Реферат по предмету "История"


Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище

Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище.

XIX
век в Европе и России был временем быстрых темпов развития науки, техники,
промышленности, образования. Произошёл переход от мануфактурного к машинному
производству. Во всех странах возросла потребность в инженерах, мастерах,
квалифицированных рабочих. Развитие промышленности в России, особенно во второй
половине XIX в., также выдвигало эти задачи. В этих условиях В России в XIX в.
начинает создаваться система учебно-профессиональных школ и училищ.

Первым
в России таким особого рода Училищем стало Московское ремесленное учебное
заведение, созданное в 1830 г., - основа и родоначальник МГТУ.

История
создания Училища связана с историей Воспитательного Дома, учрежденного в 1763 г.
Екатериной II, и благотворительной деятельностью вдовы императора Павла I -
Марии Фёдоровны.

Московский
Воспитательный дом был создан как государственное учреждение для детей-сирот
(до 500 чел.), в котором они получали образование, воспитание и профессиональную
подготовку. В 18-20 лет выпускались как “сословие вольных людей”.

В
1826 г. - по предложению императрицы было решено перевести часть воспитанников
Воспитательного дома в отдельное училище с мастерскими, где бы их обучали, в
основном, производственным ремёслам (повеление было издано 5 октября).

14
октября 1826 г. - император Николай I издал распоряжение, повелев передать
Воспитательному дому Слободской дворец на Яузе, который необходимо было
восстановить после пожара 1812 г. Всего было определено 300 воспитанников.

1
(13) июля 1830 г. император Николай I утвердил “Положение о Ремесленном учебном
заведении при Московском Воспитательном доме”. В нем было записано: “...Обучать
разным наукам и ремеслам до 300 воспитанников Московского Воспитательного дома
с целью сделать их полезными членами общества, не только приготовлением из них
хороших практических различного рода ремесленников, но и образованных искусных
мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных
работ сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к
распространению их в России”.

На
первом этапе обучали разным ремеслам: медники, портные, столяры, маляры и т.д.
Затем процесс обучения стал меняться. Была поставлена задача преобразования РУЗ
в высшую инженерную школу.

К
1868 г. МРУЗ получил признание за подготовку специалистов, учебных пособий,
образцов техники не только в России, но и за рубежом.

1
июня 1868 г. император Александр II утвердил Устав, по которому ремесленное
учебное заведение становилось “Императорским Московским техническим училищем”
под особым их императорским величеством покровительством и становилось высшим
техническим учебным заведением.

Система
такой подготовки получила всемирное признание. После Всемирной выставки в
Филадельфии в 1876 г. Президент Бостонского технологического института доктор
Рункль писал директору ИМТУ:

“За
Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического
образования... В Америке после этого никакая иная система не будет
употребляться”.

Создание
такой программы обучения было заслугой сложившегося в конце XIX - начале XX вв.
творческого коллектива преподавателей, среди которых одна из ведущих ролей
принадлежала Н.Е.Жуковскому.

В
музее МГТУ есть уникальный экспонат – подлинник - личное дело Н.Е.Жуковского.
Пожелтевшие страницы, старательно пронумерованные педантичным служащим, а за
ними – целая жизнь длиною в 49 лет. Жизнь со своими проблемами и служебного, и
профессионального роста, и материального обеспечения, и решения нелегких
проблем личной жизни.

После
окончания в 1868 году физико-математического факультета Московского
университета по специальности «Прикладная математика» Жуковский начинает
работать во Второй женской гимназии, а после сдачи магистерских экзаменов
Н.Е.Жуковский с января 1872 года утверждается в должности преподавателя
математики в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), с которым
навсегда связал свою жизнь.

В
1874 году Н.Е.Жуковский был утвержден доцентом на кафедре аналитической
механики ИМТУ. Работая над вопросами гидромеханики, Н.Е.пишет свое знаменитое
сочинение – магистерскую диссертацию – «Кинематика жидкого тела»,
опубликованную им в 1876 году в YIII томе Математического сборника, и которую
он блестяще защитил 13 октября того же года в Московском университете.

Большое
влияние на его дальнейшее научное развитие, выработку научных взглядов, оценку
различных направлений в области математики и механики оказала командировка в
политехнические школы Германии и Франции в 1877 г.

Преподавание
механики в ИМТУ шло успешно и в 1878 году для Николая Егоровича была создана
кафедра теоретической механики, которой он руководил до конца своей жизни, в
течение 43 лет. 13 октября 1879 г. Н.Е.Жуковский был утвержден в должности
сверхштатного профессора, штатным профессором механики он был утвержден 8
апреля 1887 года, уже будучи доктором прикладной математики.

Научные
заслуги Жуковского были отмечены избранием его в 1894 году
членом-корреспондентом Российской академии наук, а от почетного предложения
быть избранным действительным членом академии он отказался, т. к. это требовало
переезда в Петербург. Но в Москве оставались его друзья, коллеги, ученики,
оставалось преподавание в ИМТУ и Московском университете, к которым он
привязался всей душой.

Признанием
значимости работ Н.Е.Жуковского в области математики явилось избрание его
президентом Московского математического общества в 1905 году. Он говорил: »В
математике тоже есть красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется
иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь
умозаключений, иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе
кое-что недосказанное, но многообещающее».

Н.Е.Жуковский
– великий русский механик. Вопреки устоявшемуся мнению на теоретическую механику
как на прикладную математику с 1874 года Жуковский начинает читать ее в ИМТУ
как естественно-научную дисциплину, ведя и практические занятия со студентами.

Николая
Егоровича называют отцом русской авиации. Проблемы воздухоплавания привлекали
его задолго до начала развития авиации. Этому предшествовали и доклады в
Политехническом обществе, и ряд публикаций, в том числе известная работа «О
парении птиц». А в 1893 г. в докладе «О воздухоплавании» прозвучали его
пророческие слова - «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к
весу мускулов он в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь
не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.

Осенью
1909 года Н.Е.Ж. организовал в ИМТУ студенческий воздухоплавательный кружок,
членами которого стали его ближайшие ученики А.Н.Туполев, Б.С.Стечкин,
А.Н.Юрьев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, В.М.Петляков, А.А.Микулин,
В.П.Ветчинкин и др.

Первая
мировая война внесла свои коррективы в деятельность образованной в 1905 году
аэродинамической лаборатории ИМТУ - фактически в тот период времени главный
аэродинамический центр России. А так как военное ведомство загрузило
аэродинамическую лаборатории срочными заказами, то при ИМТУ были созданы, по
настоянию Н.Е.Жуковского, расчетно-испытательное бюро (РИБ) и теоретические курсы
военных летчиков, которыми он же и руководил. К концу1918 года относится
создание Н.Е.Жуковским ЦАГИ (Центрального аэродинамического института.

Несмотря
на большую загруженность (работа в нескольких учебных заведениях) Н.Е. всегда
находил время для научных изысканий. Но он любил науку не только объясняющую
мир, но и указывающую пути для его переустройства. В нем жила душа инженера.
Подтверждением этого является утверждение Н.Е.Жуковского в звании почетного
инженера-механика ИМТУ с выдачей ему диплома и золотого нагрудного знака. В
дипломе было написано: « Выдающийся научный деятель, теоретик по общему
характеру своих работ, Николай Егорович останавливался всегда с особенной
любовью на тех проблемах науки, которые имеют непосредственные практические применения.
Можно указать на целый ряд важных для техники вопросов, получивших освещение в
трудах Жуковского, Сюда относятся, например, его работы о гидравлическом ударе,
о движении воды в песках, о качке судов… Много поработал он и для нужд высшего
технического образования. Курс его лекций, читанных в Училище, рекомендуется
как пособие во многих учебных заведениях. В самое последнее время Николай
Егорович прочел совсем по-новому теорию регулирования хода машин, а также дал
возможность студентам ознакомиться с научными основами воздухоплавания».

Тяжелая
болезнь и безвременная кончина любимой дочери Елены подорвали его здоровье и 17
марта 1921 года он скончался в санатории Усово. В личном деле сохранились не
только справка о смерти, но и вся последующая переписка руководства училища с
вышестоящими органами по поводу организации похорон, по назначении пенсий его
сестре и внучатым племянникам, о судьбе его личной библиотеки, насчитывающей
несколько тысяч томов, об увековечивании памяти выдающегося ученого и педагога.

Мы
всегда трепетно относимся к имени Николая Егоровича и стараемся воспитать в
своих студентах чувство гордости и понимания того, какая великая честь им
выпала учиться в старейшем учебном заведении России, где почти 50 лет
проработал этот великий ученый.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.techno.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.