Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Поэты «чистого искусства»

Поэты «чистого искусства»

Картина
русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли
существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным
наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали
идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли
Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его
стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850;
«Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в
русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию
самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у
Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего
развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью
объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно
установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование
ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все
творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично
полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни
революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их
произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение
феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным
правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют
этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой,
изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям
либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения
затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по
важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее
послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым
в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей
помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой
субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова
проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной
и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии
свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие
романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не
меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература,
творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью
своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов
и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее
популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором
переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей
(городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно
отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в
изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической
структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого
искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности
заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого
искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся
всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое
воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения
(Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты
дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы
войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для
современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый —
художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой
им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно
переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отравления сельскохозяйственных животных
Реферат «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»
Реферат Технология приготовления блюд из жареной курицы и бисквитного теста
Реферат Воєнне мистецтво козацьких полковників у Визвольній війні українського народу середини ХУІІ ст
Реферат Основные принципы политической деятельности государя в концепции НМакиавелли
Реферат Санкт-Петербург второй половины XVIII века Российское Просвещение
Реферат Критерії детермінуючі фактори та резерви ефективного лікування хворих з артеріальною гіпертензією
Реферат Реализация принципа наглядности при изучении темы физики Электромагнитные явления
Реферат Разрушение и выветривание горных пород
Реферат К выбору технологий и горного оборудования для освоения месторождений песчано-гравийной смеси
Реферат Агрессивность это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии
Реферат Вредное влияние курения на организм. Способы избавления от курения.
Реферат Інформація до засідання робочої групи «Національні проекти» Про виконання Розділу 21 «Реалізація Національних проектів» Національного плану дій на 2011 рік Аналітична довідка про поточний стан виконання розділу 21 «Реалізація національних проектів» Н
Реферат Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Реферат Общие сведения о вредителях и болезнях плодовых и ягодных культур