоказывать стабилизирующее воздействие на текущее состояние ликвидностикредитных организаций и динамику ставок денежного рынка. Если центральные банкиотказываются от требования образования указанных резервов, то растут, вчастности, масштабы и частота операций на открытом рынке. Об этомсвидетельствует опыт центральных банков, работающих без обязательных (минимальных)резервов, и в том числе Банка Англии. Отказ от использования минимальныхрезервов не является негативной характеристикой этого инструмента денежнойполитики или свидетельством его несостоятельности. Это означает лишь то, чтонекоторые страны предпочли перейти к другой операционной процедуре денежнойполитики. Хорошо это или плохо, покажет время. А пока ясно, что и у одного, и удругого варианта есть сторонники.
Список литературы
1. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. — М.: Финансы истатистика, 2004.
2. Ларина О.И., Москвин В.А. Обязательное резервирование в России // Банковскоедело, 2003, №3.
3. Залунина Л.В. «Традиционный» инструмент денежной политики // Банковскоедело, 2003, №10.
4. Федоров Б.Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. — Санкт-Петербург:Лимбус Пресс, 2000.
5. Залунина Л.В. «Традиционный» инструмент денежной политики // Банковскоедело, 2003, №12.
6. Вардуль Н. Банкиры хотят урезать права ЦБ // Коммерсант, 2000, №34.
7. http://cbr.ru.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2004.
9. Российская банковская энциклопедия. — М.: Энциклопедическая творческаяассоциация, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.