Реферат по предмету "Педагогика"


Сущность, назначение и содержание воспитания

Реферат
«Сущность,назначение и содержание воспитания»

Содержание
1.  Понятиео воспитании. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса
2.  Идеянационального воспитания
3.  Психолого-педагогическиепроблемы семьи

 
Понятие о воспитании
Сам феномен воспитания данчеловечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развитиясвоего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этотпроцесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательныхвзаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового ивечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том,что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми довремени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательствавзрослых в подготовку подрастающих поколений.
Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идеяотражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс – движениеотношений, общения, деятельности в обществе, — благодаря которому осуществляетсяпреемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводствапроизводительных сил.
Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначениемисполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия междупоколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений вжизнь общества, становление их производительной силой и личностями. Активнымисубъектами конкретно-исторического процесса.
Содержание.Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеетсвоим содержанием прежде всего эмпирический ( Э .- источником и критериемпознания считается чувственный опыт, наблюдение) опыт познания мирачеловечеством., постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опытпередается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, какпроизводительный труд, жизнеобеспечение и культура.
Итак, общественное явление – воспитание –необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляетсяв конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихсяобщественных отношений и образа жизни общества; основным критерием егоосуществления, реализации является степень соответствия свойств и качествличности требования жизни.
Основная функция воспитания как общественного явления — вобслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всегомногообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполненияобщественных, прежде всего производственных, отношений.
Диалектика и движущие силы воспитательного процесса.
Но воспитание формирует не только производительную силу, но иразносторонне развитие человека, оказывает влияние и на характерпроизводственных отношений, способствует их совершенствованию. Возникает тесноедиалектическое взаимовлияние: отношения собственности, производственныеотношения, определяя характер воспитания, расширяют и обогащают его функции, аоно в свою очередь делает производственные и собственнические отношения болеесовершенными, успевающими изменяться и прогрессировать, вслед за развитием производительныхсил.
Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную сменупоколений, преемственность между ними путемпередачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения.Язык занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он выступает и вкачестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и вкачестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения кдругому.
Воспитание обладает собственными, специфическими противоречиями,которые свойственны только ему, устранение которых в значительной мере послужатдвижущей силой воспитания.
К числу таких противоречий, отражаемых воспитанием, относитсяосновное общественное противоречие, возникающее в результате сдерживанияразвития производительных сил закосневшими и устаревшими производственнымиотношениями. Это противоречие является в общественном воспитании в видеупрочения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Всистеме народного образования это выразилось в ее некоторой формализации иединообразия содержания, форм и методов.
Другое противоречие воспитания возникает на стыке требований жизнии уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производстве. Осмыслениетребований жизни, приведение содержания и организации воспитания в соответствиес этими требованиями запаздывает, задерживается, отстает от бурного развития научно-техническогопрогресса. Разрешение этого противоречия требует ритмичного и систематическогообновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие стребованиями жизни организации и методов воспитания. Это есть противоречиемежду новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки кней.
Третье противоречие воспитания образуется между огромными, неограниченнымивозможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальнымиприродными силами и ограничивающими, обуславливающими, программирующими эторазвитие условиями социальной жизни общества.
Четвертое противоречие воспитания обнаруживается междуактивно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию вобщественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении инедостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участияв жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью. Это противоречие являетсяреальной движущей силой, стимулом для детей к познанию. К активному участию ввоспитательном процессе.
Методы стимулирования.
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутрикаждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказыватьдополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие другихметодов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называтьосновными. Рассмотрим методы стимулирования подробнее.
Соревнование. Стремление кпервенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенномолодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцамсоперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованиювыродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи идоброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижениевысоких результатов, развитие инициативы и ответственности.
Поощрение. Поощрение — это сигнало состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественноепризнание того подхода, того образа действия и того отношения к действию,которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, котороеиспытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии,уверенность в своих силах н, как следствие, сопровождается высокойстарательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения —возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобыиспытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Особенноэффективно поощрение при работе с младшими воспитанниками, которые наиболеечувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагогическаяцелесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми,застенчивыми, неуверенными в себе.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы непривести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особойзаботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных иобойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения— принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественныммнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание. Наказание — один изсамых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусахвстречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик вхарактерной позе и учитель с розгами над ним. Привлекала в этом методе простотаи внешняя кажущаяся результативность. Однако со времен тоже очень давнихведется борьба за отмену физических наказаний и наказаний, оскорбляющих честь и достоинство воспитанника. Накаких-то этапах эта борьба перехлестывала через край и превращалась в борьбу снаказанием как с методом. Так, в первые годы советской власти в школахнаказания были отменены вообще. Это обедняло педагогическую палитру и естественновызывало критику со стороны той части педагогической общественности, которая неподдалась эйфории «свободного» воспитания.
Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А. С.Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только закончена, но инеобходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру,воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство,умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет егозадуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувствонеудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание — это самоутверждениенаоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а припланировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекснеприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ниморального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанноговоспитанника — чувство переживания, отчужденности, отстраненности от другихвоспитанников, от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние«выталкиванием из общих рядов». Вот почему не рекомендуются коллективныенаказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников нанездоровой основе.
Педагогические требования к применению мер наказания сутьследующие:
1)нельзя наказывать занеумышленные поступки;
2)нельзя наказывать наспех,без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чемнаказать одного невинного;
3)сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Идея национального воспитания
Стержнем всей системы воспитания в Украине являетсянациональная идея, которая играет объединяющий консолидирующий фактор вобщественном развитии, направленного на выработку жизненной позиции человека, становленияего как личности, как гражданина своей страны. Национальный характер воспитаниясостоит в формировании молодого человека как гражданина Украины независимо от егоэтнической принадлежности.
Интегрирующей основойнациональной системы воспитания является общность историко-географическогоположения, языка, культуры и традиций, осознание своей принадлежности кукраинскому обществу. Каждый из этих факторов определяет единство поколений,современных, прошлых и будущих, способствует формированию гражданина-патриота.
Воспитание подрастающихпоколений отвечает потребностям этнокультурного возрождения и развития, какукраинского народа, так и представителей других этносов, которые проживают вУкраине, предусматривает предоставление им широких возможностей для познаниясвоей истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирования чувстванационального единства.
Современное воспитаниев Украине должно обеспечить привлечение молодежи к мировой культуре иобщечеловеческим ценностям. Своими формами и методами оно опирается на народныетрадиции, лучшие достижения национальной и мировой педагогики.
Национальное воспитаниеимеет общественный характер. К нему причастны семья, ближайшее социальноеокружение – формальные и неформальные объединения, общественные организации,средства массовой информации, заведения культуры, религиозные объединения ит.д.
Процесс воспитанияорганически объединен с процессом обучения, овладения основами наук, богатствомнациональной мировой культуры.
Гуманистическийхарактер воспитания предусматривает построение его содержания и форм на основеглубокого понимания воспитателем природы воспитанников, их индивидуальных черти возможностей, уважения к личности ребенка, заботы о его гармоническомразвитии, установления сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Такой подходпредусматривает отношение к каждому воспитаннику как к неповторимой личности,субъекта свободного развития, признание его прав, исходя из совокупности знанийо человеке. В связи с этим первоочередного значения приобретает деятельность социальныхи психологических служб, которые способны на профессиональном уровне обеспечитьдифференциацию и индивидуализацию воспитательного влияния.
Данная концепция имеетсвоей целью определить приоритетные задачи воспитания в национальной системеобразования и основные направления их реализации на современном этапе развитияукраинского общества.
Идеалом национальноговоспитания является гармонически развит, высокообразованный, социально активени национально сознательный человек, который наделен глубокой гражданственной ответственностью,высокими духовными качествами, семейными и патриотическими чувствами являетсяносителем лучших достижений национальной и мировой культуры, способен ксаморазвитию и самоусовершенствованию.
Главная цельнационального воспитания – приобретение молодым поколением социального опыта,унаследование духовных достижений украинского народа, достижение высокойкультуры межнациональных отношений, формирование в молодежи, независимо от еенациональной принадлежности, черт гражданина Украинского государства, развитойдуховности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой,экологической культуры.
Основные направлениянационального воспитания.
Патриотическоевоспитание – формирование патриотических чувствозначает выработка высокого идеала служения народу, готовности к трудовому игероическому подвигу во имя процветания украинского государства.
Правовоевоспитание – формирование правовой культуры –привитие уважения к правам и свободам человека и гражданина, КонституцииУкраины, государственных символов (Герба, Прапору, Гимну); знание и соблюдение вповедении Законов Украины; активное противодействие личностям и учреждениям,которые нарушают законы, приносят урон государству.
Нравственноевоспитание – привитие и развитие нравственных чувств,убеждений и потребностей вести себя достойно с моральными нормами, которыедействуют в обществе. Овладение духовной культурой человечества, нации,ближайшего социального окружения. Наследование лучших нравственных примеровсвоей семьи, украинского народа, нравственных общечеловеческих качеств.
Художественно-эстетическоевоспитание – предусматривает образованность ивоспитанность личности. Воспитывая у молодежи эстетические взгляды, вкусы,которые основываются на народной эстетике и на лучшие достижения цивилизации, необходимовыработать умения собственноручно приумножать достижения культуры и искусства.
Трудовоевоспитание – формирование творческой, трудолюбивойличности, умелого хозяина, который имеет соответствующие навыки и умения,профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономикеможет самостоятельно найти применение собственным способностям в системе производства,науки, образования.
Физическоевоспитание – утверждение здорового способа жизни какнеотъемлемого элемента общей культуры личности. Полноценное физическое развитиеличности, формирование ее физических способностей, укрепление здоровья,гармонии тела и духа, человека и природы – основа физического воспитания.
Экологическоевоспитание детей и молодежи предусматривает формированиеэкологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувствоответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле,привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.
Рассмотренныенаправления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеютсамостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе с тем, все они создаютцелостную систему национального воспитания.
Психолого-педагогическиепроблемы семьи
 В отношениях родителей, педагогов и детей естьсложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характеречеловеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. Апарадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги ее незамечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогическойинформации.
Теперь — о самойпроблеме. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенныетипичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие вариантыначинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить вопределенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношенийвозникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, какправило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтнойситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не ихпоследовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый,удивительный случай.
Причиныконфликтов и их профилактика
Родители и детииспытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем же характеризуютсятакие отношения? Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи:порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством вовзаимоотношениях. Умение родителей чутко понять мир ребенка, его возрастныезапросы.
Особая сфера духовныхконтактов – развитие отношений детей к жизненным перспективам, к жизненнойдеятельности, к людям, к себе. Яркие примеры такого содружества – некоторыесемьи замечательных людей. Семейные традиции деятелей культуры и науки,искусства, спорта.
Потребностью этого назватьнельзя, но родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними.
Это менее полная степеньконтактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенныесвязи нарушены. Наметилась едва ощутимая «трещинка» в душевных связях междуродителями и детьми. Недостаточная чуткость со стороны родителей, душевнойтонкости, такта в конкретных ситуациях, недооценка потребностей ребенка бытьличностью и т.д. едва заметные признаки возникающей дистанции уже даютродителям повод для серьезных профилактических размышлений.
Скорее родители стараются вникатьв интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними.
 Эта стадия отношений наиболеепротиворечивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать вжизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают. Но…не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастуюразбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясьпредостеречь детей от опасностей, счастливить их, родители фактически обрекаютсвоих дорогих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
Скорее дети испытывают желаниеделиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей.
Такой вариант отношений возникаетпри чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своимиотношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполненииродительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает уних чувство обиды и одиночества.
Поведение, жизненные стремлениядетей в семье вызывают конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители.
Такого рода ситуации обычносвязаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опытародителей, их усилий на их благо. Справедливые огорчения родителей вызываютодносторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечениядетей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальнымипоступками. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться вмотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их доводам иаргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и обычно бывают) искреннеубеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять.
Скорее правы дети.
 Разумеется, и в этом случаеродители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, изискреннего желания добра детям. Это влечет за собой обоюдные огорчения. Конфликтныеситуации могут вызываться личными недостатками родителей. Которые не имеют илине считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и кдетям. Это проявляется в нервозности. Вспыльчивости, нетерпимости к иномумнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей ксомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. «Когдаотец приходит пьяным, я бы хотел, чтобы он ушел и никогда не вернулся».
Конфликты возникают по причинамобоюдной неправоты.
Накопившееся обиды раннегодетства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны»сначала в эпизодические «контрнаступления» а затем, если родители не понимаютсуть происходящего, не изменяют тактики своего отношениям к детям, в наступлениепо всему «фронту» отношений. Военная терминология здесь уместна: это « холоднаявойна» нервозных повседневных стычек. Обе стороны утратили способность слушатьи понимать друг друга. Устали от бесполезных длительных дебатов и взаимныхупреков.
Рациональные условия отношенийродителей и детей:
Духовные контакты в семье немогут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремленийродителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки:
-    разумнаяорганизация семьи;
-    педагогическийтакт;
-    общиеувлечения.
Таким образом, в каждой семьеможет сложиться многообразная система установления тесных связей родителей идетей: от родителей к детям, от детей к родителям. Глубокие контакты сродителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенностии надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
ЛИТЕРАТУРА
1.БабанскийЮ. К. и др. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988.
—С.105—113.
2.Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе.—М.:Просве
щение, 1974. — С. 70—130.
3.Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. Т.5.
—М., 1958.
 4.ХарламовИ. Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа, 1990. — С 324—329.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.